Просвещение в начале 20 века на кубани доклад

Обновлено: 05.07.2024

Первые школы на Кубани появились в 1803 г. Центром распространения грамотности долгие годы был церковный приход. Позже появились и другие формы обучения, среди них – частные и церковно-приходские школы, мужские и женские училища, гимназии.

В церковно-приходских школах основным предметом считался Закон Божий, на его преподавание и на изучение русского языка отводилось по 7 уроков в неделю, арифметике – 6 , пению – 5, церковнославянскому языку – 4, чистописанию – 3. Обучение начиналось с изучения ветхозаветной истории. Кроме того, детей знакомили с основными семейными и общественными обязанностями, обычаями и обрядами.

Церковно-приходская школа являлась народной, в ней начинали и заканчивали свое образование почти все питомцы. Из церковно-приходской школы дети выходили "прямо на тропу жизни".

При женских церковно-приходских школах девочек обучали вышиванию, шитью и вязанию. Их руками были вышиты церковные облачения для местных священников.

Способности, успехи и прилежания учащихся в ежегодных ведомостях отмечались следующим образом: "надежен", "с дарованием", "успевает", "понятлив", "слаб", "остр", "ленив", "кроток", "молчалив" и т.

Первые полковые школы и училища появились на Старой линии в 1832 г.

Полковая школа 17-го конного полка в станице Баталпашинской была учреждена в 1845 г., в ней обучались дети казаков – 30 мальчиков и 10 из числа горцев. В школе изучали Закон Божий, грамматику, арифметику – 1-ю и 2-ю части, чистописание.

Полковое училище в станице Сторожевой было открыто 1 января 1859 г., в нем обучалось 50 мальчиков, из них 30 содержались за счет родителей, а 10 сирот и неимущих – за счет войска. На учебные пособия из войсковых сумм отпускалось по 25 руб. серебром. Каждый полк или бригада вели школьное дело обособленно.

Главным в работе учебных заведений было распространение "здравых знаний, развитие к дельному труду и основательному народному образованию". Указом Александра II запрещалось использовать их для политических целей.

В учебных заведениях постепенно внедрялись приемы и способы западного просвещения. Главным предметом на всех этапах обучения было родиноведение, получившее к этому времени широкое распространение в Англии, США, Италии, Японии, Германии и других странах. Такое образование было направлено на воспитание патриотизма и гордости детей за свою родину.

Родиноведение, по мнению известного кубанского ученого Ф. А. Щербины, должно быть отведено человеку, его взаимоотношениям и общественным формам сожительства, избегать фрагментарности, убогого невежества. "Это катехизис местного населения", который должен лечь в основу воспитания детей, занять умы зрелого возраста, стать неотъемлемою принадлежностью просвещения, основною чертою культурного развития.

В 60-е годы ХIХ в. в станицах 5-й бригады (Верхнее Прикубанье) под командованием полковника Кравцова одновременно было открыто несколько училищ.

На образование и воспитание детей казаков войско расходовало ежегодно более 100 тыс. рублей.

Как и по всей России, в казачьих учебных заведениях "мерами к ускорению процесса восприятия сведений служили оставление без обеда, стояние на коленях, дранье за волосы и уши", сажание в карцер.

Отмена крепостного права и окончание Кавказской войны дали мощный толчок интенсивному школьному строительству. Войсковое правительство утвердило Положение о начальных народных училищах, главной задачей которых было распространение среди казаков знаний, религиозных и нравственных постулатов, воспитание любви к Отечеству.

К открытию школ войсковое правительство привлекало духовенство, станичных атаманов, командиров бригад и полков. За 4 года на Кубани было открыто более 100 учебных заведений, с 1864 по 1874 гг. – более 200 станичных школ. К этому времени относится и первая попытка организации всеобщего обязательного обучения. Нередко инициаторами выступали правления и станичные круги.

Активнее других в этом направлении действовали верхнекубанские казаки – хоперцы. 1 сентября 1865 г. по их инициативе в станице Баталпашинской было открыто женское училище, находилось оно в войсковом деревянном доме, содержалось за счет правления Екатеринодарского женского благотворительного общества, было подведомственно командиру 4-й бригады Кубанского казачьего войска полковнику Кравцову. В первый год существования в училище обучалось 108 девочек.

Реализация патриотических, духовно-нравственных и эстетических основ воспитания, кроме телесного развития и укрепления здоровья, проходила на уроках. Детям читали рассказы о подвигах героев земли русской, о важнейших и знаменательных исторических событиях, о заселении Черномории и Кавказской линии казаками, об образовании казачества, с ними разучивали патриотические песни, стихи.

Учитывая специфику и военизированный быт казачества, наказной атаман Кубанского казачьего войска М. П. Бабыч требовал, чтобы воспитание казачат велось в направлении старых казачьих традиций, а дети со школьной скамьи приучались к строю и воинской дисциплине.

В 1911 г. в казачьих школах Кубанской области было подготовлено методическое пособие, основной целью которого было воспитание поколения казаков религиозного, выносливого, проникнутого горячей любовью к Родине, всегда готового с честью занять место в рядах ее защитников.

Для воспитания силы воли, неустрашимости, сознания чувства долга, повышения нравственного уровня был разработан "Устав казака". Основные его постулаты гласили:

1) казак должен поставить себя так, чтобы его слову верили;

2) казак верен своей стране;

3) казак обязан помогать другим;

4) казак – друг всем, без различия классов;

6) казак друг животных;

7) казак никогда не падает духом и старается выйти, улыбаясь, из всякого трудного положения.

Заметную роль в развитии народного образования в Верхнем Прикубанье сыграл институт Почетных попечителей, избирались они на станичных кругах из числа тех, кто принимал активное участие в распространении образования, вносил пожертвования на строительство учебных заведений, приобретение школьных пособий.

Почетным попечителем учебных заведений станицы Баталпашинской был утвержден командир 4-й бригады полковник Кравцов. Позже женское училище передали на попечение Баталпашинскому уездному начальнику Н. Г. Петрусевичу.

В женском училище было три класса: в приготовительном занимались учительница, в двух старших – за особую плату учителя уездного училища. В училище изучали Закон Божий, русский язык, письмо, арифметику, важнейшие сведения из русской истории и географии, рукоделие и домашнее хозяйство. Ежедневно, кроме субботы, давали по 4 урока, один из них рукоделие. Все предметы вела надзирательница, получая 200 руб. в год. В субботу ученицам преподавали домашнее хозяйство. Дополнительно из станичных общественных сумм оплачивались квартиры учителей с отоплением и прислугой. Учителя получали по 25 руб. за годовой урок.

Станичные общества выделяли учебным заведениям участки земли для сдачи в аренду, что позволяло в определенной мере удовлетворять их материальные нужды.

В пореформенный период в Баталпашинском отделе, наряду с казачьими, были открыты одноклассные и двухклассные горские школы, в них изучались те же предметы, что и в казачьих, но вместо Закона Божьего изучалось мусульманское законоучение, с которым учеников знакомил мулла.

Дети горцев большей частью не знали русского языка, поэтому в первом полугодии с ними занимались разговорной речью, а во втором – приступали к изучению остальных предметов, предусмотренных для изучения в школах Кубанской области. Занятия посещали только мальчики, преимущественно из состоятельных семей.

Начальные школы и училища до конца XIX в. на Кубани являлись преобладающим типом учебных заведений и давали воспитанникам минимум необходимых знаний.

Значительное распространение в Верхнем Прикубанье к концу ХIХ в. получили специализированные сельскохозяйственные школы и ремесленные училища.

Образование в Кубанском казачьем войске имело свои особенности. Школы и училища являлись своего рода связующим звеном между семьей, домом и военной службой. В школах для мальчиков, кроме основных предметов, преподавались верховая езда, строй, плавание, гимнастика, фехтование, военные упражнения, соответствующие каждому школьному возрасту.

Такие подходы к образованию и воспитанию приближали школы, училища, гимназии к запросам казачества, его историческим традициям.

Религиозные постулаты укрепляли моральное состояние молодых людей, вселяли чувство покорности судьбе, устраняли страх перед смертью, делали равнодушными к опасности и готовыми к пожертвованию на благо родины.

Сформировавшаяся на Кубани система трудового, физического, военного воспитания, основывалась на исторически сложившихся традициях и была направлена на формирование гармонически развитой личности, в которой физическое, духовное и нравственное воспитание взаимно дополняли и обогащали друг друга, а в конечном итоге, создавали необходимые условия для общественно-полезной трудовой и военно- профессиональной деятельности.

Казаки станицы Даховская.

Чекмарёвы и Беляевы

Из истории народного образования на Кубани

Братья Любичевы

Из истории народного образования на Кубани

Сусловы: дед, сын Сергей и внук Петр Сергеевич

Из истории народного образования на Кубани

Сергей Суслов и его сыновья Георний, Василий, Иван, Петр

Из истории народного образования на Кубани

Cуслов Сергей и Любичев Федор, госпиталь, первая мировая

Из истории народного образования на Кубани

Казак Семяков

Из истории народного образования на Кубани

Даховские казаки

Станица Даховская. Наше время.

Из истории народного образования на Кубани

В 1993 году казаком станицы Даховской Алексеем Фёдоровичем Гольцевым был изготовлен и воздвигнут на братской могиле каменный памятник с высеченным православным крестом. Текст надгробия гласил:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

После Отечественной войны 1812 года в Петербурге на Васильевском острове был учрежден так называемый Патриотический институт, предназначенный для дочерей штаб – и обер-офицеров, принимавших участие в военных действиях. Затем в него стали принимать и детей чиновников. В 1812 году по образцу Патриотического был создан для дочерей младших обер-офицеров не потомственных дворянских семей Павловский институт. Институты благородных девиц были открыты также в Москве, Харькове, Астрахани, Нижнем Новгороде, Саратове, Одессе, Оренбурге, Киеве, Тифлисе и других городах.

В начале XIX века открываются Дома трудолюбия – учреждения, где образование девочек и девушек соединялось с обучением мастерству. На обеспечение Домов трудолюбия шли пожертвования, причем организация финансирования строилась таким образом, чтобы девушкам из несостоятельных семей дать приданное. Начало XIX века – распространение женского образования в провинции. В 1844 году женские учебные заведения были разделены на четыре разряда, для каждого – особая учебная программа. Программа учебных заведений первого разряда наиболее приближена к той, по которой обучались мальчики.

В учебных заведениях второго разряда было расширено художественное воспитание и обучение рукоделию. Третий разряд (для мещанок) строился на обучении женским ремеслам. Девочки из крестьянских семей принимались только в приходские училища. Культурной средой, благоприятной для возникновения, как первых, так и десятков последующих школ, было общественное движение 60-х годов. В результате в 1853 году было уже 25 женских институтов, где обучалось 4187 человек. Институты появились в Одессе, Астрахани, Киеве, Казани, Саратове, Иркутске и большей частью их содержание осуществлялось на средства местного дворянства. Росла также сеть медицинских школ и курсов, что в большей степени определялось активностью Бородина, еще одного яркого поборника женского (медицинского) образования. Постепенно права девочек на образование расширялись. Местным властям было разрешено открывать начальные женские школы там, где было не менее 25 детей, желающих учиться. Но отношение к содержанию женского образования мало изменилось. В основе была облегченная программа, ориентированная на обучение некоторым ремеслам и домоводству.

В середине XIX в начальных народных школах в России обучалось почти 37 тысяч девочек. Но это было лишь чуть более восьми процентов всех учащихся и одна десятая процента всего женского населения. Проблема расширения форм женских учебных заведений стояла очень остро. По положению о женских училищах, изданного в 1860 году, были учреждены 6-годичные женские курсы первого разряда и 3-годичные – второго разряда. И, наконец, в 1862 году открылись семиклассные женские гимназии. Ситуация с женскими учебными заведениями быстро меняется после крестьянской реформы 1861 года. Учиться стало уже более 185 тысяч девочек.

В 1863 году в Петербурге были открыты Высшие женские педагогические курсы с двумя классами: техническим и практическим. Курсы имели два отделения – естественнонаучное и словесное. Так начиналась история Педагогического института имени А.И. Герцена. А в 1872 году были открыты Московские Высшие женские курсы (курсы Герье). Эти курсы положили начало высшему женскому образованию в России. К 1915 году было уже 913 женских гимназий и 88 прогимназий. И все же неграмотных среди женщин оставалось втрое больше, чем среди мужчин.

Однако в представлении многих людей не одного поколения эта роль рисовалась естественной и основной. Такая позиция, существующая, видимо, на уровне архетипов, в подсознании, часто и самим женщинам мешает добиваться счастья и успехов в своей личной и общественной жизни. Эта позиция не преодолена в современном обществе. Развитие женского образования в своей многотрудовой истории базировалось на разных позициях, вмещало противоречивые смыслы и отражало несхожие ожидания людей, как педагогов, так и учениц, которые, вырастая, кто с благодарностью, а кто и сожалением вспоминает школьные годы. Женское образование было реальной, хотя молчаливой ареной столкновения различных культурных интересов и представлений о сущности образования .

Теперь так называемый «женский вопрос перешел в другую плоскость – создания социальных условий для равноправного самоопределения и самореализации. Женщины получили возможность осуществлять свои права на равное образование, но остается противоречие: образование женщин само по себе не гарантирует им равных с мужчинами возможностей .

В Кубанской области до 1860 года не было ни одного женского учебного заведения. Образование женщин ограничивалось или исключительно домашним, или его получения за пределами области. На это ненормальное явление в жизни казачества первая обратила внимание супруга генерал-майора Наталья Сергеевна Иванина, урожденная Шпилевская. Благодаря энергии этой выдающейся женщины, в Екатеринодаре образуется кружок дам, поставивший себе задачу – помочь образованию детей. Это положило начало основанию Екатеринодарского женского благотворительного общества.

Первый раз Общество собралось 23 декабря 1864 года в присутствии наказного атамана. В этот день избрали правление Общества. Его председателем стала супруга наказного атамана Елена Сергеевна Сумарокова-Эльстон, которая много сделала для Кубанской области на поприще женского образования. Дата избрания первого правления является днем официального существования Общества. С 1865 года Общество перенесло свою деятельность в станицы, открывая постепенно школы в станицах Полтавской, Ладожской, Отрадной, Уманской, Баталпашинской, Андрюковской. Интерес к женскому образованию среди казачьего населения был незначителен. Порой приходилось даже сталкиваться с враждебностью. За первые 25 лет существования Обществом были открыты школы в тридцати населенных пунктах области, давшие элементарное образование 4476 девочкам; к 23 декабря 1889 года, то есть ко дню 25-летия, в ведении Общества оставались только школы с 8 отделениями, в которых обучались 131 девочка, остальные школы были переданы станичным общинам.

С течением времени отношение населения к женскому образованию стало изменяться к лучшему; образование женщин становилось потребностью. Ко дню 50-летия в ведение Общества было 22 школы. В школах значилось 72 отделения, в которых преподавали 22 законоучителя, 78 учительниц и 12 учительниц пения.

Екатеринодарское женское благотворительное общество явилось пионером в продвижении женского элементарного образования области. Открыв одновременно более чем в тридцати населенных пунктах школы, оно подготавливало население к сознанию, что образование женщин также необходимо, как и мужчине. Успешной деятельности Общества способствовала, прежде всего, преданность делу просвещения всего состава правления. Многое зависело от председателя правления. С февраля 1908 года во главе Общества стала Софья Ивановна Бабыч. Она со свойственной ей энергией занялась этим делом. Благодаря настойчивости Софии Ивановны, благотворительное общество за короткое время получило более двадцати тысяч рублей только на одни строительные нужды.

25 октября 1860 года его императорским величеством, Александром II, было утверждено положение о Мариинском училище Кубанского казачьего войска. Но открытие училища, как первого женского средне - учебного заведения в Кубанской области, замедлилось почти на три года из-за непрекращающихся военных действий на Западном Кавказе. В начале 1863 года наказным атаманом казачьего войска был назначен граф Ф.А. Сумароков-Эльстон. В первый же год своего правления он решил осуществить на практике то, что высочайшею властью было утверждено и, тем более, потому, что по смете расходов Кубанского казачьего войска необходимая сумма на содержание Мариинского женского училища стала ассигноваться с 1 января 1862 года. Когда же графу стало известно, что в октябре 1863 года город Екатеринодар посетят их Высочество великий князь Михаил Николаевич и великая княгиня Ольга Федоровна, то к дню их прибытия в Екатеринодар было подготовлено все необходимое для открытия Кубанского Мариинского женского училища. Графиня Едена Сергеевна Сумарокова-Эльстон со дня открытия училища много сил и внимания уделила его нуждам. Она часто посещала училище. Став начальницей училища, Елена Сергеевна свое жалованье отдавала на нужды образования. Из сумм, следовавших к выдаче на содержание начальницы, образовался неприкосновенный капитал в размере 2200 рублей имени графини Сумароковой-Эльстон, проценты с которого ежегодно шли на экипировку беднейших выпускных воспитанниц. В большом рублевом доме, находившемся на углу Посполитакинской и Крепостной улиц, 25 октября 1863 года в Екатеринодаре было открыто Кубанское Мариинское училище, главной задачей которого было дать дочерям офицеров Кубанского казачьего войска воспитание, соответствующее их будущему назначению – быть добрыми супругами, попечительными матерями, на которых исключительно лежит обязанность о физическом воспитании и первоначальном умственном образовании детей, быть знающими хозяйками, от которых большей частью будет зависеть домашнее благосостояние.

С 1 сентября 1864 года был заключен контракт с Рубашевским на постройку нового дома из пяти комнат. У Рубашевского Советом училища были наняты еще два старых флигеля, заключавшие в себе по две комнаты, сарай, погреб и все плановое место, по контракту на три года. С 26 августа 1868 года Кубанское Мариинское училище по ходатайству Совета училища было перечислено ко второму разряда женских учебно-воспитательных заведений ведомства императрицы Марии. Первой Августейшей покровительницей училища была императрица Мария Александровна. 20 сентября 1879 года городской глава В.С. Климов обратился в Совет Кубанского Мариинского училища с предложением открыть на средства города в помещении училища параллельный первый класс с правом обучения в нем дочерей горожан с отнесением расхода на средства города. Вслед за этим последовало ходатайство об открытии в следующем году второго параллельного класса. 23 августа 1880 года ходатайство было удовлетворено.

За каждым классом были закреплены классные надзирательницы. При гимназии находились врач-женщина, она же была преподавательницей гигиены, Александра Андреевна Глухова. Екатеринодарское женское общественное училище, попечительницей которого являлась Елизавета Александровна Бурсак, заведующей – Мария Григорьевна Жилинская; учителями были Людмила Михайловна Охотникова, Анна Михайловна Калашникова, Клавдия Сергеевна Клещева, Александра Мартыновна Соколова, Ефросинья Мироновна Максимова.

Екатеринодарское женское училище состояло на содержании купеческого общества. Попечителем училища был купец Александр Егорович Ерохин, заведующей – учительница Дарья Федоровна Корсун, ее сестра – Мария Федоровна Корсун – была учителем рукоделия, законоучителем – священник Александр Покровский, преподавательницей пения – Анна Афанасьевна Казанская, помощницей учителей – Юлия Семеновна Левкович. Майкопское Мариинское женское училище – попечителем был инженер Константин Васильевич Барготин, заведующей-учительницей – Юлия Федоровна Потапова, законоучителем – протоиерей Евгений Соколов, учительницами были Елизавета Николаевна Слепухина, Александра Даниловна Мацыненко.

В Майкопе действовали Майкопское женское второе училище и Майкопское женское третье училище. В Майкопском женском втором училище заведующей-учительницей стала Пелагея Николаевна Слепухина. Ей помогали законоучитель-священник Семен Лаванов и учитель пения, псаломщик Георгий Алегонтович Арчетов. Попечителем и законоучителем Майкопского женского третьего училища, являлся священник Михаил Костинский. Организации училища много сил и энергии отдала заведующая-учительница Наталья Николаевна Белороссова. Кандидат богословия, протоиерей Екатеринодарского войскового собора Михаил Петрович Воскресенский открыл Екатеринодарское епархиальное женское училище. Он же являлся и председателем Совета.

Начальником училища была вдова надворного советника Наталья Михайловна Максимова. Инспектором классов и законоучителем стал кандидат богословия, священник Константин Николаевич Терпецкий, он также преподавал арифметику в первом и втором классах училища. В дело воспитания учениц старались вложить все свое умение и талант такие преподаватели и учительницы, как: преподаватель русского языка с церковно-славянским в первом и втором классе; преподаватель географии во втором и чистописания в первом и втором классах, окончивший Московский императорский университет с дипломом второй степени, губернский секретарь Александр Алексеевич Троицкий; учительница приготовительного класса, вдова есаула, имеющая свидетельство на звание наставницы, Варвара Григорьевна Кушнарева; учитель церковного пения, окончивший курс духовной семинарии, псаломщик войскового собора Григорий Иванович Васильев; учительница рукоделия, вдова мещанина, имеющая аттестат на звание мастерицы, Мария Иосифовна Налетова; воспитательницы-девицы: окончившая Санкт-Петербургские женские курсы Лидия Тимофеевна Светлова и, имеющая свидетельство на звание домашней учительницы Александра Платоновна Максимова.

Женские училища открывались повсеместно. Так, было открыто Темрюкское женское двухклассное училище, попечителем которого являлся Савватий Фролович Асмолов, учительницей-надзирательницей была Варвара Максимовна Денисова; законоучителем стал священник Василий Ксенофоитов, учительницами – Марья Михайловна Корнилович, Вера Николаевна Осипова, Софья Афанасьевна Роговская, Мария Николаевна Назарова, учителем пения был Николай Терентьевич Мелетьев. В Анапе было образовано попечителями Людмилой Васильевной Пиленко, Арсением Устиновичем Савицким, Александром Сергеевичем Поповым Анапское женское одноклассное училище. Преподаватели в нем – учительницы Екатерина Степановна Бараковская, Елизавета Михайловна Корнилович; законоучителем и учителем пения был священник Павел Базелевский. По статистическим данным, в 1897 году грамотных женщин в городах было в 2 раза меньше, а в кубанских станицах в 5 раз меньше, чем мужчин.

С преобразованием училища в институт, положением Военного Совета от 25 апреля 1906 года по представленному проекту известного архитектора А.П. Косякина, разрешено было построить для Кубанского Мариинского женского Института новое здание на плановом месте, принадлежащем войску, где того помещалось Кубанское ремесленное училище с оружейной мастерской при нем, а занимаемое училищем здание передать в ведение Войскового Управления. Немедленно же в 1906 году приступили к заготовке материалов, так как постройка производилась хозяйственным способом, через особо избранный и учрежденный для этого комитет, освещение места и закладка здания происходили в присутствии представителей войска и полного состава института. В 1909 году новое институтское здание было окончено.

В своей просветительской деятельности Кубанское Мариинское училище со времени открытия, с 25 октября 1863 года по 1902 год руководствовалось Положением о Мариинском женском училище Кубанского казачьего войска с дополнением к нему высочайше утвержденного 25 июня 1873 года мнения государственного совета. Сверх того, как состояние в ведомстве учреждений императрицы Марии, оно неуклонно выполняло все циркулярные распоряжения означенного ведомства.

30 октября 1913 года было подписано Положение о Кубанском Мариинском институте, в котором говорилось, что Кубанский Мариинский институт предназначен для воспитания и образования дочерей лиц, принадлежавших к Кубанскому казачьему сословию или служащих в Кубанской области и имеющих военные или гражданские чины, а также священнослужителей и потомственных дворян.

Преподавателям в четырех младших классах института могли быть только лица женского пола, окончившие полный курс среднего учебного заведения (русского или иностранного) и имеющие аттестаты на звание домашних наставниц или домашних учительниц по предмету, к преподаванию которого они назначаются. Воспитанниц института набирали общей численностью до 250 человек, из которых 125 было бесплатных пансионерок, 50 – полуплатных, родители которых вносили половину платы и 75 – платных, причем число последних, по усмотрению Совета могло увеличиваться. Приходящих слушательниц принимали до 100 человек, причем, если помещение позволяло, их могло быть и больше. Плата за своекоштных пансионерок войскового сословия назначалась в 250 рублей в год, невойскового сословия – в 350 рублей, за полу платных – в 125 рублей в год. Сверх того, на первоначальное обзаведение единовременно за платных воспитанниц вносилось 50 рублей. За право учения приходящих учениц невойскового сословия размер оплаты определял Совет института, но не свыше 50 рублей в год. Приходящие ученицы войскового сословия обучались бесплатно. Воспитанницы, не внесшие в течение месяца платы, исключались из института, по усмотрению Совета. При открывшейся вакансии Совет принимал в институт первую стоящую на очереди кандидатку.

Институт состоял из девяти классов, в том числе приготовительного и одного педагогического. Расписание учебных предметов, число уроков, объем учебного курса и распределение его по классам определялись общими учебными табелями и планами, действующими в институтах Ведомства; был установлен строгий распорядок дня.

Особое внимание уделялось содержанию института, его отчетности и полученным при этом преимуществам. Кубанский институт содержался за счет войсковых сумм Кубанского казачьего войска; отчетность по денежным оборотам подлежала ревизии. Институт имел свою печать. Отправляемые бумаги и посылки принимались на почту без платежа весовых денег. Институт пользовался правом выписывать из-за границы книги и другие учебные пособия без оплаты пошлин.

Преподаватели наук и языков разделялись на три разряда. Поурочная плата исчислялась в соответствии с числом уроков, устанавливаемых учебной программой, и табелем для институтов ведомства учреждений императрицы Марии или особым табелем, составляемым законным порядком, исключительно для Кубанского института. К 1912 году женских гимназий в Кубанской области и Черноморской губернии было всего восемь, что превышало число мужских в два раза. В 1917 году на каждые 100 грамотных приходилось по 17 казачек и крестьянок и только одна адыгейская женщина.

Революция многое изменила в жизни казачества, в том числе и в народном образовании. Образование стало всеобщим, как и по всей России; в казачьих школах и училищах была введена единая программа обучения, произошло отделение церкви от государства, что не могло пройти незаметно для казаков, исповедующих христианскую религию на протяжении всех веков. Система обучения стала носить административно-командный характер.


Развитие образования и культуры на Кубани в 1920-1930-е гг.

В 1920 в стране началась культурная революция, основными задачами которой являлись ликвидация неграмотности населения, формирования советской интеллигенции, закрепление в сознании народных масс социалистической идеологии.

Существенная роль в этом отводилась системе образования. Была создана единая трудовая школа из двух ступеней(по срокам обучения).Плата за обучение отменялась.

Решение вопроса ликвидации неграмотности на Кубани осложняло финансовое положение. В декабре 1921 года Совет труда и обороны рассматривал вопрос ”Об улучшении положения дела народного образования в Кубано-Черноморской области”, а в январе 1922 года его рассматривал Совраком. В 1922 году было выделено 15 тыс. дополнительных пайков для учителей и учащихся.

К середине 1920-х в пределах Краснодарского края функционировало около 2000 общественных школ, 600 изб-читален, клубов, домов казака и крестьянина. К концу 1920 на Кубани открыто более 250 национальных школ, в которых обучались представители других национальностей. К середине 1930-х функционировало около 11 техникумов и училищ. К 1931 85% населения овладела грамотой.

В сентябре 1920 открылку КубГУ, где было 4 факультета: соц-исторический, естественный, медицинский, рабочий. Ректором стал Никандр Александрович Маркс.

  • В 1920 кубанский мед, в 1921 был основан Пед. Институт, в 1918 Политех, в 1922 КубГАУ.
  • В мае 1920 открыт первый советский театр в Екатеринодаре. Вновь в городском саду заиграл оркестр. Театральная жизнь в Краснодаре была очень насыщена. Мейрехольд возглавил Новороссийский подотдел драм. студий. С.Я.Маршак стал руководителям театра для детей и юношества. Был открыт рабочий театр.
  • В 1923 была проведена классовая чистка студентов и препод. Состава Кубанских вузов.
  • В 1924 по приказу М.В. Фрунзе была открыла Кавалерийская школа. В 1927 школа принимала участие в московском параде по случаю десятой годовщины Октябрьской революции. Школа работа до середины 30-х.
  • Летом 1924 открыт Кубанский советский худ.музей(картины фонда Коваленко, 730 картин и 1400 произведений искусства).
  • К 1930 на Кубани была основана широкая сеть библиотек (2646 шт.) .
  • Активно развивалась наука. (Ю.В. Кондратюк- ученый-самоучка, рассчитал траекторию космических полетов; Н.В. Анфимов- известный историк и археолог; М.В. Покровский- его стараниями был создал археологический музей.)

Итог: За два десятилетия Культура и образование значительно улучшились, однако репрессии 1937-1938 годов нанесли существенный урон культурному развитию региона. Многие из числа уже новой советской интеллигенции были арестованы и сосланы.

Начавшаяся в 1920-е годы культурная револю­ция имела несколько задач: ликвидация культурной отсталости, и прежде всего неграмотности населения страны, обеспечение условий для развития творческих сил трудящихся, формирование социалистической интеллигенции и утверждение идеологии научного коммунизма в сознании широких масс. Развитие куль­туры с самого начала увязывалось со служением ин­тересам партии и государства, общества и лишь по­том с интересами гармоничной, всесторонне развитой личности, нового человека как продукта культурной политики.

Новая школа строилась с ориентацией на потребность государства в трудовых ресурсах. Овладеть профессией подросток мог при поступлении после четырехлетки в низшие професси­ональные школы и школы фабрично-заводского уче­ничества (ФЗУ), после семилетки - в техникум с трех­летним сроком обучения. Девятилетка же давала некоторую профессиональную выучку и подготавли­вала к поступлению в высшую школу. В целом ликвидация неграмотности и развитие школьного обуче­ния проходили успешно. Преобразования коснулись и высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экзаменов и без докумен­тов о среднем образовании. Преимуществами при по­ступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян.

Создание высшей школы стало возможным пото­му, что в период революции и Гражданской войны в Екатеринодаре оказалось много видных представите­лей отечественной науки.

Важной частью культурного строительства стала организация широкой сети библиотек, которые были бесплатными и общедоступными.

Советская власть проявила крайнюю заинтересо­ванность в искусстве. Идеологическая функция ис­кусства воспринималась как доминирующая. С пер­вых дней Советская власть на Кубани проявляла особый интерес к театральному делу, поощряла его, не теряла контроль над ним.

Рабочие и крестьяне стали основными зрителями в театрах и на концертах.

В театре для рабочих и красноар­мейцев показывали спектакли на революционные темы по пьесам

В годы нэпа дотации государства на развитие куль­туры сократились. Тридцать процентов работников искусства оказались безработными.

Учебные заведения были сняты с государственного бюджета. Не выплачивалась зарплата.

Кубанская интеллигенция со спектаклями выез­жала в село.

Большое место в своей культурной политике боль­шевики отводили антирелигиозной пропаганде. Ате­истическая доктрина превратилась в государственную политику. Постепенно церковные праздники стали вытесняться советскими.

Произошли столкновения верующих с влас­тями. Епископ был приговорен к лишению свободы на семь лет. С 1929 г. началось массированное на­ступление на все религии по всей стране, в том числе и на Кубани.

Таким образом, в 1920-е годы проявились две тен­денции в развитии культуры. С одной стороны, на ее демократизацию, с другой - на усиление партийно-государственного контроля.

21.

Начавшаяся в 1920-е годы культурная револю­ция имела несколько задач: ликвидация культурной отсталости, и прежде всего неграмотности населения страны, обеспечение условий для развития творческих сил трудящихся, формирование социалистической интеллигенции и утверждение идеологии научного коммунизма в сознании широких масс. Развитие куль­туры с самого начала увязывалось со служением ин­тересам партии и государства, общества и лишь по­том с интересами гармоничной, всесторонне развитой личности, нового человека как продукта культурной политики.



Новая школа строилась с ориентацией на потребность государства в трудовых ресурсах. Овладеть профессией подросток мог при поступлении после четырехлетки в низшие професси­ональные школы и школы фабрично-заводского уче­ничества (ФЗУ), после семилетки - в техникум с трех­летним сроком обучения. Девятилетка же давала некоторую профессиональную выучку и подготавли­вала к поступлению в высшую школу. В целом ликвидация неграмотности и развитие школьного обуче­ния проходили успешно. Преобразования коснулись и высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экзаменов и без докумен­тов о среднем образовании. Преимуществами при по­ступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян.

Создание высшей школы стало возможным пото­му, что в период революции и Гражданской войны в Екатеринодаре оказалось много видных представите­лей отечественной науки.

Важной частью культурного строительства стала организация широкой сети библиотек, которые были бесплатными и общедоступными.

Советская власть проявила крайнюю заинтересо­ванность в искусстве. Идеологическая функция ис­кусства воспринималась как доминирующая. С пер­вых дней Советская власть на Кубани проявляла особый интерес к театральному делу, поощряла его, не теряла контроль над ним.

Рабочие и крестьяне стали основными зрителями в театрах и на концертах.

В театре для рабочих и красноар­мейцев показывали спектакли на революционные темы по пьесам

В годы нэпа дотации государства на развитие куль­туры сократились. Тридцать процентов работников искусства оказались безработными.

Учебные заведения были сняты с государственного бюджета. Не выплачивалась зарплата.

Кубанская интеллигенция со спектаклями выез­жала в село.

Большое место в своей культурной политике боль­шевики отводили антирелигиозной пропаганде. Ате­истическая доктрина превратилась в государственную политику. Постепенно церковные праздники стали вытесняться советскими.

Произошли столкновения верующих с влас­тями. Епископ был приговорен к лишению свободы на семь лет. С 1929 г. началось массированное на­ступление на все религии по всей стране, в том числе и на Кубани.

Таким образом, в 1920-е годы проявились две тен­денции в развитии культуры. С одной стороны, на ее демократизацию, с другой - на усиление партийно-государственного контроля.

Читайте также: