Симфонический оркестр доклад 4 класс

Обновлено: 02.07.2024

Каждый, кто любит музыку, знает и помнит имена Я. Гайдна, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Г. Берлиоза, Ф. Листа, С. Франка, Ж. Бизе, Дж. Верди, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина. М. П. Мусоргского, С: В. Рахманинова, А. К. Глазунова, Я. Ф. Стравинского, Прокофьева, Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, К. Дебюсси, М. Равеля, Б. Бартока и других мастеров, чьи симфонии, сюиты, увертюры, симфонические поэмы, картины, фантазии, инструментальные концерты в сопровождении оркестра, наконец, кантаты, оратории, оперы и балеты написаны для симфонического оркестра или предполагают его участие. Умение писать для него представляет собой высшую и сложнейшую область искусства музыкальной композиции, требующую глубоких специальных знаний, большого опыта, практики, а главное — особых музыкальных способностей, одаренности, таланта.

Стремление композиторов XIX—XX вв. обогатить звуковую палитру обусловило введение в оркестр ряда инструментов, обладающих особыми техническими и тембровыми возможностями.

Что же касается струнной и духовой групп, то их формирование к 1920 г. было в основном закончено. В состав оркестра иногда вводятся отдельные представители группы саксофонов (в произведениях Бизе, Равеля, Прокофьева), духового оркестра (корнеты у Чайковского и Стравинского), клавесин, домры и балалайки, гитара, мандолина и т. д. Композиторы все чаще создают произведения для частичных составов симфонического оркестра: для одних струнных, для струнных и медных, для духовой группы без струнных и ударных, для струнных с ударными.

Как же располагаются музыканты на эстраде? В XVIII—XIX вв. слева от дирижера сидели первые скрипки, а справа — вторые, позади первых скрипок садились альты, а позади вторых — виолончели. За струнной группой рядами сидели: впереди деревянная духовая группа, а за ней медная духовая. Контрабасы располагались на заднем плане справа или слева. Остальное пространство отводилось арфам, челесте, фортепьяно и ударным. В нашей стране музыканты рассаживаются по схеме, введенной в 1945 г. американским дирижером Л. Стоковским. По этой схеме вместо вторых скрипок справа от дирижера на первом плане помещаются виолончели; их прежнее место занимают теперь вторые скрипки.

Симфоническим оркестром руководит дирижер. Он объединяет музыкантов оркестра и направляет все их усилия на осуществление своего исполнительского замысла в процессе репетиций и на концерте. Дирижирование основано на специально разработанной системе движения рук. В правой руке дирижер обычно держит палочку. Важнейшую роль играют его лицо, взгляд, мимика. Дирижер должен быть высокообразованным человеком. Ему необходимы знания музыки различных эпох и стилей, инструментов оркестра и их возможностей, тонкий слух, способность глубоко проникать в замысел композитора. Талант исполнителя должен сочетаться у него с организаторскими и педагогическими способностями.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Литавры Так называют обычно парные большие котлообразные барабаны с одной мембраной. С 17 века музыкальный инструмент входит в состав симфонического оркестра. Звучание современных _____можно подстраивать при помощи специальных винтов или ножной педали.

Барабан Состоит из полого цилиндрического деревянного (или металлического) корпуса-резонатора или рамы, на которые с одной или двух сторон натянуты кожаные мембраны

Тарелки ____________ - ударный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звучания. Они представляют собой диск выпуклой формы, изготовленный из особых сплавов. В её центре имеется отверстие, предназначенное для закрепления инструмента на специальной стойке или для прикрепления ремня.

Гонг _______— старинный ударный музыкальный инструмент, представляющий собой свободно подвешенный на опоре вогнутый металлический диск большого размера.

Треугольник Долгое время он считался народным инструментом, но в XVIII веке благодаря таким великим композиторам как Моцарт и Глюк он твёрдо закрепился в составе симфонического оркестра.

Колокола Набор 12—18 цилиндрических металлических трубок диаметром 25—38 мм, подвешенных в раме- стойке (высота около 2 м). Ударяют колотушкой, головка которой обтянута кожей. Изобретены в 1893 г. англичанином Герингтоном.

Кастаньеты Они были известны еще в Древнем Египте и в Древней Греции. Существует множество версий о том, как эти инструменты оказались в Испании. Одни считают, что испанцы заимствовали их у завоеванных ими мавров. Другие говорят, что __________привез в Испанию Христофор Колумб после того, как открыл Америку. Третьи считают _____________ наследием Древнего Рима: там этот инструмент использовали андалузские танцовщицы.

Тромбон Этот инструмент переводится с итальянского языка как труба. Это духовой музыкальный инструмент, изготовленный из меди. Высота его звука может регулироваться кулисой или вентилями, специальными приспособлениями на трубе.

Туба Это духовой музыкальный инструмент, изготовленный из меди. Он издает самый низкий звук из всех духовых инструментов в оркестре.

Валторна Её прообразом является охотничий рог, который был известен еще во времена Александра Македонского. Его звук был слышен более чем за 14 верст вокруг.

Сурдина Она применяется на трубе достаточно часто, при необходимости изменить силу звука или тембр. Это грушеобразная болванка из дерева, картона или пластика, вставляющаяся в раструб .

Кларнет Это духовой музыкальный инструмент, изготовленный из дерева. Считается, что впервые инструмент, напоминающий его, появился в восточном Средиземноморье около 4 тысяч лет назад.

Гобой По легенде гобой появился в Древней Греции. Его изобретателем был фригийский музыкант Ягнис. В Древней Греции этот инструмент назывался авлос, а в Древнем Риме – тибия.

Фагот Его изобрел каноник аббат Афраньо дэльи Альбонэзи в 1539 году. Он взял низкие свирели, которые считаются предшественницами фагота, и приделал к ним мех для нагнетания воздуха.

Струнные смычковые инструменты современного симфонического оркестра

Скрипка Она относится к струнно-смычковым инструментам, то есть извлекают звук из этого инструмента при помощи смычка. Если орган считается царем музыкальных инструментов, то её смело можно назвать царицей, так как возможности ее просто колоссальные, звучание инструмента очень похоже на звучание человеческого голоса.

Предполагают, что родилась скрипка в конце пятнадцатого века, а ее создатель – Гаспаро Бертолотти был музыкальным мастером и делал виолы. Родиной этого инструмента является Италия.

Альт Этот инструмент чуть больше скрипки. Звук у него гораздо ниже.

Виолончель Виолончель – это струнно-смычковый музыкальный инструмент. По форме он напоминает скрипку, сильно увеличенную в размере. Если звук скрипки схож с высоким женским голосом, то звук виолончели можно сравнить с низким мужским голосом. Инструмент довольно тяжелый, поэтому он ставится на пол, а музыкант играет сидя.

Контрабас Самый низкий по звучанию среди струнных смычковых инструментов. Оказание моральной и материальной помощи детям, оказавшимся в трудных социальных условиях. Развитие навыков социально-продуктивной деятельности.

На нем очень трудно добиться остроты и точности интонации, так как он слишком большой и громоздкий. Играть на нем приходится стоя или сидя на специальном очень высоком табурете, а для того, чтобы заставить вибрировать его струны, приходится приложить немалые усилия.

Музыкальные инструменты восхитительны не только благодаря своей прекрасной роли. В каждом инструменте есть душа. Душа дерева, из которого этот инструмент изготовлен, душа мастера, его создавшего. Когда такой инструмент попадает в руки чувственного музыканта, все эти души и душа музыканта сливаются и происходит чудо — музыка.

Спасибо за внимание.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

музыкальные инструменты Струнная группа Ударная группа Духовая группа

струнные скрипка контрабас виолончель альт

духовые инструменты Медные Деревянные

МЕДНЫЕ ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Меню труба тромбон туба валторна

деревянные духовые инструменты флейта гобой фагот кларнет Меню

ударные литавры тарелки тамтам бубен барабан

Орган Арфа Инструменты других групп Челеста

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие.


Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации.


Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл.


Урок математики с использованием ИКТ в малокомплектном классе. 2 класс "Таблица умножение и деление на 4", 4 класс "Формула одновременного движения"



Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

Ф.И. УЧАЩЕГОСЯ: ГУЛЯЕВ КОНСТАНТИН

РУКОВОДИТЕЛЬ: НОСКИНА Л.Д.

История I

Как развивался симфонический оркестр

В античные времена инструменталисты объединялись вместе для исполнения торжественной музыки ещё задолго до того, как оркестр сформировался как коллектив.

hello_html_4c67e126.jpg

Симфонический оркестр

hello_html_21b9b51.jpg

Античный театр. Древняя Греция и Рим

Путь от площадки античного театра до современного оркестра представляет собой долгий путь истории европейской музыки. Я напишу о кратком пути развития симфонического оркестра.

Развитие оркестра связано с постоянным совершенствованием музыкальных инструментов.

Около 1702 года этим словом впервые было обозначено небольшое пространство, предназначенное для ансамбля музыкантов – инструменталистов, сопровождавших оперу. Так называли инструментальные группы в камерной музыке. В середине XVIII века было введено решающее различие для истории оркестра: многочисленному оркестру противопоставили малую камерную музыку – ансамбль. До этого времени чёткой грани между музыкой камерной и оркестровой не проводили.

Композиторы XIX – XX вв. стремились обогатить звуковую палитру оркестра, и поэтому они ввели в оркестр ряд инструментов, которые обладали особыми техническими и тембровыми возможностями.

Таким образом , оркестр – это большой коллектив музыкантов, которые объединяются для совместного исполнения музыкальных произведений.

Если в XVIII веке оркестры были только в Европе, и их было несколько десятков, то теперь они есть во всех частях света и их насчитывается несколько тысяч.

Состав современного большого симфонического оркестра колеблется от 80 до 130 человек, которые по воле дирижёра образуют музыкальный инструмент, способный выразить и передать звуками любое музыкальное содержание, любой образ, любую мысль. У оркестра много возможностей звучания: от громоподобного звука до едва слышного, от остро резкого до ласкающе – мягкого.

История II

Симфонический оркестр – дружная семья

hello_html_m1993b76d.jpg

поэт Юрий Левитанский

Есть в музыке такая неземная,

как бы не здесь рождённая печаль,

которую ни скрипка, ни рояль

до основанья вычерпать не могут.

И арфы сладкозвучная струна

или органа трепетные трубы

для той печали слишком, что ли, грубы,

для той безмерной скорби неземной.

Но вот они сошлись, соединясь,

в могучее сообщество оркестра.

Самый маленький оркестр состоит из 15 человек. А самый большой. На торжественных церемониях под открытым небом иногда собиралось до 1000 музыкантов из нескольких оркестров.

Инструменты в оркестре распределяются по своим семьям:

Семья струнно - смычковых инструментов;

Семья деревянных духовых инструментов;

Семья медных духовых инструментов;

Семья ударных инструментов;

В струнно-смычковую группу входят: скрипки, альты, виолончели и контрабасы:

скрипки - высокие ;

альты – средние;

виолончели – низкие ;

контрабасы – очень низкие

hello_html_3edbfb97.jpg

Эта группа является основой симфонического оркестра.

Первые симфонические оркестры состояли главным образом из смычковых струнных инструментов, к которым могло быть добавлено 3 -4 духовых инструмента.

В современном симфоническом оркестре примерно 60 – 70 струнных инструментов делятся на 5 партий:

16-18 первых скрипок

14-16 вторых скрипок

10-14 альтов

6-10 контрабасов

Ведущими инструментами в группе являются скрипки первые и вторые

Контрабасы – на октаву ниже виолончелей и раза в два больше них. На контрабасе играют или стоя, или сидя на специальной высокой табуретке.

Группа деревянных духовых состоит из флейт, гобоев, кларнетов, фаготов.

hello_html_315eecc9.jpg

группа деревянных духовых инструментов

флейта – высокий ;

гобой – средний;

кларнет – низкий ;

фагот – очень низкий

Для разнообразия тембральных красок оркестра добавляются английский рожок, флейта - пикколо, кларнет - пикколо, бас - кларнет, котрафагот.

В группу медных духовых инструментов входят: валторны, трубы, тромбоны, туба:

труба – высокий;

валторна – средний ;

тромбон – низкий ;

туба – очень низкий

hello_html_344bd19a.jpg

группа медных духовых инструментов

И, наконец, группа ударных инструментов состоит из большого и малого барабанов, литавр, тарелок, треугольника и т.д.

группа ударных инструментов

hello_html_6ab13ba.jpg

литавры большой барабан малый барабан

колокола треуголник тамтам

Главными в этой группе являются литавры. В отличие от барабанов, бубнов, тарелок они имеют определённую высоту звука. Кожа, натянутая на котёл, настраивается на конкретную ноту. А с помощью специального механизма эту ноту можно перестраивать. Но это долго, поэтому, чтобы сыграть на литаврах мелодию из нескольких звуков, в оркестре используются несколько литавр, по-разному настроенных; чаще всего три. Но на трёх нотах мало что сыграешь. По этой причине литавры используются в оркестре только иногда, в особых местах — очень громких или особо красочных, а в паузах литаврист может не спеша перестроить свои инструменты. В большинстве классических симфоний литаврами и ограничивается ударная семья. Другие ударные иногда вводились для особых целей. Например, в Военной симфонии Гайдна барабаны и тарелки подражают военному оркестру.

Уже в XIX веке ударные военного оркестра – большой и малый барабаны, тарелки, треугольник – становятся постоянными членами симфонического оркестра. К ним же присоединяется и огромный низкий гонг – тамтам. Все эти инструменты без определённой высоты звука. Всё же условная высота у них есть. Маленький звенящий треугольник записывается наверху, а рокочущий в басах тамтам – внизу. Но в самом верху семьи всегда записываются литавры. Как и валторны в медной семье, литавры – самые страшные в семье ударных инструментов.

Включались иногда в оркестр и ударные инструменты другого типа – с определённой высотой звука. Кто из вас не играл на детском металлофоне? И по виду, и по звуку он очень похож на оркестровые колокольчики. Только колокольчики играют все звуки хроматической гаммы, и пластинки на них располагаются в два ряда – как белые и чёрные клавиши фортепиано. А есть ещё и большие трубчатые колокола. На металлическом каркасе подвешены такие же металлические трубки разной длины. Если ударить по такой трубке молотком, раздастся густой звон, очень похожий на колокольный звон. У каждой трубки своя высота, поэтому на таких колоколах можно отстучать мелодию. В XX веке к этим инструментам добавились ксилофон, виброфон и маримба.

Многочисленные ударные инструменты, давно известные в народной музыке разных стран и континентов, вошли в состав симфонического оркестра XX века. Это и испанские кастаньеты , и латиноамериканские маракасы, и африканские том – томы, бонго – бонго, и многие другие. В некоторых современных симфонических партитурах ударная группа чуть ли не самая многочисленная.

В дополнительную группу входят арфа, челеста и рояль.

челеста арфа рояль

Для настоящих оркестровых музыкантов очень важна рассадка , потому что каждый инструмент обладает не только своим особым тембром, но и своей силой звука. Когда музыкант играет на рояле, ему нужно добиться, чтобы мелодия звучала ярко и красиво, а аккомпанемент не вылезал. При специальной рассадке с тихим звуком помещаются ближе к публике , а громкие инструменты, наоборот, прячутся подальше от неё.

Сегодня существует два вида рассадки – европейская и американская. И в той, и в другой на переднем плане располагается самая тихая струнная группа (кроме контрабасов). Есть два вида рассадки в оркестре. Европейская рассадка оркестра постепенно сформировалась в XIX веке во всех странах Европы. В этой рассадке первые скрипки сидят слева от дирижёра, а вторые – справа.

В 1945 году американский дирижёр Леопольд Стоковский пересадил музыкантов: всех скрипачей – и первых, и вторых – он посадил слева от дирижёра. Справа на первый план вывел виолончелистов, а контрабасы тоже переместил вправо, только сзади. Эта американская рассадка оказалась удачной, и сейчас применяются обе.

hello_html_63d0ba0.jpg

Расположение инструментов в симфоническом оркестре

Самый главный музыкант оркестра - дирижёр. Дирижёры - ( фр. diriger - управлять, руководить). На концерте мы видим, как он машет руками, показывая музыкантам, где надо выступить. А в некоторых местах, где оркестранты легко могут обойтись и без него, он просто опускает руки.

Главная работа дирижёра происходит не на концерте. Сначала он должен выучить огромную партитуру без оркестра. Глядя в ноты, он слышит всё, что там написано: всю музыку, все оркестровые краски. И только когда он выучит произведение во всех деталях, он приступит к репетициям.

Есть и другие виды оркестров: малый симфонический, струнный, духовой, оркестр народных инструментов. Бывает даже камерный оркестр. Но самый полный и совершенный по звучанию среди них – симфонический оркестр.

История III

У каждого инструмента свой характер

Скрипки делали во многих странах мира. Лучшие из них были изготовлены скрипичными мастерами Амати, Гварнели и Страдивари, семейства которых жили в итальянском городе Кремона в 16 -18 веках. Свято хранили мастера секреты изготовления скрипок, передавая их только своим сыновьям. Эти инструменты обладали неповторимым по своей красоте и выразительности звучанием, похожим на голоса певцов. Некоторые знаменитые итальянские скрипки сохранились до нашего времени. Играют на них лучшие музыканты мира. Скрипки в симфоническом оркестре считаются ведущими инструментами. Они делятся на две партии: первые и вторые.

Альт внешне похож на скрипку, но больше по размеру и звучит немного ниже. По сравнению со скрипкой, тембр этого инструмента более глуховатый и мягкий, но такой же напевный и выразительный.

Виолончель очень похожа на скрипку и альт, но значительно больше их по размеру. Поэтому во время игры этот инструмент ставят на металлический шпиль, который упирают в пол. Играют на виолончели сидя. Её густой, сочный, благородный по звучанию тембр напоминает низкий мужской голос.

Контрабас – самый низкий и самый большой по размерам струнный смычковый инструмент. В оркестре эти инструменты исполняют басовую партию, которая, как своеобразный фундамент, поддерживает звучание всех остальных инструментов. Играют на контрабасе стоя или сидя на специальном высоком стуле.

Деревянные духовые инструменты

Предками некоторых инструментов из этого семейства были пастушьи свирели, сделанные из тростника. Первые деревянные духовые инструменты изготавливали из дерева, поэтому современные металлические инструменты. По традиции, называются деревянными.

Общим для этих инструментов является способ извлечения звука – вдувание воздуха в основную трубку, который колеблется внутри её.

Высота звука изменяется при помощи нажатия на клапаны, закрывая и открывая отверстия в трубке.

Флейта – самый популярный инструмент деревянной духовой группы, его предками были пастушьи инструменты из тростника. В Древней Греции была распространена флейта, которая представляла собой множество трубочек, скреплённых вместе. Её называют – флейта Пана .

Пан был богом пастухов и охотников. Его уродливая внешность – козлиные ноги и рога, вызывала у людей ужас, часто обращая их в бегство. Сохранилась легенда о том, как влюблённый Пан преследовал в лесу прекрасную нимфу, но настигнутая им девушка внезапно превратилась в тростник. Опечаленный пан срезал с него ветки, соединив их вместе. Так появился этот удивительный, красивый по звучанию инструмент.

Медные духовые инструменты

Валторна. Название этого инструмента происходит от немецкого слова Waldhorn (вальдхорн) – лесной рог. Предками инструмента были охотничьи рога, в которые трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты.

Валторна имеет закруглённую форму в виде скрученной в несколько витков трёхметровой трубки, завершающейся широким раструбом. Более мягкий по звучанию, чем трубы, тембр валторны позволяет исполнять музыку не только героического, но и напевного, лирического характера.

Труба – один из самых древних медных духовых инструментов, который использовался во многих странах. Её звучание поддерживало отвагу воинов в бою, открывало торжественные церемонии.

Её яркий, мужественный, чуть резковатый тембр часто используется во многих музыкальных эпизодах героического характера.

Туба – самый низкий инструмент медной духовой группы. Тембр её суровый, плотный по звучанию. В оркестре туба обычно исполняет басовую партию.

Ударные инструменты

Ударные инструменты в симфоническом оркестре делятся на две группы.

К первой группе относятся ударные инструменты, которые настроены на определённую высоту звука. На таких инструментах можно исполнять мелодии. Ко второй группе относятся инструменты, не имеющие высоты звука. Такие инструменты могут играть только ритмическую партию или изобразить какое – либо эффектное звучание в оркестре.

Ударные инструменты, имеющие определённую высоту

Литавры – самый первый ударный инструмент, появившийся в симфоническом оркестре. Он имеет металлический корпус в виде котла. Литавру настраивают на определённую высоту звука при помощи винтов, которые меняют натяжение кожи. Каждая литавра может издавать только один звук по высоте, поэтому их в оркестре бывает несколько. Играя на этих инструментах при помощи ударов небольших колотушек, можно подражать звучанию раскатов грома.

Современные литавры имеют механизм, который позволяет перестраивать их во время игры простым нажатием педали.

Колокола – ударный инструмент, который точно воспроизводит звучание церковных колоколов. Он представляет собой набор металлических трубок, свободно подвешенных на перекладине, по которым ударяют колотушкой. Каждая трубка настроена на свою высоту звука.

Ударные инструменты, не имеющие высоты звука

Большой барабан в оркестре звучит мощно. Его звук напоминает то раскаты грома, то отдалённые пушечные выстрелы. Звук барабана не имеет определённой высоты, поэтому его партию записывают не на нотном стане, на так называемой нитке – одной линейке, на которой отмечен только ритм.

Малый барабан издавна является участником военных духовых оркестров. Этот инструмент также входит в ударную группу симфонического оркестра. Малый барабан имеет звук сухой и отчётливый. Наиболее выразительно в его партии звучит быстрая чёткая дробь.

В группу ударных инструментов входят и известные всем бубен, тарелки , а также подвешенный на перекладину треугольник, из которого лёгким ударом палочки извлекают высокий, нежный звук.

Тамтам – подвешенный на специальной раме металлический диск, напоминающий гонг. Звук, извлекаемый при помощи удара колотушкой, имеет мрачный, зловещий тембр. Он обладает способностью долго вибрировать после удара, образуя многочисленные звуки.

Кастаньеты – музыкальный инструмент, который ведёт своё происхождение из Испании. Под щёлканье этого инструмента обычно исполняются испанские танцы. Кастаньеты похожи на две деревянные скорлупки, соединённые шнуром. Танцоры надевают кастаньеты на запястье и во время танца приводят их в движение пальцами.

В симфоническом оркестре применяются кастаньеты на рукоятке. При их встряхивании скорлупки ударяются друг об друга, издавая сухой, щёлкающий звук.

Дополнительная группа

Арфа – один из древнейших музыкальных инструментов, на котором играли в Древнем Египте, Древней Греции и Риме. У современной арфы 47 струн, которые натянуты на большую, украшенную резьбой металлическую раму треугольной формы с изящно изогнутой верхней частью. С помощью семи педалей для ног можно повышать на полутон или тон высоту отдельных струн. Нежное струнное звучание арфы используется композиторами для создания фантастических образов и изображения картин природы. Также игрой на арфе можно подражать звучанию других струнных инструментов.

Симфонический оркестр богат огромной палитрой музыкальных красок. Он представляет собой большую семью, в которой группы инструментов, сливаясь друг с другом в звучании, образуют сложный тембровый сплав. Свыше двух веков самые заветные помыслы композиторов, самые яркие вехи истории искусства звуков связаны с музыкой, задуманной, написанной, и переложенной для симфонического оркестра. Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Ж. Бизе, П.И. Чайковский, Н.А. Римский – Корсаков, А.П. Бородин, М. П. Мусоргский, С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и многие другие композиторы писали симфонии, сюиты, увертюры, симфонические поэмы, картины, фантазии, инструментальные концерты для симфонического оркестра. Кантаты, оратории, оперы и балеты исполняются в сопровождении симфонического оркестра. Умение писать для него представляет собой высшую и сложнейшую область искусства музыкальной композиции, требующую глубоких специальных знаний, большого опыта, практики, а главное – особых музыкальных способностей, одарённости, таланта.

Использованная литература

Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.

  • симфонический оркестр (большой и малый),
  • камерный, оркестр народных инструментов,
  • духовой,
  • эстрадный,
  • джазовый.

В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы:

I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
IV. Ударные:

а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке “нитке”.
б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.

V. Клавишные: фортепиано, орган, клавесин, клавикорд.
VI. Добавочная группа: арфа.

Полное звучание оркестра называется “tutti” – (“все”).

Дирижёр – (от французского – “управлять, руководить”) осуществляет руководство коллективом музыкантов – исполнителей, ему принадлежит художественная трактовка произведения.

На пульте перед дирижёром лежит – партитура (полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов).

Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким.

Переложение оркестровой музыки для исполнителя на фортепиано называется клавиром.

Характеристика групп симфонического оркестра

I. Cтрунно-смычковые

Cтрунно-смычковые инструменты

Это инструменты, сходные по виду и окраске звука (тембру). Кроме того, звук у них извлекается смычком. Отсюда и название. Самый виртуозный и выразительный инструмент этой группы – скрипка. По звучанию она напоминает голос певца. Она отличается нежным, поющим тембром. Скрипке обычно поручают главную мелодию произведения. В оркестре есть I и II скрипки. Они играют разные партии.
Альт по виду напоминает скрипку, но по размеру он не много больше и имеет более приглушённый, матовый звук/
Виолончель можно назвать “большой скрипкой”. Этот инструмент не на плече, как скрипку или альт, а опирают на подставку, касающуюся пола. Звук виолончели низкий, но вместе с тем мягкий, бархатный, благородный.
Самый большой инструмент этой группы – контрабас. Играют на нём сидя, потому что он выше роста человека. Этот инструмент в качестве солирующего применяется редко. Звук его самый низкий, гудящий в этой группе.
Струнно-смычковая группа в оркестре является ведущей в оркестре. Она обладает огромными тембровыми и техническими возможностями.

II. Деревянные духовые

Деревянные духовые инструменты

Для изготовления деревянных инструментов используется дерево. Духовыми они называются потому, что звук у них получается путём вдувания воздуха в инструмент.
Флейта (с итальянского означает – “ветер, дуновение”). Звук флейты – прозрачный, звонкий, холодный.
Певучим, насыщенным, тёплым, но несколько гнусавым звуком обладает гобой.
Разнообразным тембром обладает кларнет. Это качество позволяет ему исполнять драматические, лирические, скерцозные картины
Басовую партию исполняет фагот – инструмент с густым чуть хрипловатым, тембром.
Самый низкий фагот имеет название контрафагот.
Группа духовых деревянных инструментов широко применяется для зарисовки картин природы, лирических эпизодов.

III. Медные духовые

Медные духовые инструменты

Для изготовления медно-духовых инструментов используются медные металлы (медь, латунь и др.).
Мощно и торжественно, блестяще и ярко в оркестре звучит вся группа медно-духовых инструментов.
Звонким “голосом” обладает труба. Громкий звук трубы слышен даже тогда, когда играет весь оркестр. Часто труба имеет солирующую партию.
Валторна (“лесной рог”) может звучать в пасторальной музыке.
В момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении, особенно драматического характера, наряду с трубами, играют тромбоны.
Самый низкий медно-духовой инструмент в оркестре – туба. Она часто звучит в сочетании с другими инструментами.

Задача ударных инструментов – усилить звучность оркестра, сделать её более красочной, показать выразительность и разнообразие ритма.

IV. Ударные инструменты

Ударные инструменты

Это большая, пёстрая и разнохарактерная группа, которую объединяет общий способ извлечения звука – удар. То есть по своей природе они не являются мелодическими. Их главное назначение – подчёркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра и дополнять, украшать её различными эффектами. Постоянным участником оркестра являются только литавры. Начиная с XIX века ударная группа стала быстро пополнятся. Большой и малый барабаны, тарелки и треугольники, а затем и бубен, тамтам, колокольчики и колокола, ксилофон и челеста, виброфон. Но эти инструменты употреблялись лишь эпизодически.

V. Клавишные инструменты

Клавишные инструменты

Характерным признаком ряда инструментов является наличие белых и чёрных клавиш, которые называются в совокупности клавиатурой или у органа – мануалом.
Основные клавишные инструменты: орган (родственники – портатив, позитив), клавикорд (родственные – спинет в Италии и вёрджинел в Англии), клавесин, фортепиано (разновидности – рояль и пианино).
По источнику звука клавишные инструменты делятся на две группы. К первой группе относятся инструменты со струнами, ко второму принадлежат инструменты органного типа. Вместо струн они имеют трубы разнообразной формы.
Фортепиано – это инструмент, в котором с помощью молоточков извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Отсюда и название инструмента.
Тембр клавесина – серебристый, звук – негромкий, одинаковой силы.
Орган – самый большой музыкальный инструмент. Играют на нем, как и на фортепиано, нажимая клавиши. Всю переднюю часть органа украшали в старину тонкой художественной резьбой. Позади его – тысячи труб различной формы, и каждая имеет свой особый тембр. Следовательно, орган издаёт и самые высокие, и самые низкие звуки, которые только способно уловить человеческое ухо.

VI. Частым участником в симфоническом оркестре является струнно-щипковый инструмент – арфа, представляющий собой позолоченную раму с натянутыми струнами. Арфа обладает нежным, прозрачным тембром. Звучание её создаёт волшебный колорит.

Тембровые характеристики инструментов

Виды оркестров

Оркестр русских народных инструментов

  • Струнные щипковые:
    • домры, балалайки, гусли
    • свирель, жалейка, рожки владимирские
    • баяны, гармоники
    • бубны и барабаны
    • флейта, гобой и их разновидности

    Оркестр белорусских народных инструментов

    • Струнные инструменты:
      • гусли, скрипка, басетля
      • Свирель, жалейка, дуда, дудка, рог
      • бубны и цимбалы

      Духовой оркестр

      Духовой оркестр – это коллектив музыкантов, играющий на различных духовых и ударных инструментах.
      По своему составу инструменты современного духового оркестра делятся на малый медный оркестр, малый смешанный, средний смешанный и большой смешанный.
      Основу малого медного оркестра составляют: корнеты, альты, тенора, баритоны, басы.
      С присоединением к этой группе духовых деревянных (флейт, гобоев, кларнетов, саксофонов, фаготов), а также, труб, валторн, тромбонов и ударных инструментов, образуется малый смешанный, средний, большой смешанный составы.

      Эстрадный оркестр

      В состав этого оркестра входят традиционные группы инструментов симфонического оркестра – духовые деревянные – валторны и струнные (скрипка, альт, виолончели).

      Джазовый оркестр (джаз-бенд)

      В состав данного оркестра входят трубы, кларнеты, тромбоны и “ритм – секция” (банджо, гитара, контрабас, ударные и фортепиано).

      Партитура

      В работе были использованы материалы:

      1. З.Осовицкая, А.Казаринова В мире музыки. Первый год обучения. М., “Музыка”, 1996.
      2. М.Шоникова Музыкальная литература. Ростов-на-Дону, 2003.
      3. Я.Островская, Л.Фролова Музыкальная литература в определениях и нотных примерах. СПб., 2004.
      4. М.Ф. Музыкальное королевство. Минск, 2002.

      Презентация на тему: " FokinaLida.75@mail.ru Симфоническийоркестр 4 класс." — Транскрипт:

      1 Симфоническийоркестр 4 класс

      2 Симфонический оркестр- это большой коллектив музыкантов, которые объединяются для общего исполнения музыкальных произведений.

      3 Струнная смычковая группа 1. Скрипка 2. Альт 3. Виолончель 4. Контрабас

      8 Деревянная духовая группа 1. Флейта 2. Гобой 3. Кларнет 4. Фагот

      13 Медная духовая группа 1. Труба 2. Валторна 3. Тромбон 4. Туба

      18 Ударная группа 1. Литавры 2. Барабан 3. Тарелки 4. Треугольник 5. Ксилофон

      24 Дополнительные инструменты 1. Рояль 2. Челеста 3. Арфа

      29 Спасибо за внимание!

      30 шаблон презентации симфонический оркестр симфонический оркестр Использованные материалы:

      Похожие презентации

      Струнная группа Ударная группа Духовая группа скрипка контрабас виолончель альт.

      Струнная группа Ударная группа Духовая группа скрипка контрабас виолончель альт.

      Составила: Тиханова Ольга Ивановна. Струнная группа Ударная группа Духовая группа.

      Составила: Тиханова Ольга Ивановна. Струнная группа Ударная группа Духовая группа.

      Иконостасова Е.Г. МОУ-НОШ 1 ЗАТО Солнечный СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР.

      Иконостасова Е.Г. МОУ-НОШ 1 ЗАТО Солнечный СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР.

      Инструменты симфонического оркестра. Струнно-смычковые инструменты Струнная группа инструментов – скрипка, альт, виолончель и контрабас. Эти инструменты.

      Инструменты симфонического оркестра. Струнно-смычковые инструменты Струнная группа инструментов – скрипка, альт, виолончель и контрабас. Эти инструменты.

      Что такое ОРКЕСТР?. Музыкальные группы Соло Дуэт.

      Что такое ОРКЕСТР?. Музыкальные группы Соло Дуэт.

      Урок музыки 4 класс. В концертном зале Тема урока Царит гармония оркестра Симфонический оркестр.

      Урок музыки 4 класс. В концертном зале Тема урока Царит гармония оркестра Симфонический оркестр.

      Работу выполнила Преображенская Ю.А. 347 школа Невского района.

      Работу выполнила Преображенская Ю.А. 347 школа Невского района.

      Оркестр - коллектив музыкантов, состоящий из 12 и более исполнителей, играющих на различных инструментах.

      Оркестр - коллектив музыкантов, состоящий из 12 и более исполнителей, играющих на различных инструментах.

      Инструменты симфонического оркестра Шиняева Светлана Владимировна Учитель музыки МБОУ СОШ 3 г. Кашина Выполнила:

      Инструменты симфонического оркестра Шиняева Светлана Владимировна Учитель музыки МБОУ СОШ 3 г. Кашина Выполнила:

      Выполнила: Кириенко А., ученица 8 класса.. Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестр. Уважай поэтому каждого музыканта.

      Выполнила: Кириенко А., ученица 8 класса.. Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестр. Уважай поэтому каждого музыканта.

      Тема урока Звучащий оркестр.. Оркестр - Коллектив музыкантов, состоящий из 12 и более исполнителей, играющих на различных инструментах. Коллектив музыкантов,

      Тема урока Звучащий оркестр.. Оркестр - Коллектив музыкантов, состоящий из 12 и более исполнителей, играющих на различных инструментах. Коллектив музыкантов,

      В мире красок симфонического оркестра Цель : рассказать об особенностях симфоничес- кого оркестра познакомить со звучанием инструментов оркестра.

      В мире красок симфонического оркестра Цель : рассказать об особенностях симфоничес- кого оркестра познакомить со звучанием инструментов оркестра.

      Учитель музыки: Щукина Л.Н. г. Удомля МОУ УНОШ 2 2008г.

      Учитель музыки: Щукина Л.Н. г. Удомля МОУ УНОШ 2 2008г.

      Симфонический оркестр. Работа дирижера Струнные инструменты Смычковые Скрипка Альт Виолончель Контрабас Щипковые Арфа.

      Симфонический оркестр. Работа дирижера Струнные инструменты Смычковые Скрипка Альт Виолончель Контрабас Щипковые Арфа.

      Симфонический оркестр Учитель музыки I категории ГБОУСОШ 1222 Москва Куди Марина Александровна.

      Симфонический оркестр Учитель музыки I категории ГБОУСОШ 1222 Москва Куди Марина Александровна.

      Читайте также: