Моцарт и бетховен доклад

Обновлено: 08.07.2024

Каждый из нас любит слушать классическую музыку, восхищается и вдохновляется ей. Музыка была и есть частью нашей жизни, она способна звучать не только вокруг нас, но и внутри, наполняя нашу душу красотой и смыслом.

Ритм, гармония и настроение присуще всему живому на этой земле, и музыка – это волшебная палочка для создания и воплощения любого образа из реальности или фантазии.

Но, кто эти люди, которые сотворили такие бессмертные чудеса? Подробно о жизни этих великих людей вы можете почитать в биографических книгах и интернете. А я для вас собрала самое интересное о композиторах 18 века в семи фактах.

1) Иоганн Себастьян Бах:

  • принадлежал к пятому поколению музыкантов, был восьмым и самым младшим ребенком в семье, с 10 лет, в связи с утратой родителей, воспитывался старшим братом, который обучал его музыке;
  • играл на органе, клавесине, гармони и других музыкальных инструментах, мог исполнить без ошибок произведение, прослушав его всего один раз;
  • любил засыпать под музыку и считал, чтобы хорошо выспаться, нужно ложиться не в тот день, в котором нужно проснуться;
  • был отцом 20-ти детей от 2-х браков, но пережили отца только 9 детей, а двое сыновей стали известными музыкантами;
  • постоянно исполнял свои произведения на церковных праздниках и службах, сам был верующим человеком, ходил на исповеди, любил переодеваться в бедного учителя музыки, приходить в окрестные церкви и удивлять всех виртуозным исполнением своих произведений;
  • часто менял место жительства и работу, добиваясь все более высокой должности, став в итоге музыкальным директором всех Лейципгских церквей;
  • прожил 65 лет, в последние годы жизни потерял зрение, но продолжал сочинять музыку "на ощупь".

2) Вольфганг Амадей Моцарт:

  • начал заниматься музыкой в 4 года, обучался отцом игре на органе, скрипке, клавесине, сочинял свои первые произведения, а в 6 лет с отцом и сестрой начал гастролировать с концертами;
  • заслуженно считался вундеркиндом, являлся самым юным членом филармонии, мог записать нотами любое самое сложное произведение, прослушав его всего один раз, благодаря чему стал обладателем титула "Рыцаря золотой шпоры" от Папы Римского;
  • насчитывал к 17 годам более 40 крупных музыкальных произведений, учился у младшего сына И.С. Баха музыке, дружил с ним;
  • восторгался творчеством Л.В. Бетховена, намеревался взять его в ученики, но обстоятельства не позволили;
  • Женился и обвенчался в 26 лет с певицей Констанцией Вебер, которая стала его музой, у них родились 6 детей, но лишь двое выжили;
  • на момент смерти в 35 лет был беден и похоронен в общей могиле с бедняками, но, позже, на этом месте установили памятник плачущего Ангела;
  • создавал музыку уникально изящную и чуткую, способную держать внимание слушателя от первой до последней ноты и благотворно влияющую на умственную деятельность человека, что доказано научно.

3) Людвиг Ван Бетховен:

  • обучался с 4 лет музыке своим отцом, мечтавшим сделать из сына второго Моцарта;
  • в 14 лет из-за тяжёлого материального положения в семье, бросил школу, чтобы работать и помогать отцу в содержании шести младших братьев и сестер;
  • так и не научился писать грамотно и выполнять многие арифметические действия, но зато прекрасно владел тремя иностранными языками и много читал;
  • постоянно был окружён женским вниманием, но так и не женился, хотя периодически сватался к понравившимся дамам;
  • не обращал особо внимания на свой внешний вид, был довольно грубым с малознакомыми людьми, резко критиковал власть;
  • высоко ценил дружбу, был добрым со своими друзьями и никому из них никогда не отказывал в помощи;
  • в 27 лет начал терять слух, потеряв его полностью к 48 годам, общался с друзьями, переписываясь с ними в тетрадях, и до конца своей 56-летней жизни создавал самые известные произведения, опираясь на память, внутренний музыкальный слух и воображение.

🌟Подписывайтесь на мой блог и узнавайте дальше самое интересное и удивительное из жизни великих людей.

🌟Пишите в комментариях какие ещё вы знаете необычные факты об этих трёх великих композиторах.

Продолжаем говорить о биографии Бетховена, и сегодня мы поговорим о первой поездке композитора в Вену, а также выясним, встречался ли он с Моцартом.

В 1787 году курфюрст Максимилиан Франц дал молодому Бетховену возможность уехать в музыкальную столицу — Вену, отпустив его в шестимесячный отпуск. Традиционно считается, что к такому шагу курфюрста натолкнул тогдашний учитель и, можно сказать, наставник юного Бетховена — тот самый Нефе, о котором мы уже не раз упоминали на сайте.

Что касается материального спонсирования такой дальней и длительной поездки - многие биографы считают, что Людвигу помог сам курфюрст. Другие же биографы выдвигают мнение, что Людвиг сам собрал необходимые средства , полученные от преподавательской деятельности (помимо работы в капелле Людвиг также давал частные уроки игры на фортепиано).

Однако стоит отметить, что Максимилиан Франц (тогдашний кёльнский курфюрст) был гораздо щедрее своего предшественника (Максимилиана Фридриха) в отношении дел, связанных с культурой и, в особенности, музыкой. А, учитывая любовь Максимилиана Франца к Моцарту, вполне допустимо, что кёльнский курфюрст и вправду мог покровительствовать самому перспективному музыканту своего придворного оркестра — шестнадцатилетнему Бетховену, давно желавшему попасть на обучение к великому маэстро.

Точная дата отъезда Бетховена из Бонна также подвергается спорам со стороны разных биографов. По одним данным Бетховен выехал из Бонна 20 марта . По другим данным Людвиг покинул родной город еще в январе 1787 года.

Оспаривается также и дата прибытия Бетховена в Вену. По одним данным молодой композитор прибыл в музыкальную столицу в Пасхальное воскресенье 7 апреля и остался там на 3 недели. Однако другие данные свидетельствуют о прибытии композитора в музыкальную столицу 20 числа этого же месяца. Третий источник, вообще, свидетельствует о пребывании Бетховена в Вене с января по апрель 1787.

Однако временные рамки нахождения Бетховена в Вене являются далеко не самым жарким спором, связанным с его биографией. Сейчас узнаете, почему!

Встречался ли Бетховен с Моцартом?

Мы без сомнения уверены в том, что стать учеником великого Моцарта молодой Людвиг мечтал с детства. Также без сомнений мы можем полагать, что именно это являлось для Бетховена по сути главной причиной первой его поездки в Вену.

Одним из важнейших споров среди биографов, изучавших жизнь Бетховена, является вопрос, затрагивающий сам факт встречи молодого композитора с великим Моцартом.

По одной из легенд чуть ли ни первое, что сделал Людвиг в музыкальной столице — направился в дом великого Моцарта, что стоял неподалеку от собора Святого Стефана в центре города.

Дом Моцарта в Вене

Дальнейший вариант развития событий трактуется почти во всех российских источниках, посвященных биографии Бетховена. Однако во многом эта гипотеза основывается на словах известного биографа, Отто Яна.

По сути именно эта легенда, которую часто любил рассказывать Отто Ян, и легла в основу одной из гипотез, полюбившейся многим биографам. Более того, некоторые из них, взяв за основу эту легенду, дополняют ее какими-то своими обстоятельствами (вероятнее всего, вымышленными), записывая это в своих книгах и сайтах.

Другие биографы даже добавляют, что на прослушивании присутствовала и супруга Моцарта — Констанция. Нередко в биографических источниках встречается мнение, что Людвиг даже успел взять у великого Моцарта пару уроков.

Но было ли это все на самом деле? — Мы не знаем. По факту Моцарт никогда не упоминал о своих занятиях с Бетховеном ни в своих переписках, ни в других официальных источниках (еще бы, ведь Бетховен прославился уже задолго после смерти Моцарта). Да и жена Моцарта после его смерти также не могла ничего вспомнить ни об их совместных занятиях, ни даже о факте их встречи.

Важно!

Стоит отметить, что задолго до Отто Яна очень похожую легенду о встрече двух композиторов рассказывал и Игнац Ксавер фон Зайфрид , который, кстати говоря, также не видел эту встречу своими глазами и, следовательно, мог выдумать все, что угодно.

Некоторые источники свидетельствуют о том, что скрипач и секретарь Бетховена, Карл Хольц , тоже поддерживал историю, так полюбившуюся Отто Яну.

Слова Черни в случае их достоверности и вправду могут считаться хоть и косвенным, но все же доказательством факта встречи Бетховена с Моцартом. Ведь, насколько нам известно, кроме той самой первой поездки Людвига в Вену в 1787 году Бетховен больше нигде не мог слышать, как играет Моцарт (однако факт совместных уроков они все равно не доказывают).

Более того, известно и мнение другого биографа - Мейнарда Соломона. Он, в свою очередь, совершенно не ссылаясь на Отто Яна, выдвинул легенду о том, что Людвиг действительно был прослушан Моцартом. Однако, по его же словам, великий маэстро, озабоченный своими собственными проблемами (у Моцарта их было, действительно, много), отказал Бетховену в том, чтобы давать ему уроки.

Но опять же, можно ли использовать слова нескольких человек как доказательство встречи двух гениев? Ведь кроме этих слов — слов уже умерших биографов — нет ни одного документального доказательства, подтверждающего факт встречи двух великих композиторов.

Другие периоды биографии Бетховена :

  • Предыдущий период: Детство Бетховена
  • Следующий период: Возвращение Бетховена в Бонн

Биография Бетховена — вся информация о Биографии Бетховена




Венские классики вошли в мировую историю музыки как крупнейшие реформаторы музыкального жанра. Их творчество не только уникально само по себе, оно ценно еще и тем, что определило дальнейшее развитие музыкального театра, жанров, стилей и направлений. Их сочинения заложили основу того, что в наше время принято считать классической музыкой.

Общая характеристика эпохи

Этих авторов объединяет то, что они творили на рубеже двух крупнейших культурно-исторических эпох: классицизма и романтизма. Венские классики жили в переходное время, когда шел активный поиск новых форм не только в музыке, но и художественной литературе, живописи, архитектуре. Все это во многом определило направление их деятельности и проблематику сочинений. XVIII - первая половина XIX века ознаменовались серьезными политическими потрясениями, войнами, которые в буквальном смысле перевернули карту Европы и оказали сильнейшее воздействие на умы современной интеллигенции и образованных кругов общества. Не стали исключением и венские классики. Например, общеизвестен тот факт, что наполеоновские войны очень сильно повлияли на творчество Бетховена, который в своей знаменитой 9 симфонии ("Хоральной") провел мысль о всеобщем единении и мире. Это был своеобразный ответ на все те катаклизмы, которые потрясли европейский континент в рассматриваемое нами время.

венские классики

Культурная жизнь

Венские классики жили в период, когда барокко отошло на второй план, и ведущую роль стало играть новое направление. Оно стремилось к гармонии форм, единству композиции и поэтому отказалось от пышных форм предыдущей эпохи. Классицизм стал определять культурный облик многих европейских государств. Но вместе с тем уже тогда наметилась тенденция к преодолению жестких форм этого течения и созданию сильных произведений с элементами драмы и даже трагедии. То были первые признаки появления романтизма, который определил культурное развитие всего 19 века.

Реформа оперы

Венские классики сыграли определяющую роль в развитии всех музыкальных жанров рассматриваемого периода. Каждый из них, если можно так выразиться, специализировался на каком-либо одном стиле или музыкальной форме, но все их достижения вошли в золотой фонд мировой музыки. Глюк (композитор) был крупнейшим и одним из самых известных авторов своего времени. Его роль в развитии театра трудно переоценить: ведь именно он придал жанру оперы тот законченный вид, в котором мы его знаем теперь. Заслуга Кристофера Глюка состоит в том, что он первый отошел от понимания оперы как произведения для демонстрации вокальных способностей, но подчинил музыкальное начало драматургии.

глюк композитор

Значение

Глюк - композитор, который сделал оперу настоящим спектаклем. В его произведениях, а также в сочинениях его последователей вокал стал во многом зависеть от слова. Сюжет и композиция, а самое главное - драма, стали определять развитие музыкальной линии. Таким образом, опера перестала быть исключительно развлекательным жанром, но превратилась в серьезный вид музыкального творения со сложной драматургией, интересными, с психологической точки зрения, персонажами, увлекательной композицией.

Произведения композитора

Следующий этап развития

детская симфония гайдна

Особенности творчества

Характерной чертой произведений Йозефа Гайдна была их связь с фольклором. В работах композитора очень часто можно услышать песенно-танцевальные мотивы, которые и сделали его работы такими узнаваемыми. В этом отразилось мироощущение автора, который во многом подражал Моцарту, считая его лучшим композитором в мире. У него он и заимствовал радостные светлые мелодии, которые сделали его работы необыкновенно выразительными и яркими по звучанию.

Другие работы автора

Наиболее знаменитые сочинения

Общая характеристика творчества Моцарта

Это один из самых известных авторов музыки, который до сих пор пользуется необыкновенной популярностью поклонников классики и любим во всем мире. Успех его сочинений объясняется тем, что они отличаются логической стройностью и завершенностью. В связи с этим многие исследователи относят его творчество к эпохе классицизма. Однако другие считают, что венский композитор стал предвестником романтизма: ведь в его произведениях уже отчетливо наметилась тенденция к изображению сильных незаурядных образов, а также глубокая психологическая проработка персонажей (речь в данном случае идет об опере). Как бы то ни было, но сочинения маэстро отличаются глубиной и вместе с тем необыкновенной легкостью восприятия, драматизмом и оптимизмом. Они легки и доступны для восприятия каждого, но одновременно очень серьезны и философичны по своему содержанию и звучанию. Именно в этом и заключается феномен его успеха.

музыка моцарта

Оперы композитора

Венская классическая школа сыграла определяющую роль в развитии оперного жанра. Огромная заслуга в этом принадлежит Моцарту. Спектакли, поставленные на его музыку, до сих пор пользуются огромной популярностью и любовью не только истых меломанов, но и массовой публики. Пожалуй, это единственный композитор, чью музыку так или иначе знают все, даже если имеют самое отдаленное представление об его творчестве.

концерт моцарта

Отдельные произведения

венский композитор

Кратко о творчестве Бетховена

Этот композитор всецело принадлежит к эпохе господства романтизма. Если Иоганн Амадей Моцарт стоит как бы на пороге классицизма и нового направления, то Людвиг Ван Бетховен полностью перешел на изображение сильных страстей, мощных чувств и незаурядных личностей в своих произведениях. Он стал, пожалуй, самым ярким представителем романтизма. Показателен тот факт, что, обращаясь к драматическим, трагическим темам, он написал всего одну оперу. Главным же жанром для него оставались симфонии и сонаты. Ему принадлежит заслуга в реформировании этих сочинений, так же, как Глюк в свое время преобразовал оперный спектакль.

Яркой особенностью творчества композитора было то, что главной темой его произведений являлось изображение мощной, титанической воли личности, которая огромным усилием воли преодолевает трудности и все преграды. Также много места Л. В. Бетховен в своих сочинениях отводил теме борьбы и противостояния, а также мотиву всеобщего единения.

Некоторые факты биографии

Он происходил из семьи музыкантов. Его отец хотел, чтобы мальчик стал знаменитым композитором, поэтому занимался с ним, прибегая к довольно суровым методам. Возможно, именно поэтому ребенок вырос мрачным и суровым по натуре, что впоследствии сказалось на его творчестве. Бетховен работал и жил в Вене, где занимался с Гайдном, но эти занятия очень быстро разочаровали и ученика, и учителя. Последний обращал внимание на то, что у молодого автора преобладают довольно мрачные мотивы, что в то время было не принято.

л в бетховен

Биография Бетховена кратко повествует также о периоде его увлечения освободительной борьбой. Наполеоновские войны он поначалу принял с воодушевлением, однако впоследствии, когда Бонапарт провозгласил себя императором, отказался от мысли писать в его честь симфонию. В 1796 году Людвиг стал терять слух. Однако это не прервало его творческую деятельность. Уже будучи совершенно глухим, он написал свою знаменитую 9 симфонию, которая стала настоящим шедевром в мировом музыкальном репертуаре. Биография Бетховена (кратко рассказать об этом невозможно) содержит также информацию о дружбе маэстро с выдающимися людьми своего времени. Несмотря на замкнутый и резкий характер, композитор дружил с Вебером, Гете и другими деятелями эпохи классицизма.

Наиболее известные произведения

лунная соната

Девятая симфония

биография бетховена кратко

Значение венской школы


Мы с детства слышали это имя - Бетховен, Бетховен – великий венский классик. Его слава не увядает, несмотря на то, что со дня его смерти прошло 177 лет. Сменялись правители, эпохи, стили, направления, но музыка Бетховена звучала и звучит по сей день. Кто из нас не знает первой части “Лунной сонаты ”?! Говоря на современном языке, она стала шлягером нашего времени. Ах, если бы композитор был так обласкан славой и признанием при жизни… К сожалению, такой участи не удостоился почти не один великий художник.

Людвиг Ван Бетховен - нидерландец по происхождению - родился в 1770 году в немецком городе Бонне. Детство композитора проходило в нищенской обстановке (семья жила очень бедно, отец беспробудно пил). Заметив неординарные способности старшего сына Людвига, отец, будучи сам музыкантом, начинает учить его игре на фортепиано. Старший Бетховен во что бы то ни стало хотел сделать из сына “второго Моцарта ”. Учитывая образ жизни отца, можно вполне допустить, что он видел в таланте сына исключительно источник доходов. К занятиям с Людвигом отец относился очень жестоко, пинками и пощёчинами заставляя ребёнка просиживать за фортепиано целыми днями. К девяти годам Бетховен превзошел своего отца в технике игры на фортепиано, а в одиннадцать лет стал помощником придворного органиста.

Смерть любимой матери заставляет Бетховена вернуться в Бонн. Вся забота о двух младших братьях и отце легли на его плечи. Что бы прокормить семью, Людвиг служит в оперном театре, играя на альте, и дает бесчисленное количество уроков. Преподавать Бетховен не любил. Во время урока он мог уйти в другую комнату и сочинять там, или заниматься другими делами. Но несмотря на свойственную ему раздражительность, все его ученики говорили, что во время уроков он был очень терпелив.

Маленький Бонн был невыносимо тесен для молодого музыканта. Людвиг осознавал свои недостатки в образовании. Ему было необходимо пройти хорошую музыкальную школу. В двадцать два года он опять едет в Вену, где поступает в обучение к великому Гайдну.

Венцев поражали бурные импровизации Бетховена. В виртуозности на фортепиано он превзошел всех своих современников. Не менее поразительной для Вены были произведения композитора. Стремительная, порывистая, бурная музыка выражала какие-то новые чувства, идеи, порою еще не понятные, но так притягивающие к себе слушателей. Да и весь облик композитора резко выделял его среди окружающих. Бетховен был человеком не большого роста, коренастым, с лицом изрытым оспой. Парик он никогда не носил, его темные волосы падали ему на лоб. Он был грубоват в движениях, часто резок с людьми. Но иногда вдруг делался необузданно веселым и язвительным. Бетховен никогда не льстил, и этим качеством нажил себе много врагов.

В 1789 году свершилась революция во Франции. Бетховен проникается идеями свободы, всечеловеческого равенства и братства. Его героем становится молодой генерал Наполеон Бонапарт. Композитор посвящает ему свою “Героическую симфонию”. Но дальнейшие действия “героя” разочаровывают Бетховена. Он понимает, что Наполеон ни кто иной, как страшный тиран, приносящий людям несчастья, и отказывается от первоначального посвящения симфонии.

Трагедией жизни Бетховена стала его глухота. Болезнь дала знать о себе уже в двадцать шесть лет. “Мои уши,- пишет он,- шумят и гудят день и ночь. Я могу сказать, что жизнь моя самая жалкая”. Произведения Бетховена в большом количестве издавали при жизни композитора. Но этот человек совершенно не знал цену деньгам. Он витал в высших сферах, и тратил гораздо больше, чем получал.

Глухота Бетховена усиливается, он делается более замкнутым и одиноким. Прошение композитора о постоянной работе при оперном театре отклоняют. Вследствие своего недуга он перестает давать сольные концерты, и его материальные затруднения постепенно возрастают.

Однако болезнь и одиночество не смогли сломать великого мастера. Свое творчество он венчает одним из самых гениальных созданных им произведений - 9 симфонией. На концерте Бетховен сам дирижировал симфонией. Театр был переполнен. После окончания произведения публика взорвалась рукоплесканиями и восторженными криками, но Бетховен продолжал стоять, повернувшись спиной к публике, ничего не замечая. В глазах исполнителей стояли слезы. Музыка композитора звучала у него внутри, а внешние звуки оставались за пределами его слуха.

В последние годы жизни композитор страдал водянкой. Хирург сделал ему четыре прокола. Бетховен, увидев массу воды, хлынувшей из его живота сказал - “Лучше вода из живота, чем из под пера.”

Великий композитор умер в нищете и одиночестве в 1827 году.

На похоронах венского классика присутствовало, по свидетельствам очевидцев, около двадцати тысяч человек.

Читайте также: