Россия и рпц доклад

Обновлено: 03.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)

ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

КУРГАНСКАЯ И БЕЛОЗЕРСКАЯ ЕПАРХИЯ

при храме благоверного князя Александра Невского

Автор : Дубровин Тимофей,11 лет

Педагоги: Дубровина Елена Ивановна

Игнатьева Валентина Викторовна

2. Состояние Русской Православной Церкви в начале XXI века

3. Факты о святых, которые прославились на Уральской земле

4. Проблемы, возникающие в церковной среде……………7 стр.

4.1 Церковная жизнь – дело сокровенное…………………..7 стр.

4.2 Аморфность, пассивность прихожан в делах милосердия

4.3 Дети в храме. Церковное и светское воспитание………8 стр.

7. Список литературы……..…………………….………. 10 стр.


Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

В современном обществе, а особенно в молодежной среде потеряны духовные ориентиры. Поэтому я считаю, что на помощь молодым людям должна прийти Церковь, которая поможет им раскрыться во всей своей полноте духовного бытия.

Святые отцы стремились воцерковить внешний мир, воспринимая все полезное и отвергая греховное, а для этого они находились в постоянном диалоге с обществом и государством, когда и общество и государство не были христианскими. Потому сегодня диалог с внешним миром, является средством привнесения христианских ценностей в жизнь общества. [1]

Актуальность моей работы заключается в том, что следуя примеру святых отцов, мы должны нести свидетельство о Православии, обогащая культуру и общественную жизнь исторической России. Тем самым имея возможность претворять святоотеческую литературу в повседневной жизни, а через это преодолеть духовный кризис и сформировать культуру, как отдельного человека так и народа в целом.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Повысить интерес к православию, как основной религии нашей страны.

Задачи: 1. Ознакомить с событиями в православной церкви происходившими в XXI веке.

2. Осветить проблемы возникающие в церковной среде.

ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ: Приобретение новых знаний, расширение кругозора в церковных вопросах, которая ставит перед собой Церковь в XXI веке. Освещение проблем, встречающихся в церковном и светском воспитании детей на приходе.

Проанализировав литературные источники, я пришел к выводу, что тема исследования представлена в основном в электронных периодических изданиях, в которых авторы достаточно полно и компетентно освещают проблемы русской православной церкви, анализируют её состояние на современном этапе, описывают особенности жизни прихожан, раскрывают перипетии жизненного пути уральских святых.

Состояние Русской Православной Церкви в начале XXI

Начало XXI века это время возрождения и развитие Русской Православной Церкви. Важнейшей вехой в этом стал Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ, состоявшийся в Москве 13-16 августа 2000 года.

Особенными деяниями Собора стали: канонизация новых мучеников и исповедников, российских XX в. и других подвижников веры и благочестия, а также принятие ряда документов.

Юбилейный Архиерейский Собор ставят в ряд самых важных соборов РПЦ, таких, как Стоглавый Собор или Поместный Собор 1917-1918 гг.

Особо важные для жизни Церкви решения традиционно принимаются Поместными и Архиерейскими Соборами. [ 5]

Так 27 июля 2009 года, на заседании Священного Синода,были утверждены: Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви; состав (136 человек) и Президиум (25 человек) этого органа; определён круг вопросов, входящих в его компетенцию.В составе присутствия не только священники и епископы, но и миряне. [3]

Так, по всей стране мы наблюдаем открытие новых воскресных школ для детей и взрослых, создание православных гимназий, детских садов. Большую роль в воцерковлении людей играют миссионерские катехизаторские курсы. А самое главное что духовное (православное) начало вошло в программы общеобразовательных школ и ВУЗов. В школах внедрён такой предмет как ОПК, а в ВУЗах появились богословские отделения.

Миссионерско-просветительскую работу ведет и Синодальный отдел по делам молодежи, созданный решением Юбилейного Архиерейского Собора в августе 2000 г.

Широкую пастырско-просветительскую работу ведет Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, целью которого является организация пастырского окормления военнослужащих, сотрудников правоохранительных учреждений и заключенных.

Развивается в РПЦ и социальное служение, которое координирует Синодальный Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата. [5]

В нашей Курганской и Белозерской епархии тоже созданы такие отделы. Их работу можно отследить на официальном сайте епархии. [9]

3. Факты о святых, которые прославились на Уральской земле.

Наша Уральская земля очень славится своими святыми покровителями: св. пр.Симеон Верхотурский, преподобный Василиск Сибирский, преподобный Зосима (Верховский), преподобный Илия (Чеботарев) и т.д.

Для Курганской области знаменательно событие, которое произошло5 февраля 2013 г. Архиерейский Собор утвердил общецерковное почитание преподобного Далмата Исетского, основателя Свято-Успенского мужского монастыря в Зауралье. Подвижник XVII века был прославлен в лике местночтимых святых Курганской епархии еще в 2004 году. За прошедшие годы почитание преподобного Далмата вышло далеко за пределы Курганской епархии.

Второй прославленный святой нашего края – это священномученик иерей Аркадий Николаевич Гаряев. С 1910 года он служил в Никольской церкви села Боровское Пермской губернии, преподавал в земской школе. Также он был назначен священником в походную Казанского-Богородицкую церковь, чтобы вести миссионерскую деятельность среди местного населения. В 1918 году 14 июля отец Аркадий был зверски убит красногвардейцами. Решением Синода от 2002 года священномученик Аркадий Гаряев был причислен к лику Святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

В январе 2005 года преосвященный Михаил, епископ Курганский и Шадринский благословил написание иконы и служение молебнов в честь священномученика Аркадия Гаряева. [7]

4. Проблемы, возникающие в церковной среде

4.1 Церковная жизнь – дело сокровенное

4.2 Аморфность, пассивность прихожан в делах милосердия.

Сейчас, очень много бездомных людей, проходя мимо них, думаешь: - Жертвовать ли? А потратит ли этот человек себе на благо?

Патриарх не только говорит, но и поощряет, утешает тех, кто, не жалея себя, трудится в делах милосердия. Пред Богом ценны именно малые, посильные благие дела – пусть это капля в море, однако она имеет бесконечное значение, если посвящена Господу, если малое доброе дело свершается из живого сочувствия к человеку. И, наверное, главное в делах милосердия – не останавливаться на полдороге, но, скрепя сердце, трудиться так, как внушает совесть, чтобы ей не было горько за угасшую по причине ропота, осуждения или недовольства, свечу любви.

Поэтому, я считаю, что добрые дела надо всегда совершать не только по зову разума, но и по зову сердца!

4.3 Дети в храме. Церковное и светское воспитание.

Родители должны следить за детьми и, почувствовав их усталость, своевременно выводить из храма, дабы молитвенная жизнь прихода не нарушалась понятными для детского возраста шалостями и выходками.

Нужно находить золотую середину между ними и идти царским путем, приобщая детей православной русской культуре, в которой сочетается религиозность, благочестие, и широта кругозора, готовность восприять все ценное, чистое и прекрасное, необходимое для становления разумной и ответственной личности. [4]

Главной задачей в воспитании подрастающего поколения является соединение современности с культурными традициями, научить детей жить по законам Божьим, соблюдать его заповеди.

ВЫВОДЫ: Аскетический подвиг святых, является для нас ярким примером, так как, подвижники находились в монашеском отдалении от мира ради достижения духовного опыта, покаяния и общения с Богом. Иначе говоря, монашество работало не на изоляцию Церкви от мира, а на духовное преображение мира.

1. В 2000 г. Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ стал программным и стимулировал дальнейшее развитие духовной жизни в обществе и обширного церковного служения и деятельности.

2. Пред Богом ценны именно малые, посильные благие дела – пусть это капля в море, однако она имеет бесконечное значение, если посвящена Господу, если малое доброе дело свершается из живого сочувствия к человеку.

Родители должны пасти своих чад. Нужно находить золотую середину в воспитании детей и идти царским путем, приобщая детей к православной русской культуре, в которой сочетается и истинная религиозность, нелицемерное благочестие.

Сегодня, как и в святоотеческий период, диалог с внешним миром, является как средство привнесения христианских ценностей в жизнь общества. Государствообразующий и культурообразующий народ является, исторически ведущим, стержневым, а потому, и мыслится он как носитель совершенно особой миссии, выходящей за пределы чисто земной жизни и укорененной в Боге, в замысле Божием об этом народе.

7. Список литературы и Интернет-ресурсов:

Журнал. Православная беседа №3 ,2008 г. «Подвиг свидетельства о православии в секулярном мире. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

Журнал. Православная беседа №1, 2008 г. Религиозная миссия империи. Елена Хаула.

Журнал. Фома. №3, 2010 г. Межсоборное присутствие: зачем и для кого. Алексей Соколов.

Николай Митрохин: Русская православная церковь. Современное состояние и актуальные проблемы. Изд-во: Новое литературное обозрение, 2006 г.

Православие в современной России. Архиерейские соборы и их участники. Формы религиозного образования и катехизации мирян. Влияние Церкви в сфере науки, культуры, медицины и молодежного движения. Миссионерская и просветительская деятельность Церкви.

Рубрика Религия и мифология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.06.2014
Размер файла 34,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Свет Христовой Истины и новой жизни во Христе воссиял для русского народа тысячу лет назад.

Десять веков Русская Православная Церковь соборно славит Творца, совершает из рода в род спасительную проповедь Божественного учения.

Увенчанный Крестом, символом победы жизни над смертию, храм православный представляет перед нами как дом молитвы. Создание рук человеческих, он заключает в себе ту же тайну, которую хранит и Вселенная, созданная и Творцом.

Православие в современной России

Однако, практическая реализация данного принципа по-разному проявляется в политической, социально-экономической и культурной сферах.

православие миссионерский архиерейский церковь

В рамках правового обеспечения сотрудничества Церкви и государства в различных сферах были заключены соглашения между Церковью и отдельными государственными ведомствами. Подготовлены совместные церковно-государственные программы к 2000-летию Рождества Христова, в которых приняли участие общественные и научные силы. Сегодня все чаще звучит мнение, что для постоянного и профессионального взаимодействия Церкви с государственными органами в правовой сфере необходимо создать в епархиях специальные правовые отделы. Целью такой работы может являться рассмотрение принимаемых региональных законов и других правовых актов, подготовка рекомендаций по их развитию и совершенствованию, особенно в сферах образования, культуры и других, а также разработка региональных программ сотрудничества Церкви и государства.

Укрепление общественной безопасности

В договорах поставлены цели преодоления духовно-нравственного кризиса, укрепления порядка и законности, духовно-нравственного просвещения, патриотического воспитания, реализации религиозных прав военнослужащих, открытия храмов и часовен. При учебных заведениях и по месту жительства при поддержке Церкви создаются военно-исторические клубы и союзы молодежи в честь святых князей Александра Невского, Димитрия Донского, полководцев Александра Суворова, Георгия Жукова и других. С середины 90-х годов православные призывники по рекомендации настоятелей храмов и монастырей могут призываться в воинские части, в которых действуют или строятся православные храмы и ведется пастырская работа священнослужителями. В воинских частях, расположенных рядом с некоторыми крупными монастырями, -- Троице-Сергиевой лаврой, Валаамским монастырем и др., по согласованию с Церковью, созданы православные подразделения, в которых служат учащиеся духовных училищ и семинарий.

Организация и управление в современной Русской православной церкви

С особенностями вероучения и культа тесно связана организация управления Русской православной церкви.

Высшим коллективным органом власти является Поместный собор. Ему принадлежит высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда. Членами Поместного собора по своему положению являются правящие и викарные архиереи, а также избираемые в соответствии с Уставом Русской православной церкви представители от духовенства, монашествующих и мирян.

Поместный собор истолковывает учение православной церкви, решает канонические, богослужебные, пастырские и другие вопросы внутренней и внешней деятельности, канонизирует святых, утверждает постановления Архиерейских соборов, оценивает деятельность Священного Синода, избирает патриарха, является последней инстанцией, полномочной рассматривать догматические и канонические отступления в деятельности патриарха.

Наряду с Поместным собором для решения наиболее важных вопросов религиозной жизни РПЦ созываются Архиерейские соборы. Их участниками являются епархиальные, а также возглавляющие синодальные учреждения и духовные школы архиереи. Собор заслушивает отчет о деятельности Патриарха и сам подотчетен Поместному собору, на котором утверждаются его решения.

Персональной главой Русской православной церкви является Патриарх Московский и всея Руси. Согласно Уставу Русской православной церкви он имеет первенство чести перед епископами, управляет церковью совместно со Священным Синодом и подотчетен только Поместному и Архиерейскому соборам. Патриарх избирается на должность пожизненно на Поместном соборе. В период между соборами ему принадлежит высшая власть в вопросах вероучения, церковного управления и суда.

Он назначает и контролирует деятельность епархиальных архиереев, награждает титулами и высшими церковными наградами (орденами и медалями Святого Владимира трех степеней) и осуществляет связи с другими Церквами и организациями и т. д.

Патриарх правит церковью вместе со Священным Синодом. Священный Синод состоит из председателя (патриарха), пяти постоянных и пяти временных членов (епархиальных архиереев). На своих заседаниях (во время весенний и зимних сессий) рассматривает вопросы внутренней и внешней деятельности церкви, среди которых избрания, назначения, перемещения и увольнения на покой архиереев, заслушивание отчета епархиальных архиереев, назначение руководителей синодальных учреждений, ректоров и инспекторов духовных дел.

Для организации текущей деятельности РПЦ в Священном Синоде создано 8 отделов: внешних церковных сношений, учебный, управления делами патриархии, хозяйственный, пенсионный, издательский, благотворительности и социального служения, катехизации.

В административном отношении РПЦ делится на епархии, во главе которых стоят епархиальные архиереи. Епархии включают благочинные округа, округа делятся на приходы.

Приход -- является первичной ячейкой РПЦ. Главой прихода является священник, который руководит его деятельностью с помощью выборного органа мирян -- церковного совета. Церковный совет, как правило, имеет старосту, заместителя старосты, казначея и не менее трех членов ревизионной комиссии.

Русская Православная Церковь на современном этапе

Русская Православная Церковь - крупнейшее религиозное объединение в нашей стране. В настоящее время она насчитывает 130 епархии в различных регионах России, в ближнем и дальнем Зарубежье.

С 1990 года Предстоятелем Русской Церкви является Святейший Патриарх Алексий II - пятнадцатый Патриарх в ее истории, который осуществляет управление вместе со Священным Синодом.

Сегодня в Русской Православной Церкви 130 епархий (для сравнения - в 1989 году было 67), более 13000 приходов (с Украиной - около 22000) (для сравнения - в 1988 году было 6893), 569 монастырей (в 1980 - 18). Приведенные цифры наглядно свидетельствуют о всестороннем возрождении церковной жизни, происходящем под Первосвятительским омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Пастырское служение осуществляют более 150 архиереев, 17500 священников, 2300 диаконов.

Сетью учебных православных заведений руководит Учебный комитет. В настоящее время действуют 5 духовных академий (в 1991 - 2), 30 духовных семинарий (в 1988 - 3), 45 духовных училищ, которых до 90-х годов не было совсем. Открыты 2 Православных университета и Богословский институт, 9 Подготовительных пастырских курсов, 3 Епархиальных женских духовных училища, 7 школ катехизаторов, 3 школы псаломщиц. Кроме того, имеются 11 регентских и 4 иконописные школы и отделения, а также только в Москве 123 церковноприходских воскресных школ. Общее количество учащихся духовных школ, включая заочный сектор, - около 6000 человек. Образованы учебные заведения, призванные распространять религиозное образование среди мирян. Координирует эту важную работу Отдел по религиозному образованию и катехизации.

Формы религиозного образования и катехизации мирян весьма многообразны: воскресные школы при храмах, кружки для взрослых, группы подготовки взрослых к крещению, православные детские сады, православные группы в государственных детских садах, православные гимназии, школы и лицеи, православные курсы катехизаторов. Воскресные школы являются наиболее распространенно формой катехизации.

В области благотворительности работа осуществляется на общецерковном уровне через Отдел по церковной благотворительности и социальному служению.

Прежде всего следует отметить ряд успешно функционирующих медицинских программ. В их числе особого внимания заслуживает работа Центральной клинической больницы Московского Патриархата во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. В условиях перехода медицинского обслуживания на коммерческую основу это медицинское учреждение является одной из немногих московских клиник, где обследование и лечение осуществляется бесплатно.

При центре психического здоровья Академии медицинских наук России создана психиатрическая служба, которая оказывает бесплатную помощь лицам, направленным на лечение приходами Московской епархии.

Это только некоторые из примеров конкретной деятельности вышеназванного Отдела.

В декабре 1990 года Священным Синодом Русской Православной Церкви было решено создать церковную молодежную организацию. Вследствие этого решения на Первом съезде Православной молодежи было образовано Всецерковное православное молодежное движение, как официальная молодежная организация, учрежденная Русской Православной Церковью. Главными целями, которые ставились тогда перед Движением, было привлечение детей и подростков, юношей и девушек, ищущих свой путь к храму, в лоно Русской Православной Церкви, а также объединение групп молодых православных христиан для участия в программах социального служения, восстановления монастырей и храмов, проведения молодежных паломничеств, установления контактов со сверстниками-христианами из других стран.

Внешние контакты Русской Православной Церкви направляются Отделом внешних церковных сношений Московского Патриархата, в задачу которого входят:

· осуществление иерархического, административного и финансово-хозяйственного управления епархиями, монастырями, приходами и другими институциями нашей Церкви в дальнем зарубежье;

· принятие священноначалием решений, касающихся церковно-государственных и церковно-общественных отношений;

· осуществление связей Русской Православной Церкви с Поместными Православными Церквами, инославными Церквами и религиозными объединениями, нехристианскими религиями, религиозными и светскими международными организациями, государственными, политическими, общественными, культурными, научными, экономическими, финансовыми и иными подобными учреждениями и организациями, средствами массовой информации.

C 1989 г. Отдел внешних церковных сношений возглавляет Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

После обретения нашей Церковью подлинной свободы возрождается миссионерское служение Русской Православной Церкви. Верная заветам Древней Церкви и продолжающая дело апостольского служения, Русская Церковь свидетельствовала о Христе даже до "края земли" распространяя Благую весть о Слове жизни. Миссионерские свершения нашей Церкви, размах ее просветительского подвига и активности, от Польши и Балтики на западе до Аляски и Калифорнии на востоке, от Мурманска и Камчатки на Севере до Причерноморья, Кавказа, Средней Азии и Китая на юге, потребовали величайшего и постоянного напряжения всех духовных, материальных и людских сил. Имена русских миссионеров заслуженно входят в число величайших миссионеров христианского мира. Следует для примера назвать хотя бы Святителя Стефана Пермского, преподобного Трифона Печенежского, отцов и подвижников Русской Фиваиды - монахов Валаама и Соловецкого монастырей, преподобного Германа Аляскинского, а также равноапостольного Николая, архиепископа Японского, св. митрополита Иннокентия, апостола Америки, архимандрита Макария Глухарева, апостола Алтайского края.

Во второй половине XIX века было создано Православное миссионерское общество, много содействовавшее миссионерской деятельности Русской Церкви. Эта миссионерская и просветительская деятельность Церкви была прервана революцией 1917-1918 годов, когда все мы, по слову пророка, "от руки Господней приняли вдвое за все грехи свои".

Теперь, когда время репрессий и запретов отошло в прошлое и Церковь вновь получила возможность свободного свидетельства о Христе, необходимость возрождения миссии в современном мире стала важнейшей и неотложной нашей задачей и одновременно острой потребностью общества.

В последние годы происходит тесное взаимодействие Русской Православной Церкви и Вооруженных сил РФ. С этой целью решением Святейшего Патриарха и Священного Синода был образован синодальный Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.

На мой взгляд очень интересным представляется тот факт, что многие верующие не соблюдают некоторых правил предусмотренных православием. Это говорит о том, что вера является состоянием души человека, а соблюдение каких-то норм и законов, предписываемых церковью, отходит на второй план. Каждый сам решает во что ему верить, и как. Демократизация российского общества создаёт большие возможности для деятельности Русской православной церкви.

Стоит отметить, что в последнее время церковь активно сближается с государством, что безусловно поднимает её авторитет. Технический прогресс тоже не обошёл её стороной. На сегодняшний день у церкви имеется свой сайт в Интернете, что значительно облегчает процесс информирования молодёжи, а значит и расширяет возможность пропаганды веры. Современная церковь принимает активное участие во всех сферах жизни человека

1. Елисеев А.Л. Роль и значение Русской Православной Церкви в современном российском обществе Духовные традиции русского народа - основа нравственного и патриотического воспитания современной молодежи. Орел, 2002.

2. Ильина З.Д. Православие в государственной идеологии и историческом опыте российского народа // Вторые Дамиановские чт. - Курск, 2003.

3. Царевский А.А. Значение православия в жизни и исторической судьбе России / А.А. Царевский. - Л. : Науч.-изд. центр "Альфа", 1991.

4. Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории М., 2004.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

Православие как разновидность христианства. Вероучение. Таинства и культы. Праздники и посты. Организация и управление Русской православной церкви. Русская православная церковь на современном этапе. Некоторые аналитические данные по вопросам веры.

реферат [34,0 K], добавлен 23.03.2004

Православная церковь и государство в современной России. Действительное положение Церкви в политической системе и в обществе. Экономические и социальные отношения государства и Церкви, сотрудничество в сфере укрепления общественной безопасности и права.

реферат [23,4 K], добавлен 06.05.2012

Роль Синода в управлении церковью, авторитет царя в вопросах веры. Господствующее положение православия в России. Позиции церкви в классовой борьбе. Формы религиозного влияния на массы. Идеология христианского социализма, взгляды Толстого и богоискателей.

реферат [25,6 K], добавлен 27.02.2010

Изменения в жизни церкви в XIX – начале XX вв. Народное восприятие общественных, экономических и административных структур как одного целого с церковью. Влияние православия на творческих и мыслящих людей. Выдающиеся деятели церкви.

курсовая работа [52,8 K], добавлен 11.01.2005

Обзор литературы по истории Русской церкви в период с XVIII века по 1917 год. Правовое положение Русской православной церкви в Российской Империи, ее место в государстве. Упадок и кризис православия. Факторы, влияющие на отношение крестьян к РПЦ.

курсовая работа [39,7 K], добавлен 30.01.2013

История русской церкви от крещения Руси до середины XVII века. Русская зарубежная церковь. Становление православной церкви от начала XX столетия и до наших дней. Отношения Советского государства и РПЦ в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

контрольная работа [36,3 K], добавлен 10.11.2010

Истинно Православная Церковь, ее место и значение в истории русской катакомбной церкви. Краткая история зарождения и развития ИПЦ, ее организационная структура и особенности вероучения, приверженцы. Экономическое положение церкви и впечатление о ней.

После распада СССР вместе с буйством демшизи, на территории бывшего союза началось бурное восстановление влияния церкви в России. Как вообще возможно было после стольких лет народного просвещения и общепринятого атеизма вновь удариться во тьму религиозного мракобесия, мне малопонятно. Но по моим наблюдениям 21 век характеризуется не только с бесспорным процессом глобализации, но и с массовым помутнением рассудка. На просторах интернета с каждым годом все больше и больше возникает эзотерики, колдунов, провидцев, магов и.т.п.

Файлы: 1 файл

121 Харитонов Никита.docx

Выполнил студент группы 121

Николаева Евгения Игоревна

Сорвин Кирилл Валентинович

Роль Русской Православной Церкви в современной России

После распада СССР вместе с буйством демшизи, на территории бывшего союза началось бурное восстановление влияния церкви в России. Как вообще возможно было после стольких лет народного просвещения и общепринятого атеизма вновь удариться во тьму религиозного мракобесия, мне малопонятно. Но по моим наблюдениям 21 век характеризуется не только с бесспорным процессом глобализации, но и с массовым помутнением рассудка. На просторах интернета с каждым годом все больше и больше возникает эзотерики, колдунов, провидцев, магов и.т.п. Во всем мире новую силу приобретают как официальные религиозные конфессии, так и экстремистские эзотерические секты, несмотря на такой научный скачок, совершенный в 20 веке. В России, как в стране разоренной, побежденной и отброшенной во мглу стран третьего мира, данный процесс выглядит очень наглядно.

Общее положение дел в современном российском обществе

Конечно, неправильно бы было недооценивать влияние христианства на государство Российское. На протяжении многих веков православие являлось важным фактором единения русского народа. Вспомнить хотя бы свержение татаро-монгольского ига или второе народное ополчение. Церковь также являлась важным инструментом государственной политики и идеологии времен монархии: взять хотя бы русскую идею, которая долгое время являлась маховиком социальной активности. Теперь же Русское православие подлинно объединяющей национальной идеей стать не может. Во-первых, оно не способно дать ответы, которые бы удовлетворяли масштабные и глобальные вызовы XXI века. Во-вторых, поднятая выше проблема не истинно верующих. И, в конце концов, для того, чтобы русский народ действительно проникся религиозным духом, одной лишь пропаганды недостаточно. Нужно, чтобы наше сознание вновь оказалось на уровне 17, 18 века. Но не нужно забывать, что живем мы в 21 веке, а не столетиями раньше. К сожалению, если церковь возьмет курс на политику возрождения истинной православной веры, то это приведет не к социальной активности, а скорее, наоборот, к социальной апатии. В условиях острого кризиса идеологии в современной России, религия сыграет роль схожую с наркотиками или компьютерными играми. Ведь, по сути, уход в религию — это, бегство от самого себя. Стремление вылезти из грязи социальной мерзости на чистоту воображаемой альтернативы. Разве это сейчас нужно нашей стране?

Сближение РПЦ с Государственным аппаратом Р.Ф. и зависимость политики от морали.

После того, как Юбилейный Архиерейский собор РПЦ

Основное направление политики РПЦ

После второй мировой войны, в центре атеистического государства СССР, церковь, потерявшая свой статус вследствие большевистского культурного переворота, начала свою внутреннюю перестройку. Приспособление социальной политики к коммунизму было важнейшей задачей для церкви в то время. Получившаяся смесь патриотизма, социализма и фундаментального православия выглядела немного дико, но все же ей удалось выжить в те трудные для всякого духовенства десятилетия и не исчезнуть после распада СССР.

Западные христиане, естественно хотели бы видеть РПЦ, как стимул для восстановления нравственности в России. Церковь, открытую к социальным проблемам современного мира, радушную к другим христианским конфессиям. Православие на подобии этого, действительно могло бы быть полезным и оказать значительную услугу социуму. Но, к сожалению это всего лишь надежды, потому что представители РПЦ настроены совсем иначе. Они ведут политику укрепления православной церкви в государстве и ратуют за получение РПЦ особого положения в России среди других религий. Эта политика несет в себе непринятие и не терпимость западного христианства и стремление возродить патриотический и православный дух как новую идеологию современной России.

Политика РПЦ схожа с политикой всего восточного православия. Например, греческая церковь протестует против закона, лишающего ее государственного статуса. Сербское православное духовенство ведет националистическую проповедь ( жидомасонский заговор против православия и славянской расы).

К сожалению РПЦ, идет путем, ведущим только к самоизоляции. Путем, ведущим к насаждению консервативной идеологии, к всплеску националистических настроений и к поиску врагов: как внешних, так и внутренних. Всегда нужно помнить, что исторический опыт РПЦ не велик. В отличие от западных стран в России никогда не было свободного гражданского общества. РПЦ сначала служила имперскому самодержавию, а потом тоталитарному коммунистическому обществу. Поэтому нужно понимать, что ни о какой другой политики, кроме консервативной, Русская православная церковь не ведает и опирается лишь на свой опыт. В нынешней политики РПЦ нет ничего нового, все уже было, а изобретать лучшее никто пока не хочет. Это похоже на старые рваные паруса, подлатанные и вновь повешенные на мачту, до нового шторма.

А как же сама русская православная церковь оценивает свою политику? Многие священнослужители любят заявлять о том, что РПЦ вне политики и что она всегда готова сотрудничать с различными партиями и не оказывает влияния на политические взгляды и предпочтения.

Но и тут есть что опровергнуть. С самого начала Русская православная церковь (тогда еще под патриаршеством Алексия II) начинает тесное сотрудничество с правящей партией. Например, можно вспомнить подписанный 2 апреля 1996 г. президентами России и Белоруссии под ходатайством Патриарха Алексия II договор об интеграции братских государств. Участие Патриарха всея Руси в заключение этого договора и послужило началом тесных взаимовыгодных отношений между светским государством и церковью. Естественно РПЦ выгодна интеграция бывших советских народов (особенно с большей частью православного населения)

Становится понятно, что главная задача РПЦ на сегодняшний день не обеспечить нравственное процветание Российского социума, а интеграция советских народов (особенно с большим процентом православного населения)

Если бы все население России, Белоруссии, Украины состояло только из православных, считаю, идея была бы вполне здоровая. Но учитывая то, что на территории этих стран живет большой процент представителей других религий: исламисты, католики, протестанты, буддисты и прочие конфессии, идея интеграции приобретает угнетающий характер. Неужели Русская церковь хочет, чтобы в России нарушались права человека? Не уж то вся миссия РПЦ заключается в обслуживании государственного аппарата и решению политических и мирских задач?

К сожалению, все так и есть. Именно к такому выводу меня приводит церковная политика за последние 30 лет. Прямым подтверждением является участие Патриарха Кирилла во всех политических собраниях, где он представляется как глава одной из конфессий. Но ведь согласно конституции Р.Ф. религиозные организации все равны перед законом и секуляризованы от государства, и Патриарх Кирилл не может представлять всех верующих христиан в России. Есть же еще католики, протестанты, старообрядцы и прочие.

Приоритет РПЦ с точки зрения государства в сравнении с другими христианскими конфессиями и религиями в постсоветской России гораздо выше. Можно бесконечно пустословить о секуляризации церкви от государства, свободе выбора, совести, толерантности к другим религиям, но правда остается за тем, что РПЦ уже обладает полугосударственным статусом и, к сожалению это в Р.Ф. гораздо важнее законов…

Участие Патриарха в государственных церемониях стало последнее время обычным явлением, как и участие бывших спортсменов, певцов, актеров и прочих не профессионалов. В списке государственных лиц Патриарху Кириллу отведено место выше, чем главе Академии наук России, что само по себе вызывает мое огорчение.

Однако не правильно считать, что РПЦ целиком зависит от политики государства, что она выполняет заказы государственных ведомств, и обслуживает новую номенклатуру. Стоит огласить, что вместе с консерваторской ролью русской православной церкви, появилось стремление РПЦ вести самостоятельную политику по отношению к государственным институтам, политическим фракция, общественным движениям, партиям и.т.д. И эта тенденция самостоятельности, скорее всего, будет только возрастать из-за слабости и неспособности государства вести явную политику по отношению к РПЦ. Этими обстоятельствами, РПЦ, возможно, воспользуется в будущем, чтобы укрепить свое влияние на государство и нашу страну.

Роль и влияние РПЦ в политической жизни современной России

Дорогие участники конференции, дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня, открывая этот научный форум, мне хотелось бы обозначить основные контуры той роли, какую играла и продолжает играть Русская Православная Церковь в жизни нашего Отечества. Рассмотрение данной темы видится особенно актуальным ввиду значительного количества вызовов христианским устоям, которые мы наблюдаем в современном мире. Нам следует хорошо знать свои традиционные ценности и уметь противостоять тем силам, которые оправдывают грех и губят души людей.

Православие пришло на земли Святой Руси из Византии — весьма развитого в культурном и экономическом отношениях государства. Именно оттуда была заимствована модель государственного устройства, благодаря которой Православная Церковь оказывала непосредственное влияние на развитие самых различных сторон жизни общества. Таким образом, русская государственность с самого своего основания строилась на фундаменте, освященном православной верой. Церковь как институт стала неотъемлемой частью России.

Крещение Руси, 1025-летие которого торжественно отмечалось в прошлом году, стало началом образования новой цивилизации на обширных просторах, заселенных славянскими племенами. Объединение русских княжеств стало возможным лишь с благословения и при непосредственном участии церковного священноначалия. В тяжкую годину монгольского ига именно православная вера помогала народу пережить все выпавшие на его долю страдания и испытания, а также уверенно противостоять экспансии западного христианства. Подвиг святого благоверного князя Александра Невского, который сумел умерить желание ханов разграбить русские города и села и в то же время поднял русское воинство на борьбу со шведами и тевтонцами, является примером самоотверженного христианского служения своему Отечеству, своим ближним. Именно объединение русских княжеств позволило Руси скинуть с себя ненавистное иго, а образовавшееся Московское царство стало непобедимой силой и центром притяжения здоровых духовных сил.

Однако, идя рука об руку с государством, Церковь никогда не должна сливаться с ним. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своих выступлениях неоднократно подчеркивал, что перед Церковью и государством стоят разные задачи. Для Церкви ключевая цель — спасение душ ее членов, для государства — их материальное развитие и благосостояние. И вот здесь важно сказать, что культура — это именно то, что является связующим звеном между этими двумя задачами. Именно в сфере культуры стоит искать ответ на заданный мною выше вопрос. Когда народ отходит от этого мостика между духовным и материальным и начинает заботиться только о материальном, возникают катастрофы, подобные произошедшей в России в 1917 году. Люди вдруг вообразили, что можно построить новый мир, разрушив старый, разорвав с прошлым, отказавшись от веры и Церкви. История показала, что это невозможно. Невозможно двигаться вперед без истинной веры и без связующего звена между верой и экономической повседневностью — без культуры.

Русская Церковь дает нам образцы настоящего культурного развития, но самая важная ее миссия в том, что она дает нам образцы необычайного духовного подъема. В этом году во всей полноте Русской Православной Церкви проходят торжества по случаю 700-летия со дня рождения Игумена земли Русской — преподобного Сергия Радонежского. Этот подвижник не только явил в своей жизни истинный образ монашеского делания, но и выступил за объединение всех русских людей, благословил святого благоверного князя Димитрия Донского на борьбу с врагом. Ученики преподобного Сергия основывали монашеские обители на обширных территориях и привили любовь к монастырям и монашеству русским людям. Единство Святой Троицы для преподобного Сергия Радонежского и его учеников стало вдохновением и образцом для единства Святой Руси.

Идея единства, православной идентичности смогла сохранить русскую государственность и в непростое Смутное время. Святитель Гермоген, защитники Свято-Троицкой обители и, наконец, участники народного ополчения ставили в основание возрождаемого государства именно православную веру. Роль Русской Православной Церкви в это непростое для Отечества время переоценить нельзя. И даже в эпоху секуляризации, когда Россия решила использовать ресурсы Церкви на строительство флота, ведение войн и общее экономическое развитие страны, такие святители как Митрофан Воронежский и Питирим Тамбовский не только не противостояли царю, но, наоборот, жертвовали церковные суммы на строительство российского флота, укрепляя величие и мощь нового Российского государства.

Сила русского духа, воспитанного в Православии, много раз проявляла себя в тяжелые дни борьбы со врагом Русского Отечества. Полководец Александр Васильевич Суворов, признанный великим стратегом и создателем русской военной школы, был глубоко религиозным человеком. Флотоводец Федор Федорович Ушаков, не потерпевший ни одного военного поражения за свою карьеру, последние годы своей жизни посвятил молитве и широкой благотворительной деятельности. Русской Православной Церковью он причислен к лику святых как праведный воин. Защищая Отечество, сохраняя государственность и культурную идентичность, наши соотечественники во все века опирались на православную веру.

Русская Православная Церковь оказала решающее влияние не только на формирование национальной государственности, но и на формирование русской культуры, которая, как и Церковь, стала неотъемлемым государствообразующим фактором, достоянием нации и внесла в копилку мировой культуры немало значимых имен.

Православие стало частью русской культуры. А русская культура, благодаря Православию, стала обладать той уникальностью, благодаря которой ее нельзя спутать ни с одной другой. Русские писатели, деятели культуры и искусства признаны во всем мире. Они сумели через свое творчество выразить чувства и стремления русского православного человека. Их произведения каждого соприкасающегося с ними знакомят с глубиной и богатством русского мира, основание которого прочно лежит в евангельских истинах и личности Христа.

Направление трудов на достижение этих целей, служение России и народу ее должно стать основой деятельности Церкви и общества в сфере сохранения и укрепления культурных традиций нашего Отечества. К этому я призываю всех тружеников на ниве науки и образования, собравшихся сегодня здесь.

Читайте также: