Экономическое воспитание дошкольников формирование предпосылок финансовой грамотности доклад

Обновлено: 16.05.2024

Тема проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Описание проекта: Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Проект по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников разработан в целях просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников начальных представлений о финансовой составляющей жизнедеятельности современной семьи, понимания материальной стороны окружающего пространства.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями дошкольников, сотрудниками банка, что облегчает восприятие детьми знаний о мало знакомой стороне окружающего мира.

Актуальность проекта:

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни.

Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой грамотности уделяется мало внимания, грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт.

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения о том, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.

Человек, уверенный в своем финансовом будущем, чувствует себя гораздо спокойнее, планируя свое будущее, поэтому и следует знакомить дошкольников с навыками грамотного пользования средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

Очень важен для детей пример родителей. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать о потребностях своей семьи, научиться жить по средствам, тратить меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Среди психологов и педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности, но в целом считается, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем не влезать в долги, держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.

На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр.

Цель проекта – содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

Совершенствовать коммуникативные качества детей;

Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний.

Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.

Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.

Участники проекта:

дети подготовительной к школе группы;

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Продукты проекта для педагогов:

План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;

Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта;

Подборка литературы и наглядных материалов, презентаций;

Портфолио с фотоматериалами мероприятий и дипломами детей;

Дипломы победителей и участников мероприятий;

Участие детей в тематических мероприятиях (по плану проекта).

Материалы и оборудование:

Основные формы реализации проекта:

Чтение художественной литературы;

Сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность;

Просмотр фрагментов обучающих мультсериалов;

Экскурсии в Музейно-экспозиционный фонд Отделения по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ;

Участие в олимпиадах, в Квесте ЦБ РФ.

Этапы проекта:

изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

Создание развивающей среды по теме проекта.

2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

Ожидаемый результат проектной деятельности.

Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

Педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

«Можно смотреть на деньги свысока,

Работа в данном направлении вызвала у нас интерес, так как осуществлялась в первый раз и реализовывалась нами в течении 2 лет.

Цель данной работы мы определили, как формирование основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. (СЛАЙД)

Помимо цели, нами были определены задачи по формированию финансовой грамотности дошкольников.

Задачи: (СЛАЙД)

Способствовать развитию у дошкольников экономического мышления, интереса к экономическим знаниям посредством создания и использования инновационных дидактических средств обучения и развития с помощью экономических игр, задач, направленных на обучение детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию.

Расширять представления детей о деньгах и расхода семейного бюджета;

Формировать правильное отношение к деньгам как предмет жизненно необходимый.

Формировать знания о том, что деньги надо сначала заработать, а потом тратить.

Повысить уровень финансовой грамотности участников воспитательно – образовательного процесса.

Активизировать работу по экономическому развитию дошкольников через обогащение ППС.

Участниками выступали дети старшего дошкольного возраста. Большое внимание уделялось работе с родителями (законными представителями) и непосредственно воспитатели группы, осуществлявшие работу по данному направлению. (СЛАЙД)

Формирование основ финансовой грамотности осуществлялось нами в несколько этапов:

1этап – Организационный: (СЛАЙД)

изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

информирование родителей о планировании работы с детьми по данному направлению;

анкетирование родителей по данной теме;

подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике;

подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;

создание развивающей среды по теме, которая включала в себя обогащение дидактическими играми, сюжетно – ролевыми играми.

Одним из направлений работы по приобщению дошкольников к финансовой грамотности, было ознакомление родителей с данной темой, где родителям предлагалось заполнить анкету, в которой предлагался ряд вопросов о том, знает ли ребенок, для чего нужны деньги? Как ими пользоваться? О профессиях? Рассказывают ли ребенку дома, откуда берутся деньги, как их тратить и как это делать правильно?

Делался акцент на то, что все профессии нужны и важны, так как каждая из них оценивается как важная!

Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста продолжалось в проведении мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми:

- изучение правил финансовой грамотности, которое заключалось в определении поступить правильно/не правильно в той или иной ситуации; детям предлагались карточки, где изображены различные ситуации, где дошкольник должен выбрать правильный вариант, как ему поступить, чтобы сохранить семейный бюджет и т.д. (СЛАЙД )

- это использование раздаточного материала в соответствии с темой, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр;

-художественное творчество, решение проблемных ситуаций, продуктивная деятельность.

-Большое внимание при формировании финансовой грамотности уделялось организации СРИ профессиональной наклонности.

В данной игре большое внимание уделялось купюрам различного наминала. Дети знали мелкие и крупные деньги, монеты. Правильно пользовались ими в процессе игры.

Дети принимали на себя предложенные роли, где в образе взрослых, брали кредиты, получали зарплату, снимали деньги с банкоматов. Так же познакомились с новыми понятиями: терминал, кредит, заработная плата, взять в долг, бюджет и т.д

(СЛАЙД) Большой интерес в игре вызывал терминал, с которого дошкольники снимали деньги, вставляя зарплатную карту, нравилось брать роль консультанта, который мог подсказать, как правильно совершить ту или иную операцию с деньгами, картой.

На протяжении данной работы у детей были сформированы такие понятия основ финансовой грамотности выступило следующее: (СЛАЙД)

Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).

Финансы – это интересно и увлекательно.

Таким образом, можно говорить о том, что это был наш первый опыт работы по данной теме, но тем не менее, поставленные ранее цели нами достигнуты. И продолжать работу по приобщению дошкольников к финансовой грамотности не только интересно, но и всегда продуктивно.

Слайды и текст этой презентации

Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности

Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности

Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом - Приучай его с детства заниматься трудом, Чем он раньше

Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом - Приучай его с детства заниматься трудом, Чем он раньше познает, как хлеб достаётся - Тем полезней ему будет в жизни потом.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Дорожная карта мероприятий по включению финансовой грамотности в программы российских образовательных организаций Сайты:Хочумогузнаю /https://хочумогузнаю.рф/Вашифинансы /https://vashifinancy/ru/Азбука

Дорожная карта мероприятий по включению финансовой грамотности в программы российских образовательных организаций

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.


Цель программы: Помочь детям 5-7 лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой

Цель программы:
Помочь детям 5-7 лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Задачи программыПонимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);Уважать людей, умеющих трудиться и


беседысюжетно-ролевые, дидактические, настольные игрыинтеллектуальные игры и развлечения Методы и приемы работы с детьми по финансовой грамотности

сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры

интеллектуальные игры и развлечения

Методы и приемы работы с детьми по финансовой грамотности

чтение стихов, сказок, пословиц, поговорок

интеллектуальные игры и развлечения

анкетированиеконсультациипраздники и развлеченияродительские собрания

праздники и развлечения

Планируемые результаты освоения ПрограммыВ отдаленной же перспективе стоит цель – воспитать человека умеющего и желающего много и

Планируемые результаты освоения Программы

В отдаленной же перспективе стоит цель – воспитать человека умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Презентация на заданную тему содержит 13 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать[8]. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

Национальная Стратегия повышения финансовой грамотности определяет приоритеты, цели и задачи, способы их эффективного достижения и решения в сфере государственного управления отношениями, возникающими при повышении финансовой грамотности населения, создании системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации на среднесрочный период.

Цель стратегии. создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества. Ожидаемым результатом реализации Стратегии является достижение главной цели – создание основ для формирования финансового грамотного поведения населения как необходимого условия финансового благополучия домохозяйств и обеспечения устойчивого экономического роста.

Методы обучения Игровые методы обучения. Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Словесные методы обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения.

Формы словесного обучения. Беседа. Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Тестовый метод. Тест – стандартизированное задание по результатам выполнения, которого судят о знаниях, умениях и личностных характеристиках.

Финансовой грамотности необходимо обучаться с дошкольного возраста. Проблема воспитания финансовой грамотности стала предметом исследования применительно к детям дошкольного возраста. Раннее разумное воспитание финансовой грамотности служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром.

Читайте также: