Скульптура мелкой пластики доклад

Обновлено: 05.07.2024

Первобытное искусство - искусство эпохи первобытнообщинного строя. Территориально первобытное искусство охватывает все континенты, кроме Антарктиды.

Первые вещи, сделанные человеком палеолита, имели практическое назначение. Это были предметы повседневного обихода, хотя сегодня назначение многих из них трудно определить. С ориньякского периода они уже украшались декором, но повсеместно декорирование распространяется именно в мадлене. Среди орудий, сделанных из кости или бивня, выделяются резцы, ножи, гарпуны, скребки и иглы. Обращают на себя внимание копья-металки, а также продолговатые предметы из рога северного оленя с крючком на одном конце, имеющем вид фигуры животного, и овальным отверстием на другом.

Палеолитическое искусство малых форм

Произведения малых форм составляют особый вид творчества палеолитического мастера, которые принято называть мобильным искусством. Предметы искусства малых форм — статуэтки людей и животных и пластинки с их гравированными изображениями — распространены очень широко. В Центральной и Восточной Европе и Северной Азии таких находок гораздо больше, чем в Западной .

Фигурки животных отличаются высоким мастерством исполнения и большой выразительностью. Статуэтки мамонта, носорога, бизона, лошади, медведя, пещерного льва и других животных, возможно, предназначались для использования в магических обрядах и могли храниться в особых местах. Так, например, на многих стоянках статуэтки из бивня мамонта найдены в небольших ямках-хранилищах под полом жилищ, иногда они встречаются в погребениях (лошадка со стоянки Сунгирь). Кроме млекопитающих изображались птицы, рыбы и змеи. Целая серия скульптурных изображений водоплавающих птиц происходит с сибирской стоянки Мальта: птицы изображены в движении — они плывут или летят, раскинув крылья. Также в движении выгравированы и извивающиеся змеи на крупной пластинке из бивня мамонта, найденной на той же стоянке. Изображения рыб, змей известны на гравированных пластинках со стоянок Западной и Восточной Европы. Многочисленные изображения птиц, змей и рыб могут быть связаны с развитием ранних мифологических представлений о стихиях природы — воздухе, земле, воде.

Для изготовления предметов мелкой пластики применялся главным образом бивень мамонта, кость, янтарь, а также мягкий камень — мергель. Однако на стоянках павловской культуры (Чехия, Моравия), которые датируются 26-24 тысячелетиями до н.э., были обнаружены статуэтки женщин и животных из обожженной глины, полученные в результате очень качественного обжига. Там же, на стоянке Долни Вестонице, были найдены остатки примитивной печи-горна для обжигания керамики и множество ее фрагментов. Эти находки датируются примерно тем же временем. То есть — это первое свидетельство изобретения человеком керамики. Еще одна керамическая антропоморфная фигурка была найдена на сибирской стоянке Майна (верхний Енисей). Интересно то, что их творцы, делая качественную керамическую пластику, следовательно, владея высокотемпературным обжигом, не пытались делать керамическую посуду.

Вариабельность форм.

Скульптура верхнего палеолита представляет два основных образа – антропо- и зооморфные. Палеолитическая скульптура изображала духов, души предков, существа, в которых видели источник болезни, и т.д.; она делилась на бытовую (куклы) и религиозную. Таким образом роль данных изображений была многообразной и дифференцированной.


Предположительно так может быть объяснено наличие в материалах одного верхнепалеолитического памятника разного рода фигурок женщин, как, например, на стоянках Мальта (неподалеку от Иркутска), Гагарино (в верховьях Дона) и др.

Трансформация значения и особенности использования материала.

По мнению С.В. Иванова, значение каждого изображения могло меняться во времени и в зависимости от обстоятельств, контекста использования, а функции, выполняемые аналогичными изображениями, но изготовленными из разных материалов, могли различаться.

Контекст находок

Внешний вид.

Орнамент

Петроглифы

Петроглифы (в пер. с древнегреч. - резьба на скале (рetra - скала, камень, glyphe - резьба). Петроглифы имеют самое разнообразное значение —мемориальное, ритуальное, знаковое и т.д.

Петроглифические памятники находят по всей планете: в пещере Альтамира, Испания, в пещерах Фон-де-Гом, Монтеспан и др., Франция, в Костенках, Дон, в Сибири, Германии, Алжире, Италии и Англии, плоть до недавно открытых гигантских многоцветных росписей горного плато Тассили в Сахаре, среди песков пустыни.

Основными мотивами для петроглифов являлись изображения животных — бизоны, дикие кони, кабаны, олени; среди них и вымершие виды животных — длинношерстые мамонты, саблезубые тигры.

Очень редко попадаются абрисы ритуальных масок. В эпоху неолита, стали изображать сцены из жизни первобытного племени — сражения, охоты, пляски и малопонятные обряды. Такие композиции приблизительно датируются VI—IV тысячелетиями до н. э.

По данным итальянского исследователя Эммануэля Анати (1993 г.) наскальные изображения известны в 120 странах на всех обитаемых континентах. Уже зафиксировано 140 тыс. скоплений (групп), в которых насчитывается более 35 миллионов фигур.

К числу древнейших в мире памятников наскального искусства относят находки Австралии, которых насчитывается около 40 тысяч лет. Коренные жители страны наносили и почитали наскальные рисунки еще в XX веке. Свыше 70% наскальных изображений принадлежит охотникам-собирателям, остальные - землевладельческим и скотоводческим народам. Все они - ценнейший исторический источник для изучения самого продолжительного периода в истории человечества - первобытнообщинного строя и времени его разложения.

Наскальные рельефы в Тануме — комплекс петроглифов в одноимённом городе Танум, Швеция. Были открыты в 1972 году Эйджем Нильсеном, который изначально намеревался установить в скале динамит для проведения строительных работ.

В общей сложности комплекс насчитывает около 3000 рисунков, сгруппированных более чем в 100 местах вдоль 25-километровой линии, которая была берегом фьорда в бронзовом веке. Площадь комплекса — 0,5 км². Возраст рисунков от 3800 до 2600 лет. На петроглифах изображены сюжеты из жизни древних людей — охота, быт, оружие, животные, лодки.

Реализм женских изображений, с одной стороны, а с другой — акцентирование половых признаков, отображение признаков беременности позволяют говорить о значимости выражения именно материнского начала. Считается, что широкое распространение женских статуэток свидетельствует о формировании в верхнепалеолитическую эпоху культа женщины-матери и хранительницы очага.

Женские изображения могли служить талисманами, оберегами и использоваться для совершения различных магических обрядов.

Швабская Венера

Брассемпуйская Венера

Виллендорфская Венера

Небольшая статуэтка женской фигуры, обнаружена в одном из древних захоронений близ местечка Виллендорф, в Австрии в 1908. Статуэтка высотой 11 см вырезана из эолитического известняка, который не встречается в данной местности, что говорит о передвижении древних людей и подкрашена красной охрой.

Статуэтка высотой 11 см вырезана из оолитового известняка, который не встречается в данной местности (что говорит, возможно, о передвижениях древних народов) и подкрашена красной охрой. По последним данным (2015 год) возраст статуэтки насчитывает 29 500 лет. Почти ничего не известно ни о месте, ни о методе изготовления, ни о культурном назначении данной статуэтки.

Фигура женщины выполнена в реалистическом стиле. Её груди, живот и бёдра имеют большие округлые формы. Чётко выраженные линии подчёркивают пупок, половые органы и руки, сложенные на грудях. На голове видны хорошо вырезанные волосы или головной убор; черты лица при этом полностью отсутствуют.

Некоторые специалисты отождествляют её с Матерью-Землёй — хтонической богиней плодородия, почитавшейся в доиндоевропейской Европе. На 2005 год стоимость статуэтки оценивалась в 60 млн долларов.

Заключение

Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.

В первобытном искусстве получают свое развитие первые представления об окружающем мире. Они способствуют закреплению и передаче первичных знаний и навыков, являются средством общения между людьми. Труд, преобразующий материальный мир, стал средством целенаправленной борьбы человека с первозданной природой. Искусство, упорядочивающее систему представлений об окружающем мире, регулирующее и направляющее социальные и психические процессы, служило средством борьбы с хаосом в самом человеке и в человеческом обществе.

Момент обращения человека к этому новому виду деятельности, которую мы условно можем назвать художественным творчеством, можно рассматривать как величайшее открытие, быть может, не имеющее себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены.

Список используемой литературы

1. Померанцева Н. А. Первобытное искусство: от древнейших культур к ранним цивилизациям / Н. А. Померанцева. - М. : Белый город, 2006. - 47 с.: ил. - (Эпохи. Стили. Направления).

2. Абрамова З.А. Древнейший образ человека: Каталог по материалам палеолитического искусства Европы / З.А. Абрамова – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2010. – 304 с. (Archaeologica Petropolitana; Труды ИИМК РАН. Т. XXXIV)

3. Симченко Ю.В. Памятники наскального искусства / Симченко Ю.В., Тишков В.А. (ред.) М.: Координационно-методический центр прикладной этнографии Института этнологии и антропологии РАН, 1993. — 250 с. — (Библиотека российского этнографа / Институт археологии РАН).

4. Искрин В.И. Загадка Венеры каменного века. / В.Искрин — СПб. : Нестор-История, 2013. — 156 с., ил.

Считается, что искусство настолько же древнее, как сам человек, и это действительно так. Более.

Стиль ампир в дизайне, архитектуре и искусстве

Этот стиль появился в самом начале девятнадцатого века, благодаря французскому императору.

Как найти истину в век дезинформации?

В настоящее время нас окружает такое море информации, что мы физически не успеваем всю ее.

Наша рассылка

Малая пластика — всегда часть человеческого быта.

По ней можно узнать о жизни народа, о культуре давно прошедших эпох.

Вспомним шумерийские глиняные и каменные фигурки. Египетские скульптуры и рельефы, гранитные и деревянные. Знаменитые греческие танагрские статуэтки, изображающие не богинь, а живых греческих женщин. Сохранились формы, говорящие о том, что статуэтки эти тиражировались и, видимо, широко бытовали в домах. У нас в России малая пластика имела большое распространение: Антикварные деревянные резные скульптуры, игрушки народных мастеров, наивные и полные очарования фарфоровые и фаянсовые статуэтки, которые выпускались заводами ИФЗ, Гарднера, Кузнезова, Козлова, Миклашевского, Попова и кустарными мастерскими, Частными заводами в XVIII и XIX веках.


Скульптура в комнате – это пластическая деталь, входящая в строгую архитектуру интерьера. Поэтому она не может быть многословной, дробной, не может не говорить современным художественным языком.


Тема материнства многократно повторяется в мировом искусстве. Она трактовалась то жанрово, то религиозно. Но М. Лукашевкер, талантливый, рано умерший скульптор, нашел свое решение – возвышенное и даже драматическое. Для него материнство – событие. Он как настоящий художник увидел все по-новому, по-своему. Его скульптуры очень содержательны, с сильным внутренним чувством. Форма в них крупная, обобщенная, без ненужных деталей. Шамот, из которого они сделаны, смотрится чуть ли ни гранитом и придает им большую весомость и материальность. Скульптуры так скомпонованы, что зритель обязательно должен обойти их кругом. При внешней простоте у них напряженный силуэт. Кажется, что они растут изнутри. В некоторых случаях ребенок вписан рельефом, и тем подчеркивается масса всей скульптуры. Каждая из них мне представляется цельным архитектурным ансамблем.

Глядя на скульптуру, всегда задумываешься – во имя чего она делается. Есть скульптуры, которые могли бы и не быть. Скульптуры Лукашевкера обязательно должны быть. На выставке его работы были одними из лучших, если не лучшими. Их зрелость, продуманность, композиции и своеобразная гармоничность показывают, какого интересного художника мы потеряли.

Другим путем идет Е. Гуревич. Для нее характерен постоянный поиск. И на этой выставке она показывает работу над новыми формами керамических сосудов. Ее вазы ритмичны и неожиданны по форме. За основу она берет человеческую фигуру и обобщает ее почти до архитектурного построения, а затем наносит на него тонкий рисунок. На отвлеченном объеме появляются детали музыкальных инструментов, изображение матери и ребенка, графика определяет и заканчивает форму.


Красивы декоративные вазы и сервиз М. Фаворской. Форма ее ваз проста, но очень продумана. Пропорции стройные, профиль строг, а плавное расширение кверху заставляет воспринимать сосуд как архитектурное основание для цветов. Женская фигура на большой вазе скомпонована таким образом, что ее движение подчеркивает профиль вазы и зовет зрителя двигаться вокруг нее. Изображение на вазе не графическое, а живописное. По цвету она гармонична и красива.

Двойственное чувство вызывают композиции Н.Жилинской. В некоторых случаях – несомненно; например, очень интересная женская голова в платке. Остальные ее скульптуры являются чересчур сложными по форме, и не совсем понятно, имеют ли они какое-нибудь назначение, хотя называются вазами. Как и во всех работах этой художницы, подкупает темперамент. Задуманы они затейливо, но не всегда ясна пластическая мысль автора – так они сложны. Цвет часто не столько подчеркивает форму, сколько ее разбивает. Жилинская – человек большой одаренности, ей многое хочется сделать, и она многое делает. Надо всячески приветствовать ее поиски. Но ей нужна большая строгость – умение точно разграничивать поставленные перед собой цели.

Фарфор и грубая керамика, бронза, дерево и камень – вот материалы, из которых создаются произведения малой пластики. Из них дерево наиболее живой, теплый по своей природе материал, легко поддающийся обработке, хорошо включающий в себя цвет. Это замечательный для малой скульптуры материал.


Можно назвать еще хороший керамический портрет М. Фаворской, сделанный Г. Куприяновым; бронзовую обнаженную М. Кватер; маленькие фигурки из камня Е. Николаева и, наконец, деревянные миниатюры А. Траскунова. Они очень умно сделаны, в них большая непосредственность, хорошо прочувствованы свойства материала. Траскунов раньше не работал в дереве, и надо всячески приветствовать его стремление расширить круг материалов своей скульптуры.

Необходимость знакомства детей со скульптурой связана не только с ее воспитательной стороной. В процессе восприятия дети усваивают язык скульптуры, ее выразительные средства и способы изображения. Кроме того, ребенок постигает социальный опыт, накопленный человечеством

ВложениеРазмер
doklad_na_temu_skulptura_malyh_form.doc 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила воспитатель Рыжичкина Л.В.


Особое место в педагогическом процессе уделяется усилению внимания к эстетическому воспитанию и развитию художественно-творческих способностей детей, воспитывающихся в дошкольном учреждении. А особенно приоритетное внимание к специфическим видам деятельности, в том числе изобразительной.

Становление эстетического восприятия начинается в дошкольном возрасте под руководством взрослых, которые передают детям основы социальной культуры.В скульптуре через образы животных передается обобщенное понимание животного мира. Эмоциональное восприятие художественного образа, понимание специфики языка искусства формирует у детей постепенно эстетические суждения, оценки, начальные формы эстетического сознания.

У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребенка тем, что несут определенную информацию. Они влияют и на формирование нравственных чувств.Для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок - здоровым и успешным.

Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности.

Своеобразие методики ознакомления детей со скульптурой малых форм.

Выбирая произведения скульптуры, необходимо заботиться о том, чтобы они оказывали на детей положительное влияние. В них должны быть отражены те события и явления жизни, с которыми важно познакомить детей, в отношении которых нужно воспитать определенные чувства. Содержание произведений, которые показывают детям, должно быть богатым и разнообразным. Однако не каждая скульптура доступны детям: в них могут быть выражены непонятные детям чувства и отношения - об этом надо помнить.

Восприятие искусства развивается постепенно, поэтому к произведениям, предназначенным для дошкольников, предъявляется ряд требований. В скульптуре должен быть ясно очерчен, охарактеризован каждый образ, чтобы детям по тем или иным признакам было понятно, кто изображен, что он делает, где и когда происходит действие. Существенное значение для понимания произведения имеет композиция. Четкое выделение основного, главного (либо расположением персонажей, либо цветом) облегчает восприятие целого и понимание изображенного.

Необходимость знакомства детей со скульптурой связана не только с ее воспитательной стороной. В процессе восприятия дети усваивают язык скульптуры, ее выразительные средства и способы изображения. Кроме того, ребенок постигает социальный опыт, накопленный человечеством.

Какие же знания должны получить дети о скульптуре?

В первой младшей группе. Проявлять интерес к народным игрушкам, иметь желание играть с ними.

Во второй младшей группе. Не только проявлять интерес к народным игрушкам, но и видеть разнообразие формы, цвет росписи, понимать, что это не игрушка, а предмет для украшения группы.

В средней группе. Знать некоторые народные игрушки (дымковская, богородская), уметь рассказать о них; уметь показать малую скульптуру, которая находится в группе, относится к ней как к произведению искусства; знать, что скульптуру создает скульптор.

В старшей группе. Знать, из какого материала делают народные игрушки, понимать их выразительные средства (уметь рассказать о форме, пропорциях, движении, дополнительных деталях, которые делают игрушку красивее и интереснее). Уметь внимательно слушать рассказ воспитателя о скульптуре во время экскурсии в близлежащий парк; узнавать скульптуру на фотографиях, слайдах; включаться в беседу о скульптуре.

В подготовительной к школе группе. Понимать и любить народную игрушку; знать и различать между собой отдельные промыслы, уметь самостоятельно рассказывать о народной игрушке, ее содержании и выразительных сторонах; знать, какая бывает скульптура (народная, малых форм, монументальная); уметь рассматривать скульптуру (обходить со всех сторон, обращать внимание на ее выразительные средства).

Знакомство детей со скульптурой может иметь место во всех возрастных группах. В младшей и средней - это в основном предметы декоративно-прикладного искусства и скульптуры малой формы. В старшем дошкольном возрасте детей можно знакомить уже и с монументальной скульптурой.

Создание лепного образа всегда связано с передачей пластики, которую дети постигают не сразу. Но уже в старшем дошкольном возрасте дети начинают понимать плавность очертаний формы. Для этого при рассматривании скульптуры детей учат движениям руки в воздухе показать линию перехода одного объема в другой. Производя зрительный охват всей скульптуры, они вычленяют ее части. Под руководством взрослого ребенок дошкольник приходит к заключению, каким образом можно добиться плавного перехода одной формы в другую - путем заглаживания формы в другую - путем заглаживания формы пальцами или путем постепенного наращивания объема.

Скульптура открывает большие возможности для обучения детей композиции. Детей четырех лет учить понимать содержание скульптуры и средства ее выразительности. У детей пяти и шести лет формировать представление о скульптуре как виде изобразительного искусства; учить выделять средства выразительности, передающие характер образа. Рассматривание многофигурных композиций подводит детей к умению видеть взаимосвязь между предметами и самостоятельно располагать их на подставке.

При рассматривании скульптурных фигур дети отдают предпочтение скульптуре, натурально передающей образ животного. Важно иметь набор скульптур, изображающих животных, птиц. Например, знакомя детей с дымковской игрушкой, можно показать несколько предметов разного содержания (куклу, козлика, индюка и др.), чтобы дать ребенку представление о том, какие дымковские игрушки, кого они изображают; что все предметы яркие, расписные. Как дополнительный материал воспитатель использует 2-3 иллюстрации, цветные фотографии с изображением дымковских игрушек или набор открыток. Все это позволит при небольшом количестве образцов, имеющихся в дошкольном учреждении, показать разнообразие, красоту изделий народного творчества данного вида.

Прежде чем начать работу по знакомству детей со скульптурой, коллектив детского сада должен расширить свои знания о скульптуре (посещение выставок, музеев, чтение соответствующей литературы); пополнить методический кабинет скульптурой малой формы и народной пластикой, приобрести книгу о скульптуре.

Знакомство детей с малой скульптурой и народной пластикой можно начать с организации небольшой выставки, состоящей из нескольких скульптур, разных по материалу и содержанию. Содержание выставки можно пополнять с помощью своих родителей.

В ходе непосредственно-образовательной деятельности дети сами стали скульпторами и могут пополнить выставку своими интересными мини-скульптурами из теста и глины. Под влиянием скульптуры дошкольники быстрее осваивают изображение фигур в действии. Их работы становятся ярче, выразительнее.

Таким образом, скульптура своим глубоким содержание, выразительными средствами обогащает ребенка социальным опытом, развивает умение воспринимать прекрасное, закладывает первоначальные основы художественного вкуса.

Элементарные знания о скульптуре дают возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы. Разнообразие скульптурных материалов (камень, дерево, металл, керамика) значительно обогащает сенсорный опыт детей, а небольшие размеры скульптуры малых форм делают её доступной восприятию каждым ребёнком. Скульптура малых форм жанра не только эстетически обогащает старших дошкольников, но и даёт им возможность получать новые знания о животных. В значительной степени этому способствуют занятия по лепке, составление творческих рассказов по скульптуре, в процессе которых происходит формирование у детей начальных суждений, эстетической оценки.

Труляля, он же Траляля, резьба по кости, бивень мамонта

Интерес к малой скульптурной пластике вызван несколькими причинами. Одна из них состоит в демократичной направленности скульптуры малых форм, в том, что её основное качество — повседневная обращённость к человеку — созвучно характерному для современной культуры обострённому вниманию к духовному, внутреннему миру людей.

Другая причина незатухающего интереса — в стоящей перед изобразительным искусством задаче эстетизации окружающей среды. Малая пластика притягивает художников, наконец, и тем, что предоставляет широкие возможности для творческого поиска, пластического эксперимента, импровизации.

Мобильность скульптуры малых форм позволяет создавать целые коллекции в интерьере, занимающих относительно небольшое пространство. Скульптура малых форм в заданном размере представляет собой законченную вещь, она может нести в себе признаки монументальности без необходимости увеличения масштаба изображения.

Кроме прочего, малая пластика — это вид искусства, который требует от художника чёткости выражения мироощущения и в образном видении, и в композиционном решениях, и в подборе материала.

Малая скульптурная форма способна жить в интерьере рядом с предметами, не несущими изобразительного начала. Но при этом для неё остаются обязательными все законы большого ваяния. И не случайно о метаморфозах, происходящих в искусстве скульптуры вообще, во многом можно судить по изменениям, наблюдающимся в малых формах.

Культура работы с материалом, скрупулёзность в обращении с ним превращают скульптуру малых форм в объект пристального изучения. Такой подход создаёт атмосферу доверительного диалога между автором и зрителем; ощущение работы, сделанной именно для того, кто внимательно её рассматривает; чувство, что непосредственно зрителю отданы талант и мастерство художника.

Общение с произведениями малой пластики идет всегда тет-а-тет, что немного сужает представление об этом жанре. Давно и упорно бытует мнение о том, что основным свойством малых форм в силу их ограниченных размеров является интимность, камерность. Но камерность жанра совсем не означает камерности тематики. В малой пластике, как и в большой скульптуре, художник способен выразить свое отношение к социуму, мирозданию, вселенной.

Читайте также: