Системный подход к решению проблемы формирования активной гражданской позиции учащихся доклад

Обновлено: 17.05.2024

Мой опыт позволяет решать такие противоречия как возможность использования полученных знаний, умений и навыков в самореализации и низким уровнем нравственных качеств учащихся.

Необходимость реализации противоречия определяет мою тему, проблема которой формулируется следующим образом: как сформировать гражданско-патриотические качества на уроках и во внеурочной деятельности.

Целью своей работы считаю создание условий для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.

Для достижения указанной цели мною решаются следующие задачи:

· формировать эмоционально-волевые качества гражданина-патриота России;

· повышать уровень физической подготовки подрастающего поколения;

· воспитывать стремление к сохранению и преумножению военного, исторического и культурного наследия.

В своей работе руководствуюсь следующими принципами: гуманности, научности, самостоятельности и активности в обучении, связи теории с практикой, доступности, единства обучения, воспитания и творчества, системно-деятельного подхода к ребенку и использую такие формы работы:

• Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;

• Беседы, диспуты, викторины;

• Коллективные творческие дела;

• Экскурсии, поездки, походы;

Автор: Елена Евгеньевна Мелякова

ГКОУ РО Донецкая школа – интернат

Выступление на МО классных руководителей

2020 – 2021 учебный год

России не станет тогда,
когда не станет последнего патриота.
Н.М. Карамзин

Мой опыт позволяет решать такие противоречия как возможность использования полученных знаний, умений и навыков в самореализации и низким уровнем нравственных качеств учащихся.

Необходимость реализации противоречия определяет мою тему, проблема которой формулируется следующим образом: как сформировать гражданско-патриотические качества на уроках и во внеурочной деятельности.

Цель ю своей работы считаю созда ние услови й для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.

Для достижения указанной цели мною решаются следующие з адачи:

формировать эмоционально-волевые качества гражданина-патриота России;

повышать уровень физической подготовки подрастающего поколения;

воспитывать стремление к сохранению и преумножению военного, исторического и культурного наследия.

В своей работе руководствуюсь следующими принципами: гуманности, научности, с амостоятельности и активности в обучении , с вязи теории с практикой , до ступности , е динств а обучения, воспитани я и творчества , с истемн о-деятельного подхода к ребенку и использую такие ф ормы работы:

• Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;

• Беседы, диспуты, викторины;

• Коллективные творческие дела;

• Экскурсии, поездки, походы;

Основны ми направления моей работы по гражданско-п атриотическому воспитанию являются :

Малая родина/ Эстетическо-

Моя родословная художественное

Физкультура , спорт , Трудов ая де ятельность

Военно-историческое (п остановка юношей допризывного возраста на воинский учет , конкурс на лучшее знание государственной символики России , дни воинской славы, уроки мужества, уроки памяти, месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, смотр строя и песни ; военно – спортивные игры ) .

Все направления органически взаимосвязаны, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными мировоззренческими основами гражданско - патриотического воспитания.

Успешность моего опыта состоит в том, что условия для формирования гражданско-патри о тических качеств создаются в тесном сотрудничестве с социумом ( городской военный комиссариат, городская библиотека им .Г айдара , городской краеведческий музей ).

Если в системе формировать гражданско-патриотические качества в учебно-воспитательном процессе и в социальной среде, то выпускники будут готовы к успешной самореализации себя как гражданина и патриота в обществе.

Организованные мною мероприятия способствуют сплочению классн ых коллективов, п омогают выявить лидерские качества ребят , воспитывают патриотизм и активн ую гражданск ую позици ю учащихся , педагогов и родителей. Я считаю, что создавая определенные условия в учебно-воспитательном процессе можно воспитать настоящих граждан-патриотов своей страны, способных любить Родину и защищать Отечество .

Система моей работы способствует формированию в сознании и чувствах обучающихся патриотических ценностей любви к своему Отечеству и Родине, ориентирована на ценностное самоопределение как гражданина и осознание себя личностью, способной к самореализации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование сегодня – это важнейший ресурс развития духовного и нравственного потенциала российской нации, и от его успешного развития зависит будущее нашей страны в целом, будущее наших детей. Гражданское воспитание на данный момент является одним из государственных приоритетов образовательной политики России, о чём свидетельствуют и нормативные документы сферы образования, и тематика современных научно-педагогических, социологических, философских исследований, и публикации ведущих специалистов сферы воспитания.

Гражданское воспитание тем и ценно, что для будущего страны важно не только, какие знающие специалисты будут создавать богатство страны, но и какими будут их мировоззрение, гражданская, нравственная позиция.

Главное в формировании гражданской позиции - системный подход, создание условий для их самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Основные направления системы формирования гражданской позиции следующие:

Формирование гражданского отношения к себе.

Формирование гражданского отношения к своей семье.

Формирование гражданского отношения к школе.

Формирование гражданского отношения к Отечеству.

Формирование гражданского отношения к планете Земля.

Формирование гражданской позиции начинается с рождения ребенка и большое значение на её становление оказывает семья. Именно здесь ребенок постигает первые уроки гражданственности, отношения к своей стране, её народу. Далее процесс продолжается в школе, где идет сознательное усвоение истории, политических, правовых и нравственных норм, действующих в обществе, принятие их как основы своих действий, формирование гражданского мировоззрения. Все это выражается в формирующемся гражданском поведении человека.

Каковы же основные пути гражданского воспитания?

Гражданское воспитание – это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности.

Опыт работы гражданской направленности показал, что такие понятия, как общественное благо, права человека, социальная справедливость, осознанная законопослушность, нравственность, лучше усваивается детьми и подростками через участие в общественно-полезной деятельности, через привлечение ребят к активному взаимодействию со всеми институтами общества, с обретением собственного опыта активной деятельности в обществе.

Одновременное участие детей в социально признаваемой деятельности постоянных и временных коллективных объединений, составляющих в целом единый многоплановый коллектив, придает личностным интересам школьников новую дополнительную ценность, ориентируя их на решение социально значимых задач.

В процессе игры у детей сформировалось понятие устройства и функции государства, позитивное отношение к обязанностям гражданина, были созданы благоприятные условия для формирования активной жизненной позиции через развитие интереса к социально - политической жизни общества. Игра позволяет создать комфортные условия, когда школьники не боялись высказывать, а впоследствии и отстаивать, своё мнение, прислушивались к мнениям своих сверстников. Такой опыт позволит ребёнку учиться анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы. Организация и проведение мероприятий, имеющих патриотическую направленность, способствует формированию гражданской позиции, воспитывает чувство любви и уважения к своей стране, её истории и традициям. В целях достойной подготовки к празднованию Юбилея Победы были проведены различные мероприятия и акции. Получению опыта самостоятельного социального действия способствовали проведенные социально ориентированные акции и операции. Всё более популярным становится новый подход к деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию: от отдельных мероприятий – к проектам и программам. Работа по этому направлению постоянно совершенствуется, расширяются формы ее организации. Начав с проведения отдельных мероприятий, сегодня реализуется проектный подход, что позволяет сосредоточить усилия на отдельных целевых группах, включить в практическую деятельность детское объединение и обеспечить самореализацию его потенциала.

В задачу проектной деятельности входит развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности учащихся и приобретение практического опыта, обеспечивающего социальную компетенцию школьников. Суть проекта заключается в определении и изучении конкретной проблемы, проведение ее мониторинга, активизации социума (учащихся, родителей, учителей, жителей микрорайона) по вопросам ее решения. Работа над проектом завершается защитой проекта, где учащиеся должны продемонстрировать знание содержания выбранной проблемы, умение грамотно представить вариант ее решения и наглядно показать результативность деятельности команды по данному проекту.

Такая форма работы с детьми как социальное проектирование приобретает все большую популярность не только в силу актуальности и современности, но и в силу значимости для детей той деятельности, в которой они являются самостоятельными организаторами. Проектные технологии используются сегодня и при проведении различных праздников, конкурсов, акций поддержки и помощи. Проектная деятельность позволила ребятам приобрести опыт коллективного распределения деятельности по решению проблемы. Важным условием работы с подрастающим поколением является ориентация на активную совместную деятельность детей и взрослых. Привлечение подростков к совместной деятельности со старшими членами организации в социальных проектах коллектива школы способствуют росту активности, самостоятельности и стремления к общению участников, выстраивает видение новых способов решения жизненных проблем, формирует самосознание и ответственность перед другими.

Активная совместная деятельность, направленная на решение общественных проблем, поможет сформировать чувство ответственности перед страной, обществом в котором мы живем.

Творческая работа дает возможность не только для самореализации личности, но и приобщает к работе в коллективе, формирует гражданскую позицию, ответственность перед обществом.

Гражданская ответственность включает в себя осознание и положительное отношение человека к своим правам и обязанностям, внутреннюю готовность наиболее полно соотносить их с требованиями общества. Объективными показателями ответственности являются критика безнравственных проявлений, взаимопомощь, умение мобилизовать себя и других на противодействие асоциальным проявлениям. Гражданская ответственность находит наиболее полное выражение в чувстве гражданского долга.

В неразрывной связи с понятием долга находятся понятия гражданской чести и достоинства. В них в отличие от понятия "долг", где нравственные требования выражены в форме "надо", моральное требование выполняется ради сохранения и поддержки престижа в глазах других людей. Чувство собственного достоинства не только помогает оценивать характер нравственной ситуации, но и служит импульсом для поступков с четкой ценностной ориентацией.

Можно с уверенностью сказать: воспитательная работа, ориентированная на гражданское воспитание подростков и молодежи дает возможность отвлечения их от негативного воздействия уличной среды и привлечение к общественно-полезной деятельности, формирование правовой и нравственной культуры подрастающего поколения, профессионализма и гражданской активности

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ Петровская СОШ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИ

Классный руководитель 5 класса Чумакова Л.Г.

Главное в формировании гражданской позиции - системный подход, создание условий для их самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Основные направления системы формирования гражданской позиции следующие :-формирование гражданского отношения к себе,

-формирование гражданского отношения к своей семье,

-формирование гражданского отношения к школе,

-формирование гражданского отношения к Отечеству,

-формирование гражданского отношения к планете Земля.

Игра позволяет создать комфортные условия, когда школьники не боятся высказывать, а впоследствии и отстаивать, своё мнение, прислушиваться к мнениям своих сверстников. Такой опыт позволяет ребёнку учиться анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.

Организация и проведение мероприятий, имеющих патриотическую направленность, способствует формированию гражданской позиции, воспитывает чувство любви и уважения к своей стране, её истории и традициям. Классные часы- Символика России, День единства, Урок Конституции, Ты-будущий избиратель. Воспитанники знакомятся с такими понятиями как гражданин, право, избиратель, права избирателя, референдум. Ребята понимают, что необходимо участвовать в политической жизни общества, что права и обязанности гражданина закреплены в основном законе нашей страны- Конституции РФ.

Такая форма работы с детьми как социальное проектирование приобретает все большую популярность не только в силу актуальности и современности, но и в силу значимости для детей той деятельности, в которой они являются самостоятельными организаторами. Проектные технологии используются сегодня и при проведении различных праздников, конкурсов, акций поддержки и помощи. В числе этих мероприятий различные акции и декады.

Творческая работа дает возможность не только для самореализации личности, но и приобщает к работе в коллективе, формирует гражданскую позицию, ответственность перед обществом.

В целях достойной подготовки к празднованию Дня Победы запланированы различные мероприятия и акции-Неделя воинской славы, День памяти героев антифашистов, освобождение Милютинского района, Битва под Сталинградом.

Получению опыта самостоятельного социального действия способствуют социально ориентированные акции и операции-экооперации по очистке территории школы и прилегающей территории, древонасаждения, Час Земли.

Можно с уверенностью сказать : воспитательная работа , ориентированная на гражданское воспитание детей дает возможность отвлечения их от негативного воздействия уличной среды и привлечение к общественно-полезной деятельности, формирование правовой и нравственной культуры подрастающего поколения, профессионализма и гражданской активности.

1. Pandia . org . Энциклопедия знаний.

Формирование и становление активной гражданской позиции и социальной активности учащихся является одной из важнейших задач современного образовательного процесса. Главная цель формирования социальной активности учащихся связана с формированием гражданина, личности, способной полноценно жить в демократическом обществе и быть максимально полезным этому обществу.

ВложениеРазмер
doklad_3_noyabrya.docx 31.61 КБ

Предварительный просмотр:

Системный подход к формированию гражданской позиции школьника как средство становления социально эффективной школы

Формирование и становление активной гражданской позиции и социальной активности учащихся является одной из важнейших задач современного образовательного процесса. Главная цель формирования социальной активности учащихся связана с формированием гражданина, личности, способной полноценно жить в демократическом обществе и быть максимально полезным этому обществу. Каким гражданином станет сегодняшний школьник, воспитанник?

Гражданское воспитание на данный момент является одним из государственных приоритетов образовательной политики России, о чём свидетельствуют и нормативные документы сферы образования, и тематика современных научно-педагогических, социологических, философских исследований, и публикации ведущих специалистов сферы воспитания. По мнению исследователей, главное в формировании гражданской позиции школьника - системный подход, создание условий для самопознания и самовоспитания.

В связи с этим работа МБОУ СОШ № 9 строится через реализацию нескольких базовых комплексных программ: духовно-нравственного развития, воспитания, социализации обучающихся.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне основного общего образования в МБОУ СОШ № 9 является социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной личности; социально-педагогическое и социально-культурное сопровождение процесса культурно-нравственного постижения подростком Родины, духовного и культурного наследия и достояния родного народа, народов России и всего человечества.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне основного общего образования представлены также на слайде.

∙ осознанное принятие воспитанниками духовно-нравственного начала человеческой индивидуальности в качестве важнейшей жизненной ценности; субъектная установка на самовоспитание и развитие своего творческого потенциала во всех областях социально и социокультурно ориентированной деятельности;

∙ операциональное овладение воспитанниками набором программ деятельности и поведения, характерных для актуальной культурной традиции (культурных традиций), а также усвоение (интериоризация) выражающих их знаний, ценностей и норм.

В педагогическом смысле воспитание – процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет подростка

В процессе работы по данному направлению у обучающихся должны сформироваться такие ценности духовно-нравственного развития, как:

Ценность мира: - как общего дома для всех жителей Земли; - как мирового сообщества, представленного разными национальностями; - как принципа жизни на Земле.

Ценность человеческой жизни как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.

Ценность любви к Родине, народу как проявление духовной зрелости человека, выражающейся в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.

Ценность добра как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия.

Ценность познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.

Ценность труда и творчества как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.

Ценность свободы выбора как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.

В связи с этим духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся МБОУ СОШ №9 строится на по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Все эти направления духовно нравственного развития и воспитания, реализуются в программах воспитания, разработанных классными руководителями МБОУ СОШ №9, на основе программы воспитания школы.

Остановимся подробнее на направлении: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

В ходе осуществления системной работы классного руководителя по данному направлению у воспитанников должно сложиться:

• общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;

• системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

• понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок;

- осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины;

• системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории;

• негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.

Для реализации этого направления классные руководители нашей школы вовлекают обучающихся в активные виды деятельности. В процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания обучающиеся узнают о том, что такое Конституция, каково политическое устройство нашей страны, какие государственные символы РФ. В ходе систематической работы с учащимися по данному направлению происходит знакомство школьников с героическими страницами истории России, с жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения Родине. Также в ходе классных часов, внеурочной деятельности ребята знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России и малой родины.

В процессе экскурсий, встреч и бесед с представителями общественных организаций, посильного участия в социальных проектах и мероприятиях обучающиеся знакомятся с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, а также сами участвуют в работе детско-юношеских движений, организаций, сообществ. Тем самым у них наилучшим образом формируется гражданская позиция, стремление активно участвовать в жизни родной школы, города, страны.

Ежегодно в школе проходит три декады классных руководителей. Вторая декада традиционно посвящена гражданско-патриотическому воспитанию школьников. Классные руководители нашей школы активно вовлекают ребят в работу по данному направлению и делятся своим опытом с коллегами. Все проводимые классные часы проводятся со строгим соответствием требования ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО.

Анализ работы ШМО классных руководителей позволяет говорить о преемственности между педагогами начальной и основной школы, по организации воспитательной работы в этом направлении.

Впервые с воспитанниками гражданско-патриотическое воспитание начинает осуществляться в начальной школе. Все педагоги начальной школы активно участвуют в проведении с учащимися мероприятий гражданско-патриотической и духовно-нравственной направленности. Так за период с 2017 по 2020 учебный в начальной школе прошли мероприятия:

Педагоги основной и средней школы продолжают работу по данному направлению, что говорит о преемственности в воспитательном процессе между педагогами начальной и основной школы.

Таким образом, проведенная систематическая работа с обучающимися класса, позволила наилучшим образом сформировать в ребятах чувство гражданственности, патриотизма, сопричастности своей судьбы с историей страны. Лучшим подтверждением этому является участие ребят класса в работе детско-юношеских движений, организаций, сообществ. Многие ребята выбрали для сдачи ГИА предметы история и обществознание.

Своими наработками с обучающимися по данному направлению, классные руководители с удовольствием делятся между собой активно участвуя в работе ШМО классных руководителей. Также педагоги публикуют свои доклады, методические разработки классных часов на различных интернет площадках, в научно-педагогических журналах.

В 2020 году все классы нашей школы, приняли активное участие в мероприятиях, проводимых во время военно-патриотического месячника. Два педагога нашей школы Смирнова Е.Г. и Толстова А.А. провели открытые внеклассные мероприятия на РМО заместителей директоров школ Татарского района по воспитательной работе. Оба мероприятия были направлены на духовно-нравственное развитие, формирование гражданственности и патриотизма личности школьников.

В ходе этих мероприятий педагогами активно использовались видео, фото, литературные и исторические документы, что сделало мероприятия более эмоционально насыщенными, что в свою очередь наилучшим образом способствовало формированию гражданско-патриатических и духовно-нравсвенных качеств личности школьников. Оба меропрятия имели высокую оценку со стороны всех присутствующих.

Таким образом, проведенный анализ работы показывает, что педагогами нашей школы в системе реализуется работа по направлению духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников. Также наблюдается преемственность в этом процессе между классными руководителями начальной, основной и средней школы. Опыт работы гражданской направленности показал, что такие понятия, как общественное благо, права человека, социальная справедливость, осознанная законопослушность, нравственность, лучше усваивается детьми и подростками через участие в общественно-полезной деятельности, через привлечение ребят к активному взаимодействию со всеми институтами общества, с обретением собственного опыта активной деятельности в обществе.

Оценить 363 0

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

(ГБОУ школа-интернат г.Владикавказ)

Доклад

на МО воспитателей

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ

ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИ

Главное в формировании гражданской позиции - системный подход, создание условий для их самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Основные направления системы формирования гражданской позиции следующие:

-формирование гражданского отношения к себе,

-формирование гражданского отношения к своей семье,

-формирование гражданского отношения к школе,

-формирование гражданского отношения к Отечеству,

-формирование гражданского отношения к планете Земля.

Игра позволяет создать комфортные условия, когда школьники не боятся высказывать, а впоследствии и отстаивать, своё мнение, прислушиваться к мнениям своих сверстников. Такой опыт позволяет ребёнку учиться анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.

Организация и проведение мероприятий, имеющих патриотическую направленность, способствует формированию гражданской позиции, воспитывает чувство любви и уважения к своей стране, её истории и традициям. Классные часы - Символика России, День единства, Урок Конституции, Ты - будущий избиратель. Воспитанники знакомятся с такими понятиями как гражданин, право, избиратель, права избирателя, референдум. Ребята понимают, что необходимо участвовать в политической жизни общества, что права и обязанности гражданина закреплены в основном законе нашей страны- Конституции РФ.

Такая форма работы с детьми как социальное проектирование приобретает все большую популярность не только в силу актуальности и современности, но и в силу значимости для детей той деятельности, в которой они являются самостоятельными организаторами. Проектные технологии используются сегодня и при проведении различных праздников, конкурсов, акций поддержки и помощи. В числе этих мероприятий различные акции и декады.

Творческая работа дает возможность не только для самореализации личности, но и приобщает к работе в коллективе, формирует гражданскую позицию, ответственность перед обществом.

В целях достойной подготовки к празднованию Дня Победы запланированы различные мероприятия и акции - Неделя воинской славы, День памяти героев антифашистов, Битва за Кавказ, Битва под Сталинградом…

Получению опыта самостоятельного социального действия способствуют социально ориентированные акции и операции - экооперации по очистке территории школы и прилегающей территории, древонасаждения, Час Земли.

Можно с уверенностью сказать: воспитательная работа, ориентированная на гражданское воспитание детей дает возможность отвлечения их от негативного воздействия уличной среды и привлечение к общественно-полезной деятельности, формирование правовой и нравственной культуры подрастающего поколения, профессионализма и гражданской активности.

Читайте также: