Основные функции психики доклад

Обновлено: 04.07.2024

Классификация психических явлений

Психика познаваема нами через ее проявления, которые мы обнаруживаем в нашей обыденной жизни. Для более систематичного и наглядного представления психических явлений воспользуемся их классификацией. (Психические явления - субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта.)
В классификации психических явлений по их устойчивости выделяют: процессы, состояния и свойства - это все формы проявления психики. Обратимся к таблице.

Происходят в головном мозге человека и отражают динамику психических явлений: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи и т. д.

Позволяют регулировать общение человека с другими людьми: потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности, способности, знания и сознание.

Процессы необходимы для развития и динамического взаимодействия психических явлений в головном мозге.
Выделяют процессы:
Познавательные - ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание.
Эмоциональные - чувства.
Волевые - воля.

Временный уровень
целостного функционирования психики. (Примеры состояний: творческий подъем,
страсть, стресс, апатия, меланхолия, утомле
ние.)

Качества, которые являются отличительной особенностью каждого человека. (Направленность, темперамент, характер, способности.)

Функции психики и сознания

Основное назначение психики - отражение и регулирование, - основные функции психики.
Функция отражения тесно связана с функцией регуляции и взаимообусловлено ей, так же и функция регуляции зависима и обусловлена функцией отражения. (Как нет регулирования без поступившей информации, без отражения, так нет и отражения без предварительного регулирования поведения, настрой на отражение организма.)
Взаимосвязь этих функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Но т. к. человек живет в социуме, то также обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой.
Чтобы понять какие функции выполняет сознание в жизни человека, необходимо рассмотреть условия его возникновения в жизни человека.
Итак, сознание в жизни человека появляется с момента изготовления орудия труда в процессе деятельности. Здесь сталкивается не только потребность в инструменте труда со знанием как сделать инструмент, но и также знание непосредственного применения этого орудия в деятельности в будущем - это первая форма сознательной деятельности. (А также первое условие возникновения сознания в жизни человека.)
Второе условие возникновения сознания - появление языка - системы кодов (символов), с помощью которых обозначаются предметы внешнего мира, связи между ними, различные взаимоотношения и т. д.
Появляясь сознание выполняет определенные функции: опосредование, планирование, прогнозирование, регуляция деятельности и т.д.
Эти функции непосредственно позволяют влиять сознательному человеку на свое поведение, мысли и т.п. А почему сознательному человеку? Дело в том, что человек постепенно развивает в себе свою разумность в деятельности, в общении с другими людьми.

Факторы психики (детерминанты)

Мы уже рассматривали неоднократно этот вопрос. Основные три фактора (детерминанты) психики: мозг, среда и деятельность.
Мозг - внутренняя среда, которая обеспечивает жизнь психики.
Среда - внешние факторы, которые формируют, развивают, воспитывают психику.
Деятельность - развитие особенных черт в психике, ответственности, самоответственности, самовоспитания. (Пример, если человек стал преступником, то он не может во всех своих ошибках и промахах винить свои гены и окружающую среду, т.к. самосознание у него уже сформировано, и он отвечает за свои поступки.)
Поговорим подробнее о мозговом субстрате. Как известно мозг человека представлен двумя полушариями - правым и левым, которые отличаются по выполняемой ими функции, назначению. Правое полушарие - художественное, чувствует природу, легко распознает рисунки, чувствует музыку, отличает мелодии. Первая сигнальная система здесь является ведущей (ощущения). Важно человеку для творчества. Левое полушарие - логическое, отвечает за сознание человека, очень технологично, в том смысле, что последовательно, преследует четкую цель, ограничено и задано сразу. Это вторая сигнальная система - речь. (Для того, чтобы развивать творчество, воображение, например, в Китае детей обучают писать, как правой рукой, так и левой. За счет этого происходит активация обоих полушарий, повышается уровень развития каждого человека.)


Экспресс методика на определение мыслительного или художественного типа

Даются два набора слов:
1. цвет, нос, слух, глаз, запах, зрение, ухо, обоняние, звук.
2. карась, перья, бегать, чешуя, овца, летать, шерсть, плавать, орел.

Мыслительный тип выбирает на основе анализа, выделяя общие существенные признаки предметов, и обобщает слова.
Орел - карась - овца Зрение - слух - обоняние
Перья - чешуя - шерсть Г лаз - ухо - нос
Летать - плавать - бегать Цвет - звук - запах

Художественный тип обобщает предметы применяя образное мышление, применяя фактические наглядные связи.
Орел - перья - летать Зрение - глаз - цвет
Карась - чешуя - плавать Слух - ухо - звук
Овца - шерсть - бегать Обоняние - нос - запах

Рассматривая вопрос об асимметрии полушарий, важно отметить понятие о локализации в полушариях головного мозга основных функций, которые перерабатывают всю информацию в психическом мире человека.
Существует несколько подходов к пониманию локализации основных функций:
1) узкий локализационизм - каждая функция связана со своим кусочком
мозга;
2) позиция, которая придерживается мнения, что все за все отвечает;
3) динамический локализационизм (Лурия А.Р.) - истина посередине, есть компенсаторные функции. Частичная дополняемость функций друг другом.
Например, утратив затылочную часть мозга человек не полностью разучивается видеть, а лишь какие-то аспекты мира - цвета; круглые предметы, или не отличает буквы от цифр. Может нарисовать круг, но, если его просят написать нуль, человек не знает, что от него хотят.
Основные локализации: слух - височные зоны, обоняние - обонятельные луковицы в лобной доле, зрение - затылочная зона мозга, тактильность - в двигательной коре и мозжечке, вкус - через таламус.

Структура психики

Итак, в нашем понимании сознание - часть психики, что и отмечено в третьем подходе в первом вопросе нашей лекции.
Вопрос о структуре психики очень сложный и неординарный в своем решении. Многие психологи выделяют наиболее важный для них самих аспект в рамках их теории исследования человека.
Наиболее известной в психологии является структура психики предложенная Зигмундом Фрейдом.
В структуре психики Фрейд выделил:
Сверхсознание - сверх - Я - супер -Эго;
Сознание - Я - Эго;
Бессознательное - Ид - Оно.
Деление психики на сознание и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа. Сознание рассматривается, как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам. Сознательное - надежно воспринятое, но долго таковым быть не может, т.к. актуализируются свои личные, внутренние, глубинные представления и то, что воспринимается уже не только сознательное, но и какое-то еще. Это и не бессознательное, т. к. его вообще нельзя осознать. Это предсознательное. Расположение элементов психоки уложено З. Фрейдом в схему:

Сознание
Предсознание
Бессознательное


Оглавление

  • 1. Возникновение психологии как науки
  • 2. Отрасли психологии
  • 3. Задачи и место психологии в системе наук
  • 4. Этапы развития психологической науки
  • 5. Методы психологии
  • 6. Психика и ее основные функции
  • 7. Структура психики
  • 8. Строение нервной системы

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общая психология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

6. Психика и ее основные функции

Психика — свойство высокоорганизованной живой материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

Основными функциями психики являются тесно взаимосвязанные между собой отражение объективной реальности и регуляция индивидуального поведения и деятельности.

Отражение есть способность материальных объектов в процессе взаимодействия воспроизводить в своих изменениях особенности и черты воздействующих на них объектов.

Форма отражения зависит от формы существования материи. В природе можно выделить три основные формы отражения:

• физическая форма отражения, соответствующая низшему уровню организации жизни, характерная для взаимодействия объектов неживой природы;

• физиологическая форма отражения;

• психическое отражение, форма наиболее развитая и сложная, со специфической для человека наивысшей ступенью отражения — сознанием.

Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Сознание интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком.

Именно самосознание определяет границу, разделяющую животный и человеческий способы бытия.

Особенности психического отражения:

• субъективность, т. е. опосредованность прошлым опытом человека и его индивидуальностью: мы видим один мир, но он предстает для каждого из нас по-разному;

• опережающий характер: оно делает возможным предвосхищение в деятельности и поведении человека.

Благодаря регуляции поведения и деятельности человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность преобразовывать этот мир в процессе целенаправленной деятельности.

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психика — это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.

Специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу; ее отражение (полноценную деятельность мозга); взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Понятие о психике, ее структуре и функциях. Сознание. Функции сознания.

Психика - способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность. Работа психики осуществляется только в процессе активной деятельности человека, животного. Активная деятельность - важнейшее условие развития психики, т.е. ее совершенствования, усложнения, углубления.

Психика человека включает все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких средств, каких, по выражению психологов, механизмов он это делает.

Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть, предугадывать то, что будет в дальнейшем. Такая опережающая функция психической деятельности, конечно, в наибольшей степени характерна для человека. Психика имеет индивидуальный характер. Психические особенности образуют индивидуальность, и все воздействия преломляются через индивидуальные особенности.

Психология изучает психические явления: психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно в психических процессах выделяются познавательные процессы, чувства и воля. К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых мы узнаем, постигаем мир и самого себя. Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.

Чувства, эмоции отражают переживание человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько они важны именно для него, для его жизни, т.е. устанавливают личностную значимость того или иного события.

Воля, произвольность обеспечивает сознательную регуляцию поведения, возможность действовать по сознательно поставленной цели, принятому намерению.

Психические состояния - относительно устойчивые психические явления. К психическим состояниям относятся бодрость, утомление, скука, радость, тревога, апатия и др. Хотя психические состояния, как и другие явления психики, отражают воздействие на человека определенных событий внешней и внутренней жизни, он, как правило, осознает лишь само это состояние, а то, что его вызвало, либо вообще не представляет, либо представляет неотчетливо.

Психические свойства - наиболее устойчивые и существенные особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся особенности личности человека, его направленность, качества личности, черты характера, темперамент, способности.

Функции психики – уникальные качества, присущие определенному человеку, помогающие подстроиться к любым изменениям в жизни личности.

Психолог Борис Федорович Ломов выделил следующие функции психики, которые считаются основными.

1. Когнитивная - эта функция закладывает основу другим, она присутствует в психике всех живых существ, живущих на планете. Проходя через нервную систему, влияет на мозговую деятельность, отражая зеркальное копирование внешнего образа с поправкой на уникальные нетипичные личностные особенности индивида.

2. Регуляторная - сознание приспосабливается к влиянию и отвечает за регуляторную функцию психического процесса, формируя внутри человека побуждение к действию или к проявлению особого поведения.

3. Коммуникативная - Речь является для личности важнейшим и главным элементом взаимодействия с окружающими людьми. Сигналы, передающиеся в процессе общения, позволяют получить о собеседнике полную информацию о личностных качествах.

4. Информационная - Она неразрывно связанна с коммуникацией. Ведь только с помощью общения можно оповестить о надвигающейся опасности, описать ситуацию, предмет, рассказать о планируемых целях и задачах. Вся информация знакова для психики. Она нагружается смыслом и передается по каналам связи прямо в мозговой центр.

5. Эмотивная. Ф ункция психики, отвечающая за эмоции и душевные колебания человека. Весь окружающий мир и исходящий от него посыл с подтекстом вызывает у нас ответный разнополярный всплеск эмоций, наглядным результатом такого преобразования выступает настроение.

6. Конативная. Психика изнутри задает нацеленность на поведенческие проявления. Благодаря ей, индивид свои знания и представления наделяет смысловой нагрузкой, задавая определенное активное направление.

Сознание. Функции сознания

В психологии сознание рассматривается как наивысшая форма отражения реальной действительности, целенаправленно регулирующая деятельность человека и связанная с речью. Развитое сознание индивида характеризуется сложной, многомерной психологической структурой. А.Н. Леонтьев выделял в структуре человеческого сознания три основных составляющих: чувственную ткань образа, значения и личностный смысл.

Значения есть важнейшие составляющие человеческого сознания. Носителем значений является общественно-выработанный язык, который выступает как идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений. Ребенок усваивает значения в детстве в ходе совместной деятельности со взрослыми. Общественно-выработанные значения становятся достоянием индивидуального сознания и позволяют человеку строить на его основе собственный опыт.

Личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания. Он указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. Смысл – это функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных людей. Смысл связывает значения с реальностью жизни человека, с его мотивами и ценностями.

Основные функции сознания человека:

Отражательная. Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.

Оценочная. Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.

Креативная. Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

Преобразующая. Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.

Времяобразующая. Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.



Психика человека включает в себя, по мень? шей мере, три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение — полноценную деятельность мозга — взаи? модействие с людьми, активную передачу новым поколе? ниям человеческой культуры, человеческих способностей.

Можно выделить 3 основные функции психики:

отражение воздействий окружающего мира

осознание человеком своего места в окружающем мире

регуляция поведения и деятельности

Такая функция психики, как психическое отражение действительности имеет свои особенности.

Во-первых, это не мертвое, зеркальное, однонаправленное отражение, а сложный и постоянно изменяющийся процесс, которому присущи и противоречия.

Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие, благодаря этой функции психики, может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.

В-третьих, психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.

Регуляция поведения и деятельности ещё одна из функций психики.

Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно с ее помощью человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение же при этом выступает как внешняя форма проявления психики.

Функцией психики также является осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.

С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.

Читайте также: