Нагорный карабах доклад 2020

Обновлено: 04.07.2024

ТАСС-ДОСЬЕ. 16 июля 2020 года оборонные ведомства Азербайджана и Армении сообщили о возобновлении боев на азербайджано-армянской границе. Ситуация в регионе обострилась 12 июля, когда стороны обвинили друг друга в эскалации конфликта и нарушении режима прекращения огня. С начала столкновений официальный Баку сообщил об 11 погибших военнослужащих азербайджанской армии, в числе которых генерал-майор Полад Гашимов. Власти Армении заявили о гибели четырех и ранении десяти своих военнослужащих.

Конфликт между Азербайджаном и Арменией начался в феврале 1988 года и был вызван вопросом принадлежности Нагорного Карабаха, объявившего о выходе из состава Азербайджанской ССР.

Нагорный Карабах - административно-территориальное образование, расположенное в Закавказье между Азербайджаном и Арменией (самопровозглашенная республика, не признанная ни одним государством - членом ООН). Территория - 4,4 тыс. кв. км, население - порядка 147 тыс. человек, подавляющее большинство - армяне. Административный центр - г. Степанакерт.

Территория современного Нагорного Карабаха вошла в состав Российской империи в начале XIX в. в результате русско-персидской войны 1804-1813 годов. Соглашение о переходе Карабахского ханства в подданство России было достигнуто в 1805 году (Кюрекчайский договор) и закреплено в 1813 году Гюлистанским мирным договором между Российской империей и Персией. После присоединения Карабахского ханства к России часть местного мусульманского населения покинула его территорию, эмигрировав в Персию.

В 1822 году бывшее ханство было преобразовано в Карабахскую провинцию. С 1840 года территория Нагорного Карабаха входила в Шушинский уезд Каспийской области, с 1846 года - в Шемаханскую губернию (в 1859 году переименована в Бакинскую), с 1868 года - в Елизаветпольскую губернию.

Регион длительное время являлся предметом территориального спора между Арменией и Азербайджаном. Его статус после октябрьской революции 1917 года оставался неопределенным. 4 июля 1921 года на заседании Кавказского бюро Центрального комитета РКП(б) (Кавбюро) было принято решение передать территорию Нагорного Карабаха Армении. Однако на следующий день Кавбюро пересмотрело вопрос в пользу Азербайджана, "исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами".

С 1921 года регион как административно-территориальная единица входил в состав Азербайджанской Советской Социалистической Республики на правах широкой автономии. В 1923 году получил статус автономной области (НКАО) в составе Азербайджанской ССР. Согласно переписи 1926 года, доля армян среди населения Нагорного Карабаха составляла 94% (из 125,2 тыс. человек), по данным последней советской переписи 1989 года - 77% (из 189 тыс.). В советский период Армения неоднократно поднимала вопрос о передаче Нагорного Карабаха под свою юрисдикцию, однако не получала поддержку союзного руководства.

В 1987 году в Нагорном Карабахе началась кампания по сбору подписей за воссоединение с Арменией. В начале 1988 года 75 тыс. подписей были переданы в ЦК КПСС, что вызвало крайне негативную реакцию властей Азербайджанской ССР.

20 февраля 1988 года областной совет НКАО обратился в Верховный Совет (ВС) СССР и Верховные советы Азербайджанской и Армянской союзных республик с просьбой рассмотреть вопрос о передаче области в состав Армении. Советское руководство расценило эту просьбу как проявление национализма. В июне того же года ВС Армении дал согласие на вхождении НКАО в состав республики, Азербайджан в свою очередь объявил это решение незаконным.

12 июля 1988 года облсовет Нагорного Карабаха заявил о выходе из состава Азербайджана. В ответ 18 июля президиум ВС СССР принял постановление, в котором говорилось о невозможности передачи НКАО Армении.

С сентября 1988 года между армянами и азербайджанцами начались вооруженные столкновения, перешедшие в затяжной конфликт. В январе 1989 года по решению президиума ВС СССР в НКАО было введено прямое управление со стороны союзного руководства. 1 декабря 1989 года советы Армянской ССР и НКАО приняли постановление о "воссоединении" республики и области. Однако в январе 1990 года президиум Верховного Совета СССР признал его неконституционным.

В начале 1990 года на армяно-азербайджанской границе начались бои с применением артиллерии. 15 января 1990 года союзные власти ввели в НКАО и прилегающих районах чрезвычайное положение. В апреле - мае 1991 года внутренние войска МВД СССР и части Советской армии провели в регионе операцию "Кольцо" с целью разоружения "армянских незаконных вооруженных формирований".

Вооруженный конфликт 1991-1994 годов

30 августа 1991 года была принята декларация о восстановлении независимости Азербайджанской Республики, в составе которой оказался и Нагорный Карабах.

2 сентября 1991 года на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного советов была провозглашена Нагорно-Карабахская Республика (НКР) в составе СССР. В нее вошли территории НКАО, Шаумяновского района и позднее - часть Ханларского района Азербайджана. Это положило начало открытому вооруженному противостоянию между Арменией и Азербайджаном за контроль над регионом в 1991-1994 годах. Карабахский конфликт стал первым крупным вооруженным противостоянием на территории постсоветского пространства. В нем обеими сторонами применялись не только стрелковое оружие, но и тяжелая бронетехника, артиллерия, авиация, оставшиеся в республиках после распада СССР.

10 декабря 1991 года на референдуме о статусе НКР 99,98% его участников высказались за независимость региона, однако ни советское руководство, ни мировое сообщество итоги плебисцита не признали.

19-27 декабря 1991 года в связи с распадом Советского Союза из Нагорного Карабаха были выведены внутренние войска МВД СССР. Ситуация в зоне конфликта окончательно вышла из-под контроля. 6 января 1992 года ВС НКР принял Декларацию "О государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики".

Проведя ряд масштабных наступательных операций (в частности, летом 1993 года и весной 1994 года), силы обороны НКР установили практический полный контроль над автономией (заняв 92,5 % территории бывшей НКАО), а также заняли полностью или частично семь приграничных азербайджанских районов (около 8% территории Азербайджана). В свою очередь Азербайджан сохранил контроль над частью Мартунинского, Мартакертского и Шаумяновского районов НКР.

Захватить стратегическую инициативу и навязать противнику свои условия мирного соглашения ни одной из сторон не удалось. Несмотря на это, масштабные боевые действия в 1994 году были прекращены.

По различным оценкам, потери азербайджанской стороны в ходе конфликта составили от 4 тыс. до 11 тыс. убитыми, армянской - от 5 тыс. до 6 тыс. Раненые с обеих сторон исчисляются десятками тысяч, сотни тысяч мирных жителей стали беженцами.

Попытки разрешить конфликт мирным путем предпринимаются с 1991 года.

23 сентября 1991 года в Железоводске (Ставропольский край) лидеры России, Казахстана, Азербайджана и Армении подписали коммюнике о путях достижения мира в Карабахе. В марте 1992 года по инициативе Москвы была учреждена Минская группа ОБСЕ, в которую вошли представители 12 стран. Сопредседателями группы стали Россия, США и Франция.

5 мая 1994 года при посредничестве России и Киргизии представители Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха подписали соглашение, известное как Бишкекский протокол, призывающее к прекращению огня в зоне конфликта. 9 мая российской стороной было подготовлено соглашение о бессрочном прекращении огня, которое в тот же день подписал министр обороны Азербайджана Мамедрафи Мамедов, 10 мая - министр обороны Армении Серж Саргсян, 11 мая - командующий армией Нагорного Карабаха Самвел Бабаян. Документ вступил в силу 12 мая 1994 года. Перемирие соблюдалось без вмешательства миротворцев и участия третьих стран.

29 ноября 2007 года Минской группой ОБСЕ были подготовлены предложения по основным принципам урегулирования конфликта (Мадридский документ). Среди них: возвращение Азербайджану территорий, захваченных во время вооруженного конфликта, предоставление Нагорному Карабаху промежуточного статуса, обеспечивающего гарантии безопасности и самоуправления, обеспечение коридора, связывающего Нагорный Карабах с Арменией, и др.

Баку настаивает на восстановлении территориальной целостности, возвращении беженцев и вынужденных переселенцев в Нагорный Карабах. Только после этого Азербайджан намерен начать переговоры об определении статуса НКР. Азербайджанские власти готовы предоставить региону автономию в составе республики. При этом прямые переговоры с Нагорным Карабахом официальный Баку вести отказывается.

Для Армении первоочередным вопросом является самоопределение Нагорного Карабаха (возвращение в состав Азербайджана исключается) и дальнейшее признание его статуса международным сообществом.

Инциденты после перемирия, заключенного в 1994 году

Со времени подписания Бишкекского протокола в 1994 году стороны конфликта неоднократно обвиняли друг друга в нарушении режима прекращения огня, на границе происходили локальные инциденты с применением огнестрельного оружия, но в целом перемирие сохранялось.

Обострение конфликта в апреле 2016 года

В ночь на 2 апреля 2016 года в Нагорном Карабахе на линии соприкосновения конфликтующих сторон произошли ожесточенные столкновения военнослужащих Армении и НКР с азербайджанской армией. Стороны обвинили друг друга в нарушении перемирия. По данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, в результате боевых действий 2-3 апреля погибли по меньшей мере 33 человека (18 армянских и 12 азербайджанских военнослужащих, три мирных жителя) и получили ранения более 200.

5 апреля 2016 года в Москве при посредничестве России состоялась встреча начальников генеральных штабов ВС Азербайджана и Армении генерал-полковников Наджмеддина Садыкова и Юрия Хачатурова. На переговорах была достигнута договоренность о прекращении огня на линии соприкосновения азербайджанских и армянских войск в Нагорном Карабахе. В трехстороннем заявлении, принятом 20 июня 2016 года по итогам встречи президентов России, Армении и Азербайджана в Санкт-Петербурге, стороны подтвердили приверженность нормализации обстановки. Однако на границе продолжали происходить локальные инциденты с применением огнестрельного оружия.

Нагорный Карабах из-за проблем этнополитической идентификации обитателей региона еще в конце 80-х – начале 90-х стал зоной напряжения. Первоначальную вспышку агрессии погасили, но с тех пор из этих мест регулярно доносятся звуки стрельбы и грохот взрывов.

Конфликт в Нагорном Карабахе 27 сентября 2020 года стал продолжением застарелой истории. О том, с чего началось в этот раз противостояние, о его сути, причинах и вероятных последствиях — в материале 24СМИ.

Начало конфликта

Стоит сразу оговориться, что текущий конфликт в Нагорном Карабахе, о котором утром 27 сентября 2020 года сообщили в новостях все мировые СМИ, не стал каким-то новым локальным противостоянием — этот участок местности на стыке территорий и интересов Азербайджана и Армении на протяжении уже 30 лет остается очагом напряженности.

Если смотреть на местную обстановку более глобально, то первопричины конфликта в здешних горах уходят корнями во времена распада Российской империи, когда зашла речь о признании Нагорного Карабаха независимой политико-административной единицей.

Суть проблемы заключается в следующем. Азербайджан стремится вернуть земли, которые считает своими как государство-правопреемник Азербайджанской республики, существовавшей в 1918–1920-м. Нагорно-Карабахская республика, так практически никем и не признанная в качестве государства, желает независимости. В чем ее поддерживает Армения, которой этот регион принадлежал еще до завоевания османами.

По заявлению руководства непризнанной Нагорно-Карабахской республики, ранним воскресным утром столица государства Степанакерт подверглась со стороны Азербайджана массированному обстрелу с применением установок залпового огня и авиации. В результате погибли мирные жители.

Слова пресс-секретаря руководителя НКР Ваграма Погосяна поддержали в Ереване. Премьер-министр Республики Армения Никол Пашинян на странице в Facebook сообщил об обстреле с применением ракетного вооружения и авиационной техники азербайджанскими войсками мирных поселений на территории Нагорно-Карабахской республики.

В противовес заявлениям, поступившим из Еревана и Степанакерта, в Баку сообщили о том, что начатая войсковая операция представляет собой контрнаступление. Предпринятое для защиты мирного населения после того, как с позиций вооруженных сил армянской стороны был открыт огонь в направлении населенных пунктов Физули, Джебраил, Тертер по всей протяженности фронта, установившегося после июльских событий.

Таким образом, каждой стороной вновь набирающего обороты противостояния были названы собственные весомые причины для начала активных военных действий.

Что происходит в Нагорном Карабахе сегодня

Азербайджан на столь решительные меры сразу не пошел. Но на территории ряда регионов страны, расположенных в непосредственной близости к району боевых действий, военное положение вкупе с обязательным к соблюдению комендантским часом впоследствии все-таки было введено. Также на территории республики был ограничен доступ в интернет, по заявлениям властей — с целью предотвращения предполагаемых провокаций с армянской стороны.

Ким Кардашьян высказалась о конфликте в Нагорном Карабахе

Пресс-секретарь армянского Министерства обороны обвинила азербайджанскую сторону в информационной подготовке, которую, по словам Шушан Степанян, проводили власти государства перед очередной эскалацией конфликта.

Власти Азербайджанской республики еще 20 сентября сообщали о повышении концентрации вооруженных сил Армении вдоль границы и предупреждали о вероятности провокации со стороны противника.

28 сентября и Армения, и Азербайджан объявили о значительных успехах, достигнутых в ходе боев. Так, с армянской стороны было заявлено об уничтожении свыше 200 солдат противника, а также 30 единиц боевой техники, не считая двух десятков сбитых беспилотников.

Подтверждения озвученной Баку статистики по военным потерям противника впоследствии были опровергнуты властями Армении. Сведения по убитым с азербайджанской стороны тоже подтверждены не были.

Вслед за этим последовали взаимные обвинения в активном привлечении к участию в боевых действиях наемников из Сирии и других иностранных государств. Армения утверждает, что противной стороне с боевиками помогает Турция. А Азербайджан заверяет, что благодаря помощи наемных военных специалистов официальный Ереван и имеет возможность искажать реальные цифры собственных потерь.

В Республике Армения в медицинских учреждениях остановлен плановый прием пациентов. В рамках действующего на территории страны военного положения допускается только оказание врачебной помощи в экстренных случаях, а также проведение реанимационных мероприятий.

В НКР сообщили о том, что лишились позиции на юге непризнанного государственного образования. Также возглавляющий республику Араик Арутюнян высказал предположение, что в ближайшее время последуют и другие территориальные потери.

Последствия

Относительно вероятного развития и последствий, которые будет иметь конфликт в Нагорном Карабахе в грядущей перспективе, мнения расходятся.

Так, Леонид Нарсисян, возглавляющий департамент оборонных исследований в Armenian Research & Development Institute, уверен, что наиболее вероятных сценария два. Первый подразумевает затихание противостояния под давлением извне, со стороны стран, не заинтересованных в эскалации конфликта. Второй в меньшей степени вероятен, но возможен — боевые действия станут бесконтрольно расширяться, затягивая в войну все новые государства.

Станислав Притчин из Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений считает риски дальнейшего расширения вооруженного конфликта достаточно значительными. На это, по словам эксперта, указывает как масштаб мобилизации в странах-участницах, который ранее в регионе не наблюдался. Так и нежелание сторон оказаться в числе проигравших, а потому готовность идти на крайние меры с целью склонить чаши весов в свою пользу.

Также Притчин уверен в готовности Турции поддержать азербайджанскую сторону. И отдельно указывает на непростую в политическом аспекте ситуацию для России, которая и с участниками конфликта поддерживает дипломатические отношения. И с ОБСЕ сотрудничает в вопросе выработки компромиссного решения по проблеме региона.

Реакция

Сразу после начала боевых действий в Нагорном Карабахе последовала реакция со стороны мирового сообщества.

Россия решительно заявила участникам противостояния о необходимости немедленно прекратить огонь и начать переговоры о мирном урегулировании конфликта.

США сообщили о том, что продолжат следить за событиями в регионе и рассмотрят возможность предупредить дальнейшее обострение ситуации.

Генсек Совета Европы Мария Пейчинович-Бурич призвала конфликтующие государства к мирному решению вопроса, напомнив об обязательствах, взятых Арменией и Азербайджаном при вступлении в организацию.

Иран сообщил о готовности выступить посредником в мирных переговорах между противоборствующими сторонами.

Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган выступил с адресованным к руководству Армении требованием прекратить оккупацию земель Азербайджана, которые занимает НКР. Также турецкий лидер обвинил ОБСЕ в неспособности на протяжении трех десятилетий решить проблему Нагорного Карабаха.

Президент России Владимир Путин, лидер Азербайджана Ильхам Алиев и Армении Никол Пашинян подписали совместное заявление о полном прекращении военных действий в Нагорном Карабахе с 10 ноября 2020 года. В регион на 5 лет вводится миротворческий контингент России с автоматическим продлением этого срока. О том, с чего начался конфликт и почему вокруг Нагорного Карабаха не утихают многолетние споры, рассказывает НТВ.

Где находится Нагорный Карабах?

Нагорный Карабах — спорный регион на границе Армении и Азербайджана. Самопровозглашенная Нагорно-Карабахская республика была основана 2 сентября 1991 года. Население, по оценке на 2013 год, составляет более 146 000 человек. Абсолютное большинство верующих — христиане. Столицей и крупнейшим городом является Степанакерт.

С чего началось противостояние?

Географическая область Карабах разделена на равнинную и нагорную части. В Равнинном Карабахе исторически преобладало азербайджанское население, в Нагорном — армянское. В 1917 году после революции и распада Российской империи в Закавказье были провозглашены три независимых государства, в том числе Азербайджанская республика, куда и входил регион Карабаха. Однако армянское население района отказалось подчиняться новым властям. В том же году Первый съезд армян Карабаха избрал собственное правительство — армянский национальный совет.



Фото: ТАСС/ Сергей Новиков

На протяжении 1918–1920 годов в регионе продолжалось ожесточенное армяно-азербайджанское противостояние, погасить которое удалось с установлением в Азербайджане советской власти. В 1920 году населению Нагорного Карабаха предоставили право на самоопределение, но де-юре территория продолжила подчиняться властям Азербайджана. В 1921 году было принято решение оставить Нагорный Карабах в составе Азербайджанской ССР с предоставлением ему широкой областной автономии. В 1937 году Автономная Область Нагорного Карабаха стала Нагорно-Карабахской автономной областью, предпочитая считать себя частью Советского Союза, а не Азербайджанской ССР. При этом стычки и межнациональные конфликты в регионе не прекращались.

Как и когда была создана самопровозглашенная республика?

В 1987 году недовольство армянского населения региона социально-экономической политикой Азербайджана резко возросло. Меры, предпринятые руководством Азербайджанской ССР, на ситуацию не повлияли. Начались массовые забастовки студентов, а в крупном городе — Степанакерте — прошли многотысячные националистические митинги.

Многие азербайджанцы, оценив ситуацию, приняли решение уехать из региона. Одновременно в Азербайджане начались армянские погромы, в результате которых появилось большое количество беженцев.



Фото: ТАСС

Областной совет Нагорного Карабаха принял решение о выходе из состава Азербайджана. В 1988 году между армянами и азербайджанцами начался вооруженный конфликт. Территория вышла из-под контроля Азербайджана, однако решение по ее статусу было отложено на неопределенное время.

В 1991 году в районе начались военные действия с многочисленными потерями с обеих сторон. Договоренности о полном прекращении огня и урегулировании ситуации удалось достичь только в 1994 году при помощи России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в Бишкеке.

В 1992 году в качестве площадки для переговоров была создана минская группа ОБСЕ во главе с тремя сопредседателями — Россией, США и Францией. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как НКР не является стороной переговоров.

Все материалы по теме читайте здесь

Когда произошло обострение конфликта?

В XXI веке конфликт в Нагорном Карабахе напомнил о себе в августе 2014 года, когда в регионе был сбит армянский вертолет. Тогда стычки на армяно-азербайджанской границе произошли между военными двух стран. С обеих сторон погибло более 20 человек.


Урегулировать конфликт 2016 года удалось лишь к концу июня при активном участии российских дипломатов и президента РФ Владимира Путина.

В 2020 году впервые ситуация на армяно-азербайджанской границе обострилась 12 июля. В Азербайджане заявили, что вооруженные силы Армении атаковали позиции армии республики с использованием артиллерии. В свою очередь в Ереване сообщали о попытке прорыва со стороны Азербайджана. Обе стороны сообщали о потерях среди военнослужащих. Спустя несколько дней после серии переговоров конфликт удалось погасить.

События осени 2020 года

27 сентября 2020 года в Баку заявили об интенсивном обстреле позиций азербайджанской армии со стороны Армении. В свою очередь в Ереване сообщили о наступлении вооруженных сил Азербайджана в направлении Нагорного Карабаха и обстреле населенных пунктов непризнанной республики, включая ее административный центр Степанакерт. Обе стороны сообщали об убитых и раненых, в том числе среди гражданского населения, обвиняя друг друга в провокациях.

Обе страны ввели военное положение и объявили о мобилизации резервистов. Как утверждали в Ереване, Армении удалось отбить ранее потерянные боевые позиции. В Азербайджане тоже рапортовали о взятии новых высот.

Мировое сообщество и Владимир Путин призвали стороны предпринять все усилия, чтобы прекратить военные действия и не допустить дальнейшей эскалации. В парламентской ассамблее ОБСЕ попросили обе страны вернуться за стол переговоров под эгидой минской группы этой международной организации. Открыто Азербайджан в конфликте с Арменией поддерживает лишь Турция.

Вооруженное противостояние вошло в решающую фазу в начале ноября, когда подразделения азербайджанской армии вошли в город Шушу, который является краеугольным камнем всей армянской обороны. Азербайджанская армия была в большинстве, но несла грандиозные потери. Шуша стоит на гигантской скале, возвышающейся над округой, и армянская армия устраивала засады в ущельях. Затяжное противостояние в этих местах грозило тотальной гибелью военного контингента обеих сторон.

Прекращение огня и российские миротворцы

После событий в Шуше и президент Азербайджана Ильхам Алиев, и премьер-министр Армении Никол Пашинян признали, что военные действия необходимо срочно прекращать. В ночь на 10 ноября лидеры обеих стран и президент России Владимир Путин приняли совместное заявление по ситуации в Нагорном Карабахе.

Документ объявляет о полном прекращении огня и всех военных действий с одновременным введением в регион российских миротворцев. Азербайджан и Армения останавливаются на занимаемых ими позициях с поэтапным возвращением Азербайджану Кельбаджарского, Агдамского и Лачинского районов.

В рамках миротворческой миссии в Нагорном Карабахе будут задействованы 1960 российских военных, а также 90 бронетранспортеров и 380 единиц другой спецтехники. Контингент размещается на 5 лет с автоматическим продлением этого срока.

Возвращение беженцев в регион и прилегающие районы будет проходить под контролем верховного комиссара ООН. Предусмотрен также обмен военнопленными, заложниками и телами погибших. Все экономические и транспортные связи в регионе должны быть разблокированы.

В Баку новость о прекращении войны отпраздновали народными ночными гуляниями и ликованием. В Ереване начались массовые акции протеста с требованием отставки Пашиняна, были разгромлены несколько правительственных зданий. Оппозиционные партии страны заявили о намерении аннулировать карабахское заявление.

Летом 2020 года на пограничной линии между Арменией и Азербайджаном обострились боевые столкновения. Стороны двух кавказских государств предъявляли обвинения друг другу в обострении конфликта. Только к концу года на встрече глав России, Армении и Азербайджана было принято соглашение о прекращении огня.

Причины и результаты конфликта

Главной причиной столкновений является Нагорный Карабах, находящийся между двумя государствами. Он имеет равнинный и нагорный ландшафт. В долине издавна жили азербайджанцы, а в нагорной части в основном преобладали армяне.

С крахом Российской Империи в 1917 году сформировались несколько отдельных республик. Причем Нагорный Карабах перешел Азербайджану, но с этим решением местное армянское население не было согласно и за короткое время организованный съезд армян Нагорного Карабаха избрал правительство. Конфликты были ожесточенными вплоть до прихода советской власти в Азербайджан. За весь период СССР произошло еще несколько важных событий для региона.

армяне

Яндекс картинки

В 1987 году резко увеличилось недовольство местных жителей политикой Азербайджанской ССР, вследствие чего власти Карабаха приняли решение о выходе из состава страны и Азербайджан потерял Карабах В промежуток с 1991 по 2020 года столкновения не были завершены и находились в периоде затишья с локальными боями.

ВАЖНО: Площадь Нагорно-Карабахской Республики с 1991 по 2020 года варьировалась приблизительно от 5000 до 13000 кв. км.

С 12 по 16 июля 2020 года на армяно-азербайджанской границе произошли боевые столкновения между Вооруженными силами Армении в Тавушской области вблизи села Мовсес и в районе города Товуз возле села Агдам со стороны Азербайджана. В провокации конфликта и нарушении режима прекращения огня стороны обвиняли друг друга. В первые часы боевых атак Турция сделала заявление, что полностью поддерживает Азербайджанскую Республику.

27 сентября началась вторая по счету Карабахская война. Азербайджан, НКР и Армения заявили о введении военного положения и произвели мобилизацию мужского населения. Турция оказала Азербайджану военную и политическую поддержку, обеспечив боевой техникой и, по утверждению нескольких СМИ, советниками и инструкторами.

армяне

Яндекс картинки

Боевые столкновения на Карабахской территории велись до 10 ноября, когда президенты России, Армении и Азербайджана заключили совместное соглашение о прекращении огня в НКР. Азербайджан объявил о выигранной войне, а Армения потеряла контроль над:

  • 5 городами;
  • 4 поселками;
  • 240 деревнями;
  • границей на территории между Азербайджанской Республикой и Ираном.

На основании соглашения, территории, которые за 44 дня боевых действий были захвачены азербайджанской армией, перешли государству. Также под его контроль вернулись:

  • 20 ноября — Агдамский район;
  • 25 ноября — Кельбаджарский район;
  • 1 декабря — Лачинский район.

В трехстороннем соглашении говорится о разблокировании всех связей в области перевозок и экономики. Со стороны Армении гарантируется безопасность транспортного обращения между Нахичевской Автономной Республикой и западными районами Азербайджана. Все стороны договорились о введении в регион миротворцев из России.

ВАЖНО: После трехстороннего заключения соглашения 1 декабря 2020 года фактически площадь Нагорно-Карабахской Республики составила примерно 3170 кв. км.

Кого поддерживает Россия

С самого начала военных действий были озвучены предположения о вмешательстве Москвы в ситуацию на Кавказе и принятии чьей-либо стороны. Но Россия не втянулась в конфликт между двумя странами и это выглядит как разумная позиция и понимание, что отсутствие вмешательства и дипломатическая активность при сохранении нейтральной стороны могут быть более выгодны.

Путин с самого начала стал лично контролировать ситуацию и три раза проводил переговоры с Пашиняном по телефону, акцентируя необходимость незамедлительного прекращения боевых действий и возобновления усилий в сфере политики и дипломатии по устранению конфликта. МИД Лавров занял такую же сдержанную позицию после переговоров с армянскими и азербайджанскими коллегами. Это послужило сигналом для российских спикеров не производить вмешательств и не озвучивать непродуманные формулировки, что могло нанести большой вред.

Утихнет конфликт окончательно или возобновится снова может показать только время. Без нормализации карабахского вопроса обстановка, как и прежде, будет держаться взрывоопасной. Его решение в настоящих политических константах — более чем затруднительно.



За трагедией войны в Карабахе осталась кое-какая подоплёка, не озвучиваемая в прессе.

Зачем Пашинян всё это делал?

В 2018 году президентом Армении стал Армен Саркисян. В России мало кто задумывается об этом человеке, тем более, что после определённого момента в Армении не президент, а премьер-министр является самым влиятельным руководителем.

Но, тем не менее, стоит заострить внимание вот на чём. Саркисян большую часть своей жизни провёл в Лондоне. Сначала как учёный из СССР, потом как армянский дипломат. Королева Елизавета II обращалась к нему по имени, к нему в гости в Армению приезжал принц Чарльз. Этот человек не просто вхож в западные элиты – он их часть (просто прочтите вот это и вот это).

Саркисян, едва оказавшись в кресле президента, сразу же вляпался в скандал – оказалось, что он по-прежнему платит налоги в Британии как британский гражданин, по крайней мере, декларацию за 2014 год он сдавал, хотя ранее утверждал, что вышел из британского подданства в 2011 году. В Армении запрещено двойное гражданство. Но всё удалось быстро замять.

Карабах-2020 и наши будущие войны. Политический анализ


Саркисян с Джо Байденом. Он, кстати, поздравил Байдена с избранием, не побоялся поспешить. Или побоялся не поспешить?



Настоящий Пашинян.



Пашинян в военно-революционном "прикиде". Бороду потом пришлось оставить.

Что сделал Пашинян на Карабахском направлении, когда стал премьером? Давайте это перечислим:

1. Во время протестов в 2018 году Пашинян заявлял, что признает независимость Арцаха (Карабаха), что не могло не вызвать настороженности в Азербайджане. Правда, в итоге не признал.
2. Он не дезавуировал свои старые заявления о том, что никаких компромиссов с Азербайджаном по территориям не будет, как и о территориальных претензиях Арцаха к Азербайджану.
3. Сразу после инаугурации Пашинян отправился в Карабах, в город Шушу. Специфика этого места в том, что до войны и распада СССР этот город почти поголовно был населён азербайджанцами, а сейчас их там, естественно, нет. За Шушу в первую войну шли тяжёлые бои: азербайджанцы из этого города обстреливали Степанакерт, и армянам пришлось его брать штурмом. Вот только с учётом последовавших за его взятием событий, слишком часто привлекать внимание к Шуше армянам не стоило. Пашинян же демонстративно туда приехал, как будто у премьера нет других дел, и устроил там пляски в честь годовщины взятия города армянами. Нетрудно понять, какие мысли и эмоции эта выходка вызвала в Азербайджане.
4. Пашинян неоднократно делал откровенно провокационные по отношению к Азербайджану заявления по Карабаху.

Казалось бы, что после всего этого Пашинян должен был бы резко интенсифицировать контакты с РФ с одной стороны, ведь без России отбиться от куда более богатого и населённого Азербайджана Армения не смогла бы, а с другой, способствовать укреплению границы с Азербайджаном. Но Пашинян вёл себя совсем иначе.

Кратко перечислим его политику в отношении РФ:

1. Аресты, причём незаконные, пророссийских политических деятелей.
2. Арест генерального секретаря ОДКБ – военной структуры, которая по идее должна была бы защищать Армению, случись что.
3. Оскорбительное поведение по отношению к президенту РФ В.В. Путину, вплоть до того, что Пашинян не встретил его в аэропорту во время визита в Ереван в 2019 году. Просьба Путина прекратить политически мотивированные преследования Роберта Кочаряна тоже была проигнорирована. Если же перечислить все антироссийские демарши Пашиняна, то целой статьи не хватит. Кое-что можно посмотреть здесь.

С чем это было связано? Существует теория, что Пашинян это просто идиот. Тем, кто так думает, стоит попробовать захватить власть в какой-нибудь стране. Пашинян это смог, пусть и с посторонней помощью. Пашинян не идиот, а его антироссийские выходки обусловлены тем, что этого от него добивались его хозяева с Запада, включая структуры небезызвестного Джорджа Сороса.

Но, может быть, хотя бы оборону Арцаха Пашинян как-то укрепил? Тоже нет, за два года его премьерства ничего особо не изменилось. Сегодня говорят, что у армян не было денег. Но кирки с ломами у них были? Цемент, арматура? Маскировочные сети? Может быть, хотя бы оборонительные позиции нужно было как следует оборудовать? Замаскировать от наблюдения сверху? Армяне не сделали НИЧЕГО. Пашинян же, не делая НИЧЕГО, активно провоцировал Азербайджан и рвал связи с РФ – всё одновременно.

Глазами Алиева.

Ильхам Алиев внёс огромный вклад в обретение военных возможностей для этого. Азербайджанские войска в 2020 году оказались и обученными, и организованными, и мотивированными для боёв с тяжёлыми потерями, их техническое обеспечение оказалось достаточным для штурма оборонительных позиций в горах. Также Алиев был уверен в мощной поддержке со стороны своего союзника Турции.



Всё уже давно было очевидно.

Существенный вклад в рост военных возможностей Азербайджана внёс также Израиль, да и Россия поставляла Баку современное оружие без ограничений.

Зададим себе вопрос – а не провоцировал ли Пашинян эту войну всеми этими ужимками? Если признать, что не провоцировал, то надо признать Пашиняна идиотом, но мы только что установили, что он не идиот, так? Так.

Осознанная провокация.

Пашинян специально провоцировал конфликт с Азербайджаном, сегодня это очевидно. Делал он это потому, что от него этого потребовали его хозяева, и выполнил он эту задачу мастерски.

Провоцирование именно такой войны и имело место в Карабахе, и именно ради него Запад и протолкнул Пашиняна в премьеры Армении. Вся эта многоходовка была против нас.

И то, с какой яростью про-армянские агитаторы запугивали нас Эрдоганом из всех будильников во время этой войны – очень показательно. Ведь ранее ни один из этих людей не пытался хотя бы дистанционно предупредить Пашиняна о том, чем всё может закончиться. А всё было очевидно.

Доклад RAND

Авторы предлагали различные направления для оказания давления на РФ, от создания помех в экспорте газа, до расширения военного присутствия США в Европе, как инструмента давления на РФ. В принципе, очевидным образом через несколько месяцев США начали действовать строго в соответствии с этим докладом, нажимая именно на те уязвимости, на которые указывали его авторы. Это означает, что с высокой степенью вероятности алгоритмы RAND были приняты к действию администрацией Трампа.

Это, с одной стороны, даёт нам возможность узнать будущее – американцы любезно опубликовали свои планы, а потом своими действиями показали, что это ИМЕННО ПЛАНЫ, а не просто концептуальный документ. Они, конечно, отличаются кое в чём от реально предпринятых действий, которые последовали позже, но любой план войны или операции, или решение на бой отличается от своей же реализации – всегда. По крайней мере, очевидно, ГДЕ американцы будут вести против нас наступательные подрывные действия, и с какой целью.

С другой стороны, этот документ даёт нам возможность понять прошлое, включая Карабах.



Вот оно всё, по пунктам.

Однако, ещё раз повторимся – RAND это RAND, это частная корпорация, а вот то, что реально планируют в Вашингтоне и Лондоне, может иметь и имеет отличия от планов аналитиков, в том числе и в части целеполагания. И если RAND могло поверхностно отнестись к турецкому фактору в Заказказье, то те люди, которые принимают решения о выделении ресурсов под конкретные начинания (Пашинян), таких глупых ошибок не делают. Турецкий фактор однозначно был учтён в этой многоходовке.

Следующее поле боя – Приднестровье.

Нетрудно догадаться, что эти варианты могут стоить РФ невероятно дорого. Конечно, перечисленные риски – максимальные, реально всё может закончиться куда проще, даже Порошенко не рискнул вводить блокаду Приднестровья, хотя такой вопрос пару раз обсуждался. Но нельзя гарантировать, что до этого не дойдёт никогда.

Что доклад RAND говорит о Приднестровье? Помимо бредовой (и RAND с ходу маркирует эту идею как сомнительную) идею привлекать на свою сторону молодёжь Приднестровья, планы RAND следующие.

Приднестровский фронт.

Сейчас в Молдове проходят выборы. Первый тур уже закончен, во второй вышли два кандидата – пророссийский действующий президент Игорь Додон и антироссийский Майя Санду. Второй тур пройдёт 15 ноября.

Издание приводит также слова председателя Профсоюза сотрудников силовых структур Молдавии Юрия Чофу:

Если Кишинёв реально навалится на Тирасполь, особенно с помощью Румынии, и если его поддержит хоть в чём-то Украина, то получится очень тяжёлая ситуация - выбор между внутриполитической катастрофой или очень большой войной. В случае победы Санду, остаётся надеяться на благоразумие Киева, как ни ненадёжно это звучит.

Хочется верить, что в Кремле прочитали этот американский доклад и придумали заранее какой-то красивый и грамотный ход. Времени на то, чтобы начать придумывать его прямо сейчас просто нет.

Заключение.

Как видно из всего произошедшего в Карабахе и происходящего сейчас вокруг Молдовы, все эти войны, хоть и основаны на реально и давно сложившихся в регионах противоречиях (Карабах и Приднестровье начинались без американского участия), но обостряются не сами по себе – их умело обостряют, причём обостряют очень дёшево. Что оказалось дешевле – найм Пашиняна и ещё пары сотен таких же как он беспринципных личностей, или наше развёртывание миротворческого контингента в Карабахе на неопределённый срок?

Богатая Америка ОПЯТЬ тратит на нанесение нам вреда несоизмеримо меньше, чем мы на ликвидацию последствий. Причём действует "по Чжоу Эньлаю" - продолжая войну иными, не насильственными средствами, но с теми же трупами в итоге.

Сколько ещё это будет продолжаться? Вопрос открытый, а пока смотрим за развитием событий в Молдове. И готовимся к войне.

Читайте также: