Доклад модель выпускника школы

Обновлено: 12.06.2024

Модель (от латинского modulus – некоторая мера, образец) в широком смысле слова – мысленный или условный образ какого-либо объекта, процесса или явления.
Модель личности выпускника представляет собой систему основных ценностных параметров, характеризующих качество образования и применяемых в качестве школьных норм образованности и воспитанности.
Актуальность проектирования новой модели образовательного пространства, особенно в старшей школе, обусловлена необходимостью пересмотра содержания образования и принципов организации учебно-воспитательного процесса в силу изменения внешней социальной и образовательной ситуации.

Оценить 3994 0

Заместитель директора по УВР

Ощепкова Елена Сергеевна

Педсовет по теме:

Модель (от латинского modulus – некоторая мера, образец) в широком смысле слова – мысленный или условный образ какого-либо объекта, процесса или явления.

Модель личности выпускника представляет собой систему основных ценностных параметров, характеризующих качество образования и применяемых в качестве школьных норм образованности и воспитанности.

Актуальность проектирования новой модели образовательного пространства, особенно в старшей школе, обусловлена необходимостью пересмотра содержания образования и принципов организации учебно-воспитательного процесса в силу изменения внешней социальной и образовательной ситуации.

Современная социально-экономическая ситуация в России делает актуальными особые характеристики современного выпускника. Среди таковых можно назвать образовательную мобильность, способность к инновационной организации деятельности, способность к мобилизации ресурсов для реализации образовательных и профессиональных целей, способность к самостоятельной постановке и реализации жизненных и профессиональных задач, способность к выстраиванию продуктивной коммуникации с людьми, разными по статусу и профессиональной принадлежности.

Цель: спроектировать модель современного выпускника школы глазами учителей, родителей, учащихся на основании компетентного похода. Внести эти модели в программу развития школы.

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:

Сроки: май 2015 г Ответственный: Зам. Директора по УВР

Создать условия для построения индивидуальной образовательной траектории каждого ученика в старшей школе

Сроки: январь – май 2015 г Ответственный: Зам. Директора по УВР, ВР, психолог, классные руководители

В рамках имеющихся программ сделать акцент на практическую направленность обучения (внедрение новых педагогических технологий, использование ролевых игр, экскурсий, семинаров и т.п.)

Сроки: в течении года Ответственный: Классные руководители

Создать условия для проявления поисковой деятельности и творческой активности учащихся ( проектные работы, экспериментальные площадки и т.д.)

Сроки: в течении года Ответственный: Зам. Директора по УВР, ВР, председатели МО, классные руководители

План подготовки педсовета

Изучение научно – методической литературы, наблюдение за учениками.

(Срок:сентябрь – ноябрь; Ответственный: заместитель директора по УВР)

Анкетирование педагогов, родителей, учащихся 10 -11 классов (Срок:октябрь; Ответственный: заместитель директора по ВР, психолог)

Проведение мониторинга уровня воспитанности учащихся 10 – 11 классов.

(Срок:октябрь; Ответственный: заместитель директора по ВР, психолог)

Подготовить материал для практической работы в группах (учителя, родители, учащиеся). (Срок: ноябрь; Ответственный: психолог, заместитель директора по УВР)

Спроектировать модель современного выпускника школы.

(Срок:май; Ответственный: Зам. Директора по УВР, ВР, председатели МО, классные руководители)

БЛОК 3. ТЕЗИСЫ

Ход педсовета

Современный выпускник, какой он?!

Современная школа, глазами современного выпускника.

Результаты анкетирования педагогов, родителей, учащихся 10 -11 классов.

Результаты мониторинга уровня воспитанности учащихся.

Создание условий модели выпускника современной школы.

Работа в группах.

Формируется 3 рабочие группы, каждая из которых получает задание:

- выработайте позицию по данному вопросу;

- используя представленную вам методическую литературу, защитите вашу позицию

Вопросы, представленные для работы, сформулированы так:

1. Назовите пять качеств личности, которые должны формироваться в результате процесса обучения и воспитания в школе.

2. Назовите семь качеств личности наших реальных выпускников.

3. Назовите качества личности, которые помогут выпускникам стать успешными в современном обществе.

4. Почему существуют различия между этими группами качеств и КАК совместить эти качества? Различия существуют, потому что:

5. Что же необходимо сделать, чтобы улучшить процесс обучения и воспитания в школе?

(выступление представителей групп )

Образованность, самоуверенность, честолюбие, напористость, коммуникабельность.

Карьеризм, самоуверенность, наглость, коммуникабельность, напористость, образованность, напористость.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выступление Зам.директора по воспитательной

Современный выпускник! Какой он?!

Каждый год маленькие первоклашки приходят в школу и все мы, умиляясь, наблюдаем за тем, как неловко они держат шары и букеты, сгибаются под тяжестью больших портфелей. Они приходят на первый урок, и учитель сразу видит, что в каждом из них есть маленькая личность, которая через десять лет трансформируется в зрелую личность - современного выпускника.

Что оказывает влияние на эту личность?

Ребенок растет в семье и традиции и взгляды семьи прежде всего оказывают влияние на формирование личности; дети смотрят телевизор, общаются со сверстниками и общая социально – экономическая обстановка серьезно влияют на будущего выпускника.

И только потом – школа! В школе ребенок проводит 1/3 своего времени в течение десяти лет! Именно в то время, когда происходит становление личности!

Давайте, для начала, попробуем назвать

пять качеств личности, которые должны формироваться в результате процесса обучения и воспитания в школу .

Образованность, самоуверенность, честолюбие, напористость, коммуникабельность.

А теперь давайте попробуем назвать

семь качеств личности наших реальных выпускников

Образованность

Самоуверенность

Честолюбие

Напористость

Наглость ( ПОРОЮ )

-Карьеризм

И пока, не обсуждая результатов, назовем

качества личности, которые помогут выпускникам стать успешными в современном обществе:

Карьеризм

Самоуверенность

Наглость

Коммуникабельность

Напористость

Я задала такие же вопросы нашим выпускникам, результаты оказались следующими:

Образованность ( в узких областях )

Работоспособность

Дисциплинированность

Работоспособность

Творческий подход к делу

Уверенность в себе

Дисциплинированность

Мы видим, что во всех трех колонках присутствуют такие качества, как:

образованность, работоспособность, дисциплинированность, но рейтинги их различается; коммуникабельность , по мнению выпускников, необходима им в дальнейшей жизни и должна воспитываться в школе, но не присутствует среди качеств, которыми они (выпускники) обладают в действительности.

Какие же выводы напрашиваются из полученного анализа:

Почему существуют различия между этими группами качеств и как совместить эти качества?

Различия существуют, потому что:

Идеальных людей не бывает, как и людей, которые должны воспитывать в нас эти качества;

Реальность и идеал – это разные вещи, но это не значит, что к идеалу не стоит стремиться;

Цель, реальность и будущность - это разные вещи и не нужно стремиться их совместить;

Школа не может воспитать всех одинаково, все люди разные сами по себе;

Различий среди этих качеств нет, и не должно быть, человек сам должен уметь воспитывать в себе нужные качества, а школа лишь помогает ему в этом;

Школа должна стремиться развить положительные качества, а ученик уже сам выберет то, что ему необходимо в жизни;

Порой не хватает талантливых учителей;

Необходимо больше внеклассных мероприятий совместно с родителями и учителями, чтобы лучше человеческие качества узнать друг друга;

Больше уроков в форме ролевых игр;

В старших классах ученик сам должен выбирать наиболее интересные и нужные ему предметы,

Ввести больше разнообразных спецкурсов;

Давать на уроках больше жизненно-важных и практических навыков;

Ученик должен иметь возможность высказывать свою точку зрения;

Учитель должен видеть в ученике, прежде всего человека, и воспитывать личным примером;

Таким образом, мы видим, что ученики хотят быть более самостоятельными, но при этом им необходимо сотрудничество учителей, им важнее получить практические навыки и самим выбирать предметы для изучения, и очень важно для них общение, так как по опросам учащихся большинство из них именно за этим ходят в школу.

Ответы родителей на ЭТИ же вопросы сложно назвать объективными, по их мнению, в школе все прекрасно

Какой должна быть современная школа, чтобы воспитать современного выпускника? Это вопрос более сложный.

Этот вопрос был задан слушателям института повышения квалификации работникам образования.

Развитое мышление и интеллект, (а не память).

Ученик должен уметь добывать знания. В современном обществе, в век информационных технологий и возрастающих потоков информации, это очень важное умение.

Большой объем не усваиваемой информации, обучение множеству различных дисциплин, которые пригодятся в будущем только на 50%. Учитель учит тому, что знает сам, независимо от того, является ли это актуальным. Учит тому, чего уже нет. Знания оторваны от деятельности. Оценки – главнее всего.

Обучение не собственно предмету, а основным умениям, которые помогут ученику получить нужные знания в будущем. Нужно учить находить нужную информацию и умело ее использовать, а не давать готовый материал. Развитие самостоятельности. Сохранение здоровья.

Крайняя недостаточность аудио и, особенно, визуальной информации гуманитарного плана. Имеющиеся фильмы безнадежно устарели, а на новое, как правило, нет денег.

Человек должен свободно или, как минимум, уверенно ориентироваться в процессах, происходящих в обществе. Для этого ему нужна альтернативная информация из разных источников. Это даст ему возможность осознанно принимать ответственные решения.

Выпускник, владеющий суммой знаний.

Творчески развитая личность, способная адаптироваться в условиях рынка. Современный выпускник должен быть активным, самостоятельным, умеющим выходить из трудных жизненных ситуаций.

Перегрузка учащихся: ученику не хватает времени для работы с дополнительными источниками информации, включая компьютер.

Физически здоровая личность, обладающая прочными знаниями.

Ответы учителей из разных регионов, позволяют сделать вывод о том, что в современной школе общие проблемы. Как найти решение этих проблем?

Концепция развития образования до 2020г. ставит перед обществом задачу обновления содержания образования , основой которой должен стать деятельностный подход – набор ключевых компетентностей, которыми должен владеть выпускник.

Категория – ключевая компетентность – является основной категорией мировой образовательной практики, потому что:

во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковые составляющие;

во-вторых, интерпретирует содержание образования из конечного результата;

в-третьих, обладает интегративной природой, включает в себя не только привычные ЗУНы, но и традиции народа, национальную культуру, а также мотивационную, социальную, этическую и поведенческую составляющие.

Следовательно, изменяются и цели образования.

Для нас это формирование набора ключевых компетентностей, которыми должен обладать современный выпускник:

Формирование знаниевой базы для дальнейшего профессионального образования согласно образовательным претензиям учащегося и его планам на будущее (Предметная компетентность)

Формирование способов организации индивидуальной и коллективной деятельности (планирование, проектирование, исследование, творчество и др.), оформления продуктов деятельности. (Управленческая компетентность)

Формирование способов использования различного рода ресурсов для осуществления своих замыслов (человеческого ресурса, ресурса информационных систем, ресурса коллективной мыследеятельности и др.). (Коммуникативная компетентность)

Формирование способов социализации (включения в разные образовательные, профессиональные и др. сообщества). (Социокультурная компетентность)

Важнейшей характеристикой современного образования и условием реализации поставленных целей является образовательная среда.

Образовательная среда рассматривается как совокупность условий и влияний формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и постранственно-предметном окружении. Выделяют следующие типы образовательной среды (Л.Корчак), исходя из приоритета личности ребенка и недопустимости авторитарного руководства:

Догматическая образовательная среда – личность пассивная и зависимая;

Карьерная – личность относительно свободная, но в главном всегда зависимая от людей и обстоятельств, при этом активная;

Безмятежная образовательная среда – личность, хоть и относительно свободная, но всегда пассивная;

Творческая образовательная среда – личность свободная и активная.

Последняя, как вы понимаете является идеалом к которому необходимо стремиться.

Актуальность проектирования новой модели образовательного пространства, особенно в старшей школе, обусловлена необходимостью пересмотра содержания образования и принципов организации учебно-воспитательного процесса в силу изменения внешней социальной и образовательной ситуации.

Современная социально-экономическая ситуация в России делает актуальными особые характеристики современного выпускника. Среди таковых можно назвать образовательную мобильность, способность к инновационной организации деятельности, способность к мобилизации ресурсов для реализации образовательных и профессиональных целей, способность к самостоятельной постановке и реализации жизненных и профессиональных задач, способность к выстраиванию продуктивной коммуникации с людьми, разными по статусу и профессиональной принадлежности.

Исходя из этого, мы можем построить следующую модель выпускника:

Модель выпускника начальной школы.

Выпускник начальной школы обладает следующими качественными характеристиками:

любознательность (потребность и интерес к познанию окружающего мира);

самоуважение; понимание собственной ценности для себя, близких и родных людей;

эстетический вкус (умение видеть красоту окружающего мира, обладать чувством прекрасного);

сформированность умений и навыков деятельности в коллективе сверстников, умений устанавливать добрые, коллективные отношения и участвовать в совместной деятельности в группе;

сформированность ключевых компетентностей на I уровне требований к деятельности учащихся;

знания правил организованного, нравственного поведения; умение правильно оценивать свои действия, поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах;

знание и выполнение правил личной гигиены, соблюдение режима дня, стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.

Модель выпускника основной школы

Выпускник 9-го класса обладает:

сформированностью ключевых компетентностей на II уровне требований к деятельности учащихся;

твердая убежденность в импонировании другим людям;

уверенность в своей способности в какой-либо деятельности;

чувство собственной значимости.

умением высказывать и отстаивать свою точку зрения; владеет навыками неконфликтного общения; способен строить и вести общение в различных ситуациях;

отличается умением видеть и понимать прекрасное в искусстве и окружающей жизни;

в общественной и трудовой деятельности обладает высоким уровнем добросовестности и инициативы;

испытывает потребность в здоровом образе жизни.

Модель выпускника полной средней школы

обладает сформированными ключевыми компетентностями на III уровне требований к деятельности учащихся;

знает и адекватно оценивает свои способности, возможности, качества;

владеет знаниями и умениями, соответствующими требованиям учебных программ школы;

владеет культурой общения и поведения, ведет здоровый образ жизни.

Для достижения заявленной цели необходимо решить следующие задачи:

Вовлечь каждого учителя в инновационную деятельность, развивать творческий потенциал педагогического коллектива.

Разработать механизм измерения эффективности формирования ключевых компетентностей в образовательном процессе школы;

Оптимизировать систему сохранения здоровья учащихся и психологического сопровождения учебного процесса, создать условия для физического развития личности, ведущей здоровый образ жизни.

Создать комплекс условий для развития познавательной мотивации и интеллектуальных умений, самоанализа и самооценки, развития индивидуальности каждого ученика.

Оптимизировать систему дидактического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Продолжить работу по дифференциации образования, создать условия для формирования индивидуальных образовательных маршрутов учащихся школы в условиях предпрофильного и профильного образования.

Интегрировать процессы обучения, развития и воспитания.

На качественно новую ступень перевести систему самоуправления школьников, предоставить им реальную возможность участия в управлении школой, деятельностью творческих и общественных объединений различной направленности.

Создать условия для участия семей учащихся в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, повышения активности родительского сообщества, привлечения родительской общественности к участию в управлении школой.

Окончательная Модель выпускника:

Личность способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, поводить исследования, владеющая средствами и способами исследовательского труда;

Личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей;

Личность, способная к саморазвитию и самоизменению;

Личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;

Личность, руководствующая в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения.

Очевидно, что в условиях быстрых перемен в программу школы должен быть встроен механизм ее постоянного обновления. Подобным механизмом может бать научно-исследовательская и творческая деятельность, осуществляемая сегодня в виде проектов. Проектная форма организации научных поисков и инноваций наиболее приемлема для образовательной ситуации, требующей мобильного реагирования всей системы. Проекты реализуют конкретные цели и ограничены четкими временными рамками; их результаты оперативно анализируются, а социальный эффект быстро становится очевидным. Поэтому традиционные рамки учебного плана раздвигаются за счет разнообразной проектной деятельности учащихся и педагогов.

При таком подходе критерием социальной зрелости современного выпускника выступает построение собственного жизненного проекта – исходя из собственных возможностей, интересов и целей, с учетом общественных тенденций и объективных ограничений.

Механизмом реализации подобного типа образования является процесс становления Индивидуальной образовательной траектории как целенаправленного движения субъекта образовательной деятельности по формированию и реализации своего заказа на образование. через профильное обучение, элективные курсы, социальные практики и т.п.

При этом, мы констатируем сегодня резкое расхождение позиций участников образовательного процесса, их основных целей и потребностей.

Да, педагогическое сообщество остается здоровой основой, на которой возможно сформировать сообщество образовательное, - но педагог зачастую остается один на один с социальными, материальными и методическими проблемами.

Не секрет, что учительский авторитет в обществе снижается; действительно, кем выглядят сегодня учителя в глазах подрастающих потребителей? – неудачниками, социальными аутсайдерами, которые не смогли достойно устроиться в жизни.

Только объединившись вокруг миссии образования, школа сможет стать реальным центром создания образовательного сообщества. Что же делать? Ждать ориентиров, официально спущенных сверху? - Нет, разумнее объединить усилия и найти общие ценности и цели развития в своем коллективе, а затем вырастить корпоративные нормы, традиции, идеалы…

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв.

М.: Педагогика, 1985.

Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX вв. М.: Педагогика,1990.

Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания. М., 1997.

Миронов В. Б. Век образования. М.: Педагогика, 1990.

Образование и культура Северо-Запада России / Под ред. Бордовской Н. В. СПб., Вып. 4,1999.

Образование: традиция и инновации в условиях социальных перемен. М., 1997.

Пряжников Н, С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.—Воронеж, 1996.

Реан А. А. Психология познания педагогом личности учащихся. М., 1990.

Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.

Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, 1996.

Спирин Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М., 1997.

Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Но всё это – внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и в конечном счёте качество образования зависят от внутренней мотивации.

Младший школьный возраст – самый важный период в жизни ребёнка, благоприятный для физического, духовного, нравственного, умственного развития школьника. В этот период он становится самостоятельным и должен научиться управлять собой, строить отношения со взрослыми и одноклассниками, иметь свою точку зрения на происходящие события и т.д. В этом возрасте у ребёнка есть огромное желание участвовать во всех мероприятиях и быть активным во всём. И педагогам необходимо поддержать это желание, что способствует воспитанию ответственности, трудолюбия, самостоятельности. Счастливый человек должен жить в гармонии с собой и окружающим его миром.

В стандарте определён портрет выпускника начальной школы, ориентированный на становление личностных характеристик ученика.

Любить свой народ, свой край и свою родину;

Уважать и принимать ценности семьи и общества;

Быть любознательным, активным и заинтересованным;

Владеть основными умениями учиться, быть способным к организации собственной деятельности;

Быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

Быть доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

Выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.


На сегодняшний день приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, формировать умение учиться. Формирование УУД реализуется как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Я расскажу, как на протяжении 4 лет работаю над формированием портрета выпускника начальной школы.

Любящий родной край и свою страну

Большим потенциалом для этнокультурного воспитания обладают занятия изобразительной деятельностью и ручным трудом, на которых учащиеся имеют возможность приобщиться к основам декоративно-прикладного творчества.

Уже с 1 класса дети начинают знакомиться со своей малой родиной. С Мастером Украшения они впервые узнают о мордовском орнаменте, об узорах и символах. Путешествуют по столице республики и обращают внимание на архитектурные постройки, на площади и проспекты, достопримечательности родного города. Во 2-3 классах путешествуем вместе с Музейкой по различным музеям Саранска. Дети узнают о жанрах изобразительного искусства, о художниках и скульпторах Мордовии.В 4 классе, добавляются темы праздников и рассказы о древних обрядах мордвы.

Совместная краеведческая деятельность – это средство изучения родного края, воспитание уважения и любви к его предкам, которые творили историю. Данная форма работы позволяет реализовать личностно-ориентированный подход, педагогику сотрудничества, поддержать одарённых детей, выстраивать индивидуальную траекторию развития личности.

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

Семья и семейные ценности во всех странах мира всегда лежали в основе любого общества. Независимо от культурных особенностей, дети рождались, воспитывались и подрастали в семьях, постепенно перенимая опыт и традиции старшего поколения, становясь полноправными представителями своего народа.

Много нового и интересного открыли для себя мои ученики.

Ребёнку важно брать из семьи положительные образы для подражания, опыт построения доверительных, глубоких взаимоотношений с людьми. Детям важно осознать значимость в их жизни родителей, близких, оценить с благодарностью заботу о себе.

Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни

для себя и окружающих

Учитель является для младших школьников авторитетом, поэтому не только отдельные его высказывания, но и стиль поведения оказывают учебное и воспитательное воздействие. Негативное мнение учителя о вредных привычках должно многократно повторяться, иллюстрироваться житейскими примерами, наблюдениями, обосновываться ссылкой на другие авторитетные для ребенка мнения.

Тяга и склонность ребенка к игре обуславливает необходимость максимально активного использования игровых форм и методов учебно-воспитательной работы.

После уроков осуществляется работа спортивных секций и кружков, направленных на

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младшего школьника: танец,подвижные игры. В школе систематически проходят турниры по шашкам, футболу, волейболу,баскетболу.

Большую роль в нашей школе играет работа по безопасности дорожного движения.Разработан и осуществляется план по предупреждению детского дорожного травматизма.Регулярно в период акций проводятся мероприятия по правилам дорожногодвижения, проводятся конкурсы рисунков, плакатов, буклетов, листовок ипамяток. В каждом классе оформлен уголок безопасности.

Экскурсия на одно из подразделений службы спасения МЧС сцелью ознакомления с трудом спасателей.

Исследовательская деятельность

Ричард X. Флеминг

Большое значение в воспитании детей, расширении кругозора об окружающем мире, привитии любви к чтению книг, интереса к учебе имеют игры. Игра является одним из важнейших источников речевого и умственного развития детей, способствует закреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового, развивает любознательность.

Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.

По результатам нескольких лет работы по ФГОС можно отметить следующее:

Для детей изменился характер деятельности,стал исследовательский, творческий, продуктивный;

У родителей повысилась заинтересованность и участие в образовании и воспитательной деятельности; изменился характер отношений с учителем; появилась возможность самим продолжать учиться;

У учителей возрос интерес к ученику, семье, мнению о себе; активизировалось стремление к повышению квалификации и своего профессионального уровня, освоению новых технологий и средств обучения; появились перспективы ощутимых моральных и материальных вознаграждений.

Современный учитель – это учитель, владеющий целым рядом интеллектуально-педагогических компетенций, умеющий фантазировать и синтезировать, сравнивать и классифицировать, обобщать и конкретизировать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каким должен быть выпускник начальной школы, какие качества необходимо у него сформировать, чтобы сохранить его стремление учиться, развить потребность самостоятельно учиться и творчески решать различные познавательные задачи, обеспечить условия для успешного обучения в основной школе? Начальная школа обязана научить детей не только осознанному чтению, письму и счету, правильной и полноценной речи, но и привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, языку, семье, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их интеллектуальных и творческих способностей.

Қазақстан Республикасының Білім және ғылым министрлігі

Министерство образования и науки Республики Казахстан


Бастауыш сынып мұғалімі: Гофман Т.Г.:

Учитель начальных классов : Гофман Т.Г..

Конечная цель всякого воспитания –

воспитание самостоятельности посредством самодеятельности.

Каким должен быть выпускник начальной школы, какие качества необходимо у него сформировать, чтобы сохранить его стремление учиться, развить потребность самостоятельно учиться и творчески решать различные познавательные задачи, обеспечить условия для успешного обучения в основной школе?

Целью начального образования является создание образовательного пространства, благоприятного для гармоничного становления и развития личности обучающегося, обладающего основами следующих навыков широкого спектра:
1) функционального и творческого применения знаний;
2) критического мышления;
3) проведения исследовательских работ;
4) использования информационно-коммуникационных технологий;
5) применения различных способов коммуникации, в том числе языковых навыков;
6) умения работать в группе и индивидуально.
Ведущими характеристиками выпускника начальной школы являются его способность самостоятельно мыслить, анализировать любой вопрос; умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Выпускник начальной школы должен владеть первоначальными навыками функциональной грамотности.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.( Изучать Искать Думать Сотрудничать Приниматься за дело.)

Выпускник начальной школы должен обладать критическим мышлением. Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учётом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.

Уметь активно действовать в соответствии с полученной информацией и соотнести её с полученными знаниями, способность к внутреннему размышлению, к обсуждению и взаимодействию с другими людьми помогает технология развития критического мышления.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, так же учимся пользоваться интернетом. Современный ученик – это ученик нового поколения, хотящий и стремящийся много знать, уметь. Он - коммуникативен, владеет культурой общения (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию), строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы, контролировать действия партнёра; использовать речь для

регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Он любит свой край и свою Родину, ощущает ответственность за прошлое, настоящее и будущее Отечества.

Начальная школа обязана научить детей не только осознанному чтению, письму и счету, правильной и полноценной речи, но и привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, языку, семье, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их интеллектуальных и творческих способностей. В качестве базовых ценностей в содержании начального образования определены:
1) казахстанский патриотизм и гражданская ответственность;
2) уважение;
3) сотрудничество;
4) труд и творчество;
5) открытость;
6) образование в течение всей жизни.
Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное образование призвано помочь реализовать способность каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка. Исходя из вышесказанного, мы можем составить портрет выпускника начальной школы:

Читайте также: