Экзистенциализм в искусстве и литературе доклад

Обновлено: 02.05.2024

Говоря об экзистенциализме в Русской литературе, помимо хронологической и терминологической справки, мы хотим найти ответы на те вопросы на которые Ф. Кафка, Ж.-П. Сартр и многие другие иностранные писатели и мыслители ответить не смогут из-за отсутствия понимания особого уклада, природных и культурных особенностей русского народа и земли.

Естественно, экзистенциальные вопросы возникли намного раньше, чем было предложено первое определение данной темы. Поэтому говорить о начале исследований экзистенциальных параметров с какого-то определенного периода неправильно. Так как основной же причиной существования экзистенциальных параметров является духовный кризис , то данные проблемы проходят тонкой нитью через крупную часть Русской литературы. Все эти темы как будто сопутствуют описанию героев Ф.М. Достоевского: Николая Ставрогина, Алексея Кириллова, Парфена Рогожина, Родиона Раскольникова, Аркадия Свидригайлова или отставного коллежского асессора и прочих.

Предыстория

Почва на которой появились ростки экзистенциализма – гуманизм. Если задачей гуманизма была рациональная и адекватная попытка познать мир, с чем помогали нигилистические подходы, то с экзистенциальной задачей все намного сложнее, тут уже есть попытки описания с трансцендентной стороны, то есть выходящей за рамки, где адекватно описать и невозможно.[ 1 ]

Гуманизм как мировоззрение возникло во Флоренции в середине XIV века и являлось неотъемлемой частью эпохи Возрождения. Основные представления о человеке во времена Ренессанса можно выделить в следующие признаки:

  1. Человек богоподобен
  2. Человек занимает исключительное место во вселенной
  3. Человек выше всей природы
  4. Человек – существо которому природа отдана в обладание
  5. Человек должен стать Богом [ 2 ]

То есть по сути гуманизм говорит о свободе человека от природы, Бога и религиозных или социальных надстроек, человек оказывается перед самим собой. Но вопрос свободы и воли не так прост, как может показаться, о чем в своем труде “Экзистенциализм – это гуманизм” подмечает Сартр:

Несмотря на вечное запаздывание в культурном развитии, связанным со многими внешними и внутренними факторами, помимо наличия задатков демократического общества до XII века не оценим вклад в философию гуманизма и педагогики России и Мира работы М.В. Ломоносова.[ 3 ]. Таким образом, в России были сильные пассионарные скачки в различных местах, идущие в разрез культурной и социальной модели Руси и в чем-то идущие по своему пути.

Легко быть философом, выучась наизусть три слова: Бог так сотворил; и сие дая в ответ вместо всех причин(с) М.В. Ломоносов

Поэтому для Русских писателей отсутствие базы, социального опыта, как, например, буржуазная революция, или традиций по данной тематике дало возможность самостоятельно капнуть в область трансцендентного и разобраться стоит ли жить, есть ли выбор, есть ли Бог и ради чего это все.

Экзистенциализм в России

Трудно найти более экзистенциального писателя, чем Ф. М. Достоевский. Он всем своим творчеством вникает в сущность человека, оголяя ее, проникаясь ею. Он старается как настоящий ученый и знаток человеческой психологии найти в человеке неповторимое, то, что нельзя свести к какой-либо закономерности. Главные герои его романов всегда находятся в духовном кризисе. Он старается как настоящий ученый и знаток человеческой психологии найти в человеке неповторимое, то, что нельзя свести к какой-либо закономерности и быть уверенным в праведности военного или в пороке падшей женщины абсолютно невозможно, даже самоубийца может иметь более высокие мотивы чем большинство живущих. Именно в романах Достоевского показывается уникальность героев, только в пограничных состояниях они открываются с другой стороны, показывает благо и бремя свободы.

Достоевский на примере всех своих героев показывает, что мало выразить себя, показать себя во всей красе, нужно еще обрести смысл жизни. И он видит его в том, чтобы человек лично убедился в том, что он образ и подобие Самого Бога. Нет, по его мнению, лучшего удела для человека, как знать и жить в согласии со знанием, что человек не одинок в этом мире, Вселенной, что он нужен и любим кем-то еще, кроме него. [ 3 ]

Отдельно стоит отметить А.П. Чехова, чьи герои так же ищут себя, Бога, Бога в себе, испытывают Русскую тоску. Но Чехов близок европейским художникам-экзистенциалистам и такой особенностью его поэтики, как гротеск. В рамках же всего художественного мира Чехова в целом он выступает в функции обнажения метафизической и социальной абсурдности человеческого бытия: бессмысленности жизни
перед лицом неминуемой смерти, тотальной нищеты, бессилия и бесправия личности в безучастном к ней мире, глубинной отчужденности людей друг от друга, незаслуженности и бесплодности страданий, составляющих скорбный удел человека.[ 5 ]

После Революции 1917 года данная тематика погасла, а в ход пошел язык пролетариев, канонизированная безграмотность речи, напоминающая детскую и полный уход от личностных проблем, так как человек уже был или рабочий, или крестьянин. В конце XX века вновь эти проблемы на русском языке будет поднимать Егор Летов, а в XXI группы Макулатура и Ночные грузчики показывают экзистенциальный кризис, отвращение к обществу потребления, ад вокруг и внутри человека.

Русская экзистенциальная философия, имеет ярко выраженный эссеистский, фрагментарный и даже в определенной степени художественный характер и в отличии от европейского экзистенциализма имеет иррациональные попытки описания экзистенциальных параметров. Тем самым русский экзистенциализм в большей степени, чем западноевропейский, прокладывал дорогу постмодернизму.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кибальник Сергей Акимович

2009. 03. 035. Гайто Газданов в контексте русской и западноевропейских литератур / отв. Ред. Ушаков А. М. - М. : ИМЛИ РАН, 2008. - 304 с

ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ПИСАТЕЛЯ И ИНТЕРТЕКСТ В КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Рецензия на книгу: Кибальник С.А. Чехов и русская классика: проблемы интертекста. Статьи, очерки, заметки. СПб.: Петрополис, 2015. 312 с.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И МЫСЛИ

Экзистенциальную традицию в русской литературе в последнее время предложено рассматривать весьма расширительно1. Между тем, по-настоящему она была представлена лишь у младшего поколения писателей русского зарубежья, и прежде всего у В.В.Набокова, Г.И.Газданова, Б.Ю.Поплавского, В.С.Яновского, Г.И.Иванова2. Творчество Леонида Андреева и ряда других писателей Серебряного века содержало, с нашей точки зрения, лишь отдельные экзистенциальные мотивы.

Источниками русского литературного экзистенциализма послужили в первую очередь Достоевский и Толстой (в особенности в истолковании Льва Шестова), а также непосредственно сама философия Шестова, Ницше, в определенной степени В.В.Розанов и, с определенными оговорками, Н.А.Бердяев. Позднее к этому прибавилось воздействие Кафки и двух первых романов Л.-Ф.Селина, вышедших в 1932 и 1936 гг. Значительно меньшим, чем об этом принято говорить, было влияние А. Камю и Ж.-П.Сартра. Зато гораздо более ощутимую роль, нежели об этом писали, играли сочинения Г.Марселя3.

Западноевропейский экзистенциализм в большей степени вдохновлялся Достоевским, и отсюда его сосредоточенность преимущественно на проблемах отчуждения и преступления. Русский в большей степени питался наследием позднего Толстого (ср. свидетельства Г.В.Адамовича и В.С.Яновского5) и был сосредоточен на проблеме смерти и самоубийства (впрочем, в последнем случае опять-таки не обходилось без Достоевского).

Русскому экзистенциализму в большей степени свойственны этические (Газданов)6 и религиозные (Поплавский, Яновский, Бердяев, поздний Шестов) искания, более оптимистический и жизнеутверждающий (Набоков), а также в целом менее индивидуалистический характер. Вот почему Селин был понят и рецептирован русскими писателями в значительной степени в сглаженном и смягченном виде. И вот почему довольно актуален оказался Г. Марсель (ср. поздний Газданов).

В разговорах рассказчика с Платоном, другим носителем экзистенциального сознания, видящим единственный выход в возвращении к традиционным ценностям, современная Франция представлена как серьезно больное общество, а причина болезни усматривается ими не в последнюю очередь в самом этом сознании. Даже сумасшествие, которое грозит Платону и которое традиционно считалось затрагивавшим только самого человека, осмысляется этим сознательно спивающимся философом как потенциально опасное для окружающих.

фия, будучи в романе совершенно отделенной от православия, оказывается в какой-то степени созвучной ему за счет ее традиционности для русской культуры в целом15.

русской традиции свои четкие пределы .

1 Заманская В.В. 1) Русская литература первой трети ХХ века: проблема экзистенциального сознания. Екатеринбург - Магнитогорск, 1996; 2) Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века. Диалог на границах столетий. Учебное пособие. М., 2002.

3 См., например: Мартынов А.В. Русское зарубежье в контексте западноевропейской культуры (Творчество Гайто Газданова). Автореферат диссертации. М., 2001.

4 Кибальник С.А. Гайто Газданов и экзистенциальное сознание в литературе Русского Зарубежья // Русская литература. 2003. № 4. С. 52-55.

5 Яновский В. С. Поля Елисейские. СПб., 1993. С. 159; Адамович Г.В. Одиночество и свобода. СПб., 1993. С. 140.

6 См.: Газданов Г. О молодой эмигрантской литературе // Современные записки. 1939. Т. 60 (цит. по: Вопросы литературы. 1993. Вып. 3. С. 317-321). Подробнее об этом см.: Кибальник С.А. Газданов и Набоков // Русская литература. 2003. № 3.

8 Поэтому суждения о том, что Газданов в образе Александра Вольфа дал синтез философии Ницше и Камю (Мартынов А. В. С. 83), правомерны только если при этом оговорено, что этот синтез в романе оказывается не только саморазрушительным, но и опасным для других.

12 Камю А. Там же. С. 121.

17 Семенова С. Экзистенциальное сознание в прозе русского зарубежья (Гайто Газданов и Борис Поплавский) // Вопросы литературы. 2000. Май - Июнь. С. 81-86.

18 Кибальник С.А. Газданов и Шестов // Материалы конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Г.И.Газданова. М.: ИМЛИ РАН, 2005 (в печати).

19 Р.А.Гальцева. Очерки русской утопической мысли ХХ века. М.: Наука, 1992. С. 96-98; Синеокая Ю.В. В мире нет ничего невозможного? (Л.Шестов о философии Ницше) // Ф.Ницше и философия в России. Сборник статей. СПб., 1999. С. 75-85.

20 Булгаков С.Н. Некоторые черты религиозного мировоззрения Л.Шестова // Современные записки. Париж, 1939. № 68. С. 322.

21 Газданов Г. Миф о Розанове // Литературное обозрение. 1994. № 9-10. С. 73-77.

Если нам понадобится отразить настроение XX века, то лучшим зеркалом будет именно экзистенциализм. Это направление в философии оставило четкий след в истории и литературе, и, тщательно изучив его, мы можем определиться, насколько он близок для каждого из нас. Это не обязательно мрачное жизнеощущение, тут много нюансов, поэтому не спешите расстраиваться от осознания бессмысленности бытия (о чем и говорят нам экзистенциалисты). Может, то, для чего вы живете, вас уже окружает, осталось лишь придать жизни более великое значение.

Причины возникновения

Для того чтобы углубиться в суть философии существования, можно оценить контраст эпох, к примеру, XVI и XX века. Вспоминая такие направления в искусстве, как барокко, классицизм, сентиментализм и так далее, мы еще сильнее будем впечатлены тем, что после затемненного Средневековья люди улыбались жизни, а в 1920-ые годы то самое ренессансное величие человека практически полностью обесценилось. Конечно, история подготавливала людей к этому, и не стоит быть столь категоричными, ведь поводов для возникновения экзистенциализма за четыре столетия было предостаточно: войны и революции, экономическая нестабильность, неизлечимые болезни, бессилие человека перед природной стихией. Все это объясняет наше разочарование в монументальности отдельно взятого индивида и толкает нас на искания своего места в мире.

Философия экзистенциализма

Философия экзистенциализма насыщена основными понятиями, например, экзистенция (существование) и эссенция (сущность). Остановимся немного подробнее на главных определениях экзистенциализма, объясним их суть, и тогда будет легче пропустить через себя эту своеобразную философию.

Идея экзистенциализма заключается в том, что человек уникален, и его положение в мире важно и самоценно даже при столкновении с очевидностью смертельного исхода. Учения философии существования выдвигает жизнь человека с его проблемами и волнениями на первую позицию.

Направления

Жан-Поль Сартр, французский философ, разделил экзистенциализм на религиозный и атеистический. Если с религиозным экзистенциализмом выход кажется очевиднее: за всеми сущими явлениями стоит Бог, то атеистический загоняет человека в рамки. Дело уже явно не в вере, но в чем же тогда?

Категории направления в философии можно распознать в выборе дальнейших действий человека после столкновения с абсурдностью существования. Философы XX века утвердили, что смысла нет, и это давит настолько, что многие решают покончить с экзистенцией – проще говоря, предпочитают найти выход в самоубийстве. Этот отчаянный шаг преподносится как признание бессмысленности бытия, однако философия не настолько мрачна, чтобы не предоставить другое решение.

Отступление от правды – один из вероятных путей. Невозможность жить с осознанием бессмысленности может развить способность найти толк, например, в творчестве или в отдельно взятом мгновении. Почему смысл жизни не может быть в наслаждении летним днем или прочтении достойной книги? Может. Все может стать смыслом, это все индивидуально, нужно лишь проникнуться каждым моментом бесценной жизни.

Характеристика экзистенциализма допускает еще один способ: принятие. Да, это сложно, жить и при этом понимать, что все идут к одному, но, несмотря на это, можно с этим смириться и более того, стать счастливым.

Проблемы

Основные представители

  • Идейные истоки – Кьеркегор, Ницше, Шеллинг
  • Религиозный экзистенциализм – Карл Ясперс, Габриэль Марсель, Николай Бердяев, Мартин Бубер, Лев Шестов
  • Атеистический экзистенциализм – Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Альбер Камю

Симону де Бовуар, супругу разделившего философию на религиозный и атеистический экзистенциализм Сартра, правильно будет отнести к представителям атеистической философии существования. Из религиозных писателей-экзистенциалистов можно выделить отечественных представителей, например, Бердяева и Достоевского.

Экзистенциализм в литературе

Современный экзистенциализм

Гост

ГОСТ

Экзистенциализм – это направление философии 20 века, которое акцентирует внимание на уникальности бытия человека.

Понятие и основные положения философии экзистенциализма

Экзистенциализм – философия существования – является одним из самых популярных течений общественной мысли современности. Экзистенциализм начал формироваться в первой половине 20 века. Философия существования во многом отражает этот период, чем объясняется трагическая интонация и пессимистическая окраска большинства положений этого течения.

На формирование современного экзистенциализма большое влияние оказали предшествующие теории и работы Ф. Ницше, С. Кьеркегора, М. Унамуно, Ф.М. Достоевского, а также феноменология Э. Гуссерля, философская антропология М. Шелера.

Многие выдающиеся философы поддерживали и развивали идеи экзистенциализма:

  • А. Камю, Ж. П. Сартр во Франции;
  • М. Хайдеггер, К. Ясперс в Германии;
  • Л. Шестов, Н. Бердяев в России и т.д.

Различают атеистический и религиозный экзистенциализм. Представителями религиозного экзистенциализма являются Г. Марсель, К. Ясперс, А. Бердяев, атеистического – Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, А. Камю.

Однако это деление условно, так как для многих представителей атеистического экзистенциализма утверждение, что Бог умер, связано с признанием абсурдности и невозможности жизни без него.

Центральными вопросами экзистенциализма являются:

  • Существование человека;
  • Смысл жизни;
  • Судьба.

Экзистенциальные проблемы – это вопросы существования человека, переживания способа существования.

Готовые работы на аналогичную тему

Свобода и выбор человека в религиозном и атеистическом экзистенциализме

Экзистенциалисты считают, что человек – это то, что он сам из себя делает, проект самого себя. Человек существует настолько, насколько себя осуществляет. Человек сам делает себя и сам делает свою жизнь. Трус отвечает за свою трусость, подлец – за свою подлость, потому что человек сам стал трусом или подлецом. То есть экзистенциалисты подчеркивают ответственность человека за свою жизнь и свои поступки.

Согласно экзистенциалистам, человеческое существование – это абсолютно уникальная реальность, к которому невозможно применить нечеловеческие мерки причинно-следственных связей. Человек – причина самого себя, и ничто внешнее над ним не имеет власти. Поэтому человек в экзистенциализме свободен, свобода и есть экзистенция. Но в характеристике свободы религиозное и атеистическое направления экзистенциализма имеют некоторые особенности. Например, в религиозном экзистенциализме свободу возможно обрести только в Боге. Эта концепция отличается от концепции атеистического экзистенциализма. Например, Сартр считает, что быть свободным равно быть самим собой. свобода человека ничем не определена, она неограниченная сила отрицания, она – чистый выбор. По Сартру все люди свободны, так как ничто не в силах исключить свободу из сознания. По его мнению, свобода абсолютная и существует в виде деятельности и действия.

В этой связи следует обратить внимание на подход к проблеме выбора человека. Именно в этом подходе заключается кредо философии экзистенциализма.

Французский литературный экзистенциализм

Читайте также: