Идея мира как великого круговорота в календаре природы доклад
Обновлено: 02.07.2024
Цели: познакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле и основными звеньями этого круговорота; учить бережно относиться к природе.
1. Организационный момент
На экране изображение природы, звучит спокойная музыка (Приложение 1. Слайд 1).
– Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Сегодня вас ожидает интересная, дружная работа и я уверена, что вы с ней справитесь.
– Мы продолжим говорить о природе, о её составляющих и о бережном отношении к ней. (Слайды: 2-5)
Природа милая, тебе одной я внемлю,
Ты подарила небеса и землю,
И их помощником я буду век от века.
Уж потому, что я родился человеком!
2. Повторение изученного
(К доске выходят рассказчики).
Выступление учащихся
На экране дети видят изображения грибов. (Слайды 6-14)
– Какие грибы занесены в красную книгу, почему? (Решёточник красный, грифола курчавая, паутинник фиолетовый и другие) (Слайд 15).
Дети кратко рассказывают об этих грибах.
Король лев:
– Всё, что ты видишь вокруг, находится в очень хрупком равновесии. Надо уважать все живые существа – от ползающих муравьёв до несущихся антилоп.
Симба воскликнул:
– Но ведь мы едим антилоп!
Король Лев:
– Верно. Но дай мне объяснить. Когда мы умираем, наши тела превращаются в траву. А антилопы затем едят её. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!
Король Лев был совершенно прав. Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм и мы с вами являемся его частицей.
– Сегодня на уроке мы узнаем, как происходит круговорот жизни на Земле. (Слайд 17)
4. Круговорот жизни – рассказ учителя
Организмами-производителями учёные называют растения. Так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать и производить питательные вещества (сахар и крахмал) из углекислого газа, воды и неорганических соединений (солей).
Организмами-потребителями являются животные, так как они потребляют вещества, производимые растениями.
Организмы-разрушители – это бактерии и грибы. Бактерии и грибы разрушают остатки мёртвых животных и растений. Благодаря им остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли.
Как видите, представители разных царств живой природы играют разную роль в круговороте жизни. Но каждое из этих звеньев необходимо.
5. Работа по учебнику
1) – Откроем учебник на странице 124
– Прочитаем текст. Рассмотрим рисунок.
2) Беседа по прочитанному
– Назовите основные звенья круговорота жизни. (Организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители).
– Почему растения называют организмами-производителями, а животные – организмами-потребителями?
– Какие организмы названы организмами-разрушителями? Какова их роль в круговороте жизни?
– Представьте, что на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота жизни, например растений. Что произойдёт?
6. Физминутка
– Встаньте, ребята. Поиграем в игру. Я буду называть грибы. Если гриб съедобный, то вы приседаете за ним и мысленно кладёте его в корзину. Если гриб несъедобный – машете руками. (Опёнок осенний, желчный гриб, подберёзовик, ложноопёнок, маслёнок, бледная поганка, рыжик, волнушка розовая, мухомор, сыроежка).
7. Работа в тетрадях
– Откройте тетрадь на странице 56. Прочитаем первое задание.
Выполните его. Прочитайте второе задание. Выполните.
8. Закрепление
1) Работа в парах.
(На партах: лист А-3, заранее заготовленные картинки с изображением растений, животных, грибов; клей).
Выступление учеников. Они с помощью своей модели рассказывают о круговороте жизни.
2) Выполнение теста.
– А сейчас мы с вами ответим на вопросы теста. Вам нужно выбрать правильные ответы на вопросы. (На столе у каждого ученика листок с тестом).
Проверка с помощью экрана. (Слайды 21, 22).
Оценка своей работы.
– Поставьте себе оценку. Если всё правильно – 5, 1-2 ошибки – оценка 4, 3 и более ошибок – оценка 3.
9. Итог урока
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Цели: Знакомство с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота; Воспитывать вежливое отношение ко всему живому. Получение навыков в исследовательских проектах. Задачи : Изучить собранную информацию. Сделать вывод из собранных данных.
Организмы-производители Организмы-разрушители Организмы-потребители Основу круговорота составляют три группы организмов:
Производители Потребители Разрушители Запас питательных веществ в почве Угл. газ Вода + соли Органические вещества Органические вещества Неорганические вещества Неорганические вещества
Организмы – производители Это растения: 1. способны использовать энергию Солнца, 2. создавать, производить питательные вещества Вода + растворённые соли Сахар Крахмал Вода + растворённые соли
Организмы – потребители Это животные: потребляют вещества, производимые растениями. Органические вещества
Организмы – разрушители Это бактерии, грибы и черви: разрушают останки мёртвых животных и растений.
Роль почвы в круговороте жизни Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов – разруши-телей превращаются в перегной. Из перегноя под действием бакте-рий образуются соли. А соли используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные.
Люди должны перерабатывать мусор и не допускать свалок вокруг городов. Берегите всё живое на земле!
Если Земля –зеленая, это означает что вода, воздух и земля чистые.
Спасибо за внимание!
Краткое описание документа:
Цели и задачи: Знакомство с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота; Развивать мышление, учить сравнивать, обобщать; Воспитывать биоэтическое отношение ко всему живому.
Проблема: Как происходит Великий круговорот жизни?
Гипотеза: Все виды живой природы тесно связаны друг с другом и не могут существовать в отдельности.
Определение круговорота жизни.
В мире, где мы живем, всё взаимосвязано-одни организмы питаются другими и дают основу для существования третьих. Каждый из них является неотъемлемой составляющей так называемого круговорота, в котором происходит постоянный обмен органическими и неорганическими веществами.
Круговорот-это беспрерывное движение, неизменное повторяющее круг развития.
Организмы- производители.
Организмами производителями ученые называют растения. Только растения способны использовать энергию солнца, производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа, воды и неорганических
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Великий круговорот жизни (окружающий мир, 3 класс). Презентация на заданную тему содержит 12 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Однажды мудрый Лев Муфаса сказал своему сыну Симбе: - Всё, что ты видишь вокруг, находится в очень хрупком равновесии, сынок. Надо уважать все живые существа - от ползающих муравьёв до несущихся антилоп.
Как вы понимаете слова мудрого Льва ? - Верно. Но дай мне объяснить. Когда мы умираем, наши тела превращаются в траву. Антилопы потом едят её. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни.
Король Лев был совершенно прав. Кругово-рот жизни действительно существует, и каждый живой организм является его частицей! Сегодня на уроке мы рассмотрим, как происходит круговорот жизни на Земле.
Организмы – производители. К этой группе учёные-экологи относят растения, т.к. только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа, воды и неорганических соединений (солей).
Организмы – потребители. К этой группе относятся животные, т.к. они потребляют вещества производимые растениями.
Организмы – разрушители. Это бактерии, грибы и черви. Они разрушают остатки мёртвых животных и растений. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли.
Огромную роль в круговороте жизни играет почва. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов – разруши-телей превращаются в перегной. Из перегноя под действием бакте-рий образуются соли. А соли используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Великий круговорот жизни"
– Но ведь мы едим антилоп! – воскликнул Симба.
Король Лев был совершенно прав. Круговорот жизни, или круговорот веществ, действительно существует, и каждый живой организм является его частичкой.
Сегодня на уроке мы рассмотрим, как происходит круговорот жизни на Земле.
Вы уже знаете, что в природе организмы живут вместе, образуя сообщества, например лес, луг, водоём. Все живые организмы в сообществах тесно связаны между собой общей энергией и питательными веществами, которые необходимы для поддержания жизни.
Например, на полях растут растения. Их зелёными частями питаются мыши. Мышь может поймать и съесть змея. На змей охотится ястреб. Получается такая цепь питания: растения – мышь – змея – ястреб. В ней каждое предыдущее звено служит пищей следующему.
Главным источником энергии для большинства живых организмов на Земле является Солнце. Благодаря Солнцу существует живая природа, растения, животные, грибы, бактерии, которые связаны в единый круговорот жизни цепями питания.
Основными звеньями этого круговорота являются три группы организмов: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители.
Организмами-производителями являются растения. Они используют энергию солнца. При этом из неорганических веществ (углекислого газа и воды) образуются сложные органические вещества (сахар и крахмал). Органические вещества служат источником энергии не только для самого растения, но и для других живых организмов.
Животные потребляют готовые вещества, производимые растениями, поэтому их называют организмами-потребителями. Вы уже знаете, что животные, которые поедают растениями, – это травоядные животные. Но, не все животные питаются растениями. Плотоядные животные используют в пищу других животных.
Организмы-потребители
Особую группу составляют организмы-разрушители. К ним относятся бактерии и грибы, которые разрушают мёртвые остатки растений и животных.
Когда растения и животные умирают, то попадают в почву. Под действием бактерий и грибов их остатки превращаются в перегной. Из перегноя под действием других бактерий образуются минеральные вещества. Эти вещества растворяются в воде почвы и затем поглощаются корнями живых растений.
Организмы-разрушители
И всё начинается сначала. Получается, что вещества путешествуют по кругу: из растений в тела животных, а с остатками растений и животных – в почву, из почвы – в растения. Учёные называют это явление круговоротом веществ.
Как видите, представители разных царств живой природы играют разную роль в круговороте жизни. И каждое из этих звеньев необходимо.
Огромную роль в круговороте веществ играет почва. В ней накапливается запас питательных веществ, которые используют растения.
Подведём итог. Все живые организмы – участники единого круговорота жизни на нашей планете. Основные звенья этого круговорота организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители.
Организмы – производители используют солнечный свет, углекислый газ и воду для создания органических веществ. Эти органические вещества используют организмы-потребители (животные). Организмы разрушители (бактерии и грибы) разрушают остатки животных и растений. Они разлагают органические вещества до неорганических, которые вновь используют растения.
Читайте также: