Россия великая морская держава доклад

Обновлено: 07.07.2024

Всем известно, что Петр I, великий царь-реформатор, стремясь к могуществу и величию России, создал мощную армию и флот. Но малоизвестен тот факт, что русский флот родился именно в окрестностях Козлова-Мичуринска, под селом Торбеево.

России всегда была, есть и будет страной победительницей. Достаточно только вспомнить подвиг наших солдат во время Отечественной войны, двухсотлетие которой мы празднуем в этом году, героизм, мужество, волю к победе русских воинов на полях сражений Великой Отечественной войны, великодушие и благородство наших военнослужащих в августе 2008. Поэтому мы должны хорошо знать историю Отечества, которая неразделима с историей русской армии и флота.

Вот почему целью нашего исследования является ознакомление с историей Торбеевской верфи, кораблей, на ней построенных, а также похода-реконструкции на судне, построенном по старинным технологиям.

Задачами является посещение библиотеки и исследование интернет-источников для получения и анализа имеющейся там информации, подбор иллюстративного ряда и создание презентации.

Глава 1. ИСТОРИЯ ТОРБЕЕВСКОЙ ВЕРФИ.

§ 1.1. Начало строительства стругов.

Первая верфь в районе села Торбеево была построена в 1646 году. Известно, что на ней изготавливались струги (рис. 1) – парусно-гребные суда различного водоизмещения для покорения турецкой крепости Азов.

Путь по Дону был известен с XIV столетия. По совершенному неимению береговых путей на юг в этом крае он был почти единственным. Им ходили и торговые люди в Тавриду, и послы русские и турецкие, отправляемые из Москвы и Царьграда. По Дону сплавлялось с 1618 года царское жалованье донским казакам. Основным пунктом сбора был город Воронеж.

21 апреля 1637 года казаки осадили турецкую крепость Азов. Взятие Азова отвечало интересам русского государства, поэтому из Москвы в помощь казакам на 49 стругах была прислана денежная казна, хлеб, а также большие запасы пороха.

Воодушевлённые такой поддержкой донцы начали вести осадные работы, и уже в июне того же года крепость была взята. Победа казаков не осталась незамеченной. Первыми в июле 1637 года о ней узнали в Москве от атамана Петрова, давшего русскому правительству подробный отчёт о последних событиях на Дону.

В 1646 Ждан Кондырев и Михайла Шишкин, которые должны были, приехав в Воронеж к воеводе стольнику Андрею Бутурлину, получить от него для похода на Дон суда и кормщиков, хлебные запасы, вино, зелье (порох), свинец, холсты, железо. Второе не менее важное поручение, которое они должны были выполнить, заключалось в наборе 3000 ратных вольных людей для отправки в донские крепости.

Для этого похода на Дон воронежскому воеводе было велено сделать десять стругов. Такие же царские указы получили и воеводы в Ельце, Ливнах, Чернавском, Епифани, Данкове, Лебедяни, Козлове, Ефремове, на Черни и в Новосили, которым поручалось сделать 46 стругов.

И вот 17 июня 1646 года от Петра Красникова была послана отписка царю о сборе вольных людей по городам и о доставке их на стругах в Воронеж, из кото-рой мы узнаём, что начиная с 16 апреля по прибытии в Козлов он начал запись охотников в донскую службу. Он продал лошадей и всякую конскую служилую упряжь, нанял на те струги плотников и сделал четыре струга. 30 апреля Красников вышел с Козлова на Воронеж на 20 одномачтовых стругах (Рис. 1), пригожих к морскому ходу, с ратными и торговыми людьми. Из документов известно, что длина каждого судна достигала 17 метров. 12 мая Красников прибыл в Воронеж, откуда хотел идти на Дон без промедления.

В начале августа 1646 года Пётр Красников писал царю из Черкасского городка о приходе туда с набранными им воинскими людьми, о сдаче их Ждану Кондыреву и участии в битве, бывшей с Крымским царевичем.

Со временем крепость Козлов становилась всё дальше от границы, и Козловский край стал терять значение пограничной украины (окраины). Эту роль стали играть Донские земли, и на козловских служилых людей возлагалась новая нелёгкая обязанность - исполнять так называемые донские отпуски (посылки). Состоял он в отправлении денег, сукна, пороху, свинца, вина и хлеба для раздачи за службу донским казакам, которые теперь несли обязанности по охране границ русского государства. Для этого в Козлове наши предки заготавливали хлеб и строили для его отправки струги.

§ 1.2. Строительство стругов для Крымских походов 1659-1660 годов

Глава 2. ПАМЯТЬ ПОТОМКОВ О ТОРБЕЕВСКОЙ ВЕРФИ

Сведения о строительстве стругов в окрестностях Козлова и о существовании Торбеевской верфи до сих пор недостаточно распространены в нашем обществе. Поэтому, чтобы привлечь общественное внимание к этому интереснейшему краеведческому факту. Еще в конце девяностых годов прошлого века в селе Старое Торбеево был установлен памятник работы архитектора Аверочкина. Корабль со спущенными парусами на гербовом фоне. Конструкция опирается на изящную колонну небесно-голубого цвета.

Следующий пункт назначения - Рамонь - знаменитая петровская верфь, где в 1711 году под руководством капитан-лейтенанта Витуса Беринга был построен 14-пушечный бриг "Теймолар". На нём легендарный датчанин спускался по Воронежу в Дон и выходил в Азовское море. А уж от Рамони рукой подать до Воронежа - главной цели путешествия. Здесь на воронежских верфях впервые в истории был создан регулярный российский военный флот. Только в период с 1696 по 1711 год со стапелей Воронежского адмиралтейства сошло около 215 кораблей, благодаря чему России удалось завоевать крепость Азов, а впоследствии заключить мирный договор с Турцией для начала войны со Швецией. Любопытная деталь: после завоевания Азова была образована Азовская губерния, к которой, кстати, сразу же и были приписаны не только наш старинный Козлов, но и Лебедянь, Борисоглебск, Тамбов, Усмань и Шацк.

Во время путешествия краеведы использовали старинный способ передвижения сквозь искусственные препятствия (поваленные деревья, мосты, плотины). С помощью деревянных катков (прямо как и в XVII веке) они перетаскивали суда через преграды.

А жарким летом 2010 года был завершен поход до Азова. Пять команд поочередно сменяли друг друга на 1840 километровом пути, который преодолевался на протяжении 300 лет. Позже, уже ставший легендарным струг передали на хранение Тамбовскому кадетскому корпусу имени летчика-космонавта Л. С. Демина. Теперь его форт приписки – Тамбов.

Геологическая база Прогресс

Протяженность границ России огромна. Только на сегодняшний день, это 60 932 километров.

Более половины границ — морские, и они составляют 38 807км. А это, ни много ни мало, три океана, двенадцать морей принадлежащих океанам и одно закрытое море.

Атлантический океан: Азовское море, Балтийское море, Чёрное море.

Северный Ледовитый океан: Баренцево море, Белое море, Восточно – Сибирское море, Карское море, море Лаптевых, Чукотское море.

Тихий океан: Берингово море, Охотское море, Японское море.

Каспийское море является замкнутым.

Территория Российской Федерации дополняется по периметру морских границ экономической зоной влияния — это воды примыкающие к берегу шириной в 200 миль. Данная зона не является строго российской территорией, однако здесь запрещены какие либо действия других государств без согласия РФ.

Значение таких водных ресурсов сложно переоценить. Это и промысел морепродуктов, особенно богатых в северных районах, и добыча полезных ископаемых, в частности большие запасы нефти. Энергетические мощности и судостроение положительно сказываются на экономике страны. Неплохо развита курортная составляющая. Военно-морские базы, по периметру нашей страны, дает доступ широким возможностям маневра на всех направлениях.

Ледокол

Северный морской путь

Отдельного внимания заслуживает создание северного морского торгового пути. Колоссальный экономический эффект от закладки и введения в строй новых портовых хозяйств, по всей длине маршрута, и развитие ледокольного судостроения, только в скромной перспективе принесет в казну миллиарды. Ввиду того, что перевозка пассажиров и грузов водным транспортом является самым дешевым видом доставки, а северный морской путь сокращает время в пути между Европой и Азией чуть ли не в два раза, будущее данного пути видится довольно привлекательным.

Профессии связанные с морем всегда были популярны в России. Многие проходят обучение в Санкт-Петербурге. Если же образование уже приобретено, можно получить повышение квалификации в Марстар. Это учебный центр в городе, для моряков и береговых специальностей связанных с мореплаванием.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Россия – морская держава. Урок географии 8 класс Выполнила: Яроцкая А.Н.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Россия – морская держава. Урок географии 8 класс Выполнила: Яроцкая А.Н.

Россия – морская держава. Урок географии 8 класс Выполнила: Яроцкая А.Н.

Россия – морская держава. Она в штормовые ветра Свой парус холщевый держала Е.

Россия – морская держава. Она в штормовые ветра Свой парус холщевый держала Еще до деяний Петра. П.С. Комаров

Общая протяженность границ РФ составляет 60 932 км. Из них 22125 км составляю.

Общая протяженность границ РФ составляет 60 932 км. Из них 22125 км составляют сухопутные границы (в том числе 7616 км по рекам и озерам). Протяженность морских границ России составляет 38 807км. Омывается водами 3х океанов и 12ти морей.

Море - это часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводн.

Море - это часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа. Моря Внутренние Окраинные


Экономическая зона – это прибрежные воды шириной в 200 миль, охраняемые госуд.

Экономическая зона – это прибрежные воды шириной в 200 миль, охраняемые государством. В России установлена в 1984г. В пределах этой зоны иностранным государствам запрещены любые действия без согласия России; Россия ведет борьбу с загрязнениями в пределах экономической зоны.

Значение морей

Добыча морепродуктов

Добыча минеральных ресурсов

Добыча минеральных ресурсов

Перевозка грузов и пассажиров самым дешевым видом транспорта

Перевозка грузов и пассажиров самым дешевым видом транспорта

Создание портового хозяйства

Создание портового хозяйства

Судостроение, судоремонт

Военно-морские базы

Энергия приливов и отливов

Энергия приливов и отливов

Зона отдыха

Факторы, влияющие на разнообразие флоры и фауны морей: Географическое положен.

Факторы, влияющие на разнообразие флоры и фауны морей: Географическое положение; Климатические условия (распределение солнечной энергии, воздушных масс, видов и количества осадков); История происхождения и развития морей.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 086 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.01.2018 2129
  • PPTX 2.8 мбайт
  • 68 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Яроцкая Анжелика Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Свыше двух веков тема военно-морского кораблестроения приковывает внимание многих историков, исследователей и краеведов. Интерес к ней не случаен. Россия - великая морская держава с богатой и многолетней историей судостроения. Всестороннее изучение и осмысление её стало насущной задачей отечественной историографии. Особое внимание в этой истории было уделено эпохе парусных кораблей. Именно в этот период Российское государство в короткие сроки создало свой мощный боевой флот, который был способен решать разнообразные задачи на просторах Мирового океана.

Содержание

1. Введение 3
2. Появление военно-морского флота 4
3. Развитие военно-морского флота 5
4. Знаменитые морские сражения XVIII 12
5.Заключение 14
6.Список литературы 15

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат по истории.docx

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

- филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

Кафедра гуманитарных и

на тему: История русского военно-морского флота в XVIII веке

доцент кафедры студента 1 курса

гуманитарных шифр СО-122

дисциплин, Чистякова Константина

к. и. н. В. В. Вяткин Владимировича

2. Появление военно-морского флота 4

3. Развитие военно-морского флота 5

4. Знаменитые морские сражения XVIII 12

6.Список литературы 15

Свыше двух веков тема военно-морского кораблестроени я приковывает внимание многих историков, исследователей и краеведов. Интерес к ней не случаен. Россия - великая морская держава с богатой и многолетней историей судостроения. Всестороннее изучение и осмысление её стало насущной задачей отечественной историографии. Особое внимание в этой истории было уделено эпохе парусных кораблей. Именно в этот период Российское государство в короткие сроки создало свой мощный боевой флот, который был способен решать разнообразные задачи на просторах Мирового океана. Благодаря ему Россия прочно утвердилась на Балтийском, Азовском, Чёрном, дальневосточных морях, надёжно обеспечила собственную безопасность, навеки прославила себя блестящими морскими победами, многими географическими открытиями.

300-летний юбилей Российского флота, широко отмеченный в 1996 году, придал теме ещё большую актуальность, значительно активизировал её изучение. В итоге, о строительстве парусных кораблей, судостроении в целом на сегодняшний день собран и опубликован обширный документальный и статистический материал. Отмечая этот факт как большую заслугу историков и краеведов многих поколений, нельзя не подчеркнуть при этом одну, очень важную деталь, имеющую непосредственное отношение к теме настоящего диссертационного исследования. Так уж сложилось в нашей историографии, что тема кораблестроения ни в XVIII, ни в последующих столетиях не рассматривалась и не разрабатывалась как отдельная, самостоятельная история. Все другие исследования по данной проблематике выполнены в рамках истории Российского военно-морского флота, историй Балтийского, Северного, Черноморского, Тихоокеанского флотов. Что мы с вами далее рассмотрим и исследуем.

Появление военно-морского флота.

Начало создания регулярного русского ВМФ относится к концу XVII в., когда по указу Петра I в целях борьбы за выход к Азовскому и Чёрному морям в 1695–1696 гг. на р. Воронеж был построен Азовский флот. С этого времени в России начался период парусного флота. Корабли строились большего водоизмещения и с более развитым парусным оснащением, чем раньше. Вначале пушки (не более 5–6) устанавливались только в носовой и кормовой частях, затем их число увеличилось.

В результате взятия Азова Россия получила выход к морю. Однако сам по себе Азов не мог стать базой для строительства новых морских судов. Было решено поставить в 1698 г. новую Троицкую крепость у Таганрога и приступить к сооружению большого флота. В 1702 г. на Таганрогском полуострове было сооружено еще три крепости: Семеновская, Павловская и Черепахинская.

В целях мобилизации средств было организовано 62 кумпанства. Кроме того, адмиралтейство обеспечивало постройку 26 кораблей, 6 галер (бомбардирское судно) и 60 бригантин. 80 кораблей строились в Воронеже, остальные корабли — в Казани. Весной 1699 г. часть этого флота была готова и переправлена по Дону в Таганрог. Появление русского флота в Азовском море заставило турок ускорить заключение мира с Россией.

Преобразуя армию, правительство должно было также решить вопрос создания сильного флота. Начало этому флоту было положено на Белом и Азовском морях. К концу Северной войны азовский флот имел 72 парусных и 185 гребных судов. Обстановка требовала создания на Балтике такого флота, который был бы способен вести борьбу с сильным шведским флотом.

Развитие военно-морского флота.

Опыт строительства и боевого применения Азовского флота был использован Петром I при создании Балтийского флота в ходе Северной войны 1700–1721 гг.

После утверждения на берегах Балтики Петр приступил к созданию Балтийского флота. Гребной (галерный), а позже и парусный флот строился на Адмиралтейской (Санкт-Петербург), Воронежской, Казанской, Пеоеславской, Архангельской, Олонецкой, Астраханской и других верфях (всего 24).

В течение трех лет было построено 6 фрегатов, 4 шнявы, 4 галеры, 24 скампавеи (полугалеры), 10 шхун, 44 бригантины и другие суда. Этот флот в октябре 1704 г. сошел в Неву.

Оборона Санкт-Петербурга с моря и суши в 1705 г., когда шведы попытались захватить и уничтожить его, успешно осуществлена молодым русским ВМФ, тесно взаимодействовавшим с сухопутными войсками и крепостной артиллерией. В 1703–1724 гг. главной базой Балтийского флота являлся Санкт-Петербург, с 1724 г. – Кронштадт. Кроме того, в ходе Северной войны ВМБ русского флота была создана в Выборге, а во время ведения боевых действий в Финляндии – в Гельсингфорсе (Хельсинки) и Або.

К 1710 г. Балтийский флот имел уже 12 линейных кораблей, 8 фрегатов, 6 шняв, 6 брандеров, 8 галер, 20 бригантин и большое число мелких судов. К 1714 г. во флоте насчитывалось 17 линейных кораблей, 4 фрегата, 5 шняв и 288 галер и скампавей (полугалер), 3 бомбардирских судна и 68 легких парусных судов. К концу Северной войны русский Балтийский флот был самым сильным в Прибалтике.

В 1722 г. он уже насчитывал 130 парусных (в т. ч. 32 линейных и 5 бомбардирских кораблей, 16 фрегатов, 3 шнявы и 77 вспомогательных судов) и до 350 гребных (в т. ч. 253 галеры и скампавеи, 143 бригантины) кораблей.

В конце Северной войны стал создаваться также Каспийский флот, в составе которого в 1725 г. было: 4 шнявы, 137 мелких парусных судов и 19 гребных судов.

Командный состав русского ВМФ комплектовался офицерами из дворян и частично путём найма на службу иностранцев. Матросами флот укомплектовывался из общих и специальных рекрутских наборов. Младший командный состав готовили адмиралтейские школы. Командный состав флота и кораблестроители проходили подготовку в Школе математических и навигацких наук (основана в 1701 г. в Москве), адмиралтейских школах Воронежа, Санкт-Петербурга, Ревеля (Таллин) и Кроншлота, а с 1715 г. – в Морской академии и Гардемаринской роте. Практиковалась также посылка дворян на учёбу на иностранные флоты и судоверфи. Рядовой состав обучался непосредственно на кораблях. Штатная численность личного состава ВМФ изменялась почти ежегодно, что обусловливалось его быстрым развитием и количеств, ростом.

Строительством кораблей, их вооружением, снаряжением и материальным обеспечением, а также строительством портов и верфей ведал сначала Владимирский, а с 1700 г. Адмиралтейский приказ. Комплектование флота личным составом, служба на котором являлась пожизненной, до 1718 г. осуществляла Воинского морского флота канцелярия. В 1718 г. создана Адмиралтейств-коллегия, ставшая высшим органом управления ВМФ.

Всего при Петре I (до 1725 г.) построено 58 линейных кораблей, 30 фрегатов, 119 других парусных и около 440 гребных судов.

В связи с тем, что преемники Петра I не уделяли должного внимания флоту, он с конца 20-х гг. XVIII в. стал приходить в упадок.

Восстановление боевой мощи русского ВМФ началось с 40-х гг. при императрице Елизавете Петровне. Во второй половине XVIII в., создав сильный ВМФ, Россия развернула борьбу за выход в Чёрное море. Неотложное решение этой важнейшей военно-политической задачи диктовалось насущной необходимостью дальнейшего экономического развития Русского государства. Она была успешно решена в период правления Екатерины II в ходе русско-турецких войн 1768–1774 и 1787–1791 гг. Значительный вклад в их победоносный для России исход внёс ВМФ.

В целях стратегического взаимодействия с русской армией, действовавшей на берегах Днестра, впервые с Балтийского моря на другие ТВД были направлены русские эскадры. В ходе 1-й экспедиции эскадра адмирала Г.А. Спиридова разгромила турецкий флот в Чесменском сражении 1770 г. и завоевала господство в Эгейском море, чем способствовала успеху русских войск на главном ТВД. В 1771 г. после выхода русской армии на р. Дунай и к Азову созданы Дунайская военная флотилия и Азовская военная флотилия. В 1778 г. основан первый на Чёрном море русский военный порт – Херсон. В мае 1783 г. русская эскадра (вице-адмирал Ф.А. Клокачёв), состоявшая из кораблей Азовской и Днепровской военных флотилий, вошла в Ахтиарскую бухту, положив начало созданию Черноморского флота. В том же году заложена первая ВМБ русского ВМФ на Чёрном море – Севастополь, а на верфи в Херсоне спущен на воду первый линейный корабль. В 1787 г. Черноморский флот уже насчитывал 5 линейных кораблей, 19 фрегатов и несколько десятков других кораблей. В 1788 г. основана верфь в Николаеве.

В русско-турецкой войне 1787–1791 гг. Черноморский флот одержал блестящие победы у Фидониси, в Керченском сражении 1790 г., у косы Тендpa и мыса Калиакрия. Особенно отличился в этих сражениях адмирал Ф.Ф. Ушаков. Немало славных побед русские моряки, возглавляемые адмиралами С.К. Грейгом, В.Я. Чичаговым и другими, одержали во время русско-шведской войны 1788–1790 гг. и на Балтике (Гогландское сражение 1788 г., Роченсальмское сражение 1789 г., Эландский бой 1789 г., Выборгское сражение 1790 г., Ревельский бой 1790 г., Красногорское сражение 1790 г.).

Во второй половине XVIII в. совершенствуется система управления ВМФ. Так, в третьей четверти ХVIII в. в России имелось уже несколько адмиралтейств. В Петербурге — Главное и Новое адмиралтейства, а также имелись адмиралтейства о. Галерный и Гребного порта. Кроме того, два адмиралтейства находились в Кронштадте: доковое и новое. Строительство Черноморского флота потребовало создания органа управления этим флотом. С этой целью было образовано Черноморское адмиралтейское управление, которое подчинялось непосредственно Г.А. Потемкину. В ведении Черноморского адмиралтейства состояли Черноморский флот, Донская и Днепровская флотилии и адмиралтейства – Лазаревское (в Севастополе) и Николаевское.

Передовой характер русского военно-морского искусства эпохи парусного флота особенно ярко проявился в конце XVIII в., когда русские моряки применили новую, манёвренную тактику, принципиально отличавшуюся от принятой в то время линейной тактики парусного флота, в основе которой лежало искусное сочетание прицельного артиллерийского огня и манёвра. Основоположником ее по праву считается Ф.Ф. Ушаков, впервые в боевой практике успешно применивший новую тактику во время русско-турецкой войны 1787–1791 гг., а затем в ходе Средиземноморского похода 1798–1800 гг. Её отличием от линейной тактики являлись более высокая активность, решительность и целеустремлённость действий, стремление атаковать противника с ходу, разгромить его и завершить уничтожение неотступным преследованием. Основными ее положениями стали применение единых походно-боевых порядков (в результате эскадра не тратила время на перестроение и могла сразу после обнаружения противника вступать в бой), быстрое сближение с противником на короткую дистанцию без перестроения боевого порядка.

Вместо равномерного распределения сил по всей линии баталии новый способ действий предполагал не одновременную атаку всей линии неприятельского флота, а сосредоточение основных сил против какой-то его части (в зависимости от обстановки это могли быть авангард, арьергард или главные силы). На первом этапе боя (сражения) предусматривалось нанесение сильных огневых ударов по флагманским кораблям противника (с целью их повреждения, уничтожения или захвата, а также нарушения управления вражеской эскадрой), применение решительных форм манёвра в виде охвата головы его кильватерной колонны, рассечения её строя, окружения отдельных частей неприятельской эскадры. Важное значение придавалось выделению тактического резерва (эскадры кайзер-флага) для развития успеха на главных направлениях, в состав которого обычно назначались наиболее быстроходные и хорошо вооруженные корабли. Морской бой вёлся, как правило, на коротких дистанциях, что придавало ему более решительный характер. Наиболее эффективным считалось использование корабельной артиллерии с предельно коротких дистанций (не более 0,5 кабельтова[2]). Корабли, не участвовавшие в атаке противника, должны были сковать его главные силы и не позволить им прийти на помощь той части неприятельского флота, которая подверглась удару. На ход и исход боя (сражения) существенное влияние оказывало правильное использование резерва, который, как правило, вводился в решающий момент. Большой вклад в утверждение и развитие манёвренной тактики парусного флота наряду с Ушаковым внесли также адмиралы Г.А. Спиридов и Д.Н. Сенявин.

Читайте также: