Саморегулируемые организации в сфере финансового рынка доклад

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня продолжается совершенствование правового регулирования финансового рынка, одной из важнейших задач которого является создание и функционирование саморегулируемых организаций участников финансового рынка (СРО). Так определено в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2008 № 2043-р).

На СРО возлагаются большие надежды, в том числе решение таких задач, как:

  • повышение эффективности регулирования финансового рынка путем взаимодействия государственных органов с саморегулируемыми организациями;
  • создание страховых фондов СРО участников финансового рынка в дополнение к обязательной компенсационной системе;
  • расширение возможностей СРО при сборе и анализе отчетности участников финансового рынка и возложение на них функции по ее анализу, обобщению и раскрытию.

О перспективах развития СРО участников финансового рынка читайте в предложенном материале.

Сомнения и проблемы

Принятие Федерального закона № 223-ФЗ проходило непросто: было высказано немало замечаний и задавался вопрос о необходимости его принятия в принципе.

Как было заявлено разработчиками Федерального закона № 223-ФЗ, его целью является повышение роли саморегулирования в деятельности участников финансового рынка в условиях их количественного роста и усложнения качественных характеристик финансового рынка, а также повышение эффективности взаимодействия саморегулируемых организаций в сфере финансовых рынков с регулятором. Совершенствование института СРО в России должно привести:

  • к повышению конкурентоспособности российского финансового рынка;
  • к формированию целостной регулятивной системы, отвечающей интересам профессиональных участников различных секторов финансового рынка и обеспечивающей надлежащий уровень контроля их деятельности;
  • к повышению уровня защиты прав потребителей финансовых услуг.

С такими целями трудно не согласиться, тем более в условиях падающего рынка страхования.

Первоначальный вариант законопроекта вызвал ряд вопросов и сомнений (Заключение Комитета Госдумы по вопросам собственности от 16.12.2014 № 3.9-80/1, Заключение Комитета Госдумы по финансовому рынку от 17.12.2014).

Принципиальным был вопрос о необходимости принятия отдельного закона о СРО для участников финансового рынка.

По мнению ряда экспертов, вводимые законопроектом особенности деятельности СРО в сфере финансовых рынков представляют собой регулирование, отличное от модели, определенной базовым законом.

Проблема усугубляется еще и тем, что закон принимался для всех участников финансового рынка, позиции которых в вопросах регулирования отличаются. Введение абсолютно идентичных требований для саморегулирования в разных сегментах финансового рынка представляется преждевременным, так как развитие СРО находится на различном уровне и проходило неодинаковыми путями. Ввиду значительного своеобразия деятельности разных групп участников финансовых рынков (в том числе требований к их правовому положению, проводимым ими операциям, вопросам организации надзора и контроля деятельности) представляется некорректной попытка сформулировать одинаковые подходы к организации участниками СРО своей деятельности, содержанием которой является разработка и утверждение стандартов СРО, а также контроль их соблюдения членами СРО.

Проблемными местами законопроекта назывались в том числе следующие:

  • отсутствие четко определенной организационно-правовой формы юридического лица – саморегулируемой организации;
  • отсутствие определения конкретных компетенций СРО, разграничение их с Банком России;
  • совмещение в рамках одной СРО членов, осуществляющих различные виды деятельности на финансовом рынке;
  • необоснованно высокое пороговое значение в 34% от общего количества финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности, для создания СРО. Это указывает на существование только двух саморегулируемых организаций в каждом сегменте финансового рынка;
  • принцип обязательного членства финансовых организаций в созданных саморегулируемых организациях. Высказывались опасения, что институт СРО может остаться невостребованным только потому, что не будет СРО, соответствующей заявленным требованиям;
  • недостаточное определение статуса базовых стандартов.

Много сомнений было высказано и в отношении разработки базовых стандартов СРО: отсутствие четкого представления о юридической природе данного документа с точки зрения не только гражданского права, но и теории права не давало ответа на вопрос, является ли он по своей природе нормативным актом или индивидуальным актом гражданско-правового характера.

Возвращаясь к самому первому принципиальному вопросу о необходимости принятия отдельного закона по СРО для участников финансового рынка, отметим, что действие Федерального закона № 315-ФЗ не распространяется на саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, жилищных накопительных кооперативов, негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй.

Федеральный закон № 315-ФЗ решает общие вопросы правоотношений в области саморегулирования на текущем этапе, а в целом область саморегулирования отличается разрозненностью регулирования. Таким образом, деятельность СРО в большинстве сегментов финансового рынка осуществляется в соответствии с профильными законами о деятельности соответствующих участников финансового рынка либо не урегулирована вовсе.

Разработчики Федерального закона № 223-ФЗ ставили своей задачей изменить существующий механизм саморегулирования на финансовом рынке, приняв концептуальные решения в этой области.

Основные положения Федерального закона № 223-ФЗ

Федеральный закон № 223-ФЗ регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности СРО в сфере финансового рынка.

Обратите внимание:

Федеральный закон № 223-ФЗ вступает в силу с 11 января 2016 года.

Под саморегулированием в сфере финансового рынка понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется финансовыми организациями, указанными в п. 1 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ, и содержанием которой являются разработка стандартов деятельности таких финансовых организаций и контроль соблюдения требований указанных стандартов.

Определены следующие цели деятельности СРО:

  • развитие финансового рынка РФ, содействие созданию условий для эффективного функционирования финансовой системы РФ и обеспечения ее стабильности;
  • реализация экономической инициативы членов СРО;
  • защита и представление интересов своих членов в Банке России, федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления, судах, международных организациях.
  1. брокеров;
  2. дилеров;
  3. управляющих;
  4. депозитариев;
  5. регистраторов;
  6. акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  7. специализированных депозитариев;
  8. негосударственных пенсионных фондов;
  9. страховых организаций;
  10. страховых брокеров;
  11. обществ взаимного страхования;
  12. микрофинансовых организаций;
  13. кредитных потребительских кооперативов;
  14. жилищных накопительных кооперативов;
  15. сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;
  16. форекс-дилеров.

К СРО предъявляются следующие требования:

  • объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее 26% от общего количества финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности;
  • наличие разработанных внутренних стандартов СРО;
  • наличие органов управления и специализированных органов СРО;
  • соответствие лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа некоммерческой организации – руководителя СРО – требованиям, установленным ст. 24 Федерального закона № 223-ФЗ.

Статус СРО приобретается в отношении одного или нескольких видов деятельности финансовых организаций при условии соблюдения порогового значения 26% в отношении каждого вида деятельности, являющегося предметом саморегулирования для СРО.

Уточнено, что некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации со дня внесения сведений о ней в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка. Решение о внесении в реестр принимает Банк России, который и ведет указанный реестр.

Стандарты СРО. Стандарты подразделяются на базовые и внутренние.

Обязательные стандарты, разработанные, согласованные Банком России и утвержденные в установленном порядке, являются базовыми стандартами. Базовые стандарты обязательны для исполнения всеми финансовыми организациями, осуществляющими соответствующий вид деятельности, вне зависимости от их членства в СРО. Базовые стандарты не подлежат государственной регистрации.

Банк России устанавливает перечень и требования к содержанию обязательных для разработки СРО определенного вида базовых стандартов из числа следующих:

  • по управлению рисками;
  • корпоративного управления;
  • внутреннего контроля;
  • защиты прав и интересов физических и юридических лиц – получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций;
  • совершения операций на финансовом рынке.

Базовые стандарты совершения операций на финансовом рынке разрабатываются в соответствии с установленным Банком России перечнем операций (содержанием видов деятельности) на финансовом рынке, подлежащих стандартизации в зависимости от вида деятельности финансовых организаций.

Стандарты СРО, разработанные и утвержденные в установленном порядке, являются внутренними стандартами СРО. Внутренние стандарты обязательны для исполнения членами СРО и, если это предусмотрено внутренними стандартами, ассоциированными членами саморегулируемой организации.

По мнению создателей закона, разработка и изменение базовых стандартов при непосредственном участии профессионального сообщества обеспечит необходимый уровень унификации регулирования, снижение издержек профессиональных участников и, соответственно, стоимости их услуг для потребителей, а также будет способствовать оперативному изменению и совершенствованию методов и способов регулирования финансового рынка.

Полномочия СРО, переданные Банком России. Установлено, что Банк России на основании письменного обращения СРО вправе передать ей полномочия по получению от членов СРО отчетности, перечень которой устанавливается Банком России.

Порядок передачи и осуществления указанных полномочий, а также порядок и основания их прекращения устанавливаются Банком России с учетом требований Федерального закона № 223-ФЗ.

Членство в СРО. Членство финансовой организации в СРО, вид которой соответствует виду деятельности, осуществляемому такой финансовой организацией, является обязательным в случае наличия СРО соответствующего вида.

Финансовая организация может являться членом только одной СРО определенного вида, за исключением случаев ассоциированного членства.

Если финансовая организация осуществляет несколько видов деятельности, то она может являться членом нескольких СРО соответствующих видов или одной СРО, имеющей статус саморегулируемой организации в отношении соответствующих видов деятельности финансовой организации.

Установлен срок, в течение которого финансовая организация обязана стать членом СРО, – в течение 180 дней, следующих за днем наступления одного из следующих событий:

  • получение некоммерческой организацией статуса СРО соответствующего вида при отсутствии до указанного дня СРО соответствующего вида;
  • прекращение своего членства в СРО.

В случае нарушения указанных правил Банк России вправе по своему усмотрению:

  • отозвать лицензию (разрешение) на осуществление соответствующего вида деятельности;
  • исключить сведения о финансовой организации из реестра финансовых организаций соответствующего вида;
  • обратиться в суд с заявлением о ликвидации финансовой организации.

Ассоциированными членами СРО могут являться финансовые организации, являющиеся членами другой СРО того же вида, а также иные лица.

Между ассоциированными членами и СРО несколько иные вза­имоотношения:

  • ассоциированные члены вправе участвовать в общем собрании членов СРО с правом совещательного голоса, а также в деятельности формируемых саморегулируемой организацией комитетов, комиссий, рабочих и экспертных групп;
  • СРО не вправе осуществлять контроль деятельности ассоциированного члена в установленном порядке и применять к нему меры, предусмотренные ст. 15 Федерального закона № 223-ФЗ, за исключением случая, если ассоциированный член подчиняется отдельным внутренним стандартам.

Для всех кандидатов в члены СРО, осуществляющих один вид деятельности, должны быть установлены единые требования при приеме. Для рассмотрения представленных документов СРО дается 30 дней.

Установлены следующие основания для отказа при приеме в члены СРО:

  • несоответствие финансовой организации требованиям к членству, предъявляемым СРО;
  • представление финансовой организацией документов, не соответствующих установленным требованиям или представление документов не в полном объеме;
  • представление финансовой организацией документов, содержащих недостоверную информацию.

Для прекращения членства в СРО у финансовой организации могут быть следующие основания:

  • добровольный выход финансовой организации из СРО;
  • исключение финансовой организации из членов СРО по решению СРО;
  • отзыв лицензии (разрешения) финансовой организации или исключения сведений о ней из реестра финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности;
  • реорганизация финансовой организации, за исключением случая реорганизации в форме преобразования, присоединения или выделения;
  • ликвидация финансовой организации;
  • прекращение статуса СРО;
  • иные случаи, предусмотренные федеральными законами.

Саморегулируемая организация вправе принять решение об исключении финансовой организации из членов СРО в случае:

  • несоблюдения членом СРО требований базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов СРО;
  • неоднократной неуплаты финансовой организацией в течение одного года членских взносов;
  • выявления недостоверных сведений в документах, представленных финансовой организацией для приема в члены, в кандидаты в члены СРО.

По общему правилу вступительный взнос и членские взносы, уплаченные финансовой организацией в связи с ее членством в СРО, не подлежат возврату при прекращении ее членства в СРО, за исключением случаев, установленных внутренними документами СРО.

Контроль СРО деятельности своих членов. СРО контролирует соблюдение своими членами требований федеральных законов, регулирующих деятельность в сфере финансового рынка, нормативных правовых актов РФ, нормативных актов Банка России, базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов СРО, в том числе путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Плановая проверка проводится не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в год. График плановых проверок своих членов на текущий год СРО направляет в Банк России ежегодно до 1 февраля.

Внеплановая проверка проводится на основании поручения Комитета финансового надзора Банка России, жалобы на члена СРО и иных оснований, предусмотренных внутренними стандартами СРО.

СРО в отношении своего члена может применять ряд мер, начиная с требования об обязательном устранении выявленных нарушений в установленные сроки, заканчивая наложением штрафа и исключением из членов саморегулируемой организации.

Информация о выявленных нарушениях передается в Банк России вместе с мотивированным мнением СРО по данному вопросу.

Кроме этого, СРО имеет право обратиться в Банк России с предло­жением о применении к своим членам мер ответственности, пре­дусмотренных законодательством РФ, за нарушение установленных требований.

Полномочия Банка России в отношении СРО. Надзор за деятельностью СРО осуществляет Банк России.

Во-первых, Банк России ведет реестр СРО, который размещается в Интернете.

Во-вторых, Банк России осуществляет надзор за выполнением СРО требований действующего законодательства.

В-третьих, у Банка России в случае неисполнения в установленный срок его предписания об устранении нарушений, выявленных в деятельности СРО, есть право:

Представители Банка России вправе присутствовать на собраниях (заседаниях) органов управления и специализированных органов СРО, а также на иных проводимых ею мероприятиях.

Участие СРО в нормотворчестве. СРО совместно с Банком России может участвовать в подготовке проектов нормативных актов Банка России, для чего планируется создавать совместные рабочие группы.

Установлена обязанность Банка России выносить проекты нормативных актов на рассмотрение рабочих групп и иных объединений по инициативе СРО. Одним из вариантов может быть размещение проектов документов на официальном сайте Банка России.

Саморегулируемые организации вправе объединяться между собой, в том числе создавать советы из числа руководителей СРО. Основной целью деятельности совета СРО является координация интересов СРО на финансовом рынке и их представительство в Банке России.

Установлено, что председатель совета СРО вправе присутствовать на заседаниях экспертных советов при Банке России при обсуждении вопросов, относящихся к компетенции совета СРО, за исключением случаев, если на заседаниях экспертного совета рассматриваются вопросы, содержащие конфиденциальную информацию.

С 2016 года вступает в силу Федеральный закон № 223-ФЗ, который меняет существующий механизм института саморегулирования для участников финансового рынка.

Определены общие подходы к построению системы взаимодействия профессионального сообщества различных сегментов финансового рынка с единым регулятором финансового рынка – Банком России, принципы участия профессиональных объединений в осуществлении регулирования, контроля и надзора на финансовом рынке, наделения СРО полномочиями по разработке стандартов, норм и правил, дополняющих и (или) детализирующих нормы государственного регулирования.

Результатом вводимых Федеральным законом № 223-ФЗ изменений должна стать прозрачная, целостная, эффективно функционирующая и стабильная финансовая система РФ, соблюдающая права и законные интересы розничных инвесторов и создающая условия для снижения рисков индивидуальных инвестиций.


Финансовое право Саморегулируемые организации в сфере финансового рынка

Саморегулируемые организации в сфере финансового рынка

Саморегулируемые организации в сфере финансового рынка и Банк России как субъекты административной юрисдикции

При создании системы регулирования отечественно­го фондового рынка были реципированы многие решения и принципы зарубежного законодательства, прежде всего США (также интенсивно использовался опыт Соединённого Коро­левства).

На российском рынке ценных бумаг развитие саморе­гулируемых организаций характеризовалось тем, что роль в упорядочивании соответствующих отношений, отводимое им государством, со времени их создания до настоящего момента постепенно изменялась в сторону снижения. Кон­цепция развития рынка ценных бумаг в Российской Феде­рации, утвержденная Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1008, одним из важнейших принципов государ­ственной политики на рынке ценных бумаг провозглашала принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования. Положения Кон­цепции определяли, что необходимость членства в само­регулируемой организации профессиональных участников фондового рынка является для них одним из лицензионных требований. Кроме того, первоначально саморегулируемые организации привлекались к участию в самой процедуре лицензирования профессиональных участников фондового рынка. Вместе с тем в 2000 г. в Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1008 были внесены изменения, исключившие по­ложения об обязательности членства в саморегулируемой организации в связи с их несоответствием закрепленному в Законе о РЦБ принципу добровольности создания само­регулируемой организации. Лицензирование саморегули­руемыми организациями профессиональной деятельности своих участников было отменено в мае 2005 г.

Направление развития к снижению роли саморегули­руемых организаций на российском фондовом рынке было обратным по отношению к общегосударственной полити­ке развития саморегулируемых организаций и усиления их роли в других сферах как части проводившейся в 2000-х гг. административной реформы, одной из задач которой провозглашалось внедрение институтов саморегулиро­вания в профессиональной и предпринимательской сфе­рах, которые взяли бы на себя часть публичных функций. В тот период ослабление саморегулируемых организаций на фондовом рынке можно объяснить осторожностью, в частности в Великобритании, где в начале 2000-х гг. прово­дилась спровоцированная крупными финансовыми скан­далами реформа регулирования фондового рынка, в ходе которой публичные функции саморегулируемых органи­заций были переданы регулятору, подотчетному Парла­менту и Министерству финансов.

Тем не менее, сейчас саморегулируемые организации продолжают играть важную роль в функционировании рос­сийского фондового рынка.

В настоящее время совершенствование правового регу­лирования финансового рынка продолжается. В частности, в Стратегии развития финансового рынка Российской Федера­ции на период до 2020 года (далее - Стратегия) определено, что в связи с количественным ростом и качественным услож­нением финансового рынка возникает объективная потреб­ность в развитии функций саморегулирования.

Стратегией предусмотрено, что саморегулируемые орга­низации должны:

1) более эффективно взаимодействовать с государствен­ными органами;

2) разрабатывать нормы и правила, которые нужны для дополнения и детализации норм государственного регули­рования, причем следует стимулировать саморегулируемые организации к установлению более жестких требований к дея­тельности участников финансового рынка;

3) осуществлять контроль на рынке ценных бумаг;

4) разрабатывать комплекс мер, направленных на сниже­ние инвестиционных рисков;

5) осуществлять сбор и анализ отчётности участников фи­нансового рынка.

В процессе принятия Федерального закона № 223-ФЗ было высказано немало замечаний, и даже поднимался во­прос о необходимости его принятия в принципе.

Разработчики Федерального закона № 223-ФЗ, оперируя положениями Стратегии, говорили, что целью закона явля­ется как повышение роли саморегулирования в деятельности участников финансового рынка, так и повышение эффектив­ности взаимодействия саморегулируемых организаций в сфе­ре финансовых рынков с регулятором. Предполагается, что со­вершенствование института саморегулируемых организаций в России должно привести:

1) к повышению конкурентоспособности российского фи­нансового рынка;

2) к формированию целостной регулятивной системы, отвечающей интересам профессиональных участников раз­личных секторов финансового рынка и обеспечивающей над­лежащий уровень контроля их деятельности;

3) к повышению уровня защиты прав потребителей фи­нансовых услуг.

Необходимо выделить следующие принципиальные но­вации для саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг, установленные Федеральным законом № 223-ФЗ.

Так вице-президент Российского Союза Промышленни­ков и Предпринимателей В. Плескачевский полагает, что ли­цензирование сочетается с саморегулированием только в си­туации, когда саморегулирование добровольно. Невозможно параллельно осуществлять лицензирование и обязательное саморегулирование. При этом следует заметить, что в ино­странной практике при обязательном членстве в саморегулируемой организации (например, брокеры в США) лицен­зирование, как правило, осуществлялось не государством, а самими саморегулируемыми организациями.

Статус саморегулируемой организации приобретается в отношении одного или нескольких видов деятельности фи­нансовых организаций при условии соблюдения порогового значения 26% в отношении каждого вида деятельности, явля­ющегося предметом саморегулирования для саморегулируе­мой организации.

В-четвертых, делегирование Банком России по своему усмотрению контрольных функций определяемым им от­дельным саморегулируемым организациям. Так, согласно ст. 7 Федерального закона № 223-ФЗ Банк России на основании обращения саморегулируемой организации вправе передать ей указанные в пункте 1 данной статьи полномочия по полу­чению от членов саморегулируемой организации отчетности, перечень которой устанавливается Банком России. Также, со­гласно п. 1 ст. 14 Федерального закона № 223-ФЗ, за саморегу­лируемой организацией по-прежнему сохраняется функция по контролю за соблюдением их членами законодательства о ценных бумагах, а не только лишь правил самих саморегули­руемых организаций.

Так, плановая проверка проводится не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в год. График плановых про­верок своих членов на текущий год саморегулируемая орга­низация направляет в Банк России ежегодно до 1 февраля. Внеплановая - проводится на основании поручения Комитета финансового надзора Банка России, жалобы на члена саморе­гулируемой организации и иных оснований, предусмотрен­ных внутренними стандартами саморегулируемой организа­ции.

Саморегулируемая организация в отношении своего чле­на может применять ряд мер, начиная с требования об обяза­тельном устранении выявленных нарушений в установленные сроки, заканчивая наложением штрафа и исключением из членов саморегулируемой организации.

Надзирает за деятельностью саморегулируемых ор­ганизаций Банк России: во-первых, Банк России ведет реестр саморегулируемых организаций, который раз­мещается в Интернете; во-вторых, Банк России осущест­вляет надзор за выполнением саморегулируемыми орга­низациями требований действующего законодательства; в-третьих, Центральный банк РФ в случае неисполнения в установленный срок его предписания об устранении на­рушений, выявленных в деятельности саморегулируемой организации, согласно ч.4 ст. 28 Федерального закона № 223-ФЗ, имеет право:

1) привлечь саморегулируемую организацию и её долж­ностных лиц к административной ответственности;

3) принять решение о прекращении статуса саморегули­руемой организации;

4) приостановить исполнение всех или части функций са­морегулируемой организации, в том числе приостановить все или часть полномочий, переданных ей Центральным банком РФ, по одному или нескольким видам деятельности, являю­щимся предметом саморегулирования для саморегулируе­мой организации.

Саморегулируемая организация совместно с Банком Рос­сии может участвовать в подготовке проектов нормативных актов Банка России, для чего планируется создавать совмест­ные рабочие группы. Банку России вменено в обязанность вы­носить проекты нормативных актов на рассмотрение рабочих групп и иных объединений по инициативе саморегулируемых организаций. В качестве одного из вариантов предусмотрено размещение проектов документов на официальном сайте Бан­ка России.

Помимо рассмотренных основных нововведений, опреде­ленные изменения коснулись видов членства в саморегулиру­емой организации, порядка управления саморегулируемой организацией, ужесточения требований к руководителям саморегулируемой организации, взаимодействия саморегу­лируемых организаций и Банка России в законотворческой сфере и др.

Итак, с 11 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 223-ФЗ, который меняет существующий механизми института саморегулирования для участников финансового рынка.

Определены общие подходы к построению системы взаимодействия профессионального сообщества различ­ных сегментов финансового рынка с единым регулятором финансового рынка - Банком России, принципы участия профессиональных объединений в осуществлении регули­рования, контроля и надзора на финансовом рынке, предо­ставления саморегулируемым организациям полномочий по разработке стандартов, норм и правил, дополняющих и (или) конкретизирующих нормы государственного регу­лирования.

Результатом вводимых Федеральным законом № 223-ФЗ изменений финансовая система Российской Федерации долж­на приобрести признаки прозрачности, целостности, эффек­тивности функционирования и стабильности. Финансовая система Российской Федерации должна соблюдать права и за­конные интересы розничных инвесторов и создавать условия для снижения рисков индивидуальных инвестиций.

ТАРАНОВ Игорь Евгеньевич
аспирант кафедры административного права и административного процесса Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

3 июля 2016 г., 20 декабря 2017 г., 28 ноября 2018 г., 2 июля 2021 г.

Принят Государственной Думой 3 июля 2015 года

Одобрен Советом Федерации 8 июля 2015 года

ГАРАНТ:

Настоящий Федеральный закон вступает в силу 11 января 2016 г., за исключением статьи 34, вступающей в силу 14 июля 2015 г.

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

13 июля 2015 года

Усовершенствован механизм саморегулирования в сфере финансового рынка.

Статус СРО может приобрести НКО, созданная в форме ассоциации (союза), объединяющая брокеров, дилеров, управляющих, депозитариев, регистраторов, акционерные инвестфонды и управляющие компании инвестфондов, ПИФов и негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев, негосударственные пенсионные фонды, страховщиков, страховых брокеров, общества взаимного страхования, микрофинансовые организации, кредитные потребительские (в т. ч. сельскохозяйственные), жилищные накопительные кооперативы, форекс-дилеров.

Участие финансовой организации в СРО, вид которой соответствует деятельности, осуществляемой такой организацией, в случае наличия СРО данного вида обязательно. Минимальное количество участников СРО - 26% от их общего числа. Предусмотрено ассоциированное членство в СРО.

Чтобы получить статус СРО, вновь создаваемым профобъединениям нужно соответствовать определенным требованиям. Статус присваивается со дня внесения сведений о СРО в единый реестр СРО в сфере финансового рынка. Соответствующее решение принимает Банк России. Он же уполномочен вести указанный реестр. При соблюдении ряда условий статус СРО можно получить в отношении нескольких видов деятельности финансовых организаций.

СРО вправе разрабатывать стандарты, нормы и правила, дополняющие и (или) детализирующие нормы госрегулирования. СРО обязаны разрабатывать базовые стандарты, перечень которых устанавливается ЦБ РФ для определенного вида СРО. Помимо базовых, СРО могут утверждать внутренние стандарты, устанавливающие дополнительные требования к соответствующей деятельности.

Определены квалификационные требования и требования к деловой репутации руководства СРО.

Предусмотрена возможность передачи Банком России по инициативе СРО полномочий по получению от ее членов отчетности. Перечень последней определяет ЦБ РФ.

Установлены правила членства в СРО, порядок его прекращения.

За деятельностью СРО надзирает Банк России. Он может накладывать штрафы, требовать замены руководителя СРО, прекращать ее статус, приостанавливать исполнение функций СРО.

СРО вправе создать совет из числа руководителей СРО для координации своих интересов и представительства в Банке России.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после даты его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления в силу.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу 11 января 2016 г.

Текст Федерального закона опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 14 июля 2015 г., в "Российской газете" от 20 июля 2015 г. N 157, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 июля 2015 г. N 29 (часть I) ст. 4349

История рассмотрения и принятия Федерального закона

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 343-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 августа 2021 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 426-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 397-ФЗ

Изменения вступают в силу с 21 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 292-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

  • брокерами;
  • дилерами;
  • управляющими;
  • депозитариями;
  • регистраторами;
  • акционерными инвестиционными фондами и управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • специализированными депозитариями;
  • негосударственными пенсионными фондами;
  • страховыми организациями;
  • страховыми брокерами;
  • обществами взаимного страхования;
  • микрофинансовыми организациями;
  • кредитными потребительскими кооперативами;
  • жилищными накопительными кооперативами;
  • сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами;
  • форекс-дилерами.

Ниже представлен обзор наиболее существенных положений Закона.

2. Статус СРО в сфере финансового рынка приобретается в отношении одного или нескольких видов деятельности финансовых организаций со дня внесения Банком России сведений о ней в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка.

3. Для приобретения статуса СРО в сфере финансового рынка некоммерческая организация должна соответствовать, в частности, следующим требованиям:

  • объединять в качестве членов не менее 26% от общего количества финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности;
  • разработать внутренние стандарты СРО в сфере финансового рынка;
  • утвердить органы управления и специализированные органы СРО в сфере финансового рынка; законом установлены дополнительные требования к лицам, входящим в состав указанных органов.

4. Законом установлены обязанности СРО в сфере финансового рынка, в частности:

5. Законом установлены полномочия СРО в сфере финансового рынка, в частности:

  • получение некоторых видов отчетности от членов СРО (полномочия передаются СРО в сфере финансового рынка Банком России);
  • ведение реестра членов СРО в сфере финансового рынка;
  • контроль за соблюдением членами СРО требований федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов СРО, в том числе путем проведения плановых и внеплановых проверок;
  • направление в Банк России мотивированного мнения о наличии оснований для отзыва у члена СРО лицензии или исключения сведений о нем из реестра финансовых организаций;
  • направление в суд заявления о ликвидации члена СРО при наличии оснований;
  • создание совместных с Банком России рабочих групп, иных объединений для совместной подготовки проектов нормативных актов Банка России;
  • создание совета СРО в сфере финансовых рынков из числа руководителей СРО в целях координации интересов СРО и их представительства в Банке России.

6. Членство финансовой организации соответствующего вида деятельности в СРО в сфере финансового рынка является обязательным. Финансовая организация может являться членом только одной СРО в сфере финансового рынка соответствующего вида, за исключением случаев ассоциированного членства (участия в общем собрании членов СРО в сфере финансового рынка с правом совещательного голоса, а также внутренних комитетах и группах СРО).

7. Финансовая организация обязана вступить в СРО в течение 180 дней со дня регистрации первой СРО в сфере финансового рынка соответствующего вида или прекращения финансовой организации своего членства в СРО.

8. Максимальный размер вступительного взноса члена СРО в сфере финансового рынка составляет 100 000 рублей.

  • приобрести статус СРО в сфере финансового рынка в соответствии с Законом;
  • прекратить использование указанных слов в своем наименовании или при осуществлении своей деятельности при отсутствии статуса СРО в соответствии с Законом;
  • не указывать на наличие права осуществлять саморегулирование в сфере финансового рынка при отсутствии статуса СРО в соответствии с Законом.

10. К СРО, осуществляющим определенные виды деятельности в сфере финансовых рынков в течение года до дня вступления в силу Закона, требования о количестве членов СРО в сфере финансового рынка, о наличии базовых стандартов, требования к руководителю СРО в сфере финансового рынка, применяются по истечении двух лет со дня вступления в силу Закона.

11. Сведения о некоммерческих организациях, осуществляющих не менее одного года ко дню вступления в силу Закона деятельность в статусе СРО кредитных потребительских кооперативов, считаются внесенными в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка со дня вступления в силу Закона. Такие СРО обязаны в течение двух лет со дня вступления в силу Закона представить в Банк России документы для приобретения статуса СРО в соответствии с требованиями Закона.

Выше приведены основные положения Закона и в каждом конкретном случае необходимо оценивать применимость отдельных его положений.

Читайте также: