История социологии классические и современные социологические теории доклад

Обновлено: 02.07.2024

Конт определил предмет и метод социологии. По его мнению, наука должна раз и навсегда отказаться от не решаемых вопросов, например, от философских суждений, т.к. их нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Конт преклонялся не только перед созданной им социологией, но и перед человеческим обществом, которое она призвана описывать. Для него отдельный индивид – почти ничто, абстракция. Общество же есть высшая реальность.

Учение Конта состояло из 2 частей:

1. Социальная статика: описывает законы существования общества.

2. Социальная динамика: описывает законы изменения общества.

Под обществом он понимал все человечество или какую-то его часть, связанную консенсусом.

Карл Маркс (1818–1883) выдвинул иной подход к пониманию общества. Его считают изобретателем теории социального конфликта. Если для Конта и Дюркгейма главное – стабилизация общества, то для Маркса – его уничтожение и замена новым, более справедливым. Он выступал за революционный путь изменения общества.

Карл Маркс придавал аномалиям, т. е. негативным сторонам капитализма (эксплуатации, обнищанию, преступности) не относительное, а абсолютное значение. Их нельзя устранить полностью или частично в рамках капитализма. Это такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм. Антагонизм– непримиримое противоречие основных классов любого общества. Везде, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой. Его нельзя разрешить в рамках существующего строя, т.к. эксплуататоры добровольно не отдадут награбленное. Даже если 2 класса поменяются местами, эксплуатация как явление, как социальный институт не исчезнет. Эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое.

Герберт Спенсер (1820–1903), английский философ и социолог, разделял представления Конта о социальной статике и динамике. Он придерживался мнения, что общество похоже на биологический организм, и описывал его как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Как человеческое тело состоит из органов, так и общество состоит из социальных институтов (семья, религия, право). Каждый элемент незаменим, поскольку выполняет свою собственную социальную функцию. Разница только в том, что в организме части служат для целого, а в обществе – целое для частей.

Что касается социальной динамики, Спенсер сформулировал эволюционную теорию исторического развития, основанную на теории прогресса. Заинтересовавшись дарвинской теорией, он применил понятие выживания сильнейшего к социальному миру.

В социальном организме Герберт Спенсер выделяет внутреннюю и внешнюю подсистемы. Внутренняя подсистема ведает сохранением организма и адаптацией к условиям окружающей среды. Внешняя регулирует и контролирует взаимоотношения организма с внешней средой.

Типы обществ по Г. Спенсеру:

1. По степени интеграции: простые, сложные, вдвойне сложные.

2. По уровням развития: военные (наличие единой системы веры, доминирование коллективных целей, жесткая организация и система принуждения), индустриальные (доминирование экономической системы, многообразие систем веры, демократические принципы).

Социальное развитие Г. Спенсер мыслит как движение от военных к индустриальным обществам.

Эмиль Дюркгейм (1858–1917) предлагал опираться на социальные фактыи изучать их статистически. Под ними он понимал коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды. Главным, что сплачивает общество, он считал социальную солидарность,а силой, создающей общественное целое, – разделение труда. Солидарность покоится на коллективном сознании – совокупности общих верований и чувств, которые отражает характер народа, его идеалы и традиции.

Разделение труда вносит разнообразие, и чем оно больше, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Символ обмена – договор. Обмен предполагает, что 2 человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация.

В примитивном обществе, основанном на механической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. В развитом обществе, основанном на органической солидарности, личность и коллектив дополняют друг друга.

Макс Вебер (1864–1920) превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Согласно М. Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием.

Методы социологического исследования по М. Веберу:

2. Поиск и изучение мотивов, которые могут раскрыть содержательную часть явлений.

Но как выявить мотивы? Надо поставить себя на место изучаемого объекта. Так Макс Вебер подошел к теории социального действия, выделив 4 его типа:

Только первые два М. Вебер относил к социологии и называл осознанными. Идеи М. Вебера пронизывают всю современную социологию, составляя ее фундамент.

Современные западные теории

Все социологические теории делятся на 2 группы:

1. Макросоциологические парадигмы, которые рассматривают функционирование общества как единого целого: функционализм и конфликтная социология.

2. Микросоциологические парадигмы, в которых основное внимание направлено на изучение человеческого поведения как социального действия: символический интеракционизм, теория обмена, феноменология, этнометодология.

Важным этапом истории функционалистских представлений в социологии стал американский структурный функционализм в лице Толкотта Парсонса и Роберт Мертона. Они предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом.

Роберт Мертон выделил 3 основных постулата функционального анализа:

1) Функционального единства общества.

2) Универсального функционализма (все общественные явления функциональны).

Наряду с понятием функции он ввел понятие дисфункции, относя его к последствиям деятельности любого социального института, которые препятствуют сохранению общества.

Большим влиянием долгое время пользовалась концепция Т. Парсонса, который стремился обосновать центральную идею своего учения – идею социального порядка, при котором над конфликтом доминирует согласие, консенсус. Ключ ко всей концепции Т. Парсонса – категория равновесия, т. к. общество может существовать и сохраняться только в равновесии. Условия сохранения равновесия:

1. Адаптация – приспособление к окружающей среде (осуществляет экономика);

2. Целеполагание – формирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения (политика);

3. Интеграция – поддержание внутреннего единства, пресечение отклонений (право и культура);

4. Поддержание образца – обеспечение внутренней стабильности равновесия (институты социализации: семья, школа, церковь).

Парсонс приходит к выводу, что связывает общество не экономические отношения, а то, что делает возможным существование этих отношений: общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения.

Критика структурного функционализма способствовала созданию современных конфликтных парадигм, которые акцентируют внимание на неоднородностьв обществе. Все конфликтологические направления рассматривают общество как единое целое, но исходят из того, что в нем есть группы людей с разными интересами.

Юрген Хабермас считает, что задача социальной теории состоит в критике современного общественного устройства, его идеологии. Социальная структура состоит из многих групп, которые имеют разные, а не только экономические интересы.

Ральф Дарендорф утверждает, что в основе конфликтов лежат не экономические причины, а стремление людей к перераспределению власти. Доминирование и власть свойственны всем сложным сообществам. В результате возникает множество групп, борющихся между собой за власть. Конфликты постоянны и неизбежны.

Сторонники макросоциологических парадигм анализируют общество в целом, а микросоциологические парадигмы сосредотачиваются на том, как люди в своей деятельности и в процессе общения создают и изменяют общество.

Джордж Герберт Мид, основоположник символического интеракционизма. С его точки зрения, поведение человека является социальным. Причем люди одновременно и создают социальную среду, и находятся под ее воздействием. Они взаимодействуют с помощью символов, без которых не может быть ни человеческого общения, ни общества. Чтобы общение продолжалось, каждый вовлеченный в него должен поставить себя на место партнера.

Герберт Блумер, сторонник символического интеракционизма. Положения:

1. Человеческая деятельность осуществляется на основании значений, которые люди придают предметам и событиям;

2. Эти значения есть продукт взаимодействия между индивидами;

3. Значения являются результатом интерпретации символов, окружающих каждого индивида.

Теории обмена трактуют социальное действие как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать свою выгоду и минимизировать затраты.

Джордж Хоманс, один из основателей данной теории, выдвигает 5 постулатов:

1. Постулат успеха: чем чаще действия человека одобряются, тем вероятнее их воспроизведение;

2. Постулат стимула: если стимул привел к успешному действию, то в случае повторения стимула человек будет стремиться воспроизвести действие;

3. Постулат ценности: чем более ценен результат действия, тем большая вероятность его воспроизведения человеком;

4. Постулат насыщения-голодания: чем регулярнее вознаграждается поступок человека, тем менее он начинает ценить каждое последующее вознаграждение;

5. Постулат агрессии-одобрения: если действие не вызовет вознаграждения, то человек будет демонстрировать агрессивное поведение, и наоборот.

Я считаю, что изучение такой науки, как социология, является очень важным для современного общества и для каждого человека отдельно. Социология имеет очень много определений, но все они сводятся к одному, что предметом и объектом социологии является общество и вся общественная жизнь, а знания в этой области, мне кажется очень важны для современного человека.

Но изучать что-либо, в частности науку, не зная её историю возникновения, развития - просто невозможно.

История каждой науки свидетельствует, что вначале за­рождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наиме­нование, объясняющее ее сущность и содержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том, когда и как он появился. Дело в том, что каждая наука возникает как ответ на по­требности общественного развития. И хотя сам термин социология связан с именем О. Конта, это вовсе не означает, что именно он создал эту науку.

В своей курсовой работе я попытаюсь осветить только часть истории социологии, т.е. речь пойдёт только об истории социологии за рубежом. Так же я постараюсь охватить большие исторические рамки возникновения и развития зарубежной социологии, начиная с Аристотеля и Платона, становлением социологии как науки и заканчивая уже современной социологией.

Первый параграф моей работы будет посвящён предыстории и предпосылкам возникновения социологии, т.е. трудам Аристотеля и Платона, и их последователей.

§1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии.

Первые в истории европейской мысли тео­рии общества возникли в рамках античной философии. Наиболее значительные из них принадлежат двум крупнейшим древнегре­ческим философам — Платону (428/427—348/347 до н.э.) и Арис­тотелю (384—322 до н.э.).

Принадлежность к интеллектуальной элите, согласно Плато­ну, обусловлена только происхождением. Платон считал, что люди от природы не равны и управлять могут только те, кто от рождения наделен высшими качествами души, — мудрецы и фи­лософы. Они должны сохранять нравственную высоту и быть абсолютным образцом поведения для низших слоев общества.

У Аристотеля опорой порядка выступает зажиточное сред­нее сословие. Кроме него, существуют еще два сословия: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государ­ство лучше всего управляется в том случае, когда масса лишен­ных собственности бедняков не отстранена от участия в управ­лении, эгоистические интересы богатой плутократии ограниче­ны, а среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других.

Аристотель учил, что несовершенство общества исправляется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равен­ству, а к выравниванию жизненных шансов.

Первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства Никколо Макиавелли (1469—1527).

Томас Гоббс (1588—1679) сделал следующий шаг: он разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о граж­данском обществе.

Вообще социология своими корнями уходит в эпоху Просвещения и исторические события Французской революции, оказавшей суще­ственное влияние на дальнейшее развитие человечества.

В этот период под влиянием Великой французской рево­люции происходило формирование гражданского общества со всеми присущими ему качественными характеристиками
и гуманистическими особенностями, в центр которого по­ степенно становился человек в его специфическом общественном измерении. Здесь следует назвать таких мыслителей, как Монтескье (1689 - 1755), Вальтер (1694 - 1778), Гельвеций (1715 - 1771), Тюрго (1727 - 1781), Кондорсе (1743 - 1794), и про которых я уже упомянул – Вико и Руссо.

Но я бы хотел обратится к названию этого параграфа, который нам говорит что это только предыстория и различные предпосылки появления социологии, а о дальнейшем изучении и развитии, я бы даже сказал о становлении социологии как науки, пойдёт речь в следующем параграфе моей работы.

§ 2. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

XIX —начала XX века.

С помощью социологии Конт пытается преодолеть социаль­ные катаклизмы своего времени и объединить оба полюса — порядок и прогресс. Прогресс без порядка — это анархия, поря­док без прогресса превращается в реакцию. В позитивной поли­тике порядок и прогресс — это две неразрывные стороны одного и того же принципа. Конт воспринимает порядок и прогресс прежде всего как два вида общественных закономерностей, которые фиксируют две части социологии — социальную статику и социальную динамику, из чего и состоит теория А. Конта.

Социальная динамика основывается на определенной последовательности этапов развития. Согласно законам развития общества, по Конту, имеют место три стадии политико-социаль­ных форм организации:

- теологическая стадия — военное господство;

- метафизическая стадия — феодальное господство;

- позитивная стадия — промышленная цивилизация.

Эти стадии закономерно следуют друг за другом; поэтому неравенство между социальными группами связано с определен­ным уровнем развития.

Огюст Конт по праву может считаться основателем социоло­гии, и не только потому, что он первым начал заниматься обще­ством и социальными процессами (социологические идеи имеют давнюю историю), но и потому, что своим проектом системати­зации наук и включением в них социологии он заложил основы для придания ей академического статуса как отдельной науки.

Труды Конта оказали огромное влияние на многих выдаю­щихся социологов, особенно на Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма.

Социальный дарвинизм Спенсера свидетельствует о том, что наши представления о самих себе и Вселенной формируются под влиянием той социальной эпохи, в которую мы живем.

Отказавшись от биологизации общества, эти ученые пы­тались преодолеть ограниченности эволюционизма, что в ко­нечном счете привело к появлению социально-психологичес­кой концепции социологии, к анализу социально-психологи­ческих явлений и попыткам объяснить роль субъективного фактора в историческом процессе.

Г. Тард известен своей теорией подражания, так как элемен­тарным социальным отношением он считал передачу или по­пытку передачи верования или желания. Его концепция впос­ледствии была использована в теории массовых коммуникаций.

Ф. Теннис придавал первостепенное значение понятию
воли, которая и определяет сущность и направление человеческого поведения. А так как он фактически отождествлял волю и разум, то, по его мнению, побуждение к действию осуществляется не государством или Богом, а рационализ­мом, ярким воплощением чего является разум.

Географическое направление в социологии представлен Э. Реклю (1830-1905) и Ф. Ратцелем (1844—1904). Так, Ратцель преувеличивал влияние природно-географической среды на политическую жизнь общества. Вместе с тем ему удалось проследить некоторые закономерности влияния при­родных условий на развитие народов и их культур в разных географических условиях, что в дальнейшем было использовано геополитиками например, Ю. Челленом, О. Мауллем, Э. Обетом и др.).

В XIX веке возникла марксистская ветвь социологии, на­званная по имени своего основателя К. Маркса (1818—1883), которая существует уже более полутора сотен лет. На Маркса значительное влияние оказало творчество немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля (1770—1831) и особенно его учение о диалектике.

Маркс и Энгельс использо­вали диалектический подход с его содержательно-логическим принципом единства и борьбы противоположностей при рассмот­рении общественных отношений в материальном мире. В дальней­шем он получил название диалектический и исторический материализм. Марксистская концепция заключается в том, что разви­тие зиждется на единстве и борьбе противоположностей и созда­нии новых, более совершенных структур в ходе этого процесса.

Маркс утверждал, что политические идеологии, право, рели­гия, институт семьи, образование и правительство составляют надстройку общества. Экономический базис общества, т.е. спо­соб производства материальных благ и классовая структура общества, оказывает воздействие на формирование всех обществен­ных институтов.

Кроме того, ими была разработана концепция социального конфликта в виде грядущих социалистических революций, изучены основные классы современного им общества — пролетариат, буржуазия, крестьянство — и проанализированы все формы классовой борьбы. Особой заслугой Маркса было то, что он отказался от рассуждений об обществе вообще и дал научно обоснованную картину одного обще­ства и одного прогресса — капиталистического.

Итак, из всего выше изложенного, мы видим, что в ответ на поставленные жизнью вопросы в XIX веке рождались различные концепции, стремящиеся объяснить всё происходящее с тех или иных теоретико-методологических позиций. Так же стоит отметить, что на разных этапах развития социологической мысли на передний план выходило то одно, то другое направление.

В этом параграфе я рассказал об учёных, заложивших по моему мнению, основы социологии и внесших наибольший вклад в её развитие. И я считаю, сто это был уже достаточно прочный фундамент для дальнейшего развития социологии.

§ 3. КЛАССИЧЕСКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ СОЦИОЛОГИЯ.

Несмотря на разнообразие теорий, концепций и подхо­дов в различных школах в XIX веке, они все были едины в одном — объектом и предметом социологии является обще­ство, вся общественная жизнь.

Особо следует отметить идеи Дюркгейма о солидарности и о таких ее типах, как механическая и органическая.

Что касается Г. Зиммеля (1858—1918), то он также предло­жил свою концепцию того, как отделить социологию от других наук об обществе, и определил ее задачей изучение закономер­ностей, недоступных другим социальным наукам. Поэтому Зиммеля считают основоположником так называемой формаль­ной социологии, в которой центральную роль играют логические связи и структуры, вычленение форм социальной жизни из их содержательных отношений и исследование этих форм самих по себе. Предметом этой науки являются формы обобществления, которые можно определить как структуры, возникающие на ос­нове взаимовлияния индивидов и групп.

Труды Макса Вебера (1864 - 1920) так же оказали большое влияние на развитие социологии. Социология, по Веберу, как и психология, изучает поведение индивида или группы индивидов. Но она в отличие от психологии интересуется человеческим поведением в том случае и постольку, если и поскольку личность вкладывает в свои действия определенный смысл. Следовательно, ключевым аспектом социо­логии является, согласно Веберу, изучение намерений, убеждений и мнений, лежащих в основании человеческого пове­дения.

Нужно отметить социологическую систему В. Парето (1848—1923). Уподобляя социологию точным наукам, таким, как физика, химия и астрономия, он предлагал пользоваться только эмпирически обоснованными измерениями, строго соблюдая логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям. Он отвергал этические и ценностные элементы в исследовании, которые ведут к фальсификации, искаже­нию фактов. По сути дела, он сформулировал основные тре­бования эмпирической социологии, которая получила распро­странение в XX веке, начав в 20-е годы свое бурное развитие, обычно связываемое с именами В. Дильтея (1833—1911), У. Мура, К. Девиса и др.

Значительны заслуги Парето в разработке проблем поли­тической элиты, которые во многом были продолжены и раз­виты Г. Моска (1858—1941).

Таким образом, серьезным вкладом представителей клас­сической социологии начала XX века было то, что они доказали несостоятельность претензий на изучение всего общества и пытались обосновать, что в основе их науки должна лежать деятельность социальных групп и общностей (Э. Дюркгейм), личность во всем многообразии ее социальных действий (М. Вебер) и что критерием социологии как науки должны стать эм­пирические особым образом классифицированные и объяснен­ные факты (В. Парето).

Конечно, этими именами не ограничивается весь тот круг мыслителей, которые относятся к этому периоду в развитии социологии. Среди них следует назвать К. Маннгейма (1893— 1947), Л. фон Визе (1876 - 1969) и других.

На мой взгляд, названные ученые, их школы и их учени­ки окончательно конституировали социологию как науку, вы членив ее место и назначение в системе других социальных наук, и заложили основы для дальнейшего развития и диф­ференциации социологической науки, т.е. современной социологии, о которой пойдёт речь далее.

§ 4. СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ СОЦИОЛОГИЯ.

Бурное развитие социологической науки в XX веке поро­дило много течений, которые придерживались самых различ­ных концепций, взглядов как по общеметодологическим по­зициям, так и по частным проблемам.

В XX веке происходило и конституирование социологического знания в виде открытия специальных кафедр, фа­культетов, организации научно-исследовательских центров и организаций. Профессия социолога становилась востребуемой на рынке труда.

И наконец, следует отметить организационное укрепле­ние социологии. В XX веке были созданы первые националь­ные социологические общества и ассоциации, которые после второй мировой войны (1946) создали Международную соци­ологическую ассоциацию, организовавшую 14 всемирных кон­грессов и способствовавшую превращению социологов в один из заметных отрядов в области социального знания.

Так как в процесс производства и развития социологи­ческого знания вовлечены тысячи людей в каждой стране, то вполне понятно то многообразие теорий и концепций, кото­рые были произведены на свет в XX веке и продолжают по­являться в большом количестве и в настоящее время.

Итак, как видно из моей работы, зарубежная социология имеет очень большую, насыщенную, интересную и охватывающею огромные временные рамки, историю.

То, что социология имеет глубокие корни за рубежом ясно из того, что первые теории общества возникли уже в рамках античной философии в трудах таких философов, как Платон и Аристотель. Их идеи стали использовать мыслители уже в эпоху нового времени. Так же мне бы хотелось отметить, что огромное влияние на развитие зарубежной социологии оказала эпоха Просвещения и исторические события французской революции.

Далее происходило становление социологии как науки, связанной с такими именами как А. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс. Но начало XX века внесло существенные поправки в прежнее представление о социологии. Говорилось, что она претендует на некую роль метанауки, которая стремится вобрать данные всех других наук об обществе и из этого делать выводы. Это всё предалось дальнейшей критике.

Современная же социология вобрала в себя всю историю и на этой основе продолжает своё развитие.

Ну, о перспективах изучения социологии говорить не целесообразно, её просто обязаны знать заинтересованные в этом люди.

Учитывая специфику психологического факультета, необходимо обратить внимание на перспективы изучения социологии психологами и особенно социальными работниками, т.к. их деятельность напрямую связана с обществом.

Гост

ГОСТ

Социология и ее структура

Социология – это наука, изучающая становление, функционирование и развитие социальных систем, рассматриваемых как целостные образования, основной элемент которых – люди с их устойчивыми связями, взаимодействиями и отношениями.

Объекты изучения социологии:

  • общество как целостная социальная система;
  • социальные организации;
  • социальные институты;
  • социальные взаимодействия;
  • социальные явления;
  • социальные процессы;
  • социальные отношения;
  • социальные общности и субъекты.

Структура социологии состоит из следующих элементов:

  1. микро- и макросоциология. Микросоциология занимается исследованием поведения людей в ежедневной жизни. В макросоциологии изучают взаимосвязь между разными частями общества.
  2. теоретическая и прикладная социология. Теоретической социологией определяются границы, цели, методы и функции социологического познания. В прикладной социологии изучаются реальные процессы развития общества и предлагаются способы воздействия на социальные реалии.

Принято выделять три уровня социологических теорий:

  • общесоциологические теории – исследование общих закономерностей социального развития;
  • специальные теории – рассматривание отдельных социальных сфер, общностей или процессов как относительно самостоятельных систем;
  • теории среднего уровня – промежуточные между общесоциологическими и специальными.

К функциям социологической науки относят:

  • познавательную – занимается изучением и объяснением закономерностей социального развития;
  • прогностическую – выстраивает социальные прогнозы;
  • проекционную – разрабатывает модели организации социальных общностей и моделей социального управления;
  • социально-технологическую – создает службы социального развития, изучает социально-психологические обстановки в коллективах;
  • управленческую – разрабатывает методы управленческой деятельности;
  • идеологическую – формирует представления о состоянии общества.

Классические социологические теории

Марксизм. Основным достижением К. Маркса в обществоведческих науках является то, что он смог применить гегелевскую диалектику в анализе исторического развития, дав обществу характеристика, как динамично развивающейся в историческом времени структуры. Причиной социальной дифференциации Маркс называл частную собственность.

Готовые работы на аналогичную тему

Структурный функционализм. Спенсер сформулировал три основные постулата структурно-функционального анализа:

  • функциональное единство общества, то есть его согласованное функционирование;
  • универсальный функционализм – польза от социальных явлений;
  • функциональная необходимость.

Социал-дарвинизм представлен работами Гумпловича, Смолла и Самнера. В соответствии с этой точкой зрения, в обществе работают законы животного и растительного миров, в связи с чем, конфликты социальных групп естественны.

Психологизм – это совокупность нескольких социологических концепций, которыми признается первичность роли индивидуальной психики в процессе развития социальных процессов. Основными представителями считают Тарда, Уорда и Гиддингса.

Эмпирическая социология включает комплекс социологических исследований, которые ориентируются на сбор и анализ социальных данных. Среди эмпирически ориентированных школ выделяют Чикагскую школу (Парк, Знанецкий), поддерживающую символический интеракционизм, то есть изучение социальных взаимодействий в их символическом аспекте.

Современные социологические теории

В рамках объективного подхода принято выделять следующие теории:

Структурный функционализм (его яркий представитель Толкотт Парсонс) утверждает, что в обществе разнородным элементам необходимо взаимодействовать как частям слаженно работающего механизма. Социальная деятельность и на уровне индивида, и на уровне группы должна быть направлена на поддержание стабильности социальной системы.

Концепция социального обмена (Джордж Хоманс) характеризует ряд социологических понятий: роль, статус, конформизм, власть, не через действие макросоциальных структур, как функционализм, а через порождающие их социальные отношения. Хоманс видит суть таких отношений в стремлении людей получить награду и выгоду и обмениваться ими.

СОЦИОЛОГИЯ (от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука) – наука об обществе. Это общее определение имеет несколько уточняющих объяснений: 1) наука о социальных системах, из которых состоит общество; 2) наука о закономерностях развития общества; 3) наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях; 4) наука о социальной структуре и социальных общностях; 5) наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Последнее определение является относительно новым и его все больше разделяют многие социологи. Исходя из этого определения социологии, ее предметом является совокупность социальных явлений и процессов, характеризующих реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, а также условия (окружающая среда), которые влияют на их развитие и функционирование в социально-экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества.

Возникновение социологии как науки.

Основные вехи развития социологии.

Эти поиски продолжались в течение всего 20 в. и привели к третьему, современному этапу в развитии социологии, который представлен следующими основными школами в социологии.

Структурный функционализм.

Теории социального конфликта.

Бихевиоризм.

Теория социального обмена.

Наиболее яркие ее представители американские социологи Дж.Хоманс и П.Блау исходили из примата роли человека, а не системы. Они отстаивали огромную значимость психических качеств человека, ибо для того, чтобы объяснить поведение людей, необходимо знать их душевное состояние. Но главное в этой теории, по Блау, заключается в том, что люди постоянно стремятся получить вознаграждение (одобрение, уважение, статус, практическую помощь) за свои действия. И вступая во взаимодействие с другими людьми, они получают это, хотя взаимодействие не всегда будет равным и удовлетворяющим всех его участников.

Символический интеракционизм.

Феноменологическая социология.

В последнюю четверть века 20 в. получила распространение мир-системная социология, основоположник которой немецкий социолог, работающий в США, У.Валлерстайн, рассматривает процессы развития общества с точки зрения глобализационных процессов, интенсивность которых стала ощутимой реальностью.

Современная социология продолжает порождать новые теории и концепции. По мнению французского социолога А.Турена, особенность современной социологии состоит в изменении предмета исследования и исследовательских ориентаций. Если в середине 20 в. вся проблематика сосредоточивалась вокруг понятия социальной системы, то теперь она сосредоточивается вокруг понятия действия и активного деятеля (актора). В историческом плане можно сказать, что Макс Вебер одержал победу над Эмилем Дюркгеймом. Классический подход к социологии, в рамках которого она понимается как наука о социальных системах, почти исчез. Влияние наиболее видных представителей этой традиции – Парсонса и Мертона – ослабло. Соответственно изменился и категориальный аппарат: понятия социальных институтов, социализации, интеграции не являются более центральными социологическими понятиями. Гораздо большее значение приобретают понятие кризиса, риска и близких к ним категорий – дезорганизации, насилия, хаоса. Кроме того, в рамках франкфуртской школы, основное содержание теорий которой состоит в определении роли и значения политической власти, исследуется содержание идеологий, причины радикализации поведения, условия формирования социальных движений и акций протеста. Все более популярным вариантом социологического мышления становится теория рационального выбора, которую предложил американский социолог Н.Коулмен. Понятие системы им также отрицается. Главное внимание сосредоточивается на понятиях ресурсов и мобилизации. Оригинальным вкладом в современную социологию является концепция П.Бурдье о социальном поле, о социальном капитале и социальном пространстве.

Предмет социологии.

Если проанализировать основные результаты поисков сущности и содержания социологии во второй половине 20 века, то можно утверждать, что объектом всех заслуживающих внимания исследований является социальная реальность во всем ее противоречивом развитии. Все крупные работы современных социологов, выдержавшие испытание временем, были связаны с анализом социально-экономических, социально-политических и социально-культурных проблем. Но что значит изучать социальную реальность? С какой стороны к ней подойти? Что взять за исходную базу анализа? Как показывает реальная социологическая практика, в большинстве исследований (и теоретических, и прикладных), независимо от провозглашенных целей, как правило, анализируются социальные процессы и явления с точки зрения состояния реально функционирующего общественного сознания. В связи с этим, предмет социологии составляет совокупность трех компонентов сознания, поведения и среды (условий их проявления). Рассмотрим подробнее каждый из названных компонентов.

Общественное сознание (с позиций социологии) выступает как реальное сознание, состоящее из знаний, мнений, ценностных ориентаций, установок, потребностей и интересов. Каждый из этих структурных элементов вырастает из непосредственно практической деятельности, не отделен от общественного бытия. Более того, они отражают не только случайные, стихийные связи и отношения, но и устойчивые закономерности и тенденции развития общества (пусть, может быть и в несовершенном виде). Человек развивается как родовое, общественное существо при помощи своего сознания и его реализации во всех сферах общественной жизни.

В целом же реальное сознание по своему содержанию представляет собой сочетание рационального и эмоционального, переплетение мировоззренческих элементов, устоявшихся традиционных связей и привычек. И если эмоциональный компонент реального сознания больше связан с непосредственным впечатлением, сиюминутным воздействием, то его рациональный компонент интегрирует и прошлый опыт, и уроки не только личной, но и общественной жизни, позволяющей улавливать социальное звучание происходящих событий. В этом проявляется то, что роднит отдельные элементы практического восприятия действительности с научным, теоретическим сознанием. Преобладание стихийного, эмоционального в реальном сознании и поведении ни в коей мере не снимает значимости рационального, возможности, что оно, в конечном счете, будет определять его направленность и зрелость.

Кроме того, все названные компоненты реального сознания – продукты коллективного творчества, характерного как для всего общества, так и для социальных групп, слоев и общностей. Возникая как реакция на непосредственное восприятие действительности, как отражение сложившихся условий существования, реальное сознание приобретает самостоятельную роль, выражаясь в общественном мнении, умонастроениях людей.

Реальное сознание включает в себя здравый смысл, который не отрицает возможности познания глубинных сущностных процессов – оно даже предполагает его постоянное обогащение и использование в практической жизни человека. Реальное сознание не является результатом какой-то специализированной деятельности (в отличие от конкретных ее форм – политической, эстетической, нравственной и т.д.) и воспроизводится всеми видами деятельности человека. Хотя реальное сознание формируется под влиянием непосредственного опыта, в общественном воплощении оно образует своеобразное явление, творцом которого выступают класс, нация, социальная группа или социальный слой. Реальное сознание не есть собрание или механическое обобщение идей и взглядов – оно образует новую специфическую сущность, в которой проявляются устойчивые тенденции, объективно отражающие как состояние сознания, так и глубину осмысления им общественного бытия.

При рассмотрении реально функционирующего общественного сознания необходимо обратить внимание на то, что оно состоит из (и соответственно исследуется при помощи) таких его компонентов как:

2) ценностные ориентации (какие устремления, желания рассматриваются как важное условие существования, оценки и регулирования поведения);

3) мотивы (на реализацию каких потребностей и интересов направлены усилия людей);

4) установки (ценностные отношения к социальному объекту, выражающиеся в готовности к положительной или отрицательной реакции на него).

Особо надо обратить внимание на феномен социального настроения, главную характеристику общественного сознания, которое, как показывают результаты социологических исследований, является устойчивой его характеристикой при возможных изменениях отношения людей к конкретным экономическим и социальным реалиям.

Изучение сознания и поведения в конкретной социально-исторической обстановке, переводит социологию из плоскости регистрирующей науки в плоскость активной общественной силы, участвующей в решении всех без исключения актуальных проблем развития человечества. В этой связи уместно напомнить, что общественное сознание и поведение становится предметом изучения только в условиях гражданского общества – общества, рожденного на определенной стадии исторического процесса, как результат эры новой истории, ведущей свой отсчет от периода великих буржуазных революций, от того времени, когда общество отделилось от государства.

Структура социологии.

Структура социологического знания определяется в зависимости от тех методологических принципов, которые применяются при исследовании социальной реальности. В социологии используются такие виды ее классификации как макро- и микросоциология, теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология и т.д. Есть предложения определять структуру социологии с учетом всего научного знания, когда в объяснение ее содержания вовлекается знание, накопленное всеми науками. При ответе на этот вопрос можно исходить из двух предпосылок: структурировать только то знание, которое претендует называться социологическим, во- вторых, считать основной исходной характеристикой ее разделение на теоретическую и эмпирическую социологии.

1. Базовый, исходный – первый – уровень социологического знания образует теория и методология, которые сосредотачивают свое внимание на уточнении и определении объекта и предмета социологической науки, ее понятийного (категориального) аппарата, закономерностей (тенденций) развития как социальной реальности, так и самой социологии, ее функций, места среди других наук. В рамках этого анализа привлекается и исторический материал (история социология), который показывает генезис идей, появление, рождение и угасание поисков (теорий, концепций), а также уточнение места социологии в системе социального и гуманитарного знания. Кроме того, на этом уровне вовлекается (адаптируется, приспособляется) теоретическое знание других наук в том отношении, как оно способствует, уточнению, обогащению и развитию социологического знания. Этот структурный уровень социологического знания называется теоретической социологией.

2. Эмпирическая социология, которую представляют специальные социологические теории, соединяющие теоретико-методологическое знание с эмпирическими данными, полученными в ходе конкретных социологических исследований. Эмпирическая социология представляет собой единство теоретического знания (или теоретических замыслов) и эмпирической их проверки, в результате чего уточняется исходные положения, результативность и эффективность методологии и методики. Но эмпирическая социология, состоящая из специальных социологических теорий имеет свою внутреннюю иерархию. Эта иерархия начинается, во-первых, с обобщающих (системных) специальных (иногда их называют отраслевыми) социологических теорий – экономической и политической социологии, социологии социальной и духовной сфер жизни общества. Основанием для такой структуры социологического знания является обоснованное социальными философами и большинством социологов деление жизни общества на различные сферы, которые связаны с определенными видами деятельности – трудовой (производственной), социальной (в узком смысле этого слова), политической и культурной (духовной). Что касается экономической социологии, то ею исследуются социальные проблемы экономической жизни общества, посредством изучения сознания людей и соответствующего типа поведения, связанных с реализацией целей и задач общественного производства, с процессом удовлетворения потребностей и интересов людей в условиях функционирования социально-экономических отношений. Обращаясь к другой сфере общества, к социальной жизни, следует отметить, что социология в этой сфере изучает такие важнейшие и принципиальные проблемы, как социальная структура во всей ее многообразии, социальные процессы и институты, социальные общности. В ее рамках исследуются предпосылки, условия и факторы превращения классов, социальных слоев и групп в субъекты сознательной деятельности. Политическая социология изучает огромный пласт перехода от объективного к субъективному, сознательному развитию. Она изучает политические (классовые, групповые) интересы, которые базируются и исходят из воли, знаний и действий, т.е. методов и форм выражения политической деятельности человека, классов и социальных групп и обращена ко всему спектру чувств, мнений, суждений и отношений людей к процессам функционирования властных отношений, что позволяет представить пути функционирования государственности, выявить болевые точки развития политической жизни. Четвертой по счету, но не по значению обобщающей специальной социологической теорией является социология духовной жизни общества, исследующая деятельность по освоению имеющихся культурных ценностей, созданию новых, распределению и потреблению накопленных. Этот процесс является сложным, многоплановым и неоднозначным, поэтому так важно определить основные его составляющие. К таким структурным элементам следует отнести процесс социализации личности, образование, массовую информацию, культурно-просветительную деятельность, литературу, искусство, науку. Наконец, к обобщающим (системным) специальным социологическим теориям относится социология управления. Она связана с использованием особого класса задач — механизма регулирования социальных процессов — и поэтому может рассматриваться самостоятельно, на уровне выявления неких общих характеристик, независимо от конкретных обстоятельств, а может применяться в рамках каждой из сфер общественной жизни и составляющих их элементов, что требует выявления и анализа специфических особенностей управления в каждой конкретной области сознания и поведения людей

Во-вторых, наряду с обобщающими (системными) теориями существуют основные специальные социологические теории, предметом исследования которых являются общественные процессы и явления, их специфические связи с другими явлениями и процессами, которые в своей целостности являются неотъемлемой составной частью той или иной сферы общественной жизни. В этих теориях рассматривают не общие взаимодействия, существующие между всеми общественными явлениями, а лишь характерные связи в рамках конкретной сферы общественной жизни. Так, экономическая социология включает в себя изучение таких процессов, которые образуют всю совокупность социально-экономических явлений: социологию труда, социологию рынка, социологию города и села, демографические и миграционные процессы и т.д. В этом смысле социология социальной жизни включает в себя изучение социально-профессиональной и возрастной структуры, этносоциологию, социологию молодежи, семьи и т.д. В свою очередь, политическая социология включает в себя социологию власти, политических партий и общественных движений, социологию права (хотя некоторые исследователи выделяют ее в самостоятельную научно-прикладную теорию), социологию армии, международных отношений. Что касается социологии духовной жизни, то она представлена социологией образования, культуры, религии, СМИ, науки, литературы и искусства.

Сегодня в социологии уже в большей или меньшей степени оформлено свыше 50 основных специальных социологических теорий. Некоторые из них получили статус фундаментальных дисциплин, другие — прикладных, третьи — теоретико-прикладных. Их положение все еще полностью не осмыслено и с точки зрения перспектив социологии, и с точки зрения общественных потребностей. Анализ места специальных социологических теорий в системе социологического знания предполагает постоянный критический обзор их развития, особенно тех, которые имеют непосредственное значение как для понимания места, роли и функций социологической науки в современных условиях, так и для повышения эффективности и качества исследований.

В социологии более, чем в любой другой общественной науке, заметно разделение на теорию и эмпирию, но это ни в коем случае не означает, что они существуют раздельно, не взаимодействуя между собой. Следование кажущейся самостоятельности теории и эмпирии в практике работы социологов ничем, кроме глубоких научных и методологических просчетов, не оборачивается.

Основным характерным признаком социологии в современную эпоху становится антропоцентристский подход, ибо современная эпоха выявила непреходящую и все возрастающую ценность человека и его деятельности, жизни людей во всей ее многообразии. В рамках этого подхода человек предстает перед нами и как ресурс общественного развития и как носитель социального капитала, который является огромным резервом и импульсом общественного развития. Современные подходы, определяющие предмет социологии, заметно смещаются в направлении человековедения, к признанию того, что анализ проблем жизни людей во всем ее многообразии все больше и больше становится объектом внимания социологии. Человек в обществе и общество для человека – вот суть современной социологии

Современная социология во все большей мере склоняется к трактовке самой себя как социологии жизни, так как она оперирует показателями отношений и взаимодействий людей к реальным проблемам, ситуациям, ко всему тому, что происходит в обществе, в котором они работают и живут.

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1960
Вебер М. Избр. соч. М., 1990
Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: Очерки теории. Новосибирск, 1991
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992
Бурдье П. Социология политики. М., 1993
Американская социологическая мысль. М., 1994
Мертон Р.К. Явные и латентные функции. //Американская социологическая мысль. М., 1994
Смелсер Н. Социология. М., 1994
Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. М., 1995
Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996
Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется // СОЦИС. 1997, № 1
Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997
Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1997
Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник. – М., 1998
Турен А. Возвращение человека действующего. Очерки социологии. М., 1998
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998
Гидденс Э. Социология. М., 1999
Социология в России. – Под ред.В.А.Ядова. М., 1999
Общая социология. – Учеб. пособ. Под ред. проф. А.Г.Эфендиева. М., 2000
Кравченко А.И. Основы социологии. М., 2001
Социология. – Учебник. Г.В. Осипов, Л.Н.Москвичев и др. М., 2001
Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 2003

Читайте также: