Устные высказывания и их особенности беседа лекция доклад диспут дискуссия

Обновлено: 15.05.2024

Дискуссией нередко называется обсуждение-спор, столкновение точек зрения, позиций, подходов и т.д. В то же время дискуссию нередко смешивают с полемикой, целеустремленным, эмоциональным, заведомо пристрастным отстаиванием уже имеющейся, сформированной и неизменной позиции. В понимание этого способа обучения наряду с обсуждением-диалогом включают следующие признаки:

-работа группы лиц, выступающих обычно в ролях ведущих и участников

-соответственная организация места, времени и работы;

-процесс общения, протекающий как взаимодействие участников;

-направленность на достижение учебных целей

Главными чертами учебной дискуссии является то, что она представляет собой целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истины, причем каждый из присутствующих по-своему участвует в организации этого обмена идеями.

Целенаправленность дискуссии – это не подчинение ее задачам, которые ясны и важны только учителю, но ясная для каждого ученика устремленность к поиску нового знания-оценки, знания-ориентира для последующей самостоятельной работы.

Речь идет об идеале, к которому стремятся и которого достигают далеко не все учителя. Но возможно ли приблизиться к этому идеалу в классе, где находится около тридцати, а то и более учеников? Не случайно в мировом опыте использование дискуссии в классе применяется разделение участников на подгруппы от 4-5 до 6-10 человек. Чем больше учащиеся приучаются мыслить, исходя из контрастных сопоставлений, тем значительней становится их творческий потенциал.

Обзорные исследования свидетельствуют о том что дискуссия уступает изложению по эффективности передачи информации, но удачна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций. Среди факторов углубленного усвоения материала в ходе дискуссии называют следующие

- поощрение разных подходов к одному и тому же предмету или явлению;

- сосуществование различных, несовпадающих мнений и предположений;

- возможность критиковать и отвергать любое из высказываемых мнений ;

- побуждение участников к поиску группового соглашения.

Опыт проведения учебных дискуссий показывает, что поисковая активность связана с оживленным учебным диалогом, в ходе которого участники обмениваются мнениями друг с другом, а не только с ведущим-учителем. Не всякая тема должна становиться темой дискуссии: дискуссия не самоцель, ее предметом стоит делать действительно спорные, неоднозначные темы.

ДИСПУТ

Слово диспут пришло к нам из латинского (disputar - рассуждать,

disputatio - прение) и первоначально обозначало публичную защиту

научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня в

этом значении слово диспут не употребляется. Этим словом называют

публичный спор на научную и общественно важную тему.

Отличительными чертами диспута, в отличие от спора, будут следующие: 1. Диспут — это всегда публичный спор (спор же может осуществляться и в межличностной форме). 2. Предметом диспута как публичного спора служит научная или общественно значимая тема. 3. По организационной структуре диспут характеризуется широко варьируемой формой обсуждения: публичная защита тезисов, обсуждение диссертации и т.д. 4. В отличие от дискуссии диспут не только проясняет основания, но и утверждает позиции спорящих. Нередко последнее обстоятельство в диспуте имеет доминирующее значение.

Диспут, дебаты, прения как вид аргументации в литературе часто рассматриваются как равнозначные понятия. По мнению А.Н. Соколова, господствующая точка зрения состоит в том, что данные формы аргументации являются формой научного спора. Не вызывает сомнения, что такой подход не учитывает всей специфики представленных форм аргументации.
Отличительными чертами диспута, в отличие от спора, будут следующие: 1. Диспут - это всегда публичный спор (спор же может осуществляться и в межличностной форме). 2. Предметом диспута как публичного спора служит научная или общественно значимая тема. 3. По организационной структуре диспут характеризуется широко варьируемой формой обсуждения: публичная защита тезисов, обсуждение диссертации и т.д. 4. В отличие от дискуссии диспут не только проясняет основания, но и утверждает позиции спорящих. Нередко последнее обстоятельство в диспуте имеет доминирующее значение.

Технология организации и проведения диспута на сегодняшний день хорошо разработана и подчиняется следующему алгоритму:

· Подготовка к диспуту начинается минимум за неделю

· Ведущий открывает диспут и сообщает тему, цель и комментирует их, пробуждает интерес

· Ведущий назначает секретаря и знакомит с членами жюри. Специалистами, хорошо

знакомыми с данной проблемой, ими могут быть как преподаватели так и студенты

· Ведущий знакомит с участниками, занимающими различные позиции

· Сообщается организационный регламент и правила сотрудничества

· Разыгрываются номера выступления

· Защитник первой точки зрения в своем выступлении излагает свое мнение по данной проблеме, исчерпывающе объясняя и обосновывая его

· Сторонники второй точки зрения задают уточняющие вопросы

· Защитники второй точки зрения в своем выступлении кратко излагают мнение по проблеме первой стороны, стараясь показать свое понимание такой точки зрения на проблему и задают уточняющие вопросы

· Сторонники первой точки зрения уточняют свою позицию и отвечают на вопросы

· Защитники второй точки зрения излагают свою точку зрения на проблему, исчерпывающе объясняя и обосновывая его.

· Сторонники первой точки зрения задают уточняющие вопросы

· Защитники первой точки зрения в своем выступлении кратко излагают мнение по проблеме второй стороны, стараясь показать свое понимание такой точки зрения на проблему и задают уточняющие вопросы

· Сторонники второй точки зрения уточняют свою позицию и отвечают на вопросы

· Затем следует обмен уточняющими вопросами и ответами участников диспута

· Жюри принимает решение и объявляет, какая точка зрения наиболее приемлема и правильна.

Может случиться. Что ни одна точка зрения не покажется жюри убедительной и правильной, при этом жюри исходит из фактов и научно обоснованных аргументов, а не из произвольных мне ний сторон, предложений и оценок.

Ведущий называет победителя диспута, подводит итоги и делает обобщения

БЕСЕДА

Беседа — это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации.

Он при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях. Было бы ошибкой считать, что беседа — самый легкий для применения метод. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка.

Беседа как метод психодиагностики имеет некоторые различия по форме и характеру организации.

Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью.

Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым).

По форме оно бывает:

свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная);

частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная).

В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические. Диагностическое интервью — это метод получения информации общего содержания и направлен на зондирование различных аспектов поведения, свойств личности, характера, а также жизни вообще: выяснение интересов и склонностей, положения в семье, отношения к родителям, братьям и сестрам и т. д. Оно может быть управляемым и неуправляемым (исповедальным).

Клиническое интервью — это метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.

ПОЛЕМИКА

Полемика - (от греч. polemikos - воинственный), острый спор в процессе обсуждения чего-нибудь, дискуссия, столкновение мнений по какому-либо вопросу.

Причем это такая разновидность спора, при которой основные усилия спорящих сторон направлены на утверждение своей точки зрения по обсуждаемому вопросу. Наряду с дискуссией, полемика является одной из наиболее распространенных форм спора. С дискуссией ее сближает наличие достаточно определенного тезиса, выступающего предметом разногласий, из­вестная содержательная связность, предполагающая внимание к аргументам противной стороны, очередность выступлений спорящих, некоторая ограниченность приемов, с помощью которых опровергается противная сторона и обосновывается собственная точка зрения.

Коммуникативная технология активно используется и при организации внеклассной деятельности: кружковой работы; экскурсий, конференций, дискуссий, диспутов и т.д.

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_office_word.docx 26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Азизова Гульнар Рушановна,

педагог дополнительного образования

МБУ СОШ № 86 г.о. Тольятти

Дискуссия, диспут и дебаты как одна из форм проведения

занятий музейной педагогики

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование), публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы в беседе, на собрании, в печати; спор.

Двумя важнейшими характеристиками дискуссии, отличающими её от других видов спора, являются публичность (наличие аудитории) и аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, в которой каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

Занятия-дискуссии способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, прививают интерес к предмету. Занятия-дискуссии формируют культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения, и в этом проявляется их огромная роль в учебном процессе.

  • была актуальной, острой, важной (для данной группы людей, региона или страны в целом);
  • требовала для своего решения совместных действий, организации совместной деятельности;
  • имела личностно значимый характер (ее решение предполагает обсуждение личных приоритетов и мотивов, лежащих в основе выбора конкретных путей решения).

Главной целью дискуссии является рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждений, решении заданий.

5 правил подготовки к дискуссии

  1. Представьте себя человеком, принимающим ответственное решение, поэтому взвешивайте каждое слово, старайтесь быть убедительным
  2. Определите основную проблему и подберите доказательства, факты для анализа.
  3. Имейте в виду, что все участники процесса имеют право на собственное мнение, поэтому уважайте чужое мнение и ищите альтернативу.
  4. Продумайте заранее ответы на возможные вопросы и варианты решения, которые могут стать основой для согласия участников дискуссии.
  5. Будьте готовы к тому, что выбор способов решения проблемы - дело сложное и не отчаивайтесь в случае неудачи.

При проведении дискуссии не обязательно делить участников на группы. Возможно приглашение лидеров, которые выразят свои точки зрения на проблему, выносимую на обсуждение, и зададут тон дискуссии.

Ведущий может назначить секретаря, который будет записывать идеи, формулируемые в ходе дискуссии.

  • заботиться о соблюдении этических правил дискуссии строго соблюдать правило "минут", используя, в зависимости от ситуации, колокольчик или желтые и красные карточки;
  • выстраивать дискуссию и следить за соблюдением темы, задавать дополнительные вопросы, если что-то осталось неясным, чтобы ход дискуссии не нарушался, снимать излишние обострения в ходе дискуссии;
  • повторять или обобщать аргументы, если это представляется ему необходимым;
  • стимулировать живую дискуссию, вызывать участников на выступления, если вдруг наступает тишина, а также многое другое, что невозможно предусмотреть заранее.

Ведущий объявляет тему дискуссии, регламент работы, представляет участников, экспертов, гостей, если таковые имеются, обозначает круг вопросов, которые будут обсуждаться в ходе дискуссии. Первыми выступают основные участники, после чего ведущий приглашает "зрителей" принять покровительство в обсуждении.

Дискуссии по некоторым темам невозможны без привлечения специалистов-экспертов. В особенности, когда необходимы определенные специальные углубленные знания: в этих случаях требуется экспертная оценка специалиста. В ходе дискуссии эксперты по просьбе ведущего отвечают на дополнительные вопросы, делают заключения, дают дополнительные разъяснения. Однако в самой дискуссии - в узком смысле - они участия не принимают.

Завершив обсуждение всех вопросов, ведущий может обратиться за комментарием к эксперту, зачитать высказывания по теме, резюмировать высказанные суждения, затем он подводит общий итог и благодарит участников за плодотворную работу.

Правила ведения дискуссии

  • Истина не принадлежит Вам, как не принадлежит никому.
  • Не говорите "Вы не правы", а только - "Я с Вами не согласен".
  • У Вас есть право на собственное мнение, но нет права на факты.
  • Необходимо опираться на надежную фактическую базу.
  • Желательно в начале выступления уточнить аргумент дискутанта, который вы хотите оспорить
  • Обсуждая тему А, не начинайте дискуссию по теме Б.
  • Формулируйте тезис в начале и/или в конце Вашего выступления.
  • Нельзя превращать реплику в доклад: если Вы не можете развить аргумент в течение трех минут с Вашими аргументами что-то не так.
  • Если Ваш аргумент кажется Вам слишком простым и наивным, не стесняйтесь - как раз наивные аргументы часто оказываются продуктивными.
  • Не оставляйте без внимания ни одного выступления участников: вдруг именно в нем, даже в "банальном" и "странном" содержится что-то ценное для общего хода дискуссии.
  • Говорите сейчас, здесь, а не потом, в коридоре.
  • Каждый имеет право на молчание.

Этот тип занятий тоже олицетворяет собой одну из особенностей переживаемого страной времени: признание важности и полезности публичных обсуждений.

Диспут — это спор, полемика. Если к какой-то проблеме могут быть принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой занятия-диспута.

Главная ценность этого занятия состоит в том, что в нем формируется диалектическое мышление школьников. Но такие занятия позволяют решать и многие другие педагогические задачи.

Во-первых, они вовлекают в непринужденный, живой разговор обучающихся и этим помогают избежать формализма в знаниях.

Во-вторых, учат высказывать свое мнение и обосновывать его.

В-третьих, приучают к диалогу, т. е. обучают вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, искать и спокойно приводить контрдоводы, а это все важно для нас сейчас в современных условиях свободы слова и плюрализма мнений.

В-четвертых, чтобы участвовать в диспуте, нужно знать фактический материал темы, и поэтому к занятию-диспуту ребенок повторяет пройденное и читает дополнительную литературу.

В-пятых, занятия-диспуты активно способствуют превращению знаний в убеждения.

Занятия-диспуты только еще входят в практику школ. Темы для диспута должны быть проблемными, разрешение поставленных проблем иметь варианты.

Организаторам диспута надо знать его структуру. Этот вид публичного спора обычно состоит из следующих этапов:

  • Определяется тема диспута.
  • Идет подготовка к диспуту, когда каждый участник знакомится с материалами (работает в библиотеке, делает выписки из специальной литературы, посещает лекции специалистов и т. д.).
  • Один из участников диспута выдвигает тезис и обосновывает его правомочность, опираясь на заранее подготовленные аргументы.

Другой участник диспута либо пытается опровергнуть выдвинутый тезис, либо, наоборот, усиливает его справедливость своими доводами.

Первый участник диспута, реагируя на выступление второго, либо может показать несостоятельность его доводов, либо поддержать его мнение.

Другие участники подключаются к спору.

Руководитель диспута должен быть определен заранее. Заранее также оговаривается и порядок его ведения (регламент). Диспут должен проходить под руководством опытного, тактичного, но твердого человека, который умеет управлять аудиторией.

Регламент диспута может строиться следующим образом.

  • Главное выступление на заданную тему (тезис и аргументация) — 5—7 минут.
  • Выступления участников — 2—3 минуты.
  • Комментарии к выступлениям, которые могут возникнуть у руководителя и участников,— до 1 минуты.
  • Заключительное выступление (подведение итогов) — 2—3 минуты.

Руководитель диспута должен жестко следить за регламентом, предоставлять слово участникам по очереди, останавливать тех, кто не укладывается в отведенное время, пресекать некорректные высказывания участников по отношению друг к другу, предоставлять слово ранее выступавшему только после того, как выступили все остальные участники диспута (исключение делается только в случае крайней необходимости),

Требования, предъявляемые к стратегии диспута, довольно просты, но выполнять их нередко оказывается затруднительным. Их всего три:

- тема диспута должна быть сформулирована четко и понятно.

- тема диспута не должна истолковываться двусмысленно.

- тема диспута должна быть неизменной на протяжении всего времени спора.

Успех в споре в значительной степени зависит от аргументов, которые приводятся в поддержку выдвинутого тезиса. К аргументам тоже предъявляются определенные требования. Мы уже знаем о роли логики в публичных выступлениях, о том, что аргументы — это основания или предпосылки, из которых по правилам логики вытекает тезис. Истинность тезиса гарантируется этими правилами, если сами аргументы истинны.

Аргументы, должны быть истинными высказываниями.

Аргументы в совокупности должны обеспечивать обязательность тезиса.

Требование к достаточности аргументов показывает, что дело не в количестве аргументов, а в характере и их связи с выдвинутым тезисом. Зная основные принципы ведения диспутов, дискуссий, полемики и ежедневного диалога, дети учатся отстаивать свою точку зрения и чувствовать себя более уверенно в различных житейских ситуациях.

Дебаты как форма проведения занятия

Дебаты – такая форма организации устной публичной диалогической речи, в основе которой лежит обсуждение актуальных вопросов социального, литературного, философского характера. В процессе дебатов сопоставляются различные (в том числе и противоположные) точки зрения, позволяющие раскрыть проблему с разных позиций. Дебаты могут быть разной степени подготовленности, но тема, выносимая на обсуждение, должна быть известна всем заранее. Осуществляются дебаты обычно под руководством ведущего. Ведущий вызывает у участников дебатов желание выступать, доказывать свою точку зрения, убеждать. Ведущий поддерживает контакт с участниками дебатов, обращает их внимание на соблюдение основных правил для спорящих. Особенно важно подчеркнуть, что именно ведущий направляет спор в нужное русло, не дает участникам отклониться от темы, осуществляет переход к следующей теме.

Для дебатов как формы организации публичного спора характерны следующие признаки:

а) наличие противоположных точек зрения;

б) наличие ведущего, организующего дискуссионное общение

в) возможно участие третьей стороны: экспертов, наблюдателей, участников, которым предстоит сделать свой выбор, встать на чью-то сторону по окончании дебатов

Ведущий раскрывает актуальность проблемы, заинтересовывает участников обсуждения; представляет участников дебатов, создает благоприятную атмосферу для обсуждения проблемы; информирует о регламенте.

Вступительное слово ведущего всегда должно быть информативно насыщенным и при этом эмоциональным. Добиться внимания слушателей, а также их расположения помогут и специальные приемы – введение в речь рассказа об интересном случае, цитирование известных деятелей культуры, искусства и т.д.

Речевые клише ведущего дебатов

ДАВАЙТЕ ОБМЕНЯЕМСЯ МНЕНИЯМИ О …

Употребляя данные речевые стереотипы, ведущий подчеркивает важность процесса обсуждения, поиска решения, обмена мнениями относительно тех актуальных проблем, которые являются темой дебатов, а не принятие какого-либо решения, утверждения какого-либо единственно правильного мнения, точки зрения.

Участники дебатов высказывают разные точки зрения; бмениваются мнениями, суждениями, касаются разных аспектов проблемы; дают оценку тому или иному факту, событию, явлению; предлагают возможные пути решения проблемы и т.д.

Ведущий следит за соблюдением регламента; не дает участникам дебатов отклониться от темы; задает вопросы, касающиеся темы дебатов; осуществляет речевой переход от одного участника к другому, тематически связывает одно выступление с другим и т.д.

Эксперты и наблюдатели следят за ходом дебатов; задают вопросы участникам; в заключение высказывают своё мнение о дебатах, дают оценку выступлениям участников

Следующий признак, характеризующий жанр дебатов, – регламентированность. Применительно к дебатам это прежде всего регулирование количества времени, отводимого для выступления, что служит залогом речевого равноправия между участниками. За соблюдением регламента следит ведущий. Он должен уметь ориентироваться в обстановке: четко и быстро реагировать на речевые события, направлять спор в нужное русло, корректно прерывать говорящего в случае необходимости. Иногда остановить обсуждение просто необходимо.

Продолжайте. / Прошу вас. / Я вас слушаю. / А что вы можете сказать об этом (по этому поводу, на эту тему)? / Есть ли (еще) желающие высказаться (выступить)? / Посмотрим на этот вопрос с другой стороны. //

Извините, я перебью вас. / Извините, но здесь я хочу (хотел бы) заметить, что. / Простите, что перебиваю, но. / Я вынужден вас остановить (перебить, прервать). / Извините, что не даю договорить, но. / Не отвлекайтесь. / Вы ушли от темы. / Вы не о том. / Вернемся к нашей теме. / Ближе к делу. / Я все-таки хотел бы вернуться к разговору о. (к вопросу, к проблеме). //

Ведущий подводит итоги дебатов: сообщает о разных точках зрения участников как результате проведения дебатов; благодарит за участие, предоставляет слово экспертам или независимым наблюдателям, которые должны были определить собственную позицию на основе услышанных мнений.

Таким образом. / Итак. / Значит. / Одним словом. / Следовательно. / Можно сделать вывод. / Мы приходим (пришли) к выводу. / Поставим (расставим) все точки над и. / Попробуем обобщить то, что было сказано. / Суммируем то, что здесь сказали. / Подведем итоги (черту). //

От умения ведущего связать начало и концовку зависит восприятие дебатов как целостного, единого речевого жанра. Общее впечатление от дебатов, суждение относительного того, получились ли именно дебаты, зависит от умения ведущего подводить итоги, анализировать выступления участников.

Главной целью дебатов, базовой технологии Открытого образования, является обучение культуре ведения публичной дискуссии.

- интеллектуально участвовать в жизни общества;

- выступать в качестве лидеров;

- брать на себя ответственность за обогащение своих знаний и развитие способностей;

- изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы;

- слаженно работать в коллективе;

- уметь писать эффектные и эффективные речи и приобретать навыки презентации;

- быть критичным слушателем;

- принимать хорошо продуманные решения;

- развивать смелость и уверенность в себе.

Применяемые технологии используются как в учебной, так и внеучебной деятельности, отличаются педагогической новизной и вполне отвечают современному образовательному запросу родителей и учащихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как нестандартная форма проведения занятий

Такая форма проведения занятий значительно расширяет возможности логопедической работы, решает проблему единства коррекционных и общеразвивающих задач, а также сохраняет атмосферу непосредственн.


Инновационные технологии на занятиях музейной педагогики

Основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем: • предоставление фундаментального образования, получив которое, учащийся способен самостоятельно работать, учит.


"Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению"


Формы и методы музейной педагогики в начальной школе


Обобщение опыта работыпо теме «Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению».


Проблемно-ценностное общение, в отличие от досугового общения, затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, её ценностей, смысла. Проблемно-ценностное общение школьников может быть организовано в форме этических бесед, дебатов, тематических диспутов, проблемно-ценностных дискуссий.

Для достижения результатов первого уровня — приобретения школьниками социальных знаний, понимания соци­альной реальности и повседневной жизни — оптимальна форма этической беседы.

Выслушав ответ ученика (возможно, нескольких детей), педагог может предложить ему (им) несколько сценариев поведения, например: а) заставить этих людей подчиниться твоей воле, не тратя времени на пустые, ненужные разговоры; б) пытаться переубедить их, а если не получится, сделать по-своему; в) постараться найти у каждого из противников слабое место и действовать; г) выслушать возражения оппонентов, вместе с ними прийти к общему мнению, а если не получится, то отложить реализацию своей идеи.

В рамках этической беседы основной канал общения — Педагог—Дети. Эта форма не предполагает активной коммуникации школьников между собой (максимум допустимого — обмен детей непродолжительными репликами). А без отстаивания своего мнения перед лицом другого, особенно сверстника (он равен мне, поэтому в случае неудачи трудно всё списать на превосходство в возрасте, опыт, знания), непросто понять, готов ли ребёнок всерьёз отвечать за свои слова. Иными словами, ценит он то, что утверждает, или нет.

Дискуссия, диспут и дебаты

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование), публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы в беседе, на собрании, в печати; спор.

Двумя важнейшими характеристиками дискуссии, отличающими её от других видов спора, являются публичность (наличие аудитории) и аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, в которой каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

Занятия-дискуссии способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, прививают интерес к предмету. Занятия-дискуссии формируют культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения, и в этом проявляется их огромная роль в учебном процессе.

  • была актуальной, острой, важной (для данной группы людей);
  • требовала для своего решения совместных действий, организации совместной деятельности;
  • имела личностно значимый характер (ее решение предполагает обсуждение личных приоритетов и мотивов, лежащих в основе выбора конкретных путей решения).

Главной целью дискуссии является рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждений, решении заданий.

Цели: ознакомить учащихся с правилами устного выступления; закреплять навыки правописания.

I. Повторение ранее изученного материала

Горгий (ок. 480-380 вв. до н. э.) - создатель риторики. Уроженец г. Леонтины (на о. Сицилия), которому угрожали могущественные Сиракузы. Произнеся в 427 году перед Народным собранием Афин речь об опасности, нависшей над его родиной, Горгий потряс искушенных в искусстве слова афинян.

Речи Горгия стали образцами для подражания, их переписывали, выучивали, создавали подобные. Его знаменитая речь, посвященная подвигам греков, отстоявших свою родину от нашествия персов, многие годы звала на новые свершения воинов Эплады.

- Объясните постановку всех знаков препинания.

- Объясните правописание слов с удвоенными согласными.

- Имена каких известных риторов вам известны? (Протагор (ок. 481 - ок. 411 до н. э.), Исократ (436-338 до н. э.), Сократ (469-399 до н. э.), Платон (428/7-348/7 до н. э.)

- Как вы думаете, почему имена этих людей мы помним?

II. Новая тема Слово учителя

Имена этих риторов известны нам, потому что они несли слово людям. В слове ораторы видели главное основание могущества человека. Эти люди создали правила красноречия, которых мы придерживаемся и сегодня.

Работа по учебнику

- Каких правил советует придерживаться Д. С. Лихачев при подготовке к устному выступлению?

- Какова главная задача устного выступления?

- Какая лексика характерна для публицистического выступления?

Правила устного выступления (стр. 266, 267).

III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

Работа по учебнику: упр. 438.

- Дайте оценку речи прокурора и речи известного в прошлом адвоката, защитника Ф. Н. Плевако.

- Какой прием в речи Ф. Н. Плевако оказался, по вашему мнению, наиболее сильным? (Стилистический прием иронии.)

Работа в группах

Класс разбивается на 5-6 групп.

Каждая группа предлагает рекламу новой книги, нового продукта, предметов бытовой техники и т. д. (в устной форме).

- Какая группа выступила наиболее эмоционально? Почему их выступление запомнилось?

Работа по учебнику

Наиболее сложная форма устного выступления - доклад.

- В чем особенность построения доклада?

Слова записываются в тетради, объясняется их лексическое значение.

Полемика, дискуссия, диспут, диалог, спор, оппонент, пропонент.

Пропонент - тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис.

Оппонент - это тот, кто оспаривает тезис.

Дискуссия (от лат. discussion - рассмотрение, исследование) - это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого ее решения.

Работа по учебнику

Правила деловой дискуссии (стр. 278).

- Подберите материалы из книг и газет, которые вам помогут показать красоту и величие нашей Родины.

- Какие критические материалы встретили по данной теме?

- Подберите пословицы, поговорки, высказывания, стихи о Родине. Они помогут вам отстоять свою точку зрения.

- Определите собственную позицию по данной проблеме. Подготовьтесь к выступлению, к участию в дискуссии, к отстаиванию своей точки зрения.

IV. Подведение итогов урока

- Какие жанры публицистического стиля вы знаете? В чем их своеобразие?

- Что такое диспут, дискуссия, полемика, спор? Каковы требования, предъявляемые к их участникам, с точки зрения содержания, логики высказываний, языка, коммуникативных способностей говорящего (способности к общению), нравственных норм.

Подготовиться к диспуту (см. уроки № 39-40).

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Читайте также: