Самарский театр оперы и балета доклад

Обновлено: 04.07.2024

В марте 1930 года Москва отклонила проект реконструкции собора под Дворец культуры. Несмотря на все попытки Петра Щербачева убедить власти в целесообразности переоборудования здания, горисполком принял решение: «Учитывая, что приспособление здания бывшего кафедрального собора под культурные постройки требует огромных средств и что даже при больших затратах невозможно переоборудовать это здание под культурное учреждение, отвечающее всем требованиям, и исходя из необходимости быстрого форсирования строительства нового Дома культуры, Президиум Горсовета постановил:

1. Здание бывшего кафедрального собора разобрать.

2. На месте бывшего собора приступить к строительству нового Дома культуры.

Было принято решение взрывать собор по частям. Взрывы производились по ночам, и, судя по документам того времени, разборка шла медленно и плохо. Кирпич сразу же шел на строительство Дома промышленности, Дома красной армии и Радиодома. Строительный мусор использовался для засыпки оврагов, строительства фундаментальной плиты под новый ДК, для строительства дамбы и других объектов. Все близлежащие улицы были завалены строительным мусором. Вывозить его не успевали, в связи с чем рядом со строящимся Домом промышленности был оборудован завод по переработке из мусора теплобетонных камней.

Внимание, конкурс

Был объявлен конкурс на проектирование Дворца культуры. Конкурсных проектов на постройку здания было как минимум шесть. Лучшим признали проект ленинградских архитекторов Ноя Троцкого и Николая Каценеленбогена. Судя по всему, он со временем дорабатывался, поскольку постройка отличается от конкурсного проекта авторов. В отличие от собора, Дворец культуры спроектирован не по центру площади, а смещен в сторону улицы Галактионовской.

Окрест мест

Формирование архитектурного облика площади Куйбышева началось в 1920–30-х годах. Развитие ее, по большому счету, было хаотичным. Планы по обустройству пространства вокруг площади прервала Великая Отечественная война, и они так и не были до конца реализованы. Единственное, что имеет завершенный вид, — это территория самой площади со стоящим на ней ДК им. Куйбышева. Архитектура здания и планировка пространства вокруг него полностью отвечают запросам того времени. Т-образная площадь (авторы явно ставили себе задачу сделать ее не менее масштабной, чем Красная площадь в Москве) устроена таким образом, что территория между скверами по ширине соответствует ширине здания. Скверы способствуют грамотному переходу от ДК к окружающим площадь строениям, а гигантский открытый объем центральной части создает нужный эффект в восприятии массивного здания ДК в стиле сталинского ампира.

Фасад по центральной оси здания ДК рассчитан на восприятие с улицы Шостаковича, а весь фасад, созданный в неоклассическом стиле ориентирован на площадь. Он украшен колоннами с массивными капителями, в нишах — скульптурами рабочего и физкультурницы работы Василия Акимова и тематическими барельефами.

Удачи Вам в Ваших делах и хороших поездок! Спасибо за Ваши лайки и Ваши подписки !

Самарский театр оперы и балета

Открылся в 1931 оперой "Борис Годунов" М.Мусоргского. В 1933 сформировалась балетная труппа. В годы Великой Отечественной войны здесь работал Большой театр, 5 марта 1942 состоялось первое исполнение Седьмой симфонии Д.Шостаковича. В 1995 оперная труппа впервые выступала в Италии, в 1998 -в Германии на фестивале "Берлинские музыкальные недели", в 2001 спектакль "Евгений Онегин" был показан в Москве как номинант "Золотой Маски".

актеры

Ольга Головина

Лариса Борейко

Оксана Петрусенко

В. Шахновский

Наталья Шпиллер

Ниссон Шкаровский

Александр Бондарев (III)

Наталия Данилова

Федор Мамонтов

Николай Фореггер (фон Грейфентур)

Иван Зотов

Елена Грибова (II)

Татьяна Пахомова

Алексей Большаков

Пётр Славинский (II)

Иосиф Келлер

Николай Щёголев (II)

Николай Ястребов

Арнольд Азрикан

Александр Дольский (II)

Всеволод Соловьев

Галина Белоцерковская

Николай Платонов

Валентина Кирпичникова

Борис Чуфаров

Савелий Бергольц

Виктор Сергеев (II)

Семен Штейн

Виргиния Никитина

Анна Серпер

Виктор Капишников

Евгений Красик

Галина Карева

Лина Левченко

Александр Волков (X)

Николай Голышев

Николай Коваленко

Слава Бондаренко

Нина Меновщикова

Владимир Тимофеев (II)

Мария Грибанова

Полина Губская

Семён Касаткин

Николай Полудённый

Лариса Штанько

Геннадий Акаченок

Михаил Козловский

Галина Арковенко

Тамара Анисимова

Елена Брижинская

Борис Рябикин

Вильям Семашко

Алла Шелест

Тамара Багирова

Ольга Гимадеева

Валентина Морозова

Анатолий Пономаренко

Валентина Пономаренко

Валерия Навротская

Василий Навротский

Анатолий Бабыкин

Наиль Гимадеев

Лев Оссовский

Евгений Поликанин

Виктор Черноморцев

Светлана Чумакова

Людмила Плотникова

Пётр Ридигер

Игорь Чернышёв

Валерий Бондарев

Ирена Яслыня

Марина Дворянчикова

Лариса Тедтоева

Надежда Ильвес

Светлана Прокофьева

Ольга Савельева

Вячеслав Храмов

Ольга Зиновьева (II)

Александр Сибирцев

Михаил Губский

Ольга Волкова (IV)

Анастасия Тетченко

Наталья Фризе

Ирина Янцева

Татьяна Ларина (IV)

Ульяна Шибанова

Наталья Дикусарова

Татьяна Гайворонская

Наталья Бондарева (III)

Дмитрий Пономарёв (V)

Ксения Овчинникова

Николай Бернс

Эльвира Ахмадишина

Александр Анисимов (VIII)

Дмитрий Бобров (II)

Дмитрий Кондратьев

Евгений Скорочкин

Вероника Землякова

Иван Максимейко

Анастасия Симанская

Наталья Клейменова

Яна Черкашина

Иосиф Айзикович

Аркадий Алмазов

Валентина Анохина

Андрей Белоусов (II)

Сергей Болдин

Ольга Волох

Татьяна Горшкова (II)

Александр Курганов

Лилия Мартынова

Тамара Нарская

Зоя Просникова

Татьяна Протопопова (II)

Алла Рустайкис

Константин Рушев

Надежда Самышина

Борис Симонов

Андрей Слащев

Оксана Старовойтова

Наталья Сухова

Константин Тарасов

Павел Татаров

Сергей Ткаченко (III)

Татьяна Топоркова

Владимир Ульянов

Сергей Шамшин

Сергей Шевцов-Пронский

Александр Шморгонер

Полина Яновицкая

обсуждение >>

В 1995 году театр выезжал на гастроли в Италию - на фестиваль в Перуджу. Там театр представил среди прочего концертное исполнение Жизни за Царя. Может быть кто-то помнит состав солистов? Кроме Сусанина-Александра. читать далее>>

Советую сходить на малую сцену на спектакль Кармина Бурана. Очень интересная постановка, вы прикоснетесь к искусству 13-14 веков. читать далее>>

Сказочный ларец - замечательная сказка! Спасибо Евгении Михайловне Теняковой за постановку. Очень ярко и интересно. читать далее>>

Вы Ивана Семёновича Козловского забыли написать . Он здесь работал с 1941 по 1943 года . читать далее>>



Кафедральный собор Самары
во имя Христа Спасителя



Здание Дворца культуры имени Куйбышева



Колонный зал театра в 1940-х годах



Оркестр Большого театра репетирует Седьмую симфонию Шостаковича в фойе театра, 1941



Интерьер театра
после реконструкции 1972-74 годов

В 1938 году театру построили здание, которое он занимает по сей день – Дворец культуры на площади Куйбышева в историческом центре города. Сегодня это одно из самых больших театральных зданий в России и охраняемый памятник архитектуры эпохи сталинского классицизма. Здание построено по проекту ленинградских архитекторов Ноя Троцкого и Николая Каценеленбогена на месте взорванного большевиками кафедрального собора.

В 1939 году вслед за переименованием города новое название получил и театр: Куйбышевский государственный театр оперы и балета.

Военные годы были уникальным периодом культурной жизни Куйбышева: впервые в истории в регионе функционировал не один, а целых три оперных коллектива: при Куйбышевской филармонии в 1942 году был сформирован передвижной оперный театр для обслуживания райцентров, заводов, колхозов области.


В 1943 году театр наконец вернулся на площадь имени Куйбышева, а год спустя Наталья Данилова второй раз возродила в Куйбышеве балетную труппу. Репертуар постепенно становился серьезнее и сложнее, и с января 1949 название театра стало звучать так: Куйбышевский государственный театр оперы и балета.

В XXI век театр вошел с основательным классическим репертуаром, который стал активно пополнять спектаклями, рассчитанными на детскую аудиторию. С 2003 года начал проводиться весенний фестиваль оперного искусства. В 2006-2010 годах здание театра вновь закрылось на капитальную реконструкцию, после которой неузнаваемо изменилась планировка и отделка зала, усовершенствовалось техническое оснащение сцены. Развитием оперной труппы занимался главный дирижер Александр Анисимов, балетной – главный балетмейстер Кирилл Шморгонер.

На протяжении всей своей истории театр сохраняет и развивает свои традиции, пытаясь в то же время осваивать новое, идти вперед, удивлять. За прошедшие десятилетия существования театр изменил поколения самарцев, а сегодня, когда информационное пространство стало глобальным, начинает влиять на еще более широкую аудиторию. Это огромная ответственность, но наш театр к ней готов.

Самарский академический театр оперы и балета / Samara Opera and Ballet Theatre

Важнейшим моментом, определяющим профессиональное лицо того или иного коллектива, является его отношение к традиции. Постановка классики — экзамен, испытание, на котором проверяется творческий потенциал театра.

Основу репертуара Самарского (в прошлом Куйбышевского) академического театра оперы и балета всегда составляли произведения мировой оперной и балетной классики.

С афиши театра почти не исчезали гениальные оперы М.Глинки и А.Даргомыжского, М.Мусоргского и А.Бородина, Н.Римского-Корсакова и П.Чайковского, Дж. Верди и Дж. Россини, Ж. Бизе и Ш.Гуно, Г.Доницетти и Дж. Пуччини; шедевры хореографического наследия Ж.Перро, М.Петипа, Л.Иванова,А.Горского,М.Фокина,Р.Захарова.

В то же время, Самарский оперный с первых лет своей работы взял курс на расширение репертуарных границ, представляя зрителям новые, мало известные или незаслуженно забытые спектакли.

Самарский оперный дорожит творческими контактами с академическим Большим театром России. С именами талантливых деятелей Большого — режиссёра Иосифа Лапицкого и балетмейстера Александра Томского, связаны первые успехи молодого Куйбышевского театра.

Творчество звёздной плеяды ГАБТа оказало огромное художественное влияние на молодой волжский коллектив. Неоценима творческая и консультативная помощь, оказанная Куйбышевской опере.

5 марта 1942 г. — памятная дата в истории мировой музыкальной культуры: в стенах Куйбышевского театра в исполнении оркестра ГАБТа под управлением дирижёра С.Самосуда впервые была исполнена Седьмая симфония Д.Шостаковича.

Самарский академический театр оперы и балета имеет солидную гастрольную географию, охватывающую около 50-ти городов России, ближнего и дальнего зарубежья Болгария, Испания, Италия, Германия.

Театр — это прежде всего актёры. Сегодня мы вспоминаем тех, чьи творческие судьбы навсегда переплелись с судьбой Самарского оперного. Это дирижеры: А. Эйхенвальд, заслуженный деятель искусств РСФСР и ТаССР С.Бергольц, заслуженный деятель искусств РСФСР И. Айзикович,народный артист России Л.Оссовский; режиссеры: И.Просторов, А.Пикар, С.Штейн, заслуженный артист МССР Г.Геловани, заслуженный деятель искусств России и Казахстана Б.Рябикин, художники: М.Мурзин, Б.Эрбштейн, хормейстеры: В.Кропивницкий, заслуженный артист БССР А.Бельский, И.Мертенс, В.Мертенс..

Навсегда вписаны в историю театра имена талантливых певцов: П.Агеевой, О.Петрусенко, Н. Шпиллер, А.Алмазова, К.Дорожинского, заслуженных артистов РСФСР А.Дольского, О.Волох, В.Денисенко, И.Зотова, С.Шевцова-Пронского, В.Шахновского, В.Соловьёва, К.Тарасова, В.Никитиной, Н.Коваленко, Б.Чуфарова, Г.Белоцерковской, Я.Иванова, Л.Левченко, Л.Мартыновой; Н.Сухова, П.Конышева, А.Бельмесова, А.Серпер, О.Слюсаренко, В.Афанасьева, П.Губской, заслуженных артистов РСФСР В.Капишникова, С.Бондаренко, И.Николаевой, С.Чумаковой, В.Черноморцева, Н.Полуденного, В.Навротского, Л.Тедтоевой, П.Татарова и многих других.

Неоценим вклад в становление Самарского балета заслуженных артистов РСФСР Л.Статкевич, В.Сергеева, Н.Щеголева; В.Лубенец, В.Кирпичниковой, Л.Медведевой, С.Россет, К.Гавриловой, Б.Гоман, С.Серовой, В.Григорьева, Э.Григорьевой, З.Никулиной, В.Капишниковой, Т.Надыровой, Т.Сергеевой. Блистательное созвездие балета 70-90-х — это заслуженные артисты России Е.Брижинская, Г.Акачёнок, О.Гимадеева, Н.Гимадеев, В.Пономаренко, Н.Шикарева, М.Козловский, В.Тимофеев; С.Воробьев.

Художественные поиски и достижения театра невозможны без сотворчества всех коллективов: оркестра, хора, балета, работников художественно-постановочных цехов и административного аппарата.

Ныне театр возглавляют: генеральный директор — заслуженный работник культуры России Наталья Глухова; главный дирижер и художественный руководитель — заслуженный деятель искусств России, народный артист Республики Беларусь Александр Анисимов; художественный руководитель балетной труппы — заслуженный артист России Кирилл Шморгонер; главный хормейстер — Ольга Сафронова; главный художник — Елена Соловьева.

В настоящее время в оперной труппе театра — признанные мастера сцены: народный артист России Анатолий Пономаренко; заслуженные артисты России: народная артистка Республики Кыргызстан Валентина Анохина, Евгения Тенякова, Валерий Бондарев, Александр Бобыкин, Василий Святкин, Сергей Шамшин, Андрей Антонов.

Самарский балет представляют: заслуженные артисты России Марина Дворянчикова и Алексей Турдиев; ведущие солисты: Екатерина Первушина, Виктор Мулыгин, Ксения Овчинникова, Дмитрий Пономарев, Дмитрий Голубев, Алексей Савин, Анастасия Тетченко, Диана Гимадеева, Марина Накадзима, Ульяна Шибанова, Александр Петриченко, Михаил Зиновьев и др. С танцовщиками работают педагоги-репетиторы, в недавнем прошлом — ведущие солисты театра: заслуженная артистка России Валентина Пономаренко, заслуженный артист России Геннадий Акаченок, заслуженная артистка России Ольга Бараховская, заслуженная артистка России Елена Каменская, заслуженная артистка России Ольга Гимадеева.

Самарский оперный всегда славился талантливой труппой солистов, коллективами балета, хора и оркестра. А значит, впереди у театра новые открытия, новые интересные спектакли.

Самарский оперный театр

Отсчёт истории Самарского академического театра оперы и балета – тогда Средневолжской краевой оперы – начинается с 1 июня 1931 года. Сегодня, в начале нового тысячелетия, нелегко представить себе в полной мере тогдашнюю ситуацию в Самаре – городе, население которого в начале 1930-х годов ещё не достигло 250 тысяч человек, но значение этого события трудно переоценить. Любопытно, что из ближайших географических соседей Самары лишь в Саратове оперный театр открылся немного раньше – в 1928 году. В Горьком это произошло в 1935, в Уфе в 1938, в Казани в 1939, в Челябинске в 1955, а в Воронеже – только в 1961 году.

Опера в Самаре до рождения театра

Ещё один оперный коллектив гастрольного плана во главе с Дагмаровым был организован в Самаре в 1925 году. С 1928 года его художественным руководителем стал И. Просторов, впоследствии в течение нескольких лет возглавлявший Средневолжский краевой театр оперы и балета.

Первые спектакли

Восемь десятилетий истории театра вместили очень многое. За эти годы на его сцене были поставлены десятки самых разнообразных по жанру оперных, балетных и опереточных спектаклей композиторов и хореографов разных стран и эпох.

С первых дней своего существования Самарский оперный театр осваивал лучшие образцы отечественного и зарубежного классического наследия, осуществлял постановки современных произведений, а также малоизвестных и незаслуженно забытых сочинений.

Театр в запасной столице

Артисты Куйбышевского театра оперы, балета и музыкальной комедии неоднократно бывали на фронте со спектаклями и концертными программами.

Формирование репертуара



Сцена из спектакля

В начале 1970-х годов в оперной труппе был исключительно сильный состав солистов: Л. Левченко, С. Чумакова, С. Бондаренко, З. Простникова, В. Никитина, И. Николаева, Н. Полуденный, Н. Коваленко, В. Навротский, А. Пономаренко, В. Семашко, В. Черноморцев, Н. Сухов.

Сцена из спектакля

Самарский академический

Однако 80-е годы в биографии театра были достаточно сложным периодом. Это связано с частой сменой ведущих специалистов: главных дирижёров и режиссёров.


Они в буквальном смысле слова встряхнули труппу, показали, сколь велик потенциал ведущих солистов оперы, которые виртуозно, с блеском исполнили свои партии. Немалая заслуга в этом санкт-петербургского режиссёра Ю. Александрова, творческие контакты которого с театром продолжаются многие годы.



Мировая премьера

Период реконструкции

Самарский оперный театр

Возрождение

Самарский оперный театр

Рассказ об истории балетной труппы театра и последних балетных премьерах вы сможете прочесть в следующем номере журнала.

Читайте также: