Первое всебелорусское народное собрание доклад

Обновлено: 17.05.2024

I Всебелорусское народное собрание прошло в Минске 19-20 октября 1996 года по инициативе Президента Беларуси А. Лукашенко. Тогда делегатами форума стали почти 4,8 тыс. человек. В то время перед Беларусью, только выходившей из кризиса начала 90-х годов, стояли важные задачи: остановить инфляцию, сократить дефицит госбюджета и не погрязнуть в долгах. Все эти проблемы и были вынесены на обсуждение делегатов первого всебелорусского форума. Итогом собрания стало принятие первой в истории суверенной Беларуси программы социально-экономического развития страны на пятилетку. Документ определил три приоритета в развитии страны — наращивание экспорта, строительство жилья и развитие сельского хозяйства. Первое Всебелорусское собрание одобрило в целом основные направления эволюционного пути социально-экономического развития страны на 1996-2000 годы, а также предложенные Президентом изменения и дополнения в Конституцию Беларуси 1994 года.

С чем пришла страна ко второму Всебелорусскому собранию?

Под каким девизом проводилась третья программа социально-экономического развития Беларуси?

Какие задачи ставило IV Всебелорусское народное собрание?

Поскольку никто не хотел останавливаться на достигнутом, на очередном народном форуме, который прошел в Минске 6-7 декабря 2010 года, вновь были поставлены серь­езные задачи. На обсуждение делегатов выносились вопросы об итогах реализации Программы социально-экономического развития Беларуси на 2006-2010 годы и об основных положениях Программы социально-экономического развития страны на 2011-2015 годы. Решено сохранить национальную модель социально ориентированной экономики, которая призвана обеспечить рост благосостояния граждан и улучшение условий жизни населения. Развивать экономику решили, создавая принципиально новые производства, предприятия и отрасли. Итоги прошедшей пятилетки подведут на пятом Всебелорусском народном собрании. На нем также обсудят основные положения Программы социально-экономического развития страны на 2016-2020 годы.

Александр Лукашенко осенью 2020 года заявил о необходимости провести конституционную реформу. К концу 2021 года был подготовлен проект и вынесен на референдум, основной день которого - 27 февраля 2022 года.

Первое Всебелорусское собрание состоялось 25 лет назад: 19—20 октября 1996 года в Минском Дворце спорта. ВНС созвали в кризисный период и с целью поддержать. 25.11.2020, Sputnik Беларусь

Все это уже было — и крики "в отставку" в лицо Александру Лукашенко, и война с журналистами, и политэмигранты, и острое противостояние. Лукашенко был в полушаге от отставки.В 1996-м он схлестнулся с парламентом, обладавшим на тот момент и силой, и властью. Парламент был однопалатным и назывался Верховный Совет. Там были представители разных политических партий и не было единства по многим вопросам. Но в отношении к президенту многие оказались единомышленниками.Тогда, чтобы взять ситуацию под контроль, Лукашенко объявил конституционную реформу. Противостояние обострилось еще сильнее. И появилась идея Всебелорусского народного собрания — мол, президент хочет посоветоваться с народом. Народ же нужно слушать.Помогло ли народное вече президенту в тот раз, имело ли оно хоть какой-то практический смысл, Sputnik и попытался понять.В полушаге от импичментаНадо сказать, что состав Верховного Совета 13-го созыва был ощутимо спокойнее предыдущего. Меньше партий, меньше фракций, меньше непримиримых противников Лукашенко. Лидер БНФ Зенон Позняк вместе с Сергеем Наумчиком летом 96-го и вовсе были вынуждены попросить политического убежища в США. После распада СССР это был "первый случай, когда гражданам постсоветского государства предоставляется политическое убежище в США по причине политического преследования", отмечали тем летом все информагентства страны.Но даже этот "более спокойный" парламент, состоящий наполовину из аграриев и коммунистов, оказался для Лукашенко проблемой. Он не сработался бы ни с одним парламентом, делала вывод в те дни "Белорусская деловая газета", анализируя ситуацию."Оно и понятно: ну, десять человек можно запугать, еще 10 склонить на свою сторону заманчивыми перспективами, еще десяток выбить из строя потоками грязи и компромата… но из 260 обязательно найдется кто-то, кого государственная машина "переварить" окажется не в состоянии", – писало издание.В общем, Лукашенко решил менять Конституцию. Мотивировал тем, что в условиях противостояния разных ветвей власти страна не может развиваться. Его идея была в том, чтобы стать над всеми. Он — больше не глава исполнительной власти, он — руководитель государства.9 августа он внес в Верховный Совет проект постановления "О проведении республиканского референдума и мерах по его обеспечению". Голосование предлагалось провести уже 7 ноября. Поправки в Конституцию были одним из 4-х вопросов. При этом сам проект Основного закона на тот момент в парламент не поступил.Депутаты возмутились: и самой идеей, и сроками, в которые предлагалось провести плебисцит. В итоге предложили для голосования свою дату — 24 ноября, и дополнили бюллетень еще тремя вопросами, в том числе еще одним проектом Конституции. Парламентский проект Основного закона предусматривал упразднение поста президента. Одновременно начали собирать подписи за импичмент.Идея с конституционным референдумом не понравилась и председателю Конституционного суда Валерию Тихине. Он говорил, что в тех условиях, что сложились в стране, нельзя проводить конституционный референдум. Потому что государство монополизировало СМИ, потому что на всех уровнях наблюдается правовой нигилизм, наконец, потому, что согласно социологическим исследованиям большинство граждан не знакомы ни с одним из предложенных на референдум вариантов Конституции.Но Александр Лукашенко, выступая в сентябре в парламенте, уверенно заявил депутатам: "Не волнуйтесь, пожалуйста, о сроках президентства Лукашенко. Лукашенко будет президентом 12 лет". Депутаты тогда рассмеялись, а газета "Свабода" — в надежде на провал идеи с референдумом — написала: "Есть основания надеяться, что обещание про 12 лет Лукашенко не выполнит, как и все остальные". В принципе, и не выполнил.12 лет Александр Лукашенко себе тогда насчитал с учетом первых двух лет до конституционного референдума и двух президентских сроков после. По его идее, после принятия поправок его президентский срок должен был обнулиться и начаться заново."Президент советуется с народом"На фоне всего этого потока громких заявлений президентская идея Всебелорусского народного собрания не вызвала большого резонанса."Это не что иное, как попытка подмены Верховного Совета", – говорил о "народном вече" вице-спикер белорусского парламента коммунист Василий Новиков. "Белорусская деловая газета" тогда опросила политических топов, попросила их поделиться мнением, "для чего это нужно и чем может обернуться". Топы отвечали лениво, никто всерьез на эту тему рассуждать не захотел. Лишь задались вопросом, зачем на это тратить деньги.Но и в государственной прессе тема Всебелорусского народного собрания если и звучит, то вскользь. Упор делался больше на продвижение основной президентской инициативы: Конституцию надо менять, депутаты и Конституционный суд постоянно идут на конфронтацию и тормозят развитие страны.Лукашенко был выбран делегатом на первое Всебелорусское народное собрание от колхоза "Озеры" в Гродненской области."На добро в "Озерах" отвечают добром. Именно распоряжением президента колхозу выделили 4 миллиарда рублей на завершение строительства свиноводческого комплекса", - объясняли свое решение труженики села.На первое Всебелорусское народное собрание, которое проходило 19-20 октября во Дворце спорта, свезли около пяти тысяч делегатов, выбранных "путем свободных демократических выборов" — на собраниях трудовых коллективов и общественных организаций. Участники собрания, отмечала лояльная президенту пресса, представляли собой "весь спектр социальных и общественных сил белорусского народа"."Я считаю, что вся наша делегация проголосует за референдум. Моя позиция в этом вопросе однозначная", – утверждал зампредисполкома Советского района Гомеля Юрий Люкшин, а потом добавлял, что "впрочем, нам, представителям вертикали, по-иному и нельзя".Независимая пресса тем временем публиковала снимки автобусов, которыми делегатов подвозили к Дворцу спорта, и милиции, которая его охраняла."Возле Дворца спорта все было заполнено автобусами с ОМОНом. Троицкое предместье было нашпиговано спецназовцами в касках и со щитами. Рядом с Кафедральным собором развернули даже походную кухню — как будто власти готовились к блокаде на протяжении не менее двух дней", – писала газета "Свабода".Два народных собранияНа самом деле в те дни в Минске проходило два народных собрания: Всебелорусское президентское и пропарламентский Конгресс "В защиту Конституции — против диктатуры".Альтернативный Конгресс собрали в пятницу в Доме культуры профсоюзов. Среди топов здесь были вице-спикер Верховного совета Геннадий Карпенко, депутаты Станислав Шушкевич и Станислав Богданкевич, бывший глава МВД Юрий Захаренко (позже бесследно исчезнувший), писатели Геннадий Буравкин и Янка Брыль.В зале находилось около 1200 участников. Часть шахтеров из Солигорска, к примеру, не дошла. Они несколько дней шли в Минск маршем. Их останавливала милиция, составляла протоколы, их судили "за нарушения порядка проведения массовых акций", штрафовали, снова отпускали и снова задерживали.На следующий день, когда во Дворце спорта начало свою работу Всебелорусское собрание, участники альтернативного конгресса присоединились к большому митингу "Против диктатуры" у Оперного театра. В какой-то момент часть людей двинулась в сторону Дворца спорта, но была остановлена милицией. Люди постояли у кордона и разошлись.А во Дворце спорта в это время с большим докладом выступал президент, говорил, что служение народу для него "не пустые слова, а повседневная практика", что он делает все возможное для спасения страны.Он объяснял, что созвал это собрание, чтобы обсудить с народом важные вопросы: направления социально-экономического развития страны, проект новой Конституции и вопросы, вынесенные на республиканский референдум."Слаженной работы не получилось"В первой части своего доклада Лукашенко говорил об экономике. Говорил, что выступает за социально-ориентированную рыночную экономику, которая "сочетает рынок с заботой о человеке".Внушительная часть доклада была посвящена изменениям Основного закона. Лукашенко в очередной раз заявил, что "два года жизни и работы по Конституции выявили в ней ряд изъянов, чреватых опасными последствиями"."Особенно остро ощущается несовершенство действующего Основного закона в двух областях: обеспечение прав человека и взаимодействие ветвей власти", – сказал Лукашенко. Недостаточно обеспечены, в частности, по мнению Лукашенко, были права трудящихся "принимать участие в управлении производством и распределении прибыли" и право на заработную плату, которая "должна быть не ниже уровня, обеспечивающего работнику и его семье достойное существование".О самом важном он заговорил в конце.Лукашенко отмечал, что депутаты в ответ на его предложение вынесли на референдум свои вопросы и свой проект поправок в Конституцию."Мои вопросы вписали среди своих и предложили еще одну Конституцию. Это нарушение Конституции и попытка заблокировать предложения президента", – говорил он делегатам.Лукашенко убеждал, что "готов к компромиссу на принципиальной основе, но не в результате торга с политическими экстремистами". Тем не менее "ради сохранения мира в обществе" готов согласиться на проведение референдума 24 ноября. И призывает к этому делегатов.Лукашенко убеждал участников собрания, что для развития страны нужно менять систему власти. По новой предложенной им Конституции президент получает полномочия главы государства, за исполнительную власть будет отвечать кабинет министров, парламент становится двухпалатным, где "одна из палат готовит и принимает законы, вторая — выполняет экспертные функции и решает кадровые вопросы в пределах своей компетенции". Новшества ждут и Конституционный суд."Настало время пересмотреть и статус Конституционного суда. Что греха таить, он у нас иногда напоминает кошку, которая гуляет сама по себе…. Конституционные судьи, избранные не всенародно, а только Верховным Советом, имеют большие прерогативы, чем глава государства. Практически по каждому частному поводу они создают беспрецедентную юридическую ситуацию, угрожая отрешением от власти президенту, избранному всем народом", – говорил Лукашенко."Скажите, где здесь узурпация власти или тоталитарное государство?" – обращался он к делегатам. Убеждал, что не может быть диктатором.Во второй день на собрании выступали делегаты. Одни пугали разгулом преступности и коррупции, если сохранится статус-кво, как тогдашний глава Совбеза Виктор Шейман, другие просто высказывались за сильную власть. В итоговой резолюции все одобрили и поддержали.Что это былоСамо собрание, так же как и объявление о его проведении, большого отклика в независимой прессе не вызвало. До собрания критично настроенные к президенту медиа высказывали опасения, что на форуме может случиться госпереворот, если Лукашенко решится узаконить через "народное вече" какие-то серьезные шаги. Но перед собранием Лукашенко в очередной раз слетал в Москву, и общение с делегатами прошло без сюрпризов.Для чего нужна была эта поездка в Москву? "Не для того ли, чтобы испросить величайшего разрешения на проведение государственного переворота? Вероятно, Москва разрешения не дала", – писала в те дни "Свабода". В итоге, по версии издания, "Всебелорусское народное собрание стало всего лишь массовым пропагандистским шоу"."Вопреки опасениям многих Всебелорусское народное собрание не только не приняло никаких антиконституционных решений, но и президента ни к чему подобному не призвало. Вздох облегчения сопровождается недоуменным вопросом – так зачем вообще нужно было это дорогостоящее действо?" – писала "Белорусская деловая газета".А депутаты тем временем продолжали борьбу. Дело шло к импичменту — Конституционный суд начал процесс по факту нарушения Лукашенко Конституции.Но буквально за пару дней до референдума в Минск прилетела представительная российская делегация. Гасить кризисную ситуацию в Минск откомандировали премьер-министра России Виктора Черномырдина и спикеров двух палат российского парламента Геннадия Селезнева и Егора Строева.В ночь на 22 ноября им удалось посадить за стол переговоров президента Лукашенко и председателя Верховного Совета Семена Шарецкого. Итогом стало "Соглашение об общественно-политической ситуации и о конституционной реформе в Республике Беларусь". Стороны договорились, что депутаты отказываются от импичмента, а Лукашенко соглашается на совещательный характер результатов референдума. Но соглашение так и не ратифицировали — постаралась пропрезидентская фракция в парламенте. В итоге Лукашенко снял с себя все обязательства.Референдум по Конституции состоялся. В бюллетенях было семь вопросов, в том числе два проекта Конституции. Президентский проект поддержали 83,73%. А Верховный Совет сразу после плебисцита распустили.


Всебелорусское народное собрание – народный форум, во время которого обсуждаются основные вопросы развития белорусского государства. Это демократический институт активизации общественного мнения и одна из важнейших форм народовластия в Республике Беларусь.

Всебелорусское народное собрание – это оптимальное сочетание исторического опыта и современных принципов народовластия. Истоки этой формы идут из глубины столетий. Со времен славянского народного веча, когда всем миром, гласно и открыто, решались важнейшие государственные проблемы. В нашей современной политической жизни принцип прямого, открытого, честного разговора с людьми является для белорусских властей основополагающим", – отмечал Президент Беларуси Александр Лукашенко.

Всебелорусское народное собрание как институт общественно-политической жизни стал действовать в Беларуси со второй половины 1990-х годов по инициативе Президента Александра Лукашенко. Собрания проводятся в полном соответствии с действующей Конституцией, статья 3 которой гласит: "Единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ". Конституция гарантирует белорусским гражданам право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей. Такая форма народовластия органично вписывается в политическую систему белорусского государства, так как главное предназначение собраний – определение основных направлений и параметров развития государства, выработка плана социально-экономического развития страны на предстоящий пятилетний срок.

Стремясь наиболее полно обеспечить участие самых широких слоев белорусского народа в обсуждении волнующих общество проблем и принимаемых высшим руководством страны решений, глава государства 29 августа 1996 года издал указ №341 "О созыве Всебелорусского народного собрания". В соответствии с указом были созданы республиканские и местные организационные комитеты по подготовке и проведению Всебелорусского народного собрания.

Законом от 12 июля 2000 года "О республиканских и местных собраниях" определен порядок инициирования, созыва, проведения, а также компетенция республиканских и местных собраний в Республике Беларусь. Так, республиканское собрание может созываться по мере необходимости Президентом Республики Беларусь для обсуждения важных вопросов государственной и общественной жизни и проектов соответствующих решений. Нормы представительства и порядок избрания уполномоченных для участия в республиканском собрании, а также состав организационного комитета по подготовке и проведению республиканского собрания устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

Участники республиканского собрания избираются трудовыми коллективами, гражданами на собраниях по месту жительства, учебы или службы, высшими органами политических партий, профессиональных союзов, религиозных организаций, других общественных объединений, представляющими все административно-территориальные единицы Республики Беларусь.

В работе республиканского собрания имеют право участвовать Президент Республики Беларусь, премьер-министр, члены правительства, депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, председатели Конституционного, Верховного и Высшего хозяйственного судов, председатель Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, генеральный прокурор, председатель правления Национального банка, представители республиканских органов государственного управления, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, объединений и организаций, подчиненных правительству, органов территориального общественного самоуправления, политических партий, профессиональных союзов, религиозных организаций, других общественных объединений. На республиканское собрание могут приглашаться сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений в Республике Беларусь, представители белорусских диаспор в других государствах, представители международных организаций в Республике Беларусь.

Решения республиканского собрания принимаются открытым голосованием простым большинством голосов его участников и оформляются резолюцией собрания, которая в трехдневный срок направляется Президенту. Глава государства рассматривает резолюцию и по вопросам, входящим непосредственно в его компетенцию, принимает решение. По вопросам, относящимся к компетенции соответствующих государственных органов, Администрация Президента Республики Беларусь направляет в эти органы резолюцию республиканского собрания для рассмотрения и принятия по ней решения. Решение по резолюции республиканского собрания должно быть принято в трехмесячный срок со дня ее поступления в Администрацию Президента.

Подробнее о том, как проходило Всебелорусское народное собрание читайте здесь.

Всебелорусское народное собрание созывается Президентом и проводится с 1996 года один раз в пять лет. На сегодняшний день состоялось 6 Всебелорусских народных собраний. Последнее Всебелорусское народное собрание состоялось 11-12 февраля 2021 года.

Всебелорусское народное собрание - особая форма народовластия, ставший уже традиционным демократический институт, который позволяет гражданам Беларуси более широко реализовывать право участия в делах государства.


Во всенародном форуме принимают участие делегаты из каждого региона страны: представители всех ветвей власти, всех сфер производства и бизнеса, науки и образования, здравоохранения и культуры, студенческая молодежь и ветераны. Кроме того, к участию в работе Всебелорусского народного собрания приглашаются представители дипломатического корпуса, белорусских диаспор, международных организаций и зарубежные гости.

На Всебелорусском народном собрании подводятся итоги социально-экономического развития государства за прошедшие пять лет и рассматриваются основные положения новой программы социально-экономического развития Беларуси на очередной период.

Материалы Портала могут использоваться в средствах массовой информации, распространяться в сети Интернет без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации. Единственным условием является ссылка на первоисточник. Никакого предварительного согласия на использование материалов Портала со стороны пресс-службы Президента Республики Беларусь не требуется.

Отсутствует соединение.
Проверьте, пожалуйста, соединение. Если соединение к сети отсутствует, вы все равно можете перейти на страницы: Главная, Президент, Государство и Президент молодежи.

К сожалению, ваш браузер не поддерживается.
Если информация отображена некорректно, попробуйте скачать новую версию или запустите другой браузер.

Читайте также: