Метод наблюдения в социологии доклад

Обновлено: 15.05.2024

Существуют три принципиальных класса сбора первичных эм­пирических данных: наблюдение, анализ документов и опросы.

Наблюдениев социологии – это метод целенаправленного, пла­номерного, определенным образом фиксируемого восприятия ис­следуемого объекта. Наблюдение как метод сбора научной инфор­мации – всегда непосредственное переживание и фиксирование значимых социальных явлений.

Метод наблюдения эффективно используется при исследова­нии поведения индивидов и групп в трудовой деятельности и об­щественной жизни, сфере досуга, при исследовании самых разно­образных форм общения между людьми. К наблюдению как методу сбора социологической информации обращаются, когда нужно получить предварительный материал для уточнения направлений планируемого исследования. Оно расширяет видение изучаемого явления, способствует выделению значимых ситуаций, объекта и предмета исследования. К наблюдению обращаются и для получе­ния иллюстративных данных, которые делают более зримым и на­глядным несколько суховатый анализ статистики.

Важнейшее достоинство метода наблюдения в том, что он от­крывает возможность непосредственного восприятия поведения лю­дей в конкретных условиях и в реальном времени. Тщательно под­готовленная процедура наблюдений обеспечивает фиксацию всех значимых элементов ситуации. Тем самым создаются предпосылки для ее объективного изучения.

Наблюдение позволяет широко, многомерно охватить собы­тия, описать взаимодействия всех его участников. Оно не зави­сит от желания наблюдаемого высказываться, комментировать ситуацию.

Недостатки метода можно свести к двум группам: объективные (не зависящие от наблюдателя) и субъективные (связанные с лич­ностью, профессиональными особенностями наблюдателя).

К объективным недостаткам метода относятся:

• ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации;

• сложность, а то и просто невозможность повторения наблю­дений;

• высокая трудоемкость метода (большие временные затраты, участие большого количества исследователей высокой квалифи­кации).

К субъективным недостаткам следует отнести следующие:

• различие в социальном положении наблюдателя и наблюдае­мых, несхожесть их интересов, ценностных ориентации, стерео­типов поведения и т.д.;

• установки наблюдателя и наблюдаемых сказываются на каче­стве информации, так как если наблюдаемые знают, что являются объектом наблюдения, то характер их действий может искусствен­но меняться из желания подстраиваться под то, что, по их мне­нию, хотелось бы видеть наблюдателю;

• настроение наблюдателя, его сосредоточенность, умение це­лостно воспринимать наблюдаемую ситуацию.

Проведение наблюдения планируется и осуществляется в той же последовательности, что и любое конкретное социологическое исследование, согласно ранее разработанной программе, где ого­вариваются объект, предмет, цели и задачи, конкретизируется вид (способ) наблюдения, подготавливается необходимая документа­ция (бланк наблюдения), предусматривается процедура фиксации наблюдаемых действий, проводится сбор, обработка и анализ ин­формации.

Существует примерный перечень значимых элементов, свойственных всем случаям применения метода наблюдения в социологии:

1. Наблюдаемые. Количество человек, участвующих в ситуа­ции, социально-демографическая структура группы, характер вза­имоотношений в ней, распределение ролей между участниками ситуации.

2. Обстановка. Местонахождение наблюдаемой ситуации типич­ное для этого места социальное поведение, возможные отклоне­ния в поведении участников наблюдаемой группы.

3. Цель деятельности группы. Случайно или закономерно наблю­дается ситуация, наличие определенных формальных или нефор­мальных целей, ради которых собралась группа; совпадают ли цели различных участников ситуации.

4. Социальное поведение. Характер деятельности наблюдаемой груп­пы, стимулы деятельности, на кого (на что) направлена деятель­ность, психологическая атмосфера в группе.

5. Частота и продолжительность. Время, длительность и повто­ряемость наблюдаемой ситуации, ее уникальность или типичность.

Виды наблюдения. Наблюдение в социологии можно классифи­цировать по степени формализованности процедуры, по положению наблюдателя, по условиям организации, по регулярности проведения.

По степени формализованности процедуры наблю­дения подразделяются на структурированные (контролируемые) и неструктурированные (неконтролируемые).

Структурированные наблюдения проводятся по заранее разра­ботанному плану, когда социолог располагает достаточной инфор­мацией об объекте исследования и заранее способен определить значимые элементы изучаемой ситуации, а также составить под­робные инструкции для фиксации результатов наблюдения. Этому типу наблюдения отвечает высокая степень стандартизации. Для фиксации результатов используются специальные документы-блан­ки наблюдения. При структурированных наблюдениях достигается достаточно высокая степень совпадения данных, полученных раз­личными наблюдателями.

Неструктурированные наблюдения являются слабо формализо­ванными. При их проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации, примерный состав наблюдаемой группы. Непосредственно в про­цессе наблюдения уточняются границы объекта наблюдения и его важнейшие элементы, конкретизируется программа исследования. Неструктурированные наблюдения встречаются преимуществен­но в разведывательных, поисковых социологических исследова­ниях. Основным недостатком таких наблюдений является невоз­можность сугубо объективной оценки событий и явлений со сто­роны социолога.

По положению наблюдателя наблюдения подразде­ляются на включенные и невключенные.

Включенными (участвующими) называются такие виды наблю­дений, при которых социолог принимает непосредственное учас­тие в изучаемом социальном процессе, контактирует, действует совместно с наблюдаемыми. Характер включенности различен: в одних случаях исследователь полностью соблюдает инкогнито и наблюдаемые никак не выделяют его из других членов группы, коллектива, в других — наблюдатель принимает участие в деятель­ности группы, но при этом не скрывает своих исследовательских целей. В зависимости от специфики наблюдаемой ситуации и ис­следовательских задач строится конкретная система отношений на­блюдателя и наблюдаемых.

Невключенные виды наблюдений заключаются в наблюдении социолога за объектом исследования со стороны, не участвуя в деятельности группы, не вступая с ее членами в прямые контакты. Такого рода наблюдения чаще всего используются для характери­стики социальной среды, в которой находится изучаемый объект.

По месту проведения и условиям организации наблюдения делятся на полевые и лабораторные.

Полевые наблюдения проводятся в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации. Это наиболее часто встречающиеся виды наблюдения. Привычность обстановки многое дает для пра­вильного понимания поведения и действий наблюдаемых. Однако полевые наблюдения не всегда благоприятны для исследователя, так как возникают ситуации, когда-либо отдельные члены наблю­даемой группы выпадают из поля зрения наблюдателя, либо вне­шние обстоятельства затрудняют фиксацию происходящего.

Лабораторные наблюдения – это наблюдения, при которых объект изучения находится в искусственно созданных условиях. Такие виды наблюдений чаще всего используются в исследованиях экспери­ментального характера. При лабораторных наблюдениях социолог может успешно использовать различного рода технические сред­ства для фиксации ситуаций и поведения наблюдаемых: кино- и фотоаппаратуру, видеомагнитофоны и магнитофоны.

По регулярности проведения наблюдения бывают си­стематические и случайные.

Характерной чертой систематических наблюдений является ре­гулярность фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного временного периода непрерывно или в цикличес­ком режиме. Систематические наблюдения позволяют социологу выявить закономерность развития наблюдаемых явлений и про­цессов. Они применяются при самых различных исследованиях по достаточно структурированной методике, с высокой степенью кон­кретизации всей деятельности наблюдателя.

При несистематических (случайных) наблюдениях ученому при­ходится иметь дело с незапланированным заранее явлением, нео­жиданной ситуацией. Особенно часто этот вид наблюдения встре­чается в разведывательных исследованиях.

Рассмотренная классификация видов наблюдений является до­статочно условной и отражает лишь наиболее значимые особенно­сти этого метода. Социологическая практика показывает, что чаще всего наблюдения в исследованиях являются не основными, а вспо­могательными методами сбора первичной информации, что опре­деляется сложностью их использования и трудностями примене­ния, а также наличием большого числа указанных выше объектив­ных и необъективных недостатков.

Гост

ГОСТ

Наблюдение в социологии

Наблюдение – это общенаучный метод, суть которого состоит в организованном целенаправленном восприятии поведения изучаемого объекта, результаты которого регистрируются исследователем.

В социологии использование метода наблюдения допустимо, однако оно имеет свои ограничения, так как далеко не все социальные явления в принципе поддаются прямому наблюдению. Но если социолог работает с объектами, за которыми можно наблюдать и которые можно наблюдать, то он обязан это делать ровно в том поле, где объект воспринимается зрением или слухом исследователя-наблюдателя. Яркий пример – изучение митингов и забастовок. Их невозможно полностью изучить и проанализировать, не погрузившись в гущу событий. Следует наблюдать за поведением действующих и потенциальных забастовщиков, наблюдать за их лидерами и противостоящими сторонами.

Очевидно и другое – наблюдение в рамках забастовки следует использовать совместно с другими методами сбора данных. Например, совмещать наблюдение с глубинным интервью, благодаря чему исследователь получит более объективные данные о происходящем, он сможет глубже проникнуть в суть проблемы, рассмотреть забастовки и с точки зрения тех, кто является организаторами, и тех, кто может выступать категорически против забастовок, считая их совершенно бесполезными и даже вредоносными.

Таким образом, в социологической науке наблюдение – это целенаправленная и систематическая фиксация свойств, черт и признаков, параметров наблюдаемых социальных явлений и процессов.

Социологическая информация, в том числе информация, получаемая в ходе наблюдения, может быть первичной и вторичной. Первичная социологическая информация чаще всего получается именно из наблюдений, а вторичной она становится, если человек анализирует свое наблюдение, вовлекает в деятельность другого человека, который может быть как объектом, так и субъектом наблюдения. Это систематической и направленное отслеживание, которое сопровождается фиксацией основных аспектов, регистрацией общественно значимых фактов и явлений, которые затем используются для анализа наблюдения и получения полезной информации о его итогах. Как метод сбора социологической информации, наблюдение основывается на естественных практиках, оно может осуществляться за повседневной жизнью человека, а тот может даже не догадываться о том, что именно он стал объектом социологического наблюдения.

Готовые работы на аналогичную тему

В отличие от обыденного, социологическое наблюдение имеет две отличительные черты:

Свидетельством того, что социологическое наблюдение обладает перечисленными чертами является то, что исследователь очень четко фиксирует задачи и цели, а также пошагово фиксирует процедуры социологического наблюдения. Программа наблюдения должна включать в себя объект и предмет социологического наблюдения, реальную ситуацию, которая поддается наблюдению, а также выбор способа регистрации этой ситуации как социального факта, обработку, интерпретацию полученной информации и представление полученных данных в качестве аналитической записки или отчета.

Правила и нормы социологического наблюдения

Социологическое наблюдение – это очень эффективный метод, и он имеет множество преимуществ:

  1. Существует непосредственный контакт между исследователем и объектом социологического исследования. Это способствует повышению достоверности и значимости информации;
  2. Наблюдение осуществляется в процессе, а значит наблюдатель может фиксировать любые трансформации и изменения;
  3. Поведение человека можно наблюдать и с развитием событий, то есть поведение в природных специфических условиях, в условиях определенного времени или пространства;
  4. Широко организованное наблюдение позволяет дать целостное описание поведения всех участников, а также осуществить целостный анализ эффективной работы сообщества.

Выбор методов наблюдения осуществляется в зависимости от того, какие исследуемые явления, каким характером они обладают, какие у них способности и особенности развития. Но и способности исследователя имеют значение, ведь все определяется уровнем знаний, опытом и возможностями фиксировать абсолютно все факты и явления, не упустив основные и второстепенные смыслы. Также обязательна проверка объективности и достоверности наблюдения. Это можно делать с помощью сторонних методов, и в основном исследователи определяются с ними ближе к моменту, как приступают к подведению итогов наблюдения.

Таким образом, социологическое наблюдение – это поистине научное наблюдение. Оно значительно отличается от повседневного наблюдения, и, прежде всего, оно должно преследовать определенные цели и отвечать на исследовательские вопросы.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



Министерство образования Российской Федерации Санкт-Петербургская государственная академия сервиса и экономики.

Реферат на тему:

Сергеева Ирина В.

Шифр: у. 1.33.11
Санкт-Петербург

2002
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Процедуры наблюдения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Виды наблюдений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Основные достоинства и недостатки метода наблюдения. . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В современной методологической литературе указывают, как правило, на существование трёх основных методов сбора первичной социологической информации. К ним относят метод прямого наблюдения, метод анализа документов и метод опроса.

Поговорим о методе наблюдения. Каждый из нас ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни. Мы наблюдаем за детьми, за пациентами поликлиники во время ожидания приёма и т. д. Иногда мы обобщаем наблюдения и делимся ими с другими людьми, иногда – это просто мимолётные взгляды. С профессиональным подходом к наблюдению мы встречаемся, когда комментатор информирует нас о событиях на футбольном поле, кинооператор снимает камерой участников демонстрации, учитель, апробируя новую методику преподавания, наблюдает за поведением класса на уроке и т. п. Таким образом, во многих сферах социальной практики наблюдение успешно используется для изучения реальности. Естественно, что в науке метод наблюдения применяется уже много столетий, приобретая специфические формы в связи с тем или иным объектом и предметом исследования.
Процедура наблюдения.
Процесс исследованиясоциального метода методом наблюдения условно можно представить в виде следующей последовательности шагов: формулировка проблемы, описание объекта наблюдения, определение задач; определение единиц наблюдения и индикаторов изучаемых аспектов поведения; разработка языка и системы понятий, в терминах которых будут описываться результаты наблюдений; определение выборочных процедур в ситуациях, когда имеется возможность сделать отбор из множества наблюдений. В одних случаях мы наблюдаем сами, в других – пользуемся данными наблюдения иных лиц.

В отличие от обыденного научное наблюдение отличается тем, что:

- оно подчинено ясной исследовательской цели и чётко сформулированным задачам;

- наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре;

- подготовка технических документов для фиксации наблюдаемого явления (карточки, бланки протоколов; кодировочные бланки и т. п.); все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определённой системе;

- запись результатов наблюдений;

- информация, полученная путём наблюдения, должна поддаваться контролю на надёжность (надёжность – это достоверность и устойчивость);

- подготовка отчёта и выводов по итогам исследования.

Надёжность (достоверность и устойчивость) данных повышается, если выполнять следующие правила:

- максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь чёткими индикаторами. Их надёжность проверяется в пробных наблюдениях, где несколько наблюдателей регистрируют по единой инструкции одни и те же события, происходящие на объекте, аналогичном тому, который будет изучаться.

- если основное наблюдение будет осуществляться несколькими лицами они сопоставляют свои впечатления и согласовывают оценки, интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей, тем самым повышается устойчивость данных наблюдения.

- один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях (нормальных и стрессовых, стандартных и конфликтных), что позволяет увидеть его с разных сторон.

- исключительно важно следить за тем, чтобы описание событий не смешивалось с их представлением. Поэтому в протоколе следует иметь специальные графы для записи фактуальных данных и для их истолкования.

Все комментарии делаются на полях записи наблюдаемых событий.

- при включенном или невключенном наблюдении, выполняемом выполняемым одним из исследователей, особенно важно следить за обоснованностью интерпретации данных, стремясь к тому, чтобы перепроверить свои впечатления с помощью различных возможных интерпретаций. Например, бурная реакция собрания на выступление может быть следствием одобрения, недовольства по поводу высказанного оратором, реакцией на его шутку или реплику из зала, на допущенную им ошибку или оговорку, на постороннее действие во время выступления… Во всех этих случаях делаются особые заметки, поясняющие протокольную запись.
Виды наблюдений.
Наблюдение в социологии – метод сбора информации путём непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях.

Классификация наблюдений производится по различным основаниям.

По степени формализованности выделяют неконтролируемое (или нестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное) наблюдения.

В первом исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом, согласно которым результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.

Во втором – наличие предварительно детально разработанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать; определение условий и ситуаций наблюдения; инструкции для наблюдателей; единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений.

По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабороторные (в экспериментальной ситуации).

Социологические школы, ориентированные на качественные методы изучения общества используют метод наблюдения как один из центральных самостоятельных методов. Социально неодобряемое, отклоняющееся поведение, религиозное поведение, поведение в кризисных ситуациях, катастрофах и т. п. требуют активного привлечения методов наблюдения. Одним из классических примеров в социологии является изучение методом включённого наблюдения жизни бродяг Чикаго Н. Андерсона. История знает и немало других исследований подобного рода: это работа Трашера по изучению городских банд (Чикаго, 1928). Одним из относительно недавних примеров подобного подхода служит исследование профессора социологии университета Калифорнии в Беркли М. Борового, который в течение нескольких лет работал в разных странах (в том числе в России) рабочим на заводах.

Классический пример использования включённого наблюдения для сбора основной информации – работа Уильяма Уайта (1936 – 1939гг.), который и ввёл этот метод наблюдения в научную практику.

Будучи сотрудником Гарвардского университета, Уайт поселился в трущобах одного из американских городов, чтобы изучить образ жизни итальянских эмигрантов, населяющих этот район (он дал ему название Корневиль). Уайта интересовали обычаи эмигрантов, оказывающихся в условиях чужой культуры, их ориентации, взаимоотношения. Район Клорневиля был известен как опасное для чужака итальянское гетто, полное подозрительных банд.

Уайт вошёл в местную общину, сказавшись студентом-историком, который намерен описать возникновение Корневиля. Исследователь изучил этот особый жаргон итальянского языка, которым пользовались в общине. Три года он провёл бок о бок с этими людьми, подружился с руководителями двух соперничавших групп рэкетиров, научился местным обычаям, играм в карты и катанию шаров. 18 месяцев он прожил в одной эмигрантской семье, так что был окончательно принят как свой человек. Вначале он вёл регистрацию впечатлений тайком, но по мере завоевания доверия не стеснялся делать записи в самой, казалось бы, не подходящей для этого обстановке; все привыкли видеть его с блокнотом в руках.

Теперь рассмотрим контролируемое наблюдение. Отдельные явления, события, формы поведения людей должны были представлены в понятиях логики исследования, они приобретают смысл индикаторов каких-то более общих свойств или социально значимых действий.

Впервые метод контролируемого наблюдения использовал американский психолог Р. Бейлз (1950 г.) для изучения последовательных фаз групповой деятельности.

Наблюдение большой аудитории собрания проводится несколькими лицами, которые придерживаются единой инструкции. Подготовке протокола регистрации данных наблюдения предшествует не только разработка общей концепции, но и не однократные нестандартизированные наблюдения на различных собраниях.

Наблюдение со стороны (простое наблюдение) предусматривает постепенное вхождение в изучаемый объект, чтобы люди привыкли к наблюдателю, перестали его замечать или же, зная о нём, не испытывали недоверие.

Нередко достичь этого нетрудно, если в общественном мнении престиж социолога достаточно высок и ему нет надобности маскировать свою принадлежность к научной организации или учебному заведению. Достаточно быть тактичным, дружественным и естественным. И тогда блокнот и карандаш, даже диктофон, никто не смутят.

В лабораторных условиях остаться незамеченным невозможно. Поэтому исследователь направляет внимание испытуемых в ложную сторону, отвлекает от целевой установки эксперимента.
Основные достоинства и недостатки метода наблюдения.
Главное достоинство этого метода состоит в том, что он даёт возможность уловить детали данного явления, его многогранность. Гибкость метода – ещё одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений. И наконец, относительная дешевизна – важный атрибут, присущий этому методу.

Среди недостатков прежде всего следует отметить качественный (не количественный) характер выводов, которые можно получить в результате наблюдения. Метод редко может быть применён к наблюдению больших совокупностей и большого количества событий . Однако наиболее крупный недостаток, очевидно, связан с возможностью привнесения определённой доли субъективности в существо метода и меньшими, чем в других случаях, возможностями широкого общения результатов исследования.

Имеется и нравственная проблема включённого наблюдения: насколько вообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то общности людей, в действительности исследовать их?

Самостоятельную роль метод наблюдения играет при изучении уникальных и быстротечных явлений общественной жизни и при монографическом исследовании отдельных локальных объектов. В некоторых ситуациях, таких как катастрофы (вспомним, например, землетрясение в Спитаке в Армении), сильное нагнетание страстей в обществе или военное противостояние (например, межнациональные конфликты в Нагорном Карабахе, Абхазии, Чечне, Косово в Югославии, штурм Белого дома в Москве), наблюдение становится чуть ли не единственным возможном подходом к изучению социальной реальности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 2000.

2. Осипов Г. В. Социология. Основы общей теории: Учебн. для ВУЗов. – М.: Изд- во НОРМА, 2002.

3. Андрущенко В. П., Волович В. И., Головченко Г. Т., Горлач Н. И., Заздравнова О. И. и др. Социология. Учебное пособие для студентов ВУЗов. – Харьков, 1996.

4. Методы сбора информации в социологических исследованих. –М.: Наука, 1994.

Социологические методы (разного вида опросы, наблюдения, интервью и др.) – это средства, способы получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации познавательной деятельности, регулятивные нормы (правила), совокупность приёмов и способов действия, порядок (схема, план) действий.

Содержание

1. Понятие наблюдения как социологического метода сбора информации 3
2. Пути повышения надежности данных при наблюдении 6
3. Проблемы вмешательства наблюдателя в ход наблюдения 9
4. Программирование проведения наблюдения 10
5. Основные виды социологического наблюдения 12

Прикрепленные файлы: 1 файл

Социология реферат.doc

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь

Кафедра экономики АПК

по предмету: социология

Выполнен: студенткой 2 курса,

заочной формы обучения,

специальности «Экономика и управление

1. Понятие наблюдения как социологического метода сбора информации 3

2. Пути повышения надежности данных при наблюдении 6

3. Проблемы вмешательства наблюдателя в ход наблюдения 9

4. Программирование проведения наблюдения 10

5. Основные виды социологического наблюдения 12

1. Понятие наблюдения как социологического метода сбора информации.

Социологические методы (разного вида опросы, наблюдения, интервью и др.) – это средства, способы получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации познавательной деятельности, регулятивные нормы (правила), совокупность приёмов и способов действия, порядок (схема, план) действий. Особенностью социологических методов является то, что они:

2) объективны, т.е. основаны на изучении конкретных фактов и явлений;

3) реализуются специфическими способами.

Одним из основных методов сбора информации в социологическом исследовании являктся наблюдение.

В самом широком смысле наблюдение – это способ познания мира, окружающей нас действительности. В этом контексте правомерно упомянуть и обыденное наблюдение, то есть непроизволбную деятельность человека, связанную с получением информации о внешнем мире. Однако предмет рассуждений не обыденное, а нучное наблюдение. Оно отличается тем, что осуществляется целенаправленно, по определенной программе. При этом собирается и фиксируется только та информация, которая может быть использована для описания, а затем и объяснения исследуемой проблемной ситуации. Именно такое наблюдение используется социологами в научно-исследовательских работах.

Наблюдение – это метод сбора первичной социологической информации, основанный на визуальном и слуховом восприятии сведений, касающихся изучаемого объекта и хначимых с точки зрения их фиксации и регистрации. Наблюдение как метод сбора социологической информации используется достаточно широко. Важной особенностью социологического наблюдения выступает то, что оно является способом непосредственного визуального восприятия изучаемого объекта. Это дает следующие преимущества:

- наблюдение позволяет фиксировать особенности поведения людей не в их воспоминаниях и интерпритации, а непосредственно в момент его проявления, в то время как другие методы сбора первичных дан­ных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов;

- наблюдение дает возможность получать данные независимо как от умения респондента описать словами свое поведение, так и от того, желает ли он вообще что-либо говорить о своем поведении;

Достоинства социологического наблюдения как метода сбора информации является отсутствие опосредующих звеньев между исследователем и испытуемыми, то есть безусловное наличие прямого контакта. Это дает возможность получения не только объективной, но и оперативной информации. Наблюдение помогает точнее и шире понять смысл действий, поведения наблюдаемых в тех или иных ситуациях, понять суть их реакций на происходящие события. Такая информация недоступна для получения другими методами, используемыми социологами.

В наблюдении заложена определенная доля объективности, которая задается самой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, фактов. Однако в этой процедуре имеется и субъективный элемент. Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действитель­ности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпрета­цию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем больший элемент субъективизма, тем больше эмоциональная окрашенность его восприятия. Еще одной важной особенностью метода наблюдения, ограничивающего его применение, является слож­ность, а порой и невозможность проведения повторного наблюдения.

Наряду с несомненными достоинствами и преимуществами метод социологического наблюдения имеет и существенные недостатки.

Участвуя активно или пассивно в наблюдаемом событии, социолог в той или иной мере невольно вмешивается в естественных ход этого события, а некогорых случаях даже усугубляя его негативные последствия. Социолог-наблюдатель может отслеживать лишь часть из совокупности проблем, порожденных исследуемой ситуацией. Наблюдение локально, носит ограничительный характер, позволяет фиксировать факты лишь в заданный момент времени.

2. Пути повышения надежности данных при наблюдении

Социолог-наблюдатель постоянно испытывает трудности, связанные с фиксацией результатов наблюдения. Дело в том, что записи результатов наблюдения не могут осуществляться в процессе самого наблюдения, так как это оказывает раздражающее влияние на респондентов. Как правило, фиксация результатов осуществляется после контакта с испытуемым. Но в этом варианте возникают свои проблемы – забываются некоторые штрихи и детали, могут появиться не происходившие в действительности события, образы которых синтезировались в сознании наблюдателя по ассоциации виденного, услышанного или прочитанного им ранее. Причем возникает это непроизвольно, помимо желания самого исследователя. Иногда фиксируемые результаты просто становятся неадекватными действительности, так как на них накладывается субъективные оценки наблюдателя, характер которых вытекает из его собственных взглядов, установок, привычек.

Надежность, обоснованность и устойчивость данных повышается, если выполнять следующие правила:

а) Максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь четкими индикаторами. Их надежность проверяется в пробных наблюдениях, где несколько наблюдателей регистрируют по единой инструкции одни и те же события, происходящие на объекте, аналогичном тому, который будет изучаться.

Б) Если основное наблюдение осуществляется несколькими лицами, они сопоставляют свои впечатления и согласовывают оценки, интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей, тем самым повышается устойчивость данных наблюдения.

В) Один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях (нормальных, и стрессовых, стандартных и необычных), что позволяет увидеть его с разных сторон.

Г) Необходимо четко различать и регистрировать содержание, формы проявления наблюдаемых событий и их количественные характеристики (интенсивность, регулярность, периодичность, частоту).

Д) Важно следить за тем, чтобы описание событий не смешивалось с их интерпретацией. Поэтому в протоколе следует иметь специальные графы для записи актуальных данных и для их истолкования.

Е) При включенном или невключенном наблюдении, выполняемом одним исследователем, особенно важно следить за обоснованность интерпретации данных, стремясь к тому, чтобы перепроверить свои впечатления с помощью различных возможных интерпретаций. Например, бурная реакция собрания на выступление может быть следствием одобрения, недовольства по поводу высказанного оратором, реакцией на его шутку или реплику из зала, на допущенную им ошибку или оговорку, на постороннее действие во время выступления… Во всех этих случаях делаются особые заметки, поясняющие протокольную запись.

Ж) Полезно прибегнуть к независимому критерию для проверки обоснованности наблюдения. Данные наблюдений “со стороны” можно проконтролировать с помощью интервью с участниками событий; материалы включенного наблюдения желательно проверить невключенными по той же программе или по имеющимся документам.

Наблюдение может использоваться в комплексе с методом социологического эксперимента для фиксации изменений в экспериментальной группе. Самостоятельное использование метода наблюдения в процессе сбора информации возможно в первую очередь, когда нет жестких требований репрезентативности наблюдаемой группы по отношению к генеральной совокупности. В этом варианте наблюдение, точнее его результаты, помогают исследователю глубже вникнуть в суть изучаемой проблемной ситуации.

3. Проблемы вмешательства наблюдателя в ход наблюдения

Следует ли наблюдателю вмешиваться в наблюдаемый процесс? Ответ на этот вопрос зависит от цели исследования. Если цель исследования состоит в том, чтобы описать и проанализировать (диагностировать) ситуацию, то вмешательство исказит картину и может привести к нежелательному для исследования искажению информации.

Для этого существуют способы добиться минимальных ошибок при диагностическом наблюдении. Один из них заключается в том, чтобы исследователь сделал так, что люди не знают, что за ними наблюдают. Другой способ - создать ложное представление о цели наблюдения. Конечно эти способы могут показаться безнравственными, но чтобы добиться правдивости информации, исследователю лучше не показывать своих целей, особенно в том случае, если узнав о них люди смогут неправильно истолковать задачи исследования.

Если же цель исследования заключается в принятии определенных управленческих решений, то вмешательство будет полезно, так как позволит изменять ход событий и оценивать полученные результаты. Именно этим целям служит стимулирующее включенное наблюдение.

Преимущества включенных наблюдений очевидны: они дают наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Но с этим же связаны основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает, слишком “вживается” в свою роль соучастника событий. Поэтому, как правило, итогом включенного наблюдения является социологическое эссе, а не строго научный трактат.

4. Программирование проведения наблюдения

Для проведения наблюдения разрабатывается программа, включающая все основные структурные элементы программы социологического исследования. В процессе программирования анализируется проблема, вскрываются особенности проблемной ситуации: определяются цели и задачи наблюдения, устанавливаются его предмет и объект, вырабатывается система гипотез, осуществляется деление предмета исследования на основе понятия и проводится их операционализация. Каждое операциональное понятие становится единицей наблюдения. В заключение устанавливаются способы фиксации информации и варианты ее последующей обработки.

Подгтовка наблюдателя требует специального инструктажа, в ходе которого определяются особенности поведения исследователя в ходе сбора информации, возможности связи с руководителем исследования, модели поведения в различных нештатных ситуациях. В процессе подготовки к сбору информации наблюдатель изучает социально-демографические и иные важные для данного исследования характеристики группы, которая станет объектом наблюдения.

Процесс социологического наблюдения подразделяется на три этапа: подготовительный, полевой, заключительный. В ходе подготовительного этапа осуществляется разработка программы наблюдения, а в случае, если имеется общая программа исследования – план наблюдения. В этих документах описывается проблемная ситуация, устанавливаются цели и задачи наблюдения, определяется его предмет и объект, дается их предварительная характеристика. Основные понятия исследования интерпретируются, операционализируются и формулируются единицы наблюдения. На этом же этапе составляется сетевой график исследования, оформляются дневники наблюдения. Важное место занимает инструктирование и подготовка наблюдателей.

Читайте также: