Доклад на тему повышение качества образования основные проблемы и перспективы развития

Обновлено: 18.05.2024

Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.

Повышение качества образования — одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.

Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоциционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить основные показатели эффективности деятельности школы:

уровень обученности учащихся;

готовность их к продолжению образования;

уровень воспитанности учащихся;

состояние здоровья детей;

уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;

уровень выполнения стандартов образования.

Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основные при оценке эффективности деятельности школы.

Контроль за качеством знаний (контроль результатов обучения) — выполняет три функции присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение. Обучающее значение его выражается в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка приучает обучающихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретённых знаний и умений. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов. Результаты обучения должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Причины снижения качества знаний ЗАВИСЯТ ОТ УЧЕНИКА, УЧИТЕЛЯ и КОНТРОЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей, и со стороны школы;

пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;

отсутствие единства требований к ответу обучащихся со стороны учительского состава;

слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребёнка;

отсутствие мотивации к учению у ребят и слишком большая опека их со стороны учителей;

невидение учениками перспективы для приложения своих знаний;

преобладание пассивных форм (фронтальная, коллективная) обучения ребят над активными (групповая, проектная, системно-деятельностная, лабораторная работа на предметах гуманитарного цикла, дискуссия, интерактивное и интегрированное обучение…);

потеря связи с родительской общественностью.

Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс. Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и обучающимися, реакция учителя на те или иные поступки обучающихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО — всё это влияет на образовательный результат деятельности обучающихся.

Задача учителя — всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Жизнь нередко ставит человека в тупик, а познание помогает найти из него выход. Педагог должен помнить, что интересней полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование — это процесс целостного развития растущего человека. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности:

Генетические факторы. Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль;

Психолого-педагогические факторы, которые создают или не создают среду развития человека (престижность высоких результатов);

Личностно-деятельностные факторы, которые влияют на социально-психологические новообразования в личности школьника, в формировании личностной и духовной зрелости растущего человека.

Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека на каждой ступени обучения:

духовно- нравственное развитие (потенциал личности).

На всех ступенях обучения в школе существует связь между обученностью и интересом обучащихся к учебному предмету. Учебная зрелость как показатель результата обучения включает в себя обученность, мотивацию, устойчивость к обучению, коммуникабельность, социальный статус ученика в классе. Согласно статистике, 57% школьников при переходе из начальной школы в среднее звено находятся на среднем уровне учебной зрелости, недостаточно владеют учебными умениями, что является причиной снижения успеваемости и интереса к учёбе в 5-м классе. Поэтому на первом этапе необходимо обучить пятиклассников способам познавательной деятельности в новых условиях учебной работы с учителями разных предметов. Способы познания должны стать предметом контроля и диагностики, поскольку знания — это результат процесса их приобретения, а главный итог обучения — умение обучающихся применять знания на практике (в дальнейшей учёбе и жизни).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Педагогический совет

«Повышение качества образования:

-2020- Лопарева А.В.

Цель : определение направления развития школы в соответствии с современными преобразованиями имеющимися в ОУ ресурсами.

Провести анализ образовательной деятельности по конечным результатам.

Определить пути повышения качества образования и перспективы развития школы

Форма проведения : образовательный консалтинг

Методы : тренинг; кейс-технология, планирование коррекционной помощи конкретным неуспевающим ученикам.

Тренинг на установление контакта, дружеских взаимоотношений

Поприветствуйте друг друга:

партнеры по плечу дайте пять друг другу;

партнеры по лицу – коснитесь кулачками и улыбнитесь друг другу;

а теперь всей группой поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.

Качество образования – интегральная характеристика системы образования.

- Как вы думаете, от чего зависит качество образования в нашей школе?

Кейс (приложение 1)

Анализируя работу школы, в том числе и качество обучения по уровням образования, мы учитываем основные направления ФГОС, направления Программы развития школы и те задачи, которые были поставлены по итогам предыдущего учебного года.

Следует заметить, что повышение качества образования на сегодня является одной из актуальных проблем для нашего образовательного учреждения.

Данные ежегодного мониторинга представлены на слайдах

Контингент обучающихся

1 ступень (1 – 4 классы) – 5 классов – 98 учеников, что на 8 учеников больше, чем в прошлом году.

По очно-заочной форме обучалось 8 учеников. В 8 классе 2, в 9классе 2 , в 10 классе 3, в 11 классе 1 ученик.

Количество классов-комплектов по очной форме обучения – 15, по заочной форме обучения 4 класса.

Средняя наполняемость классов по школе 16,7 человек, больше прошлого года на 1,7 ученика.

Качественные показатели

Данные показывают общую динамику обученности, выраженную в доле учащихся, имеющих отличные и хорошие результаты освоения образовательной программы по всем учебным предметам.

Результативность образовательной деятельности .

Неуспевающие:

Неуспевающих – 8 человек (3,4 %), количество неуспевающих снизилось на 5 человек, в процентном соотношении на 3,4 %. Двое неуспевающих, обучающиеся по очно-заочной форме. Но все же больше, чем в прошлые года.

Успеваемость по классам (в сравнении за четыре года)

Положительная динамика успеваемости наблюдается в 7, 9А, 9Б,10 классах и составляет 100 %. (Классные руководители: Бабарыкина О.П., Кудрявцева Ю.В., Мельникова Н.А., Лопарева А.В.) Также стабильно 100 % успеваемость в 3,5А,5Б,11 классах. (Классные руководители: Курганова О.В., Чекушина А.С., Симонова Г.Ю., Мечинская М.И.)

Отрицательная динамика успеваемости в 4, 6А,6б классах. (Классные руководители: Курочкина Т.П., Буслаева Ю.И., Лебедева Н.А.)

Успеваемость по школе составляет 97,26 %, что выше чем в прошлом году на 4,36 %.

Значительный рост качества прослеживается в 4 классе 54,5 %, в 5Б классе 71,4 %, в 7 классе 52,9 % , в 11 классе 66,7 %. (высокие показатели. Классные руководители: Курочкина Т.П., Чекушина А.С., Бабарыкина О.П., Мечинская М.И.).

Незначительное повышение и низкие показатели качества в 8 классе на 0,9 % и составляет 16,8 %, в 9А классе на 7,6 % и составляет 7,6 %, в 9Б классе на 14,8 % и составляет 29 %, в 10 классе на 3,5 % и составляет 36,8 %. (Классные руководители: Захарова Е.А., Кудрявцева Ю.В., Мельникова Н.А., Лопарева А.В.)

Незначительное снижение качества прослеживается в 3 классе на 2,3 %, но остается на оптимальном уровне 52,2 % (Курганова О.В.); в 6Б классе на 6,7 % и составляет 53,3 % (Оптимальный уровень. Лебедева Н.А.);

Практически в 2 раза уменьшилось качество в 5А классе и составляет 26,6 % (Низкий уровень. Симонова Г.Ю.).

Качество по школе составляет 43,6 %, что выше, чем в прошлом году на 8 %.

Средний балл по классам по итогам 2019 – 2020 учебного года .

Повышение среднего балла прослеживается в 5 Б классе и на конец 2019-2020 учебного года составляет 4,1 балла; в 8 классе рост среднего балла составил 0,1 балла и на конец года 3,7 балла; в 9А классе рост 0,2 балла и на конец года 3,5 балла; в 9 Б классе 0,2 балла и на конец года 3,6 балла; в 11 классе рост на 0,1 балла и на конец года составляет 4,6 балла. (Классные руководители: Чекушина А.С., Захарова Е.А., Кудрявцева Ю.В., Мельникова Н.А., Мечинская М.И.) Самые высокие показатели среднего балла в 5Б классе 4,1 балла (Кл.рук.Чекушина А.С.), в 11 классе 4,6 балла (Кл.рук. Мечинская М.И.)

Снизился показатель среднего балла, но все же остался на высоком уровне в 3 классе на 0,2 балла и составляет 4 балла (Курганова О.В.); в 4 классе на 0,1 балла и составляет 4 балла (Курочкина Т.П.); в 6Б классе на 0,3 балла и составляет 4 балла (Лебедева Н.А.)

В 5А классе снижение на 0,1 балла и составляет 3,6 балла (Симонова Г.Ю.); в 10 классе на 0,2 балла и составляет 3,7 баллов (Лопарева А.В.) В 6А средний бал стабилен 3,7 балла. Самый низкий показатель среднего балла в 5А классе 3,6 балла, 9А классе 3,5 балла (Симонова Г.Ю., Кудрявцева Ю.В.)

По итогам 2019 – 2020 учебного года средний балл по школе составил 3,9.

Очно-заочное обучение осуществляется в 8,9,10,11 классах.

Уч-ся на начало четверти

Уч-ся на конец четверти

По очно – заочному обучению успеваемость 100 % в 9,10, 11 классах. 0 % успеваемость в 8 классе. Качество во всех классах 0 %. В 8 классе 2 ученика переведены в 9 класс условно.

Во второй четверти обучающимися 11 класса было написано сочинение, по результатам которого все учащиеся 11 класса - 12 человек (100 %) были допущены к итоговой аттестации.

Образование на III ступени обучения ориентировано на продолжение развития самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания, обеспечение развития творческого потенциала, полное раскрытие способностей и возможностей подростков.

Так как в 2019-2020 учебном году изменились правила сдачи ГИА – 11, экзамены сдавали 10 учеников из 12. 2 ученицы отказались от сдачи экзаменов, так как не планируют поступать в институт. Выпускники сдавали два обязательных экзамена: русский язык и математика (профиль) и экзамены по выбору, что объясняется решением о дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.

По всем предметам дети прошли минимальный порог. По русскому языку результаты выше, чем в прошлом году на 13 баллов и составляет 67 баллов. Экзамен сдавали все 10 учеников. Максимальный балл 87 набрал Лаптев Д., не подтвердил медаль Черносмага И., набрав 69 баллов. (Лопарева Н.В.). По математике (профиль) % выполнения выше на 40 % и составляет 100 %, средний тестовый балл выше на 22 балла и составляет 50 баллов. Экзамен сдавали 6 учеников. Максимальный балл набрал Корытов С. 68 баллов, все 5 учеников не подтвердили свои медали, не набрали 70 баллов. (Бабарыкина О.П.) Физику сдавали 2 учеников, как и в прошлом году. Процент выполнения 100. Средний тестовый балл выше, чем в прошлом году на 26 баллов и составляет 66 баллов, минимальная граница 36 баллов. Максимальный балл набрал Корытов С. 72 балла. (Тютнева Н.А.) По истории успеваемость за 4 года 100 %. Средний тестовый балл растет с каждым годом и в 2019-2020 году Лаптев Д. сдал историю на 90 баллов (Кочурова Н.К.). Географию сдавала 1 ученица. Успеваемость 100 %, средний тестовый балл 52, минимальная граница 37 баллов. (Лопарева А.В.). Биологию сдавал один ученик, в прошлом году успеваемость была 0 %, в 2020 году 100 %. Средний тестовый балл 60,на 24 балла выше порога. Химию сдавал 1 ученик, Семенова К. набрала 58 баллов, в сравнении с прошлым годом средний тестовый балл выше на 22 балла. (Стулина Н.А.). Успеваемость по обществознанию в сравнении с прошлым годом выше на 4 балла и составляет 62, наибольший балл получил Лаптев Д., набрав 78 баллов. Низкий балл получила Новикова Ю. по литературе 32 балла.

Результаты по литературе позволяет сделать вывод о недостаточно эффективной работе педагогов школы в вопросах подготовки к ЕГЭ. Также можно сказать о необъективности оценивания по математике (Бабарыкина О.П.).

Наша школа так и остается в списке школ со стабильно низкими результатами по ВПР по математике в 5,6,7,8 классах, по русскому языку в 5,6,7 классах, по биологии, истории в 6,7 классах, по обществознанию в 7,8 классах. В связи с чем, в прошлом году даны рекомендации проанализировать работы и скорректировать тематическое планирование. При проверке программ выявилось следующее, что тематическое планирование не скорректировано.

Анализ проведенных ВПР в 5 классе по математике показал, что не усвоен материал:

- на умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения практического характера и задач из смежных дисциплин. Решать задачи практического характера (на работу, на движение). Данная тема по математике начинает изучаться в 4 классе, на ее изучение выделено 7 часов.(65,66,67,68,87,88,89 урок).

Анализ проведенных ВПР в 6 классе по математике показал, что не усвоен материал

- не развиты умения пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах. Оценивать размеры реальных объектов окружающего мира. Данные умения начинают формироваться уже с 3 класса, когда идет изучение геометрических фигур . (Необходимо пересмотреть тематическое планирование в 3,4,5,6 классах).

Анализ проведенных ВПР в 5 классе по русскому языку показал, что у большей части класса не сформированы умения:

- распознавать однородные члены предложения. Выделять предложения с однородными членами;

- умение выделять главные члены предложения;

- незнание частей речи;

- строить предложения, составлять план прочитанного текста.

На формирование данных умений во 2 классе отводится 4 часа с 11-14 урок, в 3 классе 4 часа с 10-13 урок, в 4 классе 6 часов + 2 часа при повторении в конце года, в 5 классе отводится 12 часов. ( Необходимо пересмотреть тематическое планирование во 2,3, 4,5 классах).

Что есть качество – это совокупность характеристик продукта или услуги, это удовлетворение требований потребителя, соответствие результата труда некоторым заданным стандартам.

Качество образования:

1) совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один объект от другого; придающих ему определенность;

2) соответствие результата образования поставленной цели .

Проблему повышения качества образования можно рассматривать как проблему: кадрового обеспечения образования; содержания и программно-методического обеспечения процесса обучения; организации обучения; недостаточной объективности оценок, создания действующей системы управления качеством в школе.

Одна из задач вышеупомянутой ФЦП развития образования – формирование востребованной СОКО (системы оценки качества образования) и образовательных результатов. При этом система оценки достижения планируемых результатов включает: внешнюю и внутреннюю систему оценивания (согласованные):

А. Внешняя - внешними службами: ГИА-ст.92 ФЗ, НОКО - ст. 95 ФЗ, мониторинговые исследования муниципального, региональнального и федерального уровней - ст.97 ФЗ.

Б. Внутренняя – ОО (обучающимися, педагогами, администрацией): стартовая (входная) диагностика; текущая, тематическая оценка; портфолио; внутришкольный мониторинг образовательных достижений; промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.

Направления оценки качества образования:

- ГИА 9-х и 11-х классов;

-лицензирование и аккредитация;

-самообследование, самоанализ ОО;

-профессиональная аттестация педагогов;

-мониторинг уровня обученности на основе проведения диагностики образовательных достижений учащихся;

-внутришкольный контроль, направленный на определение уровня обученности и социально-психологического развития учащихся.

Работа над повышением качества должна вестись во всех видах деятельности, направлениях ОО: в учебно-воспитательном процессе, в совершенствовании педагогического мастерства, во взаимодействии с семьей, в укреплении и развитии материально-технической базы школы…

Учителя часто задаются вопросом: в чем специфика качества в сфере образования? Необходимовыделение четких показателей качества не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Таких однозначных сегодня нет. Выработка их требует большой осторожности и деликатности. В этой ситуации пытаются идти по единственно верному пути: сформировать свой неповторимый профиль. Изучение качества того, что делает сам коллектив, позволяет четко видеть те элементы и направления работы, которые нуждаются в совершенствовании.

Изучая вопрос качества образования, приходим к выводу: о необходимости выделить собственные показатели качества образования (КО), а также способы их диагностирования, контроля посредством ВШК.

О каких показателях можно говорить, если речь идет о КО:

2.Сформированность общеучебных умений, навыков

3.Удовлетворенность родителей и детей образовательным процессом

4.Психологическое состояние учащихся в школе

5.Воспитанность обучающихся (должно быть на первом месте)

При организации и проведении ВШК возникают вопросы:

-как сформировать ВСОКО;

-как осуществить соответствие внутренней и внешней систем;

-как организовать внутришкольный мониторинг образовательных достижений.

По отношению к формированию ВСОК четких показателей нет. Школа сама:

1.разрабатывает свою систему ОК;

2.принимает собственные локальные акты по регулированию системы;

3.определяет собственные критерии-показатели;

4.формирует график оценочных процедур;

Принципы формирования ВСОКО:

-основа оценки – выявление достижения опорного (базового) уровня – «безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований ФГОС

-личностные результат - на уровне ОО формируются, но не оцениваются (оценка в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований)

-метапредметные – спец.диагностические работы, итоговые проверочные, комплексные задания

-предметные – через оценку опорных учебных знаний, действий с предметным материалом

-итоговая – формируется на основе накопленной оценки: портфолио, по всем предметам, оценок за выполнение минимум 3-4 итоговых работ (русскому языку, математике родному языку, комплексная работа на межпредметной основе).

-на основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования УУД делается вывод о планируемых результатах – выпускник:

1. овладел опорной системой знаний и УУД

2. овладел на уровне осознанного произвольного овладевания

2. Принцип лидерства - деятельность каждого сотрудника школы должна быть подчинена общим целям образовательного учреждения, рефлексией своего места в нем.

3. Вовлечение персонала - суть этого принципа – в распределении ответственности за результат между всеми работниками школы. В образовательном процессе нет второстепенных вопросов и ролей. Упущение какой-то детали, будь то доступность объяснения или освещенность рабочего места учащегося, может сыграть существенную роль.

4.Процессный подход - каждое дело, каждая образовательная процедура, мероприятие органически связано с другими, переходят один в другой.

5. Системныйподход к менеджменту - управленческая команда держит в поле аналитического контроля всю ситуацию жизни школы. Приоритетным объектом внимания являются работающие в школе, их квалификация и мотивация труда.

6.Постоянное улучшение - любой сотрудник, педагог, ученик должны быть заняты поиском путей постоянного улучшения качества своего труда, его эффективности и оптимальности, внедрением новых учебных, организационных и информационных технологий.

7. Принятиерешений на основе фактов - качественные управленческие решения могут быть приняты только на основе достоверной информации, полученной диагностическим путем.

8.Сотрудничество с клиентами

Формирование системы оценки КО на уровне ОО – первоочередная задача образовательной практики. В настоящее время наблюдается рассогласованность между индикаторами и показателями формирующейся СОК на региональном и муниципальном уровнях и критериями ОКО в ОО.

Существующая практика оценивания основывается на данных внутришкольного контроля, организованного, как правило, без учета современных требований к сбору, обработке и интерпретации управленческой информации. Кроме того, в силу своих организационных и технологических особенностей уже не способна решать современные задачи, нет готового инструментария. К существующим недостаткам системы ВШК следует отнести:

- игнорирование индивидуальных учебных достижений каждого ученика

- неточность(невалидность) измерительного материала

-непрезентативность исследуемых выборок

-эмпирический характер анализа внутришкольной информации

- отсутствие ориентации на потребителя образовательных услуг

-несвоевременное получение информации о качестве образовательного процесса.

Система ОКО должна стать инструментом, обеспечивающим надежной информацией руководителя, заместителей руководителя, учителей ОО для своевременного реагирования в достижении высокого качества образования.

(работа в группах)

Какой должна быть новая система оценки качества образования? Какие уровни, параметры, критерии положены в её основу, каков измерительный инструментарий? Как она коррелируется с существующими нормами и государственными стандартами образования? На эти и другие вопросы нам предстоит найти с вами ответы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.

Обновление школы предполагает решение ряда системных задач: нормативно-правовых, экономических, содержательных. Первостепенной из них является задача достижения нового, современного качества образования.

В общегосударственном плане качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны.

В педагогическом плане – это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, сколько на развитие личности.

Образовательное учреждение ставит задачей - формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и составляет современное содержание образования.

Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоционального отношения к миру и друг другу.

Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить основные показатели эффективности деятельности школы:

уровень обученности учащихся;

готовность их к продолжению образования;

уровень воспитанности учащихся;

состояние здоровья детей;

уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;

уровень выполнения стандартов образования.

Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга.

Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основным при оценке эффективности деятельности школы.

Если провести анализ показателей качества по школе, то хорошие или плохие у нас результаты и динамика по данному показателю, выявится при сравнении входного и итогового контроля по нескольким годам. Самый легкий метод –контроль качества по предметам. Он дает представление о качестве образования в школе, но не отражает всего, что лежит в основе.

Контроль за качеством знаний (контроль результатов обучения) – выполняет три функции присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение.

Обучающее значение его выражается в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка приучает обучающихся систематически работать, отчитываться перед классом, собой и родителями за качество приобретённых знаний и умений. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов. Результаты обучения должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению. Качество знаний меняется в зависимости от возрастного показателя, при переходе из начальной школы в среднюю и в некоторых других случаях. Но, в большинстве случаев,причины очевидны.

Причины снижения качества знаний ЗАВИСЯТ ОТ УЧЕНИКА, УЧИТЕЛЯ И КОНТРОЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей, и со стороны школы;

пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;

отсутствие единства требований к ответу обучащихся со стороны учительского состава;

слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребёнка;

отсутствие мотивации к учению у ребят и слишком большая опека их со стороны учителей;

ученики не видят перспективы для приложения своих знаний;
преобладание пассивных форм (фронтальная, коллективная) обучения ребят над активными (групповая, проектная, системно деятельностная, лабораторная работа на предметах гуманитарного цикла, дискуссия, интерактивное и интегрированное обучение…);

потеря связи с родительской общественностью.

Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является правильная организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс. Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и обучающимися, реакция учителя на те или иные поступки обучающихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО – всё это влияет на образовательный результат деятельности обучающихся.

Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование – это процесс целостного развития растущего человека. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности:

Генетические факторы. Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль.

Социально-экономические факторы.

Психолого-педагогические факторы, которые создают или не создают среду развития человека (престижность высоких результатов).

Личностно-деятельностные факторы, которые влияют на социально-психологические новообразования в личности школьника, в формировании личностной и духовной зрелости растущего человека.

Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека на каждой ступени обучения: обученность, мотивация, творческие способности, здоровье, духовно- нравственное развитие (потенциал личности). На всех ступенях обучения в школе существует связь между обученностью и интересом обучащихся к учебному предмету. Учебная зрелость как показатель результата обучения включает в себя обученность, мотивацию, устойчивость к обучению, коммуникабельность, социальный статус ученика в классе. Согласно статистике, 57% школьников при переходе из начальной школы в среднее звено находятся на среднем уровне учебной зрелости, недостаточно владеют учебными умениями, что является причиной снижения успеваемости и интереса к учёбе в 5-м классе. Поэтому на первом этапе необходимо обучить пятиклассников способам познавательной деятельности в новых условиях учебной работы с учителями разных предметов. Способы познания должны стать предметом контроля и диагностики, поскольку знания - это результат процесса их приобретения, а главный итог обучения - умение обучающихся применять знания на практике (в дальнейшей учёбе и жизни)

О пределах д/з: острым является вопрос о перегрузке школьников домашними заданиями Определено, что домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в пределах:

Читайте также: