Теории происхождения власти доклад

Обновлено: 02.07.2024

Центральным элементом политической системы выступает государство. В повседневной жизни термин "государство" отождествляется со страной или обществом.

В научной литературе существуют два основных значения этого термина:

государство трактуется как совокупность государственных учреждений, т.е. аппарат управления обществом;

как особый вид политико-правовой организации власти общества.

В политологии распространено второе определение. Государство понимается как организация политической власти, которая распространяется на всю территорию страны и ее население и располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает самостоятельностью при решении внутренних и внешних проблем.

Существует несколько концепций происхождения государства.

Теологическая концепция объясняет возникновение государства, а также все его решения действиями и санкциями божественной воли. На государя возложены основные обязанности по распространению учения Божьего, по наказанию врагов, творящих зло, и по созданию условий для благочестивой жизни людей.

Патриархальная концепция рассматривает государство как продукт разросшейся до размеров государства семьи, при этом власть правителя трактуется как власть отца в семье, а отношения между подданными и властителями - как семейные отношения. Отражением подобных взглядов стала, например, русская традиция называть правителя "царь-батюшка", "отец народа".

Договорная концепция основывается на том, что возникновению государства предшествует естественное состояние общества и человека, характеризующееся неограниченной свободой. Только после заключения общественного договора безграничная свобода была введена в разумные рамки путем создания государства как организации, призванной обеспечить баланс различных общественных интересов, права и свободы личности.

Психологическая концепция исходит из того, что государство существует в силу наличия у человека психологических потребностей жить в рамках организованного сообщества, в чувстве необходимости коллективного взаимодействия либо в силу склонности большинства к подчинению.

Классовая (марксистская) концепция трактует государство классовым по происхождению (появляется вместе с разделением общества на классы) и по сущности (орган классового господства и орган угнетения одного класса другим).

Теория завоевания (насилия) рассматривает происхождение государства как результат завоевания сильными племенами слабых. Аналогичным образом трактуется и происхождение классовой эксплуатации. Для поддержания порядка и подавления сопротивления потребовалось создание государственных органов и принятие законов. Подобная трактовка государства была обоснована австрийским политическим социологом социал-дарвинистской направленности Л. Гумпловичем.

Расовая концепция опирается на постулат, что существуют высшие и низшие расы, а государство необходимо для обеспечения господства первых над вторыми. Современные исследователи отвергнули эту теорию.

Органическая концепция проводит аналогию между государством и живым организмом как в структуре, так и в функциях. Все элементы государства взаимосвязаны и дополняют друг друга. Нарушение этой гармонии приводит к болезни всего организма и даже к его смерти. Этот взгляд на государство обосновал английский социолог Г. Спенсер.

Ирригационная концепция связывает происхождение государства с необходимостью строительства крупных оросительных сооружений. Этот подход используется для объяснения истории ряда стран Востока.

Спортивная концепция, получившая развитие в трудах испанского философа Х. Ортеги-и-Гассета, выводит генезис государства из распространения спорта. Система физического воспитания в Спарте, по его мнению, способствовала возникновению сильной армии и в конечном итоге - государства. Олимпийские игры стали фундаментом процесса объединения древнегреческих социал-дарвинистской и возникновения единого государства.

Как показывают исследования историков и этнографов, не может существовать только одно объяснение в отношении возникновения всех государств. Большинство приведенных теорий отражают определенные группы факторов, ставших причинами генезиса государства. Государство появляется в результате разложения родового строя, когда власть вождей обосабливается от общества.

На этот процесс оказывали влияние разнообразные факторы:

появление частной собственности и имущественного неравенства, а в конечном итоге и антагонистических классов;

рост численности и увеличение плотности населения;

завоевание одних народов другими;

потребность защиты от внешних врагов;

общественное разделение труда и выделение управления в особый вид деятельности;

потребности организации ирригационных работ (государства Древнего Востока).

Наконец, возникновение государства было вызвано потребностью в судебном арбитраже, что отразила в себе теория общественного договора, хотя сам договор выступает, скорее, как гипотетический, нежели реальный акт создания государства. В определенной степени опыт средневековых вечевых республик Новгорода и Пскова можно рассматривать как иллюстрации этой теории. Народ призывал князя "извне" (Рюрик, Александр Невский были призваны на княжество в Новгород), заключал с ним договор о его функциях. Князь не мог быть ни законодателем, ни управителем, а олицетворял собой арбитражную функцию - вершил суд по имеющимся законам и был, прежде всего, военачальником.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и сопутствовала его развитию, что нашло отражение в различных учениях о власти. На ранней степени своего развития политические воззрения в целом ещё не успели выделиться в относительно самостоятельную область человеческого знания, они были элементом целостного мировоззрения. В мифах древних народов господствует представление о божественном происхождении существующих отношений власти и порядка. Согласно этим мифам, космос в отличие от хаоса упорядочен присутствием и усилием богов, земные же порядки - часть мирового, космического порядка.

В соответствии с религиозно-мифологическими воззрениями древних египтян и греков, боги, являясь источником власти правителя, продолжают оставаться первоначальными правителями и законодателями, верша земные дела.

Божественный характер власти, правила поведения, законы - всё это по тогдашним воззрениям соответствовало божественному порядку справедливости, получившего позднее формулировку как "теория естественного права".

Рационализация политических представлений I тысячелетии до н.э. означала отход от мифологической идеологии, формирование научных подходов к проблеме власти. В Китае большую роль сыграло философское учение Конфуция (551 - 479 гг. до н.э.), Мо-Цзы (479 - 400 гг. до н.э.), Лаоцзы (VI - V вв. до н.э.) - основоположника даосизма, идеи легизма (Шан Ян, 390 - 338 гг. до н.э.), в Индии - учение Будды, в Персии - Заратустры.

Весьма радикальным и плодотворным был процесс рационализации первоначально религиозно-мифологических воззрений на власть и политику в Древней Греции (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Полибий и др.). Для древнегреческой политической мысли было характерно анализировать различные формы государственного устройства. Так, для Платона идеальное государство как правление лучших и благородных - аристократическое государство. Самой же правильной формой государства по Аристотелю является полития, в котором большинство правит в интересах общей пользы. Полития - "средняя" форма государства, и "средний" элемент в ней доминирует во всём: в правах - целеустремлённость, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний класс. По мнению Цицерона простые формы власти как царская власть, воля аристократии и народная власть не являются благом для общества в силу их односторонности и неустойчивости.

В Древней Руси проблемы единовластия князя, социальной базы его власти находят освещение в наиболее известных литературных источниках, как "Повесть временных лет", "Новгородская летопись", "Русская правда" и др.

Важной проблемой более позднего времени была борьба за верховность власти между церковной властью и светской. Отрицание божественного, сверхприродного происхождения власти, святости её институтов, низведение их до уровней земных, обыденно-житейских дел, до "грешной" природы человека выступала для мыслителей Возрождения как оружие в борьбе за автономизацию социально-политического процесса, входило в комплекс основных идей гуманизма. Так, Н. Макиавелли (1469 - 1527 гг.) стремился отделить реальную политическую деятельность от религиозных оснований, исследовал всласть как отношение властвующих и подвластных, её устройство, учреждение законов. Симпатии Н. Макиавелли на стороне умеренной республики, или "смешанной" формы государства, которая сочетает демократический, аристократический и монархический элементы власти и является более прочной по сравнению с "простыми" формами.

К вопросам власти, её источникам обращались представители западноевропейской мысли Т. Гоббс (1588 - 1679) и Д. Локк (1632 - 1704). Власть государства по Гоббсу есть следствие общественного договора, который раз и навсегда ограничивает гибельное стремление людей к осуществлению своей индивидуальной власти. Это власть, отчуждаемая от "естественного человека" и приобретающая самостоятельное существование, продукт не природных, а сознательных человеческих установлений. Идею общественного договора принимал и Ж.-Ж. Руссо, наделяя, однако, властью, не единоличного государя-суверена, а народную ассоциацию выражающую общую волю всего народа как равнодействующую частных воль людей. Д. Локк, в отличие от Гоббса, рассматривал власть как средство к обеспечению такого гражданского состояния, которое в наибольшей мере соответтсвует естественной природе человека.

Большую роль в развитии учения о власти сыграл Ш. Монтескье (1685 - 1775 гг.). В его книге "О духе законов" была сформулирована идея разделения властей, развиваемая в теорию, обосновывающую принципы законности, политической свободы и придания роли праву истинного регулятора взаимоотношений между государством и гражданами.

Своеобразие в анализе проблемы власти обнаруживается И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, русских мыслителей А. Герцена, Н. Чернышевского, В. Соловьёва, Н. Бердяева и др.

Кроме того, уже в раннюю эпоху истории политической мысли была замечена и обратная сторона феномена власти. Аристотель, а позднее и Монтескье, указывал на опасность злоупотребления властью лиц, ею наделённых, использования ими властных возможностей для своей частной пользы, а не для общего блага.


Вопросы о происхождении власти волнуют историков, политологов и философов уже многие сотни лет. Когда и при каких условиях возникла иерархия? Чем обусловлена необходимость подчинения людей друг другу?

Генетические особенности

Стремление доминировать наглядно можно увидеть у приматов. Именно биология способна дать самое простое объяснение господству одной особи над остальными. Это установлено научными опытами и многочисленными наблюдениями за животными, живущими группами.

Общество приматов

Иерархия построена на желании обладать лучшим - самкой или едой. Подавление слабых у животных основано на проявлении силы. Так ли это сильно отличается от жизненных установок цивилизованного общества?

Зарождение в первобытном строе

Необходимость в "вожаке" была обусловлена стадным образом жизни. Страх, инстинктивная потребность в добыче пропитания, защите и создании условий для выживания выделяли наиболее сильных представителей племени. Авторитет и способность к жесткому принуждению наделили первобытного лидера элементарными управленческими функциями. Это давало возможность контролировать продолжение своего рода и получать лучшую пищу.

В Древней Греции еще в мифологии власть базировалась на силе и подавлении слабых. Например, бог Уран постоянно возвращал своих детей в землю, боясь погибнуть от их руки - так ему было предсказано. Его место занял Кронос, который поедал своих детей, чтобы они не отняли у него власть.

Божественная сила

Термин "власть" применим к обществу, в котором существовало сознание. Родовая община - первоначальная ячейка общества, члены которой имели одинаковое право на совместную собственность. Роды объединялись в племена и союзы. Так возникла потребность в общественном управлении при отсутствии государства.

Расшифровка термина

Существует около 300 определений власти, однако общепринятой трактовки в современной науке нет. Прежде всего, это волевое воздействие одного лица на другое. Кроме того, это способность субъекта или группы влиять на поведение людей, независимо от их желания.

Установлено, что природа власти является социальной, так как она зарождается и развивается только в обществе. Ее отсутствие означает для человечества хаос, анархию и упадок.

Объединение ради цели

Любой вид подчинения предполагает неравенство по различным параметрам. Превосходство дает возможность использовать свое положение во вред, злоупотреблять им.

Концепции власти

К наиболее распространенным теориям происхождения власти относятся:

  1. Институциональная - возникла в результате государственных образований и необходимости формирования органов управления.
  2. Теологическая - дарованная Богом. Божественное происхождение власти основано на теории Августина Блаженного, который объясняет ее возникновение как дар, потому что люди слабы и греховны, они не способны поддерживать общественный порядок.
  3. Системная - рассматривает иерархические отношения в качестве инструмента, упорядочивающего взаимодействие общества.
  4. Ролевая - определяется самореализацией по установлению контроля над субъектами.
  5. Рыночная - конкуренция за материальные и духовные блага.
  6. Обменная - обладание редким предметом дает возможность управлять.
  7. Психологическая и силовая. Эти теории объясняют деспотию как средство выжить путем принуждения слабых к подчинению. Истоки теории положил Фрейд, наибольшее распространение она получила в середине прошлого века.

Влияние церкви

Отдельно выделяется правовая концепция власти. Ее родоначальниками были великие мыслители Руссо, Кант, Спиноза. Их теория основана на том, что первичным институтом является право, а власть и политика происходят от него. В чистом виде теории происхождения не встречаются, они взаимно дополняют друг друга.

Составляющие господства

Происхождение власти в обществе - естественный итог эволюции. Выделяются три основных компонента власти:

  • Субъект - носитель властного поведения, это может быть как индивидуум, так и группа лиц.
  • Объект - это тот, кто подчиняется, выстраивает свое поведение, в зависимости от содержания и направления властного воздействия.
  • Источник - сила, престиж, закон, материальные и социальные гарантии.

Сила знаний

Власть, основанная на страхе, приводит к бунту и неподчинению. Ее результат - гражданские войны и восстания. За счет этого она постепенно ослабевает. Самая стабильная система основана на взаимном интересе. Этому способствует сила убеждения и авторитет.

Основные ресурсы

В формировании власти особое место занимают ресурсы. Это источники, используемые для обеспечения влияния. Распределяются ресурсы неравномерно, поэтому обладание ими дает преимущества некоторым лицам. Использоваться они могут для поощрения, наказания, убеждения. В зависимости от сфер деятельности, их классифицируют на:

  • Экономические - материальные блага, необходимые для обеспечения определенного уровня жизни (деньги, продукты, полезные ископаемые).
  • Социальные - направлены на повышение статуса и являются следствием экономических (уровень медицинского обслуживания, образование, должность).
  • Информационно-развивающие - знания и интеллект, их доступность для широких масс (интернет, электронные технологии, библиотеки, институты).
  • Демографические - здоровое население, развитое в интеллектуальном плане, естественный прирост и отсутствие большого возрастного перепада.
  • Политические - слаженный механизм управления государством. Он основан на развитой политической культуре, наличии партий и аппарата.
  • Силовые - работают строго в правовом поле (полиция, судебная система, армия).

Сила убеждения

Результат дает только комплексное использование ресурсов, но самая универсальная единица, без которой происхождение власти и государства невозможно - это человек.

Типология власти

Существуют различные виды власти. Разделить ее можно по сфере влияния на коллективную и единоличную. Политологи в глобальном смысле различают неполитическую и политическую. Происхождение власти, в зависимости от формы общества, может быть демократическим, легитимным и противоположным по смыслу и содержанию, то есть незаконным.

Среди первого типа выделяется семейная власть, которая включает отношения между супругами, детьми и родителями. Этот вид подчинения самый древний.

В зависимости от исторического развития общества, выделить можно рабовладельческую, феодальную, буржуазную, социалистическую власть.

Способ общественного управления

Политическая власть в переводе с греческого языка - это искусство управления, способность реализовывать определенные взгляды и при помощи влияния достигать установленных целей. Задачи могут быть общегосударственными и национальными.

Политическая власть имеет свои особенные признаки. Она распространяется на всех проживающих на территории всего государства. Группа лидеров действует исключительно в правовом поле и представляет народ. Еще одной особенностью является возможность делегирования полномочий по должностной лестнице как вверх, так и вниз.

Общий выбор

Политологи разделяют ее на законодательную, исполнительную и судебную. Это строго ограничивает ее воздействие. По сфере влияния различают центральную, региональную и местную власть. Также одним из критериев является количество субъектов, осуществляющих руководство - монархическая власть или республиканская.

Основными функциями и задачами политического управления являются: организация жизни общества в рамках закона, взаимодействие населения с органами власти, контроль и обеспечение порядка.

Государственная власть вытекает из политической, которая является более широкой по смыслу и охватывает больше сфер человеческих отношений. Она публичная и суверенная.

Однако некоторые политологи выделяют политическую власть из государственной. Они считают, что государственная власть способна реализоваться только в том случае, если партия победит на выборах. Однако в развитых странах управление может быть сосредоточено в руках нескольких структур.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.Феномен власти.docx

Власть, в отличие от физического насилия, оказывает воздействие на тело, душу и ум, пронизывает их, подчиняет закону своей воли. По существу своему она подобна авторитету. Коррелятом её является уважение; этическую ценность она представляет тогда и только тогда, когда так направляет уважающего её, что тот оказывается не в состоянии осуществлять большее количество более высоких ценностей, не подвергаясь непосредственно воздействию со стороны власти. Власть нуждается в оправдании, и эти попытки составляют существенную часть политической истории.

Концепция власти - одна из ведущих теоретических концепций, способствующая исследованию политических отношений и пониманию механизма деятельности государства и политической системы.

В данной работе рассматриваются генезис власти, основные компоненты и способы функционирования этого феномена.

1. Происхождение власти

Власть появилась с возникновением человеческого общества и сопутствовала его развитию, что нашло отражение в различных учениях о власти. На ранней степени своего развития политические воззрения в целом ещё не успели выделиться в относительно самостоятельную область человеческого знания и представляли собой элемент целостного мифологического мировоззрения. В мифах древних народов господствует представление о божественном происхождении существующих отношений власти и порядка. Согласно этим мифам, космос в отличии от хаоса, выражаясь греческой терминологией, упорядочен присутствием и усилием богов, земные же порядки - часть мирового, космического порядка.

Вместе с тем, в древней мифологии различно решается и освещается вопрос о способе и характере связи божественного начала с земными отношениями. Например, по древнекитайскому мифу, власть имеет божественное происхождение, но единственной точкой связи с небесными силами является китайский император, являясь одновременно сыном неба и отцом своего народа.

В соответствии с религиозно-мифологическими воззрениями древних египтян и греков боги, являясь источником власти правителя, продолжают оставаться первоначальными правителями и законодателями, верша земные дела.

Рационализация политических представлений, наблюдаемая в I тысячелетии до н.э., означала отход от мифологической идеологии, формирование научных подходов к проблеме власти. В Китае большую роль сыграло философское учение Конфуция (551 - 479 гг. до н.э.), Мо-Цзы (479 - 400 гг. до н.э.), Лаоцзы (VI - V вв. до н.э.) - основоположника даосизма, идеи легизма (Шан Ян, 390 - 338 гг. до н.э.), в Индии - учение Будды, в Персии - Заратустры.

Своеобразие в анализе проблемы власти обнаруживается И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, русских мыслителей А. Герцена, Н. Чернышевского, В. Соловьёва, Н. Бердяева и др.

Кроме того, уже в раннюю эпоху истории политической мысли была замечена и обратная сторона феномена власти. Аристотель, а позднее и Монтескье, указывал на опасность злоупотребления властью лиц, ею наделённых, использования ими властных возможностей для своей частной пользы, а не для общего блага.

Современные концепции власти можно классифицировать по ряду оснований. Прежде всего, концептуальные подходы к интерпретации политической власти, с известной долей условности и относительности, можно разделить при самом общем логико- гносеологическом анализе на два больших класса:

реляционные, описывающие власть как социальное отношение или взаимодействие на элементарном и на сложном коммуникативном уровнях.

Атрибутивно-субстанциальные подходы к осмыслению власти, в свою очередь, можно подразделить на:

  • потенциально-волевые;
  • инструментально-силовые;
  • структурно-функциональные.

И, наконец, в современной политической теории разработаны системная и структурно-функциональная концепции власти, связанные, прежде всего, с работами Т. Парсона, Д. Итона, Г. Алмонда, М. Крозье и др. По Парсону, власть скорее всего представляет собой особенное интегративное свойство социальной системы, имеющее целью поддержание её целостности, координацию общих коллективных целей с интересами отдельных элементов, а также обеспечивающее функциональную взаимозависимость подсистем общества на основе консенсуса граждан и легитимизации лидерства.

Наконец, к наиболее сложным и комбинированным подходам можно отнести коммуникативные (Х. Арент, Ю. Хабермас), а также постструктуралистские (или неоструктуралистские) (М.Фуко, П. Бурдье) модели власти, рассматривающие её как многократно опосредованный и иерархизированный механизм общения между людьми, разворачивающегося в социальном поле и пространстве коммуникаций. Арендт отмечает в связи с этим, что власть - это не собственность или свойство отдельного политического субъекта, а многостороннее институциональное общение. Возникновение власти как социального феномена обусловлено необходимостью согласования общественных действий людей при преобладании совместного интереса над частным. Хабермас отстаивает точку зрения, что власть является тем макромеханизмом опосредования возникающих противоречий между публичной и частной сферами жизни, который наряду с деньгами обеспечивает воспроизводство естественных каналов коммуникаций между политическими субъектами.

Гост

ГОСТ

Теории происхождения власти и государства – это концепции, объясняющие причины объединения людей в определенные общности, отделенные от других общностей государственной границей, суверенитетом и иными признаками государственности.

Сущность государства и власти

Государство – это особая форма организации политической власти в обществе, имеющая суверенитет и осуществляющая управление обществом согласно законодательству с помощью специального аппарата. Выражением сущности государства являются интересы большинства или отдельных социальных групп.

Государство отличается рядом признаков, к числу которых можно отнести следующие:

Во-первых, государство – это особая организация власти, наделенная специальным механизмом, учреждениями и органами, осуществляющими управления обществом. Механизм государства представлен совокупностью институтов власти законодательного, исполнительного и судебного характера. Для обеспечения нормальных условий функционирования общества государства наделено функцией принуждения, реализуемая через систему специально организованных органов – армии, федеральной служба охраны безопасности и порядка;

Во-вторых, государство является единой территориальной организации политической власти на территории всей страны. Распространение государственной власти осуществляется на все население в рамках этой территории. Государство обеспечивается институтами подданства или гражданства, выражающими сущность государства для каждого человека. Реализация власти в рамках определенной территории устанавливает ее пространственные пределы в виде государственной границы, обеспечивающей отделение одного государства от других. Государственная граница определяет верховенство государства в рамках определенной территории и полноту его власти над населением;

В-третьих, государство – это суверенная организация власти. Выражением суверенитета власти является ее независимость и верховенство от других властей внутри и за пределами страны. Проявлением верховенства государственной власти является:

  • обязательность решений государственной власти для населения;
  • возможность отмены решений и постановлений негосударственных организаций;
  • наличие исключительных прав, к примеру, нормотворчество;
  • наличие специальных средств воздействия на граждан;

В-четвертых, наличие прерогативы организации общественной жизни на основе законодательства. Государство наделено правом регулирования общественной жизни с помощью законодательства, имеющего обязательный характер. Соблюдение норм права обеспечивается государством посредством использования специальных органов, начиная от школ и институтов и заканчивая судами, административными структурами;

В-пятых, государство имеет систему налогов и других обязательных платежей, формирующих его финансовую деятельность.

Готовые работы на аналогичную тему

К числу неосновных признаков государства относят символы, обеспечивающие его отличие от других государств, флаг, гимн, герб.

Теории происхождения государственной власти

Происхождение государства и власти интересовало исследователей на всем протяжении развития общества. К настоящему времени существуют следующие теории происхождения государства и власти:

Проблема власти всегда являлась центральной темой многочисленных исследований, находилась в центре внимания политических лидеров, ученых, деятелей культуры. В современной теории политики существуют следующие подходы к решению вопроса о природе власти:


Таким образом, имеет место множество определений власти, описаны различные ее проявления. Однако до сих пор нет устоявшихся однозначных подходов к ее сущности.


Власть появляется одновременно с человеческим обществом, которое не может обойтись без нее, так как безвластие означает хаос, распад, бесцельность существования.

Любая власть предполагает неравенство в отношениях между властвующими (субъектами власти) и подвластными (объектами власти). С этим связана возможность злоупотребления властью и использования ее во вред подвластным.

Можно выделить следующие компоненты власти.


Существует множество классификаций (типологий) власти.


Одной из важнейших в жизнедеятельности человеческого общества является политическая власть.

Политическая власть (от гр. politikē – искусство управления государством, от polis – город-государство) – это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.

Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих ее от других видов власти.


Политическая власть имеет множество разновидностей.


Существует классификация видов политической власти в зависимости от типов социального господства, которые с ней связаны.

Типы политической власти

Традиционный – опирается на традиции, ритуалы; это власть обыденности, привычности и неизменности.
Легальный – основывается на правовых нормах и рациональных понятиях.
Харизматический (гр. charisma – милость, Божий дар) – опирается на особую притягательную силу лидера.

Эти три идеальных типа господства практически нигде не представлены в абсолютном виде. Можно привести примеры каждого из них, однако любая политическая система включает элементы всех трех типов.

Исследователи выделяют следующие функции политической власти: формирование политической системы общества, организация его политической жизни, политических отношений, которые включают отношения между государством и обществом, общественными институтами, классами; управление делами общества и государства на разных уровнях, руководство органами власти и политическими и неполитическими процессами, контроль политических и иных отношений; создание определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик общества.

Политическая власть в современном мире должна быть:

– ограничена, т. е. разделена на законодательную, исполнительную и судебную;
– регламентирована, т. е. определена рамками закона и находится под общественным контролем;
– институциональна, т. е. имеет организационное выражение;
– легитимна (лат. legitimus – законный), т. е. имеет общественно-моральное оправдание и признание.

Важнейшей составляющей политической власти является государственная власть.

Государственная властьодин из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти – население страны: граждане (в республиках) или подданные (в монархиях).

Государственная власть имеет свои отличительные признаки:

публичный характер, т. е. выступает от имени общества;
суверенный характер, т. е. верховенство по отношению ко всем другим физическим лицам, учреждениям, организациям внутри страны (внутренний суверенитет) и независимость в решении всех вопросов своей политики в отношениях с другими государствами (внешний суверенитет);
– ограниченность территорией, это базовое условие существования государства.


Большое значение для политической власти имеет проблема ее устойчивости.


Одной из самых распространенных классификаций государственной власти является ее деление на законодательную, исполнительную и судебную. Эта типология основывается на теории разделения властей.


Таким образом, разделение властей предоставляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Однако этот принцип нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о сущности власти?

А. Любая власть означает способность, право и возможность повелевать, распоряжаться и управлять кем-либо или чем-либо.
Б. Любая власть – это контроль над экономическими ресурсами.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Читайте также: