Учебно исследовательской деятельности студентов доклад

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

КОМИ РЕСПУБЛИКАСА ЙÖЗÖС ВЕЛÖДАН ДА ТОМ ЙÖЗ ПОЛИТИКА МИНИСТЕРСТВО

Государственное профессиональное образовательное учреждение

УДЖСИКАСӦ ВЕЛӦДАН КАНМУ УЧРЕЖДЕНИЕ

преподаватель русского языка

и литературы Орлова М.Е.

Скажи мне, я забуду.

Покажи мне, я могу запомнить.

Позволь мне сделать это,

Это станет моим навсегда.

Китайская пословица

Показать, какой алгоритм работы использую я.

Конференция проводится ежегодно и призвана активизировать работу по пропаганде научных знаний, профессиональной ориентации и привлечению студентов к научному творчеству и исследовательской работе. Тема актуальна, так как развитие исследовательских умений и навыков студентов помогает достичь определенных целей: поднять интерес студентов к учебе и тем самым повысить эффективность обучения.

Методическая разработка состоит из введения, основной части, списка используемой литературы и приложения.

1. 1.1. Понятие исследовательской деятельности

Вопрос о том, когда собственные исследования детей стали применяться в образовательной практике, имеет ясный и вполне точный ответ: они использовались всегда и были востребованы с глубокой древности, с того момента, как проявилась в человеческом сообществе сама потребность в обучении.

Исследовательская деятельность учащихся ориентирована на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию к учебе.

Исследовательская деятельность способствует выработке следующих знаний и умений:

- классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать ранее изученные явления, закономерности;

- рассматривать одни и те же факты и явления под новым углом зрения;

- находить несколько вариантов решения, выбирать и обосновывать наиболее рациональный;

- рецензировать и оценивать собственную работу исследовательского характера, а также работы одногруппников.

1.2. Особенности исследовательской деятельности студентов

2. Алгоритм работы, который я использовала:

- выбор темы исследовательской работы;

- определение цели и задач работы;

- подбор материала по теме (литература и другие источники);

- подготовка практической части (методы исследования);

- составление доклада (структура доклада);

- составление мультимедийной презентации;

- составление устного выступления (памятка)

3. Анализ работы по подготовке студента к участию в конференции .

Успех исследования во многом определяется темой. Обращение к темам, исследованным литературоведением, классическим для литературоведения, несомненно, в познавательном отношении полезно и интересно для увлеченного литературой студента (Функции пейзажа в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"; Тема "маленького человека" в поэме "Медный всадник" А. С. Пушкина). Но подобные темы имеют своим результатом реферат: студенты пересказывают известные исследования, не всегда делая ссылки на источник при дословном цитировании. Широко сформулированные темы ("А. С. Пушкин и мировая культура") затрудняют конкретизацию материала. Ю.М. Лотман подчеркивал: "Узкая конкретная тема ориентирует молодого исследователя на внимательное погружение в текст. Слишком же широкие темы – на путь красноречия, не всегда глубокого", поэтому найти удачную тему не так-то просто. С выбором темы студенту, конечно же, обязан помочь преподаватель. Можно предложить несколько интересных тем на выбор либо заинтересовать одной темой. В нашем случае тема определилась сама собой, конференция была в апреле, а 23 апреля - Всемирный день книг.

В заключение хочу сказать, что организация исследовательской работы студентов сложна, но является одной из важнейших частей учебного процесса. Данная методическая работа создана для облегчения работы преподавателей - научных руководителей и студентов. Состоит из теоретической части, плана работы и практических советов, а также из полезных памяток.

Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев. 2-е, испр. доп. изд. / Под ред. А.С. Обухова. – Ижевск, 2007. – 64с.

Изучение литературы и других источников информации по теме

Это сбор информации по теме исследования из книг и электронных источников, в т.ч. сайтов сети Интернет. Прежде чем приступать к сбору информации, выдели основные понятия, важные для твоего исследования, и найди их определения. Не забывай, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в сети Интернет. В тексте работы не забывай делать ссылки на источники информации – книги и сайты.

Это целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступить к наблюдению, составь план. Ответь на вопросы: когда, где, сколько по времени и за чем именно ты будешь наблюдать. Результаты наблюдений записывай. Записи можно делать в форме текста или таблицы.

Анкетирование

Это метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн.
Готовясь к опросу, четко сформулируй вопросы, на которые ты хочешь получить ответы, и определи, кому ты будешь их задавать. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа.

Эксперимент

Это проведение серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе. Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм. Помни: учебные эксперименты над животными и людьми категорически запрещены.

Анализ текста

Это процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, слова разных частей речи, повторы, рифмы, средства художественной выразительности, ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. Все это влияет на наше восприятие и понимание текста. Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод. Интересно, что текстом ученые считают сегодня не только словесно выраженную информацию, но и графические изображения, и даже музыку.

План выступления при защите исследовательской работы

Фамилия, имя учащегося; ФИО научного руководителя, тема работы;

Обоснование выбора темы, ее актуальности и новизны;

Цели и задачи работы;

Структура работы (сколько и какие главы, кол-во страниц);

Обзор изученной литературы и иных использованных источников (откуда брали информацию);

Основные теоретические положения (самое важное и интересное из теоретической части);

Описание собственного исследования (представление практической части);

Полученные результаты, выводы;

Самоанализ (что дала мне работа, чему я научился);

Регламент выступления и рекомендации

Время на представление работы – 7 минут. Ответы на вопросы – 3 минуты.

Форма одежды – деловая.

Выступление должно быть четким, содержательным, лаконичным.

Можно выходить с папкой и иметь перед собой план выступления, но полностью читать текст нельзя.

Выступление сопровождается презентацией. Пункты 1, 2, 3, 5, 8, 10 рекомендуется представить в презентации каждый на одном отдельном слайде. Пункты 6-7 могут быть представлены на 3-5 слайдах каждый.

Презентация призвана не дублировать текст выступления, а сделать его более полным, интересным и наглядным, облегчить восприятие. Много текста в презентации быть не должно, она должна содержать лишь основные положения, а также фотографии, схемы, диаграммы, таблицы и другой иллюстративный материал.

Основные части работы

1. Титульный лист , пример оформления:

3. Введение . Включает в себя обоснование выбора темы, актуальность, новизну проблемы, формулировку цели работы и задач, которые необходимо решить для достижения данной цели (изучить литературу, провести опрос, сравнить, сделать выводы и т.д.), краткую характеристику самой работы, ее структуры: указывается кол-во страниц, кол-во глав и краткая информация о том, чему посвящены главы. Описание объема изученного материала (нашел 106 примеров, сравнил, провел опрос среди учащихся 2-4 классов нашей школы и т.д.).

5. Выводы по главе 1 .

6. Глава 2 . Непосредственно исследовательская часть: выдвижение гипотезы, описание и представление данных опытов, экспериментов, наблюдений, опросов, собственный анализ исследуемого материала, в т.ч. текстов, свои сравнения, доказательства, классификации и т.д. Приветствуются фотографии, графики, диаграммы, и т.д., Текстовая часть главы 2 содержит собственные рассуждения, анализ, доказательства, сравнения и т.д.

7. Выводы по главе 2 .

9. Список использованных источников . Рекомендуется использовать в качестве основных источников книги, изданные в последнее десятилетие.
Использование материалов с сайтов сети Интернет разрешено и приветствуется со ссылками.
Оформление:

10. Приложения . В приложениях могут быть: список основных терминов и понятий (дается в алфавитном порядке: понятие – его определение), иллюстративный материал большого объема; анкеты, результаты анкетирования (ответы опрошенных) и др.

Стандартные технические требования к исследовательской работе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему:"Организация научно-исследовательской деятельности студентов как фактор становления будущих специалистов" раскрывает важность воспитания у студентов стойкого познавательного интереса, развития аналитического и творческого мышления, являющихся неотъемлемыми характеристиками гармонически и всесторонне развитой личности.

Управление образования и науки Тамбовской области

преподаватель Гончарова Л. Ю.

Концепцией модернизации российского образования определена цель профессионального образования - подготовка квалифицированного, компетентного, ответственного работника, готового к профессиональному самосовершенствованию, способного к эффективной работе, конкурентоспособного на рынке труда.

Научно-исследовательская работа студентов – это комплекс мероприятий учебного, научного, управленческого и организационно-методического характера, направленный на повышение уровня подготовки. Научно-исследовательская работа студентов организуется и проводится как в учебное, так и во внеучебное время.

НИРС включает в себя следующие формы:

учебно-исследовательскую работу, проводимую в учебное время (далее - УИРС), т.е., встроенную в учебный процесс;

научно-исследовательскую работу студентов, организационно-массовые мероприятия, стимулирующие развитие НИРС (выполняемые во внеучебное время, и дополняющие учебный процесс).

Целью учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) является их практическое ознакомление со всеми этапами научно-исследовательской работы, которая является неотъемлемой составной частью подготовки высококвалифицированных специалистов, имеющих навыки самостоятельной исследовательской работы. Основными задачами научно – исследовательской деятельности является формирование у студентов навыков самостоятельной теоретической и экспериментальной работы;

- ознакомление студентов с современными методами научного исследования, техникой эксперимента, реальными условиями работы в производственном коллективах, техникой безопасности.

В процессе выполнения научно-исследовательской деятельности студенты должны научиться применять теоретические знания на практике, работать с научной литературой, составлять рефераты, решать отдельные теоретические задач, пользоваться оборудованием, докладывать результаты своих трудов и трудов других авторов. Успех учебно-исследовательских работ студентов определяется их актуальностью и глубиной исследований.

Во внеучебное время научно-исследовательская работа организуется индивидуально или путем участия студентов в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях.

Кружковая форма научно-исследовательской деятельности чаще всего используется при работе со студентами младших курсов. Руководителями выступают преподаватели колледжа и заведующие кабинетами. Кружок может объединять как членов группы, курса, так и специальности. Кружок является самым первым шагом в научно-исследовательской деятельности, и цели перед его участниками ставятся несложные. Чаще всего, это подготовка докладов и рефератов, которые потом заслушиваются на заседаниях кружка.

На областных научно-практических конференциях исследовательских работ студентов молодые исследователи получают возможность выступить со своей работой перед широкой аудиторией. Это заставляет студентов более тщательно прорабатывать будущее выступление, оттачивает его ораторские способности. Кроме того, каждый может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне и сделать соответствующие выводы. Это является очень полезным результатом, так как на раннем этапе многие студенты считают собственные суждения непогрешимыми, а свою работу - самой глубокой и самой ценной в научном плане. Слушая доклады других студентов, каждый не может не заметить недостатков своей работы, если таковые имеются, а так же выделить для себя свои сильные стороны. Кроме того, из вопросов и выступлений каждый докладчик может почерпнуть оригинальные идеи, о развитии которых в рамках выбранной им темы он даже не задумывался. Включается своеобразный механизм, когда одна мысль порождает несколько новых.

Таким образом, научно - исследовательская деятельность студентов является одной из форм учебного процесса, в которой наиболее удачно сочетаются обучение и практика. В рамках научной работы студент сначала приобретает первые навыки исследовательской работы, затем начинает воплощать приобретённые теоретические знания в исследованиях, так или иначе связанных с практикой. Многообразие форм НИРС даёт возможность каждому студенту колледжа найти занятие по душе, и участие в ней необходимо для наиболее гармоничного и глубокого образования.

Орлова С.Н. Развитие творческого мышления в процессе когнитивной деятельности. Красноярск: 2001.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать, какой алгоритм работы использую я.

Конференция проводится ежегодно и призвана активизировать работу по пропаганде научных знаний, профессиональной ориентации и привлечению студентов к научному творчеству и исследовательской работе. Тема актуальна, так как развитие исследовательских умений и навыков студентов помогает достичь определенных целей: поднять интерес студентов к учебе и тем самым повысить эффективность обучения.

Методическая разработка состоит из введения, основной части, списка используемой литературы и приложения.

1. 1.1. Понятие исследовательской деятельности

Вопрос о том, когда собственные исследования детей стали применяться в образовательной практике, имеет ясный и вполне точный ответ: они использовались всегда и были востребованы с глубокой древности, с того момента, как проявилась в человеческом сообществе сама потребность в обучении.

Исследовательская деятельность учащихся ориентирована на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию к учебе.

Исследовательская деятельность способствует выработке следующих знаний и умений:

- классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать ранее изученные явления, закономерности;

- рассматривать одни и те же факты и явления под новым углом зрения;

- находить несколько вариантов решения, выбирать и обосновывать наиболее рациональный;

- рецензировать и оценивать собственную работу исследовательского характера, а также работы одногруппников.

1.2. Особенности исследовательской деятельности студентов

2. Алгоритм работы, который я использовала:

- выбор темы исследовательской работы;

- определение цели и задач работы;

- подбор материала по теме (литература и другие источники);

- подготовка практической части (методы исследования);

- составление доклада (структура доклада);

- составление мультимедийной презентации;

- составление устного выступления (памятка)

3. Анализ работы по подготовке студента к участию в конференции.

Успех исследования во многом определяется темой. Обращение к темам, исследованным литературоведением, классическим для литературоведения, несомненно, в познавательном отношении полезно и интересно для увлеченного литературой студента (Функции пейзажа в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"; Тема "маленького человека" в поэме "Медный всадник" А. С. Пушкина). Но подобные темы имеют своим результатом реферат: студенты пересказывают известные исследования, не всегда делая ссылки на источник при дословном цитировании. Широко сформулированные темы ("А. С. Пушкин и мировая культура") затрудняют конкретизацию материала. Ю.М. Лотман подчеркивал: "Узкая конкретная тема ориентирует молодого исследователя на внимательное погружение в текст. Слишком же широкие темы – на путь красноречия, не всегда глубокого", поэтому найти удачную тему не так-то просто. С выбором темы студенту, конечно же, обязан помочь преподаватель. Можно предложить несколько интересных тем на выбор либо заинтересовать одной темой. В нашем случае тема определилась сама собой, конференция была в апреле, а 23 апреля - Всемирный день книг.

В заключение хочу сказать, что организация исследовательской работы студентов сложна, но является одной из важнейших частей учебного процесса. Данная методическая работа создана для облегчения работы преподавателей - научных руководителей и студентов. Состоит из теоретической части, плана работы и практических советов, а также из полезных памяток.

Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев. 2-е, испр. доп. изд. / Под ред. А.С. Обухова. – Ижевск, 2007. – 64с.

Приложение 1. Методы исследования.

Изучение литературы и других источников информации по теме

Это сбор информации по теме исследования из книг и электронных источников, в т.ч. сайтов сети Интернет. Прежде чем приступать к сбору информации, выдели основные понятия, важные для твоего исследования, и найди их определения. Не забывай, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в сети Интернет. В тексте работы не забывай делать ссылки на источники информации – книги и сайты.

Это целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступить к наблюдению, составь план. Ответь на вопросы: когда, где, сколько по времени и за чем именно ты будешь наблюдать. Результаты наблюдений записывай. Записи можно делать в форме текста или таблицы.

Анкетирование

Это метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн.
Готовясь к опросу, четко сформулируй вопросы, на которые ты хочешь получить ответы, и определи, кому ты будешь их задавать. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа.

Эксперимент

Это проведение серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе. Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм. Помни: учебные эксперименты над животными и людьми категорически запрещены.

Анализ текста

Это процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, слова разных частей речи, повторы, рифмы, средства художественной выразительности, ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. Все это влияет на наше восприятие и понимание текста. Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод. Интересно, что текстом ученые считают сегодня не только словесно выраженную информацию, но и графические изображения, и даже музыку.

Приложение 2. Советы при подготовке к выступлению на конференции

План выступления при защите исследовательской работы

Фамилия, имя учащегося; ФИО научного руководителя, тема работы;

Обоснование выбора темы, ее актуальности и новизны;

Цели и задачи работы;

Структура работы (сколько и какие главы, кол-во страниц);

Обзор изученной литературы и иных использованных источников (откуда брали информацию);

Основные теоретические положения (самое важное и интересное из теоретической части);

Описание собственного исследования (представление практической части);

Полученные результаты, выводы;

Самоанализ (что дала мне работа, чему я научился);

Регламент выступления и рекомендации

Время на представление работы – 7 минут. Ответы на вопросы – 3 минуты.

Форма одежды – деловая.

Выступление должно быть четким, содержательным, лаконичным.

Можно выходить с папкой и иметь перед собой план выступления, но полностью читать текст нельзя.

Выступление сопровождается презентацией. Пункты 1, 2, 3, 5, 8, 10 рекомендуется представить в презентации каждый на одном отдельном слайде. Пункты 6-7 могут быть представлены на 3-5 слайдах каждый.

Презентация призвана не дублировать текст выступления, а сделать его более полным, интересным и наглядным, облегчить восприятие. Много текста в презентации быть не должно, она должна содержать лишь основные положения, а также фотографии, схемы, диаграммы, таблицы и другой иллюстративный материал.

Приложение 3. Рекомендуемая структура и оформление работы

Основные части работы

1. Титульный лист, пример оформления:


3. Введение. Включает в себя обоснование выбора темы, актуальность, новизну проблемы, формулировку цели работы и задач, которые необходимо решить для достижения данной цели (изучить литературу, провести опрос, сравнить, сделать выводы и т.д.), краткую характеристику самой работы, ее структуры: указывается кол-во страниц, кол-во глав и краткая информация о том, чему посвящены главы. Описание объема изученного материала (нашел 106 примеров, сравнил, провел опрос среди учащихся 2-4 классов нашей школы и т.д.).

5. Выводы по главе 1.

6. Глава 2. Непосредственно исследовательская часть: выдвижение гипотезы, описание и представление данных опытов, экспериментов, наблюдений, опросов, собственный анализ исследуемого материала, в т.ч. текстов, свои сравнения, доказательства, классификации и т.д. Приветствуются фотографии, графики, диаграммы, и т.д., Текстовая часть главы 2 содержит собственные рассуждения, анализ, доказательства, сравнения и т.д.

7. Выводы по главе 2.

9. Список использованных источников. Рекомендуется использовать в качестве основных источников книги, изданные в последнее десятилетие.
Использование материалов с сайтов сети Интернет разрешено и приветствуется со ссылками.
Оформление:

10. Приложения. В приложениях могут быть: список основных терминов и понятий (дается в алфавитном порядке: понятие – его определение), иллюстративный материал большого объема; анкеты, результаты анкетирования (ответы опрошенных) и др.

Стандартные технические требования к исследовательской работе

Процесс обучения в вузе предполагает не только прохождение учебных программ. Помимо освоения специальности, студенты еще учатся тайм-менеджменту, завязывают знакомства и устанавливают связи, раскрывают свой творческий потенциал, а главное — пробуют себя на ниве научной деятельности.

Научно-исследовательской работе и посвящена наша статья. В новом материале ЛаЛаЛань определит, что это такое, в чем отличие научно-исследовательской работы от учебно-исследовательской, как к ней подступиться, зачем ей вообще заниматься и с чего начать, если вообще-то не очень хочется быть ученым.


Научно-исследовательская деятельность: что туда входит?

Научно-исследовательская работа в широком значении — это и процесс (деятельность), нацеленный на расширение имеющихся знаний, на получение новых данных, на проверку существующих научных гипотез и на установление новых закономерностей, явлений в природе и социуме, и результат этого процесса.

  • Научно-исследовательская работа (НИР) — это деятельность научного характера, которая связана с научным поиском, проведением исследований, экспериментами.

Выделяют фундаментальные НИР и прикладные НИР. В чем их отличие?

Фундаментальные НИР нацелены на теоретическое и экспериментальное постижение мира и его основополагающих явлений, на поиск закономерностей, ответственных за форму, строение, состав, структуру и свойства, за протекание процессов. Фундаментальная наука затрагивает базовые принципы большинства гуманитарных и естественнонаучных дисциплин и служит расширению теоретических, концептуальных представлений.

Это исследования, которые призваны изучать глубинные процессы и явления, лежащие в основе всего. Такая научная деятельность в целом направлена не на одномоментное решение научной или практической задачи, а на перспективу развития науки в целом.

В этом кроется отличие фундаментальных научных работ от прикладных НИР . Прикладные исследования, напротив, направлены на практическое решение технических и социальных проблем, в том числе с использованием достижений фундаментальной науки.

Отметим, что это деление достаточно условно, поскольку в результате развития фундаментальной науки появляются новые достижения в прикладных исследованиях и наоборот. Однако иметь представление даже об этом условном делении необходимо: ведь как иначе выбрать область научных интересов и подступиться к исследовательской работе?

В целом можно сказать, что НИР как деятельность состоит из нескольких этапов: планирование, построение гипотезы, проведение исследования, написание научной работы. Последний этап представляет собой своеобразный результат проведенной работы.

Также в качестве результата научно-исследовательской деятельности допускается создание макетов, в отличие от опытно-конструкторских работ, где обязательно необходимо представить опытный образец изделия, конструкторскую документацию или разработанную новую технологию.

Однако именно опубликованный научный труд является основным результатом НИР — это своеобразный отчёт о проведении исследования. Такой отчет может быть представлен в разных жанрах: от очерка до ВКР.


В современном обществе растет спрос на инициативного и творческого педагога, способного к самостоятельному построению собственной профессиональной деятельности на всех ее этапах (от целеполагания, выбора путей реализации и осуществления задуманного до осмысления достигнутого и коррекции деятельности в случае необходимости). Перед системой профессионального педагогического образования стоит задача максимального раскрытия и развития активного, преобразовательного творческого потенциала каждого студента, его качеств как личности, субъекта деятельности, индивидуальности.

В нашем исследовании создания условий для формирования субъектности будущего учителя мы опираемся на концепцию субъектности, разработанную Е. Н. Волковой, которая трактует субъектность через отношение человека к себе как к деятелю, через принятие того, что субъектность предполагает такое отношение не только к себе, но и к другим людям, особенно к своим ученикам [6, с.3].

Восприятие и понимание себя деятелем собственной жизни, определяющим свои условия существования и развития невозможно без проявления творчества как высшего проявления субъектности. Алексеев Н. Г., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. пишут, что исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения [4, с. 108].

Для студента педагогического колледжа исследование есть деятельность, претендующая на профессиональную компетентность, позволяющую ему самореализоваться на высококонкурентном образовательном рынке в изменяющихся условиях модернизации образования.

Как известно, выделяют научно-исследовательскую и учебно-исследовательскую деятельность студентов. Последняя является одной из важнейших форм учебного процесса.

Учебно-исследовательская деятельность — особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. В Златоустовском педагогическом колледже приобщение студентов к научному исследованию осуществляется на всём протяжении обучения.

Согласно Федеральным государственным стандартам выполнение курсовой работы студентов ведётся на третьих и четвёртых курсах и рассматривается как вид учебной работы по дисциплинам профессионального цикла или профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла, с целью:

- систематизации и закреплением полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным дисциплинам, междисциплинарным курсам профессиональных модулей;

- углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

- формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;

- формированием умений использовать справочную, нормативную, методическую и правовую документацию;

- развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- подготовки к итоговой государственной аттестации выпускника.

Вершиной учебно-исследовательской деятельности студента в системе среднего профессионального образования является выполнение выпускной квалификационной работы. Согласно ФГОС нового поколения ВКР — это самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, выполненная им на выпускном курсе, оформленная с соблюдением необходимых требований и представленная по окончании обучения к защите перед государственной аттестационной комиссией.

Учебно-исследовательская деятельность с использованием системного, компетентностного подходов является основой для формирования субъектности будущего учителя, которая в Златоустовском педагогического колледжа ведётся в рамках экспериментальной деятельности.

Основой для формирования субъектности студентов колледжа стала деятельность педагогического коллектива по направлениям экспериментальной площадки: внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс колледжа, разработка, внедрение и сопровождение индивидуальной траектории личностного и профессионального роста студентов. Концептуально работа по данным направлениям в долгосрочной перспективе опирается на модель выпускника, которая разработана на основе стратегической карты компетенций Златоустовского педагогического колледжа.Стратегическая карта компетенций представляет собой развёрнутый перечень общих компетенций что позволяет выстраивать стратегию развития Златоустовского педагогического колледжа, максимально задействовать интеллектуальный и творческий потенциал студентов и преподавателей.

Направленная учебно-исследовательская деятельность студентов создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, способствует формированию субъектности выпускника Златоустовского педагогического колледжа — будущего учителя.

1. Карасева Ирина Викторовна. Диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование учебно-исследовательской деятельности студентов на основе системного подхода/ [Текст]. 4.05. 2007.

4. Леонтович А. В. Исследовательская деятельности учащихся (сборник статей) [Текст]/ А. В. Леонтович. — М.: МГДД (Ю)Т, 2003. — 110 с.

5. Попов В. В. Программирование учебно-исследовательской деятельности студентов на основе элементов системного подхода. [Текст]. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2003 г.

6. Приказ Министерства образования и науки № 01/733 от 11.03.2013 г.

Основные термины (генерируются автоматически): будущий учитель, Златоустовский педагогический колледж, ОКА, учебно-исследовательская деятельность, выпускная квалификационная работа, интеллектуально-творческая деятельность, исследовательское поведение, особый вид, педагогический колледж, поисковая активность.

Похожие статьи

Исследовательская деятельность как одна из форм.

исследовательская деятельность, профессиональное образование, умение, исследовательская работа, проблема, студент, профессиональная деятельность, выпускная квалификационная работа, выпускная работа. Рефлексия современного учителя | Статья.

Исследовательская деятельность студентов в колледже

Рассмотреть проектно-исследовательской деятельность колледжа на примере организации курсовой и выпускной квалификационной работы.

Она способствует формированию ряда личностных качеств будущих специалистов, которые являются основными компетенциями.

Роль научно-исследовательской деятельности студентов.

Роль научно-исследовательской деятельности студентов колледжа в системе профессиональной подготовки.

Исследовательская деятельность студентов как фактор.

. научно-исследовательская работа, студент, исследовательская работа, будущий специалист, решение задач, работа, научное познание, исследовательский подход, исследовательская деятельность, учебно-исследовательская работа студентов.

Применение исследовательского подхода к обучению как.

Учебно-исследовательская деятельность — особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Подготовка к исследовательской деятельности будущего.

Подготовка к исследовательской деятельности будущего педагогапрофессионального обучения. Аскаров Ихтиёржон Бахтиёрович, В педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки решения вопросов.

Формирование исследовательских умений обучающихся как одно.

исследовательская деятельность, профессиональное образование, умение, исследовательская работа, проблема, студент, профессиональная деятельность, выпускная квалификационная работа.

Исследовательская деятельность младших школьников как.

Виды исследовательской деятельности в общеобразовательной организации: 1. Учебно-исследовательская деятельность — творческая самостоятельная деятельность обучающихся.

Межпредметные связи в выпускных квалификационных.

Исследовательская деятельность студентов как фактор. Высшей и завершающей период обучения формой учебно-исследовательской работы студентов является выпускная квалификационная работа.

Читайте также: