Доклад дефектолога на методическом объединении

Обновлено: 07.07.2024

Дефектолог – это специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Иными словами дефектолог в узком смысле – это коррекционный педагог.

В связи с переходом на новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и качественно иную парадигму образовательного процесса, претерпевает изменения содержательная часть профессиональной деятельности специалиста образовательного учреждения, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья– учителя-дефектолога.

Стандартом учитываются образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагается создание специальных условий в образовательном учреждении для их обучения и развития, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии ребенка. Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики.

Дефектолог выполняет следующие функции:

  • Проводит подробное обследование особенностей развития каждого ребенка, определяет его способности к обучению, организует работу, направленную на максимальную компенсацию и коррекцию недостатков развития детей;
  • Устраняет пробелы в усвоении программного материала по основным предметам
  • Повышает познавательную активность и развивает основные психические процессы у детей (восприятие, внимание, память, мышление и др.);
  • Развивает коммуникативную деятельность детей.

Использование кинезиологических упражнений в работе учителя-дефектолога.

Кинезиология имеет огромные потенциал для развития познавательных процессов у детей. С помощью простых упражнений можно незаметно для ребенка развивать его мышление, память, воображение, речь и т.д. Это имеет важное значение в работе с детьми, имеющими ОВ .

Развивающее занятие в младшей группе "Матрешки"

Презентация "Дикие животные"

Презентация "Дикие животные" разработана для коррекционно-логопедического занятия по развитию для детей старшего дошкольного возраста. .

ВложениеРазмер
m.o._integratsiya.doc 305 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на методическом объединении учителей-логопедов и дефектологов Ленинского района

Тема: «Интеграция образовательных областей

учитель-логопед Козырева А.А.

  1. Принцип интеграции образовательных областей – основополагающий принцип, установленный Федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ФГТ).

Развитие современного общества предъявляет новые требования ко всем образовательным учреждениям, к организации воспитательного, образовательного процессов, к выбору и обоснованию содержания основных, дополнительных программ, к результатам и эффективности их применения.

II Основополагающий принц,

установленный Федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования

– принцип интеграции образовательных областей

Чем младше ребенок, тем менее дифференцированно его развитие. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.

Интеграция – это объединение в целое каких-либо частей

или элементов в процессе развития.

Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом во время непосредственно образовательной деятельности педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития в зависимости от возрастных возможностей и особенностей воспитанника. Интегрированная образовательная деятельность дают ребенку достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не только на усвоение отдельных знаний, сколько на развитие образного мышления. Дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

Планирование должно основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин:

  1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленной на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
  2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих детей, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
  3. Форма проведения непосредственно организованной образовательной деятельности нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течении занятия поддерживает внимание детей на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
  4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.
  5. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности детей, для занятий физическими упражнениями.
  6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

Структура образовательного процесса

Образовательная деятельность осуществляется:

  • в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, музыкально-художественной, чтение, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной;
  • в ходе режимных моментов;
  • в самостоятельной деятельности детей;
  • в процессе взаимодействия с семьями детей.

III Интеграция образовательных областей

с другими образовательными областями программы

Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

  • развитие игровой деятельности;
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Работа по освоению первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений осуществляется следующим образом:

  • в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;
  • в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;
  • в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, в которых воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;
  • в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.

Модель образовательного процесса

Непосредственно образовательная деятельность

в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

с семьями воспитанников

  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Беседы;
  • Организованная образовательная деятельность;
  • Чтение художественной литературы;
  • Наблюдения;
  • Беседы;
  • Экскурсии;
  • Заполение страницы портфолио;
  • Презентация достижений ребенка
  • Сжетно-ролевые игры на прогулке;
  • Беседы;
  • Разрешение проблемных ситуаций;
  • Чтение художественной литературы;
  • Поручения;
  • Дежурства;
  • Формирование навыков самообслужи-вания;
  • Формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Индиви-дуальные игры;
  • Совмест-ные игры;
  • Все виды самостоя-тельной деятель-ности, предпола-гающие общение со сверстни-ками;
  • Рассматри-вание портфо-

с интерес-ным человеком;

Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы

в разных формах работы с детьми

Самостоятельные игры детей

Просмотр и обсуждение видеофильмов направленных на формирование патриотических чувств

Работа с родителями по освоению детьми первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений

Изготовление необходимых атрибутов и декораций для театрализованных игр, театрализованные игры (бибабо, пальчиковый, баночный, кукольный и т.д.)

Дидактические игры на формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности

«. в специальных образовательных учреждениях является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями в развитии и имеет отличие от предметно-развивающей среды дошкольных образовательных учреждений общего вида.

Основываясь на разработках данных авторов, а так же В.В. Нищевой, Т.Н. Дороновой, Н.А. Коротковой, В.А. Петровского, Л.М. Клариной и др. отмечаем, что на результативность формирования качества деятельности в разных образовательных областях влияет правильно организованная развивающая среда, в которой самостоятельно или с помощью взрослого действуют дети.

Структура педагогического блока дошкольного учреждения:

Структура коррекционно-развивающей среда группы:

  • двигательный центр
  • сенсомоторный
  • игровой
  • социально-трудовой
  • искусства
  • ознакомления с окружающим и развития речи
  • развития элементарных математических представлений
  • конструктивных и строительных игр
  • экологический и опытническая лаборатория
  • активизацию всего чувственного аппарата ребенка для познания окружающего мира и успешной социализации в нем через игровые виды деятельности;
  • стимулирование коммуникативно-речевой, познавательной, эстетической деятельности детей;
  • комфорт и эмоциональное благополучие детей;
  • формирование представления о важности безопасного поведения – осознание соблюдения необходимых норм и правил в общественных местах, на улице и в транспорте, при действиях с травмоопасными предметами;
  • развитие представлений о поступках людей (великих, известных) как примерах возможностей человека;
  • развитие этически ценных форм, способов поведения и отношений с людьми: коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтов.

Может содержать следующие примерные блоки:

  • Центры ознакомления с окружающим и развития речи, сюжетно-ролевых игр, игры и игрушки, двигательные, истории семьи, родного города, столицы страны, России, безопасности, труда, краеведения, экологии, компьютерный, лекотека коррекционных игр и игрушек, библиотека, центр видео, фоно, аудиокотеки, этикета. релаксации и др.
  • Музеи говорящих вещей, истории вещей, народного костюма, природы, русской избы, кукол и др.

своеобразие подбора предметной атрибутики, игрушек, дидактических материалов обусловлено первичным дефектом, степенью его выраженности и характером вторичных отклонений, особенностями контактирования детей со средой, характером коммуникативных возможностей и способностей.

Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач:

  • сенсорное развитие;
  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

сенсорное развитие, в процессе которого у детей развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи.

Развитие познавательно исследовательской и конструктивной деятельности направлено на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, крупной моторики, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации для подготовки к овладению навыками письма; развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств ориентироваться во времени и пространстве.

Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы

осуществляется во всех формах совместной деятельности взрослого

и детей с учетом интеграции образовательных областей (непосредственно образовательная деятельность – групповая, подгрупповая, индивидуальная; образовательная деятельность в режимных моментах).

в основных формах работы с детьми

Решение проблемных ситуаций

Работа с схемами .

Рассматривание иллюстраций, альбомов, книг

Настольно-печатные, дидактические игры

Чтение книг, просмотр познавательных программ, развивающая, коррекционная работа посредством компьютера

Предметно-развивающая среда образовательной области

Центры развития познавательной активности детей в групповых помещениях

Познавательно-речевое направление развития детей

интегрируется с образовательными областями:

  • содержать достаточное количество материалов для исследования и игры;
  • иметь индивидуальный подход к содержанию – в зависимости от проблем и продвижений ребенка в развитии, возрастных, особенностей, особенностей, связанных с полом ребенка;
  • предоставлять ребенку самостоятельно сделать выбор.

Стимулирование и развитие познавательной активности ребенка:

  • развитие системы элементарных математических, экологических, естественно-научных представлений, физических, коммуникативных, художественно-эстетических навыков;
  • формирование элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка;
  • развитие чувства прекрасного к природным объектам и явления через восприятие музыки, произведения художественно-литературного творчества;
  • приобщение к чтению познавательной и художественной литературы;
  • развитие умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а так же навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
  • формирование трудовых и безопасных навыков по уходу за растениями;
  • формирование у детей представлений о сенсорных эталонах объектов природного и социального окружения;
  • формирование стремления к освоению нового (получение информации из энциклопедий, справочной литературы);
  • воспитание стремления к соучастию в деятельности взрослых и защите природных объектов и сохранению качества окружающей среды;
  • заботе о ближайшем природном окружении

В разных группах наборы центров могут быть различными, однако прослеживается наличие основных:

При этом ставились задачи:

  1. Повысить качество образования учащихся с ОВЗ.
  2. Освоить требования ФГОС для работы с детьми с ОВЗ.
  3. Всесторонне использовать научно-исследовательскую и творческую работу в разных возрастных группах школьников, с принятием участия в школьных, районных и других предметных олимпиадах.
  4. Использовать на уроках новые информационные и компьютерные технологии.

На высшую квалификационную категорию в 2019-2020 учебном году аттестовались учителя: Самсонова Наталья Евгеньевна; Семенова Юлия Викторовна; Юрова Светлана Юрьевна.

В следующем 2020-2021 учебном году планируют аттестоваться на первую квалификационную категорию Демочкина Вера Сергеевна, Романенко Ирина Михайловна, Смирнова Юлия Сергеевна.

Повышая свою квалификацию, учителя в течение всего учебного года, активно посещали курсы, семинары, проходили тестирования, помещали свои публикации на профильные сайты.

В течение учебного года учитель Демочкина Вера Сергеевна прошла курсы повышения квалификации по теме: Дополнительное образование в социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ в количестве 72 часов (Международный центр образования г. Москва); «Применение развивающих игр в деятельности специалиста (психолога, социального педагога, логопеда, дефектолога) в количестве 72 часов (Международный центр образования г. Москва.

Также учитель в течение учебного года принимала активное участие в дистанционных вебинарах на сайте«Профессиональный клуб "Лого-Эксперт":

Божкова Елена Анатольевна прошла курсы по повышению квалификации:

С 28.09.2019г. по 8.10.2019.г Подготовительный курс РЖЯ 1+ ко II уровню обучения русского жестового языка (9 часов) в Центре образования глухих и жестового языка им. Зайцевой.

С 30.09.2019г.- 26.12.2019г. Учебный курс русского жестового языка II уровня обучения русского жестового языка с оценкой (хорошо) в Центре образования глухих и жестового языка им. Зайцевой (72часа).

С 4.12.2019г.-29.12.2019г. Дистанционный оn-line курс в Коррекционно-логопедическом центре Марии Черняк по теме: Коррекционные занятия с детьми. Формирование учебного поведения.

С 22.01.2020г-16.02.2020г. Дистанционный оn-line курс в Коррекционно-логопедическом центре Марии Черняк по теме: Запуск речи и коррекция алалии.

Божкова Е.А. приняла участие в вебинарах:

Также учитель поместил публикации:

В течение учебного года было проведено 7 заседаний методических объединений, на которых заслушивались доклады с темами по самообразованию учителей; обсуждались открытые уроки и мероприятия; подводились итоги триместров и учебного года в целом.
На заседаниях были рассмотрены следующие вопросы:

- обсуждение и утверждение УМК;

- методические рекомендации по составлению СИПР;

- использование в образовательном процессе современных технологий;

- структура современного урока в соответствии с ФГОС;

- итоги мониторинга здоровья;

- итоги диагностических исследований уровня качества образования;

- анализ открытых уроков;

- анализ тем по самообразованию.

1. Тема, задачи работы МО на новый 2019/2020 учебный год.
2. Ознакомление учителей с планом работы МО в новом учебном году и его утверждение.
3. Рассмотрение рабочих программ на 2019/2020 учебный год, УМК и их утверждение.
4. Составление и утверждение графика открытых уроков, мероприятий и предметных недель.

1. Выступления с докладами
Юрова Светлана Юрьевна
Романенко Ирина Михайловна
Смирнова Юлия Сергеевна
2.Утверждение УМК на следующий учебный год

1. Подведение итогов успеваемости за III триместр
2. Выступления с докладами
Краснокутская Елена Ивановна
Лепская Елена Владимировна
Демочкина Вера Сергеевна
3. Обмен мнениями по теме.
4. Анализ работы МО за прошедший 2019/2020 учебный год
5. Задачи на новый учебный год.


В течение учебного года учителя работали над темами по самообразованию:

Фамилия, имя, отчество учителя

Тема по самообразованию

Юрова Светлана Юрьевна

Романенко Ирина Михайловна

Смирнова Юлия Сергеевна

Самсонова Наталья Евгеньевна

Куликова Лада Алексеевна

Иванова Марина Михайловна

Бортко Ольга Анатольевна

Огерян Светлана Анатольевна

Семенова Юлия Викторовна

Божкова Елена Анатольевна

Волкова Елена Александровна

Сафиулина Наталья Сергеевна

Вошина Наталья Евгеньевна

Савельева Татьяна Владимировна

Сазонова Ольга Владимировна

Мочалова Яна Александровна

Краснокутская Елена Ивановна

Лепская Елена Владимировна

"Использование современного метода работы (Войта-терапии) в работе с детьми, имеющими нарушения ЦНС в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ "

Демочкина Вера Сергеевна

В течение учебного года учителями были проведены открытые уроки:

Доклад на заседании МО

Одной из важных задач учителя-дефектолога является обеспечение оптимальных коррекционно-развивающих, здоровьесберегающих условий для успешного образования, реабилитации и социализации умственно отсталых детей с двигательными нарушениями.

В начале учебного года в нашей школе проводится комплексное исследование учебно-познавательной деятельности, степени сформированности знаний, умений, навыков в объеме учебной программы по основным предметам, изучение сенсомоторных, двигательных, речевых особенностей и возможностей ребенка.

Также диагностический блок включает в себя упражнения и задания, с помощью которого можно зафиксировать актуальный уровень развития определенных психических функций ребенка, выявить зону его ближайшего развития.

Вся дальнейшая коррекционно-педагогическая работа направлена на последовательное развитие познавательной деятельности, на коррекцию нарушений высших психических функций, двигательных, речевых нарушений, воспитание устойчивых форм поведения и деятельности.

Необходимо помнить, что каждое нарушение, вызванное церебральным параличом, преодолевается постепенно, иногда в течение многих лет . Нужно относиться к ребенку с ДЦП с бесконечным терпением, с большим оптимизмом, верой и любовью.

Разрабатывается индивидуальный маршрут сопровождения и реализуется коррекционно-развивающая программа. Используется системный подход к коррекционно-педагогической работе с учетом двигательных, речевых и психических нарушений.

Общие направления коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога с Плаксиным Никитой:

- формирование общеучебных (универсальных) умений и навыков;

-социально-личностное развитие (формирование необходимых жизненных компетенций);

- последовательное развитие познавательной деятельности и ее коррекция;

- коррекция нарушений высших психических функций;

- развитие речи и коррекция речевых нарушений;

- развитие мелкой моторики и координации движений;

- воспитание устойчивых форм поведения и деятельности, необходимых для социальной адаптации;

Коррекционно-развивающие занятия имеют гибкую структуру, которая разработана с учетом возрастных особенностей и степени выраженности дефекта. В процессе занятия усвоение учебного материала параллельно формирует коммуникативные качества, обогащает эмоциональный опыт, активизирует мышление, формирует личностную ориентацию ребенка.

Во время занятий соблюдается охранительный режим:

- подбор комфортной позы для выполнения письменных и устных работ;

- организация минутки отдыха с использованием релаксационных упражнений, упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата, упражнений для глаз и др.;
- регулирование степени утомляемости ребенка за счет планирования порядка предъявления заданий по степени сложности;

- выбор оптимального темпа работы в соответствии с личностными особенностями ребенка;
- использование разнообразных дидактических, наглядных и игровых материалов.

Большую роль в реабилитации детей с ДЦП играет организация здоровьесберегающего процесса обучения, проведение коррекционно-оздоровительной работы. Планирую в дальнейшем изучить и начать применять следующие здоровьесберегающие технологии:

1.Кинезотерапия (лечение движением) - профилактика, коррекция речевых и личностных нарушений, с опорой на компенсаторные возможности ребенка при межполушарной дисфункции. Применяются упражнения на формирование зрительно-двигательных координаций, пространственных представлений, на развитие мелких движений рук.

2.Дыхательная гимнастика – действенный метод кинезотерапии,

нормализует нейродинамические процессы коры головного мозга, способствует постановке диафрагмально-речевого дыхания. Применяется дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой, которая способствует насыщению организма кислородом, улучшает обменные процессы и психоэмоциональное состояние.

3. Сказкотерапия. Применяются на занятиях коррекционно-

развивающие упражнения по содержанию сказки, дидактические и развивающие игры. Сказкотерапия активизирует у детей с ДЦП зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие; развивает память, внимание, способствует; развитию речи; учит ребенка навыкам социокультурного пространства.

3. Коррекция зрения. Выполняем с детьми оздоровительный комплекс

упражнений – гимнастику для глаз: специальные упражнения для расслабления глаз, упражнения по профилактике близорукости.

На сегодняшний день из здоровьесберегающих технологий применяются:

Профилактический массаж . Во время минуток отдыха проводится

массаж рук колючими шариками, специальными мячами, шишками который способствует расслаблению гипертонуса, снятию повышенной возбудимости речевых центров.

Коррекционно-педагогическая деятельность также включает действия по формированию личности Никитки с опорой на его положительные качества, формированию социально значимых жизненных компетенций.

С целью развития коммуникативных умений и навыков,планирую в дальнейшем активно привлекать их(маму и сына) к участию на различных конкурсах, выставках.

С целью повышения эффективности коррекционной работы обращаю большое внимание на сотрудничество с родителями, включение их в коррекционно-образовательный процесс, веду консультативную дефектологическую поддержку в вопросах образования детей с ДЦП, поясняю суть заданий и упражнений и поясняю как и для чего выполнять домашние задания дефектолога.

В течение учебного года ведется динамическое наблюдение за развитием обучающегося. Проводится системный анализ личностного и познавательного развития, корректировка планирования коррекционно-развивающих занятий с учетом достижений обучающегося.

В результате системной, кропотливой коррекционно-развивающей работы планируется положительная динамика в формировании общеучебных умений и навыков, в развитии учебно-познавательной деятельности, речевых, двигательных функций ребенка.

Коррекционно-педагогическая работа учителя-дефектолога способствует успешной реабилитации, полноценному личностному развитию, в социальном становлении детей с двигательными нарушениями.

Годовая тема работы методического объединения учителей-дефектологов:

Цель: повышение методической грамотности учителей-дефектологов в свете современных требований, создание условий для совершенствования их профессиональной деятельности и раскрытия творческого потенциала

использовать в работе рекомендации, данные в инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь к началу учебного года по специальному образованию;

совершенствовать коррекционные занятия по развитию эмоционально-волевой сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

повышать методическую грамотность учителей-дефектологов по формированию у учащихся с нарушением интеллекта коммуникативных умений;

расширить знания педагогов по развитию познавательной активности учащихся на коррекционных занятиях;

развивать творческое отношение учителей –дефектологов к использованию коррекционно-образовательных и информационных технологий

Состав методического объединения учителей-дефектологов

учитель начальных классов

заместитель директора по учебной работе

Волкова Тамара Анастасьевна

учитель социально-бытовой ориентировки

Шабунь Оксана Николаевна

учитель начальных классов

учитель белорусского языка

Николаевич Александр Иванович

заместитель директора по воспитатель-ной работе

Голод Вероника Анатольевна

учитель начальных классов

учитель начальных классов

Основные направления работы методического объединения:

1. Диагностическая работа.

2. Коррекционно-развивающая работа.

3. Консультативная работа.

4. Информационно-просветительская работа.

Основные формы работы методического объединения:

2. Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования.

3. Методические выставки.

4. Участие в методическом объединении учителей-дефектологов района.

5. Семинары- практикумы

6. Открытые занятия

7.Взаимопосещения коррекционных занятий.

8.Отчёты о коррекционной работе

9.Изучение положительного педагогического опыта

11. Организация самообразовательной работы каждого педагога.

12. Обмен опытом.

14. Работа с родителями и другими законными представителями учащихся

15. Анкетирование педагогов

Цель: изучение нормативно-правовой документации и инструктивно-методических писем к началу нового учебного года

Задачи:

изучить инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь по специальному образованию к началу нового учебного года, выделив задачи коррекционной работы;

обсудить проект плана работы методического объединения учителей-дефектологов на 2021/2022 учебный год, внести в него коррективы;

дать рекомендации по календарно-тематическому планированию коррекционной работы4

организовать работу педагогов по качественному оформлению документации;

Форма проведения: инструктивно-методическое совещание

Крепская О.А., руководитель МО

3. Использование психологических игр на коррекционных занятиях

1. Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий в 2021/2022 учебном году

Ковальчук М.В., заместитель директора по учебной работе

2. Основная документация учителя-дефектолога в свете современных требований

Крепская О.А., руководитель МО

Цель: расширение знаний учителей-дефектологов по развитию эмоционально-волевой сферы у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, определение задач в данном направлении

показать значимость коррекционной работы по формированию у учащихся с интеллектуальной недостаточностью эмоционально-волевой сферы;

определить задачи коррекционной работы в данном направлении по ключевым компетенциям;

1. Значение коррекционных занятий по развитию эмоциональной сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью

1. Дидактические игры по развитию умения различать эмоции

2. О программе коррекционных занятий "Развитие эмоционально-волевой сферы" для 1-5 классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью (проект)

Цель: определение системы работы учителей-дефектологов по формированию коммуникативных умений у учащихся с нарушением интеллекта при проведении коррекционных занятий

выявить этапы работы по формированию коммуникативных умений у учащихся с нарушением интеллекта;

дать рекомендации педагогам по использованию системы ритмических упражнений для развития лексической стороны речи учащихся с лёгкой интеллектуальной недостаточностью;

показать значимость приёма моделирования и использования наглядности как средств становления связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью;

ознакомить педагогов с приёмами формирования умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы

Форма проведения: семинар-практикум

1. Этапы работы по формированию коммуникативных умений у учащихся с нарушением интеллекта Крепская О.А.

2. Использование системы ритмических упражнений по развитию лексической стороны речи учащихся с лёгкой интеллектуальной недостаточностью Голод В.А.

3.Работа учителя-дефектолога с неговорящими детьми с умеренной интеллектуальной недостаточностью Черкас О.В.

4. Моделирование и наглядность как средство становления связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью Лихута Ю.Д.

5. Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы Шабунь О.Н.

1.Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на основе дидактических игр, созданных своими руками Бендь И.А.

2. Задания по формированию речекоммуникативных умений у учащихся на коррекционных занятиях Волкова Т.А.

Цель: повышение методического уровня учителей-дефектологов в проведении коррекционных занятий

познакомить педагогов с играми по формированию элементов логического мышления у учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

активизировать работу учителя-дефектолога по развитию и коррекции внимания учащихся с нарушением интеллекта;

обменяться опытом работы по развитию зрительного восприятия у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

проанализировать работу кабинета как эффективную модель организации коррекционной работы

Форма проведения: методический ринг

1. Формирование элементов логического мышления у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

2.Работа учителя-дефектолога по развитию и коррекции внимания

учащихся с нарушением интеллекта

3. Алгоритмизация коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности

4.Развитие зрительного восприятия у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

1. Применение метода сказкотерапии в коррекционной работе

Лихута Ю.Д. 2. Коррекционные занятия по географии во вспомогательной школе (практические рекомендации)

3. Кабинет коррекционной работы как эффективная модель организации коррекционной работы

Цель: выявление методических затруднений педагогов путём проведения анкетирования и анализа эффективности работы МО, определение основных направлений работы МО на 2022/2023 учебный год.

проанализировать результаты работы каждого учителя-дефектолога;

заслушать отчеты о коррекционной работе;

наметить основные направления работы методического объединения учителей-дефектологов на 2022/2023 учебный год

Форма проведения: методический диалог

1.Анализ работы методического объединения учителей –дефектологов за 2021/2022 учебный год

Крепская О.А., руководитель методического объединения

2.Отчеты учителей-дефектологов о коррекционной работе

3. Основные направления работы методического объединения учителей-дефектологов на 2022/2023 учебный год

Крепская О.А., руководитель методического объединения

Ковальчук М.В., заместитель директора по учебной работе

2. Пополнение методической копилки кабинета : выставка планов-конспектов и технологических карт коррекционных занятий

Читайте также: