Подкуп арбитра третейского судьи доклад

Обновлено: 02.07.2024

Выборгская городская прокуратура разъясняет, что Федеральным законом от 27.10.2020 № 352-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ).

Подкуп арбитра (третейского судьи), то есть незаконная передача арбитру (третейскому судье) денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в полномочия арбитра (третейского судьи) либо если он в силу своего положения может способствовать указанным действиям (бездействию), наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, или в размере от пятикратной до двадцатикратной суммы подкупа, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятикратной суммы подкупа или без такового.

Также предусмотрено наказание в случае, если деяние совершено в значительном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, за заведомо незаконные действия (бездействие), в крупном и особо крупном размерах.

Кроме того, предусмотрена уголовная ответственность за незаконное получение арбитром (третейским судьей) денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное пользование им услугами имущественного характера или иными имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в полномочия арбитра (третейского судьи) либо если он в силу своего положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а также за совершение данного преступления в значительном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо если оно сопряжено с вымогательством предмета подкупа, совершено за незаконные действия (бездействие), либо в крупном, особо крупном размере.

Лицо, совершившее данное преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

В соответствии с ч. 2 ст. 151 УПК РФ, предварительное следствие по указанным преступлениям осуществляется следователями Следственного комитета РФ.

Указанная статья предусматривает ответственность за подкуп арбитра (третейского судьи) и за незаконное получение арбитром (третейским судьёй) денег, иных ценностей и услуг.

Ответственность за совершение таких преступных деяний предусмотрена в виде штрафа в размере до четырёхсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, или в размере от пятикратной до двадцатикратной суммы подкупа, ограничения свободы на срок до двух лет, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятикратной суммы подкупа или без такового.

Уголовная ответственность предусмотрена за подкуп арбитра (третейского судьи) в значительном, крупном и особо крупном размерах, а также группой лиц или организованной группой и за совершение незаконных действий или сопряжённый с вымогательством предмета взятки.

Значительным размером подкупа арбитра (третейского судьи) в настоящей статье признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером подкупа арбитра (третейского судьи) - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером подкупа арбитра (третейского судьи) - превышающие один миллион рублей.

В законе оговорено, что лицо, совершившее данное преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Расследование уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 200.7 УК РФ отнесено к подследственности Следственного комитета Российской Федерации (ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

Федеральный закон вступил в силу 07.11.2020.

Управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью

Прокуратура
Тюменской области

Прокуратура Тюменской области

20 ноября 2020, 09:25

Об уголовной ответственности за подкуп арбитра (третейского судьи)

Указанная статья предусматривает ответственность за подкуп арбитра (третейского судьи) и за незаконное получение арбитром (третейским судьёй) денег, иных ценностей и услуг.

Ответственность за совершение таких преступных деяний предусмотрена в виде штрафа в размере до четырёхсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, или в размере от пятикратной до двадцатикратной суммы подкупа, ограничения свободы на срок до двух лет, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятикратной суммы подкупа или без такового.

Уголовная ответственность предусмотрена за подкуп арбитра (третейского судьи) в значительном, крупном и особо крупном размерах, а также группой лиц или организованной группой и за совершение незаконных действий или сопряжённый с вымогательством предмета взятки.

Значительным размером подкупа арбитра (третейского судьи) в настоящей статье признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером подкупа арбитра (третейского судьи) - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером подкупа арбитра (третейского судьи) - превышающие один миллион рублей.

В законе оговорено, что лицо, совершившее данное преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Расследование уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 200.7 УК РФ отнесено к подследственности Следственного комитета Российской Федерации (ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

Федеральный закон вступил в силу 07.11.2020.

Управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью

В Госдуму внесен проект поправок в УК и УПК РФ, предусматривающих уголовную ответственность за подкуп арбитра в целях совершения им заведомо незаконных действий (бездействия), а также за незаконное получение подкупа третейским судьей


По мнению одного из адвокатов, вызывает недоумение отсутствие в законопроекте ответственности посредника в передаче незаконного вознаграждения третейскому судье, поскольку посредники играют важную роль при совершении таких преступлений. Второй усмотрел в предлагаемых поправках усиление роли арбитра и указал, что в этой связи закономерно введение аналогичной ответственности и для медиаторов.

26 марта в Госдуму внесен проект поправок в УК и УПК РФ (законопроект № 931211-7), предусматривающий введение уголовной ответственности за подкуп арбитра (третейского судьи) и за незаконное получение арбитром вознаграждения.

Предлагаемые поправки

В этой связи УК РФ предлагается дополнить ст. 200.7, установив в ч. 1 ответственность за незаконную передачу арбитру какого-либо имущества, оказание ему услуг имущественного характера и предоставление иных имущественных прав за совершение арбитром действий (бездействие) в интересах данного лица или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в полномочия такого лица либо если оно в силу занимаемого положения может способствовать этим действиям (бездействию).

В качестве квалифицированных составов указаны совершение такого деяния в значительном и крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также подкуп в целях совершения арбитром заведомо незаконных действий (заведомо незаконное бездействие).

Еще более суровое наказание предусмотрено, если при совершении такого преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, как и при подкупе арбитра в целях совершения им заведомо незаконных действий, сумма подкупа подпадает под понятие особо крупного размера.

Ряд составов охватывает незаконное получение арбитром подкупа. Здесь в качестве квалифицированных составов фигурируют получение подкупа в значительном и крупном размере, совершение такого преступления в составе группы лиц по предварительному сговору или организованной группы, а также если соответствующее деяние было сопряжено с вымогательством подкупа или предоставление было получено за незаконные действия (бездействие). Последние три случая наказываются еще строже, если размер подкупа особо крупный.

Помимо введения нового уровня ответственности полезно было бы и повысить уровень защищенности лиц, исполняющих обязанности арбитров

Для всех составов ст. 200.7 УК значительный размер подкупа составляет свыше 25 тыс. руб., крупный – более 150 тыс. руб., особо крупный превышает 1 млн руб.

Отметим, что примечание к этой статье позволяет освободить от уголовной ответственности лицо, которое передало деньги арбитру, в случае, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, а также если подкуп у него вымогался либо если данное лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в уполномоченный орган (предполагается, что такие деяния будут отнесены к подследственности СКР).

Разработчики учли замечание Правительства и Верховного Суда РФ

Правительство РФ в отзыве на законопроект от 17 января отметило, что третейские суды, не относящиеся к судебной системе РФ, рассматривают по соглашению сторон споры между участниками гражданского оборота, а также экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. В связи с этим предусмотренные проектом противоправные деяния арбитра не могут быть отнесены к преступлениям, объектом которых являются отношения в сфере интересов службы в коммерческих и иных организациях.

В Госдуму внесен проект закона, криминализирующего подкуп третейских судей и усиливающего ответственность за взяточничество

Отметим, что законопроект не содержит упоминания об иностранных арбитрах. Вероятно, оно было исключено после получения замечаний от правительства и ВС.

Адвокаты оценили законодательную инициативу

Однако, по мнению адвоката, такой подход не соответствует смыслу уголовного закона и нарушает подследственность при возбуждении и расследовании уголовного дела. Предложенные поправки устраняют неопределенность в квалификации действий таких лиц, определяя их как самостоятельных субъектов дачи (получения) незаконного вознаграждения, а кроме того, полагает Дмитрий Салыкин, носят превентивный характер.

Насколько данные "превентивные меры" необходимы в настоящий момент?

Доверие к институту арбитражу в нашей стране и так довольно серьезно пошатнулось после проведения третейской реформы. Казалось бы, результаты реформы и все установленные ею ограничения должны были на корню исключить все существовавшие ранее проблемы, которые, по мнению ведущих экспертов, были явно преувеличены.

Ограничительная направленность деятельности Совета по совершенствованию третейского разбирательства Минюста России создала условия для деятельности только самых авторитетных арбитражных институтов страны.

В чем смысл дальнейшего "закручивания гаек"?

В настоящее время и так требования к рекомендованным спискам арбитров значительно выше требований к государственным судьям.

Насколько Рекомендации государств по борьбе с коррупцией в принципе применимы в отношении арбитража, где отсутствуют властные отношения по определению?!

Не является ли криминализация деятельности арбитров еще одним вариантом "судоизации" арбитража?

Без ответа на эти вопросы разработчики законопроекта рискуют оказать обществу "медвежью услугу".

Полагаю, что данный законопроект открывает возможность к потенциальному шантажу арбитров недобросовестными лицами, чем еще больше подрывает доверие к институту арбитража в нашей стране.

Ранее, отмечалось иное. Наоборот, именно третейский суд (в значении состава арбитров), как институт саморегулирования гражданского общества, считается средством преодоления коррупции (!): поскольку каждая сторона избирает сама арбитра, и уже арбитры - председателя состава. Таким образом, сама природа арбитража ставит заслон подобным проявлениям. А если сторона (стороны) не воспользовались своим правом, не избрали арбитра, то, полагаю, взяли на себя все возможные риски.

Кроме того, видимо разработчики законопроекта не в полной мере учли специфику и возможности арбитража современного арбитража, особенно в аспекте так называемого арбитража для конкретного случая (арбитража ad hoc).

Так, дополнения законопроекта в УК РФ содержат п. 1. ст. 200.7 "Подкуп арбитра (третейского судьи)", где характеристика "Незаконной передачи денег арбитру" раскрывается следующем образом: "за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в полномочия такого лица либо если оно в силу своего положения может способствовать указанным действиям (бездействиям)", что, на самом деле, вполне соответствует обоснованным и правомерным действиям стороны и арбитра при арбитраже ad hoc.

Не анализируя более продуктивность рассматриваемой законодательной инициативы,
в любом случае необходимо исключить смешение поводов криминализации арбитража, иначе арбитраж ad hoc на территории России по факту становится криминальным!

Читайте также: