Доклад про букву азъ

Обновлено: 19.05.2024

Рассматривается проблема происхождения словарного обозначения первой буквы славянской азбуки в различных этимологических словарях. Объясняется, почему Аз стало также местоимением первого лица единственного числа. С опорой на источники доказывается исконность и первичность славянской формы Аз перед западноевропейскими формами типа «ego«, «ich«. Объясняются лингвистические изменения основ, даётся понятие о мировоззренческих причинах отождествления божественного и человеческого начал в словах Раз и Аз.

Ключевые слова: азбука, аз, раз, происхождение слова, семантика, мировоззрение, Фасмер, Трубачёв, древнерусский язык

Аз – первая буква азбуки в Древней Руси, означавшая также личное местоимение Я.

Это только одна нестыковка, касающаяся гласных. Вопрос о смене согласных (Г на З) Преображенский даже не поднимает. Прямо они не являются переходящими. Этимолог обязан объяснить закономерные перемены как гласных, так и согласных.

Предлагаю собственную реконструкцию: лингвистическую, семантическую, мировоззренческую.

Как получилась последняя форма? Через какие закономерные деривации? Мы не будем чураться проблемы перемен согласных, подобно Преображенскому.

Весомым аргументом в поддержку этот утверждения является семантика. Дело в том, что на базе русского языка восстанавливается знаковая основа, а на базе других нет. Что это за семантика?

Начнём с разоблачения ещё одной удивительной лингвистической неразберихи. Такой, которая, честно говоря, даже в голове не укладывается как нечто невероятное: игнорирование существительного Раз, активно присутствующего в русском языке с самых древних времён и по сей день.

В этом скорбном доме Фасмер не один. Другие авторы этимологических словарей с ним заедино.

Раз – это имя самого древнего северного бога солнца Ра — самого древнего бога на Земле. Он был перенесён переселенцами с Русской равнины в долину Нила, где возглавил Великий сонм. Он был перенесён ариями в Индию по именем Руд-Ра, где впоследствие стал Шивой (См.: Тен, 2009; Тен, 2013, С. 212-235).

В романо-германских языках семантическая реконструкция Х (H) — и Г (G) -форм оказалась невозможна. Никто не знает, например, семантику латинского эго или немецкого ich.

Примечание: постраничные ссылки на словари живого русского языка не даются, потому что их легче находить по словам, особенно в электронных ресурсах. Даны постраничные ссылки на словари, в которых используется латынь (ЭССЯ) или древнерусская грамота (словарь Срезневского).

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т,3. М.: Олма-Пресс, 2003

Крылов Г.А. Этимологический словарь русского языка. СПб.: Полиграфуслуги, 2005.

Маслова В.А. Истоки праславянской фонологии. — М., 2004

Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958

Семёнов А.В. Этимологический словарь русского языка. М.: Юнвес, 2003

Соссюр, де, Ф. Курс общей лингвистики. — М., 2004

Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т. 3. — СПб., Императорская Академия наук, 1912

Тен В.В. Народы и расы. Происхождение. СПб.: Инсайт, 2013

Тен В.В. Индийский путь северного бога. СПб.: Инсайт, 2009

Успенский Л.В. Этимологический словарь школьника. М.: 2008

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 1. М.: Прогресс, 1986

Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. Киев: Радяньска школа, 1989

Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М.: Русский язык, 1993

Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1971

Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд п/р О.Н. Трубачёва. Т. 1. М.: Наука, 1974

Древнерусский язык, буквица Азъ

Азъ — это изначалье, исток пребывающий в вечности, нить, исходящая из вечности и бесконечности в реальность здесь и сейчас – означает точку, из которой исходят коды, которые содержат глубинные образы. Изначалье, а также исток и единый означают сходные понятия, близкие по смыслу - это то, что было до начала всего, поэтому ей соответсвует число - 1.

Буквица позволяет нам проникнуть в глубины нашего подсознания, вводя нас в вечность и многомерность, поскольку там пребывает наш исток. Это означает, что вечность и многомерность является неотъемлемым аспектом нас самих и данной буквицы. Сущность каждого живого существа Атма также является проявлением вечности и бесконечности, а также обладает качествами сат-чит-ананда, т.е. вечность, знание и блаженство, поэтому Азъ описывает тот уровень осознанности, к которому все должны стремиться. Большинство людей в настоящее время не являются Асами, большая часть относится к варне Людина, выше которой следует уровень сознания или варна Человек.

В период Рассвета Сварога люди могут подняться до уровня Азъ, на котором они становятся подобными Богу. Можно считать, что Азъ — это есть Я, т.е. тот, кто достиг внутреннего осознания самого себя. Это также и потомок Бога, который по уровню осознанности тождествнен Богу, хотя и пребывает в плотном теле. В славянской традиции некоторые учения богами называли людей, которые вышли на уровень осознанности Асов: Сварог, Перун, Лада, Макошъ, Рожана и другие. Хотя в учениях индо-ариев к богам (дэвам) относят экспансии Вишну (служебные духи), а не людей. Существуют также и Вишну-таттва: Крышень, Рама, Нараяна, Вышень, это тоже не джива-таттва. Более подробно с этими материалами можно познакомиться в разделе Путешествие души.

Сущность (Азъ), открывшая для себя существование высшей силы (Боги) и осознала Свое Высшее Выражение, начинает получать его знания (Вѣди) истечением их (Глаголи) от божественного истока, набираясь опыта своих деяний (Добро) в материальном (Єсть) и в многомерном (Есмь).

Графика буквицы А

Древнерусский язык, буквица Азъ

Любая буква в азбуке с матрицей 7х7, кроме первой (AЗЪ) и последней ( ИЖА), отражает образ, состоящий из двух уровней сознания, где верхний уровень представляет более высокую октаву или Мир Дэвов (Богов). Небесный мир, граничащий с миром людей, иногда называют Сваргой (Небо), однако по моему мнению знания мы черпаем с более высокого уровня Брахма-лока или даже Вишну-лока, Вторая часть отображает более низкую октаву, Мир Людей. Боги, это те существа, которые обитают в Мирах, мерность которых превышает мерность Мира Людей (4-х мерный), к примеру, Мир Легов (16-мерный) и т.д.

Толкование графики:

Знак "Аз" образуется из знака Мыслѣтѣ через поворот против часовой стрелки на 45 градусов. Поскольку Мыслѣтѣ означает мышление, то знак Азъ (Акси) означает глубинное, многомерное мышление. Также - это правосторонняя ветвь спирали развития.

Образ, вытекающий из данного толкования графики: Те, которые посредством Слова следуют путём развития через Глубинное Мышление, создают основу (бастион) прочности Пространственно-Временной Континиумальной Ступени на трёх планах бытия. Они могут оставить этот мир хаоса, разрушения и насилия без сожаления.

Как видно из первого рисунка, образ буквицы АЗЪ состоит из двух элементов: буквицы О (ОНЪ) - сфера божественной запредельности или солнце, освещающее наше сознание, это может быть сверхдуша, но в двнном случае это божественная искра или Атма. А также мы видим проведённую по касательной вертикальную линию, являющуюся своего рода свзязующим звеном, каналом соединяющим небо и землю, мир Прави и мир Яви.

Поэтому мы получаем следующее толкование графического образа: Божествнный потенциал совершенствования кванта божественного сознания (атмы, души), присутствующего в форме семени, на восходящем пути эволюции духа.

Ниже рассматривается несколько более подробно ряд терминов, связанных с понятием уровень осознанности, это варны и касты.

Толкование имени буквицы

Ъ - буквица Еръ, образ: сотворяша, являющийся Творцом;

З — буквица Земля, образ: среда обитания с жизнью, а также уровень сознания или лока;

А — буквица Азъ, образ: Бог воплощённый, Изначальный сеятель жизни. Посланник Бога из высших миров Прави и Слави для выполнения миссии на земле;

Азъ - это Бог воплощённый на Земле сотворяша, изначальный сеятель жизни, являющийся Творцом во Вселенной.

Варны, касты и уровни сознания

Варна или эволюционное развитие положение, таким образом, определяется не уровнем материального благосостояния, а степенью развития души, а также уровнем овладения внутренней энергией. Варна хорошо проявляется через образ мыслей и мировоззрение человека.

Система управления на Руси, опирающаяся на варны — это принцип самоорганизации общества, который делил общество на несколько слоев, сословий или социальных групп (каст). Итак, поскольку все люди стоят на различгных уровнях самоосознания, то их можно объединить в несколько социальных групп, которые имеют близкие характеристики. Образ мышления людей, которые принадлежат к различным варнам будет отличаться, поэтому их мыслеобразы будут нести разное содержание и направленность. В индии каста (джати, т. е. род) в период ночи Сварога означала замкнутую эндогамную группу людей, обычно наследственно занятых в определенной сфере деятельности, например царями становились по рождению, а не по качествам.

Нижняя варна – это житель которой соответствует каста смердов или тружеников (шудры), им считается тот, кто стремится получить только еду, отдых, совокупление, покой и развлечения. Смерды люди с животным строем психики. смердам необходимо жить по правилам и предписаниям (обрядам) и соблюдать устоявшиеся традиции общества, чтобы стать людинами. его задача не достижение душевного становления, а вы-живание, т.е. переход с уровня житя к людине

Варна людины — если они стремятся достичь богатства и семейного благополучия, то это каста весей; варна Человек тот, кто служит своему народу и защищает его, то это каста витязей. Высшей варне асов соответствует каста жрецов (брахманов), они стремятся достичь самосовершенства и следуют духовному пути развития, это также и ведуны, которым необходим высокий уровень духовного развития, что позволяет им играть роль проводников Творца.

Система варн имеет следующую структуру:

Азъ — это также местоимение первого лица единственного числа, Азъ есмь — Я есть, Я существую.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ презентация к занятию.pptx


Описание презентации по отдельным слайдам:


Эпиграф В мае важный праздник есть, День славянской письменности. Кириллу и М.

Эпиграф В мае важный праздник есть, День славянской письменности. Кириллу и Мефодию слава и честь, За алфавит ими прописанный. Ведь нужно нам ценить культуру, Традиции родные не забыть. Читать всегда нашу литературу, И знания свои потомкам сохранить. святые Кирилл и Мефодий

Значение письменности В начале XXI столетия немыслимо представить современну.

Значение письменности В начале XXI столетия немыслимо представить современную жизнь без книг, газет, указателей, потока информации, а прошлое - без упорядоченной истории, религию - без священных текстов. Появление письменности стало одним из самых важных открытий на долгом пути человечества. По значимости этот шаг можно, пожалуй, сравнить с добыванием огня или с переходом к выращиванию растений вместо долгой поры собирательства. Становление письменности - очень непростой процесс, длившийся тысячелетия. Славянская письменность, наследницей которой является наше современное письмо, встала в этот ряд уже более тысячи лет назад, в IX веке нашей эры.

День славянской письменности, культуры и просвещения Ежегодно 24 мая весь сл.

День славянской письменности, культуры и просвещения Ежегодно 24 мая весь славянский мир торжественно отмечает религиозный и одновременно государственный праздник – День славянской письменности и культуры. По решению ЮНЕСКО, 863 год –признан годом создания славянской азбуки. 24 мая — день памяти Кирилла и Мефодия — становится в России всенародным праздником славянской письменности и культуры.

Наскальные рисунки

Наскальные символы

Создатели славянской письменности Вы видите изображение двух братьев в монаше.

Создатели славянской письменности Вы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. Это Кирилл (в миру Константин) и Мефодий (в миру Михаил). Родом из города Солуни (Салоники), который находится в Греции. Просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники. Они были очень образованными людьми. Происходили из благочестивой славянской семьи, их отец был военачальником. Кирилл начал посещать школу с 8 лет, осваивал греческий, латинский языки. Кирилл и Мефодий участвовали в боевых походах, выполняли дипломатические миссии, переводили книги, были отправлены с просветительской миссией в Моравию. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Поэтому Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки. 24 мая 863 года братья огласили изобретение славянского алфавита.

Создатели славянской письменности Первыми славянскими просветителями стали уч.

Создатели славянской письменности Первыми славянскими просветителями стали ученые монахи - болгары из Византии братья Кирилл и Мефодий. Кирилл преподавал философию, знал языки разных народов. Мефодий, хороший организатор, около 10 лет управлял византийской областью. Затем он принял монашество и вскоре возглавил монастырь. Около 863 года братья упорядочили письменность для славянского языка. Кирилл на основе греческого алфавита создал славянскую письменность. С помощью Мефодия Кирилл перевел на славянский язык несколько богослужебных книг. Из Болгарии славянская письменность перешла на Русь.

Кирилл создал славянскую азбуку, получившую название кириллица. Так же в IX.

Кириллическое письмо Древнейшая книга на Руси, написанная кириллицей, - Остр.

Кириллическое письмо Древнейшая книга на Руси, написанная кириллицей, - Остромирово Евангелие - 1057 года Во времена Петра Великого были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита. Новый алфавит стал беднее по содержанию, но проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название " гражданский ". В 1918 году была проведена новая реформа алфавита, и кириллица потеряла еще четыре буквы: ять, и(I), ижицу, фиту.

Как учили азбуку на руси?

Как учили азбуку на руси?

Наследник кириллицы Современный русский алфавит является продолжателем кирилл.

Наследник кириллицы Современный русский алфавит является продолжателем кириллицы, славянского алфавита, которым пользовались и пользуются для письма болгары, сербы, русские, украинцы, белорусы и другие народы.

Пословицы Век живи, век учись. Учиться никогда не поздно. Ученье-свет, а неуч.

Пословицы Век живи, век учись. Учиться никогда не поздно. Ученье-свет, а неученье - тьма. Сперва аз, буки, потом и все науки. Азбука – к мудрости ступенька. Корень учения горек, да плод его сладок. Кто силен в науке, не знает скуки. С мудрым знаться – ума набраться. Красна пава перьем, а человек ученьем. Грамоте учиться – всегда пригодится. Азбука – к мудрости ступенька.

Памятник Кириллу и МИфодию Памятник открыт 24 мая 1992г. недалеко от Славянск.

Кто внимательней? Когда празднуется день Кирилла и Мефодия? 24 мая Почему кир.

Кто внимательней? Когда празднуется день Кирилла и Мефодия? 24 мая Почему кириллица не дошла до нас? Её реформировали. Сначала убрали 11 букв, а затем еще 4. Как называют наши современники братьев Кирилла и Мефодия, создателей азбуки, распространителей передовых идей и знаний? Просветители Одна из двух славянских азбук, ставшая основой русского алфавита. Кириллица

Заключение Теперь, благодаря Дню славянской письменности и культуры, мы можем.

Выбранный для просмотра документ текст.docx

Воспитывать чувство гордости за историю Отечества и становление русского языка;

Расширять социальный опыт, посредством родного языка;

Способствовать развитию духовно-нравственных качеств личности школьника.

Слайд 1 (название занятия)

Слайд 2 (стихотворение)

В мае важный праздник есть,
День славянской письменности.
Кириллу и Мефодию слава и честь,
За алфавит ими прописанный.

Ведь нужно нам ценить культуру,
Традиции родные не забыть.
Читать всегда нашу литературу,
И знания свои потомкам сохранить.

I. Вступительное слово.

Ребята, давайте с вами попробуем себе представить жизнь без письменности. Что было бы, если бы мы не умели писать? (ответы детей)

Не исключено, что кто-то подумает про себя: ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения, рефераты. Все уроки будем делать только устно! Допустим.

Кем бы мы были без письменности? Неучами, невеждами, да и просто – людьми без памяти. Трудно даже представить себе, каким было бы человечество, не имеющее азбуки. Ведь без письменности мы не могли бы передавать информацию, делиться опытом с потомками, и каждому поколению заново пришлось бы изобретать велосипед, открывать Америку и т.д. (слайд3)

Более тысячи лет назад славянские книжники братья Константин (в монашестве Кирилл) и Михаил (в монашестве Мефодий) стали авторами первого славянского алфавита. В настоящее время десятая часть всех существующих языков – семьдесят! – имеет письменность на основе кириллицы.

24 мая отмечается День славянской письменности и культуры , память святых ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ Кирилла и Мефодия. Наше занятие посвящено первой азбуке, длинной-длинной дороге славянских племен к письменности, к грамотности. (слайд4)

Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами. (слайд 6. Демонстрация наскальных символов-букв)

Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.

(слайд 7, 8. Создатели азбуки)

(слайд 9. Славянская азбука)

(слайд 10. Образец написания славянской азбукой книги)

(слайд 11. Как учили азбуку на Руси?)

Можете ли вы себе представить, какой была древнерусская школа? Длинный стол, между столом и стеной – лавка, на стене – полка с книгами и обязательно плетка. На лавках сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых детей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по своим книгам. Тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания. Так изображена школа на одной из гравюр 1634 года.

Учебный день продолжался долго. Занятия начинались часов с семи утра и продолжались до самого вечера (с двухчасовым обеденным перерывом).

(слайд12. Современный русский алфавит).

Вашему вниманию представлен современный русский алфавит, которым мы пользуемся.

(слайд 13. Пословицы о роли чтения и азбуки)

(слайд 14. С описание памятника в г. Москва)

(слайд 15. Закрепление)

Когда празднуется день Кирилла и Мефодия? 24 мая.
Почему кириллица не дошла до нас? Её реформировали. Сначала убрали 11 букв, а затем еще 4.
Как называют наши современники братьев Кирилла и Мефодия, создателей азбуки, распространителей передовых идей и знаний? Просветители

Одна из двух славянских азбук, ставшая основой русского алфавита. Кириллица

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.


Рассмотрим три первые буквы азбуки – Аз, Буки, Веди.

Азъ – "я”. Буки (букы) – буквы, письмена. Веди (веде) – "познал”, совершенное прошедшее время от "ведити” – знать, ведать.

Объединяя акрофонические названия первых трёх букв Азбуки, получаем следующую фразу:Аз, Буки, Веди – Я знаю буквы. Объединяются во фразы и все последующие буквы Азбуки:

Глагол – "слово”, причём не только изречённое, но и написанное.

Добро -”достояние, нажитое богатство”.

Есть (есте) – 3-е л. ед. ч. от глагола "быть”.

Глагол добро есте: слово – это достояние.

Живите (вместо второго "и” раньше писалась буква "ять”, произносилось живёте) – повелительное наклонение, множественное число от "жить” – "жить в труде, а не прозябать”.

Зело (передавало сочетание дз = звонкое ц) – "усердно, со рвением”.

Земля – "планета Земля и её обитатели, земляне”.

Иже – "те, которые, они же”.

Kaко – "как”, "подобно”. Люди – "существа разумные”.

Живите зело, земля, и иже како люди: живите трудясь усердно, земляне, и, как подобает людям.

Мыслите (писалось с буквой "ять”, произносилось "мыслете”, так же, как и "живете”) – повелительное наклонение, мн. ч. от "мыслить, постигать разумом”.

Нашъ – "наш” в обычном значении.

Онь – "оный” в значении "единственный, единый”.

Покои (покой) – "основа (мироздания)”. Ср. "покоиться” – "основываться на…”.

Мыслите наш онъ покой: постигайте наше мироздание. Рцы (рци) – повелительное наклонение: "говори, изрекай, читай вслух”. Ср. "речь”. Слово – "передающее знание”. Твердо – "уверенно, убеждённо”.

Рцы слово твердо – неси знания убежденно.

Укъ – основа знания, доктрина. Ср. наука, учить, навык, обычай.

Фертъ, ф(ъ)рътъ – "оплодотворяет”. Азбука зафиксировала различие звуков "п” и "ф”, так же, как их звонких аналогов "б” и "в”. В средние века южноевропейцев, произносивших "ф” вместо "п”, на Руси звали фрягами именно из-за особенностей речи: этим, например, отличали южных франков от северных пруссов, фракийцев от персов и т.д.

Херъ – "божественный, данный свыше”. Ср. нем. Негг (господин, Бог), греч. "иеро-” (божественный), англ, hero (герой), а также русское имя Бога – Хорс.

Укъ фърътъ Херъ: знание оплодотворяет Всевышний, знание – дар Божий.

Цы (ци, цти) – "точи, проникай, вникай, дерзай”.

Червь (черве) – "тот, кто точит, проникает”.

Ш(т)а (Ш, Щ) – "что” в значении "чтобы”.

Ъ, Ь (еръ/ерь, ъръ) – представляет собой варианты одной буквы, означавшей неопределённый краткий гласный, близкий к э.

Раскатистый звук "р” произносится с обязательным первоначальным придыханием (начальный "ъ”) и отзвуком (конечный "ъ”). Слово "ъръ”, по-видимому, означало сущее, вечное, сокровенное, пространство-время, недоступное человеческому разуму, светоч, Солнце. По всей вероятности, "Ъръ” – одно из наиболее древних слов современной цивилизации, ср. египетское Ра – Солнце, Бог.

Само слово "время” содержит тот же корень, поскольку начальное "в” развилось именно из "ъ”. Многие исконно русские слова содержат этот корень, например: утро – "от Солнца” (корень ут–оттуда, там); вечер (векъ-рь) – "век Ра, истекающее время Солнца”. В смысле "пространство, Вселенная” от того же корня происходит русское "рама”. Слово "рай” означает: "множество Солнц” = "обиталище богов (Бога Ра)”. Самоназвание цыган "ром, рома” – "свободный (-ая)”, "Бог во мне”, "я – Вселенная”, отсюда же индийская Рама. В смысле "свет, светило, источник света”: клич "ура!” означает – "к Солнцу!”, яркий – "подобный солнечному свету”, "радуга” и т. д. В Азбуке, по всей вероятности, слово "Ър(а)” стоит в родительном падеже со значением "Сущего”.

Юсь (юс малый) – "свет, старорусское яс”. В современном русском языке корень "яс” сохранился, например, в слове "ясный”.

Ять (яти) – "постичь, иметь”. Ср. изъять, взять и т. д.

Цы, черве, шта Ъра юсъ яти! Расшифровывается как : ” Дерзай, точи, червь, чтобы сущего свет постичь!”

Совокупность приведённых выше фраз и составляет азбучное Послание:

Азъ Буки Веде Глаголь Добро Есте Живите Зело Земля И Иже Како Люди Мыслите Нашь Онъ Покои Рцы Слово Твердо Укъ Фърътъ Херъ Цы Черве Шта Ъра Юсь Яти.

В современном переводе это звучит так:

Вариант первый:

Я знаю буквы: письмо это достояние. Трудитесь усердно,
земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание!
Несите слово убеждённо: знание – дар Божий!
Дерзайте, вникайте, чтобы Сущего свет постичь!

Вариант другой, по моему более правильный:

Аз Буки Веди – Я Бога ведаю. Аз –основа, начало, Я. Я – с меня начинается мой мир. А сейчас Я – последняя буква алфавита. Основа всему – знание Бога и предков своих, то есть родителей, корней своих.

Добро есть Жизнь – только добро создает жизнь.

Живете зело земля. – живите землею, она кормилица наша.

И како люди мыслите – наш он покой. Т.е. как вы, люди, думаете, таков и ваш мир.

Рци слово твердо. Говори слово твердо. Сказал – сделал.

Читайте также: