Доклад личностные качества педагога новатора

Обновлено: 14.05.2024

Содержание

Введение……………………………………………………………………3.
Профессионально важные качества педагога…………………………..4-6.
Требования к индивидуальным качествам педагога. ……………7-8.
Профессиональная компетентность. …………………………………….9.
Педагогическая центрация ………………………………………………10. Профессионально-психологический профиль педагога ………………11-13.
Заключение. …………………………………………………………………14.
Список литературы. ………………………………………………………. 15.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Профессионально значимые качества педагога.docx

Профессионально важные качества педагога…………………………..4-6.

Требования к индивидуальным качествам педагога. ……………7-8.

Профессиональная компетентность. …………………………………….9.

Педагогическая центрация ……… ………………………………………10. Профессионально- психологический профиль педагога ………………11-13.

Первое свойство объективного характера заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами, и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой педагогу приходиться иметь дело; второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте творчества.

Второе включает и педагогический такт, и педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии.

В педагогической психологии подчеркивается важнейшая социальная роль педагога, его место, функции, в обществе и анализируется предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания. Соответственно, профессионально- педагогическая подготовка и самоподготовка учителя рассматриваются в качестве одной из ведущих проблем педагогической психологии.

Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества. В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально важным качествам он относит также и способности. От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности.

Важным профессионально- педагогическим качеством является логическое мышление. Логическое мышление отражает сформированность логических приемов мышления как совокупности действий, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, классификации понятий, нахождение логических отношений.

Доминантными качествами в профессионально- педагогической деятельности (Р.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко) являются активность личности, целеустремленность, уравновешенность, желание работать со школьниками, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм. Кроме того, сюда следует включить такие качества, как требовательность, ответственность, коммуникабельность.

В профессиограмму педагога входит и такое качество, как педагогический артистизм, которое выражается в способности воплощать мысли и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений педагога. Изучение деятельности артистичных педагогов показало, что им, как правило, свойственны принятие себя как личности, склонность осознавать себя носителями позитивных, социально делаемых характеристик, уверенность в себе и значимости своего дела, высокая степень совпадения личных и профессиональных интересов, желание постоянно совершенствоваться, высокий уровень направленности на деятельность.

Аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций;

Экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.

Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. С позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений:

гностические умения – познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства;

идеологические умения – социально-значимые умения проведения политико-воспитательной работы среди обучающихся, пропаганды педагогических знаний;

дидактические умения – общепедагогические умения определения конкретных целей обучения, выбора адекватных форм, методов и средств обучения, конструирования педагогических ситуаций, объяснения учебно-производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы;

организационно-методические умения – умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно- профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления;

коммуникативно-режиссерские умения – общепедагогические умения, включающие перцептивные, экспрессивные, суггестивные, ораторские и умения в сфере педагогической режиссуры;

прогностические умения – общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом;

рефлексивные умения – способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализация;

организационно-педагогические умения – общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности личности обучающихся;

общепрофессиональные умения – умения чтения и составления чертежей, схем, технических диаграмм, заполнения расчетно-графических работ, определения экономических показателей производства;

конструктивные умения – интегративные умения разработки технологических процессов и конструирования технических устройств, включают разработку учебной и технико- технологической документации, выполнение конструкторских работ, составление технологических карт, направляющих тестов;

технологические умения – количественные умения анализа производственных ситуаций, планирования, рациональной организации технологического процесса, эксплуатации технологических устройств;

производственно-операционные умения – общетрудовые умения по смежным профессиям;

специальные умения – узкопрофессиональные умения в рамках какой-либо одной отрасли производства.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ Калитвенской СОШ

Непрерывное образование — это комплексный процесс, обеспечивающий поступательное развитие личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Он состоит из последовательных ступеней специально разработанного учебного процесса, дающего человеку благоприятные для него изменения социального статуса.

Истоки концепции непрерывного образования можно выявить у Платона, Конфуция, Сократа, Аристотеля, Сенеки и других выдающихся древних мыслителей. Идеи непрерывного образования представлены во взглядах Вольтера, Гете, Руссо, которые связывали их с достижением полноты человеческого развития.

Основателем современных представлений о непрерывном образовании признан Ян Амос Коменский, в педагогическом наследии которого ключевая мысль, воплощена в наши дни в концепции непрерывного образования.

В России подобная идея тоже нашла свое выражение в трудах прогрессивных педагогов. По-разному эту мысль излагали великие педагоги прошлого - Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский.

Ключевым элементом всей системы непрерывного образования является роль педагога, его новаторская составляющая. Нововведения присущи любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом тщательного изучения, анализа и внедрения. Инновации не возникают стихийно, они являются продуктом научного и творческого труда, результатом внедрения передовой педагогической мысли. Этот процесс не может развиваться произвольно, он нуждается в управлении. Инновация в педагогике — это не любое новшество или нововведение, а только такое, которое значительно повышает эффективность существующей педагогической системы.

Основная часть.

Политика инновационных преобразований применительно к непрерывному педагогическому процессу ставит своей основной задачей введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и учащегося. Интегрирование инновационных процессов в непрерывное образование предполагает решение двух ключевых задач педагогики — изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, а также внедрение достижений психолого-педагогической науки в практику. Поэтому предмет науки инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, т. е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, которые образуются на стыке теории и практики. Это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Применительно к непрерывному образованию педагог должен выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых педагогической наукой новых идей, взглядов, методик. Необходимость в инновационной направленности непрерывной педагогической деятельности в современном этапе развития общества, науки и образования определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, меняющаяся социально-политическая обстановка общества требует подготовки конкурентоспособного выпускника, его стремление к дальнейшему обучению и рассматривается сегодня как один из путей интеграции образовательной системы в мировое образовательное пространство.

Во-вторых, гуманитарный акцент содержания образования, изменение объема, наименований учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска инновационных организационных форм, технологий обучения.

В-третьих, меняется отношение и самих педагогов к проблеме применения инновационных новшеств. Если раньше он был ограничен в самостоятельном выборе новых учебников и программ, то сейчас преподаватели стремятся использовать в своей работе последние инновационные разработки.

В-четвертых, деятельность образовательных учебных заведений в условиях рыночных отношений, создание новых негосударственных учебных заведений, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.

В-пятых, нельзя воспитать по настоящему грамотного, адаптированного к происходящим в различных сферах общества изменениям гражданина без использования инновационных технологий.

В-шестых, сам педагог, являясь центром сложного динамического процесса, который называется инновационная педагогическая деятельность, должен постоянно повышать свой профессиональный уровень, применяя при этом последние инновационные достижения во всех сферах научного познания.

Формирование инновационной направленности в непрерывном образовании предполагает использование определенных критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного нововведения. В. А. Сластенин., И. Ф. Исаев и др. полагают, что имеющийся опыт исследований по педагогике, позволяет определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизны, оптимальности, высокой результативности, возможности творческого применения инновации в массовом опыте.

«Введение оптимальности в систему критериев эффективности педагогических инноваций означает затрату сил и средств преподавателей и учащихся для достижения результатов. Разные педагоги могут добиваться одинаково высоких результатов при разной интенсивности собственного труда и труда учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствуют о ее оптимальности. Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности

преподавателей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания.

Труд педагога-новатора должен осуществляться на высоком профессиональном уровне, где также осуществляется его педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагога, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании детей. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности педагога, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям.

Я считаю, что педагог-новатор является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с воспитанниками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового. И все это зависит, на мой взгляд, от развития инновационной активности педагога–новатора. Высокие достижения педагога в педагогической деятельности являются фактором, существенно развивающим личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то новое, достойное внимания, педагог растет, развивая свои личностные и профессиональные качества. В условиях интенсивного развития образования инновационная активность педагога становится необходимым условием успешного позиционирования образовательных услуг в формирующемся новом пространстве.

На сегодняшний день сложно представить себе детский сад или школу, не занимающейся инновационной деятельностью. Инновационная деятельность обеспечивает модернизацию образовательного процесса. Потому что активное внедрение инноваций способно изменить профессиональный облик педагога, вооружить их новыми педагогическими технологиями, способами и средствами, призванными заинтересовать ребёнка, сделать его субъектом собственного развития, а ОУ – полноценным социально–педагогическим институтом социума.

И здесь отводится роль педагогу- новатору. Он ищет способы, технологии, активно участвует в методической работе образовательного учреждения, является членом педагогических сообществ, где осуществляется совместная деятельность педагогов. Для самообразования педагога - новатора очень важно общение с коллегами. Очень часто не хватает времени для этого. Сетевое сообщество педагогов помогает в удобное время, имея доступ в Интернет, общаться с коллегами – единомышленниками в масштабе не только страны, но и мира.

Коржуев, А.В. Педагогика в зеркале исследовательского поиска: На перекрестке мнений / А.В. Коржуев, А.С. Соколова. - М.: Ленанд, 2014. - 208 c.

Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.

Ермолин, А. Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху: Педагогика нового времени / А. Ермолин. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 262 c.

Михль, В. Педагогика переживания / В. Михль. - М.: УРСС, 2014

Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Юрайт, 2013. - 197 c.

Модернизация современного высшего профессионального образования требует существенного переосмысления структуры и содержания образовательного процесса в вузе. Одним из направлений профессиональной подготовки специалистов должно стать формирование готовности будущих учителей к инновационной деятельности, что позволило бы им наиболее полно проявить свои индивидуальные творческие способности, реализовать интеллектуальный потенциал, применить весь комплекс знаний, умений и навыков, приобретаемых в процессе обучения в вузе, к выполнению инновационных задач. Создание оптимальных организационно-педагогических условий для самореализации личности – актуальная задача всех ступеней образования, но для высшего профессионального образования эта задача приобретает особый оттенок и значимость.

Современному учителю уже недостаточно иметь глубокие познания в области изученных дисциплин и владеть определённым набором практических умений и навыков. Выполнение профессиональных задач предполагает творческий подход к порученному делу, организацию профессиональной деятельности, направленной на рациональное преобразование действительности.

Нами выделены и классифицированы основные умения и навыки, необходимые учителю для осуществления инновационной деятельности.

При выделении необходимых учителю инновационных умений и навыков учитывались, во-первых, современные требования, предъявляемые к педагогу новой формации, во-вторых, фактическая деятельность учителя, изучение которой было осуществлено при использовании большого эмпирического материала.

Для получения необходимой информации использовалась случайная выборка преподавателей в количестве 95 человек. Такой объем выборки оказался вполне достаточным для получения того уровня репрезентативности, который обычно принимается в социолого-педагогических исследованиях. В результате сбора и обработки теоретического и эмпирического материала нами были выделены умения и навыки, составившие первоначальный, несистематизированный перечень и подлежавшие упорядочению посредством обобщения и классификации.

Поскольку инновационная деятельность учителя является органической частью общей педагогической системы средней школы и во многом определяется функциональными компонентами, вытекающими из структурных элементов данной системы (к таким функциональным компонентам Н.В. Кузьмина [2] относит гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный.), постольку полученный многообразный репертуар конкретных умений и навыков целесообразно рассматривать с позиции обеспечения ими основных функций учителя. С учетом этого положения в качестве первого признака классификации принят ролевой или функциональный признак, наиболее полно и целостно отражающий всю систему деятельности учителя, в результате чего мы выделили следующие группы умений и навыков.

1. Гностические умения – умения в области приобретения методологических и психолого-педагогических знаний в целях дальнейшего приведения их в мобилизационную готовность для решения инновационных педагогических задач.

2. Конструктивные умения – умения в области отбора содержания, композиции учебной информации, планирования учебно-воспитательного процесса при реализации инновационных идей.

3. Организаторские умения – умения в области реализации инновационных замыслов учителя в учебно-воспитательном процессе, при организации деятельности учащихся и своей собственной, умения вести учебно-программированную документацию, деловую переписку и т.д.

4. Коммуникативные умения – умения в области установления педагогически целесообразных и деловых взаимоотношений с педагогическими коллективами в целях решения инновационных задач, с учащимися при внедрении инновационного опыта во время занятий, админстрацией школы в разработке новшеств.

5. Инновационные умения – умения в области планирования, разработки и непосредственной реализации педагогических новшеств в учебно-воспитательном процессе, проведения педагогических экспериментов, переноса инновационных опытов в новые ситуации.

Далее целесообразно представить сгруппированные таким образом умения и навыки в виде уровневой структуры по признаку обобщенности их содержания. Нами принято трехуровневое построение: общий, средний и конкретный уровни. Следовательно, классификационная структура умений и навыков представлена как бы в двух плоскостях – в зависимости от функционального признака и в зависимости от степени обобщенности их содержания. Группировка по степени обобщенности потребовала воспользоваться некоторыми дополнительными признаками, позволяющими учесть специфику деятельности учителя-инноватора.

В качестве таковых принимались: предмет (объект) инновации, средства инновации, с которыми связан учитель в процессе своей инновационной деятельности, а также продукт инновационного процесса.

Предметом (объектом) инновации для учителя являются содержание, формы, методы, средства обучения, механизмы управления познавательной деятельностью учащихся, личность ученика, различные документации и т.д., с которыми учитель сталкивается при разработке педагогических новшеств.

К средствам инновации правомерно отнести ранее подготовленные технические и дидактические средства, инструментарии, с помощью которых ведутся инновационные процессы, различная учебно-методическая документация, литературные источники, методы научно-педагогических исследований, необходимые учителю в процессе планирования, разработки и реализации инновационных идей.

К продуктам инновационного процесса относятся, прежде всего, результаты педагогического воздействия учителя на педагогический коллектив, результаты положительного изменения в личности каждого учащегося в отдельности, в интенсификации процесса обучения и воспитания, а также материальные продукты инновационного процесса (электронная доска, ТСО, парты и др.).

Также мы выделили основные профессионально значимые свойства и качества личности учителя-новатора.

Структура инновационной деятельности будет неполной без параметра, описывающего человека как носителя функций конкретной профессии. Психологическую характеристику человека в значительной степени определяет успешность многих видов деятельности, а отсутствие некоторых из них иногда является противопоказанием к овладению избранной профессией.

Указанный выше методологический принцип обусловил необходимость изучения личности учителя при создании структуры его инновационной деятельности. Для этого потребовалось выделить те свойства и качества личности, которые являются профессионально значимыми для инновационной деятельности учителя.

Под профессионально значимыми мы понимаем те свойства, качества и характеристики личности, которые обеспечивают успешную инновационную деятельность. Профессионально значимые свойства и качества личности учителя были выделены на основе анализа материалов, полученных при помощи ряда методик: контент-анализа постановляющих документов, касающихся деятельности учителя, анкетного опроса 89 преподавателей вуза, материалов бесед с экспертами.

Разумеется, приведенный выше стандартный перечень качеств и свойств не претендует на исчерпывающее определение специфики личности учителя-инноватора. Однако есть все основания утверждать, что выявленные нами качества и свойства являются ведущими детерминантами инновационной деятельности учителя, следовательно, необходимыми компонентами структуры его деятельности.

Гост

ГОСТ

Появление педагогов-новаторов в образовательной сфере и основы их деятельности

Педагог-новатор – это педагог, который вносит в процесс образования новые методы и приемы его организации, разрабатывает новые технологии обучения и воспитания, внедряет прогрессивные принципы ведения обучения и воспитания, что в итоге приводит к обновлению педагогического процесса и системы образования в целом.

Развитие новаторских идей в образовании может быть следствием социально-экономических перемен и социального заказа образовательной сфере, требующей ее развития и переориентации деятельности, а может быть и просто спонтанным течением педагогической мысли или результатом целенаправленной исследовательской работы отдельных ученых- педагогов.

Миссией педагога-новатора является переход на новую образовательную концепцию и создание компетентностно-ориентированной образовательной среды. Для это требуется применение новых методик и подходов в обучении, которые позволяют развивать мышление учащихся, формировать у них свойства толерантности и способности принятия волевых решений, развивают коммуникативные навыки, навыки информационного взаимодействия и ориентации в современных информационных потоках.

В процессе обучения современных детей педагоги-новаторы предлагают опираться на применение исследовательского подхода, задействование конструирования и игровой формы воспитания и обучения. Однако, не всегда применение новых технологий в обучении отвечает современным требованиям образования и способствует достижению его целей и задач. В образовательной деятельности требуется изменение ее форм и структуры процессов обучения и воспитания, под требования новых технологий.

Новаторский подход в деятельности педагога сводится к:

  • разработке современных программ обучения;
  • созданию пособий и учебной литературы, отвечающей запросам общества и тенденциям социально-экономического развития;
  • самостоятельному и осознанному выбору своей профессии;
  • реализации целей и задач обучения с помощью применения творческого подхода;
  • развитию креативного мышления учащихся, их самостоятельности и лабильности деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Педагоги-новаторы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основные посылки деятельности педагогов-новаторов

Педагоги-новаторы занимаются разработкой идей по созданию дидактических систем, кардинальным образом изменяющих существующий процесс обучения и воспитания. Ими выработано большое количество идей и концепций, которые основываются на следующих посылах:

  1. Применение новшеств в методике и технике обучения и воспитания. Они опираются на внедрение новшеств в организацию учебно-воспитательного процесса, ориентированного на достижение высоких результатов в усвоении знаний;
  2. Опора на концепцию педагогии сотрудничества т.е. идей гуманизации процесса обучения и воспитания. Личность учащегося признается основой учебно-воспитательного процесса, самым ценным ориентиром деятельности педагога, уважении личности учащегося. Учебный процесс строится на основе взаимодействия и равноправия его участников, исключая авторитаризм педагога. Процесс обучения носит свободный характер, не предполагается принуждение учащихся к получению знаний и исключается навязывание своих приоритетов в выборе дисциплин;
  3. Разработка педагогических идей, ориентированных на перспективное применение и целесообразность дальнейшего использования в образовательном процессе;
  4. Общедоступность новаторского опыта. Концепции педагогов-новатор получили широкое внедрение в практику образования. В конце 20-го столетия труды педагогов-новаторов публиковались широкими тиражами.

Концепции известных педагогов-новаторов

В. Ф. Шаталов является педагогом-новатором и создателем концепции интенсивного обучения. Его концепция строится, в первую очередь, ориентируясь на идеи гуманизма в образовании, приоритете личности в процессе обучения. Интенсивное обучение изложено в виде программы, состоящей из графических материалов, передающих учебную информацию. Это позволило упростить процесс обучения и сделать его более доступным для восприятия. Им, также, предложены новаторские идеи по проверке и оценке знаний, позволяющие уйти от использования дневников и журналов. Учебно-воспитательный процесс, Шаталов, снабжал нестандартными дидактическими средствами и учебными пособиями: открытый лист учета знаний, базовые листы и сигналы, плашки. Весь педагогический процесс, педагог-новатор базировал на следующих принципах: успеха и оптимизма, бесконфликтности, целостного обучения, реализуемое блоками или интенсивными темпами.

О. С. Газман. Им была предложена новаторская концепция воспитания, ориентированная на уход от авторитаризма педагога и занятие им роли помощника в развитии навыков самостоятельности, способности к саморазвитию и самовыражению. Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы развить культуру учащихся и обеспечить их общими знаниями для их дальнейшего самоопределения.

И. П. Иванов. Им было предложено использование коммунарской методики в процессе обучения, ориентированной на организацию формирующей деятельности учащихся, социально полезной, творчески ориентированной и гуманистически направленной. Его новаторские идеи должны были способствовать созданию условий в учебном процессе, необходимых для преобразования учащимися себя и окружающей действительности. Эта методика была внедрена в практику, путем проведения семинаров с педагогами и учащимися, внедрения ролевых и деловых игр, теоретического осознания сущности деятельности.

Е. В. Бондаревская. Она является педагогом-новатором, которым были разработаны следующие идеи развития теории и практики образования: концепция личностно-ориентированного обучения, дано обосновании концепции личностно-ориентированного воспитания, ориентированная на воспитании гражданских, нравственных свойств личности и культурных принципов поведения, спроектирован фундамент теории гуманистической педагогической деятельности. Все ее концепции и идеи пронизаны идеями гуманизма в воспитании. Ею открыто новое направление в теории педагогики – педагогика личности.

Рисунок 2. Педагоги-новаторы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Курлаева Александра Борисовна

Населенный пункт: г. Москва

В настоящее время всё более актуальным становится вопрос качества современного образования. В существующих условиях оптимизации системы дополнительного образования становится очевидным, что инновационные технологии не являются единственным средством регулирования существующих проблем. Их решение во многом оказывается возможным лишь при высоком уровне профессионализма педагогических кадров. Профессионализм педагога выступает теперь не только и не столько в качестве вопроса его престижа, он является важнейшим условием его конкурентоспособности на рынке современных образовательных услуг.

Понятие "профессионализм" несет большую смысловую нагрузку, оно включает в себя не только владение специалистом знаниями, умениями и навыками, но и подразумевает личностные особенности конкретного человека. Определяющим фактором профессионализма педагога дополнительного образования является степень соответствия личности и выбранной профессии (склонности, внутренняя мотивация). При этом одним из важнейших критериев профессионализма в современной педагогике считается результативность работы педагога, проявляющаяся в высоком уровне усвоения материала образовательной программы воспитанниками и их неподдельном интересе к занятиям.

Характеризуя профессиональную деятельность педагога дополнительного образования, можно выделить три основных аспекта: специальный, социальный и личностный.

  • Специальный аспект отражает степень владения педагогом соответствующими знаниями, умениями и навыками, способность рационально организовать и активизировать деятельность детского коллектива.
  • Социальный аспект отражает стиль общения с воспитанниками, родителями и коллегами, поведение в стрессовых ситуациях.
  • Личностный аспект отражает индивидуальные психологические черты педагога, его поведение, внешний вид, речевую культуру, тембр голоса, отличительные особенности мимики и жестов.

В современных условиях получить хорошее образование означает не только приобрести определённый объём знаний, необходимо быть подготовленным к жизни, уметь грамотно использовать полученные знания в конкретной ситуации. Это становится возможным лишь благодаря непосредственному влиянию личности педагога на формирующуюся личность ребёнка. Педагог способный "зажечь", повести за собой, увлечь своим делом - это образец, которому сознательно, а чаще неосознанно, подражают дети. Желание быть похожим на своего наставника нередко обуславливает и выбор будущей профессии воспитанников. Это подтверждается исследованиями, проведёнными среди столичных студентов педагогических специальностей. Так, за последние десять лет, в основном сохраняется приоритетность факторов, влияющих на выбор профессии. Большинство молодых педагогов, принявших участие в исследовании, избрали профессию по примеру любимого учителя.

Таким образом, помимо передачи знаний и опыта педагог дополнительного образования закладывает устойчивые жизненные ориентиры подрастающего поколения. Именно поэтому к его личности предъявляются самые высокие требования, отвечающие запросам современного общества:

  • профессиональная компетентность;
  • высокий уровень интеллектуального развития;
  • ответственность и дисциплинированность;
  • стремление к овладению новыми знаниями;
  • владение современными информационными технологиями;
  • владение коммуникативными навыками;
  • активность в творческой деятельности;
  • тактичность и беспристрастность;
  • физическое и психологическое здоровье;
  • оптимизм, любовь к жизни и людям.

Если в системе отношений "педагог - дети", личность педагога занимает позицию "над", это практически исключает партнёрские взаимоотношения, лишает общение атмосферы доверия. Лишь пребывая с детским коллективом в "одной плоскости", когда глаза находятся на одном уровне, возможно выстроить общение, исключающее давление на собеседника, разрушающее его личностную свободу. Н.Е.Щуркова отмечает, что при взаимоотношениях "наравне", не стоит бояться, что дети перестанут уважать педагога, ведь стратегию деятельности видит и проецирует педагог, так как он всегда видит и понимает больше. Остерегаться такого рода отношений может лишь тот педагог, профессиональная подготовка которого не соответствует интеллектуальному уровню развития воспитанников. Ему приходится внешне подчёркивать своё иллюзорное преимущество, апеллируя к административным полномочиям.

Внимание и забота взрослых, в частности педагога дополнительного образования, как одного из наиболее значимых фигур в окружении ребёнка, создаёт проекцию на всю его дальнейшую жизнь. Часто, занятые материальным благополучием семьи, родители не имеют возможности уделить ребёнку необходимого времени. А, как известно, дефицит любви в детстве неизбежно ведёт к такому поведению человека, когда он оказывается неспособным доверять своим ближним. И напротив, подаренные в своё время участие и тепло помогают мобилизовать силы в напряжённые моменты жизни.

Таким образом, на эффективность профессиональной деятельности педагога дополнительного образования при прочих равных условиях коренное влияние оказывают его индивидуальные особенности. Личностные качества педагога представляют собой ту основу, на которой формируется вся его профессиональная деятельность, это фундамент его профессионализма.

Березина В.А. Дополнительное образование детей в России. Учебно-методическое пособие. – М.: АНО "Диалог культур", 2007.

Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.

Профессиональное становление молодых педагогов в московских школах. Отв. редактор Е.С. Кушель. – М.: Центр "Школьная книга", 2007.

Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. Учебное пособие. МПА, М., 1995.

Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке. – М.: Центр "Педагогический поиск", 2007.

Читайте также: