Сонатно симфонический цикл доклад

Обновлено: 28.03.2024

Цикл – это ряд произведений, объединенных одним замыслом или одной тональностью.

Симфонический цикл состоит из 4-х частей, расположенных по принципу контраста:

I-я часть – сонатное аллегро (быстрая)

II-я часть – адажио (медленная)

III-я часть – менуэт или скерцо (танцевальная)

IV-я часть – финал (стремительная)

Сонатный цикл состоит из 3-х частей. I и II как у симфонии, а III часть –

Особое место в сонате и симфонии занимает I ч. – СОНАТНОЕ АЛЛЕГРО.

I раздел - ЭКСПОЗИЦИЯ

Вступление (его может и не быть)

Главная партия (Г.П.) написана в основной тональности.

Связующая партия (С.П.) или связка. Она осуществляет переход к побочной партии.

Побочная партия (П.П.) обычно в тональности доминанты или параллельной тональности.

Заключительная партия (З.П.) завершает экспозицию.

Кодазавершает первую часть (встречается не всегда)

II раздел - РАЗРАБОТКА

В ней развиваются яркие мотивы из экспозиции. Проводятся по разным тональностям, регистрам, варьируются. В разработке обычно наступает КУЛЬМИНАЦИЯ (наивысшая точка напряжения), которая потом разрешается и приводит к III разделу.

III раздел - РЕПРИЗА

Здесь повторяется материал экспозиции, но все темы звучат в основной тональности.

Жанр песни. Использование народной песни в творчестве композиторов – классиков.

Жанр – это совокупность признаков, характерных для ряда музыкальных произведений.

Песня – это самый распространенный музыкальный жанр - небольшое вокальное произведение (мелодия со словами), написанное в куплетной форме (запев и припев),

Существуют две основные группы песен: народные и авторские.

Народная песня – неиссякаемый источник, откуда берет начало русская классическая музыка. Многие композиторы учились у народа мелодизму.

М.А. Балакирев и А.К. Лядов делали обработки русских народных песен для фортепиано и оркестра.

Жанр оперы.

Опера – крупный синтетический жанр. В него вошли несколько видов искусства: музыка, литература (либретто – текст оперы), живопись (декорации, костюмы), хореография (танцы, пантомима), драматическое искусство (игра актёров на сцене).

В Италии опера разделилась на два направления:

Опера – SERIA (сериа) – серьёзная опера и комическая опера – BUFFA (буффа). Из Италии опера распространилась по странам Европы, в каждой из них обретая новые черты. Например, во Франции появилась ГРАНД-ОПЕРА (пышная опера), а в Германии опера ЗИНГШПИЛЬ (подобие оперетты, где есть разговорная речь), в России создателем классической оперы стал М.И. Глинка. Он дал начало двум ветвям – сказочной опере и исторической.

Музыкальные номера оперы:

Увертюра – оркестровое вступление

Интродукция – оркестрово-хоровое вступление к опере

Ария – характеристика героя

Ариетта – маленькая ария

Ариозо - небольшая по размеру ария лирического характера

Терцет – 3 голоса

Квартет – 4 голоса

Квинтет - 5 голосов

Хор – многоголосное исполнение

Опера делится на действия, а действия на картины.

В конце оперы обычно бывает финал – заключительный раздел.

Жанры инструментальной музыки.

Самый распространенный жанр инструментальной музыки – пьеса. Это небольшое музыкальное произведение, передающее какой-то образ или настроение.

Цикл – это несколько пьес или произведений, объединенных одним замыслом или одной тональностью.

Сюита - (последовательность, ряд) несколько пьес, объединенных одним сюжетом. Танцевальная сюита – это ряд танцев.

Концерт – крупное музыкальное произведение для солирующего инструмента и оркестра (роли инструмента и оркестра равнозначны).

Квартет – произведение камерного жанра (для небольшого зала). Его состав – 2 скрипки, альт и виолончель

Жанр балета.

Балет – сложный вид музыкально-драматического искусства. Его составные части: музыка, хореография (танцы, пантомима), литературный сценарий (либретто), художественное оформление (декорации, костюмы).

Искусство балерины и танцовщика – раскрыть в пантомиме и танце смысл происходящего на сцене, чувства и эмоции героев.

Декорации и костюмы создают атмосферу, в которой происходит действие.

Балеты бывают одноактными и многочастными.

Характерный танец – это изображение животных или использование движений из народных танцев.

Пантомима – рассказ мимикой и жестами.

Много замечательных танцоров играли на сценах Большого и Мариинского театров. Среди них Галина Уланова, Анна Павлова, Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, Марис Лиепа, Владимир Васильев, Лавровский и другие.

Жанр кантаты и оратории.

Оратория и кантата относятся к хоровому жанру.

Оратория подобна опере, но без действия на сцене. В ней есть сюжет, арии, речитативы, солисты, ансамбли, хор. Обычно в оратории повествуется о каких-то событиях.

Из композиторов XX века выделяются русские музыканты:

Из известных музыкантов XX века стоит назвать так же Альберта Шнитке.

Его хоровые и симфонические произведения очень проникновенны.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Сонатно-симфонический цикл. Презентация на заданную тему содержит 9 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500

Циклическими называются формы, состоящие из двух или больше отдельных частей, из которых каждая, в отношении формы, — самостоятельна. Среди циклических форм в настоящее время наибольшее значение имеет сонатный цикл или соната.

Соната Сонатой называется циклическое произведение, в котором, обычно, хотя бы одна часть (типично — первая) сочинена в сонатной форме.

Сонатный цикл I – Allegro (сонатная форма) II – Andante, Adagio (сложная 3 ч. Ф. сонатная без R) III – Allegro (рондо, рондо-соната, сонатная форма )

С И М Ф О Н И Ч Е С К И Й Ц И К Л I - Allegro (сонатная форма) II - Andante, Adagio (сложная 3ч.ф., двойные вариации, сонатная без разработки) III - Менуэт, скерцо, вальс (сложная 3 ч. Ф.) IV - Allegro (рондо-соната, сонатная форма)

Область применения: Соната — произведения для одного или двух инструментов. Соната для двух инструментов иногда называется дуэтом. б) Сонатина — соната небольшого размера.

Трио, квартет, квинтет, секстет, септет, октет, изредка нонет — произведения сонатного типа для камерных ансамблей с соответствующим числом исполнителей (от трех до девяти). .

Симфония — произведение сонатного типа для оркестра, чаще всего широко развитое. Небольшие симфонии иногда называются симфониеттами Симфония — произведение сонатного типа для оркестра, чаще всего широко развитое. Небольшие симфонии иногда называются симфониеттами

194936 194918 194943 194933 194941 194945 194949 194951 194929 194923 194906 194922 194909 194950 194948 194910 194947 194913 194930 194912 194942 194944 194911 194932 194907 194934 194940 194935 194946 194919

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Мы в социальных сетях

Сонатно-симфонический цикл — циклическая музыкальная форма произведения, принадлежащего к одному из жанров (симфония, концерт, соната, трио, квартет, квинтет и т. д.), в которых принято хотя бы одну из частей (чаще всего — первую или, как минимум, первую) излагать в сонатной форме.

От сюитного цикла (сюиты) отличается бо́льшей значительностью содержания и единой линией развития, а также бо́льшей упорядоченностью строения цикла (прежде всего — в количестве частей и их последовательности).

Сонатно-симфонический цикл является наиболее крупной циклической формой среди чисто инструментальных форм. При этом он обладает большой гибкостью: в форме сонатно-симфонического цикла могут быть написаны как большие (в том числе огромные по масштабу и времени звучания), так и небольшие, как в жанре симфонии, так и камерно-музыкальные произведения.

Содержание

Характеристики формы

Количество частей

Трёхчастный цикл

  • в сонате,
  • в концерте для солиста (солистов) с оркестром,
  • в камерной музыке с участием фортепиано

Четырёхчастный цикл

  • в симфонии (со времён Карла Филиппа Эммануила Баха и Гайдна),
  • в камерной музыке без участия фортепиано (прежде всего — в квартетах, квинтетах и т. п.).

В некоторых сонатах Гайдна, Моцарта четырёхчастный цикл может состоять и из двух частей. [уточнить]

Моцарт — Струнное трио (Дивертисмент) KV 563 (6 частей),

Бетховен — Струнное трио ор. 3 (6 частей), Септет ор. 20 (6 частей),

Берг — Лирическая сюита для струнного квартета.

Струнный квартет № 13 (6 частей),

Струнный квартет № 14 (7 частей, следующих друг за другом без перерыва),

Струнный квартет № 15 (5 частей).

(Такие решения цикла в поздних квартетах Бетховена оказали впоследствии влияние и на струнные квартеты композиторов ХХ века — прежде всего, Берга и Шостаковича.)

В произведениях композиторов более поздней эпохи усиливается тенденция к индивидуальным драматургическим решениям цикла — поэтому выбор количества частей также представляет собой сознательное отклонение от былого стандарта. Это могут быть:


Сонатная форма- это форма, в которой пишется одна из частей сонаты, концерта, симфонии, квартета. Чаще – это первая часть, которая звучит в темпе allegro (быстро), поэтому форму иногда называют – форма сонатного аллегро.

Сонатная форма состоит из трех разделов: экспозиции, разработки и репризы.

Вступление Экспозиция Разработка Реприза Кода
Медленный темп Одна из главных тем или новая Г.п П.п С.п З.п Темы экспозиции и вступления разрабатываются Г.п П.п С.п З.п Одна из основных тем или новая
Основная тональность Т Основная тональность и тональность доминанты (иногда другая) Т D Разные тональности S D→ Обе темы в основной тональности Т Т Основная тональность (бывает и другая) Т

Разработка – в ней происходит развитие основных образов экспозиции. Темы сопоставляются, сталкиваются, дробятся на отдельные мотивы. Мотивы могут менять характер: лирические становятся грозными, песенные - маршевыми, веселые – жалобными и т.д. Разработка – самый яркий и динамичный раздел сонатной формы.

Реприза – возвращение основных образов в их первоначальном виде, причем они даже сближаются, так как проходят в основной тональности. Это вывод, итог всего развития.

Кода – иногда кодой завершается сонатная форма. Это дополнительный раздел, необходимый для закрепления сказанного.


Сюита

Сюита – это циклическое произведение из нескольких самостоятельных пьес, каждую из которых можно исполнять отдельно. Особенность сюиты – чередование контрастирующих частей. Музыка сюиты имеет жанрово – бытовую основу или программный замысел.

Старинная сюита

алеманда куранта сарабанда жига
4/4 умеренно умеренно скоро 3/4, 3/2 скоро 3/4, 3/2 медленно 6/8, 9/8,3/8 быстро

Кроме этих танцев в сюиту вводились и другие: павана, бурре, менуэт, гавот, гальярда, ригодон, сицилиана, полонез и т.д., а также пьесы танцевального характера: ария, рондо, каприччио, скерцо. В начале сюиты могло быть вступление: прелюдия, увертюра, фантазия и т.д.

Сонатно – симфонический цикл

Сонатно – симфонический цикл- это крупное произведение, состоящее из 3 – 4 частей, хотя бы одна из которых, чаще первая, написана в сонатной форме. Все части контрастны, самостоятельны, но, по сравнению с сюитой, более тесно связаны общим замыслом. Каждая часть такого цикла раскрывает одну из сторон становления и развития единого образа.

Характеристика частей Части цикла
I часть II часть III часть IV часть - финал
Темп Быстрый: allegro, allegro moderato, vivace, presto Медленный и умеренный: adagio, largo, andante, moderato От умеренного до быстрого:moderato, allegro, allegretto Очень быстрый: allegro molto, vivo, vivace, presto
Характер музыки Активный, действенный, жизнерадостный или драматический Лирический, созерцательный, песенный Жанровый, танцевальный: менуэт (Моцарт, Гайдн), скерцо (Бетховен, Чайковский), вальс (Чайковский) Активный, решительный, жизнерадостный, триумфальный или драматичный
Форма Сонатное аллегро Сложная трехчастная, вариации, двойные вариации Сложная трехчастная с трио в середине Сонатная, рондо – соната (Гайдн, Моцарт), вариации (Чайковский)
Тональности Главная тональность Тональности, близкие главной Главная тональность или близкие главной Главная тональность или одноименная для минора

Эта форма возникла и достигла своего совершенства в творчестве композиторов – классиков XVIII века (Гайдн, Моцарт, Бетховен), продолжает развиваться и изменяться.

Сонатно – симфонический цикл используется в следующих жанрах инструментальной музыки:

· в сонате – циклическом произведении для одного, двух или трех инструментов;

· в симфонии – циклическом произведении для симфонического оркестра;

· в концерте – циклическом произведении для солиста с оркестром;

· в трио, квартете, квинтете, секстете и т.д. – циклических произведениях для инструментального ансамбля.

Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около.

Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение.

Читайте также: