Социальные аспекты экономики доклад

Обновлено: 05.07.2024

Глобализация и усиление конкуренции на мировом рынке, ухудшение экологической ситуации, изменчивость курса мировых валют, старение населения привели к обострению социально-экономических проблем в современной России. В настоящее время политика государства должна включать в себя не только усилия по изменению неблагоприятных тенденций, но и меры по адаптации к тем из них, изменить которые невозможно.

Рассмотрим основные противоречия социально-экономического развития, которые стоят перед современной Россией. Вполне естественно то, что они пересекаются, обостряют и во многом обуславливаются друг другом. Некоторые из них стоят наиболее остро и требуют скорейшего решения и незамедлительного вмешательства государства. Другие – являются следствием первых или их влияние на социально- экономическую обстановку страны не настолько сильно.

Итак, основными проблемами, стоящими перед современной Россией, являются следующие:

  1. Демографическая ситуация
  2. Здоровье нации
  3. Качество жизни населения
  4. Социально-экономическое неравенство и бедность

6.Территориальные диспропорции в социально-экономическом развитии.

Низкий уровень рождаемости - свидетельство отсутствия средств на выращивание и воспитание ребёнка. Именно поэтому была разработана программа, согласно которой за рождение второго ребенка и дальнейших детей родители могут получить сумму, которая позволит компенсировать расходы на содержание малыша. Программа стартовала 1 января 2007 года и действует по сегодняшний день. Кроме этого, существует ряд других государственных программ, направленных на поддержку молодых и многодетных семей.

С демографической проблемой тесно переплетается здоровье нации. Высокая смертность среди трудоспособной части населения является следствием низкого качества здоровья населения. Здоровье нации определяется уровнем и структурой заболеваемости различными болезнями, ведущими к смерти. Анализ статистических данных делает очевидным, что Россия умирает от сердечно - сосудистых заболеваний (около 30% от общего количества смертей). Далее идут онкологические заболевания, болезни органов дыхания и пищеварения. Высокая смертность именно от этих заболеваний во многом обусловлена не только низким качеством здравоохранения, но и образом жизни, рационом питания населения.

Растущая социально-экономическая поляризация общества остаётся одной из главных социально – экономических проблем современной России. В процессе экономического развития России выросли не только доходы населения, но и разрыв между уровнями доходов богатых и бедных. С одной стороны, мы наблюдаем рост устойчивых групп населения с низким уровнем жизни – пенсионеры (несмотря на проводимые индексации, средний размер пенсий на сегодняшний день в большинстве регионов сопоставим с прожиточным минимумом пенсионеров), получатели социальных выплат, многодетные семьи, часть работников бюджетной сферы. С другой стороны, большая часть доходов, ресурсов и имущества продолжает концентрироваться в руках узкой части населения – предпринимателей высшего звена, крупных политических деятелей. Средний класс, который должен стать опорой для экономики любого развитого государства, в России пока занимает слабые позиции. Подобное расслоение общества, несомненно, приводит к катаклизмам не только в социально – экономической, но и в политической сферах.


В статье рассмотрены социальные аспекты экономического роста, отражающие влияние увеличения объемов валового внутреннего продукта национального производства на занятость, безработицу, денежные доходы, потребительские расходы и сбережения населения Российской Федерации. На основе проведенного анализа статистических данных охарактеризованы сформировавшиеся масштабы бедности и социального неравенства. С учетом опыта зарубежных стран и специфики сложившихся форм социально-экономической дифференциации российского общества, раскрыта роль государства в регулировании денежных доходов населения. Обосновано несовершенство существующей модели экономического роста, которое в сочетании с загрязнением окружающей среды жизнедеятельности, дифференциацией уровня и качества жизни населения различных территорий, негативными демографическими тенденциями обуславливает необходимость формирования новой парадигмы общественного развития, нацеленной на решение социальных проблем.

Discover the world's research

  • 20+ million members
  • 135+ million publications
  • 700k+ research projects

The ar ticle co nsider s the soc ial aspec ts of eco nomic gr owth , reflec ting the im pact of t he increa se in

spendin g and sav ings of the p opula tion of the Ru ssian Fe derati on. Bas ed on the ana lysis of s tatist ical

data the au thors d escr ibed the s cale of po vert y and so cial ineq ualit y. Based o n the expe rience o f

foreig n countri es and the s pecific s of the exi sting fo rms of so cio-e conomic d iffer entiation o f Russia n

societ y, the authors hi ghlight th e role of the state in r egulating the mo netary inco me of the pop ulation.

Subst antiates th e inadequ acy of th e existi ng model of e conomic g row th which , combine d with the

pollut ion of the en vironm ent, dif ferenti ation of the l evel and qu alit y of life of th e popul ation of va rious

KEYWORDS: econom ic grow th, sus tainab le develo pment of so ciety, po pulati on income s, pov ert y,

Sukhan ova T.V. (2019) Sotsial nye aspe kty eko nomich eskogo ro sta Ros sii [Soc ial aspec ts of eco nomic

grow th in Rus sia].Ekono michesk ie otnosh eniya . 9. (2). –881-894 . doi: 10 .18 3 3 4 / eo .9. 2 .4 0 6 21

. Отметим, что денежные доходы отражают эффективность социальноэкономических процессов и построенной системы финансовых отношений в обществе, поскольку, помимо того, что денежные доходы говорят о материальном положении граждан, они еще и отражают валовый внутренний продукт в целом в экономике государства [4, 5] и влияют на инвестиционные процессы общества [6]. .

Background. The achievement of the national development goals of the Russian Federation, set by the President for the period up to 2030, is carried out in a new economic reality, formed under the influence of global challenges, external threats and internal regime restrictions. The coronavirus pandemic (SARS-CoV-2) has changed the socio-economic situation in the country and exacerbated the demographic problems of Russian society. The purpose of the study is to identify demographic trends that serve as an indicator of the achievement of national development goals in the new economic reality. Materials and methods. In the course of the desk study, the operational information of the Federal State Statistics Service was analyzed, reflecting the nature of economic, social and demographic processes in the country, taking place in a new reality, due to the great challenges of our time. The applied methods of comparative analysis and synthesis allowed us to substantiate the impact of the new economic reality on the demographic situation in the country, characterized by indicators of the number, natural movement, reproduction, mobility and migration of the population of the Russian Federation. Results. The main demographic trends characterized by indicators of natural movement and reproduction of the population of the Russian Federation are revealed. The functioning of the family and the role of the family in the reproduction of the population, the formation and development of human capital are studied. The directions of territorial mobility and migration flows formed both in the Russian Federation, and with the CIS member states and with the countries of the far abroad are defined. The necessity of further improving the demographic policy aimed at ensuring the natural growth of the population and reproduction of the country, reducing the level of morbidity and mortality, increasing the total fertility rate and life expectancy is justified. Conclusions. The analysis of the current macroeconomic and demographic situation during the coronavirus pandemic reflects the negative dynamics of a number of key indicators that serve as indicators of achieving national development goals. This circumstance actualizes the phased implementation of the national plan for the recovery of the Russian economy. The application of a systematic, regionally oriented approach to solving current economic, social and demographic problems will ensure the achievement of the national development goals of the Russian society in the new economic reality.

В статье рассмотрен экономический рост, выступающий одной из приоритетных целей устойчивого развития общества, с позиции теории внешних эффектов, которая позволяет дать двойственную оценку количественным изменениям объемов национального производства. На основе проведенного анализа макроэкономических показателей обоснован внешний положительный эффект, заключенный в решении ряда социальных проблем. Охарактеризованы масштабы внешнего отрицательного эффекта, выраженного в актуализации проблем образования, утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления. Раскрыта роль государства в регулировании положительного социального эффекта и минимизации отрицательного эффекта за счет инвестиций, направляемых на охрану окружающей среды. Обоснована необходимость формирования новой парадигмы общественного устройства, которая бы сгладила видимые противоречия современной модели экономического роста и обеспечила охрану окружающей среды.

В статье отражена эволюция взглядов представителей различных научных школ на проблему обеспечения экономического роста, в том числе за счет инвестиций в человеческий капитал. Охарактеризован современный этап развития теории экономического роста с позиции концепции устойчивого развития общества, приоритетными целями которого выступают сокращение бедности и сглаживание социального неравенства. На основе анализа статистических данных выявлены тенденции распределения общего объема денежных доходов населения Российской Федерации, определены факторы, масштабы и последствия социально-экономической дифференциации. Обоснована необходимость формирования новой модели экономического роста, призванной решить социальные проблемы современного общества.

Инвестиции в основной капитал и вложения в человеческий капитал -два взаимосвязанных источника социально-экономического роста // Проблемы прогнозирования

Аганбегян А.Г. Инвестиции в основной капитал и вложения в человеческий капитал -два взаимосвязанных источника социально-экономического роста // Проблемы прогнозирования. -2017. -№ 4. -c. 17-20.

Аганбегян А.Г. О неотложных мерах по возобновлению социально-экономического роста // Проблемы прогнозирования. -2019. -№ 1.

Бобылёв С.Н., Соловьева С.В. Цели устойчивого развития для будущего России // Проблемы прогнозирования. -2017. -№ 3. -c. 26-33.

Ивантер В.В. и др. Система мер по восстановлению экономического роста России // Проблемы прогнозирования. -2018. -№ 1. -c. 3-9.

Основные аспекты формирования регионально ориентированного рынка труда молодых специалистов (на примере Пензенской области) // Региональная архитектура и строительство

Кучигина С.К., Суханова Т.В. Основные аспекты формирования регионально ориентированного рынка труда молодых специалистов (на примере Пензенской области) // Региональная архитектура и строительство. -2015. -№ 4. -c. 137-140.

Занятость и производительность труда в макрорегионах России: пространственные взаимозависимости // Проблемы прогнозирования

Русановский В.А., Марков В.А. Занятость и производительность труда в макрорегионах России: пространственные взаимозависимости // Проблемы прогнозирования. -2018. -№ 2. -c. 36-48.

Теоретические подходы к исследованию полезности экономического блага как объекта потребительского спроса // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки

Суханова Т.В. Теоретические подходы к исследованию полезности экономического блага как объекта потребительского спроса // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. -2012. -№ 4. -c. 91-100.

Recommended publications

Экономический рост и охрана окружающей среды – приоритетные цели устойчивого развития общества

В статье рассмотрен экономический рост, выступающий одной из приоритетных целей устойчивого развития общества, с позиции теории внешних эффектов, которая позволяет дать двойственную оценку количественным изменениям объемов национального производства. На основе проведенного анализа макроэкономических показателей обоснован внешний положительный эффект, заключенный в решении ряда социальных проблем. . [Show full abstract] Охарактеризованы масштабы внешнего отрицательного эффекта, выраженного в актуализации проблем образования, утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления. Раскрыта роль государства в регулировании положительного социального эффекта и минимизации отрицательного эффекта за счет инвестиций, направляемых на охрану окружающей среды. Обоснована необходимость формирования новой парадигмы общественного устройства, которая бы сгладила видимые противоречия современной модели экономического роста и обеспечила охрану окружающей среды.

Demographic trends – an indicator of achieving national development goals in the new economic realit.

Background. The achievement of the national development goals of the Russian Federation, set by the President for the period up to 2030, is carried out in a new economic reality, formed under the influence of global challenges, external threats and internal regime restrictions. The coronavirus pandemic (SARS-CoV-2) has changed the socio-economic situation in the country and exacerbated the . [Show full abstract] demographic problems of Russian society. The purpose of the study is to identify demographic trends that serve as an indicator of the achievement of national development goals in the new economic reality. Materials and methods. In the course of the desk study, the operational information of the Federal State Statistics Service was analyzed, reflecting the nature of economic, social and demographic processes in the country, taking place in a new reality, due to the great challenges of our time. The applied methods of comparative analysis and synthesis allowed us to substantiate the impact of the new economic reality on the demographic situation in the country, characterized by indicators of the number, natural movement, reproduction, mobility and migration of the population of the Russian Federation. Results. The main demographic trends characterized by indicators of natural movement and reproduction of the population of the Russian Federation are revealed. The functioning of the family and the role of the family in the reproduction of the population, the formation and development of human capital are studied. The directions of territorial mobility and migration flows formed both in the Russian Federation, and with the CIS member states and with the countries of the far abroad are defined. The necessity of further improving the demographic policy aimed at ensuring the natural growth of the population and reproduction of the country, reducing the level of morbidity and mortality, increasing the total fertility rate and life expectancy is justified. Conclusions. The analysis of the current macroeconomic and demographic situation during the coronavirus pandemic reflects the negative dynamics of a number of key indicators that serve as indicators of achieving national development goals. This circumstance actualizes the phased implementation of the national plan for the recovery of the Russian economy. The application of a systematic, regionally oriented approach to solving current economic, social and demographic problems will ensure the achievement of the national development goals of the Russian society in the new economic reality.

Гост

ГОСТ

Обеспечение социально-экономической политики

Социальная политика - это инструмент воздействия государственного института на социально-общественные процессы путем бюджетных, административных, законодательных, общественных и других мер воздействия.

Экономическая система неразрывно связана с социальной, важнейшей её целью является обеспечение социальной политики государства.

Рассматривая многоплановую историю развития социальных структур различных государств, подтверждается положение о взаимодополняющей роли экономической и социально-государственных систем. Независимо от каких-либо факторов, экономический прогресс является следствием проведения успешной социальной политики и общественного довольства обеспечения пакетом соц. услуг. Уровень развития экономико-социальной сферы обусловливается масштабом и новизной принятых государством мер по усовершенствованию структуры экономики, ключевыми показателями которых являются актуальность (своевременность) и качественность.

Социальная политика в контексте экономического развития страны является сложной системой, цели которой: обеспечить общество необходимым минимальным уровнем жизни, гарантировать безопасность каждого члена данного общества, являться непосредственным заинтересованным субъектом государственного управления в повышении качества проводимых соц. услуг, способствовать сохранению мира и стабильности в обществе.

Неравное распределение доходов, постоянно существующее в трудовом рынке, различие социального и экономического положения граждан, отсутствия равномерного распределения социальных благ являются постоянными факторами социально-экономического роста в государстве. Таким образом, экономика характеризуется несколькими социально-важными аспектами:

  • осуществление социально-справедливого распределения благ в стране;
  • удовлетворение важнейших потребностей населения;
  • предоставление минимального пакета соц. услуг;
  • постоянное улучшение уровня человеческого капитала;
  • увеличение благосостояния народа, в связи с чем и увеличение благосостояния государства.

Готовые работы на аналогичную тему

Ключевые вопросы экономической системы

Характер и индивидуальность в общественном развитии, социальной устойчивости и благополучности страны напрямую зависят от успешности или неуспешности решения поставленных вопросов перед экономической государственной системой. Устойчивость в обществе, стабильность и благополучие всех его членов - основные признаки социально-ориентированной политики государства. Под понятием социальная устойчивость понимают:

  • обеспечение населения социальной защитой и обеспечение помощью всех индивидуумов в качественной и надежной системой соц. защиты;
  • реализация равноправия во всех социальных группах, независимо не от каких-либо факторов;
  • создание перспектив для молодого поколения в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты, а также условий формирования индивидуального потенциала;
  • осуществление доступности простого населения к основным предметам потребления и услугам, определяющим качественный уровень человеческой жизни;
  • недопущение радикальных показателей в явлении дифференциация доходов.

Следовательно, основная и конечная цель социальной политики - дать шанс и равные возможности каждому гражданину в вопросах индивидуального повышения благосостояния и в повышения статуса.

Экономическая система государства, ориентированная на человека, обеспечение его потребностей и защищенности подразумевает, что общество и все его представители непосредственно заинтересованы в целях собственного экономического обогащения и, как следствие, обогащение государства. Для реализации предложенного необходимо чтобы были соблюдены, как минимум, 3 обязательных положения:

  • Трудовое распределение и рост деловой занятости должен быть обусловлен причинами улучшения экономико-социального положения населения в меру требуемого;
  • Минимальная дифференциация доходов экономических субъектов в меру их потребления, определяющая результаты предпринимательской трудовой активности населения. Данный механизм служит для постоянной мотивации и стимула увеличения человеческого капитала.
  • Допустимый уровень затрат на минимальное обслуживание населения пакетом социальных услуг в доле от ВВП государства.

При высокой значимости государственного аппарата в решении социальных проблем есть вероятность возникновения дисбаланса между государственным вмешательством в соц. проблемы населения и общественным. Однако, допущение ситуации с неравным распределением социальных благ не является возможным в практической стороне вопроса, т.к. политика равных возможностей для всех поощряет социальные программы, реализованные дополнительными негосударственными организациями.

Значение социальной политики и экономики в жизни государства

Современная социальная политика классифицируется на жесткую и мягкую политику. Жесткий вариант политики включает в себя минимизирование налогов на доходы населения для мотивирования предпринимательской деятельности в стране; ужесточение условий получения социального пособия путем соц. страхования; временное приостановление, либо отмену индексации социальной заработной платы и различных соц. доходов от инфляции цен на рынке.

Жесткая социальная политика подразумевает уменьшение расходов государства на сферы соц. обеспечения для стимулирования частного сектора страны и увеличения его доходов. Структура жесткой политики не всегда учитывает мнение индивидуума в обществе, или же социальной группы, а действует во благо государству и развитию экономического роста в государстве. Однако, внедрение подобной стратегии в реальную политическую жизнь страны характеризуется недовольством соц.настроения и общества в целом, обедневшем в результате относительно зловредных действий государства.

Мягкая социальная политика расширяет соц. программы, их значимость и общественные приоритеты, повышает налоговые поступления для финансирования программ социального равенства между разными слоями населениями (с разным доходом и разной территориальной расположенностью), тем самым способствуя улучшению благосостояния народа. Такой тип экономико-социальной политики наиболее характерен для современного цивилизованного общества и государства, которое фокусируется на человеке, его интересах, правах, свободах и благосостоянии.

Однако, при активизации мягкой политики, как основного органа управления экономически-социальной сферой может оказаться вредной мерой правительства, как показывает практика отдельных государств. Такая политика сталкивается с некоторыми проблемами в экономических сферах.

Во-первых, постоянный рост налогов как первоисточника расходов на социальные нужды страны государства сдерживает предпринимательскую деятельность, которая потенциально могла бы стать причиной появления дополнительного финансирования в государственный бюджет.

Во-вторых, любое перераспределение дохода человека с помощью налогов, государственных проектов и соц. программ, на практике оказываются мало или вовсе неэффективными, поскольку уровень неравенства уменьшается, но не значительно.

В практической жизни страны социальная политика приобретает тип амплитудного движения между жестким и мягким характерами соц. политики. К примеру, в послевоенные годы, до середины 70-ых годов 20 века, социальные расходы государства в большинстве цивилизованных стран повышались, начиная с 80-х годов формируется тенденция к стабилизации ситуации, либо к сокращению реальных доходов населения.

Внутренняя структура, цели и задачи социальной политики зависят и от экономического потенциала страны, демографической ситуации, темпов и характера роста индустриализации в обществе, государственных и общественных институтов благосостояния и т.д. Таким образом, процесс социально-экономического пути страны зависит от делового цикла и ряда политических факторов, которые были сформированы историей, народом, его культурой, традицией и т.д.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Социальные аспекты экономического развития мира. (Тема 4). Презентация на заданную тему содержит 16 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Некоторые показатели уровня социального развития США Россия Индия ВНД на душу по ППС, долл. В 2005г. 41.950 10.640 3.460 Доля людей с доходами ниже $2 в день, % ….. 12,1 80,4 ниже $1 в день, % …..

Понятие социального расслоения Социальное расслоение – это разделение общества на разные социальные слои (группы). С экономической точки зрения, наиболее ярким показателем социального расслоения выступает распределение (дифференциация) доходов различных групп населения

Основные показатели социального расслоения (по дифференциации доходов) Дециль – десятая часть населения, так же как квинтиль – пятая часть Децильный коэффициент (диапазон неравенства)- показывает соотношение между доходами 10% самых высокодоходных граждан и 10% граждан с самыми низкими доходами

Основные показатели социального расслоения - продолжение Коэффициент Джини (по фамилии итальянского экономиста) –отражает степень концентрации доходов населения и рассчитывается на основе кривой Лоренца: чем выше неравенство доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1 (100%). Коэффициент Джини обычно рассчитывается по доходам, но в случае отсутствия надежной статистики доходов его рассчитывают по расходам (обычно он ниже, чем по доходам). Так, в России коэффициент Джини по доходам в 2002г. составил 0,40 (данные Росстата), а по расходам – 0,32 (данные Всемирного банка).

Понятие первичных потребностей человека Экономические потребности человека делятся на первичные и вторичные. К первичным потребностям (продуктам первой необходимости) относят потребности в пище, жилье, здоровье ,образовании. К вторичным относят все остальные потребности

Корреляция экономического роста и социального прогресса Подобная корреляция существует прежде всего в социально ориентированной экономике, т.е. учитывающей задачу всестороннего развития личности. В связи с провалами (несовершенствами) рынка при производстве многих общественных благ и обеспечении социальных гарантий решение этой задачи во многом (но не целиком) берет на себя государство в рамках социальной политики

Понятие социально-экономической модели и ее основные элементы Социально-экономическая модель страны (национальная социально-экономическая модель) –это специфика экономических и социальных отношений в стране, отличающая ее от других стран схожего уровня развития. Главные причины этой специфики – это особенности исторического развития страны, ее расположения и наделенности экономическими ресурсами. Проявляется в специфике подходов государства, предпринимателей и населения к хозяйственной жизни и социальной сфере в этой стране

Модель социальной политики как составная часть социально-экономической модели страны: ее специфика в развитых странах Основными моделями социальной политики развитых стран являются: американская – по преимуществу либеральная западноевропейская – по преимуществу с самыми широкими социальными обязательствами государства японская – с большими социальными обязательствами государства, чем американская модель, но менее либеральная, чем западноевропейская модель

Модель социальной политики как составная часть социально-экономической модели страны: ее специфика в развивающихся странах В большинстве развивающихся стран нацелена прежде всего на обеспечение первичных потребностей человека

Модель социальной политики как составная часть социально-экономической модели страны: ее специфика в странах с переходной экономикой В этой группе стран специфика зависит прежде всего от двух обстоятельств: уровня социально-экономического развития страны ориентации национальной модели на ту или иную модель развитых стран

Читайте также: