Судебно медицинская экспертиза жд травмы доклад

Обновлено: 19.05.2024

2. Все ли повреждения образовались от воздействия частей железнодорожного транспорта или на трупе имеются поврежде­ния иного происхождения?

3. Характерны ли имеющиеся повреждения для железнодо­рожной травмы?

4. Имеются ли на трупе повреждения от удара частями дви­жущегося железнодорожного транспорта? В какую часть тела, на какой высоте и в каком направлении нанесен первичный удар?

5. Есть ли повреждения от переезда? По какой части тела, в каком направлении перекатились колеса поезда? Сколько раз тело подвергалось переезду?

6. Имеются ли признаки протаскивания тела по полотну же­лезной дороги?

7. В каком положении по отношению к транспорту находил­ся пострадавший в момент травмы?

8. Нет ли признаков падения пострадавшего из движущегося железнодорожного транспорта?

9. Нет ли признаков, свидетельствующих о повреждениях на теле, возникших при попытке вскочить в движущийся железно­дорожный транспорт?

10. Все ли части расчлененного трупа представлены на ис­следование? Одному ли трупу они принадлежат?

11. Какова последовательность причинения повреждений?

12. Все ли повреждения на трупе являются прижизненными?

13. Сохранялась ли способность к самостоятельным действи­ям смертельно раненного?

14. Какова возможность образования всех повреждений в за­данных условиях железнодорожной травмы?

15. Какова возможность причинения повреждений определен­ными частями локомотива, вагона или их отдельными деталями?

16. Какова возможность причинения повреждений локомо­тивом или вагоном определенного типа или марки?

17. Какова возможность причинения повреждений конкрет­ным локомотивом или вагоном?

18. Не принимал ли пострадавший незадолго до смерти ал­коголь (наркотические вещества)?

19. Является ли след, обнаруженный на железнодорожном транспортном средстве, следом крови? Если это кровь, то како­ва ее видовая принадлежность? Если это кровь человека, то ка­ковы ее групповая специфичность и половая принадлежность?

20. Принадлежит ли волос, обнаруженный на железнодо­рожном транспортном средстве, человеку или животному? Если это волос человека, то с какой части тела он происходит? Како­ва его групповая принадлежность?

21. Сколько времени прошло от смерти до исследования трупа?

Контрольные вопросы

1. Как классифицируются железнодорожные происшествия по своему происхождению?

2. Как классифицируются железнодорожные повреждения?

3. Какие повреждения типичны для железнодорожной травмы?

4. Какие вопросы решаются судебно-медицинской экспертизой при железнодорожной травме?

Железнодорожная травма относится к рельсовой травме. Разновидности рельсовой травмы имеют много сходного с видами автотравмы.

Механизмы образования повреждений:

1) сдавление и размозжение тканей;

2) ножницеобразное разделяющее действие гребня колес с одной стороны и рельса – с другой;

3) трение о полотно железнодорожных путей.

При перекатывании колеса через тело выявляются следующие повреждения.

Полоса давления. Представляет собой участок уплотнения и осаднения кожи пергаментной плотности шириной до 15 см с четкими границами, розово-фиолетового, а спустя 12 ч – буро-коричневого цвета. Образуется на начальном этапе соприкосновения колеса с телом, гребень его (реборда) придавливает и натягивает книзу участок тела. При дальнейшем вращении колеса возникает ножницеобразное действие реборды с одновременным придавливанием остальной части тела к головке рельса катящейся плоской поверхностью колеса (бандаж).

Разминаются мягкие ткани, разрушаются кости, а также внутренние органы в области полосы давления.

По краям полосы давления возникают участки осаднения и обтирания со множеством дугообразных ссадин, надрывов и разрывов кожи, которые возникают от действия боковых поверхностей колесного диска (полосы обтирания).

По краям кожи образуются угловидные лоскуты в месте разделения, вершины которых обращены в сторону направления движения колеса.

Возникают спиралевидные и продольные лампасовидные разрывы кожи конечностей большой протяженности с раздроблением длинных трубчатых костей на значительной площади.

Образуются полосы давления и участки обтирания на одежде в виде наложений смазочных веществ.

Может произойти полное разделение тела или его частей вследствие перекатывания колеса через тело либо неполное разделение, когда кожа остается целой.

Переезд, сопровождающийся волочением тела по железнодорожному полотну, влечет за собой удары о шпалы и рельсы, трения о балластный слой. На коже возникают обширные зоны осаднения, рваные и скальпированные раны, появляются элементы балластного слоя, смазочные материалы.

В случаях железнодорожной травмы на рассмотрение эксперта целесообразно поставить следующие вопросы:

1) все ли из имеющихся повреждений нанесены железнодорожным транспортом;

2) имеются ли повреждения другого происхождения, их характер и травмирующее орудие, не являются ли они признаками борьбы и самообороны;

3) какими частями железнодорожного транспорта могли быть нанесены повреждения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4. Процессуальные и организационные вопросы судебно-медицинской экспертизы

6. Организация судебно-медицинской службы в Российской Федерации. Объекты судебно-медицинской экспертизы. Судебно-медицинская документация

6. Организация судебно-медицинской службы в Российской Федерации. Объекты судебно-медицинской экспертизы. Судебно-медицинская документация Центр судебно-медицинской экспертизы РФ является высшим органом судебно-медицинской службы в нашей стране. Он включает Бюро

14. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой в случаях повреждения тупыми предметами

14. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой в случаях повреждения тупыми предметами При анализе каждого конкретного случая нанесения вреда здоровью судебно-медицинский эксперт оценивает повреждение мягких тканей, костей и внутренних органов в их

16. Механизмы возникновения повреждений при переезде колесом (колесами) автотранспорта

16. Механизмы возникновения повреждений при переезде колесом (колесами) автотранспорта Как самостоятельный вид автомобильной травмы переезд колесом (колесами) встречается редко, комбинируясь чаще с ударом автомашиной.До 90 % всех переездов совершаются грузовыми

18. Транспортная травма. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой

18. Транспортная травма. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой Судебно-медицинская экспертиза при расследовании данной категории дел имеет возможность разрешить следующие вопросы:1) причинены ли повреждения, имеющиеся на одежде и теле потерпевшего,

20. Повреждения острыми предметами, режущими орудиями. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой

20. Повреждения острыми предметами, режущими орудиями. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой В зависимости от механизма действия острые орудия подразделяются на режущие, колющие, колюще-режущие, рубящие, колюще-рубящие, пилящие. Проявлением их действия

21. Возникновение и особенности колотых ран. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой

21. Возникновение и особенности колотых ран. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой Колющие предметы и орудия (гвоздь, игла, шило, заостренный металлический прут или деревянная палка и т. п.) характеризуются узкой, удлиненной формой и острым концом.

22. Повреждения колюще-режущими орудиями. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой

22. Повреждения колюще-режущими орудиями. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой Повреждения колюще-режущими орудиями в практике экспертов встречаются часто, составляя от 30 до 40 % всех повреждений острыми предметами.Колото-резаные повреждения образуются

23. Механизмы возникновения и особенности рубленых ран. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой

23. Механизмы возникновения и особенности рубленых ран. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой Рубящими орудиями называют топоры, мотыги, лопаты и пр. Наличие более или менее острого лезвия и сравнительно большой массы, как правило, является их

24. Огнестрельные повреждения. Повреждающие факторы выстрела. Механизмы возникновения повреждений

24. Огнестрельные повреждения. Повреждающие факторы выстрела. Механизмы возникновения повреждений Огнестрельным называется оружие, в котором снаряд приводится в движение энергией продуктов горения пороха.Повреждения, которые возникают при взрыве боеприпасов

26. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой при огнестрельных ранениях. Направление выстрела

26. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой при огнестрельных ранениях. Направление выстрела При огнестрельных повреждениях перед судебно-медицинской экспертизой стоят следующие вопросы: является ли данное повреждение огнестрельным, если является, то

31. Особенности осмотра места происшествия. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой

31. Особенности осмотра места происшествия. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой Осмотр трупа на месте происшествия при повешении имеет ряд особенностей.В большинстве случаев повешение происходит в таком положении, когда ноги не касаются земли, но оно

36. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой в случаях воздействия высокой температуры

36. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой в случаях воздействия высокой температуры Основные вопросы, которые возникают перед судебно-медицинской экспертизой в случаях воздействия высокой температуры:1) явилась ли смерть пострадавшего результатом

37. Действие низкой температуры на организм. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой

37. Действие низкой температуры на организм. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой При отморожении или переохлаждении в результате воздействия низких температур возможны различного рода повреждения.Отморожением является местное воздействие низкой

44. Ранние трупные изменения. Механизмы возникновения. Судебно-медицинское значение

44. Ранние трупные изменения. Механизмы возникновения. Судебно-медицинское значение Охлаждение тела, трупные пятна, трупное окоченение, высыхание тканей относятся к ранним трупным явлениям.При охлаждении трупа обычно на протяжении первых десятков минут после

54. Исследование спермы, слюны, мочи, волос. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой

54. Исследование спермы, слюны, мочи, волос. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой Исследование спермы. При расследовании половых преступлений объектом судебно-биологической экспертизы являются пятна спермы (мужской семенной жидкости). Предметы, на

Под железнодорожной травмой следует понимать комплекс механических повреждений, возникновение которых находится в прямой зависимости от движения рельсового транспорта.

Судебно-медицинская диагностика отдельных видов железнодорожной травмы и правильное формулирование выводов в заключении эксперта требует обращения к классификации железнодорожной травмы. Наиболее оптимальная для экспертной практики классификация железнодорожной травмы предложена С.С. Мунтяном. Эта классификация определяется двумя признаками, т.е. видом травмы и характером повреждений на теле и одежде. Классификация железнодорожной травмы по видам:

1. Переезд колесами рельсового транспорта (20%).

2. Удар частями рельсового транспорта (44%).

3. Падение из движущегося рельсового транспорта (5%).

4. Сдавление тела между частями рельсового транспорта и путевыми сооружениями (5%).5. Травма внутри вагонов (5%).

6. Комбинированные виды железнодорожной травмы (20%).

Каждый вид травмы может состоять из ряда фаз. Например, при переезде колесами определяются фазы:

1. Первичный контакт колеса с телом.

2. Продвижение тела по ЖД полотну.

3. Накатывание колеса на тело.

4. Перекатывание колеса через тело.

5. Скатывание колеса с тела.

6. Вторичное продвижение тела.

Каждой фазе соответствует характерная морфология повреждений.

Кроме классификации, предложенной С.С. Мунтяном, существует и ряд других классификаций и условных делений повреждений, возникающих при ж.д. (рельсовой) травме.

Кроме того, И.П.Соловьёва (1980) предлагает выделить в отдельный вид травмы травму в метро. При этом она разработала следующую классификацию этой травмы:

1. Падение на движу щемся эскалаторе, при сходе с него в зал.

2. Затягивание частей обуви, верхних конечностей, волос в части движущегося эскалатора.

3. Удар и сдавление смыкающимися створками дверей станции закрытого типа.

4. Попадание в междверное пространство (вагона и станции).

5. Удар и сдавление створками дверей вагона.

6. Попадание между движущимися вагонами и платформой.

7. Падение в движущемся вагоне метро, удары оторвавшимся поручнем.

8. Наезд в тоннеле (обычно производственная травма).

9. Спрыгивание с платформы на рельсы.

Механизмы образования и судебно-медицинская характеристика повреждений при основных видах железнодорожной травмы

Основными механизмами образования повреждений при железнодорожной травме являются:

1. удар тупым предметом (частями транспорта, о железнодорожное полотно или путевые сооружения);

2. сдавление между тупыми предметами (между колесом и рельсом, тарелками буферов, деталями автосцепного механизма, между частями ж.д. транспорта и путевыми сооружениями);

3. скольжение (трение) тела по поверхности пути.

При железнодорожной травме часты сочетанные варианты механизмов образования повреждений.

Похожие книги из библиотеки

Целебный витамин D

Целебный витамин D

Если у вас ухудшилось зрение, появились боли в суставах, зубы стали чувствительными, скорее всего вы испытываете нехватку витамина D. Из-за этого не усваиваются кальций и фосфор, что может стать причиной возникновения других проблем со здоровьем: головных и мышечных болей, бессонницы, нарушения кровообращения, склероза, остеопороза и даже рака. Какое количество витамина D необходимо, чтобы быть здоровым? Как готовить и хранить продукты, не разрушая в них содержание витаминов? И чем опасен переизбыток витамина D? Ответы на все вопросы вы найдете в книге. Внимание! Информация, содержащаяся в книге, не может служить заменой консультации врача. Необходимо проконсультироваться со специалистом перед применением любых рекомендуемых действий.

Лгуны или фантазеры. Правда о детской лжи

Лгуны или фантазеры. Правда о детской лжи

50 великих книг по психологии

50 великих книг по психологии

8. Осмотр трупа на месте происшествия и изъятие вещественных доказательств.

9. Установление особенностей орудий по повреждениям на теле.

10. Вопросы, разрешаемые при экспертизе повреждений, причиняемых тупыми предметами.

12. Список литературы.

В судебно-медицинской практике довольно часто приходится исследовать травматические последствия смертельного и не смертельного воздействия на человека различных видов транспортных средств.

Повреждением, или травмой, называют воздействие на организм человека внешнего фактора (механического, физического, химического, радиоактивного, рентгеновских лучей, электричества и др.) , нарушающего строение и целостность тканей, и нормальное течение физиологических процессов.

Действие механического фактора, вызывающего повреждения, проявляется в виде сжатия, растяжения, разрыва, скручивания или противоудара, в результате которого травмируется участок ткани, противоположный месту приложения силы. Смертельные и не смертельные телесные повреждения, причиняемые частями любого движущегося транспорта, а также возникающие при авариях транспортных средств или в результате падения с движущего транспорта, относятся к транспортной травме. Выделяются несколько видов транспортной травмы: автомобильная, мотоциклетная, тракторная, железнодорожная, авиационная и др. Также в данной работе будет рассмотрена спортивная травма, вопросы, разрешаемые при экспертизе повреждений, причиняемых тупыми предметами, осмотр трупа на месте происшествия и изъятие вещественных доказательств, установление особенностей орудий по повреждениям на теле.

Автомобильная травма.

Под автомобильной травмой понимают телесные повреждения, причиненные частями движущейся автомашины, а также образовавшиеся при падении из машины во время движения. Другие виды повреждений, встречающиеся на автотранспорте (ожоги при воспламенении машины, отравления парами бензина или выхлопными газами и др.), к автомобильной травме не относятся.

Различают следующие основные виды автомобильной травмы: удар (наезд), переезд колесами, прижатие тела автомашиной к неподвижному предмету (стене, столбу и т.п.), падение из машины во время движения, травма внутри машины (например, при столкновении ее с препятствием) и комбинированные повреждения -удар с последующим переездом колесом или колесами.

Многообразие автомобильной травмы определяется многообразием факторов, которые влияют на механизм возникновения этой травмы. Отметим основные из них :

1. Скорость движения автомобиля.

2. Форма травмирующей поверхности.

3. Размеры транспортного средства.

4. Положение тела жертвы в момент травмы.

5. Наличие элементов, смягчающих удар или иное воздействие повреждающего фактора ( например, толстая, плотная одежда)

6. Рост, вес и другие особенности жертвы.

Влияние перечисленных факторов на характер повреждений, возникающих в результате травматизации, проявляется во взаимодействии их друг с другом. Повреждения, возникающие от действия автомобилей, можно разделить на две большие группы повреждения в той или иной степени характерные для автомобильной травмы определенного вида повреждения, встречающиеся при любом виде механического воздействия на тело человека.

Главное событие большинства видов автомобильных травм - это взаимодействие частей транспортного средства и тела жертвы. Установление всех фактических обстоятельств этого события является одной из основных задач следствия.

Мотоциклетная травма.

Механизм травмы при наезде мотоциклом на пешехода заключается в ударе выступающими частями мотоцикла (переднее колесо, руль, передняя часть коляски и ее рамы, фара, цилиндры двухцилиндровых мотоциклов). Возникающие в месте удара повреждения (так называемые первичные, или контактные) в виде ссадин, кровоподтеков и ран, реже переломов костей располагаются обычно на нижних конечностях на уровнях, соответствующих высоте ударившей детали.

К характерным для такого вида травмы повреждениям относятся параллельные линейные ссадины, причиняемые ребристыми пластинами воздушного охлаждения цилиндров, и округлые кровоподтеки от ударов фарой. В результате последующего падения и удара о дорогу возникают вторичные повреждения, чаще всего в области головы, в виде трещин и переломов костей черепа и повреждений мозга.

Столкновение с встречным транспортом и падение с мотоцикла во время движения нередко ведет к тяжелой черепно-мозговой травме, часто со смертельным исходом.

Тракторная травма.

В судебно-медицинской практике иногда встречаются повреждения, причиненные колесными и гусеничными тракторами. Тракторная травма наблюдается преимущественно при сельскохозяйственных работах и в лесной промышленности. Повреждения колесным трактором чаще всего происходят в результате опрокидывания трактора и сдавливания тела. Они характеризуются множественными переломами костей, разрывами и размозжениями внутренних органов. На теле иногда образуются характерные штамп- отпечатки, более или менее четко воспроизводящие контуры выступающих деталей трактора.

В случаях переезда колесом через грудную клетку возникают множественные двухсторонние переломы ребер и повреждения внутренних органов, сходные с повреждениями, причиняемыми колесом автомашины. При переезде через живот наблюдаются разрывы кишечника, размозжения печени, селезенки, разрывы почек. Иногда на одежде видны отпечатки покрышки-колеса. Переезд через голову всегда сопровождаемся множественными переломами черепа с размозжением головного мозга и сплющиванием головы.

Переезд гусеничным трактором характеризуется тяжелыми повреждениями в виде переломов и раздробления костей, разрывов и размозжений внутренних органов и, как правило, приводит к смерти уже на месте происшествия. В результате давления поперечно расположенных на гусеницах трактора шпор (почвозацепов) на коже образуются весьма характерные повреждения в виде множественных параллельных полосовидных ссадин и кровоподтеков, характер которых позволяет иногда устанавливать марку трактора, причинившего повреждения.

Авиационная травма.

Авиационной травмой называют повреждения, возникающие у членов экипажа, пассажиров и других лиц в процессе эксплуа­тации и обслуживания самолетов. Чаще всего такие поврежде­ния причиняются лицам, находящимся внутри самолета, при падении его на землю.

В зависимости от условий и обстоятельств происшествия авиационную травму делят на следующие виды:

1. травма внутри самолета во время полета;

2. травма при покидании летящего самолета;

3. травма внутри самолета при падении его на землю;

4. травма внутри самолета, находящегося на земле;

5. травма лиц, находящихся на земле вне самолета;

6. комбинированные травмы.

Характер авиационной травмы зависит от типа самолета, скорости и высоты полета, угла падения и т.д. Авиационные травмы на земле встречаются значительно реже и связаны с попаданием людей под винты работающего двигателя самолета или сопровождающих его потоки воздуха. При этом наблюдаются обширные грубые повреждения тела. С появлением реактивных самолетов отмечены случаи засасывания в работающие двигатели человека, слишком близко подошедшего к самолету.

Повреждения, наблюдающиеся при падении самолета, весьма многообразны. Иногда по характеру обнаруженных на трупах повреждений можно в некоторой степени судить об условиях, при которых произошла катастрофа. Так, при падении самолета с большой высоты трупы погибших часто подвергаются расчленению. И напротив, при ударе самолета о землю во время горизонтального полета или при небольшом наклоне к земле расчленения трупов, как правило, не наблюдается.

Железнодорожная травма.

Чаще всего такая травма является следствием случайного попадания под движущийся железнодорожный транспорт (при хождении по путям, посадке или соскакивании на ходу) или крушения поездов. Значительно реже встречаются случаи самоубийства, для которых характерны повреждения колесами в виде отделения головы от туловища или разделения туловища человека на две половины.

Случаи убийства с использованием в качестве орудия убийства железнодорожного транспорта чрезвычайно редки; чаще встречается подкладывание на рельсы трупа с целью инсценировки несчастного случая или самоубийства.

По механизму различают несколько основных видов железнодорожной травмы: переезд колесами, удары выступающими частями транспорта, сдавливания между вагонами (чаще всего между буферами или частями механизма автосцепа), падения с движущегося транспорт та, комбинированные повреждения (удар частями транспорта с последующим переездом колесами), травмы внутри вагонов в результате железнодорожных катастроф.

Железнодорожные повреждения можно подразделить на две основные группы: повреждения типичные и нетипичные, образующиеся и при других видах насилия.

Типичными являются повреждения, которые возникают в результате переезда через тело колес железнодорожного транспорта. К ним относятся следы давления на коже в месте переезда колесами.

Отделение конечностей с характерным раздроблением костей на множество крупных и мелких костных осколков в месте переезда колесом. Разделение тела колесами на множество частей с разбрасыванием их иногда на значительное расстояние друг от друга. В таких случаях на частях тела часто обнаруживаются характерные следы протаскивания по полотну дороги.

К типичным железнодорожным повреждениям относят также сдавливание тела между буферами, в результате которого образуются обширные множественные переломы грудной клетки, лопаток, позвоночника с тяжелыми повреждениями органов грудной и брюшной полостей. Иногда на коже груди и спины отпечатываются буферные тарелки.

И наконец, общим признаком всех железнодорожных повреждений, как типичных, так и нетипичных, является наличие на одежде и на теле следов смазочных веществ, угля и материалов балластного слоя железнодорожного пути.

Спортивная травма.

В зависимости от характера травмируемой ткани различают кожные (ушибы, раны), подкожные (разрывы связок, переломы костей и др.) и полостные (ушибы, кровоизлияния, ранения груди, живота, суставов) повреждения.

Повреждения делятся на прямые и непрямые, в зависимости от точки приложения силы. Они могут быть одиночными (например, поперечный перелом бедренной кости (множественный перелом ребер), сочетанным 9 перелом костей таза с разрывом мочевого пузыря) и комбинированными (перелом бедра и отморожение стопы и др.).

Действие механического фактора, вызывающего повреждения, проявляется в виде сжатия, растяжения, разрыва, скручивания или противоудара, в результате которого травмируется участок ткани, противоположный месту приложения силы.

Травмы бывают открытые, с нарушением целостности, и закрытые, когда изменение тканей и органов происходит при неповрежденной коже и слизистой оболочке.

Кроме того, выделяют острые и хронические травмы. Также существует еще один вид травм- микротравмы. Это повреждения, получаемые клетками тканей в результате однократного (или часто повреждающегося) воздействия, незначительно превышающего пределы физиологического сопротивления тканей и вызывающего нарушение их функций и структуры (длительные нагрузки на неокрепший организм детей и подростков ).

Иногда выделяют очень легкие травмы (без потери спортивной трудоспособности ) и очень тяжелые травмы (приводящие к спортивной инвалидности и смертельным исходам ).

Среди видов спортивных повреждений ушибы наиболее часто встречаются в хоккее, футболе, боксе, спортивных играх, борьбе, конькобежном спорте. Повреждение мышц и сухожилий часто наблюдаются при занятиях штангой, легкой атлетикой и гимнастикой. Растяжение связок - преимущество при занятиях штангой, борьбой , спортивными играми и боксом. Переломы костей относительно часто возникают у борцов, конькобежцев, велосипедистов, хоккеистов, боксеров, горнолыжников, футболистов. Раны, ссадины, потертости преобладают при занятиях хоккеем, греблей, лыжным, велосипедным спортом. Сотрясение мозга наиболее часто встречаются у боксеров, велосипедистов, футболистов, представителей горнолыжного спорта.

Осмотр трупа на месте происшествия и изъятие вещественных доказательств.

Осматривая труп на месте происшествия необходимо зафиксировать положение трупа по отношению к элементам дороги, к транспортным сред­ствам-участникам ДТП, их следам и к окружающим предметам. Для этого ориентирующе и детально фотографируют различные объекты на месте происшествия; измеряют длину трупа, расстояния между различными частями трупа и частями транспортных средств, участвовавших в ДТП, трупом и различными придорожными объектами, элементами дороги. Результаты измерений заносят на план места происшествия и в протокол. Если труп лежит на следах колес, то надо отметить прерываются ли эти следы под трупом и зафиксировать длину этого прерывания (думаем о возможном переезде и соскоке колеса с тела).

Далее описывается поза трупа, проводится тщательный осмотр его одежды и обуви; особое внимание обращается на возможность наличия на одежде потерпевшего каких-либо следов транспортных средств, иных следов (частицы краски, осколки стекол, маслянистые наложения, следы скольжения на обуви, выделения, ткани биологического происхождения и т.п.) Обязательно измерение расстояния от нижнего и верхнего краев повреж­дений на одежде и на теле потерпевшего до опорной части подошв его обуви.

Врачам следует помнить, что в любом случае ДТП одежда с трупа или с живого потерпевшего, доставленного в больницу, является важным вещественным доказательство­м, объектом последующих лабораторных исследований. Врачам, а в первую очередь следователю, необходимо позаботиться о сохранении одежды, предотвращении нанесения новых повреждений, случайных её загрязнений, чистки и стирки. Для этого наружную одежду с потерпевшего лучше снять на месте происшествия или предупредить медицинский персонал больницы, куда доставлен потерпевший, о необходимости сохранения наложений на одежде, позаботься о дальнейшем изъятии её из лечебного учреждения. Одежду с тела пострадавшего надо снимать аккуратно, избегая, по возможности, образования ее разрывов. Если же необходимо разрезать одежду, то разрезы должны проходить в стороне от повреждений и предполагаемых наложений следов. Одежда подсушивается при комнатной температуре во избежание ее дальнейшего загнивания. Каждый предмет одежды сворачивается наружной поверхностью внутрь, упаковывается отдельно от остальных, подписывается, опечатывается в присутствии понятых. Обязательно оформление протокола выемки вещественного доказательства. В случаях отказа следователя от изъятия вещей потерпевшего, лечащему врачу, совместно с заведующим отделением, необходимо зафиксировать этот отказ письменно в истории болезни.

Последовательность осмотра трупа, изучение трупных явлений для установления давности наступления смерти остаются обычными. После осмотра труп направляется в судебно-медицинский морг для его дальнейшего исследования. При этом следует дать судебно-медицинскому эксперту максимально полную информацию о происшествии, снабдить его имеющимися версиями. Изучая труп и повреждения на нем, применительно к конкретным следственным версиям, судебно-медицинский эксперт может четко исключить или подтвердить эти версии. При сложных дорожно-транспортных происшествиях предпочтительна именно версионная постановка задач перед судебным медиком.

Все следы и вещественные доказательства, обнаруженные на месте происшествия, должны быть сфотографированы, подробно описаны, указаны на плане и изъяты в отдельные бумажные или полиэтиленовые пакеты. Следы изымает следователь, а криминалист и врач – специалист в области судебной медицины содействуют ему в этом. При наличии сомнений в целесообразности изъятия того или иного объекта надо думать, что лучше изъять что-нибудь лишнее, чем не изъять что-нибудь нужное. При этом следует помнить, что вещественные доказательства биологического происхождения при неправильном их хранении способны портиться, делаться непригодными для последующих исследований.

Установление особенностей орудий по повреждениям на теле.

В судебно-медицинской практике можно встретить понятия "тупая травма", "железнодорожная травма" и др. Средства, причиняющие повреждения, судебные медики делят на три большие группы: первая - оружие, предметы, изготовленные для нападения и обороны (копье, кастет, штык и др.); вторая - орудия бытового назначения (кухонный нож, топор, пила и др.), третья - предметы не имеющие непосредственного назначения (осколок стекла, палка, камень и др.).

В связи с большой зависимостью характеристик повреждений на теле от особенностей орудия травмы и механизма его действия классификация ран в судебной медицине строится на этой основе:

Читайте также: