Икт в дополнительном образовании доклад

Обновлено: 05.07.2024

Актуальность. Информатизация сферы образования в условиях меняющегося мира, постоянного развития и усложнения технологий имеет фундаментальное значение. Информационные технологии становятся удобным инструментом для освоения других дисциплин. В статье рассматриваются возможности использования информационных технологий в разных направлениях: военно-патриотическом, физкультурно-оздоровительном, клубной, кружковой работе и других.

Ключевые слова: информация, информационные технологии, дополнительное образование детей.

Согласно современным образовательным стратегиям ученику необходимо выйти из роли слушателя и стать активным участником учебного процесса, в чём и помогают информационные технологии (далее, ИТ).

— информационную — поскольку обеспечивается доступ к различной информации, в том числе нормативно-правовой, справочной, образовательной и т.д.;

— мотивационную – появление комфортности в обучении, возможности планирования и управления собственной учебной (для учащихся) и профессиональной (для преподавателей) деятельностью;

— образовательную (т.е. повышение квалификации) педагогов.

Информационные технологии применяются в:

  1. Организации образовательного процесса: при обучении педагоги используют компьютеры и т.п.
  2. Создание учебно-методического обеспечения: все эти разработки способствуют образовательной деятельности обучающихся. Работа в данном направлении в настоящее время находится в стадии разработки.
  3. Осуществлении контроля и самоконтроля: позволяет осуществлять контроль как за знаниями обучающихся, так и образовательным уровнем педагогов. Такой вид контроля позволяет быстро и радикально обновлять арсенал средств и дополнять его интерактивным взаимодействием, возможностями выбора разноуровнего задания.
  4. Организация работы с одаренными детьми: осуществляется через организацию проектной и исследовательской деятельности с использованием Интернет-ресурсов.
  5. Использование систематизированных баз данных.

— личных результатов обучающихся и педагогов;

— учебно-методического обеспечения по реализуемым программам;

  1. Во Дворце создана локальной сеть, которая позволяет продуктивно организовать работу сотрудников. Создана система оперативного информирования педагогов по различным вопросам, в т.ч. инноваций и передового опыта, методическая копилка, консультативная помощь и т.п.
  2. Использовании информационных технологий в делопроизводстве:

систематизация нормативно-правового обеспечения документооборота;

создание архивных документов.

— художественная направленность: хореография современный танец, хореография народный танец, хореография эстрадный танец, вокал, гитара, фортепиано, художественное конструирование и начальное можелирование, мягкая игрушка, вышивка бисером, одежда для кукол, художественная обработка древесины, ритмика и танец, театр, изобразительное искусство, эстрадный вокал, конферанс и основы ведения массовых мероприятий.

Использование ИТ в техническом направлении:

Хотелось обратить внимание на то, как можно использовать ИТ в направлениях, которые, на первый взгляд далеки от техники и науки.

Использование ИТ в художественном направлении:

Современное музыкальное образование проявляет возрастающий интерес к компьютерным технологиям. Музыкальная информатика, использующая компьютерный инструментарий с целью освоения необходимых знаний, умений и навыков, широко практикуется в музыкальном образовании западных стран. Сферой ее внимания является, главным образом, обучение по предметам музыкально-теоретического и исторического циклов, а также решение некоторых учебных задач, связанных с исполнительской и композиторской деятельностью. Сюда входят: обучение с помощью компьютера, обучение с развлечением, технология интерактивного мультимедиа, интернет.

Информационные технологии – это неотъемлемый компонент процесса обучения музыке и связанных с ней предметов. Возможности ИТ позволяют повысить эффективность обучения и музыковедческим дисциплинам. Развитие компьютерных технологий в музыке перспективно, актуально и объективно необходимо.

На теоретических музыкальных уроках уже просто не обойтись без презентаций. Активно используют ИТ в своей работе и педагоги, работающие в вокальной, театральной студиях. Такие программы, как Finale– программа для набора и вёрстки нотного текста, Band-in-a-Box, Cakework– программы для создания минусовок, SoundForge– программа для обработки музыкальных фрагментов (изменение формата, обрезка), TimeFactory– программа для изменения тональности и темпа – стали неотъемлемой частью работы вокальной студии.

Использование ИТ в физкультурно-спортивном направлении:

В первый момент кажется, что использовать ИТ на уроке физкультуры невозможно, ведь физкультура – это, прежде всего движение. Однако, практика показывает, что и здесь использование ИТ уместно. Вот некоторые примеры:

— текстовые документы – заявки, отчёты, положения о соревнованиях, печатание грамот. Параллельно с текстовыми документами можно создать базу данных по итогам выступлений команд школы на спортивных соревнованиях.

— использование мультимедиа: занятия физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование электронных презентаций позволяет эффективно решить эту проблему. С помощью презентации можно продемонстрировать технику выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение различных теоретических вопросов.

— использование тестирующих компьютерных программ. Тесты могут использоваться на любом этапе обучения.

— использование видеозаписей игр для анализа.

При отслеживании рынка компьютерных программ по физической культуре эта тема представлена довольно скудно. В нашем Дворце пока создание медиатеки находится в стадии разработки. Но то, что есть, активно используется педагогами.

ИКТ можно с успехом применять при внеклассной работе: различные презентации, видеоролики, изготовление слайд-шоу спортивной тематики для популяризации спорта.

Использование ИТ в работе кружков прикладного направления:

Использование ИТ в военно-патриотическом направлении:

В кружках военно-патриотической направленности педагоги активно используют различные, в том числе, онлайн обучающие программы. Это и тренажёры по вождению; это ПДД в режиме реального времени; это различного вида тесты; это просмотр различного вида фильмов по направлениям военно-прикладного мастерства.

Результат использования информационно-компьютерных технологий

Итоги использования компьютерных технологий таковы:

— повышение эффективности обучения (развитие интеллекта обучающихся и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке);

— осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);

— расширение объема предъявляемой учебной информации;

— обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);

— улучшение организации занятия (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);

— повышение качества контроля знаний обучающихся и разнообразие его формы;

— включение детей в коллективную деятельность в парах, в группах;

— повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала преподавателя и обучающегося;

— включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.

Результатами применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и педагогов, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования. Применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата. Использование современных информационных технологий на занятиях делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. Широкое использование компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только педагог может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.

Ссылки на источники
  1. Акперов И.Г. Информационные технологии в менеджменте: Учебник / И.Г. Акперов, А.В. Сметанин, И.А. Коноплева. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 400 c.
  1. Гришин В.Н. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебник / В.Н.Гришин, Е.Е. Панфилова. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 416 c.
  2. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. -М.: Дашков и К, 2013.- 308 c.
  3. Максимов Н.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие / Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка, И.И. Попов.-М.: Форум, 2010. -496 c.


В настоящее время одним из направлений модернизации развития образования выступает процесс информатизации системы образования, а также процесс внедрения в учебный процесс комплекса разнообразных информационных технологий. Основными задачами информатизации являются обеспечение доступности, качества и эффективности предоставления образовательных услуг в образовательных учреждениях, а также создание условий для поддержки системного внедрения и активного использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе.

В.В. Гриншкун в работе [5] указывает на то, что процесс информатизации предполагает создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала учащихся, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально – исследовательскую (опытно - экспериментальную) деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации.

Актуальность масштабного внедрения и применения информационных технологий, в частности, в дополнительном образовании детей определяется основными тенденциями развития его развития.

Признание права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, неотъемлемого права на свободу выбора себя и для себя.

Утверждение единства и целостности образования, где обучение и воспитание есть его составляющие, две подсистемы развития личности.

Активное внедрение разнообразных информационных технологий для совершенствования процессов обучения, воспитания, управления, диагностики качества образовательных услуг.

Развитие индивидуальности каждого человека в практике образовательного процесса.

Творческое сотрудничество или изменение личностных установок участников образовательного процесса в совместно продуктивно разделенной деятельности.

Непрерывное образование как принцип планирования и организации образовательного развития личности.

Осознанная системная организация управления учебно-воспитательным процессом на основе стратегии инновационного обучения.

Обеспечение условий для профессионального самоопределения и интеграции личности в новых условиях социума.

Аттестация и аккредитация образовательных учреждений дополнительного образования школьников в целях обеспечения эффективности дополнительного образования школьников.

Создание в образовательных учреждениях всех типов и видов гуманистических воспитательных систем.

Проектирование образовательных программ, как средства развития познавательной мотивации, формирования сторон базовой культуры личности. Дополнительное образование призвано индивидуализировать образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства, региона, города.

Переход к образовательным, социально-педагогическим, психологическим программам, к комплексным формам организации деятельности.

Переход к современным образовательным технологиям.

Широкое применение современных информационных технологий во всех сферах деятельности образовательного учреждения (учебная, воспитательная, методическая, административно-управленческая, мониторинговая и т.д.)

Переход к комплексным образовательным и социально-педагогическим результатам.

Развитие сетевого взаимодействия учреждения дополнительного образования детей (на уровне целей, содержания, форм).

Вариативность освоения содержания внутри образовательных программ дополнительного образования.

Вариативность педагогической деятельности.

повышенный уровень обучения в различных областях;

допрофессиональную ориентацию обучающихся, подготовку к успешному освоению программ профессионального образования;

Современное развитие дополнительного образования детей тесно связано с активным внедрением информационных технологий в процесс обучения, что активизирует мотивационный, познавательный, деятельностный компоненты учебной деятельности.

средства организации познавательной деятельности учащихся.

система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которая используется для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области.

Применение современных информационных технологий в дополнительном образовании, возможно в различном виде: 1) применение информационных технологий в учреждении дополнительного образования, 2) применение информационных технологий в отделах дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения, 3) применение информационных технологий при проектировании и проведении культурно-массовых мероприятий, 4) применение информационных технологий в управленческой сфере, 5) применение информационных технологий в повышении профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей и др. [1]

Предметно-ориентировочные среды (микромиры, моделирующие программы, учебные пакеты);

Аудио-, видео- технологии;

К этому еще можно добавить интерактивные среды (микроволновое телевидение, аудиографика, сжатое видео, телеконференции, аудиоконференции) [3].

Применение информационных технологий актуально в процессе подготовки к теоретическому или практическому занятию, экономит время на подготовку к нему. Индивидуальное информационно-образовательное пространство дополнительного образования целостно, пополняемо. Освоение информационных технологий способствует его расширению и многофункциональному применению и актуализации в соответствии с образовательными потребностями.

Есть обширный материал по следующим направлениям: культурно-историческое наследие, музыка (русская классическая музыка, зарубежная классическая музыка), литература (зарубежная художественная литература, аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии), живопись (произведения живописи из собрания Государственной Третьяковской галереи, произведения живописи из собрания Государственного Русского музея и др.).

В предметных коллекциях находится материал по астрономии, биологии, географии, математики (видеозаписи лекций, электронная библиотека учебно-методической литературы, геометрическое конструирование на плоскости и в пространстве, дидактические игры на занятии математики,

Для дополнительных занятий по химии собраны: видеоопыты по неорганической химия и органической химия; трехмерные химические формулы и др.

на этапе изучения нового материала – информационные (могут предварять изучение новой темы);

на этапе повторения – практические (выполнение учебных заданий);

расширение содержания изучаемых образовательных программ;

обеспечение совершенствования методики обучения в различных творческих объединениях;

обеспечение эффективности методики проведения занятий;

включение образовательного учреждения в построение единого информационного пространства;

формирование у обучающихся мировоззрения открытого информационного общества;

развитие творческого, самостоятельного мышления обучающихся;

формирование умений самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;

развитие познавательной и творческой активности обучающихся;

развитие познавательного интереса, мотивации к различным видам деятельности.

повышение эффективности, доступности и открытости обучения и воспитания, разнообразных форм работы в дополнительном образовании детей.

Обеспечение информационного взаимодействия педагогов, родителей, администрации, обучающихся.

Развитие электронных ресурсов образовательного учреждения.

Расширение спектра информационных технологий в контексте социально-значимой деятельности.

Разнообразие содержательного досуга детей и молодежи.

акцентирования на интересы учащихся;

создание мотивационно - проблемных ситуаций при практической реализации изучаемой темы;

Большое внимание в литературе [1, 5, 9 12, 13], уделяется вопросам разработки информационных технологий в контексте дополнительного образования детей и оценки эффективности их применения.

Средства информатизации должны строиться на принципах непрерывного и относительно простого способа обновления материалов и форм их организации. Материал содержательного наполнения средств информатизации должен быть направлен на развитие собственной деятельности обучающихся.

По содержанию и форме средства информационных технологий должны быть разработаны с учетом дифференциации потребностей обучающихся в рамках дополнительного образования, различных видах деятельности (учебной, познавательной, социально-значимой и др.).

Проектирование средств информатизации должно строиться с учетом опыта и практических знаний обучающихся.

Средства информатизации должны представлять возможность индивидуально выбирать темп и траекторию деятельности.

современные методы и способы представления, обработки информации по дополнительному образованию детей;

широкий спектр учебно-программных, учебно-теоретических, учеб­но-справочных, учебно-библиографических и других материалов учебно- методического комплекса педагога дополнительного образования;

компьютерные программы, тренажеры различного целевого назначения;

Таким образом, очевидно, что применение информационных технологий различного назначения в дополнительном образовании детей предоставляют возможности совершенствования целей, со­держания, методов, организационных форм, технологий, средств подготовки обучающихся на этапе перехода к образованию в условиях расширенного доступа к информации, а также выступают одним из показателей профессиональной компетентности педагога дополнительного образования. При этом важно понимать, что реализация этих технологий в дополнительном образовании детей требует системного изучения опыта оценки эффективности применения информационных технологий, разработки критериев и показателей эффективного применения различных информационных технологий в учреждении дополнительного образования детей (управленческий, образовательный, воспитательный, кадровый и др. аспеты).

Акимова, И. В. Использование информационных технологий в образовании: учебное пособие для студентов и учителей / И. В. Акимова, И. А. Баландин. - Пенза, 2010.

Березина, В. А. Дополнительное образование детей в России / В.А. Березина. – М., 2007.

Вихман В. В Оценка и анализ эффективности применения информационных технологий в образовании: дис. к.п.н: 13.00.01 / Вихман Виктория Викторовна – Новосибирск, 2004.

Вихорева, О. А. Дополнительное образование детей: теория и практика: монография / О.А.Вихорева. - Челябинск, 2010.

Дополнительное образование детей: вопросы и ответы: учебное пособие для системы повышения квалификации работников образовательных учреждений / сост.: Буданова Г. П., Буйлова Л. Н. – М., 2008.

Иванченко, В. Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие для учителей, педагогов дополнительного образования, методистов, классных руководителей, студентов и аспирантов педагогических учебных заведений, слушателей институтов повышения квалификации / В.Н.Иванченко. - Ростов-на-Дону, 2011.

Информационные технологии в сфере образования / М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. НИИ информ. образоват. технологий; [В.П. Кулагин и др.]. – М., – 248 с.

Коваль, Т. С. Информационная культура педагога дополнительного образования как условие его профессионального развития: дис. к.п.н: 13.00.08 / Коваль Тамара Сергеевна – Кемерово, 2007.

Кокорева, Н. В. Педагогическое проектирование среды дополнительного образования как условие самореализации детей: дис. к.п.н: 13.00.01: Саранск, 2004.

Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – 2-е изд., стереотипное – Москва: Академия, 2008.

Саранов, A.M., Гузева, Г.И. Модернизация системы дополнительного об­разования детей: Монография. - Волгоград, 2002.

Трайнев, В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии: (обобщения и рекомендации): учебное пособие / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев; Ун-т информатизации и упр. – 3-е изд. – М., 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование детей, дополнительное образование, образовательный процесс, материал, обработка информации, образовательное учреждение, программа, работа, ресурс, электронное учебно-методическое пособие.

Похожие статьи

Использование электронных учебных пособий в учреждениях.

электронное пособие, пособие, усвоенный материал, профессиональное образование, учебный процесс, самостоятельная работа, образовательный процесс, студент, возможность перехода, входная диагностика.

Алгоритм определения уровня учебно-методического.

В контексте решения задач создания единого образовательного пространства, объединения усилий формального и неформального, основного и дополнительного образования вопрос об учебно-методическом обеспечении образовательных программ, безусловно, актуален.

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

Встатье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ.

Применение дистанционных образовательных технологий.

Применение дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании детей. Автор: Корниенко Светлана Анатольевна. Рубрика: 6. Внешкольная педагогика.

Особенности проектирования и разработки электронных.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса среднего профессионального образования: метод. рекомендации / [сост. С. Е. Лузгин]; Саран. кооп. ин-т РУК. — Саранск, 2011.

Актуализация роли дополнительного образования детей.

дополнительное образование детей, дополнительное образование, Российская Федерация, программа, ребенок, учреждение, образовательная деятельность, российское образование, сетевое взаимодействие.

Электронный учебно-методический комплекс как компонент.

Учебно-методический комплекс по дисциплине включает: учебно-методический комплекс как самостоятельный документ в соответствии с утвержденной структурой; дополнительные элементы (электронные версии учебника, учебного пособия, учебно-методического.

Дистанционное обучение в информационной образовательной.

‒ дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения.

Регионализация современной системы дополнительного.

региональный компонент, дополнительное образование детей, Российская Федерация, программа, региональное содержание, образовательный процесс, дополнительное образование.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: способствовать формированию мотивации на использование ИКТ в образовательной деятельности педагога дополнительного образования, осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как инструмента повышения качества образования.

Задачи:

- мотивировать педагогов на внедрение и использование на занятиях интерактивных форм и приемов обучения;

- способствовать повышению у педагогов уровня развития профессиональной компетенции посредством интерактивных приемов и методов.

- проанализировать и определить влияние современных образовательных технологий на качество образования детей.

Цель: способствовать формированию мотивации на использование ИКТ в образовательной деятельности педагога дополнительного образования, осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как инструмента повышения качества образования.

- мотивировать педагогов на внедрение и использование на занятиях интерактивных форм и приемов обучения;

- способствовать повышению у педагогов уровня развития профессиональной компетенции посредством интерактивных приемов и методов.

- проанализировать и определить влияние современных образовательных технологий на качество образования детей.

Формы и методы реализации: групповая форма работы, методы: наглядный, словесный и иллюстративный.

Ожидаемые результаты: Педагоги осуществят практическое действие на основе применения современной образовательной технологии как инструмента повышения качества образования.

Я рада приветствовать вас в стенах нашего Центра на семинаре, посвященному вопросу использования информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании. Собрались мы здесь для того, чтобы обсудить значимость информатизации образования, выявить позитивные и негативные стороны этого процесса.

2.Теоретическая часть: Что же такое ИКТ?

ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. Информационные технологии - использование компьютера, Интернета, видео, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может предоставить широкие возможности для коммуникации. Использование ИКТ - это прежде всего:

расширение возможности познания окружающего мира

использование новой наглядности (презентаций, слайд-шоу, видеофрагментов для изучения тех тем в образовании, с которыми обучающиеся имеют определённые трудности);

создание новых средств передачи информации для развития обучающихся.

В своей работе педагог может использовать следующие средства ИКТ:

Мультимедийный проектор (презентации, мультфильмы)

Мобильный телефон (фото, интернет, диктофон)

Данные средства ИКТ выполняют следующие функции:

Источник информации - подбор дополнительного познавательного материала для непосредственно образовательной деятельности, материала для оформления стендов, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья, и т.п.

Средство подготовки различных материалов - создание презентаций в программе PowerPoint, показ картинок, иллюстраций, опорных схем, бланков документов, папок-передвижек.

Хранение материалов - нормативные документы, списки обучающихся, информация о родителях, фотоальбомы, музыка, результаты диагностики, электронная библиотека книг, статей, журналов и т.п.

Использование ИКТ в организации воспитательно-образовательного процесса

Применение ИКТ позволяет сделать совместную деятельность с детьми привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. С помощью видеокамеры создаются ролики. Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать непосредственно- образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности. Презентации в PowerPoint - это яркость, наглядность, доступность, удобство и быстрота в работе.

Использование компьютерных технологий помогает в работе:

привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

формировать информационную культуру у обучающихся;

активизировать познавательный интерес;

реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении;

дисциплинировать самого педагога дополнительного обазования, формировать его интерес к работе;

активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

Таким образом, преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:

• позволяют увеличить на занятии количество иллюстративного материала;

• использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала;

• одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;

• при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;

• с помощью компьютера можно смоделировать ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д.)

Использование ИКТ в процессе организации методической работы

Единая система использования информационных компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе, с участием обучающихся и родителей, педагогов.

Цель методической работы – научить коллег оценивать уровень интеграции своей педагогической деятельности в информационную образовательную среду, анализировать возможности информационной образовательной среды нашего учреждения, выбирать и использовать инструменты ИКТ, электронные образовательные ресурсы в соответствии задачами своей профессиональной педагогической деятельности.

Использование ИКТ в процессе взаимодействия с родителями

Использование мультимедийных презентаций при проведении родительских собраний, оформление родительского уголка. Наличие у ЦДО № 5 собственного сайта предоставляет возможность нашим родителям получать оперативную информацию о жизни учреждения. Общение с родителями по электронной почте, в смс - дискуссиях, по мобильному телефону (WhatsApp, Viber, Telegram Messenger, ВКонтакте, ВЧате).

Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно использовать их в работе, родителями, коллегами - всеми участниками образовательного процесса. Но вместе с тем, необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения.

Итак, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок.

Применение информационно-компьютерных технологий в ДО:

- способствует повышению профессионального уровня педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности;

- способствует повышению интереса к обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала обучающимися;

- способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей, информированности их о направлениях деятельности всего учреждения и результатах конкретного ребенка, сотрудничеству родителей.

Таким образом, использование ИКТ позволяет вывести дополнительное учреждение на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество образования.

III. Практическая часть

Сейчас проведём анкетирование на определение уровня информационно-коммуникационной культуры. В тесте Вам предлагается ответить на 9 вопросов. За каждый положительный ответ 1 балл, за каждый отрицательный - 0 баллов.

1. Какие программы Вы используете в своей педагогической практике:

- Microsoft Power Point

2. Какие средства ИКТ применяете на учебном занятии:

- электронные учебники, обучающие программы, энциклопедии

- образовательные ресурсы сети Интернет

3. Какие технические средства Вы используете на занятиях?

4. Пользуетесь ли Вы электронной почтой?

5. Есть ли у Вас сайт\страница (Instagram, Twitter, Facebook, ВКонтакте, Одноклассники)?

7. Участвуете ли Вы или ваши воспитанники в интернет-конкурсах (дистанционно)?

8. Какие затруднения возникают у Вас при применении ИКТ в своей профессиональной деятельности? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Какие программы хотелось бы освоить, чему научиться?

5-10 баллов - Вы владеете первичными знаниями в компьютерной сфере. Если вы хотите добиться успеха, стоит уделить больше внимания ПК.

11 - 18 баллов с простейшими программами Вы работать умеете. Этого уровня владения ПК уже недостаточно.

19- 21 балл Вы не заблудитесь во Всемирной Паутине и сможете пользоваться Интернетом для достижения цели без проблем. Ваши знания о компьютере помогут Вам выполнить практически любую задачу.

Благодарим за сотрудничество

Продолжим работу семинара. Из состава участников семинара сформируем творческие группы и проведём дискуссию по теме семинара:

оптимисты - отмечают положительные моменты использования ИКТ

пессимисты - отмечают недостатки использования ИКТ

реалисты-аналитики - делают необходимые выводы по обсуждаемой проблеме.

Компьютер-помощник умело организует досуг обучающихся, позволяет выбрать не только нужный интеллектуальный уровень, но и бесконечно терпелив к ошибкам, не устает от глупостей, развивает сообразительность, учит мыслить логически, формирует способность быстро перебирать варианты. Благодаря ИКТ появилась новая технология - метод проектов, обучающиеся стали больше приобщаться к исследовательской деятельности. Проект предоставляет возможность для самовыражения, самостоятельного моделирования, экспериментирования, систематизации приобретенных знаний, позволяет аргументировано отстаивать свои идеи.

Недостатком использования средств ИКТ является сокращение практики социального взаимодействия и общения. Чрезмерное использование ИКТ негативно влияет на здоровье детей. Вызывает обеспокоенность появление Интернет-зависимости детей, опасности веб-сайтов, сетевых игр с элементами насилия. Дети стали мало читать, так как ИКТ занимают много их времени. Компьютер не заменит живого общения, театров, книг, уменьшается время для увлечений по интересам.

ИКТ обеспечивают легкость получения разнообразной информации, что не способствует самостоятельной выработке новых знаний, развитию мышления. Использование ИКТ снижает роль эмоциональных средств общения, уменьшается практика диалогического общения.

Использование ИКТ очень перспективно, но в тоже время порождает много проблем. Необходимо выработать план действий в работе с ИКТ.

Сферы возможного применения ИКТ в деятельности педагогов:

Организация воспитательной работы: оформление документации (план воспитательной работы), создание базы данных о воспитанниках, сценарии, презентации;

Работа с родителями: проведение родительских собраний с использованием мультимедийного оборудования, подготовка рекомендаций по вопросам воспитания для родителей, педагогов (диалоги в мессенджерах);

Социально-психологическое направление деятельности: использование компьютерных психологических диагностик, обработка результатов диагностического изучения;

Сопровождение педагогических советов, конференций компьютерными презентациями, отчетами о деятельности;

Поиск информации к беседам, тренингам, мероприятиям с помощью ресурсов сети Интернет.

IV. Рефлексия

Методист предлагает оценить работу семинара.

Перед вами "градусник" выберите температуру своей группы по шкале, по которой определяется значение семинара:

34- бесполезно, бесперспективно, безразлично.

36,6- нужно, полезно, интересно, необходимо.

V. Итог семинара

Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс. Необходимо признать целесообразность применения информационно-коммуникационных технологий, продолжить работу по совершенствованию форм и методов работы с ними. Повышать квалификацию педагогов по использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Игра “Аплодисменты по кругу”

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу.

Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру.

1. Андреев, А.А. Современные телекоммуникационные системы в образовании / Педагогическая информатика. - 2005. - № 1. 55 - 63 с.

2. Афанасьев, К.Е. Подготовка учителей школ к использованию ИКТ на уроках /Открытое и дистанционное образование. - 2004. - № 3. – 10 - 12 с.

3. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под редакцией В.С. Кукунина. – М.: ИКЦ “МарТ”: – Ростов н/Д, 2006.


4. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2002, – 224 с.


5. Хуторской А.В. Статья “Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций”. // Интернет– журнал "Эйдос".

Методист МБОУ ДО ЦДО № 5 Кузьмина Э.В.

1. Какие программы Вы используете в своей педагогической практике:

- Microsoft Power Point

2. Какие средства ИКТ применяете на учебном занятии:

- электронные учебники, обучающие программы, энциклопедии

- образовательные ресурсы сети Интернет

3. Какие технические средства Вы используете на занятиях?

4. Пользуетесь ли Вы электронной почтой?

5. Есть ли у Вас сайт\страница (Instagram, Twitter, Facebook, ВКонтакте, Одноклассники)?

7. Участвуете ли Вы или ваши воспитанники в интернет-конкурсах (дистанционно)?

8. Какие затруднения возникают у Вас при применении ИКТ в своей профессиональной деятельности? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразования традиционной системы образования, но и первым шагом к формированию информационного общества.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждения

дополнительного образования

дом детского творчества



Педагог дополнительного образования

Высоцкая Клавдия Павловна

2016 г

Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в дополнительном образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение ИКТ в дополнительное образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в дополнительное образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.


Этапы внедрения ИКТ на пути движения в информационное общество

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразования традиционной системы образования, но и первым шагом к формированию информационного общества.

Главным фактором, определяющим важность и целесообразность реформирования сложившейся системы образования, является необходимость ответа на те основные вызовы, которые сделал человечеству XXI век

необходимость перехода общества к новой стратегии развития на основе знаний и высокоэффективных информационно-телекоммуникационных технологий;

фундаментальная зависимость нашей цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые формируются образованием;

возможность успешного развития общества только в опоре на подлинную образованность и эффективное использование ИКТ;

теснейшая связь между уровнем благосостояния нации, национальной безопасностью государства и состоянием образования, применением ИКТ.


Основными направлениями формирования перспективной системы образования, которые имеют принципиально важное значение являются следующие:

повышение качества образования путем его фундаментализации, информирования обучаемого о современных достижениях науки в большем объеме и с большей скоростью;

обеспечение нацеленности обучения на новые технологии ИО и, в первую очередь, на ИКТ;

обеспечение большей доступности образования для всех групп населения;

повышение творческого начала в дополнительном образовании.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам дополнительного образования и обучаемым с вычислительной техникой. По мнению многих специалистов новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%. Внедрение компьютера в сферу образования стало началом революционного преобразования традиционных методов и технологий обучения и всей отрасли образования. Важную роль на этом этапе играли коммуникационные технологии: телефонные средства связи, телевидение, космические коммуникации. Новым этапом глобальной технологизации передовых стран стало появление современных телекоммуникационных сетей и их конвергенция с информационными технологиями, то есть появление ИКТ. Они стали основой для создания инфосферы, так как объединение компьютерных систем и глобальных телекоммуникационных сетей сделало возможным создание и развитие планетарной инфраструктуры, связывающей все человечество.

Примером успешной реализации ИКТ стало появление интернета – глобальной компьютерной сети с ее практически неограниченными возможностями сбора и хранения информации, передачи ее индивидуально каждому пользователю.

Интернет быстро нашел применение в науке, образовании, связи, средствах массовой информации, включая телевидение, в рекламе, торговле, а также в других сферах деятельности человека. Первые шаги по внедрению интернета в систему образования показали его огромные возможности для ее развития. Вместе с тем, они же выявили трудности, которые требуется преодолеть для повсеместного применения Сети в образовательных учреждениях. Это значительно большая стоимость организации обучения по сравнению с традиционными технологиями, что связано с необходимостью использования большого количества технических (компьютеры, модемы и т.п.), программных (поддержка технологий обучения) средств, а также с подготовкой дополнительных организационно-методических пособий (специальные инструкции учащимся и преподавателям и др.), новых учебников и учебных пособий и т.п. Следует отметить, что современный этап применения интернета в образовании, особенно в России, является экспериментальным. Идет процесс накопления опыта, ищутся пути повышения качества обучения и новых форм использования ИКТ в различных образовательных процессах. Трудности освоения ИКТ в образовании возникают из-за отсутствия не только методической базы их использования в этой сфере, но и методологии разработки ИКТ для образования, что заставляет педагога на практике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий.

Актуальность и важность для создания системы образования информационного общества разработки комплекса соответствующих образовательных средств на основе интеграции ИКТ и ОТ делает необходимым проведение всестороннего исследования этого процесса и рассмотрение его с системных позиций.

Системные основы интеграция ИКТ
Выбор рациональных и оптимальных решений при интеграции информационных и образовательных технологий с системных позиций, в первую очередь, основывается на анализе эффективности обучения или образования на базе новой интегрированной технологии, т.е. на основе оценки эффективности взаимодействия педагога и учеников. Особенностью такого взаимодействия является творческая деятельность педагога дополнительного образования и учеников как в процессе обучения, так и в процессе воспитания, которая во многом зависит не только от профессионализма учителя и знаний учеников, но и от эмоционального настроения, создаваемого в процессе обучения, а также от наличия соответствующих стимулов, от условий занятий и многих других факторов. Все это усложняет формализованное описание процесса обучения и затрудняют определение количественных оценок эффективности.

Образовательное технологии или, иначе, технологии образования (ТО) являются одним из главных элементов системы образования, так как они непосредственно направлены на достижение его главных целей: обучение и воспитание. Под ТО понимается как реализация учебных планов и учебных программ, так и передача обучаемому системы знаний, а также методов и средств для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в конкретной области. Наука накопила огромный опыт по передаче знаний от педагога к ученику, созданию технологий образования и обучения, а также по построению их моделей.

ИКТ оказывают активное влияние на процесс обучения и воспитания обучаемого, так как изменяют схему передачи знаний и методы обучения. Вместе с тем внедрение ИКТ в систему образования не только воздействует на образовательные технологии, но и вводит в процесс образования новые. Они связаны с применением компьютеров и телекоммуникаций, специального оборудования, программных и аппаратных средств, систем обработки информации. Они связаны также с созданием новых средств обучения и хранения знаний, к которым относятся электронные учебники и мультимедиа; электронные библиотеки и архивы, глобальные и локальные образовательные сети; информационно-поисковые и информационно-справочные системы и т.п. Модели ИКТ в настоящее время разрабатываются, а часть из них успешно применяется при исследовании систем образования.

Рассматривая элементы сложной системы ИТО, следует отметить, что в образовании важным условием успешной интеграции технологий является профессиональная подготовка преподавателей и специалистов, осуществляющих эксплуатацию систем и средств новой интегрированной технологии обучения. Каждый участник обучения на основе ИТО, включая администрацию учебных учреждений, должен обладать необходимой информационной грамотностью и пониманием используемых технологий

Введение сертификатов для участников процесса обучения позволяет упростить внедрение ИТО и повысить адекватность оценок эффективности технологий.

дистанционное обучение
ДО – это наиболее быстрый и эффективный путь к повышению интеллектуального потенциала общества. Важным достоинством ДО является то, что оно позволяет на базе ИКТ осуществлять адаптацию обучения к уровню базовой подготовки конкретного обучаемого, к месту его проживания, к здоровью, материальному положению и, как следствие, открывает возможность существенно повышать качество обучения.
5. Проблемы обеспечения успешного внедрения ИКТ в образовательную отрасль Москвы


6. Заключение

Анализируя проблемы использования ИКТ в образовании, следует, в первую очередь, отметить процесс внедрения ИКТ в систему дополнительного образования, обеспечение учебных учреждений, школ и вузов компьютерной техникой, развитие телекоммуникаций, глобальных и локальных образовательных сетей.
Новым направлением повышения эффективности внедрения ИКТ является интеграция информационно-коммуникационных технологий и технологий обучения. В качестве первых и необходимых шагов, способствующих ускоренному внедрению этого процесса в систему образования, можно рекомендовать:

организацию семинаров и учебных курсов по применению в обучении новых ИТО;

создание условий для стимулирования развития интернет-услуг, связанных с применением новых ИТО;

разработку методологических и методических основ системного анализа и синтеза ИТО, методов оценки обучения и образования на их основе;

Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – 191 с.

Открытое образование – объективная парадигма XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихонова. – М.: МЭСИ, 2000. – 288 с.

Читайте также: