Энергетическая безопасность рб доклад

Обновлено: 25.06.2024

В статье рассматривается теоретический аспект понятия энергетической безопасности. Выделены угрозы безопасности и основные направления развития энергетического сектора страны. Предложены пути обеспечения энергетической безопасности в экономике Беларуси.

The article deals with the theoretical aspect of the concept of energy security. Security threats and the main directions of development of the country's energy sector are highlighted. The ways of ensuring energy security in the economy of Belarus are proposed.

энергетическая безопасность; энергетический сектор; стратегии развития; энергетический потенциал; государственные программы

УДК 338

Введение: В основу любой безопасности, будь то государственная или личностная, как известно, входят интересы, угрозы и защита, поэтому и энергетическая безопасность не является исключением и основывается на энергетических интересах, энергетических угрозах и энергетической защите. Энергетические интересы государства и его граждан являются, безусловно, жизненно важными и долгосрочными.

Актуальность: Каждому человеку свойственно еще на биологическом уровне беспокоиться о безопасности своей жизни, своего здоровья и семьи, а также благополучия. А в качестве социального субъекта он заботиться о безопасности по месту жительства и работы, в какой - либо отрасли и государстве в силу его контактов и интересов. Для Беларуси, как и для любого государства, на сегодняшний день важным условием энергетической безопасности является как наличие ресурсов, так и их диверсификация.

Недра Республики Беларусь не имеют достаточного количества собственных сырьевых и топливно-энергетических, чтобы удовлетворять потребности государства, поэтому на приобретение ресурсов из других стран уходят большие объемы затрат. В силу сложившейся ситуации, было приято решение строить Белорусскую АЭС, ввод в эксплуатацию которой случится в скором времени.

Цель работы заключается в том, чтобы выявить основные направления развития энергетической безопасности на долгосрочную перспективу. Для поставленных целей необходимо решить следующие задачи: во-первых, рассмотрение принятых законов и государственных программ, связанных с обеспечением безопасности энергетического сектора; во-вторых, провести анализ энергетического сектора Республики Беларусь, выявить проблемы и достигнутый процесс.

В данной работе для решения поставленных задач применялись следующие методы обработки практического материала: аналитический, сравнительный, статистический и обобщение информации по данной теме.

Основные аспекты энергетической безопасности по обеспечению энергоснабжения отраслей экономики и населения Беларуси, а также направления развития содержатся в Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь.

Основным механизмом реализации Концепции является выполнение программных документов:

На основе данных документов можно выделить проблемы безопасности энергетического сектора страны на данном этапе:

1) истощение локальных запасов природных ресурсов;

2) зависимость от одного поставщика топливно-энергетических ресурсов;

3) уязвимость страны из-за отсутствия на территории природного газа и больших импортных поставок;

4) использование устаревших и неэффективных производственных мощностей;

5) наличие угроз, связанных с производством, распределением и использованием топливно-энергетических ресурсов;

6) высокий уровень энергоемкости валового внутреннего продукта.

Энергетический сектор Беларуси, включающий ряд предприятий и отраслей составляет 30% промышленности и производящийся 10% ВВП, а также более 30% идет на белорусский экспорт.

В энергетический сектор страны включаются:

Начало стремительного развития отрасли энергетики было положено путем ввода в эксплуатацию в 1930 году первой Белорусской ГРЭС мощностью 10 МВт – крупнейшей станции в довоенный период.

В республике сложился технологически управляемый комплекс: электростанция – электрические сети – потребители электроэнергии. В течении долгих лет развитие энергетической отрасли шло постепенно, строились различные ТЭЦ, протяженность высоковольтных линий становилась все больше, создавался потенциал профессиональных кадров. При этом БелГРЭС оставалась ведущей станцией республики.

С 1992 года, из-за остановки ряда предприятий промышленности и сокращения производства в Беларуси началось снижение потребления электрической и тепловой энергии, которое продолжалось вплоть до 1995 года, когда потребление электроэнергии составило 65,3 % от уровня 1991 года.

С началом подъема экономики в 1996 году стало постепенно увеличиваться потребление энергии. [4]

На сегодняшний день самой крупной электростанцией Беларуси является Лукомская ГРЭС. Среди теплоэлектроцентралей наибольшую мощность имеют Минская ТЭЦ-4 и Новополоцкая ТЭЦ. Характерна высокая концентрация выработки электроэнергии: на 11 наиболее крупных электростанциях сейчас вырабатывается 95 % общего объема электроэнергии. Почти половина производства электроэнергии приходится на ТЭЦ.

Баланс электрической энергии позволяет определить поступление электроэнергии из различных источников, ее межотраслевое распределение и потери. Основным источником производства электроэнергии является ТЭЦ (таблица 1). Однако в Беларуси активно ведется работа, направленная на использование альтернативных источников энергии, таких как солнечные батареи, ветряные станции, гибридные электростанции и т.д., чтобы не вредить так сильно окружающей среде. Как считают некоторые ученые, в ближайшие 20 лет солнце может стать основным источником энергии. Несмотря на то что в Беларуси небольшое количество солнечных дней, Беларусь последовала примеру европейских стран и увеличила производство солнечной энергии в 70 раз, с 0,4 млн. мВт⋅ч в 2013 году до 28 млн. мВт⋅ч в 2016 году, не включая солнечные электростанции, принадлежащие частным компаниям. Этой энергии достаточно для снабжения небольшого белорусского городка на протяжении года.

В связи с повышением электропотребления своей электроэнергии Беларуси до 2018 года не хватало. В настоящее время установленной мощности электростанций достаточно для полного обеспечения своей потребности в электроэнергии. Также Беларусь ежегодно импортировала от 2,5 до 8 млрд. кВтч. электроэнергии. С 2018 года экспорт значительно превышает импорт, что является хорошим показателем правильного развития энергетической безопасности.
Таблица 1 - Баланс электрической энергии (миллионов киловатт-часов)

на тепловых электростанциях

Потреблено в республике

на собственные нужды электростанций

потери в магистральных сетях

Примечание – Источник [3]

Баланс тепловой энергии показывает, что больше всего преобладает производство тепловой энергии на ТЭЦ, как и в случае с электрической энергией. Беларусь самостоятельно полностью обеспечивает себя тепловой энергией, большая часть которой идет на нужды организаций республики (55,1%), а остальная часть на нужды населения (37,5 %). Также к 2018 году снизились потери в магистральных сетях.

Таблица 2 - Баланс тепловой энергии (тысяч гигакалорий)

Производство – всего 1)

электростанциями общего пользования

ТЭЦ общего пользования

ТЭЦ и мини-ТЭЦ организаций

котельными установками организаций

Потреблено в республике

потери в магистральных сетях

Примечание – Источник [3]

Энергоемкость ВВП Беларуси еще с 1990 года по сей день снизалась в 3,5 раз. Данный показатель показывает, как эффективно используются топливно-энергетические ресурсы при производстве ВВП. Чем меньше показатель энергоемкости ВВП любого государства, тем меньше валютные затраты на закупку ТЭР, а также возможность снизить свою зависимость закупки ресурсов у внешних поставщиков. Это будет способствовать увеличению конкурентоспособной продукции как на внутреннем, так и не внешнем рынках страны и самое главное, снижение негативного влияния энергетического сектора на окружающую среду.

Электроемкость и теплоемкость ВВП имеет тенденцию к снижению и в 2018 году по сравнению с предыдущими годами составил 375,9 кВтч/ млн.руб. и 618,1 Мкал/ млн.руб. На эти показатели влияет несколько факторов, а именно климатические условия и изменения на территории страны; структура производства и технологическое отставание или прогресс отраслей промышленности, например, использование морально и физически устаревшего оборудования или их модернизация, внедрение передовых технологий.

Валовое потребление топливно-энергетических ресурсов, потребление тепловой и электрической энергии на душу населения зависит от экономического и демографического состояния страны и поэтому может изменяться. С 2014 по 2018 год зафиксирован подъем численности населения, прежде всего за счет миграции, соответственно потребление ресурсов увеличивается, соответственно потребление топливно-энергетических ресурсов повышается. По оценкам ученых Национальной академии наук, многие белорусские отрасли имеют потенциал замещения газа и других видов топлива на электроэнергию, который в совокупности оценивается в 11 млрд кВт*ч в год. Но для этого нужно провести модернизацию.

Таблица 3 – Макроэкономические показатели энергетической эффективности

Энергоемкость ВВП (ВВП в ценах 2005 года), кг усл. топл / млн. руб.

Электроемкость ВВП (ВВП в ценах 2005 г.), кВт·ч / млн. руб.

Теплоемкость ВВП (ВВП в ценах 2005 года), Мкал / млн. руб.

Валовое потребление топливно-энергетических ресурсов на душу населения,
кг усл. топл

Потребление электрической энергии на душу населения, кВт·ч

Потребление тепловой энергии на душу населения, Мкал

Примечание – Источник [3]

Удельный вес потерь в общем объеме потребления электрической энергии,
в процентах

Удельный вес потерь в общем объеме потребления тепловой энергии,
в процентах

Примечание – Источник [3]

Ввод в эксплуатацию БелАЭС позволит стране ежегодно замещать около 5 млрд. куб. м импортируемого природного газа, снизить себестоимость производства электроэнергии, уменьшить уровень выбросов парниковых газов в атмосферу на 7–10 млн. т и поможет обеспечить нашу энергетическую безопасность. Страна в целом потребляет около 20 млрд. куб. м газа, энергосистема потребляет 10 млрд. Когда будут введены в работу два блока АЭС потребление газа в энергосистеме уменьшится до 4 млрд. куб. м. Первый энергоблок запустят в январе 20–го года, а второй введут в эксплуатацию в 2021 году [6].

Заключение. По проведенной работе в заключение можно сделать следующие выводы:

1) Беларусь имеет стратегию, которая заключается в обеспечении энергетической безопасности и развития сбалансированного энергетического комплекса, так как имеется экономика с многоотраслевой структурой, но существует острая нехватка собственных топливно-энергетических ресурсов. Сегодня в Республике Беларусь на импорт идет 78% энергетических ресурсов. На газ и нефть приходится наибольший % импорта, поэтому неважно какие произойдут изменения цен на мировых рынках на топливо, снижение или увеличение, они отражатся на белорусской экономике. Основными задачами в данной ситуации являются энергоэффективность и энергосберегающие технологии.

2) Уверенными темпами идет строительство БелАЭС, в данный момент на втором энергоблоке выполнены уже 70% строительно-монтажных работ. После ввода станции в эксплуатацию количество электрифицированного жилья в Беларуси будет расти. По мнению экспертов, электрификация жилых домов поможет снизить затраты на его строительство и дальнейшее использование. Планируется, что жители таких домов смогут самостоятельно регулировать уровень температуру=ы на своей площади и не зависеть от общего графика.

4) Стоит выделить такой важный элемент, как научно-технический прогресс, чья роль является главной составляющей интересов в области энергетики, так как именно он определяет уровень развития энергетики, промышленности и транспортной системы страны и, в конечном итоге, благосостояние граждан, настоящую независимость, международное признание и экономическую мощь любого государства.

5) Основной задачей в мире в целом становится повышение эффективности использования энергии.

Энергоресурсы имеют важное значение для улучшения качества жизни и расширения возможностей, открывающихся перед гражданами стран мира - как развитых, так и развивающихся. Поэтому обеспечение эффективного, надежного и экологически безопасного энергоснабжения по ценам, отражающим фундаментальные принципы рыночной экономики, представляет собой вызов для нашей страны и всего человечества.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

Энергоресурсы имеют важное значение для улучшения качества жизни и расширения возможностей, открывающихся перед гражданами стран мира - как развитых, так и развивающихся. Поэтому обеспечение эффективного, надежного и экологически безопасного энергоснабжения по ценам, отражающим фундаментальные принципы рыночной экономики, представляет собой вызов для нашей страны и всего человечества.

Можно сказать, что на данный момент не выработано единое понимание самого понятия энергетической безопасности государства (ЭБГ), а в ряде случаев значения, которые страны вкладывают в это понятие, прямо противоположны друг другу. Но в контексте понимания этого понятия как глобального, энергетическая безопасность означает не только предотвращение конфликтов за энергетические ресурсы между поставщиками и потребителями, внутри группы стран-поставщиков и внутри группы стран-потребителей, но и расширение доступа к энергетическим ресурсам. Невозможность развития экономики без энергетики означает также невозможность преодоления проблем, которые давно признаны мировым сообществом как глобальные: бедность, эпидемии, низкий уровень образования, угрозы экологии и др. Из этого следует вывод, что энергетическая безопасность является составной частью глобальной системы безопасности.

Проблематика энергетической безопасности нашего государства многогранна. К ней обращаются специалисты различного профили Соответствующее исследовательское поле также неисчерпаемо и поэтому важно отметить, прежде всего, наиболее принципиальные моменты социального характера.

Ключевая задача, которая ставится перед разработчиками любой стратегии энергетической безопасности – обеспечение соответствия её содержательной стороны национальным интересам государства. Что при таком рассмотрении представляет собой национальный интерес государства? Это – общий знаменатель интересов всех граждан, которые его населяют, независимо от их этноконфессиональной принадлежности, их социального статуса. Относительно энергетической безопасности указанный общий знаменатель выглядит следующим образом: это достижение энергоёмкости народнохозяйственного комплекса, способствующей его полноценному функционированию; удовлетворение энергетических потребностей физических лиц, гарантирование в масштабах всей страны, энергопотребления, которое не влечёт за собой ухудшение её финансового состояния, не наносит ущерб окружающей среде.

В последнее время в высших эшелонах власти большое внимание уделяется вопросам энергетической безопасности (ЭБ). Вопросы ЭБ признаны актуальными мировым сообществом.

Такая ситуация может привести к недопониманию сущности ЭБ, нестыковки теории (научных разработок) и практики (государственного регулирования, поддержки отдельных проектов в сфере энергетики и др.).

В общем виде безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Как следует из приведенного определения, к объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Жизненно важные интересы представляют собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития объекта безопасности. Под угрозой, в свою очередь, понимается совокупность условий и факторов, стечение обстоятельств, значительно увеличивающих риски жизнедеятельности объекта.

Энергетическая безопасность подразумевает состояние защищенности страны (региона), ее граждан, общества, государства, экономики от угрозы дефицита в обеспечении их обоснованных потребностей в энергии экономически доступными топливно-энергетическими ресурсами приемлемого качества, а также защищенности от нарушений стабильности, бесперебойности топливо- и энергоснабжения.

1.2. Цель и принципы обеспечения энергетической безопасности государства

Целью политики ЭБГ является последовательное достижение качественно нового уровня ее главных характеристик:

· способности ТЭК надежно обеспечивать экономически обоснованный внутренний и внешний спрос энергоносителями соответствующего качества и приемлемой стоимости;

· способности потребительского сектора экономики эффективно использовать энергоресурсы, предотвращая тем самым нерациональные затраты общества на свое энергообеспечение и дефицитность топливно-энергетического баланса;

· устойчивости энергетического сектора к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам, а также его способности минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов.

Важнейшими принципами обеспечения энергетической безопасности являются:

· гарантированность и надежность энергообеспечения экономики и населения страны в полном объеме в обычных условиях и в минимально необходимом объеме при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера;

· восполняемость исчерпаемого ресурса (темпы потребления исчерпаемых ресурсов топлива должны согласовываться с темпами освоения замещающих их источников энергии);

· диверсификация используемых видов топлива и энергии (экономика не должна чрезмерно зависеть от какого-либо одного энергоносителя);

· учет требований экологической безопасности (развитие энергетики должно быть сбалансировано с возрастающими требованиями охраны окружающей среды);

· предотвращение энергорасточительства (взаимосвязь с политикой энергетической эффективности);

· создание экономических условий (прежде всего за счет налоговых и таможенных мер), обеспечивающих равновыгодность поставок энергоресурсов на внутренний и внешние рынки и рационализацию структуры экспорта;

· максимально возможное использование во всех технологических процессах и проектах конкурентоспособного отечественного оборудования.

1.3. Критерии и показатели оценки уровня энергетической безопасности государства

Для оценки уровня энергетической безопасности государства можно применить следующий состав показателей (индикаторов):

1. Индикаторы обеспеченности электроэнергией:

· доля собственной выработки (отношение выработки электроэнергии электростанциями к годовому потреблению электроэнергии);

· производство электроэнергии на душу населения (отношение производства электроэнергии к численности населения);

· потребление электроэнергии на душу населения в коммунально- бытовом комплексе (отношение потребления электроэнергии в коммунально-бытовом комплексе к численности населения).

2. Индикаторы обеспеченности тепловой энергией:

· коэффициент покрытия (отношение суммарной располагаемой мощности источников теплоснабжения к максимальной годовой потребности в тепловой нагрузке);

· производство тепловой энергии на душу населения (отношение производства тепловой энергии к численности населения);

· расход котельно-печного топлива (КПТ) (отношение фактического расхода топлива к нормативу);

· доля введённых источников теплоснабжения (отношение введённых источников теплоснабжения к числу действующих источников теплоснабжения);

· коэффициент потерь тепловой энергии (отношение потери тепловой энергии к произведенному количеству);

· среднее число аварий на один источник теплоснабжения (отношение числа аварий на источниках теплоснабжения к числу источников теплоснабжения);

· коэффициент износа тепловых и паровых сетей (отношение протяженности тепловых и паровых сетей, нуждающихся в замене к общей протяженности).

  1. ВАРИАНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЛАРУСИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

По мнению ряда энергетиков, уже через несколько лет Беларуси придется пережить тяжелейший энергетический кризис.

Главная проблема — высокая степень энергетической зависимости нашей страны от внешних источников. 85—90 % сырья для белорусской топливной промышленности импортируется из России. По мнению специалистов белорусского теплоэнергетического института, такая ситуация небезопасна. По нормам развитых стран не рекомендуется импортировать более 30 % топливно-энергетических ресурсов из одной страны. В противном случае государство становится слишком зависимым от сырьевых источников.

Белорусское правительство залогом энергетической безопасности государства считает то, что в стране есть развитая сеть электростанций. Однако учитывая, что вся белорусская электроэнергия производится на российском газе, считать нашу электроэнергетическую систему самостоятельной не приходится.

В то же время уже сейчас около половины белорусских энергетических мощностей требует замены. Значительная часть теплоэлектростанций по своим техническим характеристикам не соответствует нынешним потребностям энергопотребления. Электроэнергия, произведенная на белорусских ГРЭС, стоит дороже, чем импортируемая из Литвы и России.

При выборе вариантов энергообеспечения необходимо учитывать два основных фактора — экономичность и безопасность.

Возможные варианты поставки газа:

А) из России по существующей и вновь сооружаемой системе газопроводов;

Б) из Туркменистана по существующей системе газопроводов через Казахстан—Россию—Украину, а также путем сооружения нового газопровода с учетом интересов сопредельных государств (Украины, Литвы, Латвии, Польши, России);

В) из месторождений Северного моря путем строительства нового газопровода через Польшу;

Г) из Ирана с учетом имеющегося соглашения о строительстве газопровода для подачи газа на Украину и в Азербайджан;

Д) сжиженного природного газа (СПГ) из государств-экспортеров: Ливии, ОАЭ, Брунея через порты Черного или Балтийского морей с последующей его регазификацией в портах и транспортировкой до республики по газопроводам.

По всем перечисленным вариантам отсутствуют обосновывающие материалы их эффективности с учетом прогнозируемых цен на энергоносители и необходимых инвестиций, однако на основании существующих аналогов и экспертных оценок осуществлено их ранжирование по степени возрастания затрат для республики. Ранжирование выполнено исходя из предположений, что:

• в прогнозируемом периоде все государства-экспортеры энергоресурсов будут осуществлять их продажу по мировым ценам на своей границе вне зависимости от внутренних затрат на их добычу и транспорт;

• затраты на импорт энергоресурсов по вариантам будут отличаться преимущественно величиной транспортных расходов и объемом требуемых инвестиций на новое строительство магистральных газопроводов.

С учетом названных обстоятельств предпочтительно следующее ранжирование вариантов по степени возрастания затрат:

• вариант "а" — из России;

• вариант "б" — из Туркменистана по существующей системе газопроводов;

• вариант "б" — из Туркменистана со строительством новой системы газопроводов;

• вариант "в" — из месторождений Северного моря;

• вариант "г" —- из Ирана;

• вариант "д" — поставка СПГ из стран Персидского залива и Северной Африки.

Для Республики Беларусь, расположенной в центре восточно-европейского региона и не имеющей выхода к морю, возможны следующие пути поставки нефти:

• из России по существующей системе магистральных газопроводов;

• через территории сопредельных государств (Украины, Литвы, Латвии, Польши), имеющих и создающих морские нефтеперевалочные комплексы для приема нефти из танкеров, при этом реализуется комбинированная трубопровод – но-морская транспортная схема поставки нефти.

В качестве альтернативы существующей схеме поставок возможны два основных направления:

• южное — через порты на Черном море (Одесса);

• северное — через порты на Балтийском море (Вентспилс, Гданьск, Росток и др.).

Энергетическая безопасность является важнейшим слага­емым экономической безопасности Республики Беларусь, что обусловлено слабой обеспеченностью страны собственными топ­ливно-энергетическими ресурсами (до 15 % общего объема по­требления).

Энергетическая безопасность, по определению Мирового энергетического совета, — это наличие энергии в том количестве и того качества, которые необходимы при определенных эконо­мических условиях.

Для энергетической безопасности Республики Беларусь важ­на не столько минимизация энергетической зависимости, сколь­ко сокращение связанных с ней рисков. Энергетическая безо­пасность определяется как долей собственных топливно-энерге­тических ресурсов в общем энергобалансе, так и их разнообра­зием. Считается нормальным использование в равных пропор­циях не менее трех основных видов топлива.

Энергетическая безопасность РБ — это комплекс условий, позволяющих осущ-ть достаточное и надежное снабжение страны топливно-энергетическими ресур­сами для устойчивого функционирования экономики и обеспе­чения жизнедеятельности людей в нормальных и чрезвычай­ных ситуациях.

Беларусь после обретения суверенитета не была энергетиче­ски безопасным государством и в ближайшем будущем ей труд­но стать таковой. Это обусловлено отсутствием в достаточном количестве на ее территории ископаемых видов топлива, низ­кой степенью диверсификации импортируемых видов топлива по видам и поставщикам, слабым уровнем развития возобнов­ляемых источников энергии.

Вместе с тем республика обладает технически развитой и на­дежно функционирующей энергосистемой. Однако отсутствие необходимого количества инвестиций не позволяет в достаточной степени модернизировать основные производственные виды предприятий топливно-энергетического комплекса.

К потенциальным внутренним угрозам энергетической безопасности Беларуси относятся: превышающий кий уровень износа основных фондов предприятий как но-энергетического комплекса, так и потребителей ресурсов; недостаточно надежная инфраструктура, способная вызвать аварийную ситуацию в энергообеспечении; высокая энергоемкость отечественного производства.

К внешним угрозам энергетической безопасности страны от­носятся: повышение цен на нефть; монозависимость от импорта энергоресурсов; региональные конфликты в мировом сообщест­ве; нештатные ситуации, вызванные невыполнением договоров внешними партнерами.

Важнейшими факторами энергетической безопасности явля­ются повышение уровня энергетической независимости (обес­печения потребностей в энергии за счет собственных энергоис­точников), рост эффективности производства, преобразования и использования энергии, а также надежности систем энерго­сбережения.

Энергетическая безопасность страны требует создания меха­низма надежного и эффективного энергообеспечения всех от­раслей экономики и населения, что будет способствовать произ­водству конкурентоспособной продукции и повышению уровня и качества жизни населения при сохранении экологически бе­зопасной среды.

Пять энергетических аксиом

Вторая аксиома – Беларусь обречена на зависимость от импорта энергоресурсов из России. Своих нефти, газа или угля бог нам не дал. Венесуэла, Иран, Азербайджан и Казахстан – все это далеко, и с точки зрения коммерчески выгодных, стабильных энергетических поставок бессмысленно. Уповать на устойчивую щедрость Чавеса или Ахманидзежада для энергетической политики Беларуси не стоит. Рыночные поставки энергоресурсов из России все равно будут дешевле и выгоднее, тем более что технологически энергетические системы наших стран созданы для работы в режиме взаимной дополняемости и совместимости. Даже если правительство Беларуси сумеет договориться о выгодных контрактах поставки нефти или электроэнергии из стран дальнего зарубежья

Третья аксиома – внутренних источников энергии для полноценной работы конкурентоспособной экономики без внешних поставок энергоресурсов в Беларуси нет. Попытки залатать дыры в энергетическом балансе углем, торфом, дровами или отходами деревообработки бессмысленны и даже опасны. Подобные программы отвлекают ценные бюджетные ресурсы и не дают адекватного результата.

Четвертая аксиома – возобновляемые, инновационные источники в ближайшие 15 – 20 лет не станут полноценной, коммерчески выгодной альтернативой традиционным видам топлива. До тех пор, пока электроэнергия, вырабатываемая при помощи солнца, ветра, особого вида бактерий или переработки отходов, не станет, хотя бы, вровень по цене той, которая вырабатывается из нефти, газа и угля, Беларуси преждевременно рассматривать возобновляемые источники энергии в качестве реальной альтернативы поставкам российского газа и нефти.

Пятая аксиома – промышленное производство в Беларуси чрезвычайно энергозатратно, технологии допотопные, а система управления по-прежнему представляет собой совковую комбинацию не скоординированных действий немотивированных на коммерческий результат наемных менеджеров. В нашей стране на производство одной единицы ВВП нужно тратить в 2,5 – 3 раза больше энергоресурсов, чем в развитых странах ЕС. До сих пор никакой реформы системы энергетики в Беларуси не было. Законсервированная монополия в руках Белэнерго продает электроэнергию для бизнеса по ценам, которые выше польских или литовских. Перекрестное субсидирование, высокие операционные издержки, таинственное формирования тарифов, коррупция при госзакупках оборудования – все это про белорусскую энергетику.

10 шагов к энергетической безопасности

Чтобы обеспечить энергетическую безопасность Беларуси, нужно учитывать все пять выше перечисленных аксиом. Нет смысла серчать, что нам не повезло или наоборот радоваться, что у нас нет более острых проблем (типа нехватки воды, засухи, цунами и т.д.) Беларусь вполне может быть энергетически безопасной страной. У нас нет хронических, неразрешимых конфликтов с соседями (если мы не перестанем бряцать нефтяными и газовыми задвижками, их у нас и не будет). Нам не нужно применять некие особые технологии, чтобы доставить энергоресурсы в страну. Благо труб и проводов хватает. Поэтому наша безопасность – в наших руках. Вернее в руках тех людей, которые от имени народа управляют нашей страной.

Энергетическая безопасность – это когда у потребителей в стране есть выбор продавцов разных видов энергоресурсов. Это когда производители и поставщики нефтепродуктов, электроэнергии и газа работают по мировым ценам в режиме свободной конкуренции, когда доступ к проводам и трубам одинаков для всех производителей и дистрибьюторов. Наконец, это исправное, современное оборудование ТЭКа и надежные системы передачи (провода, трубы).

Чтобы обеспечить энергетическую безопасность Беларуси, нам нужно сделать следующее:

1) отменить ограничения (квоты, лицензии, разрешения) на торговлю нефтью и нефтепродуктами, разрешить их свободный ввоз в страну;

4) либерализовать импорт электроэнергии из всех стран, создать равные условия для работы на рынке как импортерам электроэнергии, так и ее производителям внутри страны;

5) создать оптовый рынок электроэнергии, обеспечив отделение ее производства от дистрибуции, гарантировать равный доступ всем производителям к проводам;

6) ликвидировать Белэнерго, превратить областные энергетические структуры (облэнего) в энергетические компании и приватизировать их по той же схеме, что и НПЗ. При этом не допускается приватизация в пользу одного-двух инвесторов из одной страны;

7) разрешить компаниям и городам (на муниципальном уровне) переходить на самостоятельное снабжение электроэнергией за счет развития малой энергетики;

8) провести международный аудит производства электро- и теплоэнергии на белорусских электростанциях, определить реальную структуру затрат и утвердить новую ценовую политику. Она должна балансировать инвестиционную привлекательность и реальный спрос населения и реального сектора;

9) реализовать совместный проект строительства новой АЭС вместе с Литвой, Латвией и Эстонией при строгом соблюдении требований МАГАТЭ (на литовской площадке);

10) безусловная гарантия транзита нефти и газа через территорию страны, унификация белорусского законодательства к требованиям Европейской энергетической хартии. Надежность Беларуси в качестве энергетического партнера обеспечивается, в том числе, за счет формирования международных компаний с участием представителей стран ЕС, России и Украины.

Читайте также: