Сохранение национальных традиций доклад

Обновлено: 16.05.2024

Выделяют основные типы традиций: народные (этнические), социальные, национальные, религиозные и культурные.

Остановимся более подробно на народных традициях.

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ.

Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.

Народ - единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно главным образом, осуществлялось в процессе труда. Девочки и мальчики с малых лет обучались ремеслам.

Под традиционными народными ремёслами следует понимать крестьянские домашние ремёсла, результатом производства которых являются утилитарные предметы, орудия труда, постройки, одежда и другие предметы и объекты, обеспечивающие жизнедеятельность человека в естественной природной среде.

Когда мастера начинали создавать предметы по заказу и на продажу, ремесло превращалось в промысел

Художественные народные промыслы - творческая деятельность ремесленников, направленная на создание уникальных и неповторимых предметов с использованием их ручных приспособлений, навыков, смекалки и внутреннего ощущения красоты.

Русские народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад.

Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры . Практически каждый регион России отличается своими культурными традициями. Виды народных творчеств прежде всего образуются от материала изделий. Расмотрим несколько основных видов ремесла.

Виды и подвиды ремесел

На просторах русской земли много богатств. Одним из доступных несомненно является древесина. Для некоторых видов обработки не нужно сложных устройств и приспособлений. Отсюда и многообразие видов и подвидов ремесел, связанных с использованием древесины.

Резьба по дереву. Существует несколько видов резьбы по дереву:

Плосковыемчатая резьба (контурная, скобчатая, геометрическая и др.);

Рельефная резьба (плоскорельефная резьба, глухая, кудринская и др);

Сквозная резьба (прорезная и пропильная);

Скульптурная резьба (объемная);

Домовая резьба (может сочетать в себе несколько видов);

Фрезерование. Обработка на токарном станке, фрезе;

Берестоплетение;

Резьба по бересте;

Тиснение по бересте;

Изготовление туесов;

Сувенирное производство (обереги, украшения, аксессуары, игрушки и картинки);

Плетение из лозы;

Когда был открыт металл и его свойства - произошла революция технологий. Многие предметы быта и орудия труда были заменены на металлические. Это не вытеснило другие материалы, отнюдь - позволило более эффективно их обрабатывать. А благодаря свойствам металла ассортимент изделий ремесленников преумножился в несколько раз. Обработка металла технически гораздо сложнее дерева, но дело того стоит и на данный момент можно четко сформулировать способы обработки металла:

Филигрань (напайная, ажурная, объемная);

Фрезерование. Обработка на токарном станке, фрезе.

Природный материал, получивший не меньшее распространение, чем дерево. Данный вид материала страдает от небольшого числа видов обработки, что сказывается и на разнообразии изделий из глины. Большую часть изделий занимает посуда, а оставшуюся часть скульптура и сувениры.ЛепкаГончарное искусство;

Очень сложен в обработке. Из-за редкости некоторых материалов, сложностей в обработке - такая высокая стоимость изделий.

Гипс (отлив рельефов и объемных фигур);

Костяные резные шкатулки - удивительны. Замысловатые узоры и сюжеты можно рассматривать бесконечно. Но распространение этого вида народных промыслов сильно зависит от территории. Далеко не каждая кость пригодна для обработки, далеко не все животные обладают необходимыми ценными частями тела и все это усугубляется тем, что многие виды животных являются редкими и подлежат охране.

Немногие виды народных промыслов можно назвать исключительно женскими. Работу с нитью можно причислить к одному из них. Изготовление изделий из нити связано с невероятной усидчивостью и сосредоточением. При создании сложнейших узоров и предметов не обойтись без арифметики и навыков закройки, так как петли любят счет, а большинство изделий - одежда, к которой применимы отдельные немаловажные требования моды, удобства, практичности и красоты.

Изделия из кожи можно встретить все реже и реже. Цена и возможность замены искуственными полимерами сказались на распространении этого вида ремесла. Не припомню, чтобы видел в последнее время настоящее произведение искусства из кожи, сделанное вручную. Тем не менее в недалекие времена применялся этот материал для ручного создания художественных изделий. Главным образом украшались обычные предметы вставками из разноцветной кожи, создавались композиции и узоры.

Изготовление одежды и обуви;

Национальные традиции в народных ремеслах

Сколько бы мы ни говорили о традициях и их особенностях, источником традиций, их носителями являются люди – мастера, творцы народного искусства. А они тоже меняются. Меняется их социальный состав, мировоззрение, уровень культуры. Современные народные мастера принадлежат, в основном поколениям, выросшим за годы Советской власти. Это не прежние кустари, работающие скорее интуитивно, по сложившимся законам ремесла. Сегодня от народного мастера требуется не только высокое техническое мастерство, но сознательное творческое отношение к своему творчеству, глубокое проникновение в художественную культуру промысла, в котором он работает. Народный мастер ставит перед собой цель - познакомить наше молодое поколение с традициями, бытом, особенностями народов определенного района нашей огромной страны через знакомство с

народными промыслами и передать ему свое мастерство.

Если, по мере своего развития, промысел или ремесло повышает свой эстетический аспект, и его продукция, не теряя своей утилитарности, приобретает всё большую художественную ценность, то такое ремесло может называться прикладным искусством.

Сюда можно отнести:

производство игрушек (лаковых и керамических)

а также производство любых других изделий (одежды, обуви, посуды, мебели), где доминирующим фактором, по крайней мере, в ценообразовании, является внешний вид и отделка изделий, а не их возможность служить по своему прямому назначению.

Сюда можно отнести лоскутное шитье. Зачастую, даже прихватка , сшитая в лоскутной технике не используется по своему прямому назначению. А случит украшением интерьера кухни.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ НАРОДНЫХ РЕМЁСЕЛ

В последние годы немало говорится о необходимости обращения к народному искусству, к его бесценному духовному наследию. Это бесспорно так. Проблемы возрождения народных художественных промыслов так же широко обсуждаются в искусствоведческой среде. А как обстоят дела с традиционными народными ремёслами? С теми занятиями жителей сельской местности, которые бытовали повсеместно по всей России? Ни количественно по числу жителей, ни территориально народные художественные промыслы не могли сравниться с традиционными народными ремёслами, домашние ремёсла были как воздух – везде. Что сегодня осталось от них? Угасающая память о мастеровых предках, музейные коллекции предметов народного искусства и редкие мастера в регионах, некоторые из которых делают традиционные утилитарные предметы – это всё что осталось от ремёсел.

Традиционные народные ремёсла сегодня не востребованы с той функцией, которая существовала века и тысячелетия. Сегодня в центрах традиционной народной культуры, школах народных ремёсел, студиях ведётся работа по сохранению, возрождению и развитию традиционных народных ремёсел.

Возрождение ремёсел напрямую связано с жизненной необходимостью ремесла в каждой конкретной ситуации. Если нет необходимости в ремесле, то нет смысла его возрождать, поскольку любое ремесло в любой точке своего жизненного цикла жёстко привязано к жизнедеятельности человека. Ремесло существует для жизни человека, иначе это реконструкция, игра в "старое".

Актуализация традиционных народных ремёсел это деятельность:
- по изучению и фиксированию накопленных ремесленных знаний прошлого и настоящего времени современными информационными технологиями,
- по освоению ремесленных навыков,
- по включению в культуру современного общества предметов, образов и мотивов народного искусства.

В нашей стране большинство населения проживает в городах и посёлках городского типа, где ремёсла не могут существовать в точно каком же виде, как они бытовали на селе, поэтому возрождение на подавляющей территории России невозможно. Что же делать? Нужно изменить отношение к традиционным народным ремёслам и к народной культуре вообще - относиться не как к отдельному забытому явлению, а как к явлению, которое должно быть непосредственно связано с современной жизнью человека.

Сохранение традиционных народных ремёсел не обеспечит их востребованности, поскольку ремёсла неактуальны в современном окружении человека.

Очевидно, что проблему невостребованности традиционных народных ремёсел может решить актуализация, которая позволит изменить традиционные народные ремёсла в соответствии с требованиями современности

Мы можем утверждать, что актуализация – естественный путь развития ремесла, так как она существовала всегда, поскольку среда обитания человека изменялась постоянно в длительном историческом контексте. Человек приспосабливался к новым условиям жизни – будь-то изменение климата, переселение народов, изменение общественного строя и многие другие изменения. Очевидно, что актуализация ремёсел была естественным процессом в жизни людей. С другой стороны, когда появляются новые технологии для облегчения труда человека, то ремесло актуализируется посредством этих технологий, например, с появлением токарных станков по дереву изменялись ремёсла деревообработки. Такая актуализация является процессом развития ремесла.

Так было на территории России до начала советского периода индустриализации. После этого времени традиционные народные ремёсла стали терять свою роль в жизнеобеспечении человека: предметы домашнего ремесла стали заменяться предметами промышленного производства. Функция ремёсел стала переходить к промышленности, плану и массовому производству.

В середине 70-х годов ХХ века ремёсла вызывают интерес у искусствоведов на фоне поддержки народных художественных промыслов правительством СССР. Функция ремёсел в этот момент рассматривается не со стороны жизнеобеспечения человека, а со стороны эстетического восприятия предметов и объектов ремёсел, со стороны народного искусства. Но с тех пор и до наших дней исконная функция традиционных народных ремёсел так и не восстановилась, а лишь ещё более изменилась – стала сувенирной. Народные традиции- это, конечно, замечательно. С их помощью сохраняется какая-то самобытность народа, самоопределение, в каком-то смысле.

НО: далеко не всякие народные традиции могут сохранить свою актуальность и подойти для современности.

К примеру, такая исконно народная традиция, как колядование. Очень и очень сомнительно, что в наше время найдётся много людей (во всяком случае, в здравом рассудке), которые пожелают открыть дверь своей квартиры галдящей компании совершенно незнакомых поддатых людей (а учитывая русский менталитет вряд ли стоит надеяться, что толпа будет сплошь трезвая), от которых неизвестно, чего ожидать.

Есть, конечно, и совсем безобидные традиции (например, всем известные блины на масленицу или яйца на пасху), но чтобы эти традиции существовали и в будущем, о них нужно рассказывать, их нужно поддерживать, создавать к ним интерес. А многие в наше время считают всё это абсолютно ненужным и неинтересным.

А про традиции, узнать о которых теперь можно разве что из книг о древней Руси, и говорить нечего.

Преобразование ремесленных предметов прошлого

в формат современности

Изменилось жилище человека с деревенских просторных домов на тесные квартиры в многоэтажных кирпичных домах – значит, изменился весь быт человека. Изменились требования к кухонной утвари – ёмкости для хранения продуктов не должны быть такого размера как были в деревенском доме, а должны соответствовать размеру шкафов и полок кухни.

Необходимо отдельно сказать о таком явлении, как изготовление традиционных ремесленных предметов из нетрадиционных материалов. Плетёные корзины из пластиковых лент (разрезанные использованные пластиковые бутылки) и вязанные круглые коврики из полиэтиленовых пакетов. На первый взгляд человека неравнодушного к народному искусству такие вещи вызывают оторопь и отвращение – как можно заменять бересту на пластик использованных бутылок? С точки зрения художественного восприятия предмета это так. А вот с точки зрения деревенского мастера, изготовившего такую корзину, несколько иначе – в лес идти далеко, снимать бересту тяжело, с ногами плоховато, а у соседей много использованных пластиковых бутылок, которые никто не утилизирует, а в огород закапывать никто не хочет, можно корзин для всех соседей наплести, которые износу знать не будут. Защитник окружающей среды встанет на сторону мастера – отличное решение по утилизации бытовых отходов. На Западе уже продолжительное время существует плетение корзин и других предметов из нетрадиционных современных материалов. Хорошо это или плохо – оценивать каждому лично, но актуализация ремесла здесь налицо – замена традиционного материала на нетрадиционный для обеспечения жизнедеятельности человека в век пластиковой упаковки.

Изменение окружения современного человека

под формат ремесленных предметов

За последние 100 лет технологический прогресс настолько изменил окружение человека, что ручной мельнице и прялке в доме просто нет места и смысла – мука, хлеб, нитки и одежда продаются в магазине и доступны всем слоям населения. Можно ли говорить о каком-либо воздействии традиционных ремесленных предметов на окружение человека? Несомненно, да! Дело здесь в физических свойствах и эстетическом содержании ремесленных предметов. С одной стороны, назначение и технологии изготовления предметов устарели настолько, что им нет места в домашнем быту. С другой стороны, эти качества являются уникальными в наши дни и используются дизайнерами в качестве новых и привлекательных идей для дизайна кафе, ресторанов, магазинов, развлекательных центров, различных мероприятий. Эстетическое содержание используется ещё шире, поскольку украшать можно не только интерьеры общественных мест, но и всё, что окружает человека каждый день: экстерьеры, одежду, упаковку продуктов, посуду, мебель. Декорируются традиционным орнаментом поверхности из различных материалов, как натуральных, так и искусственных: дерево, керамика, пластик, стекло, различные ткани, полиэтилен, бетон и другие. Придумывают и украшают современные предметы мастера по традиционным росписям и дизайнеры. Дизайнеры выполняют стилизацию элементов росписи и размещают созданные элементы на различных поверхностях предметов по законам современного дизайна: остановках транспорта, информационных табличках, посуде, бетонном заборе, одежде, автомашинах, самолётах.

Если вы видели хотя бы один сюжет об Олимпиаде-2014 в Сочи, то наверняка заметили яркий разноцветный орнамент, покрывающий практически все поверхности, связанные с главным спортивным праздником.

Посмотрим, что у них получилось? Все три критерия соблюдены, и перед нами результат удивительно цельный, законченный и оригинальный. У этого удачного дизайнерского проекта есть своё официальное имя-Олимпийское лоскутное одеяло, визуальный образ Олимпийских и Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи .Его разработчики дизайнеры компании В OSCO .

Этот узор состоит из 16 орнаментов, взятых из самых популярных русских национальных промыслов:

Определение и характеристика важности сохранения традиционных нравственных религиозных ценностей, а также индивидуальных свобод человека. Исследование особенностей и значения национальной культуры. Ознакомление с российскими религиозными традициями.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.01.2017
Размер файла 25,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Сохранение национальных культурных ценностей в России

2. Религия в современной России

3. Свобода совести в России

Список использованных источников и литературы

1. Сохранение национальных культурных ценностей в России

Сохранение традиционных нравственных религиозных ценностей, а также индивидуальных свобод человека представляется весьма важным в наше время. Национальные ценности в культурной и духовной сферах представляет собой большое богатство, вместе с тем являясь неиссякаемым резервом необходимым для того чтобы происходило воспроизводство признанных во всем мире общечеловеческих ценностей, равно как и национальных культурных и нравственных традиций народов.

На сегодняшний день культура существует в форме самовыражения народов. Национальные особенности отдельных народов проистекают из конкретно-исторических особенностей жизни и тех или иных народов, а также из их биосоциальной сущности.

Важнейшие особенности и значение национальной культуры любого народа заключается в ее самобытности, разнообразие и неповторимости.

Процессу развития особенностей культуры нации способствует создание своеобразных форм организации культурной жизни отдельных народов, которое помогает избежать подражания и копирования других культур. Культуры народа, не обладающая своими особенностями, сравнима с безликим человеком. Культура народов не является застывшим явлением, ее самобытность возрастает и обогащается одновременно с расцветом нации, с ростом уверенности в своем будущем, с укреплением своего места в мировой цивилизации. Бушманова А. В. Особенности правового режима культурных ценностей в РФ. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №74-1 С.91.

В содержание национальной культуры входят такие базовые элементы как, национальные ценности, которые общество хранит в своих культурных, семейных и социально-исторических традициях, передавая их из поколения в поколение, обеспечивая тем самым развитие общества в современных условиях. Необходимо выделить некоторые источники нравственности и человечности в сфере национальной культурной жизни, которые являются основополагающими для того, чтобы человек мог противостоять разрушительному влиянию и мог плодотворно развиваться, совершенствуя свое сознание, систему общественных отношений и свою жизнь в целом.

Традиционно принято считать, что к основным источникам нравственности в нашей стране относятся - многонациональный народ нашей страны, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. На основе традиционных источников нравственности можно определить базовые национальные ценности России. В первую очередь к национальным ценностям необходимо отнести патриотизм, проявляющийся в любви к России, в частности к своей малой родине, к своему народу, служение Отечеству. Не менее важна социальная солидарность, выражающаяся в личной и национальной свободе, доверии к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство. Гражданственность, как национальная ценность, заключается в служении Отечеству, в создании и укреплении правового государства, гражданского общества, закона и правопорядка, поликультурного мира, свободы совести и вероисповедания. Кроме того к национальны ценностям нашего государства необходимо отнести семью, труд и творчество науку, традиционные российские религии, искусство и литературу, природу и человечество. Последнее проявляется в движении к миру во всём мире, многообразие культур и народов, прогрессу человечества, международному сотрудничеству. Храпаль Л.Р., Камалеева А.Р. Культурная глобализация и этнокультурная индентичность общества как факторы модернизации современного образования // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. №2 С.205.

В современном мире все сильнее становятся процессы глобализации, в связи с чем растет важность сохранения культурного наследия и культурных традиций народов. При этом нередко случается так, что усилиям общества по укреплению национальных культур противостоят различные общественные силы. Необходимо отметить, что современная культурная обстановка в нашей стране весьма сложна и противоречива.Однако в ней можно выделить ряд тенденций, которые характеризуют культурные процессы в современной России:

- Устранение монополии государства на культуру и ее деидеологизация. Данная тенденция способствует как росту свободы творчества и выбора в культурной сфере, однако вместе с тем произошла и потеря контроля над качеством и уровнем той культурной продукции, которая предлагается потребителю, например, в литературе, музыке, образование и т.д.

- Проникновение коммерческих структур в культуру, которое характеризуется преимущественным вложением капитала по большей части в высокодоходные и области культуры - в зрелища, развлекательную и эротическую индустрию. В качестве еще одного последствия коммерциализации можно назвать недоступность многих учреждений культуры для значительной части населения.

- Положительной тенденцией необходимо назвать возрождающийся интерес к дореволюционному культурному наследию, в частности к религии и церкви.

- Рост культурно-коммуникативной пассивности, выражающийся в ослаблении интереса к чтению, которое заменяют визуальные, зрелищные формы искусства, снижение посещаемости театров, музеев, библиотек.

- Особым индикатором уровня развития культуры того или иного общества выступает язык, организующий характер и способ восприятия реальности. Современное состояние русского языка беспокоит прогрессивную российскую интеллигенцию. Голдырева В.А. Взаимосвязь культурных ценностей и отношения к инновациям // Российский гуманитарный журнал. 2013. №5 С.434.

Подводя итог, подчеркнем, что понимание места и роли культуры в общественной жизни, а также изучение закономерностей ее развития имеет весьма серьезное практическое значение. Проводимые государственной властью экономические и политические программы не будут иметь успеха без учета культурной составляющей, следовательно, повышение культурного уровня общества выступает важнейшей предпосылкой социально-экономического роста.

2. Религия в современной России

Религия представляет собой особую форму осознания мира, которая обусловлена верой в сверхъестественное, включает в себя систему моральных норм и типов повеления, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации, например, церковь, религиозную общину.

Религия России представлена совокупностью религиозных течений, которые утвердились на территории Российской Федерации. К основным мировым религиям необходимо отнести: христианство, ислам и буддизм. В 988 году нашей страной было принято Христианство, однако ряд исследователей полагает, что крещение Руси состоялось несколько позже (в 990 или 991 году), однако Христианство не является единственной религией на территории нашей страны. На сегодняшний день основными религиями, которые представлены в России выступают христианство (в основном православие, однако есть католики и протестанты), а также ислам и буддизм. Вместе с тем часть населения РФ - это неверующие. Смирнов М.Ю. Религии в России и современное религиоведение // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. №3 С.110.

Сохранение всех религиозных традиций - одна из важнейших задач России в наше время. Государство, вместе с тем, должно носить светский характер. Однако сохранение лучших и вообще всех религиозных традиций - одна из важнейших задач России, страны многонациональной и многоконфессиональной, а не только и исключительно православной. Пронина Т.С. Религия как источник культурной идентичности в современной России // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2015. №1 С.135.

В школах на сегодняшний день на добровольных началах изучаются российские религиозные традиции - светские, РПЦ, мусульмане, протестанты и т.д. Что свидетельствует о стремлении государства к сохранению религиозных традиций в нашей стране.

Для России, ослабленной многолетней политической и экономической модернизацией, сохранение традиционного для страны национального и религиозного уклада, в котором существуют как доминирующие национальные и религиозные культуры, так и малые религиозные культуры, традиционные субкультуры, является вопросом выживания в качестве единого государства. При этом очевидно, что всякое мирное многообразие держится на толерантном отношении религиозных и национальных доминант к правам и проблемам малых народов и религиозных субкультур. Яхьяев М. Я., Камышова Е. Г. Власть и религия в современной России: метаморфозы взаимодействия // Исламоведение. 2013. №1 С.8.

Таким образом, в современной России весьма значительно изменилось положение религии и церкви. Способствовали этому, в первую очередь, принятые еще в начале 90-х годов законы о свободе совести и вероисповедания. В настоящее время мы можем наблюдать возрождение религиозных институтов в нашей стране. Подъем религиозности объясняется в первую очередь кризисом в различных сферах в России - экономической, социальной, моральной. Большую роль в подъеме религиозности сыграла дискредитация и ломка господствовавших в обществе социалистических ориентации ценностей, идеалов. Ломка системы советского атеистического воспитания привела к тому, что среди разных слоев населения изменилось само отношение к религии, которую стали воспринимать, как неотъемлемый элемент мировой и национальной культуры, моральную опору общества. Восканян С. С., Ермакова С. С. Религия как инструмент политического манипулирования: исторические аспекты и современность // Исламоведение. 2013. №2 С.16.

3. Свобода совести в России

Как известно, основной ценностью и нашей страны, согласно Конституции 1993 года, является человек, его свободы и права. Свобода совести - это право каждого из нас верить в Бога согласно учению той или иной религии, выбранной нами самостоятельно, а также являться атеистом, то есть совсем не верить в него. Совесть в философии означает внутренний критерий нравственности при оценке своих действий, который регулирует действия и высказываемые мысли, а также ограничивает свободу человека определенными моральными рамками.

Современные исследователи совесть определяют, как способность индивидуума осуществлять в своих действиях нравственный самоконтроль, формулировать для себя самостоятельно моральные обязанности и ценности, требовать их выполнения от себя, а также производить оценку поступков, которые были совершены. При этом подчеркиваются личностные, индивидуальные начала каждого конкретного человека.

Понятие "свобода" Можно выделить, рассматривая интересующее нас понятие "свобода", разные подходы к его осмыслению. В частности, Рене Декарт считал, что это автономность и произвольность воли. Свобода также может быть рассмотрена в идеальном и материальном смыслах. Материальная сторона ее означает свободу действий и является ограниченной физическими возможностями людей и воздействием законов природы на каждую личность. Идеальная сторона ее зависит в большей степени от свободы воли отдельного человека. Она ограничивается его нравственной позицией. Под свободой, таким образом, подразумевается возможность поступать в соответствии со своими целями, своей волей, а не по внешнему ограничению или принуждению.

Если данное понятие рассматривать с точки зрения социологии, то это уже некоторая духовная ценность общества, важное его благо, которое было создано в результате исторического социального развития. Босов А.В. Факторы, способствовавшие формированию принципа свободы совести и вероисповедания в России // Вестник ВУиТ. 2012. №2 (76) С.96-97.

Поскольку Россия - государство светское, в котором церковь от государственной власти отделена, его гражданам дается право на свободу совести, то есть самостоятельно определять и выбирать нравственные основы зла и добра согласно религиозным убеждениям или же тем, что называют "общечеловеческой моралью". Эта свобода, таким образом, равнозначна свободе мировоззрений и убеждений, которые не имеют идеологического и политического содержания, о чем говорится в Конституции РФ (часть 1-3).

В основном документе нашей страны "право на убеждения" не сформулировано прямо. Однако принуждение отказываться от убеждений или выражать их запрещается (часть 3, статья 29). Так реализуется право на свободу совести.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что свобода совести и вероисповедания соотносятся как видовое и родовое понятие, как частное и общее. Обе они предполагают, что никакая власть - ни духовенство, ни государство - не имеют права вмешиваться в религиозную жизнь отдельного человека.

Отметим, что у каждой отдельной личности есть право на религиозную свободу. Однако, пользуясь ей, нужно придерживаться нравственного принципа социальной и личной ответственности. Дело в том, что гражданское общество вправе защищать себя от возможных злоупотреблений, возникающих под видом религиозной свободы. Обеспечение этой защиты - дело гражданской власти. Именно на нее возлагается также первостепенная обязанность поддерживать и охранять религиозную свободу различными средствами, включая справедливые законы, а также обеспечить благоприятствующие развитию в стране религиозной жизни условия. Большакова В.М. Право на свободу совести и свободу вероисповедания: особенности реализации в современной России // Власть. 2015. №2 С.129.

В целом в современной России приходится констатировать, что текущая государственная политика в сфере свободы совести, зачастую тяготеет к неправовому контролю и подавлению свободы мировоззренческого выбора. Данное обстоятельство идёт вразрез с чаяниями россиян занять достойное место в мировом сообществе.

Таким образом, подводя итог проделанной работе, можно сделать следующие выводы.

Сохранение национальных, религиозных, культурных традиций и обеспечение свободы совести в России является важнейшей предпосылкой для социально-экономического роста нашей страны, способствующей тому, чтобы наше государство заняло и закрепило за собой достойное место в мировом сообществе. Сохранение культурных традиций способствует укреплению национальной идентичности, росту самосознания в обществе. Религия всегда являлась объединяющим фактором для нашей страны, вследствие чего возрождение и укрепление религиозных традиций весьма важно в наше время с учетом непростой международной обстановки. Вместе с тем в последнее время в государственной политике стали наблюдаться негативные тенденции. Можно констатировать рецидивы тоталитарной политики по отношению к культуре, попытки введения цензуры и запретов. Данные тенденции идут в разрез с мировой общественной мыслью. Как следствие зачастую можно наблюдать критику современной государственной политики в России со стороны мирового сообщества. Соблюдение прав человека, в частности, права на свободу совести, безусловно, будет способствовать тому, чтобы наше государство заняло достойное место в мировом сообществе.

Список использованных источников и литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) " // СПС КонсультантПлюс

3. Босов А.В. Факторы, способствовавшие формированию принципа свободы совести и вероисповедания в России // Вестник ВУиТ. 2012. №2 (76) С.94-101.

4. Бушманова А. В. Особенности правового режима культурных ценностей в РФ. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №74-1 С.89-94.

5. Восканян С. С., Ермакова С. С. Религия как инструмент политического манипулирования: исторические аспекты и современность // Исламоведение. 2013. №2 С.14-22.

6. Голдырева В.А. Взаимосвязь культурных ценностей и отношения к инновациям // Российский гуманитарный журнал. 2013. №5 С.426-434.

7. Пронина Т.С. Религия как источник культурной идентичности в современной России // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2015. №1 С.130-139.

8. Смирнов М.Ю. Религии в России и современное религиоведение // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. №3 С.110-120.

9. Храпаль Л.Р., Камалеева А.Р. Культурная глобализация и этнокультурная индентичность общества как факторы модернизации современного образования // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. №2 С.203-207.

Подобные документы

Формы преемственности и общая характеристика традиций и обрядов как наиболее действенные способы трансляции ценностей культуры, их роль в представлениях старших школьников о семье. Методы передачи культурных ценностей на Востоке и в славянских странах.

курсовая работа [35,8 K], добавлен 30.08.2011

Культурная политика России в постсоветский период. Непрофессиональное искусство и фольклор как двигатель сохранения и распространения этнической культуры. Роль мемориальных музеев и "мест памяти" в поддержании культурной и региональной идентичности.

дипломная работа [79,8 K], добавлен 05.07.2017

Исследование культуры как структурной целостности. История создания человечеством материальных, духовных и социальных ценностей. Характеристика искусства первобытного общества и средневековья. Появление религиозных культов и ритуалов Индии, Греции, Рима.

презентация [22,2 M], добавлен 09.06.2019

Бурятский этнос, исследование традиционной культуры: тенденции, закономерности и направления развития. Анализ семейно-бытовых традиций; религия, литература, фольклор, декоративно-прикладное искусство. Проблемы сохранения и развития идентичности народа.

дипломная работа [204,2 K], добавлен 07.07.2011

Анализ картины мира и исторической системы ценностей народов Южной и Северной Осетии. Характеристика религиозных символов, обычаев, фольклорных традиций и обрядов осетинского народа. Изучение особенностей устного народного творчества нартского эпоса.


В статье рассматривается значение и сохранение народных традиций в современных календарных обрядах и праздниках. Их анализ требует терминологического уточнения. Автор углубляется в понятийный аппарат и систематизирует его. Также дает свое определение празднику, и показывает значимость духовного возрождения культурно-досуговой среды в стиле народных традиций.

Ключевые слова: народные традиции, праздники, культура, современные календарные обряды, народные праздники.

Актуальность темы праздника обусловлена тем, что в условиях высокого динамизма в развитии культуры, наблюдается тенденция к свертыванию пространства человеческих взаимоотношений.

Говоря о русских традициях, обычаях и обрядах, важно понимать, что это не просто множество укоренившихся привычек, устоев практической и общественной деятельности, это также национальное наследие, народная культура, которая передается из поколения в поколение.

Это характерная черта, выделяющая русский народ на фоне остальных, черта, которая позволяет помнить, ощущать то, что мы являемся частью огромного народа. Помня и храня традиции, человек получает незыблемую опору, устойчивую поддержку. На первый взгляд, вопрос может показаться неинтересным, второстепенным: в чем интерес изучать то, что всем известно и давно стало неотъемлемой частью жизни. Вопрос о русских традициях, обрядах, обычаев бесконечно разнообразен и необъятен. В последнее время данная проблема рассматривается в трудах многих отечественных исследователей. Среди них можно назвать таких авторов как М. Забылин, А. В. Терещенко, А. Коринфский, М. М. Громыко, Е. Авдеева, О. А. Платонов, Л. С. Лаврентьева и др.

Однако знать о существовании и соблюдать некоторые традиции недостаточно, важно понимать их значение, знать историю того или иного обряда, того или иного обычая. Ведь они могут приносить пользу, если понимать их смысл и духовную важность. Говоря об актуальности темы, можно отметить, что традиции, обычаи и обряды представляют собой особые формы передачи новым поколениям социального и культурного опыта. В соответствии с этим философское осмысление роли и значения традиций и обрядов в культуре русского народа предполагает обобщенный историографический анализ по данной теме.

В жизни каждого человека праздник играет особую роль, которую нельзя отрицать и значение праздников очень велико для старшего, и младшего поколения. Развития культуры не только не снимает, но ещё более актуализируют вопрос о смысле праздника, его сущности и значимости. Современная праздничная культура представляет причудливый симбиоз различных типов и жанров праздника.

На фоне изменений современной культуры актуальным становится восстановление способности праздника пробуждать творческие возможности человека, восприятия праздника через ценности, которым он посвящен, утверждать и подчинять им повседневный способ бытия.

Из многовековой истории человечества известно, что праздник — это одно из состояний духовного мира человека. Исторические корни праздника уходят в глубокую древность, они тесно связаны с магией, ритуалом, трудовой деятельностью, мировосприятием, образом жизни, целостными ориентациями. Необычность праздничного дня, особенность эмоционального фона, связь праздника с сакральностью — все это закрепляет за праздником черты самостоятельного, уникального и эстетического явления в жизни человека.

Следование народным традициям и обычаям, выполнение обрядов объединяет людей в группы по интересам и проявлению своих талантов, способствует возникновению импровизации, мотивирует к пению, танцам, состязаниям, конкурсам, массовым играм и хороводам. В праздниках, в народном праздничном проявлении люди ощущают себя как единое целое, как носителей культуры своего региона, своей страны, как представителей определенной национальности, которой присущи отличительные особенности и различия в традициях, обрядах, обычаях.

Культура народного праздника способствует воспитанию, как каждой личности, так и всего коллектива участников, не только расширяет кругозор их, но и создает условия для самовыражения, самореализации. Праздник улучшает настроение, способствует творческому проявлению, позитивному эмоциональному всплеску. Народный праздник позволяет раскрыть истинные творческие устремления людей, ведь здесь каждый человек и исполнитель, и творец, и участник, и судья всего увиденного и услышанного. Народный праздник — это определенный отрезок жизни, имеющий свои формы поведения человека в коллективе, которые обусловлены как традициями, обычаями, так и ритуалами, церемониями и обрядами.

Для того чтобы решить проблему, необходимо чтить народные традиции, сохранить и в нынешнее время, и популяризовать хорошо забытые старые традиции и обычаи.

Социальная сущность народного праздника в том, что он представляет собой особый тип социального действия людей, объединяющий их идейно, утверждающий мировоззрение данного общества и его идеалы. Праздник является продолжением жизни общества, его будней, только другими средствами, в других формах. Связь праздника с повседневными трудовыми буднями осуществляется через праздничное осмысление труда, через создание атмосферы праздника будней. Но речь идет не только о народных праздниках в масштабе страны, города, района, села, но и о праздничных традициях каждого коллектива, о тех традиционных праздниках, которые входят в личный быт каждого человека и становятся важным моральным фактором расширения культурно-досугового пространства.

Роль и популярность современного массового праздника связаны с тем, что народные праздники имеют глубокие исторические корни, социально-психологический настрой.

В народном празднике заложены высокая духовность и нравственность, которые выступают проводниками формирования уважения к народным традициям, обычаям, обрядам, способствуют возникновению доброжелательных взаимоотношений окружающих, бережного отношения к природе, воспитания экологических чувств.

Воспитательная роль современного народного праздника состоит в соблюдении фольклорных традиций народа, в проявлении и воздействии их на каждую личность. Народное празднество активно влияет на весь уклад жизни общества. Традиционная культура развивает у людей чувство собственного достоинства и национальной гордости, соотнесения себя к определенной культуре, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.

Являясь неразрывной частью социальной жизнедеятельности общества, народные праздники и соизмеряют с ней жизнь каждого человека, и выступают как особый вид социально-культурной деятельности людей, протекающей в свободное время. Народный праздник необычайно многообразен и предполагает несколько типов этой деятельности, ведущей среди которых является обрядовая.

Праздник — всестороннее и обширное действо, определенное по содержанию. Культурно эволюционируя, человек сохраняет способность на грани игры и жизни находиться в праздничном пространстве одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Еще Платон отмечал способность праздника формировать сознание человека, новое миропонимание.

Поскольку система ценностей любого общества имеет тенденцию к изменению, появлению новых идеалов и отторжения норм, ставших архаичными, то и перемены праздника как исторического феномена закономерны.

Таким образом, мы приходим к выводу, что при условии сохранения народных традиций и популяризации хорошо забытых старых традиций и обычаев проблема значения народных традиций и их сохранения в современных календарных обрядах и праздниках будет решена.

Основные термины (генерируются автоматически): праздник, народный праздник, традиция, обряд, русский народ, народная культура, обычай, духовное возрождение, развитие культуры, связь праздника.

Во все времена традиции предков считались неотъемлемой частью культуры любого народа. Их сохранение и преумножение лежали в основе развития общества. Таким образом обеспечивалась беспрерывная передача опыта от старшего поколения младшему, сохранялась преемственность.

Россия – страна с богатейшим культурным прошлым. Наши обряды, праздники и обычаи настолько уникальны и самобытны, что ежегодно привлекают огромное количество туристов, желающих погрузиться в эту особую атмосферу. Почему же сами мы порой не чтим или напрочь забываем о нашем культурном прошлом? Что делать, чтобы традиции предков всегда были в почете?

О важности сохранения традиций предков

Наш мир постоянно претерпевает изменения. Одни нормы и принципы сменяются другими. Но сейчас все чаще можно услышать о необходимости развивать патриотизм, сохранять устоявшиеся ценности и уважать обычаи и традиции предков. Однако существует достаточное количество людей, не согласных полностью следовать своим корням, а желающих сформировать собственные устои, более характерные для современного мира.

Почему сегодня забываются традиции предков? Не стоит этого допускать, ведь с ними исчезнут и национальные черты народа. Чтобы этого избежать, разрабатываются проекты и проводятся различные мероприятия, нацеленные на сплочение людей посредством рассказа об истоках, о культуре и традициях предшествующих поколений.

Если страной будет утеряна культура, в основе которой лежат традиции предков, люди будут перенимать обычаи и устои, установленные другими народами. А это может привести к потере самобытности нации. Нет смысла отказываться от традиций предшествующих поколений, а потом пытаться их восстановить, намного лучше будет уважать, хранить и бережно относиться к тому, что было сформировано за множество лет.

О важности сохранения традиций предков

Конечно, с течением времени порядки и нормы приобретают новые, более современные черты, но они все равно должны основываться на чем-то. В детях следует воспитывать уважение к своей семье, учить их почитать предков, без которых они не появились бы на свет. Память предков, их традиции и обычаи – то, о чем необходимо рассказывать новым поколениям.

Если отказаться от традиций и единства нации, нравственное развитие людей опустится на самый низкий уровень. Дети должны узнавать от родителей о своих корнях, ведь только если человек осознает свою связь с предыдущими поколениями, он сможет быть уверенным в себе и крепко стоять на ногах в современном мире.

Нужно признавать достижения прогресса и новые тенденции, но при этом важно знать историю своего родного края, а также национальные традиции и устои. С этой целью следует рассказывать новым поколениям историю, посещать с ними музеи, знакомить их с народным творчеством и с тем, как в современности проявляются традиции предков, а также учить уважать работу тех, кто помогает распространять эти устои.

Каждому человеку необходимо быть гордым за свой род, его происхождение и традиции предков. Только это сможет выработать в нем верную гражданскую позицию и правильное понимание самых важных проблем.

Чтить традиции предков – не значит, полностью копировать и повторять их жизненные устои; это значит оберегать те ценности народа, которые сохранились после них.

Традиции и обычаи наших предков

Многие обряды нашей страны гармонично сочетают в себе составляющие прошлого и настоящего. Сохранились традиции, уходящие своими истоками к язычеству, образовавшись еще до крещения Руси. До сегодняшних дней не дошел первоначальный сакральный смысл ритуалов, но сохранились их основополагающие элементы.

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

HUG - 3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина

Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.

Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.

Читайте также: