Социальное обеспечение польша доклад

Обновлено: 02.07.2024

Социальное страхование – это один из компонентов трудового права, которое позволяет получать гарантированные государством выплаты, если в силу разных обстоятельств, человек потерял возможность работать.

На практике польскую систему социального страхования в основном обслуживают два учреждения – Управление социального страхования (Zakład Ubezpieczeń Społecznych – ZUS) и Национальный фонд здоровья (Narodowy Fundusz Zdrowia – NFZ).

Чтобы иметь право на социальные выплаты иностранцы должны быть легально трудоустроены на основе трудового договора.

Иностранец может выполнять работу в Польше на основании различных договоров. От того, какой договор заключен, будет зависеть, какие взносы должен платить работник на социальное страхование.

Лица, которые трудоустроены на основании трудового договора, вынуждены платить взносы на все виды социального страхования (то есть пенсионное страхование, страхование в связи с инвалидностью, болезнью и от несчастных случаев), а также медицинское страхование.

Договор поручения (umowa zlecenie)

Лица, которые выполняют работы исключительно на основании договора поручения, должны платить взносы социального страхования (пенсионное страхование, страхование в связи с потерей трудоспособности и от несчастных случаев) и взносы на медицинское страхование. Зато страхования на случай болезни для них является добровольным (однако, если заключено более одного договора поручения в одно и то же время, эти условия меняются).

Договор подряда (umowa o dzieło)

Работники, заключившие договор подряда, не обязаны платить взносы на социальное и/или медицинское страхование.

Более подробно о видах трудовых договоров в Польше можете почитать здесь Работа в Польше: виды трудовых договоров, особенности

Виды социальных выплат в Польше

Взносы, уплачиваемые в ZUS, предназначаются для финансирования различных выплат из сферы социального страхования, в частности:

I. Пенсия (еmerytura) или выплаты в связи с потерей трудоспособности (renta) финансируются из пенсионных взносов или взносов на случай потери трудоспособности.

Если украинец не имеет минимального страхового стажа, необходимого для получения пенсии в Польше или в Украине, то он имеет возможность досчитать до этого периода стаж социального страхования в другой стране при условии, что эти периоды не перекрывают друг друга. Это возможно на основании договора о социальном обеспечении, заключенном между Польшей и Украиной, который начал действовать с 1 января 2014 года.

Стоит обратить внимание на факт, что в случае выплаты пенсии в Польше не существует критерия минимального периода страхования. Следовательно, нет необходимости учитывать периоды страхования в Украине. Условия получения пенсии в Польше одинаковы как для поляков, так и для иностранцев, и это: уплата взносов и достижения пенсионного возраста. Согласно действующему законодательству, пенсионный возраст в Польше составляет 60 лет для женщин и 65 для мужчин.

Сумма выплаты будет зависеть от суммы уплаченных в систему взносов и последующей предполагаемой продолжительности жизни при выходе на пенсию.

Если речь идет о выплатах средств страхования в связи с потерей трудоспособности и на случай потери кормильца, одним из условий получения выплаты является наличие соответствующего страхового периода (в зависимости от возраста, максимально до 5 лет). В этом случае, согласно вышеупомянутому договору между Польшей и Украиной, существует возможность учета периода взносов в Украине с целью получения выплат в Польше.

II. Выплаты в случае болезни и материнства финансируются из взносов на случай болезни.

Уплата страховых взносов на случай болезни гарантирует в случае болезни или материнства получения следующих выплат:

Помощь в случае болезни (zasiłek chorobowy) предназначается для лица, потеряла работоспособность из-за болезни во время действия страхования на случай болезни. Составляет она от 70% до 100% средней заработной платы за последние 12 месяцев перед болезнью. Максимальный период выплаты пособия - 182 дня (в том числе первые 33 или 14 дней финансируются работодателем/заказчиком как заработная плата во время болезни). Реабилитационная помощь (świadczenie rehabilitacyjne) предназначается для лица, исчерпала возможность получать пособие по болезни (то есть после окончания срока 182 дня), но в дальнейшем является нетрудоспособной, а дальнейшее лечение или реабилитация предусматривают возвращение работоспособности. Выплачивается такая помощь максимально в течение 12 месяцев. Единовременная выплата („becikowe”) – это единовременная финансовая помощь в размере 1000 PLN, выплачиваемая родителям, у которых доход нетто на одно лицо в домашнем хозяйстве не превышает 1922 PLN. Условием получения этой выплаты является постановка на учет в медицинском учреждении с 10 недели беременности. Заявление о получении выплаты следует подавать в соответствующем Управлении гмины либо в Городском центре социальной помощи, на территории которых проживает данная семья, в течение года со дня рождения ребенка. При подаче заявления следует представить медицинские документы, подтверждающие, что с 10 недели беременности мать ребенка находилась под наблюдением акушера-гинеколога или акушерки. Помощь в случае материнства (zasiłek macierzyński) выплачивается лицам, которые в период страхования на случай болезни родили ребенка или приняли на воспитание ребенка в возрасте до 7 лет. Период выплаты зависит от количества детей, рожденных во время одних родов, и длится от 20 недель (при условии рождения одного ребенка) до 37 недель (при условии рождения пятерых и более детей во время одних родов). Пособие по уходу (zasiłek opiekuńczy) выплачивается в течение 60 дней в году в связи с уходом за здоровым ребенком до 8 лет или за больным ребенком до 14 лет. В случае ухода за другим больным членом семьи - максимально в течение 14 дней в году. III. Выплаты по причине несчастного случая на производстве или профессионального заболевания финансируются из взносов от несчастных случаев, уплачиваемых исключительно работодателем.

Выплаты по причине несчастного случая выплачиваются рабочим и исполнителям, которые получили повреждения в результате несчастного случая во время работы или профессиональной болезни.

IV. Пособие по безработице (zasiłek dla bezrobotnych) финансируется из взносов в Фонд труда, которые платит работодатель.

Иностранцы, которые потеряли работу, имеют право зарегистрироваться в управлении труда как безработные. Период получения пособия по безработице составляет от 6 до 12 месяцев, а сумма выплат зависит от стажа работы. Согласно польско-украинским договором о социальном обеспечении, при определении права на получение помощи в Польше учитывается также период страхования в Украине. Лицо, ходатайствующее о помощи, должна быть застрахована в Польше непосредственно перед потерей работы.

V. Общественная медицинская помощь финансируется из взносов на медицинское страхование.

Общественной медицинской помощью могут пользоваться лица, которые были легально трудоустроены в Польше и платили обязательные взносы на медицинское страхование, а также члены их семей. Это означает, что они могут пользоваться бесплатной медицинской помощью общественных медицинских учреждений, а также необщественных при условии, что это медицинское учреждение подписал договор с Национальным фондом здоровья.

Более того, каждое застрахованное лицо покрывает медицинским страхованием членов семьи, если они его не имеют (например, не работают).

Важно: Лица, не застрахованы обязательным медицинским страхованием, могут застраховаться добровольно. С этой целью надо составить соответствующую заявку в Национальный фонд здоровья в соответствующем воеводском отделе и платить ежемесячный взнос, сумма которого изменяется ежеквартально. Сейчас такая сумма составляет 395,15 злотых. Условием добровольного медицинского страхования в NFZ является факт легального проживания на территории Польши (виза, разрешение на работу и т.д.) и заключения соответствующего договора с NFZ.

Согласно Закону о социальном страховании от 13 октября 1998 года,
предусматривается принцип равенства всех застрахованных, невзирая
на их национальную принадлежность. Все, кто имеет постоянную работу
в Польше, то есть работает на основании трудового договора или
договора-поручения, подлежит страхованию Национальным фондом
здравоохранения NFZ - Narodowy Fundusz Zdrowia
ZUS - Zakład Ubiezpieczeń Społecznych

- поликлиника (przychodnia)
- больница (szpital)
- частный консультационный
кабинет (prywatny gabinet)
- частная клиника (рrywatna
klinika)

- Предъявить страховой полис
- Посетить "врача первого контакта" (терапевта), который принимает
решение о направлении к врачам-специалистам
- Визит в частной клинике 80 - 150 злотых

- трудовой договор (Umowa o pracę);
- договор поручения (Umowa zlecenia);
- договор подряда (Umowa o dzieło).

Umowa zlecenia
договор поручения
- является единственным источником занятости;
- работник официально затруднён в другой компании,
з/п не меньше минимальной (1850,00 zł brutto cały etat);
- студент до 26 лет.

Umowa o dzieło
договор подряда
Договор подряда – это типичный договор, нацеленный на результат.
Подрядчик, принимающий на себя обязанности по договору, обязуется
выполнить определенную работу, а заказчик – выплатить вознаграждение.
Подрядчик получает вознаграждение за выполненную работу, причем в
случае этого договора не обязывает минимальный размер оплаты труда.
Договор заключается на время, необходимое для выполнения определенной в
договоре работы. Кроме того, подрядчик не подлежит социальному
страхованию, если он дополнительно не работает на основании трудового
договора.

С 1 марта 2015 получения номера PESEL могут иностранцы, находящиеся
в Польше на следующих основаниях:
- разрешения на постоянное проживание (zezwolenie na pobyt stały);
- разрешения на проживание долгосрочного резидента ЕС (zezwolenie
na pobyt rezydenta długoterminowego UE);
- статуса беженца (status uchodźcy);
- права дополнительной защиты (prawo do ochrony uzupełniającej);
- права политического убежища(prawo do azylu);
- согласия на толерантное пребывание (zgodę na pobyt tolerowany);
- права на временную защиту (prawo do ochrony czasowej);
- разрешения на пребывание по гуманитарным причинам (zezwolenie
na pobyt ze względów humanitarnych).

Система социального обеспечения в Польше, слайд №1
Система социального обеспечения в Польше, слайд №2
Система социального обеспечения в Польше, слайд №3
Система социального обеспечения в Польше, слайд №4
Система социального обеспечения в Польше, слайд №5
Система социального обеспечения в Польше, слайд №6
Система социального обеспечения в Польше, слайд №7
Система социального обеспечения в Польше, слайд №8
Система социального обеспечения в Польше, слайд №9
Система социального обеспечения в Польше, слайд №10
Система социального обеспечения в Польше, слайд №11
Система социального обеспечения в Польше, слайд №12

 Система социального обеспечения в Польше NFZ - Narodowy Fundusz Zdrowia ZUS - Zakład Ubiezpieczeń Społecznych

Слайд 1

Система социального обеспечения в Польше NFZ - Narodowy Fundusz Zdrowia ZUS - Zakład Ubiezpieczeń Społecznych

 Согласно Закону о социальном страховании от 13 октября 1998 года, предусматривается принцип равенства всех застрахованных, невзирая на их национальную принадлежность. Все, кто имеет постоянную работу в Польше, то есть работает на основании трудового договора или договора-поручения, подлежит страхованию Национальным фондом здравоохранения NFZ - Narodowy Fundusz Zdrowia ZUS - Zakład Ubiezpieczeń Społecznych

Слайд 2

Согласно Закону о социальном страховании от 13 октября 1998 года, предусматривается принцип равенства всех застрахованных, невзирая на их национальную принадлежность. Все, кто имеет постоянную работу в Польше, то есть работает на основании трудового договора или договора-поручения, подлежит страхованию Национальным фондом здравоохранения NFZ - Narodowy Fundusz Zdrowia ZUS - Zakład Ubiezpieczeń Społecznych

 поликлиника (przychodnia) больница (szpital) частный консультационный кабинет (prywatny gabinet) частная клиника (рrywatna klinika)

Слайд 3

поликлиника (przychodnia) больница (szpital) частный консультационный кабинет (prywatny gabinet) частная клиника (рrywatna klinika)

 - Предъявить страховой полис - Посетить

Слайд 4

- Предъявить страховой полис - Посетить "врача первого контакта" (терапевта), который принимает решение о направлении к врачам-специалистам - Визит в частной клинике 80 - 150 злотых

 - трудовой договор (Umowa o pracę); - договор поручения (Umowa zlecenia); - договор подряда (Umowa o dzieło).

Слайд 5

- трудовой договор (Umowa o pracę); - договор поручения (Umowa zlecenia); - договор подряда (Umowa o dzieło).

 является единственным источником занятости; работник официально затруднён в другой компании, з/п не меньше минимальной (1850,00 zł brutto cały etat); студент до 26 лет. Umowa zlecenia договор поручения

Слайд 6

является единственным источником занятости; работник официально затруднён в другой компании, з/п не меньше минимальной (1850,00 zł brutto cały etat); студент до 26 лет. Umowa zlecenia договор поручения

 Договор подряда – это типичный договор, нацеленный на результат. Подрядчик, принимающий на себя обязанности по договору, обязуется выполнить определенную работу, а заказчик – выплатить вознаграждение. Подрядчик получает вознаграждение за выполненную работу, причем в случае этого договора не обязывает минимальный размер оплаты труда. Договор заключается на время, необходимое для выполнения определенной в договоре работы. Кроме того, подрядчик не подлежит социальному страхованию, если он дополнительно не работает на основании трудового договора. Umowa o dzieło договор подряда

Слайд 7

Договор подряда – это типичный договор, нацеленный на результат. Подрядчик, принимающий на себя обязанности по договору, обязуется выполнить определенную работу, а заказчик – выплатить вознаграждение. Подрядчик получает вознаграждение за выполненную работу, причем в случае этого договора не обязывает минимальный размер оплаты труда. Договор заключается на время, необходимое для выполнения определенной в договоре работы. Кроме того, подрядчик не подлежит социальному страхованию, если он дополнительно не работает на основании трудового договора. Umowa o dzieło договор подряда

 С 1 марта 2015 получения номера PESEL могут иностранцы, находящиеся в Польше на следующих основаниях: разрешения на постоянное проживание (zezwolenie na pobyt stały); разрешения на проживание долгосрочного резидента ЕС (zezwolenie na pobyt rezydenta długoterminowego UE); статуса беженца (status uchodźcy); права дополнительной защиты (prawo do ochrony uzupełniającej); права политического убежища(prawo do azylu); согласия на толерантное пребывание (zgodę na pobyt tolerowany); права на временную защиту (prawo do ochrony czasowej); разрешения на пребывание по гуманитарным причинам (zezwolenie na pobyt ze względów humanitarnych).

Слайд 9

С 1 марта 2015 получения номера PESEL могут иностранцы, находящиеся в Польше на следующих основаниях: разрешения на постоянное проживание (zezwolenie na pobyt stały); разрешения на проживание долгосрочного резидента ЕС (zezwolenie na pobyt rezydenta długoterminowego UE); статуса беженца (status uchodźcy); права дополнительной защиты (prawo do ochrony uzupełniającej); права политического убежища(prawo do azylu); согласия на толерантное пребывание (zgodę na pobyt tolerowany); права на временную защиту (prawo do ochrony czasowej); разрешения на пребывание по гуманитарным причинам (zezwolenie na pobyt ze względów humanitarnych).

 3. Вам нужно зарегистрироваться на epuap.gov.pl (это сайт с функциональностью выполнения многих запросов посредством электронных форм. Например прописка, продление карты побыту, регистрация транспортного средства и т.п.). 4. И последний шаг — вам необходимо теперь подтвердить свой созданный профиль! Для этого нужны — копия загранпаспорта, сам паспорт (карта побыту, если имеется) и прописка. Идете в URZĄD WOJEWÓDZKI подтверждать профиль (это нужно сделать в течение 14 дней с момента регистрации).

Слайд 11

3. Вам нужно зарегистрироваться на epuap.gov.pl (это сайт с функциональностью выполнения многих запросов посредством электронных форм. Например прописка, продление карты побыту, регистрация транспортного средства и т.п.). 4. И последний шаг — вам необходимо теперь подтвердить свой созданный профиль! Для этого нужны — копия загранпаспорта, сам паспорт (карта побыту, если имеется) и прописка. Идете в URZĄD WOJEWÓDZKI подтверждать профиль (это нужно сделать в течение 14 дней с момента регистрации).

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! DZIĘKUJĘ!

Слайд 12

Часть 2
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
учебно-методический комплекс по одноименному курсу для студентов специальностей:
1-24 01 02 - Правоведение; 1-24 01 03 - Экономическое право


Вы здесь: ГЛАВА 29. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ ПОЛЬША § 29.1. Исторический очерк развития законодательства Республики Польша, регулирующего пенсионное обеспечение граждан

§ 29.1. Исторический очерк развития законодательства Республики Польша,

регулирующего пенсионное обеспечение граждан

Периодом появления первых учреждений социального страхо­вания в польском государстве принято считать XVIII и XIX вв. В ре­зультате разделов Польши западные и северные земли Речи Посполитой отошли к Пруссии и Австрии. Прусское государство на ото­шедших к нему польских землях создало публичные учреждения страхования, называемые социететами.

Несмотря на множество негативных факторов (раздробленность и политическая зависимость в результате разделов, политическая нестабильность, войны, несовершенство структуры общества и др.), польские страховые формирования в организационном плане и по объему решаемых задач не уступали, а в ряде аспектов и превос­ходили подобные учреждения в западных странах 345 . Однако следу­ет указать, что такого рода организации не предусматривали выпла­ту пенсий. Говорить о формировании аналога полноценной системы социальной защиты, связанной с достижением возраста, предпола­гающего ограничение либо потерю трудоспособности, нет основа­ний, хотя система пенсионного обеспечения исходно являлась час­тью системы социального страхования.

Несомненно, что проблема обеспечения в старости и при не­трудоспособности возникла достаточно давно, однако реальные возможности ее решения появились только в начале XIX века в свя­зи с развитием промышленного производства 346 . Промышленная революция обусловила становление такой прослойки населения, как рабочий класс, а также стала причиной распада характерных для феодального строя цеховых, семейных и отраслевых структур орга­низации труда. В результате вопросы обеспечения в пожилом воз­расте и при нетрудоспособности, решаемые до этого в рамках цеха, потребовали становления принципиально новой системы защиты от риска нищеты. В новых условиях утрата физической возможности осуществления профессиональной деятельности приводила челове­ка к весьма драматической ситуации. Решение вопроса обеспече­ния в старости и при нетрудоспособности не могло основываться на накоплении личных средств ввиду их ограниченности 347 .

Первоначально система пенсионного обеспечения не имела всеобщего характера и разделялась на две ветви: пенсионного обес­печения работников умственного труда и пенсионного обеспечения трудящихся 351 .

В результате реализации новых идей социального страхования и использования сохранившейся в несколько измененном виде не­мецкой системы социальной защиты в старости был организован институт пенсионного страхования, основанный на принуждении и охватывавший большую часть наемных работников. Величина пенсии по возрасту определялась длительностью периода, в течение кото­рого в пенсионное учреждение вносились страховые взносы 352 .

Такого рода система пенсионного обеспечения в старости и при нетрудоспособности стала основой для формирования польской национальной системы пенсионного страхования в целом. Польские ученые, теоретики и практики, наблюдающие развитие страховых знаний в мире, пытались прийти к определению, обобщающему сущность, цели и социально-экономическую роль страхования, в том числе - социального. Такие определения возникали в разные периоды, представляли проблему с разных сторон, имели более или менее научный характер, их авторами были как теоретики, так и практики страхования. Существенное влияние на развитие польской страховой мысли оказала западная теория социального страхова-ния 353 . К синтетическому, хотя, быть может, и неполному опреде­лению, затрагивающему необходимость социального страхования, пришел В. Стшелецки, который утверждал, что страхование являет­ся хозяйственной организацией, имеющей целью удовлетворение будущих потребностей или стремящейся к восстановлению уничто­женных (утраченных) случайными происшествиями материальных благ. В данном случае будущей потребностью выступает необходимость получения средств существования при достижении опреде­ленного возраста 354 .

И. Бискупски в свое время изложил два определения страхова­ния - с экономической и правовой точек зрения. С экономической точки зрения, страхование - это механизм, с помощью которого ущерб лица распределяется на группу лиц, потенциально подвер­женных этой же опасности, что соответствует принципу социальной солидарности, лежащему в основе пенсионного обеспечения. А с правовой точки зрения страхование - это договор между лицом и страховым учреждением, на основе которого лицо имеет право требовать от предприятия компенсации за указанный в том же до­говоре убыток взамен на выплаты (взносы страхования риска дости­жения пенсионного возраста) 355 .

По мнению Я. Лазовски, страхование - это хозяйственное уст­ройство, обеспечивающее возмещение будущих имущественных потребностей, вызванных у отдельных лиц случайным происшестви­ем, отличающимся определенной закономерностью, путем распре­деления тяжести этого возмещения между многими лицами, кото­рым эти же случайные происшествия угрожают 356 .

Среди первых творцов польской идеи социального страхова­ния, в том числе страхования риска нищеты в старости, авторов работ, которые стояли у истоков польской системы социального обеспечения в пожилом возрасте, следует назвать А. Капоштаса,

К. Плятера, С. Андрушевского, В. Мистерка, Ф. Барановского, В. Лущевского, Ю. Сломиньского, Ф. Скарбека, С. Гельга, В. Стше-лецкого, Б. Земенцкого.

Первоначально на территории Речи Посполитой вопросы пен­сионного обеспечения по возрасту регламентировались актами за­конодательства Пруссии и Австрии 359 . Однако предпринимались меры по созданию оригинального пенсионного законодательства, кото­рые имели поступательный характер. В системе социального обес­печения поочередно принимались законодательные акты, регламен­тирующие разные виды социального страхования: Закон о страхо­вании риска несчастного случая 1887 года, Закон о страховании рис­ка болезни 1888 года. И только в 1906 году был принят Закон о пенсионном обеспечении по возрасту, который касался исключи­тельно работников умственного труда 360 . Анализ ситуации показы­вает, что пенсионному страхованию по возрасту придавалось недо­статочное внимание, им был охвачен ограниченный круг заинтересованных лиц.

Периодическая печать конца XIX — начала ХХ веков активно предоставляла свои страницы для полемики относительно перспек­тив и форм развития социального страхования на территории польско­го государства. Существенное значение в такой полемике придава­лось пенсионному обеспечению по возрасту. Первым периодичес­ким изданием такого типа был издаваемый во Львове в 1892—1897 гг.

Сразу же после получения независимости во II Речи Посполи-той была предпринята попытка проведения крупномасштабной ре­формы системы социальной защиты, для чего в 1920 году был при­нят проект введения на территории всего государства единой, осно­ванной на общих принципах публичной системы обязательного соци­ального страхования, которая должна была охватить всех рабочих и служащих. Указанная система предполагала осуществление страхо­вания в сфере всех видов социального риска, существенное место среди которых занимало страхование риска нищеты в старости. Не­посредственно создание такой системы осуществляло Министерство труда и социального страхования 363 .

Усилия по созданию системы пенсионного обеспечения по воз­расту и при нетрудоспособности в рамках системы социального стра­хования не были завершены ввиду начала II мировой войны 1 сентяб­ря 1939 года. Ввиду того, что создание польского законодательства не было завершено в период с 1920 по 1939 годы, в Польше приме­нялось немецкое законодательство в сфере пенсионного страхова­ния, несколько усовершенствованное путем принятия соответству­ющих актов законодательства. Наиболее существенным шагом в процессе совершенствования системы пенсионного страхования ука­занного периода следует считать распространение такого вида стра­хования на сельскохозяйственных рабочих 364 .

Существенный вклад в развитие пенсионного обеспечения в период с 1919 по 1939 годы внесли В. Стшелецкий и Б. Земенцкий. В. Стшелецки доказывал необходимость обязательного государствен­ного страхования риска нищеты в старости. Он считал, что введение обязательности (принуждения) решает вопрос такого рода социаль­ного страхования наилучшим образом. Он также разработал прин­ципы валоризации пенсий в социальном страховании и ряд технико-математических основ пенсионного страхования по возрасту.

Б. Земенцки перед II мировой войной был главным директо­ром Государственного фонда взаимного страхования. Он зареко­мендовал себя как приверженец и инициатор, а также реализатор новых тенденций развития сети учреждений социального страхова­ния. По его мнению, страхование риска нищеты в старости не дол­жно было иметь ни фискальной, ни финансовой ориентации, а дол­жно было быть в принципе нацелено на социально-экономическую деятельность, имеющую в своей основе четкую и компетентную реализацию страховых задач на благо застрахованных, в особенно­сти — наименее защищенных слоев населения, к которым Б. Земен-цки относил, в первую очередь, людей, не имеющих возможности осуществлять активную профессиональную деятельность. Он счи­тал, что за инструкциями и цифрами нужно всегда видеть человека, которому страховое учреждение должно служить 365 .

В качестве наиболее позитивного решения, как указывал в свое время Е. Модлинский, выступило введение обязательного страхова­ния трудящихся, которое до этого момента на большей территории государства практически отсутствовало. В ряде регионов указанные правовые предписания распространялись и на сельскохозяйственных рабочих. Негативной стороной пенсионного обеспечения по возрас­ту явилась малая величина выплат в системе такого обеспечения. По ряду объективных причин первая выплата пенсий по возрасту была произведена в польском государстве только в 1938 году 369 .

Помимо всеобщего пенсионного страхования по возрасту, имели место отраслевые системы социального обеспечения: государствен­ных служащих и функционеров органов местного самоуправления, работников некоторых предприятий и государственных банковских организаций - Польских государственных железных дорог, Польского Национального Банка и др. 370

В результате целенаправленной законодательной и организа­ционной деятельности была создана двухуровневая система соци­ального обеспечения, во главе которой стояло Управление социаль­ного обеспечения, а на местах создавались местные органы соци­ального обеспечения. Одной из главных задач названной системы выступало пенсионное обеспечение по возрасту 371 .

Во главе созданной структуры социального обеспечения стоял Министр социального обеспечения, что говорит о значении, кото­рое придавалось решению проблемы социальной защиты населе­ния, в том числе - пенсионного обеспечения по возрасту и при не­трудоспособности.

Реализация программы создания системы социальной защиты в старости была прервана в 1939 году в связи с началом II Мировой войны. Однако уровень и совершенство созданного национального законодательства в сфере пенсионного обеспечения по возрасту позволило принять его за основу при создании пенсионной системы в Польской Народной Республике после освобождения территории Польши от немецко-фашистской оккупации. Ряд законов и норма­тивных актов сохраняли свою силу вплоть до проведения пенсионной реформы в 1992 году.

В рамках системы была очевидной социальная дифференциа­ция (неоднородность) субъектов пенсионного обеспечения по воз­расту с привилегированным положением государственных служа­щих и работников умственного труда.

345 Nowakowski, Z.K. Prawo ubezpieczeri majatkowych i osobowych / Z.K. Nowakowski, A. Wasiewicz. - Warszawa-Poznari: Wyd. Naukowe, 1973. - 82 s.

346 Morawski, L. Prawa jednostki a dobro wspolne (Liberalizm versus komunitaryzm) / L. Mo rawski // PiP. - 1998. - № 11. - S. 87-90.

347 Monkiewicz, J. (red.). Podstawy ubezpieczeri. Mechanizmy i funkcje / J. Monkiewicz. - Warszawa: Wyd. Prawnicze, 2000. - 84 s.

348 Krzeczkowski, K. Idee przewodnie ubezpieczeh spotecznych / K. Krzeczkowski. - Warszawa: Wyd. Naukowe, 1936. - 78 s.

349 Prasznic, U. Ewolucja systemu finansowania pracowniczych ubezpieczeh spotecznych: Problemy prawa ubezpieczeh spotecznych / U. Prasznic. - Krakow: Wyd. Naukowe, 1996. - 95 s.

350 Morawski, L. Prawa jednostki a dobro wspolne (Liberalizm versus komunitaryzm) / L. Morawski // PiP. - 1998. - № 11. - S. 87-90.

351 Muszalski, W. Wprowadzenie do nauki ubezpieczenia spotecznego / W. Muszalski. - Warszawa: Wyd. PWE, 1988. - 149 s.

352 Skoczyhski, J. Ustalenie kapitatu poczqtkowego ubezpieczonego w ubezpieczeniu emerytalnym / J. Skoczyhski // Praca i ZS 2001. - № 1. - S. 31 - 35.

353 Muszalski, W. Wprowadzenie do nauki ubezpieczenia spotecznego / W. Muszalski. - Warszawa: Wyd. PWE, 1988. - 149 s.

354 Szubert, W. Ubezpieczenie spoteczne. Zarys systemu / W. Szubert. - Warszawa: Wyd. PWN, 1987. - 323 s.

355 Jaskiewicz, W. Prawo pracy w zarysie / W. Jaskiewicz, Cz. Jackowiak, W. Piotrowski. - Warszawa: Wyd. Prawnicze, 1985. - 42 s.

356 Jackowiak, Cz. Rozwoj ubezpieczeri spotecznych w Polsce / Cz. Jackowiak. - Wroctaw: Wyd. Naukowe, 1991. - 47 s.

357 Warkatto, W. Prawo ubezpieczeniowe / W. Warkatto, W. Marek, W. Mogilski. - Warszawa: Naukowe, 1983. - 91s.

358 Там же. - С. 14.

359 Muszalski, W. Wprowadzenie do nauki ubezpieczenia spotecznego / W. Muszalski. - Warszawa: Wyd. PWE, 1988. - 149 s.

360 Szubert, W. Ubezpieczenie spoteczne. Zarys systemu / W. Szubert. - Warszawa: Wyd. PWN, 1987. - 323 s.

361 Piotrowski, J. Zabezpieczenie spoteczne. Problematyka i metody / J. Piotrowski. - Warszawa: Wyd. Prawnicze, 1966. - 58 s.

362 Modliriski, E. Podstawowe zagadnienia prawne ubezpieczeri spotecznych / E. Modliriski. - Warszawa: Wyd. Prawnicze, 1968. - 306 s.

363 Szubert, W. Ubezpieczenie spoteczne. Zarys systemu / W. Szubert. - Warszawa: Wyd. PWN, 1987. - 323 s.

364 Prasznic, U. Ewolucja systemu finansowania pracowniczych ubezpieczeri spotecznych: Problemy prawa ubezpieczeri spotecznych / U. Prasznic. - Krakow: Wyd. Naukowe, 1996. - 95 s.

365 Strzeszewski, Cz. Katolicka nauka spoteczna / Cz. Strzeszewski. - Warszawa: Wyd. Naukowe, 1985. - 275 s.

366 Ustawa z dnia 17 pazdziernika 1991 r. o rewaloryzacji emerytur i rent, o zasadach ustalania emerytur i rent oraz o zmianie niektorych ustaw // Dziennik Ustaw. - 1991. - № 104. - Poz. 450 ze zm.

367 Rozporzadzenie Prezydenta Rzeczypospolitej z dnia 24 listopada 1927 r. o ubezpieczeniu pracownikow umystowych // Dziennik Ustaw. - 1927. - Nr 106, ze zm.

368 Ustawa z dnia 28 marca 1933 r. o ubezpieczeniu spotecznym // Dziennik Ustaw. - 1933. - № 51. - Poz. 396 ze zm.

369 Modliriski, E. Podstawowe zagadnienia prawne ubezpieczeri spotecznych / E. Modliriski. - Warszawa: Wyd. Prawnicze, 1968. - 306 s.

370 Sasorski, C. Specjalne emerytalne rozwiazanie w swietle dekretu o zabezpieczeniu umystowych pracownikow // Polskie spoleczne zabezpieczenie / C. Sasorski. - Warszawa, 1930. - № 12. - S. 139-141.

371 Jagielski, J. Renty i emerytury z ubezpieczenia spotecznego / J. Jagielski // Prz. Ubezp. - 1999. - № 6. - S. 10-15.

Читайте также: