Доклад на урок музыки 6 класс

Обновлено: 07.07.2024

- музыка современных композиторов: Кикты, Окуджавы, Гаврилина.

Фреска – это роспись водяными красками, наносимая на сырую штукатурку.

Соло – это произведение или партия, предназначенная для исполнения одним инструментом или певцом.

Орнамент – узор в виде ритмического чередования геометрических или изобразительных элементов, использующих растительные и животные мотивы.

Солист – это певец, музыкант, исполняющий сольную партию, выступающий соло.

Молитва – это слова, произносимые верующими при обращении к Богу, к святым, а также при совершении религиозных обрядов.

Обязательная литература

Дополнительная литература

1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.

2. Большая советская энциклопедия: [в 30 т. ]/ гл. ред. А. М. Прохоров – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Значительное влияние на композиторов оказывает среда, в которой они родились и выросли, а также впечатления, полученные от других видов искусства: литературы, живописи архитектуры.

На современного композитора Валерия Григорьевича Кикту сильное впечатление произвели фрески Софийского собора в Киеве.

Собор был построен Ярославом Мудрым в XI веке. Уникальность собора заключается в том, что внутри сохранилось большое количество подлинных мозаик и фресок, росписи водяными красками по сырой штукатурке. Цветовая палитра фресок в соборе насчитывает 177 оттенков.

Не случайно композитор выбирает в качестве солирующего инструмента арфу, имитируя тем самым старинный музыкальный инструмент – гусли.

Былинное сказание предстаёт перед нашими глазами, герои древней старины оживают, бьют копытами кони на площади, звонят колокола Киевской Софии.

На другого современного композитора, Валерия Александровича Гаврилина, оказали влияние произведения русского писателя Василия Макаровича Шукшина.

Бесконечной любовью к Родине, русскому человеку, проникнуты произведения этих двух творцов: Шукшина и Гаврилина.

Молитва – это слова, произносимые верующими при обращении к Богу, к святым, а также при совершении религиозных обрядов. Молитва – очень личное обращение к Богу с благодарностью, просьбой о помощи, покаянием.

К молитве, как к музыкальному жанру, обращались многие композиторы.

Композиторы часто пользовались приёмами стилизации и цитирования, имитировали звучание народных инструментов.

В. Кикта с этой целью использовал многоликость тембров симфонического оркестра. В. Гаврилин – богатство хоровых тембров смешанного хора и изобразительные возможности ударных инструментов.

На уроке мы узнали, как звучание древних музыкальных инструментов, народные и церковные традиции композиторы использовали в своих произведениях. Музыка Чайковского, Гаврилина, Кикты, Окуджавы подчёркивает, благодаря этому, самобытность культуры нашей страны.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Варианты ответа: внутреннее убранство собора; город Киев; церковная литература.

Достаточно вспомнить, что фреска – это роспись водяными красками, наносимая на сырую штукатурку. Из определения следует, что росписи внутри собора впечатлили композитора на создание произведения с аналогичным названием.

№2. Какой инструмент использовал Валерий Кикта для имитации звучания гуслей?

Варианты ответа: арфу; гитару; скрипку; рояль.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

М. С. Березовский

Березовский, Михаил Созонтович, - замечательный композитор. Родился 16 октября 1745 г. в городе Глухове, Черниговской губернии. Учился в киевской духовной академии, по приезде в Петербург определен в придворную певческую капеллу, где изучал музыку у Цопциса. При дворе императрицы Елизаветы давались представления итальянской оперы, в которых принимал участие и Березовский, уже в ту пору обративший на себя внимание способностями к композиции и виртуозным талантом (он отлично играл на скрипке). В 1765 г. Березовский был послан в Италию, в болонскую академию, где занимался под руководством Мартини Старшего. Господствовавшая в этой академии хорошая музыкальная традиция отразились на сочинениях Березовского, отличающихся строгим и красивым стилем. Многие музыкальные академии в Италии избрали Березовского своим почетным членом; болонская академия возвела его в почетные академики. К этому периоду времени относится его опера "Демофон", написанная на текст Метастазио для театра в городе Ливорно; она имела огромный успех. В Италии Березовский написал свои лучшие произведения: "Литургию", концерт "Отрыгну сердце мое", "Слава в вышних Богу", "Милость и суд воспою тебе, Господи", "Причастный" и др. Они отличаются простотою, доступностью, изяществом и в художественном отношении превосходны. Исполнение их в России сделало имя Березовского известным и на родине. Когда он, в 1774 г., вернулся в Россию, Потемкин предложил ему место директора будущей музыкальной академии, которую предполагал основать в Кременчуге. В ожидании этого назначения Березовский определился в капеллу без всякой должности, так как все высшие и лучшие места были в руках иностранцев. Между тем Потемкин забыл не только о Березовском, но и о самой академии. Отчаявшись получить соответствующее его таланту и знаниям место или хотя бы повышение в должности, Березовский впал в мрачную тоску. В марте 1777 г. он заболел белой горячкой и в одном из припадков этой болезни покончил жизнь самоубийством (22 марта). Как композитор духовной музыки, Березовский, вместе с Веделем , является представителем нового направления в партесном пении. В его произведениях меньше следов влияния итальянской музыки; заметно стремление к самобытности, к строгому согласованию музыки с текстом, о чем в то время и не думали многие итальянские композиторы, писавшие духовную музыку для православной церкви. Отличительные черты произведений: большая свобода голосоведения в контрапунктическом стиле, художественность целого в ущерб внешнему блеску, замечательная отделка деталей, соединение простоты и изящества. Из многочисленных сочинений Березовского, оставшихся в рукописях и хранящихся у многих любителей, только два, и то спустя 50 лет со дня его смерти, были изданы придворной капеллой: "Верую" и классический концерт "Не отвержи мене во время старости". Кроме них, напечатаны: "Причастны творяй ангела", "В память вечную", "Чашу спасения", "Во всю землю изыде вещание их". "Из рукописных его сочинений известны: литургия, концерт "Отрыгну сердце", "Милость и суд воспою", "Слава в вышних Богу", причастны: "Хвалите Господа с небес", "Блажени яже избрал", "Не имамы иныя помощи" и др. Ему приписываются, но без доказательств, и другие рукописные композиции, обращающиеся среди любителей церковного пения. - См.: "Очерк истории музыки в России" (приложение к "Руководству к изучению истории музыки" фон Доммера, М., 1884); Разумовский , "Церковное пение в России" (М., 1867); Н.А. Лебедев, "Березовский и Бортнянский, как композиторы церковного пения" (СПб., 1882); Л. Саккетти, "Очерк всеобщей истории музыки" (СПб., 1883; 3-е изд., 1903); В. Металлов , "Очерк истории православного церковного пения в России" (3-е изд., М., 1900, стр. 122 - 124); Стаффорд, "История музыки" в перев. Е. Воронова (СПб., 1838); Fetis, "Biographie universelle des musiciens" (П., 1860).

Презентации к урокам: Искусство - память человека; Обобщающий урок первой четверти; В начале был ритм; О чем рассказывает музыкальный ритм; Жанр - оперетта, мюзикл; Диалог метра и ритма; От адажио к престо; Высокая месса И.С. Баха

ВложениеРазмер
iskusstvo_-_eto_pamyat_chelovechestva.pptx 1.56 МБ
obobshchayushchiy_urok.pptx 1.34 МБ
v_nachale_byl_ritm.pptx 1.68 МБ
o_chem_rasskazyvaet_muzykalnyy_ritm.pptx 625.75 КБ
operetta_myuzikl.pptx 568.11 КБ
dialog_metra_i_ritma.pptx 199.95 КБ
ot_adazhio_k_presto.pptx 864.76 КБ
vysokaya_messa_i.s._baha.pptx 445 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Искусство – это память человечества

Лета и Мнемозина – имена греческих богинь: богиня забвения Лета, уносит воспоминания о земном и преходящем; богиня памяти Мнемозина даёт человеку великую созидательную силу – увековечить каждое мгновение жизни.

Именно Мнемозина стала матерью всех девяти муз, покровительствующих искусствам, передав им в наследство самую поразительную способность, отличающую искусства и поныне. Это способность наделять бессмертием всё, к чему они прикасаются.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Михаил Иванович Глинка

Модест Петрович Мусоргский

Людвиг ванн Бетховен

Музыка оказывает влияние на ________, потому что рождается от чувств, появившихся в душе человека . Без музыки земля – пустой, недостроенный ____, в котором никто не живет. Человека Дом

Искусство будит фантазию, навевает образы дальних стран, в которых, может быть, человеку никогда не суждено побывать. Искусство рождает мечту, а мечта всегда _______ реальности. Музыка обладает волшебным свойством __________ свое состояние множеству людей. Богаче Передавать

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Вывод урока: Музыка обладает удивительным свойством объединять людей – в труде, в бою, в празднике Людвиг ван Бетховен Симфония №9 Ода к радости

Вальс – плавный, кружащийся парный танец в трехдольном размере. Мелодия плавная и певучая или задорная и быстрая, но всегда полна грации и производит впечатление кружения.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

О чем рассказывает музыкальный ритм?

Полонез (польский танец) Вольфганг Амадей Моцарт Франц Шуберт Георг Фридрих Гендель Михаил Огинский Николай Андреевич Римский-Корсаков Модест Петрович Мусоргский

Мазурка (польский танец) Фредерик Шопен Михаил Иванович Глинка Пётр Ильич Чайковский Анатолий Константинович Лядов Александр Николаевич Скрябин Александр Константинович Глазунов

Болерó — испанский народный танец. Характерные музыкально-стилевые черты: размер 3/4 , особенные ритмовые формулы, умеренный темп.

Мори́с Раве́ль (7 марта 1875 — 28 декабря 1937) — французский композитор, дирижёр, один из реформаторов музыки XX века.

Итак, Равель, танцуем болеро! Для тех, кто музыку не сменит на перо, Есть в этом мире праздник изначальный - Напев волынки, скудный и печальный, И эта пляска медленных крестьян . Испания! Я вновь тобою пьян. Но жив народ, и песнь его жива. Танцуй, Равель, свой исполинский танец, Танцуй, Равель! Не унывай, испанец! Вращай, История, литые жернова, Будь мельничихой в грозный час прибоя! О болеро, священный танец боя!

Мазурка – это … Польский танец Африканский танец Итальянский танец Португальский танец

Полонез – это… Бразильский танец Английский танец Польский танец Немецкий танец

Болеро – это… Кавказский танец Испанский танец Мексиканский танец Норвежский танец

Ритм – это… Важное средство музыкальной выразительности Временная организация движения музыки Равномерное чередование звуков

Ответы Мазурка – польский танец (буква А) Полонез – польский танец (буква С) Болеро – испанский танец (буква В) Ритм – все ответы верны (А, В, С)

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Оперетта и мюзикл Тема урока

Оперетта , то есть маленькая опера, — это нечто среднее между традиционным театральным спектаклем и оперой.

Жак Оффенба́х ( 20 июня 1819 — 5 октября 1880) —французский композитор, театральный дирижёр и виолончелист , основоположник и наиболее яркий представитель французской оперетты.

Мюзикл — музыкально-театральный сценический жанр, сочетающий в себе музыкальное, драматическое, хореографическое и оперное искусства.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Диалог метра и ритма

Где ритм и где метр?

Ара́м Ильи́ч Хачатуря́н (24 мая 1903 — 1 мая 1978) — советский армянский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Иога́нн Себастья́н Бах (21 марта 1685—28 июля 1750) —немецкий композитор, органист-виртуоз, музыкальный педагог. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Высокая месса Баха

Иога́нн Себастья́н Бах (21 марта 1685—28 июля 1750) —немецкий композитор, органист-виртуоз, музыкальный педагог. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы .

Месса - многочастное циклическое вокально-инструментальное произведение на текст богослужения католической церкви . Она относится к вокально-драматическому жанру, ее драматургия основана на раскрытии контрастных образов, свойственных сценическим жанрам. Основная идея мессы стремление "от страдания к радости" - воплощается через сопоставление двух образных сфер. Первая сфера - это образы скорби, горести и страдания, "вздохи и слезы", исполненные величием духа. Вторая, контрастная первой, - образы радости, света и ликования, триумфа правды и активного действия.

Пятичастная месса Kyrie – мольба о прощении Gloria – гимн хвалы и благодарения Credo – символа веры Sanctus – кульминация, взятая из ветхозаветной Книги Исайи Agnus Dei – прославление Господа Иисуса Христа

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку 9 класс" Первая помощ при ожогах,обморожениях".

Презентация составлена с учетом психофизических особенностей учащихся коррекционной школы VIII вида.


Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие: показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах .


Презентация к уроку (6 класс) по теме "Урок Мужества "Площадь Памяти"

Данное мероприятие четко связано с другими, направленными на формирование у учащихся чувства патриотизма, и соответствует возрастным особенностям детей. Занятие логически делится на две части: теорети.

Урок и презентация к уроку в7 классе "Слагаемые успеха насекомых"

Материал может использоваться для уроков по теме отряды насекомых по ОС "Школа 2100".


Презентация к уроку 10 класса (базового) по химии 10 класс Тема"Каменный уголь. Фенол"

Презентация к уроку химии 10 (базовый) по теме "Каменный уголь.Фенол" Дается строение фенола, его свойства.


Данная презентация разработана для урока музыки в 6 классе по программе Е.Д. Крицкой, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.

Содержимое разработки

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ.

ВАГАНТЫ, КТО ОНИ ТАКИЕ?

Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах. Большинство писали свои стихи на латыни. В своем творчестве они опирались на традиции церковных, речевых жанров, на опыт народной лирики.

Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах. Большинство писали свои стихи на латыни. В своем творчестве они опирались на традиции церковных, речевых жанров, на опыт народной лирики.

До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов 12 - 13 вв.

Современный композитор Давид Фёдорович Тухманов

1940 год

КОГДА ЗАРОДИЛСЯ ЖАНР АВТОРСКОЙ ПЕСНИ?

Зародился в середине 20 века из художественной самодеятельности. В этих песня авторы размышляли о смысле жизни, признавались в любви, воспевали дружбу.

БАРД (ОТ КЕЛЬТ. *BARDOS ) — ПЕВЕЦ ИЛИ ПОЭТ; КАК ПРАВИЛО, ОДИНОЧНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ ПЕСЕН СОБСТВЕННОГО СОЧИНЕНИЯ. БАРД — ПОЭТ И ПЕВЕЦ В СРЕДНИЕ ВЕКА . БАРД -ПРЕДСТАВИТЕЛЬ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ ; В БОЛЕЕ ШИРОКОМ СМЫСЛЕ — АВТОР-ИСПОЛНИТЕЛЬ .

БАРД (ОТ КЕЛЬТ. *BARDOS ) — ПЕВЕЦ ИЛИ ПОЭТ; КАК ПРАВИЛО, ОДИНОЧНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ ПЕСЕН СОБСТВЕННОГО СОЧИНЕНИЯ. БАРД — ПОЭТ И ПЕВЕЦ В СРЕДНИЕ ВЕКА . БАРД -ПРЕДСТАВИТЕЛЬ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ ; В БОЛЕЕ ШИРОКОМ СМЫСЛЕ — АВТОР-ИСПОЛНИТЕЛЬ .



 ИСТОКИ Городской романс Кант (бытовая песня) Крестьянские песни Творчество декабристов Революционные молодёжные песни 20-х годов Песни беспризорников Студенческий фольклор

  • Городской романс
  • Кант (бытовая песня)
  • Крестьянские песни
  • Творчество декабристов
  • Революционные молодёжные песни 20-х годов
  • Песни беспризорников
  • Студенческий фольклор

Булат Окуджава

1924 -1997 —российский поэт, композитор, прозаик и сценарист. Автор около двухсот авторских и эстрадных песен, написанных на собственные стихи, один из ярких представителей жанра авторской песни в 1950—1980-е годы.

ЮРИЙ ВИЗБОР. 1934 -1984 — бард, киноактёр, журналист, писатель, сценарист, поэт - один из основоположников жанра авторской песни, создатель жанра песни-репортажа, автор более 300 песен. Увлечение горными вершинами и альпинизмом нашло отражение в его творчестве и сделало песни Визбора особенно популярными среди туристов, хотя подчас не все представляли, что именно он являлся автором этих песен, они считались подлинно народными.

ЮРИЙ ВИЗБОР.

1934 -1984 — бард, киноактёр, журналист, писатель, сценарист, поэт - один из основоположников жанра авторской песни, создатель жанра песни-репортажа, автор более 300 песен.

Увлечение горными вершинами и альпинизмом нашло отражение в его творчестве и сделало песни Визбора особенно популярными среди туристов, хотя подчас не все представляли, что именно он являлся автором этих песен, они считались подлинно народными.

1951 - советский и российский бард, певец, композитор, актер, народный артист России. Характерная черта его выступлений - эффектная игра на двенадцатиструнной гитаре, обязательно с использованием спаренных металлических струн, придающих инструменту яркое, тембрально насыщенное звучание

1951 - советский и российский бард, певец, композитор, актер, народный артист России. Характерная черта его выступлений - эффектная игра на двенадцатиструнной гитаре, обязательно с использованием спаренных металлических струн, придающих инструменту яркое, тембрально насыщенное звучание

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ. 1938 -1980 — советский поэт, бард, актёр. Сыграл около 30 ролей в фильмах. Особенно прославился исполнением собственных песен под акустическую гитару. В годы строгой цензуры он затрагивал целый ряд запретных тем, отчего и сам во многом был под запретом, — в советские времена его записи распространялись почти исключительно на магнитоальбома х.

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ.

1938 -1980 — советский поэт, бард, актёр. Сыграл около 30 ролей в фильмах. Особенно прославился исполнением собственных песен под акустическую гитару.

В годы строгой цензуры он затрагивал целый ряд запретных тем, отчего и сам во многом был под запретом, — в советские времена его записи распространялись почти исключительно на магнитоальбома х.

ОЛЕГ МИТЯЕВ.

Читайте также: