Доклад учителя обж на методическом объединении

Обновлено: 05.07.2024

Доклад на МО учителя Бенделя Ю.А. по теме: Использование различных методов обучения на уроках физкультуры и ОБЖ.

Современные методы обучения многогранны и разнообразны, их можно применять на всех уроках, в том числе ОБЖ и физической культуры.

Исполнительный метод учения представляет собой сочетание приемов, характеризующих учебную деятельность школьника в основном по образцу, используя ранее приобретенные навыки. Этот метод предполагает: слушание рассказа учителя, заучивание изложенных учителем фактов и выводов без критического анализа и осмысления.

Репродуктивный метод обучения — система таких приёмов, как слушание и осмысление, восприятие, наблюдение, систематизация фактов, решение типовых задач, анализ и тому подобное. Применяется для осмысления усвоение теоретических знаний, для обработки умений и навыков, для заучивания учебного материала.

Инструктивный метод преподавания. Учитель инструктирует учащихся, что надо делать, и показывает, как надо делать. Используется для организации практической деятельности учащихся.

Практический метод учения предполагает практические и физические навыки учащихся как основной вид деятельности. Такой метод является сочетанием приемов:

обработки навыков практических действий по изготовлению предметов или их обработки с целью совершенствования, видоизменения;

деятельности, связанной с техническим моделированием и конструированием, рационализацией и изобретением.

Объяснительно-побуждающий метод преподавания представляет собой сочетание приемов объяснения и побуждения ученика к самостоятельным действиям поискового характера. Учебный материал частично объясняется учителем, а частично дается ученикам в виде проблемных задач, вопросов, заданий, ролевых игр для самостоятельного усвоения путем открытия нового знания.

Частично-поисковый метод учения является сочетанием восприятия объяснений учителя учеником с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса. Преобладающими приемами учения здесь чаще всего является слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем.

Побуждающим методом преподавания называется деятельность учителя, которая побуждает активную умственную деятельность ученика.

Поисковый метод учения представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения пути ее решения.

Учителю физкультуры предоставляется широкая возможность разнообразно применять следующие методы: методы использования слова – подсчёт, команда, описание, объяснение, указание, разбор, беседа, рассказ; методы наглядного восприятия – показ, демонстрация плакатов, схем, рисунков, звуковые сигналы и т.д.; практические методы – строго регламентированного упр-я, разучивание по частям, в целом, частично-регламентированного упр-я, соревновательно-игровой метод, который позволяет большинство физически трудных упражнений выполнять легко, как бы играя и соревнуясь, тем самым преодолевается монотонность занятий, присутствие которых делает скучным и однообразным процесс физического воспитания. Он в совокупности многогранен и является проверенным средством активизации двигательной деятельности учащихся как на уроке физкультуры, так и на занятиях по физической подготовке (тренировочных занятиях) за счёт подключения эмоций учащихся. Важным достоинством данного метода является так же возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение соревновательно – игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет мне добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовки учащихся по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах и времени, а сами занятия сделать более интересными.

Соревновательно – игровой метод – это метод, который исключает принуждение к учению, где идет обучение через игру и соревнование. Он вызывает у детей радость, способствует движению к обучению вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности. Для закомплексованных детей задание даю проще, что позволяет ученику последовательно продвигаться в учении, работать с увеличением объема усвояемого материала. Форма контроля этого метода – новый подход к успеваемости (оцениваю двигательную активность ребенка на уроке). Этот метод ориентирован на обучении без принуждения, что я считаю немаловажном в физическом воспитании учащихся. Его характерная особенность – обязательное присутствие соревновательно – игровой деятельности двух противоборствующих сторон, что требует от детей проявления максимальных психологических и физических усилий. Стремления учащихся добиться победы при соблюдении оговоренных правил игры или соревнования. Порой ребенку приходится победить самого себя, т.е. проявить те лучшие физические и психические качества, о которых он и не подозревает или стесняется показать при посторонних. Этот метод помогает ребенку полностью раскрыться.

Теперь о том, как я это применяю на уроке.

Каждый урок начинается с подготовительной части, т. е. на уроке физкультуры все начинается с построения учащихся. Даю задание на перестроение по времени, кто быстрее по отделениям. Строевые и порядковые упражнения даю на технику выполнения по группам (чья группа допустит меньше всего ошибок).

Затем идут общеразвивающие упражнения. Дети соревнуются на выполнение большего количества упражнений за определенный промежуток времени. Выполнение происходит по команде – самостоятельно, без подсчета учителя. Дети считают сами. При выполнении любых комплексов ребята соревнуются за качество выполнения. Здесь показ учителем обязателен. Затем выполняют незначительное количество повторений, идет исправление ошибок, после чего следует соревнование “на лучшее выполнение”. Для этого использую следующие перестроения: слабых ставлю напротив сильных или девочек строю напротив мальчиков. Дети наглядно следят за выполнением упражнений друг друга, учатся друг у друга, что положительно сказывается на технике выполнения общеразвивающих упражнений, особенно с предметами. Далее в подготовительной части урока, обязательно даю упражнения в движении. Такие, которые будут способствовать выполнению более сложного задания в основной части, т.е. подводящие. И здесь присутствует соревновательный метод. Учащиеся соревнуются в технике освоения и выполнения данного упражнения и исправления ошибок. Всё делается ненавязчиво. Предлагается: кто лучше выполнит, кто быстро найдет ошибку общую или индивидуальную. Например, если в основной части урока нужно будет ребятам проявить скоростные качества, задание даю такое: догнать, обогнать, кто быстрее, и специальные беговые, прыжковые упражнения на технику выполнения.

Основная часть урока:

Идет решение главной задачи – обучение какому-либо двигательному действию или его совершенствованию. Я считаю, что четкое объяснение техники выполнения любого упражнение и правильный показ учителем обязателен(особенно, если урок ведется в начальном и среднем звене). В более старших классах учитель может опираться на хорошо подготовленного ученика, который может правильно осуществить показ упражнения после методически правильного объяснения преподавателя. Я стараюсь так преподнести задание ученику, чтобы произошло правильное его осмысление. Затем идет распределение последовательности выполнения задания учащимися, поэтапное обучение от простого к сложному. Овладев необходимыми умениями и навыками, соответствующими данной теме урока, дети могут применить их на практике. Соревнуемся: кто выполнит задание быстрее и техничнее (качественнее). А если это игра, то с изучением правил и исправлением ошибок. В заключительной части урока, после восстановительных упражнений. Предлагаю детям соревнование в теоретических знаниях. Например: в умении объяснить технику основного упражнения, изученного на уроке. Я стараюсь оценить на уроке всех учащихся или их большинство. Если кто-то не смог выполнить задание, идет исправление ошибок с показом и разбором учителя или ученика, освоившего упражнение в совершенстве. Достичь двигательной активности (деятельности) ребятам помогает соревновательно-игровой метод, присутствующий во всех видах учебной программы. Он применим с одинаковым успехом и в не игровых видах физического воспитания.

Играть и соревноваться в гимнастике можно также успешно, как и в других видах физической подготовки. Суть метода – прежде всего сопоставление сил в процессе соперничества, борьбы за первенство, победы или возможно более высокого достижения, как отдельных учащихся, так и команд. Итак, чтобы повысить заинтересованность учащихся в качественном выполнении порядковых и строевых упражнений. Даю задание на их выполнение в соревновательно-игровой обстановке. Делю класс на отдельные команды и провожу соревнование на лучшее выполнение этих упражнений, а учащиеся при этом оценивают друг друга. Соревнования провожу в параллельных колоннах или шеренгах с выбыванием участников, нарушивших строй или допустивших ошибки, так и без выбывания, но с получением штрафных очков, которые в итоге определят победителя игры или соревнования.

Для того, чтобы повысить внимание в начале урока провожу игру, где учащиеся должны выполнять строевые команды учителя, когда в начале команды присутствует слова “класс” или какой либо предварительный жест. Например: поднятие руки вверх.

При выполнении общеразвивающих упражнений команды соревнуются на выполнение большего количество упражнений за определенный промежуток времени, как на месте, так и в движении. Например, даю задание: кто раньше выполнит 10 наклонов, отжиманий, приседаний, какая команда в сумме больше выполнит наклонов, отжиманий и т.д. Общеразвивающие упражнения включаю в эстафеты. После передвижения на одной, двух ногах, через определенное количество шагов, ученики должны выполнять какие-либо упражнения без нарастающего итога и с нарастающим итогом в арифметической прогрессии, после чего могут передвигаться к своей колонне, передавая эстафету следующему учащемуся.

При выполнении комплексов провожу соревнование. Как за качество выполнения, так и за синхронность. Выполняя упражнения на снарядах, учащиеся соревнуются на лучшее выполнение самих упражнений, а так же подхода к снарядам и отхода от них.

Легкая атлетика, как средство физического воспитания способствует всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья учащихся. Легкоатлетические упражнения, наряду с гимнастическими являются ведущими в физическом воспитании.

Однако легкоатлетическим упражнения присуща циклическая деятельность, состоящая из монотонных движений, притупляющих интерес учащихся к занятиям. Нарушить эту монотонность можно, используя соревновательно-игровой метод, цель которого повысить заинтересованность учащихся в выполнении однообразных упражнений. Разнообразное применение соревновательных упражнений и различных игровых заданий позволяет мне скучную монотонную работу в легкой атлетике сделать увлекательной и интересной. На уроке даю учащимся следующее задание: бег с определением лидера, меняю возрастание объема и интенсивности физической нагрузки в соревновании или игре; провожу соревнования в условиях, приближенных к реальным, с обязательной оценкой достигнутого уровня; поощряю учащихся в разнообразии применения технических приемов, а так же способов выполнения задания. Регулярно поощряю не только сильных, но и слабых учащихся, сумевших добиться своих личных результатов.

Лыжная подготовка – важный прикладной вид физического воспитания, связанный с умением передвигаться на лыжах по снегу. Применение соревновательно - игровых заданий является эффективным средством в обучении и совершенствовании лыжной техники, а так же развития физических качеств на уроках лыжной подготовки. Играя и соревнуясь, учащиеся успешно приобретают необходимые навыки передвижения по дистанции, куда входят спуски и подъемы, а так же закрепляются умения применять технику лыжных ходов с учетом рельефа местности. Соревновательные упражнения учащимся даю на учебном кругу, такие как техника скольжения, обгона. Спуски, подъемы и повороты – соревнуемся на пологом склоне. На длинных дистанциях учу детей тактично противостоять сопернику, а так же развиваю выносливость.

На первый взгляд может показаться, что роль соревновательно - игрового метода в освоении спортивных игр незначительна и его использование мало эффективно, так как спортивные игры очень эмоциональные и содействуют физическому развитию учащихся сами по себе. Но это не так, потому что для овладения умениями и навыками игр в совершенстве требуется развитие специальных, физических и психологических качеств. Для этого я включаю элементы изучаемой спортивной игры в соревновательные упражнения, подвижные игры и эстафеты (пятнашки мячом, броски на технику, попадание в цель, набивание, переноска мячей, передачи). Задания усложняю. Меняю игры: “Не давай мяч водящему”, “Борьба за мяч”, и т.д. Так же, изучая каждую спортивную игру в отдельности, подбираю соревновательно–игровые задания, способствующие развитию определенных умений и навыков.

Применение соревновательно – игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке учащихся, а сами занятия сделать более интересными. Он помогает оживить уроки, а самое главное: решить основную проблему двигательной деятельности (активности) учащихся любого возраста.

(Анализ состояния преподавания, качества знаний, умений и навыков учащихся).

2017-2018 уч. год

Качество обучения по классам: 5

Участие во Всероссийской предметной олимпиаде: кол – во/ I / | II / III -муниципальный уровень

Кобыляцкая В. (призёр)

Участие в проектно-исследовательской деятельности:

С учащимися 6 класса подготовлен и представлен на школьном фестивале проектных и исследовательских работ групповой исследовательский проект по основам безопасности жизнедеятельности

Результаты ГИА-9 2016-2017 уч. год

Результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам

(Анализ и результаты работы с одаренными детьми).

2017-2018 уч. год

Ведение кружков, секций, объединений.

Олимпиады, конкурсы, игры (кроме Всероссийской предметной олимпиады):

Шевченко В. -1 место

Кудрявцева С. -1 место

Артемьева И. -2 место

Григоренко А. -2 место

Шаблинская П. -1 место

Прилукин А. -2 место

Краснянский В.-3 место

Артемьева И. -2 место

Артемьева И. -3 место

Шаблинская П. -2 место

Артемьева И. -2 место

Артемьева И. -1 место

2017-2018 уч. Год

1. Использование ИКТ в процессе обучения предмету

Презентации, видеоролики, видеоуроки по ОБЖ.

2. Системное использование проектных,

др.развивающих образовательных технологий

3. Разработка и использование авторской методики, собственного педагогического сайта, Web -страниц

Учительский. сайт/ Даютова Ирина Геннадьевна

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе

Выявление, обобщение и внедрение актуального педагогического опыта в практику.

(Анализ инновационной деятельности).

2017-2018 уч. Год

1.Проведение открытых уроков, мастер-классов, семинаров, наставничество, руководство методическим объединением и др.

2.Публикации, статьи в СМИ, размещение на сайтах в интернете( указать интернет –ресурсы)

Сценарий выступления отряда ЮИД МБОУ

Дата публикации 20 Сентября 2017 года

3.Участие в конференциях, семинарах, РМО, ШМО (темы доклада)

- Учительский. сайт/ Даютова Ирина Геннадьевна

Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах

Форма участия

2017-2018 уч. Год

В составе жюри, экспертов

В составе участников

Командное 3 место

Командное 2 место

Победитель муниципального этапа областного конкурса-фестиваля юных инспекторов движения

Командное 3 место

Областная Эстафета безопасности «45 ЮИДовских дел в честь 45-летия образования отрядов юных инспекторов движения, направленная на предупреждение дорожно-транспортного травматизма.

Командное 3 место

Районные туристические соревнованияшкольников, посвященные 80-летию образования Ростовской области.

Грамота Отдела образования Администрации района

за подготовку команды и достигнутые ею результаты (3 место)

Грамота Отдела образования Администрации района

за подготовку команды и достигнутые ею результаты (2 место)

Грамота Отдела образования Администрации района

за подготовку команды и достигнутые ею результаты (3 место)

Блиц-олимпиада: "Предметно-методическая работа преподавателя-

организатора основ безопасности жизнедеятельности"

Диплом II степени № 39920

Всероссийская блиц - олимпиада для педагогов:

"Техника безопасности в образовательном учреждении" Педагогика XXI век

Диплом I степени № 8345

Всероссийское тестирования «Радуга Талантов

Диплом II степени № 236151

Диплом I степени ДП-О № 22573

Блиц-олимпиада: "Классный руководитель в современной школе"

Диплом I степени № 42637

Диплом I степени № 266858

« Портфолио педагога – инновационный метод оценки педагогического

Диплом I степени № 473911

Сертификат отличия III степени

Диплом I степени № 242378

Диплом II степени № 238491

Диплом I степени № 9213-935581

Диплом I степени Пр. № 388241441

Диплом I степени Пр.№ 388241441

Диплом I степени .№ БО 00060958

Диплом II степени №236539 от 13.03.2018

Сертификат участника № УГ- 573655/6981

от 25.06.2018

Участие в экспертных группах, составе жюри различных ученических конкурсов

Форма участия

2017-2018 уч. год

Всероссийские предметные олимпиады

Дата участия: 29 апреля 2018 года. Сертификат слушателя конференции № 373662

Аттестация педагогических работников

Участие в организации и проведении ОГЭ, ЕГЭ

Повышение квалификации.

2017-2018 уч. год

«Навыки ведения профилактической деятельности. Формы и методы своевременного выявления первичных признаков злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетних. 16 часов; Центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации Бизнес-школы РГЭУ (РИНХ); г. Ростов-на-Дону, 29.09.2018 г.

№ 3520 ПК 00003572, 10.01.2018 г.

Сертификат соответствия: рег. №314234895

дата регистрации 22.03.2018

Дата участия: 15.01.2018

Дата участия: 13.02.2018

Дата участия: 13.04.2018

«Использование в психолого-педагогической практике

Сертификат участника № 1279794/250433

Выдан на основании приказа № 1 от 09.01.2017

Свидетельство № VU 22-281668

Дата участия: 1 5.10.2017

Работа в качестве классного руководителя

2017-2018 уч. год

Внеурочная деятельность.

Мероприятия

2017-2018 уч. год

Участие в проведении предметной недели ЕМЦ

Участие в проведении предметной недели начальной школы

Внеклассные тематические мероприятия.

Использование современных технологий преподавания основ безопасности жизнедеятельности.Решение современных проблем образования с использованием инновационных методов. Законодательная база применения инновационных форм преподавания.

Оценить 353 0

Подготовил: учитель ОБЖ

Использование современных педагогических технологий на уроках ОБЖ

Преподавание курса ОБЖ задает вопрос об активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках, так как этот процесс организуется посредством определенных сочетаний методов, приемов, заданий. Этап введения знаний является наиболее сложной частью подготовки к уроку. Эффективная подготовка и проведение урока приводит к развитию и формированию способностей обучающихся, их познавательной деятельности. Познавательная деятельность обучающихся может быть реализована на различных этапах урока, а также на уроках разного типа .

Учитель ОБЖ должен владеть основами информационных технологий, иметь представление о наиболее распространенной в настоящее время операционной системе Windows, уметь работать в компьютерных программах, в таких как : Word, Ехсеl, РоwerPoint и других программах и платформах, связанных с предметной деятельностью учителя.На уроках ОБЖ учащиеся получают знания о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и правилах безопасного поведения, мероприятиях, проводимых государством по защите населения; знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны(ГО). Компьютер выступает как часть исследовательской установки, позволяющей глубже понять изучаемые явления и процессы.

В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса любого предмета, в том числе и ОБЖ. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. В услових перехода на дистанционное образование, педагогическим работникам необходимо владеть навыками применения электронных ресурсов, приложений для организации дистанционной формы обучения по учебному предмету. При этом большую роль играют сами способы: электронная почта, чат, блоги,форумы,формат проведения видео-уроков - вебинар, скайп, zoom и т.д. Используя различные способы, учитель внедряет ранее изученные методы и способы, например, презентация в ZOOM - конференции. Необходимость внедрения новых информационных технологий в учебный процесс не вызывает сомнений. Порядок использования дистанционных образовательных технологий утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "ОбутвержденииПорядкапримененияорганизациями,осуществляющимиобразовательнуюдеятельность,электронногообучения,дистанционныхобразовательныхтехнологийприреализацииобразовательныхпрограмм".

Решение современных проблем образования невозможно без постепенной замены традиционных технологий обучения на новые информационные педагогические технологии.

Включение в образовательный процесс современных технологий позволяет стимулировать познавательную деятельность самих ребят, повышать их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, способствовать углублению знаний по курсу ОБЖ.



ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ :

Современные образовательные технологии и использование информационных образовательных ресурсов в учебном процессе по ОБЖ
Научно-методическая деятельность моя, как педагога, направлена на изучение и овладение современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса . Проектирование учебно - воспитательного процесса по курсу ОБЖ заключается в основании структуры и содержания образования школьников. Эта структура включает в себя новые инновационные технологии по следующим основным направлениям:

1. Педагогический процесс, как условие развития личности, - целостная конструкция, включающая в себя единство процессов обучения, воспитания и образования.

2. Школьник, как активный субъект педагогического процесса, включен в систему разнообразных общественных отношений таких, как идентификация, индивидуализация и персонализация.

3. Предмет ОБЖ, как средство педагогического процесса, ориентированного на формирование личности, в основании которой лежит деятельность по обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих.

Все образовательные программы и технологии ежегодно тщательно отслеживаются, анализируются, и результаты анализа вносятся в основные образовательные программы по ОБЖ для 5-11 классов, обсуждаются на заседаниях РМО преподавателей – организаторов ОБЖ и после их утверждения рекомендуются для использования в учебном процессе школ района .


Основные вопросы изучения темы:

- Что даёт учителю и ученикам использование современных технологий, мультимедийных дисков на уроке

-Источники информации, используемые при подготовке к уроку

- Как органично включить мультимедиа презентацию

- Ресурсы Интернет

- Представление методических разработок на персональном веб-сайте и в профессионвальных конкурсах

Использование компьютерных программ: Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Publisher, Microsoft Office FrontPage, и др., использование мультимедийных дисков, создание собственных презентаций, дидактических материалов к урокам - задачи моей работы по самообразованию.

Участие в методическом объединении :


1. Обучение ОБЖ в соответствии с ФГОС общего образования нового поколения.

2. ФГОСТ общего образования: системно-деятельностный подход в преподавании ОБЖ.

3. Проектно-исследовательская деятельность в преподавании ОБЖ.

5. Технология преподавания ОВС в рамках программы курса ОБЖ.

6. Учебные сборы: практико-ориентированная часть подготовки обучающихся школы к военной службе.

7. ОВС: методика проведения уроков.

8. Предметные Олимпиады, как форма работы с одаренными детьми, содействие продолжению образования и профессиональному самоопределению.

9. Военно-патриотическое воспитание в школе.

10. Использование ИКТ на уроках ОБЖ и внеклассных мероприятиях.

11. Подготовка к безопасному поведению при ЧС природного и техногенного характера.

12. Инновационная деятельность в преподавании ОБЖ в сельской школе.

13. Использование информационных образовательных ресурсов в учебном процессе.

Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах :

Конкурсная активность учителя

Информация об участии в конкурсах

сентябрь –октябрь 2020

Читайте также: