Словари русского языка доклад 2 класс

Обновлено: 28.04.2024

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Словари русского языка

Презентация знакомит с разнообразием словарей русского языка.


План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"


"Парад словарей русского языка"

Презентация к внеклассному занятию по русскому языку, предназначена для учащихся 3 классов.


Презентация к уроку.


Формирование потребности у учащихся обращаться к словарям русского языка

Библиографическая игра разработана по толковому словарю великогорусского языка Владимира Даля.


Цели: вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера;прививать любовь и уважение к родному языкуЗадачи:обобщать и делать выводы; расширять кругозор, повышать эрудици.


Проект словаря разработан в рамках выпускной квалификационной работы по теме: «Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника в процессе создания словаря ино.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский язык 2 класс. «Словари русского языка. Как пользоваться словарём и чт.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русский язык 2 класс. «Словари русского языка. Как пользоваться словарём и чт.

«Словари русского языка. Как пользоваться словарём и что можно узнать из сло.

Словарь – сборник слов с пояснением, толкованием или переводом на другой язык.

Словарь – сборник слов с пояснением, толкованием или переводом на другой язык.


Б.се́да и е ?

Орфография –наука изучающая нормы и правила письменной речи.

Орфография –наука изучающая нормы и правила письменной речи.


Бесе́да

Толкование – это объяснение

Толкование – это объяснение

Бесе́да – дружеский интересный разговор.

Бесе́да – дружеский интересный разговор.


После долгой разлуки друзья беседовали, разговаривали, болтали. Мальчики гро.

После долгой разлуки друзья беседовали, разговаривали, болтали. Мальчики громко беседовали, а девочки скромно молчали.

-Научились пользоваться словарём. -Узнали, что правописание слова надо искать.

-Научились пользоваться словарём. -Узнали, что правописание слова надо искать в орфографическом словаре. -Узнали, что однокоренные слова надо искать в словообразовательном словаре. -Узнали, что значение слова нам объяснит толковый словарь.

Домашнее задание. 1. Словари вам приготовили интересные задания – весёлые ре.

Домашнее задание. 1. Словари вам приготовили интересные задания – весёлые ребусы. Ответы записывайте правильно, проверяйте по словарю. 2*. Найдите и запишите пословицы со словом беседа.

СПАСИБО ЗА ХОРОШУЮ РАБОТУ

СПАСИБО ЗА ХОРОШУЮ РАБОТУ

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 200 человек из 52 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 353 человека из 70 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 754 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.04.2016 7241
  • PPTX 2.3 мбайт
  • 264 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Муханова Надежда Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Редко встретишь человека, который бы хотя бы раз в жизни не заглянул в словарь. С их помощью мы не только узнаем значение тех или иных слов, подбираем синонимы или антонимы, но и узнаем немало нового.

Давайте поговорим о том, какие бывают словари, какова их классификация и вспомним основные "лингвистические справочники" русского языка.

Наука о словарях

Лексикография - один из разделов языкознания, занимающийся проблемами изучения и составления словарей. Именно она занимается классификацией, выдвигает требования к оформлению статей и их содержанию.


Ученые, составляющие словари, называют себя лексикографами. Важно отметить, что у словарей нет авторов, есть лишь составители. Связано это с тем, что они составляются при помощи специальных карточек, на которых фиксируются значения слов, их формы. При этом составитель может использовать как собранные им лично карточки, так и карточки, собранные целым штатом лингвистов.

Далее мы рассмотрим, какие бывают словари русского языка, узнаем, кто их составил.

Классификация современных словарей

Все словари делятся на энциклопедические и филологические, или же лингвистические.

Энциклопедические словари сообщают сведения о различных событиях. Ярким примером такого словаря может служить БЭС – Большой энциклопедический словарь. К энциклопедическим относятся и словари терминов.


Какие бывают словари лингвистические? Даная группа словарей занимается непосредственно словами и их толкованием. Они также делятся на двуязычные и одноязычные.

Двуязычные словари содержат слова русского языка и их эквивалент на иностранном языке.

Одноязычные словари делятся на группы в зависимости от их предназначения.

Наиболее используемые виды словарей

Какие бывают словари по типу? Среди одноязычных словарей следует выделить следующие:

  1. Толковые, в которых дается толкование того или иного слова, описывается его значение.
  2. Словарь неологизмов – содержит перечень не так давно вошедших в обиход слов и их толкование.
  3. Иностранных слов – фиксирует не только значение слова, но и отмечает, из какого языка оно к нам пришло.
  4. Синонимов – помогает подобрать синонимы. В нем указывается перечень схожих по значению слов к основному, наиболее используемому в данном синонимическом ряде.
  5. Антонимов - содержит антонимические пары слов.
  6. Омонимов – описывает основные омонимические пары, при этом указывает на значение того или иного слова, особенности его употребления в речи.
  7. Фразеологический словарь – содержит список всех известных фразеологизмов и дает им толкование.
  8. Грамматические словари – указывают на грамматические значение того или иного слова – к какой части речи оно относится, каковы его основные признаки.
  9. Орфографический - помогает избежать наиболее частых ошибок при написании того или иного слова.
  10. Орфоэпические – фиксируют правильное ударение в словах.
  11. Словообразовательные – показывают, какая основа использовалась при образовании слова, из каких частей оно состоит (префиксы, суффиксы, корни).
  12. Словарь эпитетов – помогает подобрать наиболее удачные эпитеты к тому или иному существительному.
  13. Этимологический словарь – расскажет историю возникновения слова.


Известные словари русского языка

Давайте теперь обсудим то, какие бывают словари русского языка.


Перечисленным нами книгам уже не одно десятилетие, но они все также готовы прийти к нам на помощь и поделиться своими знаниями. Теперь вы знаете, какие бывают словари. Список, представленный нами, весьма краток, но даже этих книг хватит для того, чтобы всегда оставаться грамотным и образованным человеком.

Строение словарной статьи

В заключение хотелось бы добавить несколько слов и о структуре словарной статьи.

Любая словарная статья начинается с заголовочного слова, которое зачастую прописывается прописными буквами и выделяется полужирным шрифтом.

Отметим сразу, что используемые в словарях слова всегда пишутся правильно, поэтому, если вы сомневаетесь в правильности написания того или иного слова, необязательно обращаться к орфографическому словарю. Достаточно открыть любой имеющийся у вас под рукой.

В большинстве словарей также указывается и правильное ударение. Данную информацию сдержат практически все русские словари. Какие бывают еще пометки?


После заголовочного слова идет информация о том, к какой части речи оно принадлежит. Затем описывается его значение или идет перечень синонимов, антонимов – все зависит типа словаря. Завершается словарная статья примерами употребления – цитатами из книг, журналов. В случае если данное слово имеет особенности в употреблении, в конце статьи указывается и эта информация.

Выводы

Мы с вами разобрали, что такое лексикография, какие бывают словари и их значение, перечислили основные типы, а также привели список наиболее полезных для любого образованного человека.

Помните, если вы испытываете трудности при написании или произношении слова, не можете подобрать наиболее удачное, вам достаточно открыть одну из перечисленных нами книг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой проект по русскому языку по программе "Школа России" к учебнику В.П.Канакиной и В.Г. Горецкого. Обучающиеся в процессе проекта знакомятся с разными видами словарей и их использованием.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БУТУРЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

В РАМКАХ ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:
УЧИТЕЛЬ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
УСТИМЕНКО ЮЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА

ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

2. Руководитель проекта: Устименко Юлия Анатольевна

3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа над проектом:

4. Учебные дисциплины, близкие теме проекта: Литературное чтение.

5. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 7-8 лет

8. Гипотеза: - Каждый словарь помогает нам узнать что-то новое о нашем языке

9. Проблемные вопросы:

- Какие словари вам известны?

-Для какой цели используется каждый словарь?

- По каким правилам построен?

10. Цель проекта:

развитие умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием словарей;

развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;

развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с

задачами коммуникации, и составлять тексты в устной и письменной формах;

12. Вопросы учебной темы

уточнить представления учащихся о словарях, их видах и назначении;

13. Необходимое оборудование: Словари разных видов, компьютер для поиска информации.

14. Аннотация проекта:

Одна из главных задач обучения языку является обогащение словаря учащихся. На уроках русского языка реализуется сложная система обогащения и активизации новых слов – это словарная работа и рассматривается она как составная часть системы развития речи учащихся. Все это повышает значение различных видов справочной литературы, культурных источников информации, предназначенных для получения сведений различного характера.

Планируемые результаты обучения

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

Личностные результаты-

готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки учеников; усвоят навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе работы над исследованиями; сформируются навыки работы со словарями разных видов, мотивация к творческому труду, работе на результат.

Метапредметные результаты—

овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоят некоторые способы решения проблем творческого и поискового характера; сформируются умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; сформируются умения понимать причины успеха-неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоят некоторые начальные формы познавательной и личностной рефлексии; предметные результаты—освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению; научатся начальному использованию полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Для чего нам нужны словари?

Проблемные вопросы

Как работать со словарём?

15. Продукт проекта: презентации по теме, проектные работы в форме докладов.

Читайте также: