Гладиаторы древнего рима доклад

Обновлено: 02.07.2024

Для меня и моих друзей, с кем я занимаюсь в спортивной секции, интересно узнавать любые неизвестные исторические факты. Поэтому темой своего реферата я выбрал историю возникновения и проведения гладиаторских боёв. Изучая историю древнего мира, я хотел бы более подробно узнать о гладиаторах, какими они были и для чего устраивались знаменитые гладиаторские бои?

Целью моей работы является изучение истории возникновения и развития этого события, поиск имён великих гладиаторов Римской империи.

А узнав новое о жизни гладиаторов, об отношении горожан к их поединкам, об исчезновении гладиаторства, я не мог не поделиться собранным материалом со своими сверстниками. Это стало заключительным этапом моей работы, результаты которой я представлял в гимназии на малой практической конференции во время проведения недели истории.

При написании реферата я обращался к справочной и энциклопедической литературе по истории древнего Рима, использовал Интернет-ресурсы, адреса которых указаны в библиографическом списке.

Кто такой гладиатор?

Гладиаторы были из числа военнопленных, осуждённых преступников и рабы, специально обученные для вооруженной борьбы между собой на аренах амфитеатров. Гладиаторы Древнего Рима обычно сражались на публике до смерти. Поединки римских гладиаторов устраивались сначала в дни наиболее значительных религиозных праздников, а затем превратились в наиболее популярное увеселение простых граждан. Традиция боёв гладиаторов сохранялась на протяжении более 700 лет. [1.2, 5].

Гладиаторские поединки, как оказалось, были переняты римлянами у греков и египтян. Они были похожи на жертвоприношения богу войны Марсу. Сначала гладиаторами считались военнопленные и приговоренные к смертной казни. Законы древнего Рима позволяли им испытать свою судьбу в поединке. В случае победы победивший боец получал наличные деньги и на них мог выкупить собственную жизнь. Были и такие смельчаки, которые отказывались от своей свободы, вступали в гладиаторы в погоне за популярностью. [1.2, 5].

Для того чтобы быть гладиатором, нужно было принять клятву. [1.1, 4]. С этого этапа воины попадали в мир, где были безжалостные законы чести. Первый закон – безмолвие. Гладиаторы объяснялись на арене жестами. Второй закон – полное соблюдение правил чести. Так, к примеру, воин, упавший на землю и сознающий свое поражение, должен был снять защитный шлем и подставить гортань под клинок соперника. В таких случаях зрители имели возможность давать милосердие тем воинам, которые смело боролись и нравились публике.

Этот обычай сначала очень медленно укоренялся в жизни римлян. В то время римлянам приходилось немало воевать. А для того, чтобы отдохнуть, они любили устраивать атлетические конкурсы, конные скачки, театральные представления. Поэтому на тот момент римлян никак нельзя было назвать любителями жестоких боев, так как этого им хватало в ежедневной полувоенной жизни. [4].

В 264 году до н.э. на базаре в Риме состоялся бой 3-х пар гладиаторов. И только спустя 50 лет эти зрелища начали увеличиваться: 22 пары гладиаторов на протяжении 3-х дней развлекали публику. Эти бои были устроены в память о консуле Древнего Рима. А в 105 году до н.э. гладиаторские поединки были введены императором Юлием Цезарем в количество официальных прилюдных зрелищ [5, 8].

К концу II века до н.э. уже никого не удивляли поединки с участием не одной сотни гладиаторов… [1.2, 3].

Гладиатор не знал сомнений. Он жил одним днем и знал, что его судьбу решает соревнование. Большинство гладиаторов были рабами, которые получали хорошую врачебную поддержку и высококалорийную еду. Их мастерство повышали регулярные тренировки. На них тратились большие суммы денег. Если высокооплачиваемые гладиаторы гибли в борьбе, то содержащий их господин терпел огромные убытки. Поэтому билеты на шоу смертельных поединков были очень дорогими. Чем больше проходило боев, тем успешнее считалось шоу.

О гладиаторских играх сообщалось заранее в "афишах" – надписях на стенах домов и общественных зданий. Вот образцы таких надписей (они хорошо сохранились в Помпеях): "Гладиаторы Н. Попидия Руфа будут биться с 12-го дня до майских календ; будет звериная травля" (CIL. IV. 1186) или "Гладиаторы эдила А. Суетия Церта будут драться накануне июньских календ" (CIL. IV. 1189). [1.1, 3, 4].

Существовало несколько правил для разных стилей борьбы. Римские гладиаторы имели разные виды оружия и доспехов. Выбор их означал свой собственный стиль. Одни воины имели довольно хорошую защиту, и его тело закрывали большие щиты. Другие имели небольшой квадратный щит, закрывающий только торс, а третьи выступали практически без защиты.

Не все гладиаторы сражались правой рукой. Те, кто хорошо работал обеими руками, получали огромное преимущество. Разные стили боев гладиаторов постепенно развивались и улучшались. Позже, когда боевые стили стали стандартными, были написаны документы, в которых подробно излагался каждый вид. Теперь любого, кто хотел стать гладиатором, можно было обучить ведению боевых поединков. [3, 4].

Один из знаменитых в своё время гладиаторов - Публий Остория - был рабом в городе Помпеи. Он своим трудом и силой получил свободу и стал рудийцем, потому что победил более чем в 50 поединках и остался жив [1.3, 4]. Правда, по одной из версий, он остался без одного глаза, а по другой - лишился правой руки.

В истории есть имя знаменитого гладиатора Фламмы из Сирии. [1.2]. Он провел много сражений и почти всегда выходил победителем. Но после каждого своего освобождения Фламм заключал новые контракты с гладиаторской школой. Этот гладиатор был четырежды свободен, но предпочитал свободе бой. Конечно, это не могло продолжаться бесконечно, и однажды он встретил свою смерть. Для меня это непостижимо: будучи свободным, он дрался на одном поле с обреченными на смерть рабами. Не за жизнь, не за свободу, а ради самого гладиаторского боя!

Есть еще один пример, но он прямо противоположен предыдущему. Путь, который избрал для себя гладиатор по имени Веяна, вполне объясним. После блестяще проведённых на арене сражений он купил свою свободу. Накопленные деньги позволили приобрести поместье, где он жил со своей семьей до глубокой старости [1.2].

Но самым известным и знаменитым гладиатором был и остаётся Спартак. К сожалению, история не сохранила нам даты его рождения. Родился он во Фракии (на земле нынешней Болгарии). Спартак возглавил восстание рабов в Италии (74 до н.э. – 71 до н.э.). Его армия состояла из беглых гладиаторов и рабов. Восставшие не раз наносили поражение римским легионам.

В историю это событие вошло как Восстание Спартака, одно из крупнейших восстаний рабов в Римской империи.

Изначально Спартака многие считают пленённым рабом, потому что по стилю ведения поединков он мог принадлежать к определённой школе. Даже есть предположение, что он учился в школе гладиаторов Батиата (названа в честь ее хозяина Лентула Батиата). [1.2].

Для большинства римлян гладиаторские бои были любимым развлечением. Они приходили за острыми ощущениями, будь то сражение с дикими и экзотическими животными или полюбоваться на поединок лучших гладиаторов. В то время, как и сейчас, у каждого зрителя были свои любимцы и кумиры. Имена хороших гладиаторов знали все. Поэтому и римляне отправлялись в амфитеатр, чтобы увидеть известных бойцов на арене. Этой популярностью отдельных гладиаторов пользовались организаторы игр, продавая билеты по более высокой цене. [4].

Древние римляне оставили свой след в истории. Это, как указывается в любом учебнике, была одна из развитых цивилизаций древнего мира. И это несмотря на то, что в этом обществе убийство гладиаторов считалось вполне нормальным явлением и даже развлечением зрителей.

Чтобы получать удовольствие от увиденного, римляне создавали для этих зрелищ амфитеатры и арены. До сих пор воображение наблюдателя поражают размеры Колизея – гигантского амфитеатра в форме овальной чаши. Но сегодня от этого сооружения сохранились лишь руины, но и они поражают зрителя своей внушительностью и былой красотой. Это арена площадью огромных размеров 188х156 метров, а в высоту более 48 метров. [4, 9].

Мир с течением времени менялся, и вместе с ним менялись человеческие ценности. Император Константин Великий принял христианство, он был первым христианином среди римских императоров. Когда состоялось первое церковное собрание, то было принято решение бороться с кровавыми играми. Невольникам с тех пор не выносили смертный приговор, а отправляли их на каторжные работы. [6].

Однако, даже после принятия такого закона, на Апеннинском полуострове некоторые богачи продолжали организовывать гладиаторские бои. Они не хотели расставаться со своими привычными развлечениями. Гладиаторство чуть было не возродилось. [1.1]

В 357 году император Константин Второй запретил юношам вступать в гладиаторские школы, а в 399 году закрылась последняя школа гладиаторов.

Но расстаться с такой привычкой – смотреть гладиаторские бои - обществу было трудно. И через пять лет понадобился новый императорский указ, запрещавший организацию подобных школ и гладиаторских сражений. Поводом для этого послужила трагическая гибель монаха в 404 году. Во время поединка он выбежал на арену и пробовал успокоить дерущихся, но вместо этого сам был разорван толпой. После этого император Гонорий запретил гладиаторство навсегда [1.1].

В своей работе я последовательно изложил историю возникновения гладиаторства, а также попытался разобраться, кто и зачем становился гладиатором. Армию гладиаторов, прежде всего, пополняли рабы. Но находились и такие, кто добровольно лишал себя свободы.

В своей работе я постарался объяснить, как проходили гладиаторские сражения, кому и почему было выгодно проводить смертельные поединки. Я узнал имена знаменитых гладиаторов, подробности их биографий.

Такое исторически уникальное явление, как гладиаторство, не может оставить равнодушным ни одного человека. С одной стороны, это жестокость по отношению к невольникам, а с другой – участие в этих боях добровольцев, которые не могли представить свою жизнь без гладиаторских поединков. Для таких массовых зрелищ создавались вместительные арены и амфитеатры, которые римляне строили не на один год. Но со временем и они разрушались.

Остатки этих архитектурных сооружений, сохранившиеся до наших дней, являются для нас памятниками истории. Да как же иначе: ведь гладиаторские бои были частью жизни жителей Древнего Рима! Это одна из ярких отличительных особенностей Древнего Рима от истории других государств, где рабов было не так много.

Собранная и обработанная мной информация может быть использована в качестве дополнительного материала при изучении истории Древнего мира.


На трибунах Колизея располагались смотреть бои гладиаторов

более 50 тыс. зрителей. [7, стр. 79]

Иллюстрация на титульном листе [8, стр.112]

1. Интернет ресурсы.

2. Новейший энциклопедический справочник. Страны мира./ Автор- составитель Хвостова Д.О.. – М.:ОЛМА Медиа Групп. 2007.

3. Носов К.С. Гладиаторы. – М.: Ламартис, 2009. – 278 с.

4. Паолуччи Ф. Гладиаторы. Обреченные на смерть. – М.: Ниола-Пресс, 2007.

5. Сергеенко М.Е. Жизнь древнего Рима. – СПб.: Издательско-торговый дом "Летний Сад"; Журнал "Нева", 2000. – 368 с.

6. Тарновский В. Гладиаторы. – М.: Слово. 1995. – 48.

7. Что такое. Кто такой: В 3т. Т.1. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. – 384 с.:ил.

8. Что такое. Кто такой: В 3т. Т.3. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. – 336 с.:ил.

9. Чудеса света/ Научно-популярное издание для детей. М.: ЗАО РОСМЭН-ПРЕСС, 2008.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Российской Федерации

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего профессионального образования

Гладиаторы Древнего Рима

Силаев Д.Е. -101о ИО СГФ

П. Гладиаторы и гладиаторские бои в Риме.

1. История возникновения и развития гладиаторских боев.

2. Участники гладиаторских игр

4. Типы гладиаторов.

5. Содержание гладиаторских игр

6. Окончание игр.

Ш. Заключение

Типы гладиаторов (изображения)

Гладиаторы в кинематографе.

Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства. Древний Рим подарил миру величайшие творения скульптуры, архитектуры, живописи, литературы. Но среди этого признанного наследия есть то, что стало отличительной чертой Римского общества, характеризующего его с отрицательной стороны.

Это бои гладиаторов.

Убить противника или умереть – так гласил закон, вынуждавший их выступать на арене друг против друга. Их страшная борьба не на жизнь, а на смерть служила одной – единственной варварской цели – пощекотать нервы жадной до развлечений толпе свободных римских граждан.

Цель: изучение явления гладиаторства в Древнем Риме.

Объект: культура Древнего Рима

Предмет: явление гладиаторства.

Проанализировать историю возникновения и развития гладиаторских боев.

Изучить типы гладиаторов.

Рассмотреть содержание гладиаторских игр.

П. Гладиаторы и гладиаторские бои в Риме.

1. История возникновения и развития гладиаторских боев.

В самом начале первой Пунической войны, в 264 г. до н.э., два сына умершего Децима Юния Брута Перы выставили на тризне на Бычьем рынке (Forum Boarium) три пары фехтовальщиков, одновременно сражавшихся друг против друга. И хотя с этого началось быстрое развитие римской гладиатуры, „ nj зародились все же несколькими веками раньше. Римлянам были известны и раньше человеческие жертвоприношения в честь умерших; поэтому было бы неверно утверждать, что сыновья Брута Перы неожиданно изобрели этот вид погребальных игр.

Но еще раньше этруски превратили простое заклание военнопленных, приносимых в жертву при погребениях, в их борьбу не на жизнь, а на смерть у могил и на арене. До нас дошли этрусские погребальные урны второй половины III в. до н.э., на которых изображены такие фехтовальные игры. На этих изображениях в двух случаях галлы противостоят своим соплеменникам, а в одном случае – галлы фракийцам. Оба этих сочетания хорошо известны нам по более поздним гладиаторским боям римлян.

Долгое время, примерно до конца II в. до н.э., римляне устраивали бои гладиаторов исключительно на погребальных празднествах, которые все еще носили печать религиозного жертвоприношения. На государственных праздниках с их скачками и сценическими представлениями они еще полностью отсутствовали. Сначала эти показательные бои происходили редко, затем все чаще и становились более дорогими и роскошными. Принесение человеческих жизней в жертву богам при этом не играло никакой роли.

Важным рубежом в развитии и изменении гладиаторских игр является год консульства П. Рутилия Руфа и Г. Малия (или Манлия) Максима. Тогда, в 105 г. до н.э., преподаватели из школы гладиаторов Г. Аврелия Скавра обучали своему искусству легионы Рутилия. Эта систематическая подготовка солдат в боевом искусстве была призвана противодействовать изнеживающей греческой культуре, которая повсюду задавала тон.

Тем самым гладиаторские игры, учитывая их военное значение, получили признание государства. В то же время оба консула впервые официально устроили гладиаторские игры для народа как магистраты, т. е. независимо от заупокойного культа. Из ритуалов жертвоприношения они превратились в публичное развлечение.

Если раньше они проводились исключительно при погребении умерших, то постепенно их перенесли на декабрь, когда справлялись сатурналии – праздники в честь бога Сатурна, связанные вначале с человеческими жертвоприношениями. Человеческой кровью умиротворяли и страшных богов подземного мира, а также богов земледелия.

Гладиаторские игры стали проводить в годовщины дней рождения или смерти, в честь победы или наступления нового столетия, при сооружении новых зданий и освящении статуй или храмов или по другим подобным поводам.

2. Участники гладиаторских игр

В этих показательных сражениях не на жизнь, а на смерть участвовали - - военнопленные,

- нанятые свободные граждане.

Одних выпускали на убой без всякой подготовки, других готовили к виртуозному убийству друг друга в течение многих лет.

Другую группу преступников, осужденных к принудительным работам на рудниках или в каменоломнях, где едва ли кто выживал, в императорскую эпоху часто обрекали на обучение в гладиаторских школах – ad ludum, если они были пригодны для поединков на арене. Оба вида наказания были связаны с утратой свободы и считались одинаково суровыми. И тем не менее многие считали осуждение ad ludum более мягким, ибо счастливчику и виртуозу своего кровавого ремесла все же светила искорка надежды на то, что после двух лет гладиаторской школы и последующих трех лет гладиаторской службы он сможет выжить.

В гладиаторы весьма часто попадали рабы – как в Риме, так и в остальных городах мировой Римской державы. В конце существования Республики целые группы гладиаторов входили обычно в военные отряды знати, состоявшие из рабов. Использовали их по-разному: как личную охрану господина или как bravi, т.е. наемных или профессиональных убийц, а также как смертников, сражавшихся на зрелищах, устраиваемых их господином или кем-то другим, для кого владелец сдавал их за деньги, как цирковых лошадей или медведей.

Первым из них было молчание. Гладиаторы объяснялись на арене жестами.

Второй закон - полное соблюдение правил. Так, например, гладиатор, упавший на землю и сознающий своё полное поражение, был обязан снять шлем, открыть противнику своё лицо, чтобы тот добил его, глядя ему глаза, или сам перерезать себе горло, .

Третьим законом было то, что гладиатор не мог сам выбирать себе противника, очевидно, это было сделано для того, что бы бойцы на арене не сводили свои личные счёты и, выходя на поле, гладиатор до последнего не знал, с кем ему придётся драться.

4.Типы гладиаторов

Гладиаторы различались снаряжением, пользовавшимся у публики различной популярностью. Зрители болели за тот, другие – за иной род оружия.

Со времен Республики иноземных участников заставляли биться друг с другом не только в их экзотических одеждах, но и с их собственным оружием и по их обычаям. С этими особенностями разнопленных бойцов связано появление некоторых категорий профессиональных гладиаторов:

Бестиарий . Вооружённые дротиком или кинжалом, эти бойцы изначально были не гладиаторами, а преступниками ( ноксиями ), приговорёнными к сражению с хищными животными, с большой вероятностью гибели приговорённого. Позднее бестиарии стали хорошо тренированными гладиаторами, специализирующимися на боях с различными экзотическими хищниками при помощи дротиков. Бои были организованы таким образом, что звери имели мало шансов одержать победу над бестиарием.

Венатор . Специализировались на показательных охотах на животных, не сражаясь с ними в ближнем бою, как бестиарии . Также венаторы выполняли трюки с животными: клали руку в пасть льва; ездили верхом на верблюде, держа рядом львов на поводке; заставляли слона ходить по канату. Строго говоря, венаторы не были гладиаторами, однако их выступления являлись частью гладиаторских боёв.

Бустуарий . Эти гладиаторы сражались в честь умершего на ритуальных играх во время похоронного обряда.

Галлы б ыли экипированы копьём, шлемом и небольшим галльским щитом.

Легниарий – бойцы , сражавшиеся палкой, кнутом, посохом или металлическим бичом, которым могли одним ударом сломать позвоночник крупному животному или человеку.

Навмахиарий – воин, участвующий в морских баталиях. Имели сверкающие шлемы с гребнями. Вооружены короткими мечами, абордажными крючьями.

Сагиттарий — к онный лучник, вооружённый гибким луком , способный запустить стрелу на дальнюю дистанцию.

Фракиец . Фракийцы экипировались теми же доспехами, что и гопломахи. Они имели большой шлем, закрывающий всю голову и украшенный стилизованным грифоном на лбу или на передней части гребня (грифон был символом богини возмездия Немезиды ), маленький круглый или приплюснутый щит и две большие поножи. Их оружием был фракийский изогнутый меч ( sicca , длиной около 34 см).

Эквит - всадник на коне, который может сделать только один бросок копья и продолжить бой пешим.

Пегниарий . Использовал кнут , дубину и щит, который был прикреплён к левой руке ремнями.

Рудиарий . Гладиаторы, заслужившие освобождение (награждённые деревянным мечом, называемым rudis ), но решившие остаться гладиаторами. Не все рудиарии продолжали сражаться на арене, среди них существовала особая иерархия: они могли быть тренерами, помощниками, судьями, бойцами и т. д. Рудиарии-бойцы были очень популярны среди публики, так как они обладали огромным опытом и от них можно было ждать настоящего шоу.

Самнит . Самниты, древний тип тяжело вооружённых бойцов, исчезнувший в ранний имперский период, своим названием указывал на происхождение гладиаторских боёв. Исторические самниты были влиятельным союзом италийских племён, проживавшим в регионе к югу от Рима, против которых римляне вели войны в период с 326 по 291 до н. э. Снаряжением самнитов были украшенный перьями шлем, короткий меч, и поножа на левой ноге.

Секутор . Этот тип бойцов специально предназначался для схваток с ретиариями . Секуторы были разновидностью мурмиллонов и были экипированы аналогичными латами и оружием, включая средний овальный щит и гладиус. Их шлем, впрочем, закрывал всё лицо, кроме двух отверстий для глаз, дабы защитить лицо от острого трезубца их соперника. Шлем был практически круглый и гладкий, чтобы сеть ретиария не могла зацепиться за него.

5. Содержание гладиаторских игр

Специально нанятые писцы писали объявления обычно красной краской на стенах домов, городских стенах и надгробиях, установленных вдоль дорог. Часто в эти надписи вписывались имена главных участников.

Наряду с настенными объявлениями организаторы игр составляли и размножали списки с описаниями наиболее привлекательных пар бойцов и их вооружения, продавали их затем на улицах города.

Всем было хорошо известно, что половина гладиаторов не покинут арену живыми. Поэтому каждый с особыми чувствами переживал последнюю трапезу накануне игр. Изобильное угощение для приговоренных к смерти являлось частью установленного ритуала.

Каждый любопытствующий мог побыть рядом с гладиаторами и посмотреть, как держатся мужчины, которые всего лишь через несколько часов вступят, может быть, в свой последний бой. Быть в непосредственной близости от смертника, разглядывать и даже ощупывать его, слушать его хвастовство или жалобы, читать отражающееся на его лице беспредельное мужество либо смертельный страх – такая щекочущая нервы возможность вызывала у посетителя гамму чувств – от живого интереса до злорадства.

Как правило, гладиаторские игры начинались лишь во второй половине дня. Тем не менее с самого утра тысячи зрителей спешили в амфитеатр для того, чтобы развлечься на государственный счет. Часто праздник открывался травлей диких зверей. Кровавые сцены, когда хищники с жадностью раздирали друг друга, сменялись показом дрессированных животных, удивлявших публику невероятными цирковыми трюками. Люди также боролись со зверями. Чаще всего это тоже были военнопленные, осужденные преступники или же вольнонаемные, обучавшиеся в специальных училищах.

По нескольку дней не кормленные, либо специально натасканные на людей дикие звери выступали в некотором роде в качестве палачей, ибо в программу игр в амфитеатре входило и публичное наказание преступников. Самым безобидным при этом считалось выставление виновного на всеобщее обозрение посреди арены. Хуже приходилось тем, кого бичевали либо сжигали живьем.

Особенно любимы были собственно театральные, особенно пантомимические, представления с пытками и казнями на арене. Однако, вместо того, чтобы пригласить артистов изображать муки и смерть, выводили преступников, предварительно заставив их выучить изображаемые сцены.

Столь пестрая смесь травли зверей и чудес их дрессировки, казней (обычных и необычны), веселых сцен, длившихся с утра до полудня, вполне успевала за это время подогреть страсти публики, с нетерпением ожидавшей кульминации празднества – гладиаторских боев. На скамьях амфитеатра постепенно затихала болтовня, делались последние ставки на известных гладиаторов и вот внимание всех переключалось на великолепную гладиаторскую колонну, входившую на арену.

Правда, некоторые историки опровергают этот факт.

После приветствия и парадного марша устроитель игр лично или его доверенные лица проверяли оружие. Зазубренные или тупые мечи отбирали и заменяли острыми.

Перед смертельными поединками гладиаторов были показательные бои с тупым оружием, т.е. без пролития крови, подобные тем, что мы наблюдаем и сегодня в спортивном фехтовании.

Под музыкальное сопровождение на арену выходили гладиаторы с самым различным вооружением.

Обычно гладиаторы дрались попарно, но часто устраивались и групповые бои. Недостаточно смелых и решительных презирали. Просто словами римляне не удовлетворялись, отдавали приказы рабам, чтобы те бичами подстегнули недостаточное воодушевленных гладиаторов, не желавших убивать или умирать. И их жертвам не оставалось ничего иного, как броситься в гущу боя. Тех же, кого так и не удавалось воодушевить, прижигали раскаленным железом. Как устроитель, так и зрители считали себя вправе требовать от бойцов настоящей резни.

Однако отнюдь не всегда бои заканчивались смертельным ударом. В большинстве случаев побежденный оказывался всего лишь без чувств или, обессиленный от ран, опускался на колени. Если он не желал биться до последнего вздоха, то он отбрасывал щит и оружие в сторону, ложился на спину и просил о пощаде, поднимая левую руку и вытягивая большой или указательный палец.

Право рокового решения принадлежало, собственно говоря, устроителю, однако же во времена Империи существовал обычай, в соответствии с которым зрители могли требовать пощады или смерти побежденного.

Если гладиатор бился смело и даже в безвыходной ситуации оказывал сопротивление противнику, то зрители поднимали большой палец. Побежденный боец мог покидать арену помилованным, если свой большой палец поднимал и император.

Если же поединок заканчивался ничьей, то обычно оба бойца живыми покидали сцену. Никто не победил, ни и никто не проиграл. Такой вид пощады ценился, конечно, ниже, чем победа, но выше, чем милость, оказанная побежденным.

Случалось, что организовывались гладиаторские игры, на которых милость к израненным гладиаторам исключалась с самого начала и бой неизбежно продолжался до тех пор, пока в живых оставался лишь один из гладиаторов.

Довольно часто случалось и так, что победа не означала еще окончания боя, особенно в тех случаях, когда публика была недовольна победителем или же на арене выступал преступник, оставлять жизнь которому не желала никто. Поэтому в тот же день он дрался против следующего определенного жребием противника или даже третьего, заступавшего на место второго.

Также многие исследователи приходят к выводу, что император не опускал палец вниз, а выставлял вбок и, согнув руку, касался им шеи. Дело в том, что победивший гладиатор опускал поверженного на колени и в случае смертного приговора вонзал клинок глубоко вертикально вниз в шею, за ключицей, пронзая сердце. Таким образом император буквально указывал, куда нужно наносить удар.

Для удаления с арены павших была придумана особая процедура. Служители в масках с помощью раскаленного железа проверяли, действительно ли пресеклась нить жизни лежащего перед ними гладиатора, или же он еще вздрагивает. Тех же, кто подавал признаки жизни, добивали.

Во время пауз между боями прибирали арену, перекапывали и разравнивали песок там, где он был пропитан кровью.

Одной из первых крупных навмахий стало представление 46 года до н. э. Для этого действа по приказу Юлия Цезаря было выкопано целое озеро на Марсовом поле в Риме , по периметру которого выстроили здание со скамьями для зрителей.

Победившие гладиаторы в знак своего успеха получали пальмовую ветвь. Успешные гладиаторы, хотя и оставались рабами, получали множество привилегий. Один очень успешный бой стоил гладиатору годового жалования римского легионера, что по тем временам являлось весьма и весьма приличной суммой. А раз гладиаторы получали за свой труд деньги, то должны были иметь возможность куда-то их тратить. Раз амуниция и оружие полностью предоставлялись государством или господином, значит место траты денег выходило за пределы арены.
Существует немало письменных свидетельств того, что гладиаторы выпускались в город по специальным документам. Помимо этого, профессиональные гладиаторы не знали ни в чем нужды. Бойцов хорошо кормили, заботились об их одежде и чистоте. После каждого боя выживших израненных гладиаторов обслуживали римские врачи, которые славились тем, что прекрасно справлялись с колотыми, рваными и резаными ранами. В качестве наркоза использовали опиум. Со временем наиболее успешные гладиаторы могли даже завоевать себе свободу, примечательно, что многие даже после этого оставались гладиаторами.

6.Окончание игр

Конец кровавым оргиям на арене положила христианская церковь, ставшая в поздней Римской империи серьезной как духовной, так и политической силой. Выдержав страшные гонения в первые 300 лет и потеряв десятки тысяч первых последователей Христа, замученных все на той же арене, церковь в 365 году добилась повсеместного запрета звериной травли в цирках. В 404 году монах Телемах, вмешавшись в сражение гладиаторов, сумел прекратить его ценой собственной жизни. Это событие стало последней каплей, переполнившей чашу терпения императора-христианина Гонория, наложившего на бои официальный запрет.

Гладиаторы были звездами Римской Империи. Но какой была жизнь, и что на самом деле представлял собой бой гладиаторов? Как рабы арены сражались и выживали на протяжении столетий? Гладиаторские бои, несомненно, отличались от тех, что показывают в кино. Поскольку миф часто более интересен, чем реальность, порой сложно отличить правду от вымысла, особенно такой далекой от нас истории, как история Древнего Рима. К счастью есть подтвержденные исторические свидетельства, объясняющий реальную ситуацию того, что происходило на арене. И это безумно интересно.

Гладиаторы Древнего Рима

Гладиаторы Древнего Рима

Гладиаторы — это не просто рабы, которые сражаются друг с другом. Они были финансовыми вложениями, религиозными инструментами и способом для богатых римских аристократов завоевать расположение народа. В римской культуре настолько укоренились обычаи арены, что несколько римских императоров сами принимали участие в гладиаторских боях. Нерон, например, участвовал в гонках на колесницах.

Гладиаторские бои начались на траурных церемониях

Гладиаторские бои фреска

Гладиаторские бои фреска

Гладиаторы не всегда использовались для предоставления общедоступных жестоких зрелищ. На самом деле изначально это была роскошь, которая была позволена только самым богатым римлянам. В ритуале, заимствованном у этрусков, гладиаторские бои были обязательной частью похорон богатых аристократов. Римляне верили, что пролитая во время боя кровь очищает душу умершего и готовит его к загробной жизни. По мере развития Римской цивилизации гладиаторские бои стали зрелищем, доступным каждому, благодаря проводимым государственным играм.

Некоторым гладиаторам завязали глаза

Гладиаторы бой

Гладиаторы бой

Смерть развлечения — это повторение. И в бесконечных поисках новых трюков, чтобы возбудить интерес толпы, кто-то решил, что это хорошей идеей будет завязать гладиаторам глаза. Называемые андабатами, гладиаторы с ограниченным зрением носили шлемы без глазных отверстий. Они также сражались без доспехов, одетые только в сандалии и набедренные повязки. Эти парни не были гладиаторами, прошедшими соответственную подготовку, а были преступниками, приговоренными к смерти для развлечения публики.

Драки с животными были редкостью

Бои гладиаторов с животными

Бои гладиаторов с животными

Животные действительно использовались на арене, но как правило не против гладиаторов. Обычно животные участвовали в специальных охотничьих играх с воинами, известными как венаторы и бестиарии. Первые были хорошо обученными охотниками, которые использовали копья и лук, чтобы изображать охоту, к удовольствию зрителей. Последние были преступниками, виновными в чудовищных преступлениях, не имевшими боевой подготовки; в наказание их выставляли на арену и они сами становились предметом охоты хищников, к удовольствию зрителей.

Животные, используемые на арене, включают львов, крокодилов и слонов. Эти поединки обычно были открытием гладиаторских игр. В некоторых случаях животных натравливали друг на друга.

Гладиаторы женщины

В древнем Риме не было ничего необычного в том, чтобы увидеть женщин, сражающихся на арене. К первому столетию они регулярно участвовали в гладиаторских играх, хотя женщины-гладиаторы не воспринимались так серьезно, как их коллеги-мужчины. Обычно их использовали в пародийных поединках, например, когда император Домициан устраивал драки между женщинами и гномами. Однако были женщины, которые участвовали в охоте на животных. В 200 году нашей эры император Септимий Север запретил женщинам участвовать в играх.

В Колизее происходили морские сражения

Морские сражения в Колизее

Морские сражения в Колизее

Гладиаторы не всегда сражались на сухом песке арены. Иногда Колизей заливали водой для симуляции морских сражений. Эта практика была начата Юлием Цезарем, который соорудил озеро специально для водных сражений, хотя это озеро было доступно только самым богатым зрителям. В одном из крупнейших гладиаторских морских сражений, проходившем на озере Юлия Цезаря, 3000 человек сражались на 12 римских галерах.

Не каждый гладиаторский поединок заканчивался смертью

Бой гладиаторов

Бой гладиаторов

Хотя принято связывать гладиаторские поединки с морями крови и отрубленными конечностями, это не всегда было так. Гладиаторы были дорогими инвестициями, которые владельцы не хотели терять. Им давали кров, обучали, кормили, так что смерть гладиатора на арене была финансовым ударом для его владельца. Поэтому убийства на арене были не так распространены, как можно было бы предположить по фильмам. На самом деле было много способов, которые позволяли обоим воинам покинуть арену живыми. Если драка становилась слишком скучной, она плавно переходила в другую схватку. Если бой был особенно зрелищным, обоим гладиаторам разрешалось уйти с почестями, за то, что они устроили такое хорошее представление.

Гладиаторы могли молить о пощаде

К сожалению, многие гладиаторские поединки все-таки действительно заканчивались смертью. Когда гладиатор был серьезно ранен, у него была возможность попросить пощады. Если Гладиатор признает свое поражение и поднимет палец вверх, есть шанс, что его жизнь будет сохранена. Право решать — жить гладиатору или умереть принадлежало арбитру гладиаторского поединка, если присутствовал император, он всегда был арбитром. Арбитры часто учитывали реакцию толпы. Решения о жизни и смерти находятся в руках арбитров и людской толпы.

Римские императоры иногда сражались на арене

Римляне

Не секрет, что рабы, к которым относились и гладиаторы в Риме были низшим слоем общества, когда дело касалось социального положения. Не смотря на то, что люди любили гладиаторов ни кто не пожелал бы открыто общаться с ними. По этому, прыжок римского Императора на арену был не слыханным унижением для него самого и вековых устоев всей Римской Империи. Некоторые императоры, такие как Калигула и Тит, вступали в бой на арене с презренными рабами. Самым печально известным из таких неугомонных был Коммод. Вообразив себя божественным воином народа, Коммод часто участвовал в постановочных сражениях, в которых само собой перевес был в его пользу, но в конце концов, он был убит.

Гладиаторы владели многими видами оружия

Гладиаторы не всегда пользуются мечами. На самом деле, широкий спектр оружия, используемого в гладиаторских играх, был в некотором роде уловкой, призванной добавить привлекательности боям. Этот шведский стол оружия включал в себя множество видов мечей, копий, ножей и щитов. Преимущества и недостатки этого оружия были частью стиля боя каждого гладиатора и помогали бойцам создавать личные бренды. Часто оружие присваивалось на основе родной культуры, так гладиаторы — самниты использовали копья, фракийцы — изогнутые короткие мечи.

Гладиаторы разделялись по разным признакам

Две основные группы были тяжелобронированными и легкобронированными гладиаторами, но и они были разбиты на группы, основанные на оружии и специфических качествах брони. Гладиаторы также классифицировались по уровню их опыта. Новобранцев и ветеранов часто отделяли друг от друга. Естественно, самые лучшие и опытные гладиаторы были оставлены напоследок.

Отказ от боя всегда заканчивался плохо

Гладиаторы, назначенные на бой, были обязаны сражаться на арене. Но некоторые были слишком напуганы или слишком принципиальны, чтобы сражаться ради удовольствия римских масс. Любой, кто откажется сражаться, будет жестоко наказан с помощью хлыстов и раскаленных металлических прутьев. На самом деле единственным способом не выйти на арену, было покончить с собой перед боем, как это было в случае с несколькими германскими пленными, которые задушили себя перед матчем в 401 году н. э.

Доспехи гладиаторов находились под влиянием различных культур

Гладиаторы происходили из всех рас и культур, которых коснулась Римская Империя, и у многих были доспехи, свидетельствующие об их происхождении. Шпангенхельмы, например, носили тяжелые шлемы германского происхождения, а германские гладиаторы вообще носили самые тяжелые доспехи, какие только можно было увидеть на арене. Калкриец, маска для лица, прикрепляемая к шлему, также была атрибутом германских гладиаторов. Греческие гладиаторы и другие жители восточных областей Римской империи обычно носили самые легкие доспехи. Гладиаторы мирмилло, также известные как рыбаки-гладиаторы, имели на шлемах гребень в форме рыбы.

Были гладиаторы, которые сражались сетями

Одним из наиболее специализированных классов гладиаторов были ретарии, стиль которых основывался на обычаях рыбаков. Ретарии носили легкие доспехи, которые давали им полную подвижность, так что они могли использовать свое оружие максимально эффективно. Что это было за оружие? Сеть и трезубец. В бою ретарии пытались уклониться от тяжеловооруженных и закованных в доспехи гладиаторов, заманить их в сеть и проткнуть трезубцем.

Бои с участием лошадей и колесниц были очень популярны

Колесницы

Колесницы

Эсседари были классом гладиаторов, которые специализировались на боях в колесницах. При этом Гладиаторы не устраивали гонки, это было совершенно другим развлечением в Древнем Риме. Эсседари часто выступали в реконструкциях знаменитых сражений, в которых римляне использовали колесницы, например, против британской королевы-воительницы Боудики.

Гладиаторские бои обычно велись один на один

Хотя на гладиаторской арене, безусловно, происходили масштабные сражения, большинство поединков не были столь масштабными. Обычный гладиаторский поединок представлял собой простую драку между двумя бойцами на открытой арене. В конце концов, гладиаторы были чрезвычайно дороги, поэтому выставление многих из них одновременно требовало больших денег. Масштабные матчи приберегались для особо торжественных случаев или только для самых богатых зрителей.

Как жили, сражались и умирали римские гладиаторы.: 7 комментариев

Мы знаем, что во времена проведения первых боев гладиаторы в основном набирались из числа личных рабов умершего, в честь которого совершался погребальный обряд. Тех рабов, которых раньше просто приносили в жертву, теперь заставляли сражаться между собой. Часто умирающий оставлял завещание, в котором было указано, каких рабов надо использовать в качестве гладиаторов и сколько денег должны потратить его наследники на развлечение народа, пришедшего отдать дань уважения покойному. Один патриций указал в своем завещании, что гладиаторами, которые должны будут сражаться на его мунусе, должны быть несовершеннолетние мальчики-рабы, которых он купил для своих сексуальных утех. Однако юность предполагаемых жертв и вопиющая несправедливость завещания заставили магистратов изменить его. Вместо юных мальчиков были выбраны юноши постарше.

Ланиста — владелец и одновременно управляющий труппы гладиаторов, или иначе фамилии глади-аториа (familia gladiatoriae). Гладиаторы жили и тренировались в школе, называемой лудий гладиатори (ludi gladiatori). Профессия гладиатора, впрочем, как и профессия ланисты, считалась в римском обществе довольно-таки постыдной. Уважающий себя римлянин должен был зарабатывать на жизнь, работая, например, адвокатом или ювелиром. Те же, кто продавал свое тело за деньги, считались людьми крайне недостойными. В эту категорию попадали рабы, проститутки, актеры и гладиаторы. Поэтому неудивительно, что большинство представителей этих презираемых профессий были в большинстве своем рабами. Даже ланиста, будучи, как правило, бывшим рабом, предпочитал, чтобы о характере его деятельности знало как можно меньше людей.


Гладиаторы (лат. gladiator, от gladius — меч) — в Древнем Риме — военнопленные, осуждённые преступники и рабы, специально обученные для вооруженной борьбы между собой на аренах амфитеатров. Гладиаторы Древнего Рима обычно сражались на публике до смерти. Поединки римских гладиаторов устраивались сначала в дни наиболее значительных религиозных праздников, а затем превратились в наиболее популярное увеселение простых граждан. Традиция боёв гладиаторов сохранялась на протяжении более чем 700 лет.

Жизнь гладиатора в большинстве своём была короткой и полной постоянного страха за свою жизнь и риска, без которого сама жизнь наверное была бы не возможной. судьбу каждого гладиатора вершил бой, уже после нескольких боёв было понятно, ожидает ли бойца будущее и вознаграждение, или бесславная кончина в расцвете сил. Для современного человека совершенно не понятно, как при таком образе жизни (см. образ жизни гладиатора) и работе на износ, некоторые бойцы выигрывали бой за боем и могли побеждать в яти, десяти боях подряд.

Гладиаторские бои были переняты римлянами у греков, этруссков и египтян и приняли религиозный характер жертвоприношения богу войны Марсу. В начале гладиаторами являлись военнопленные и приговорённые к смертной казни. Законы древнего Рима позволяли им участие в гладиаторских боях. В случае победы (на полученные деньги) можно было выкупить свою жизнь. Были случаи, когда граждане, отказавшись от имеющейся у них свободы, вступали в гладиаторы в погоне за славой и деньгами.


Впрочем, поначалу этот этрусский обычай достаточно медленно укоренялся в жизни римлян времен ранней Республики, может быть, потому что им приходилось много работать и много воевать, и в качестве развлечений они предпочитали атлетические состязания, конные скачки, а также театральные представления, разыгрывающиеся непосредственно в толпе отдыхающих. Тогда римлян никак нельзя было назвать любителями созерцания предсмертных конвульсий и стонов раненых, так как этого более чем хватало в их повседневной полувоенной жизни.


К исходу II века до н.э. бои, длившиеся несколько дней подряд при участии не одной сотни гладиаторов, не удивляли уже никого. Появились и люди, для которых содержание и обучение гладиаторов стало профессией. Они назывались ланистами. Суть их деятельности заключалась в том, что они находили на невольничьих рынках физически крепких рабов, причем желательно военнопленных и даже преступников, выкупали их, обучали всем премудростям, необходимым для выступлений на арене, а затем сдавали в аренду всем желающим устроить гладиаторские бои.

Из ближайшего ассоциативного ряда доступного современному человеку, гладиаторские бои ассоциируются с цирковым шоу. игры никогда не проводились спонтанно, они планировались тщательно специальными людьми, их называли – эдиторами.Эдитор занимался не только подготовкой и проведением игр, но рекламой. когда день проведения зрелища становился известным, организаторы вывешивали афиши – libelli, которые в свою очередь должны были включать имена всех бойцов и самыми большими буквами писались имена известных гладиаторов. по принципу ипотеки зрители могли осуществлять денежные ставки — на бойца, который, по их мнению, окажется победителем. как говорилось раннее, древние римляне обожали песни и театрализованные представления, поэтому перед началом боя всегда были музыкальные и театральные миниатюры.

И все же основную массу профессиональных бойцов арены составляли выходцы из гладиаторских школ. Во времена правления Октавиана Августа (около 10 года до н.э.) в Риме существовало 4 императорские школы: Большая, Утренняя, где готовили бестиариев – гладиаторов, сражавшихся с дикими зверями, школа Галлов и школа Даков. Во время обучения в школе всех гладиаторов сытно кормили и квалифицированно лечили. Примером тому может служить тот факт, что знаменитый древнеримский врач Гален долгое время работал в Большой императорской школе.


Должен был открыть противнику своё лицо, чтобы тот добил его, глядя ему глаза, или сам перерезать себе горло, сняв шлем и открыв зрителям своё лицо и глаза, и те, должны были увидеть, что в них нет ни капли страха. третьим законом было то, что гладиатор не мог сам выбирать себе противника, очевидно, это было сделано для того, что бы бойцы на арене не сводили свои личные счёты и обиды. выходя на поле, гладиатор до последнего не знал, с кем ему придётся драться.

Среди римских аристократов стало модным иметь своих личных гладиаторов, которые не только зарабатывали хозяину деньги выступлениями, но и выполняли функции личных охранников, что во времена гражданских волнений поздней Республики было чрезвычайно актуальным. В этом отношении всех перещеголял Юлий Цезарь, содержавший одно время до 2 тысяч гладиаторов-телохранителей, составлявших настоящую армию. Надо сказать, что гладиаторами становились не только по принуждению рабовладельца или по приговору суда к арене, но и абсолютно добровольно, в погоне за славой и богатством.


Несмотря на все опасности этой профессии, простой, но крепкий парень с римского социального дна действительно имел шанс разбогатеть. И хотя шансов погибнуть на пропитанном кровью песке арены было куда больше, рисковали многие. Самые удачливые их них, помимо любви римской черни, а случалось, и римских матрон, получали солидные денежные призы от поклонников и устроителей боев, а также проценты от ставок в букмекерских конторах. К тому же римские зрители частенько бросали на арену особенно полюбившемуся победителю деньги, драгоценности и другие дорогостоящие безделушки, что также составляло немалую долю в доходах цирковой звезды. Император Нерон, например, подарил однажды гладиатору Спикулу целый дворец. А еще многие из известных бойцов давали всем желающим уроки фехтования, получая за это весьма приличную плату.

Тем не менее, удача на арене улыбалась совсем немногим – публика хотела видеть кровь и смерть, поэтому гладиаторам приходилось биться всерьез, доводя толпу до неистовства.


Ничуть не меньше, чем поединки гладиаторов, римляне любили зрелища их сражения с дикими животными, как, впрочем, и схватки между зверями.

Еще диктатор Сулла в 93 году до н.э. выставил на арену 100 львов, затем Юлий Цезарь – 400, Помпей – 600 и еще 400 леопардов и 20 слонов. В дальнейшем число животных на аренах росло просто немыслимыми темпами: на играх, данных Ульпием Траяном в честь его победы над даками, было умерщвлено около 11 тысяч самых разных зверей.

Ловцы животных трудились, не покладая рук, опустошая римские провинции в Африке и Азии, а также сопредельные территории. Этим чрезвычайно опасным, но и столь же выгодным бизнесом занимались тысячи профессионалов. Помимо сражающихся людей на аренах гибли сотни и тысячи львов, тигров, волков, леопардов, медведей, пантер, кабанов, диких быков, бизонов, слонов, бегемотов, носорогов, антилоп, оленей, жирафов, обезьян. Однажды ловцы ухитрились привезти в Рим даже белых медведей! Видимо, невыполнимых задач для них просто не существовало.


Все эти животные в цирках были жертвами градиаторов-бестиариев. Их обучение было гораздо более длительным, нежели классических гладиаторов. Учеников знаменитой Утренней школы, получившей такое название из-за того, что звериные травли проходили по утрам, обучали не только обращению с оружием, но и дрессуре, а также знакомили с особенностями и повадками разных животных.

Древнеримские дрессировщики достигли в своем искусстве невиданных высот: медведи ходили по канату, а львы клали бестиарию под ноги загнанного, но еще живого зайца, обезьяны ездили верхом на свирепых гирканских гончих, а оленей запрягали в колесницы. Этим удивительным трюкам не было числа. Но когда пресыщенная толпа требовала крови, на арене появлялись бесстрашные венаторы (от лат. wenator – охотник), умевшие убивать зверей не только различными видами оружия, но и голыми руками. Высшим шиком у них считалось накинуть на голову льва или леопарда плащ, замотать его, а затем убить зверя одним ударом меча или копья.

Огромной популярностью пользовалось также стравливание животных друг с другом. Римлянам надолго запомнился бой между слоном и носорогом, во время которого слон схватил метлу, которой подметали арену, ослепил ее острыми прутьями носорога, а затем растоптал противника.

Гладиаторские бои проходили по-разному. Бывали поединки единичных пар, а иногда несколько десятков, а то и сот пар сражались одновременно. Порой на арене разыгрывались целые представления, введенные в практику массовых развлечений Юлием Цезарем. Так, за считанные минуты воздвигались грандиозные декорации, изображавшие стены Карфагена, а гладиаторы, одетые и вооруженные, как легионеры и карфагеняне, представляли штурм города. Или на арене вырастал целый лес из свежесрубленных деревьев, а гладиаторы изображали нападение германцев на тех же легионеров из засады. Фантазия режиссеров-постановщиков древнеримских шоу не знала границ. И хотя римлян чем-то удивить было крайне трудно, императору Клавдию, правившему в середине I века, это вполне удалось. Воплощенная по его приказу наумахия (инсценировка морского сражения) была такого масштаба, что оказалась способной поразить воображение всех жителей Вечного города от мала до велика. Хотя наумахии устраивались достаточно редко, так как были очень дорогостоящими даже для императоров и требовали тщательной разработки.

Первую же наумахию провел в 46 году до н.э. Юлий Цезарь. Тогда на Марсовом поле Рима для проведения морской битвы было выкопано огромное искусственное озеро. В этом представлении участвовало 16 галер, на которых находились 4 тысячи гребцов и 2 тысячи солдат-гладиаторов. Казалось, более масштабное зрелище устроить уже невозможно, но во 2 году до н.э. первый римский император Октавиан Август после годичной подготовки представил римлянам наумахию с участием 24 кораблей и 3 тысяч солдат, не считая гребцов, которые разыграли битву между греками и персами при Саламине. Побить этот рекорд удалось только императору Клавдию. Для проведения задуманной им наумахии было выбрано Фуцинское озеро, находящееся в 80 километрах от Рима. Никакой другой близлежащий водоем просто не мог вместить 50 настоящих боевых трирем и бирем, экипажи которых составили 20 тысяч приговоренных к арене преступников. Для этого Клавдий опустошил все городские тюрьмы, посадив на корабли всех, кто мог носить оружие.


Именно гладиаторские бои, проводимые на аренах цирков, были ежедневным и любимым зрелищем римлян, прекрасно разбиравшихся в нюансах рукопашных схваток.

Публика внимательнейшим образом следила за ходом поединка, отмечая малейшие изменения в действиях сражающихся гладиаторов.

До наших дней дошло имя гладиатора Фламмы, во время карьеры которого восхищенные зрители четырежды требовали вручения ему деревянного меча, а он все четыре раза отказывался! Не исключено, что Фламма проявлял столь неслыханное упрямство в погоне за славой и деньгами. Так или иначе, но это ему удалось, он ушел с арены добровольно, более или менее невредимым, причем в довольно зрелом возрасте и будучи обладателем приличного состояния.

А я вам напомню вот такую спорную тему: Колизей, которого нет ? А так же давайте вспомним Зарождение римских легионов

Читайте также: