Система социального управления доклад

Обновлено: 08.07.2024

Социальное управление (или, просто, управление),в отличие от технического и биологического, - это управление людьми, которые объединены в большие или малые социальные организации, вне которых немыслимо существование человека, поэтому происхождение управления неразрывно связано с происхождением социальных организаций. В то же время под социальной организацией мы подразумеваем относительно стабильную социальную целостность, демонстрирующую разумное поведение, как живой организм.

Разумное поведение означает способность организации адекватно реагировать на вызовы или решать свои проблемы. Именно благодаря этому потенциалу, который обеспечивает управление, общественные организации сохраняют свою целостность и жизнеспособность.

Примерами социальных институтов являются семья, первобытная община, деревня, город, нация, компания, партия, общество (цивилизация), мировое сообщество, человечество в целом. История управления начинается с первобытного человеческого стада. Уже в те времена (около 1 миллиона лет назад) на заре человечества управление уже существовало на Земле, но было бессознательным. Поведение человека в стаде определялось в основном инстинктами (безусловными рефлексами), и было похоже на поведение других так называемых социальных животных (муравьев, пчел)

Управление следует рассматривать как процесс управления - комплекс непрерывных, последовательных, взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ее целей. Эти действия, которые очень важны для успеха организации, называются функциями управления.

Управление социальной работой является необходимым условием функционирования любой общественной организации, под которой понимается группа из двух и более человек, деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленных целей. Организации создаются людьми и являются частью социальной системы. Зависимость общества от деятельности организаций позволяет рассматривать последние не только как объекты социального воздействия, но и как активные субъекты, влияющие на жизнь общества.

Социальное управление в широком смысле означает управление всеми и любыми общественными процессами, а в узком смысле — управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни.

Социальное управление имеет свои специфические особенности, трудности, возможности и границы, не свойственные управлению техническими системами.

При этом опыт, интуиция, здравый смысл занимают большое место в управлении, а иногда и доминируют в нем. Лидеры, которые хорошо управляют, являются ценным общественным достоянием.

Управление -- это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта управления выступают различные явления и процессы: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, аппараты.

Содержание

Глава 1. Теория социального управления

1.1 Социальное управление как самостоятельная

отрасль научного знания

1.2 Законы и принципы социального управления

Глава 2. Основы социального управления

2.1 Сущность и содержание социального управления

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Админ право реферат.rtf

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Институт управления и права

Факультет управления

Работу выполнила студентка 5 кура

группы ТС 611 “А”

Кожечкина Анастасия Игоревна

Москва, 2010

Глава 1. Теория социального управления

1.1 Социальное управление как самостоятельная

отрасль научного знания

1.2 Законы и принципы социального управления

Глава 2. Основы социального управления

2.1 Сущность и содержание социального управления

Список используемой литературы

Управление -- это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта управления выступают различные явления и процессы: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, аппараты. Управление как процесс воздействия субъекта на объект управления немыслимо без системы управления, под которой, как правило, понимается механизм, обеспечивающий процесс управления, т. е. множество взаимосвязанных элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно. Участвующие в процессе управления элементы объединяются в систему с помощью информационных связей, конкретнее -- по принципу обратной связи.

Социальное управление как особый тип управления представляет собой воздействие одних людей на других главным образом с помощью информации в целях упорядочения социально значимых процессов, обеспечения устойчивости, развития социальных систем.

Глава 1. Теория социального управления

1.1 Социальное управление как самостоятельная отрасль научного знания

Социальное управление -- один из типов общего управления, исследованием которого занимается кибернетика. Управление -- это, во-первых, целенаправленное воздействие на сложную систему, во-вторых, функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т. е. достижение стоящих перед ними целей, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.

Феномен управления известен еще с античных времен и изучался многими общественными науками (философией, правоведением, социологией, политологией и др.), призванными изучать общество и законы его развития. Менеджмент как одно из направлений науки об управлении в условиях рыночных отношений возник значительно позже (в начале XX в.) и развивался в большей мере в контексте экономических наук. Таким образом, чтобы получить достаточно полное представление о социальном управлении, нельзя ограничиться понятием менеджмент, которое не исчерпывает всего содержания социального управления.

В настоящее время все острее осознается необходимость разработки первых, наличие достаточно четкого представления о предмете науки как современной теории управления. Для этого необходимы, как минимум, во- самостоятельной отрасли научного знания, не относящейся ни к экономике, ни к политологии, ни к психологии, не растворяющейся ни в какой другой науке, во-вторых, выработка достаточно универсального определения социального управления.

Социальное управление -- предмет изучения многих наук, прежде всего социологии, психологии, социальной психологии, политологии, философии, юриспруденции, культурологии, педагогики, кибернетики, синергетики, эргономики и экономики под углом зрения их управленческих возможностей. Поэтому структура науки, как считают некоторые исследователи, включает в себя разделы: социологии управления, философии управления, психологии управления, политики как искусства управления, экономики, культуры и права в аспектах управления.

Напомним, что система -- это множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, составляющих целостное образование.

Системный подход -- это комплексное изучение исследуемого объекта как единого целого с позиций системного анализа. Он означает учет всех взаимосвязей, изучение отдельных структурных частей, выявление роли каждой из них в общем процессе функционирования системы и, наоборот, выявление воздействия системы в целом на отдельные ее элементы.

Система социального управления, в которой реализуются разные функции управления: а) включает разных специалистов, объединенных в органах управления; б) использует целую совокупность методов управления, в том числе и совокупность средств вычислительной и организационной техники; в) объединяет различные виды информации (экономической, социальной, политической, организационной и т. п.), которая позволяет установить надежную связь между субъектом и объектом управления, учесть все изменения внутренней и внешней среды.

1.2 Законы и принципы социального управления

К законам управления относятся:

Закон необходимого разнообразия, по которому разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия управляемого объекта. Чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет.

Закон специализации управления предполагает, что управление современными общественными делами ведет к расчленению его функций, к специфическому их проявлению в конкретных условиях, на разных уровнях управления, различных направлениях.

Поэтому управление требует высокого профессионализма в различных сферах: экономической, социальной, политической, психологической, организационно-технической, правовой, экологической, демографической и т. п. Субъект управления, осваивая различные области профессиональных знаний и опираясь на их многообразие, интегрирует, объединяет многознание в принятых управленческих решениях, проектах, программах и концепциях.

Закон интеграции управления означает объединение в управлении различных специализированных действий на разных уровнях и направлениях управления в единый управленческий процесс в рамках единого социального организма -- системы. В качестве интегрирующих факторов выступают цели, задачи и интересы общества, которые требуют поддержания нормальной жизнедеятельности и развития сложной социальной системы в соответствии с постоянными изменениями внутренней и внешней среды.

Одним из основополагающих законов управления является закон экономии времени, который характеризует эффективность управления, следовательно, достижение поставленной цели с учетом наименьших временных потерь: материальных, человеческих и финансовых ресурсов, что во многом зависит от скорости и адекватности реакции субъекта управления на объект управления, решение любого вопроса в управлении в более короткое время, своевременно оказывает положительное влияние на конечный результат.

К числу основополагающих законов социального управления относятся также:

Закон приоритетности социальных целей, определяющих при целеполагании. Не производство, не политика, не экономика являются целью развития общества и условием поддержания его равновесия и развития, а постоянное повышение качества жизни его членов, их благосостояния, социального самочувствия, непрерывное совершенствование образа жизни.

Осознание этой закономерности привело цивилизованные страны к построению социального государства, социально-ориентированного рынка, к социальному партнёрству. Более того, выявление этой закономерной связи обусловило установление не только качественных, но и количественных характеристик в достижении социальной справедливости: стабильность в обществе не может допустить 10-кратную разницу в доходах самых богатых и самых бедных. По объективным причинам не более 10 % населения могут проживать на пороге бедности. Это критическая отметка для большинства развитых стран. Иначе в обществе наблюдаются застой, стагнация, нарастание кризисных явлений, здесь невозможно развитие, в том числе и экономическое.

Никогда нельзя забывать, что управленческие отношения в конечном счете порождаются способом производства, экономическим базисом общества, но в такой же степени вредно непонимание того, что в определенных условиях, особенно происшедших научно-технической и информационной революций, управленческие отношения сами обретают базисный характер, оказывают огромное обратное воздействие на все стороны общественной жизни, а не только экономической, во многом определяют в целом темпы социального прогресса.

Следовательно, очень важно признать как неоспоримый факт, что управление, будучи субъективной деятельностью разных субъектов управления (государственный орган, общественный институт, отдельный человек), несет на себе печать этой субъективности в виде общей и управленческой культуры (ее наличия или отсутствия), специфики традиций и исторического опыта, интересов, потребностей, установок, позиций той или иной личности, являющейся лидером, и т. п. Поэтому, чем выше уровень управления, на котором расположен субъект управления, отдельный лидер, тем больше простор для проявления как позитивной, так и негативной субъективности.

Характер субъективности в управлении во многом зависит от выбора, обоснования генеральной цели общества. Закон доминирования глобальной цели в развитии социальной системы является основополагающим для социального управления. Суть его заключается в том, что каждая социальная система состоит из ряда подсистем: экономической, политической, технической, организационной, социальной, духовно-культурной. В своем единстве они составляют целостный организм, но поддержание целостности возможно только при доминировании генеральной главной цели над целями каждой подсистемы.

В целом в теории управления понятие закономерность обычно рассматривается как первоначальная стадия формулирования закона в начале его теоретического исследования. Следует подчеркнуть, что именно эта часть общей теории управления представляется наименее исследованной. Необходимо более обстоятельное изучение законов общественного развития и управления сложными системами, социального и биологического мира, социального и технического, информационного, стихийных и сознательных процессов. Интегральное исследование этих закономерностей -- во многом дело будущего, но уже сегодня можно сказать, что обеспечение сбалансированного развития социального и биологического, достижение гармонического развития социальной и природной среды, предотвращение экологической катастрофы -- одна из важнейших закономерностей социального управления.

Содержание

Содержание

  • Понятие
  • Общие черты социального управления
  • Виды и особенности социального управления
  • Элементы социального управления
  • Функции социального управления
  • Как отличить функции социального управления от любых других функций?
  • Механизмы управления социальными системами
  • Механизм сознательного управления
  • Механизм стихийного регулирования

Чтобы понять феномен социального управления, мы разберем, в частности, его понятие, то, какими общими чертами оно обладает, на какие виды подразделяют социальное управление, и какие элементы в него включены. Также мы расскажем о существующих механизмах социального управления и категориях объектов управления.

Понятие

Социальное управление – разновидность управления, или, иными словами, процесс воздействия на общество целиком. Данное воздействие включает в себя и воздействие на социальные группы, и влияние на отдельных индивидов, деятельность которых нужно упорядочить. Также социальное управление отвечает и за повышение уровня организации социальной системы.

Социальное управление от любого другого можно отличить по следующим признакам:

  1. Оно характерно для всех систем, у которых есть собственная сформированная организация поведения.
  2. Социальное управление выступает в интересах только тех сторон организованной системы, которые взаимодействуют друг с другом напрямую.
  3. Оно всегда имеет цель и ориентир на ее достижение, дополнением к этому – решение практических задач.
  4. Социальное управление предполагает, что объект управления будет подчиняться субъекту. При этом не важно, в какой форме подчинения, оно просто должно быть.
  5. Социальное управление непрерывно держит связь со всей информацией, которую можно получить посредством управленческих команд.

Общие черты социального управления

Выделяют всего семь общих черт социального управления:

  1. Первая черта возникает там, где присутствует совместная деятельность людей и их общностей.
  2. Вторая черта обеспечивает одинаковое и постепенное воздействие на всех участников совместной деятельности.
  3. Третья направлена на то, чтобы достигать конкретной поставленной управленческой цели.
  4. Четвертая характеризуется тем, что в социальном управлении присутствует субъект и объект управления.
  5. Пятая черта подразумевает то, что субъект управления имеет ресурс власти.
  6. Шестая черта говорит о том, что объект управления находится под властью, что означает его полное подчинение и повиновение указаниям субъекта.
  7. Седьмая черта появляется, потому что социальное управление реализуется всегда в рамках определенного механизма.

Виды и особенности социального управления

Их можно разделить на три категории:

  • государственное управление,
  • муниципальное
  • и общественное самоуправление.

А вот особенности заключаются в осуществлении управления только на тех территориях, где действуют системы. Также особенность состоит и в совместной деятельности, которую предполагает управление, чтобы достигать общие цели. Еще одна особенность – упорядочивающее воздействие на участников совместных действий. Кроме того, социальное управление носит волевой и властный характер, при этом сознательный. Социальное управление может осуществляться исключительно в рамках управленческих решений. Последняя особенность связана с тем, что субъект управления связан с формами, методами и средствами воздействия на объект.

Элементы социального управления

Элементов социального управления не много – к ним относят только то, что участвует в процессе управления на всех этапах. Элементами социального управления выступают:

  1. Субъект управления (то есть тот, кто осуществляет воздействие).
  2. Объект управления (тот, на кого оказывают воздействие).
  3. Управленческие связи – прямые (целенаправленно организующие объект) и обратные (информационный канал, по которому передаются результаты воздействия).

Если говорить об управленческих связях, в данном случае есть место и управленческому циклу – совокупности управленческих стадий, которые характеризуются поставленными задачами и составом сотрудников, которые эти задачи выполняют.

Управленческие связи не только выполняют определённую цель и являются передатчиками информации, но и возникают на каждой из стадий процесса управления. Всего этих стадий пять:

  1. Анализ управленческой ситуации.
  2. Разработка и принятие решения.
  3. Организация и реализация решения.
  4. Контроль.
  5. Анализ итогов – корректировка дальнейшего плана.

Обратите внимание! Субъектом управления может выступать как индивидуальное лицо, так и коллектив.

А к объектам управления можно отнести каждого отдельно взятого человека (индивида), коллектив или государство – все общество целиком, которое подвергается подчинению со стороны субъекта.

Объекты социального управления по-разному относятся к своему подчинению. В зависимости от индивидуальных особенностей, каждый человек чувствует себя отлично от другого. Такие отличия в поведении, отношении и принятии своей позиции разделили на категории подчинения, у каждой из которых есть собственная характеристика поведения:

Функции социального управления

Функции социально управления представляют собой управленческие воздействия и влияния, которые обусловлены социальным назначением и стабильностью. Они отвечают за целевое исполнение задач управления.

Как отличить функции социального управления от любых других функций?

Функции социального управления имеют ряд признаков:

  • Они ориентированы на социальное назначение управления.
  • Их можно охарактеризовать как направленные и стабильные функции.
  • Также социальные функции являются внешним проявлением свойств системы управления.
  • Функции показывают направление, в котором социальное управление совершает активные действия.
  • Еще одно отличие функций социального управления заключается в том, что они определяются в соответствии с целями и задачами, которые нужно выполнить.
  1. Общие.
  2. Специальные.
  3. Обеспечивающие.

А вот по направлению воздействия можно отличить внутренние и внешние функции.

В зависимости от времени действия, функции различают временные и постоянные.

Если же рассматривать общие функции управления, к ним относятся функции:

  • прогноза,
  • моделирования,
  • информирования и планирования,
  • организации и координации,
  • распоряжений,
  • регулирования,
  • контроля и учета.

Прогноз выступает как работа с перспективами развития. Моделирование представляет собой разработку определенной конструкции управленческих отношений. Информирование – это вся работа с информационными данными от получения до передачи. Планирование задает темпы развития и решения управленческих обстоятельств. Организация и координация отвечают за формирование и согласование системы управления.

Распорядительство подразумевает регулирование отношений, которые возникли в результате управленческих действий. Регулирование отвечает за установление всевозможных норм и требований для каждого отдельного объекта управления. Контроль одобряет или отклоняет последствия принятых управленческих решений в действиях при социальном управлении. Учет позволяет держать картину целого, а конкретно, картину состояния при социальном управлении.

Механизмы управления социальными системами

Мы рассмотрим несколько механизмов, которые применяют для управления социальными системами в зависимости от различных обстоятельств и сложившихся условий.

Механизм сознательного управления

По-другому его называют механизмом целеустремленного управления. Связано это с тем, что в таком случае управление осуществляют люди, которые наделены волей и сознанием, чтобы достичь поставленные цели.

Механизм стихийного регулирования

Это тот самый механизм, который действует на результат – упорядоченность масс актов.

В общем и целом, к управлению социальными системами нужно подходить комплексно с оглядкой на условия современного производства. Только в таком случае управление будет предполагать интеграцию функций управления трудом и кадрами, развитием социальных отношений и каждого индивида в отдельности – на едином уровне организации. Такой уровень закладывает специализированная управленческая служба.

Можно прийти к выводу о том, что система управления социальными системами – это целевой комплекс по выполнению задач в основных направлениях деятельности. Кроме этого, комплекс и все относящиеся к нему механизмы и методы управления направлены исключительно на то, чтобы повысить производительность труда и качество работы.

Читайте также: