Россия в эпоху великих реформ доклад

Обновлено: 05.07.2024

Отмена крепостного права 19 февраля 1861 года как важнейший результат крестьянской реформы Александра ІІ. Значение реформаторской деятельности данного императора для современной России. Местные управы - исполнительные органы при земских собраниях.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 09.06.2015
Размер файла 22,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Император Александр 2 родился 29 апреля 1818 г. Будучи сыном Николая 1 и наследником престола получил отличное разностороннее образование. Учителями Александра были Жуковский и боевой офицер Мердер. Заметное влияние на формирование личности Александра 2 оказал и его отец. Александр вступил на престол после смерти Николая 1, в 1855 г. К тому времени он уже имел некоторый опыт управления, поскольку исполнял обязанности государя во время отсутствия отца в столице. В историю этот правитель вошел, как Александр 2 Освободитель.

Внешняя политика Александра 2 была весьма успешна.

Внутренняя политика Александра 2 разительно отличалась от политики Николая 1 и ознаменовалась множеством реформ. Важнейшей из них стала крестьянская реформа Александра 2, по которой в 1861 г., 19 февраля, было отменено крепостное право. Эта реформа вызвала настоятельную необходимость дальнейшего изменения многих российских институтов и повлекла за собой проведение Александром 2 буржуазных реформ. Александр II вошел в историю как царь-реформатор и царь-освободитель. Именно он наконец сделал тот шаг, которого так долго ждали в России, и провел реформу, упразднившую крепостное право. Когда в 1855 году он взошел на престол, страна была в крайне тяжелом состоянии, но через некоторое время многое удалось изменить. Однако, несмотря на все реформы, царствование Александра II было отмечено ростом революционного движения. На императора было совершено несколько покушений, и 1 марта 1881 года он был убит народовольцем Гриневицким.

1. Предпосылки и причины проведения реформ

Россия оставалась феодальной страной дольше любых других развитых государств, кроме того, крепостное право сильно тормозило экономику страны и к началу 19 века уже окончательно изжило себя, так как приносило стране только убытки. Еще с 18 века в стране назревал конфликт между крестьянами и властью, а к середине 19 века он достиг своего пика и грозил перейти в революцию. Для того чтобы этого избежать необходимо было срочно менять государственную систему.

С развитием технологий необходимость в ручном труде отпала и домашние хозяйства приносили все меньше прибыли, а вот на заводах, которые активно начали строиться благодаря индустриализации, не хватало рабочих рук. Этими руками могли бы стать крестьяне, но они не имели права уйти от помещиков, что вызвало волну бунтов. Сами помещики также были недовольны так как крепостное хозяйство теряло свою экономическую привлекательность. Государство с каждым годом получало все меньше денег, а экономика скатывалась в кризис.

В 1859-1861 году крестьянские бунты возникали уже по всей стране и достигли своего пика. Проигранная Крымская война, которая показала полную несостоятельность военной и экономической систем, усугубляла ситуацию - доверие народа к императору и правительству сильно упало. Именно в такой обстановке начались разговоры о необходимости срочно отменить крепостное право и реформировать страну.

В 1855 году на престол взошел император Александр 2, который на одном из своих открытых выступлений перед дворянством заявил о том, что необходимо срочно упразднить крепостничество указом сверху, пока это не сделали сами крестьяне снизу путем революции.

2. Основные реформы Александра ІІ

· Крестьянская реформа. Отмена крепостного права (1861 год);

· Финансовые реформы (с 1863 года);

· Реформа образования (1863 год);

· Городская реформа (1864 год);

· Судебная реформа (1864 год);

· Реформа государственного управления (1870 год);

· Военная реформа (1874 год).

А) Крестьянская реформа. Отмена крепостного права.

Б) Земская реформа.

Для того, чтобы упростить процесс выбора членов совета и сделать его более систематизированным, были созданы курии - особые разряды, на которые делились все граждане, желающие участвовать в выборах. Курии разделялись по имущественному, национальному и другим признакам. Всего существовало три курии: курия уездных землевладельцев, курия городских избирателей и курия от сельских обществ. Основная идея создания подобного разделения была в том, чтобы в органы местного самоуправления могли в равных частях попасть представители всех сословий. К сожалению, на практике все было сложнее.

Формально реформа предполагала, что в выборах мог участвовать человек любого сословия, однако было одно ограничение - право выбора регулировалось имущественным цензом. Благодаря этому, на практике, в местные органы попадали представители высшего дворянского сословия, которые обладали значительным имуществом, а не крестьяне, у которых ничего не было.

Исполнительными органами при земских собраниях были местные управы. Земства и управы, однако, не получили всех тех прав, которые предполагала реформа. На деле они занимались не решением серьезных вопросов, а решением хозяйственных и бытовых дел уездов - строительством дорог, школ, больниц, внешним обустройством, заботой о скоте и так далее. Земства занимались также сбором налогов и средств на местные нужды.

Власть местных органов самоуправления была достаточно ограниченной, они подчинялись губернаторам, министрам и императору, так как дворянство боялось слишком большой самостоятельности регионов. Впрочем, положительный эффект все равно был достигнут и земства стали появляться по всей стране.

В) Военная реформа.

Основная проблема армии заключалась в том, что она требовала слишком много денег на свое содержание, однако на войне себя не окупала. Целью Милютина было создать армию, которая была бы весьма малочисленна в мирное время (и не требовала бы много денег на содержание), но при этом могла быстро мобилизоваться в случае войны. Главное событие всей военной реформы - Манифест о всеобщей воинской повинности. Именно это позволило создать армию нового типа, которая бы не страдала от недостатка солдат, но при этом не требовала огромных денег на содержание. Отменена была рекрутская система, теперь каждый гражданин России в возрасте старше 20 лет, не имеющий судимости, обязан был отслужить в армии. Срок службы в большинстве войск составлял 6 лет. Откупиться от службы в армии или избежать ее другим методом было нельзя, в случае войны все население, прошедшее военную подготовку, мобилизовалось. Однако, прежде, чем вводить всеобщую повинность, необходимо было существенно изменить систему военного управления, чтобы в ней могли служить все категории граждан. В 1864 году Россия была разделена на несколько военных округов, что значительно упрощало управление огромной державой и ее армией. На местах во главе сидели местные министры, которые подчинялись военному министерству в Петербурге. Разделение на округа позволило сложить с военного министра дела, которые не касались всего государства и передать их в ведание округов. Теперь управление было более систематизированным и эффективным, так как каждый военный чиновник имел определенный круг обязанностей на своей территории. После упразднения старой системы управления было проведено полное перевооружение армии. Солдаты получили новое современное оружие, которое могло конкурировать с оружием западных держав. Военные заводы были реконструированы и теперь сами могли производить современное вооружение и технику. Новая армия получила и новые принципы воспитания солдат. Были отменены телесные наказания, солдаты стали более подготовленными и образованными. По всей стране начали открываться военные учебные заведения. Закрепить преобразования могли лишь новые законы, и они были разработаны. Кроме того, появился военный суд и военная прокуратура - это позволило улучшить дисциплину в армии и ввести ответственность офицеров за свои действия. И, наконец, благодаря всеобщей повинности, армия стала более привлекательной для крестьян, которые могли рассчитывать на неплохую военную карьеру.

Г) Судебная реформа.

Целью Александра 2 было создание более совершенного суда, который бы мог работать вдвое эффективнее, принимать более честные и справедливые решения в отношении всех категорий граждан, вне зависимости от их сословия. Устав вводил единую систему судебных учреждений, исходя из формального равенства всех социальных групп перед законом. Судебные заседания проводились с участием заинтересованных сторон, были публичными, и отчёты о них публиковались в печати. Тяжущиеся стороны могли нанимать для защиты адвокатов, имевших юридическое образование и не состоявших на государственной службе. Новое судоустройство отвечало потребностям капиталистического развития, но на нём всё ещё сохранялись отпечатки крепостничества -- для крестьян создавались особые волостные суды, в которых сохранялись телесные наказания. По политическим процессам, даже при оправдательных судебных приговорах, применяли административные репрессии. Политические дела рассматривались без участия присяжных заседателей и т. д. В то время как должностные преступления чиновников оставались неподсудными общим судебным инстанциям.

Однако, по мнению историков-современников, судебная реформа не дала тех результатов, которые от нее ждали. Введенные суды присяжных рассматривали сравнительно небольшое число дел; реальной независимости судей не существовало. Фактически в эпоху Александра II происходил рост полицейского и судебного произвола, то есть нечто противоположное тому, что провозглашалось судебной реформой. Александр II в административном порядке ужесточил судебный приговор - вопреки всем ранее провозглашенным принципам судебной реформы.

Д) Образовательная реформа.

Среди реформ, осуществленных в либеральную Александровскую эпоху, значительное место занимает перестройка российского образования. В 1864 году было принято “Положение о начальных училищах”, утвердившее общедоступность и вне сословность начального образования. Наряду с государственными школами поощрялось открытие земских и частных школ; их деятельность координировалась училищными советами. Основными предметами в начальных училищах были Закон Божий, чтение (в том числе на церковно­славянском языке), письмо, начала арифметики, церковное пение. В качестве основной школы вводились гимназии и прогимназии. Гимназии делились на классические и реальные (преобразованные в 1872 году в реальные училища). Формально гимназии были общедоступными для всех, кто выдержал приемные испытания. Доступ в университеты открывался только для выпускников классических гимназий или для тех, кто сдавал экзамены за курс такой гимназии. Выпускники реальных училищ могли поступать в неуниверситетские высшие учебные заведения. Значительно выросла роль общественности в системе образования (попечительские и педагогические советы). Однако даже в эти годы все учебники для школ утверждались централизованно - в ученом совете Министерства народного просвещения. С начала 70-х гг. централизация еще больше усилилась: это касалось и учебных планов, и программ (они были унифицированы), и выбора учебников. Начальные училища были разделены на двухклассные (сельские) начальные училища и городские училища. Православным общинам было разрешено открывать церковно-приходские школы. К концу XIX века появился еще один тип школ - так называемые коммерческие училища, оплачивавшиеся предпринимателями. Уже в 60-х гг. появились женские училища (до этого девочки учились только в частных пансионах).

3. Итоги и последствия великих реформ Александра II

Многие с восхищением отзывались о начале реформ. Однако правительству приходилось считаться и с настроениями другого рода: среди дворянства оказалось немало противников крестьянской реформы., что, в принципе, легко объяснимо, но широко была распространена и другая точка зрения, согласно которой реформу следовало провести более радикально, чем это делало правительство. Ходили разговоры и о том, что пора бы уже русскому народу обрести собственную конституцию.

4. Значение реформ Александра II для современной России

Освобождение от крепостной зависимости совершенно изменяло уклад жизни на местах, поэтому было сформировано земское и городское самоуправление, которое не удалось искоренить контрреформами. Земства и городское самоуправление являются своеобразными прототипами современных муниципалитетов. Именно в годы реформ с созданием Крестьянского и Дворянских банков начинает активно развиваться банковское дело и система государственного контроля за бюджетом страны. Во второй половине XIX века возникает потребность в усовершенствовании системы образования и просвещения. Большое внимание уделяется качеству школьного, вузовского, а также женского образования. В результате реформ университеты получили возможность развиваться самостоятельно. Это возможность, которую до этого времени они не имели и которая присуща современным тенденциям. Введение суда присяжных и адвокатуры стало шагом, который сблизил Россию с передовыми странами и с современным временем. Правосудие, осуществляемое по сословному признаку, устарело и уже не могло справляться со своими задачами. Теперь, с введением института присяжных заседателей суд поднялся на новый уровень: гласность, состязательность суда, независимость от административных органов власти, равенство всех перед судом. Институт адвокатуры наделил обвиняемых правом на защиту. Что касается военной реформы, то та также оставила свой след в будущем: отменилось телесные наказания, значительно сокращался срок службы, уделялось повышенное внимание физическому воспитанию солдат. Служить в армии стало престижно. Важен и тот факт, что в период реформ и контрреформ начала активно развиваться общественные движения интеллигенции, что позволяет утверждать о том, что народ может, а теперь в современное время имеет право вступать в переговоры и даже споры с правительством. Реформы Александра II провозгласили свободу личности, наделили правами ранее бесправных людей, дали автономию ранее зависимым и подконтрольным учреждениям, способствовали развитию общества и общественной мысли в либеральном и демократическом направлениях. И контрреформы Александра III уже не смогли повернуть в обратном направлении или вовсе свернуть установленный его отцом механизм развития страны.

реформаторский крепостной император

Подобные документы

Причины отмены крепостного права в 1861 г. в период правления императора Александра II. Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы. Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Значение и итоги крестьянской реформы, ее противоречия.

Великие реформы – преобразования в экономической, политической и социальной сферах, проведённые в 1860—1870-х гг. в Российской империи во время царствования императора Александра II (1855-1881 гг.). Особо важными стали крестьянская, земская, городская, судебная, военная, образовательная реформы.

По меткому выражению В.О. Ключевского – “Севастополь ударил по застоявшимся умам”. После позорного поражения в Крымской войне даже такие убеждённые консерваторы как М.П. Погодин принялись критиковать самодержавно-крепостническую систему и предлагать свои варианты реформ.


Отмена крепостного права 1861 г.

Причины реформы

  1. Главной причиной на тот момент была военно-техническая отсталость России, которая основывалась на крепостнической системе.
  2. Крепостное право препятствовало индустриальному развитию страны и всей экономике: отсутствовал рынок рабочей силы.
  3. Царское правительство опасалось новых крупных крестьянских восстаний по типу выступления по предводительством Е.И. Пугачёва.

Подготовка реформы


Чтение манифеста 19 февраля 1861 года. Г.Г. Мясоедов

Для Александра II важным элементом реформы должна была стать инициатива самих дворян. Об этом он намекнул своему другу и Виленскому генерал-губернатору В.Н. Назимову. Помещики в Северо-Западном крае, наблюдая за результатами безземельного освобождения крестьян в Прибалтике, были не против того же самого и у себя. Поэтому вскоре В.Н. Назимов от лица дворян своего генерал-губернаторства обратился к Александру II с прошением о создании комиссии по отмене крепостного права. 20 ноября 1857 г. последовал рескрипт В.Н. Назимову о создании губернских комитетов по выработке проектов предполагаемой реформы. Вскоре были даны рескрипты и другим генерал-губернаторам.

В 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный. В нём была сосредоточена основная работа по выработке положений реформы. В 1859 г. учреждались Редакционные комиссии, где должны были рассматриваться проекты губернских комитетов. Главой Редакционных комиссий стал Я.И. Ростовцев.

Значимую роль в разработке реформы сыграл Н.А. Милютин, который входил в кружок тётки царя – великой княгини Елены Павловны. С правительственной стороны активное участие принимал министр внутренних дел С.С. Ланской.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест “О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей…” и “Положения” – условия освобождения.

“Положения” реформы


Чтение Манифеста. Б. Кустодиев

  1. Крестьяне получали личную свободу и становились независимы от воли помещика. Они получали гражданские права на приобретение имущество, смену сословия, вступления в брак и т.д. Однако стоит отметить, что крестьяне оказались связаны общиной . Сохранялось общинное землепользование, круговая порука при выплате налогов (подушной подати). Выход из общины был крайне затруднён, что сдерживало буржуазное развитие деревни.
  2. Крестьяне освобождались с земельным наделом , который был значительно урезан. Участки, которые были отобраны у крестьян по итогам реформы назывались отрезками. Они составляли около 20% и передавались помещикам. Надел крестьянина был слишком мал для обеспечения семьи, поэтому им приходилось арендовать часть земли у помещиков.
  3. Крестьяне получали личную свободу вместе с землёй за определённую выплату . Так как цена была слишком была большой, то государство выплачивало помещику за наделы и крестьян 80% стоимости. Это деньги считались долговыми. Свои земельные долги крестьяне должны были отдавать государству в течение 49 лет под 6% годовых. Они назывались выкупными платежами (отменены в 1907 г.). Остальные 20% крестьяне платили помещику сами. До окончательной выплаты 20% крестьяне находились в категории “временнобязанных крестьян” и должны бы нести повинности помещику. Определение

Временнообязанные крестьяне – крестьяне, которые получили личную свободу после отмены крепостного права в 1861 г., но не выкупили землю у помещика (20%) и продолжали пользоваться наделом за оброк или барщину. Окончательно крестьян временнообязанное состояние было отменено в 1881 г.

Итоги реформы

  1. Крепостническая система была ликвидирована. Однако реформа стала компромиссом между помещиками и крестьянами и носила половинчатый характер. Так, в период временнобязанного состояния крестьяне хоть и были свободными, продолжали нести те же повинности, что и прежде. Кроме того, недостаточный земельный надел вынуждал некоторых крестьянин арендовать землю у помещика, что вновь напоминало дореформенные отношения.
  2. Реформа хоть и носила буржуазный характер, но сохраняла такие архаические черты, как крестьянская община с круговой порукой, помещичье землевладение.
  3. Из-за естественного прироста населения во второй половине XIX в. возникла новая крестьянская проблема – малоземелье. Она стала наиболее острой на рубеже XIX-XX вв. и так и не была решена царским правительством вплоть до 1917 г.
  4. После реформы произошли ряд восстаний крестьян в Казанский и Пензенской губерниях. Однако то, чего больше всего опасались – крупного выступления – не произошло.
  5. С ликвидацией крепостнической системой в прошлое уходил старый административный строй, основанных на старом сословном строе. Следовательно, крестьянская реформа повлекла за собой дальнейшие изменения в сфере государственного управления, что вылилось в земскую, городскую и судебную реформы.

Земская реформа 1864 г.

Заседание земства в провинции. К.А. Трутовский

Причины реформы . С появлением нового свободного сословия необходимо было внести изменения в местное управление. Также правительство надеялось частично возместить помещикам утрату прежней власти.

Суть реформы . В губерниях и уездах создавались земства – всесословные выборные органы местного самоуправления. Земства были независимы от административной власти, однако губернатор мог отменить их любое решение. В их ведении находились исключительно вопросы местного хозяйственного значения : строительство дорог, школ, больниц, развитие местной промышленности, торговли и т.д.

Выборы в земства были ограничены имущественным цензом, поэтому в земствах преобладали помещики. Тем не менее с разорением дворян, в них стал повышаться удельных вес крестьян и других групп. Выборы происходили по трём куриям: землевладельческой, городской и крестьянской.

Городская реформа 1870 г.

Городская реформа 1870 г. была аналогична земской с той лишь разницей, что изменения происходили в городах.

Создавались всесословные органы городского самоуправления – городские думы. Они решали вопросы благоустройства города : учреждением школ, больниц, развития местной торговли и промышленности, организации городских рынков, установления противопожарных мер и т.д.

Выборы в городские думы были ограничены имущественным цензом. Создавались три выборные курии по принципу выплаты налогов. Преимущество получали крупные налогоплательщики, т.е. крупная буржуазия. Городские думы, как и земства, были независимы от администрации, но находились под их строгим контролем.

Реформы местного самоуправления способствовали развитию местного хозяйства, промышленности и торговли, а также повышению уровню образования и медицины на местах.

Судебная реформа 1864 г.


Преобразование судебной системы носила явный прогрессивный характер. Принципы, которые были введены по “Новым судебным уставам”, остаются актуальными и по сей день.

Так, они предусматривали всесословность суда (равенство всех сословий перед законом), несменяемость судей, независимость их от администрации, гласность (открытость судебных заседаний), состязательность судопроизводства (наличие адвоката и прокурора). Для сложных уголовных судебных вводился институт присяжных заседателей. Присяжным мог стать подданный России в возрасте от 25 до 70 лет с безупречной репутацией, проживавший в данной местности не менее двух лет и владевший недвижимостью на сумму от 2 тыс. рублей.

Создавалась новая система судопроизводства. Высшей судебной инстанцией становился Сенат. В городах и уездах создавались мировые суды, которые рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Окружные суды занимались крупными уголовными и гражданскими делами. Уголовные дела рассматривались вместе с судом присяжных. Апелляции решений окружных судов могли подаваться в судебную палату.

Несмотря на передовой характер реформы, сохранялся ряд пережитков в виде Особых судов: волостной для крестьян, военный – в армии, консистория – для духовенства.

Военная реформа 1861-1874 гг.


Причины . Поражение в Крымской войне показало несостоятельность русской армии, её вооружения и кадрового офицерского состава.

Инициатором и руководителем реформы стал военный министр Д.А. Милютин.

  1. В начале 1860-х гг. началось перевооружение : замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, развитие и совершенствование парового флота.
  2. Расширилась сеть военно-учебных заведений для подготовки офицерского состава. Создавались юнкерские училища и военные гимназии. Вводились новые военные уставы, по которым из армии удалялись муштра и палочная дисциплина.
  3. По указу от 1 января 1874 г. вводилась всеобщая воинская повинность. Она заменяла собой рекрутскую систему комплектования армии и распространялась на всё мужское население, достигшее 20 лет (с 1888 г. – 21). Срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках (+9 лет в запасе) и 7 лет — на флоте (+3 года в запасе). Создавалась система льгот для лиц, имеющих образование, для единственных сыновей и кормильцев в семье.

Реформа образования и печати

  1. В 1864 г. было издано Положение о начальных народных училищах. По нему учебные заведения могли открываться общественными учреждениями и частными лицами. Стали сосуществовать государственные , частные , земские и воскресенские школы.
  2. В том же 1864 г. вышел устав средней школы. Учреждались классические гимназии и реальные гимназии (позднее – училища). В первых делался упор на изучение древних языков и гуманитарных предметов. После окончания классических гимназий учащиеся могли поступить в университет. В реальных училищах учили большее время уделялось естественным и техническим наукам. Их выпускники могли поступить в специальные технические высшие заведения, а не в университеты. В гимназии и училища принимали детей всех сословий, однако плата за обучения была достаточно высокой.
  3. Было положено начало женскому образованию . Открывались женские гимназии, а позднее стали возникать и высшие женские курсы.
  4. В 1863 г. появился новый университетский устав, который предоставлял университетам значительную автономию : самостоятельное избрание ректора, присуждение степеней, выбора учебной программы и т.д.
  5. В 1865 г. были изданы “Временные правила” о печати. Отменялась предварительная цензура для ряда печатных изданий.

“Диктатура сердца” М.Т. Лорис-Меликова

В связи с увеличением террористических актов в конце 1870-х гг. царское правительство отказалось от реформ и начало закручивать гайки и ужесточать режим (на Александра II было совершено всего 6 покушений). Так, в 1879 г. был введён институт временных генерал-губернаторов, которых наделили чрезвычайными полномочиями.


Портрет М.Т. Лорис-Меликова. А.К. Айвазовский

После покушения на императора в Зимнем дворце в 1880 г. Александр II издал указ о создании о Верховной распорядительной комиссии, которую возглавил харьковский генерал-губернатор М.Т. Лорис-Меликов. Учреждённый орган сосредоточил основные нити контроля и управления страной. Одним из важных решений, актуальных до сих пор, стало присоединение III отделения полиции к Министерству внутренних дел. Это позволило более успешно вести борьбу с террористами.

М.Т. Лорис-Меликов считал нужным не просто ужесточить режим, но и заручиться поддержкой некоторых общественных сил. Поэтому он ослабил цензуру и способствовал развитию печати и общественного мнения. В 1881 г. он представил Александру II доклад, основной идеей которого было привлечение выборных представителей земств и городов к принятию законов на высшем уровне. Это также было попыткой заручиться поддержкой общественного мнения. Александр II не успел подписать документ, хотя и одобрил его. 1 марта 1881 г. он был убит террористами народнической организации “Народная воля”.

Подводя итог, стоит сказать, что при Александре II были проведены важнейшие реформы, прозванные впоследствии Великими. Они способствовали прогрессивному внутреннему развитию страны. Завершить преобразования не удалось. Во многом это было связано с деятельностью революционных организаций. Император Александр III (1881-1894 гг.) взошёл на престол при более чем печальных обстоятельствах – гибели своего отца. Этот факт сильно повлиял на характер его правления.



Главные задачи внутренней политики Александра 2:

  • сохранение самодержавия;
  • сохранение привилегий дворянства;
  • обеспечение социальной стабильности, укрепление внутреннего положения благодаря созданию условий для экономического развития;
  • восстановление международного престижа страны, в том числе за счёт проведения преобразований, направленных на преодоление признаков отсталости России.

Реформы 1860-1870-х гг.

Крестьянская реформа

19 февраля 1861 г. Подписание Манифеста об отмене крепостного права.

Причины реформы:

  • Труд крепостных был малопроизводительным.
  • Военно-техническая отсталость России.
  • Осуждение крепостничества всеми слоями общества.
  • Опасение крестьянских выступлений.

Предпосылки реформы:

■ 1857 г. Создан Секретный комитет, который рассматривал проекты реформы.
■ 20 ноября 1857 г. Подписан рескрипт Назимову, допускавший участие помещиков в подготовке реформы.
■ 1858 г. Секретный комитет преобразован в Главный комитет.
■ 1859 г. Создана Редакционная комиссия, которая рассматривала все предложенные проекты для выработки единого закона.

Содержание реформы

  • Крестьяне освобождались с землёй, но она не переходила сразу в их собственность. До выкупа крестьянин считался временно-обязанным и должен был выполнять прежние повинности — барщину и оброк (отменено в 1882—1887 гг.).
  • Размеры надела и суммы выкупа зависели от региона.
  • Допускалось существование отрезков — излишков земли, которые отходили помещику, если дореформенный крестьянский надел превышал пореформенный.
  • Крестьянин выплачивал помещику выкуп (стоимость — выше рыночных цен) за полный надел: около четверти суммы общей стоимости земли он должен был единовременно уплатить хозяину. Остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал её в течение 49 лет под 6 % годовых (выкупные платежи отменены в 1907 г,),
  • Крестьянин мог получить без выкупа 2,5 десятины земли (около 2,7 га).
  • Расположение крестьянских наделов определял помещик, что вызвало появление чересполосицы.

Правовое положение крестьян

■ Гражданские права: личная свобода, независимость от помещика, переход в другие сословия, самостоятельное вступление в брак, свобода выбора рода занятий, защита своих прав в суде.
■ Имущественные права: самостоятельное совершение сделок, приобретение и распоряжение имуществом, занятие торговыми операциями, выбор и ведение промысла.
■ Политические права: участие в выборном местном самоуправлении.

Последствия

  • Формирование рынка рабочей силы.
  • Расширение потребительского рынка.
  • Сохранение полуфеодальных порядков, что тормозило экономическое развитие страны.
  • Условия для либеральных преобразований.
  • Подъём революционно-демократического и либерального движения.
  • Начало модернизации страны.

Остальные реформы

Университетская реформа (1863) — предоставила университетам широкую автономию.

Земская реформа (1864) вводила всесословные выборные органы местного самоуправления — уездные и губернские земства.

Судебная реформа (1864) утвердила бессословность судов, вводила гласность судопроизводства, состязательность судебного процесса, суд присяжных, мировой суд.

Школьная реформа (1864) демократизировала сферу начального и среднего образования, разрешала открытие женских гимназий.

Реформа цензуры (1865) отменяла предварительную цензуру для изданий объемом более 10 печатных листов.

Городская реформа (1870) учреждала всесословные городские думы, органы местного городского управления.

Военная реформа (1874) вводила всеобщую воинскую повинность мужчин с 20 лет, сроки службы: в армии — 6 лет (9 лет в запасе), во флоте — 7 лет (3 года в запасе).

Результаты и значение реформ

Александр II оставил глубокий след в истории России. Ему удалось сделать то, за что не решались взяться другие самодержцы — освободить крестьян от крепостного гнета. Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Изменилась общественная структура общества, государство, право, социально-экономический строй.

Значение реформ состояло в том, что они позволили вывести страну из глубокого экономического и политического кризиса и дали толчок ее капиталистическому развитию без серьезных потрясений и социальных катаклизмов.

Исторический обзор. Изменение правового положения евреев

В конце 1850-х — начале 1860-х гг. вышло также несколько указов, устранявших дискриминацию евреев-военнослужащих: было разрешено награждать их теми же орденами, что и солдат-мусульман (1858), допускать к службе в гвардии (1860), производить в унтер-офицеры на общих основаниях (1861).

В 1865 г. после длительного обсуждения еврейским врачам было разрешено служить во всех учреждениях военного министерства; в 1866 г. их стали принимать на службу по министерству народного просвещения, в 1867 г. — по министерству внутренних дел (за исключением Московской и Петербургской губерний). Тогда же право жительства во всех частях страны получили евреи, отслужившие в армии по рекрутским наборам, и члены их семей; это право сохранялось и за потомками николаевских солдат. В 1868 г. был аннулирован закон, запрещавший евреям Царства Польского селиться в России, а российским — в Царстве Польском. В 1872 г. все евреи, окончившие Петербургский технологический институт, получили право жительства по всей империи. Несмотря на усиление в конце 1870-х гг. антисемитских настроений в правительстве и в обществе, в январе 1879 г. такое же право получили все выпускники высших учебных заведений, а также фармацевты, акушеры и дантисты. 3 апреля 1880 г. был разослан циркуляр министра внутренних дел Л. Макова, предписывавший губернаторам внутренних губерний не выселять незаконно поселившихся в них евреев. Появление этого циркуляра было связано с ожидавшимся пересмотром всех законов о евреях. В то же время в 1880 г. по просьбе местной администрации евреям, за исключением лиц, имеющих ученые степени, и государственных служащих, было запрещено жить в Области Войска Донского и владеть в ней имуществом. В правительственных постановлениях, разрешавших некоторым группам евреев с высшим образованием поступать на государственную службу, не было никаких ограничений в отношении их продвижения по служебной лестнице. С получением чина действительного статского советника евреи на общих основаниях возводились в потомственное дворянство.

В 1864 г. был издан закон, не разрешавший евреям и полякам приобретать продающиеся с торгов казенные и частновладельческие имения в тех же губерниях. Закон от 23 июля 1865 г. запрещал любые формы перехода земли в собственность евреев и поляков, в том числе наследование и дарение. Евреев не включили в число российских граждан, которым в 1864 г. было предоставлено право аренды имений в западных губерниях на льготных условиях. Последнее ограничение вызвало недовольство русских землевладельцев, которые лишились доходов от евреев-арендаторов. Поэтому в 1867 г. было разрешено сдавать евреям в аренду на льготных условиях мельницы и промышленные предприятия, находящиеся в имениях. Законы, запрещавшие или ограничивавшие права евреев в отношении аренды и землепользования, препятствовали нормальной хозяйственной деятельности евреев и христиан, поэтому на практике их часто не соблюдали.

При обсуждении проекта городской реформы многие члены губернских комиссий считали, что евреи не должны составлять более половины гласных городской думы и членов городской управы, а из двух помощников городского головы лишь один может быть евреем. Эти предложения вошли в первоначальный проект Городского уложения, представленный министром внутренних дел П. Валуевым и одобренный Государственным советом. Но в окончательном тексте уложения, утвержденном в 1870 г. по настоянию нового министра внутренних дел А. Тимашева, говорилось, что число евреев в городских думах и управах не должно превышать одной трети общего состава этих органов. Тем не менее Городское уложение расширило права евреев: они получили право участвовать в выборах городского головы; на всех выборах муниципальных органов христиане и евреи образовывали единые курии, что усиливало влияние последних на городские дела.

Новый устав о всеобщей воинской повинности (1874) принес евреям, как и всем жителям империи, значительное облегчение. Был резко сокращен срок действительной службы в армии (по уставу 1874 г. — шесть лет, с 1878 г. — четыре года), вводились льготы для лиц с высшим и средним образованием. В самом тексте устава не содержалось каких-либо статей, дискриминирующих евреев. Но вскоре положение изменилось. В первые годы после введения нового устава некоторые евреи, в первую очередь дети купцов и представители тех слоев населения, на которых раньше не распространялись рекрутские наборы, уклонялись от воинской повинности. Их процент был не выше, чем среди христиан, но по требованию военного министра в отношении евреев были приняты особо строгие меры; для них вводилась система коллективной ответственности: при недоборе еврейских солдат разрешалось призывать на военную службу евреев, имевших льготу первого разряда, то есть единственных сыновей. На еврейские семьи, члены которых не являлись для отбывания воинской повинности, накладывался штраф в 300 рублей; евреев, признанных при медосмотре негодными к службе, должны были заменять только евреи. Для евреев и христиан действовали различные правила медицинского отбора на военную службу; первых брали при меньшем росте и меньшем объеме груди, чем того требовали общие положения.

Стремление к светскому образованию. Зарождение еврейской прессы и общественных организаций

В конце 1870-х — начале 1880-х гг. отношение властей к обучению евреев в русских учебных заведениях начало меняться. В 1875 г. министр народного просвещения распорядился, чтобы начальники всех высших учебных заведений указывали в статистических отчетах точное число евреев. Некоторые попечители учебных округов стали утверждать, что еврейская учащаяся молодежь не поддается влиянию педагогов. Еврейским студентам ставили в вину участие в русском революционном движении. В 1881 г. попечитель Одесского учебного округа П. Лавровский обвинил их в организации беспорядков, которые произошли в 1880 г. в некоторых гимназиях на юге страны, и предложил ограничить прием евреев в общие учебные заведения. Учащихся-евреев обвиняли в том, что они стали проводниками радикальных настроений в русской школе, хотя на самом деле те немногие евреи, которые принимали участие в революционном движении и студенческих беспорядках, находились под влиянием идей, господствовавших в среде русской интеллигенции.

В конце 1870-х гг. основным центром еврейской общественной жизни стал Петербург. Несмотря на то, что в это время антисемитские настроения в правительственных кругах и во всем русском обществе усиливались, среди еврейской интеллигенции Петербурга крепла уверенность в том, что в ближайшем будущем положение евреев в России вновь улучшится, в частности, благодаря их массовому участию в русско-турецкой войне 1877–78 гг., в том числе в составе знаменитой 16-й дивизии генерала М. Скобелева. Эти ожидания не ослабила ни антисемитская позиция, занятая официальными представителями России А. Горчаковым и П. Шуваловым на Берлинском мирном конгрессе (они протестовали против предоставления равноправия евреям в новых государствах на

Роль евреев в развитии экономики России

1860–90-е гг. были для России эпохой бурного железнодорожного строительства. Среди предпринимателей, бравших подряды на прокладку железных дорог, было много евреев. В 1857 г. французскими банкирами братьями Перейра при участии варшавского банкирского дома С. Френкеля было учреждено Главное общество российских железных дорог. Крупнейшими железнодорожными подрядчиками в России были, наряду с Поляковыми, И. Блиох, А. Варшавский (вместе с Л. Фридляндом /1826–99/, предпринимателем и известным библиофилом, он построил в 1870 г. железную дорогу Москва—Брест), варшавский банкир Л. Кроненберг (1849–1910), получивший после принятия христианства баронский титул и ставший членом Государственного Совета (проложил железную дорогу Варшава—Тирасполь). А. Зак в 1877 г. закончил строительство железной дороги Либава—Ромны; организованная им эксплуатация этой железной дороги считалась образцовой. Благодаря железнодорожному строительству, которое гарантировалось и во многом субсидировалось государством, создавались крупные состояния Поляковых, И. Блиоха, А. Варшавского и других. Помимо железнодорожного строительства заметна была роль евреев в развитии других видов транспорта. Гинцбурги основали в 1876 г. общество цепного пароходства по реке Шексне, Г. Поляк создал в 1870 г. пассажирско-грузовое пароходство на Волге. В стремительно развивавшейся сахарной промышленности крупнейшими предпринимателями были Зайцевы и Бродские, в прошлом крупные откупщики. В 1872 г. генерал-губернатор Юго-Западного края сообщал в Петербург, что четверть всех сахарных заводов там принадлежит евреям. Еврейские сахарозаводчики первыми перешли на новые методы производства сахара, организовав выпуск рафинада. Они создали эффективную систему сбыта сахара в России и за границей. Благодаря совершенному ими техническому перевороту, произошли большие изменения в сельском хозяйстве Украины, где появились огромные плантации сахарной свеклы. Однако из-за законодательных ограничений (см. выше) евреи не могли стать их владельцами.

Евреи много сделали для развития российской торговли, как внутренней, так и внешней. Благодаря еврейским промышленникам второй по значению статьей российского экспорта (после хлеба) стал лес. Еврейские коммерсанты резко подняли цены, по которым закупали хлеб у его производителей (помещиков и крестьян), способствуя тем самым подъему сельского хозяйства России. Благодаря созданной в эти годы развитой железнодорожной сети они смогли наладить быструю доставку хлеба от производителей в порты (Херсон, Одессу, Николаев), а оттуда — за границу. Уже в 1878 г. на долю евреев приходилось 60% хлебного экспорта, а в дальнейшем вывоз хлеба осуществлялся почти исключительно евреями.

Крупные еврейские банкиры и промышленники чувствовали себя патриотами России, часто оказывали правительству значительную финансовую помощь. Так, банкирский дом Гинцбургов принял участие во втором военном займе 1878 г., подписавшись на колоссальную по тем временам сумму в десять миллионов рублей.

Отношение русского общества к евреям

Читайте также: