Россия 2025 от кадров к талантам доклад
Обновлено: 21.07.2024
Чтобы конкурировать в новой экономике знаний, Россия должна резко увеличить долю высококвалифицированных людей на рынке труда.
К 2025 году в России может возникнуть огромный — более 10 миллионов человек — дефицит высококвалифицированных кадров, которые не просто получили в вузе диплом о высшем образовании, а обладают реальными знаниями и компетенциями, умением их правильно применять, заниматься аналитической, творческой работой, способных к автономному принятию решений. Речь об управленцах, врачах, инженерах, аналитиках и т.п.
От правил — к самостоятельным решениям
Причина не в массовой утечке мозгов, как было в 90-е. Дело в разрыве между навыками, которые люди получают в вузах, и реальными потребностями экономики. Согласно исследованию, 80% трудоспособного населения не подготовлено для работы на современных рынках. В этом есть вина и системы образования, и принципов оплаты труда, и личностных качеств.
Авторы исследования утверждают, что:
Два сценария развития рынка труда в России
Этот сценарий сможет способствовать ежегодному росту ВВП страны на уровне среднемировых (3–3,5% в год).
Риск этого сценария в том, что частный бизнес будет серьезно опережать по развитию госструктуры и коммерсанты переманят к себе самых талантливых кандидатов.
Риски этого сценария: рост безработицы, так как сценарий предполагает массовое высвобождение персонала, работающего по устаревшим правилам. Это касается и государственных организаций, и частных компаний.
Исследователи выделили восемь главных шагов развития человеческого капитала в России. Среди них:
Об исследовании
BCG — международная компания, специализирующаяся на управленческом консалтинге, ведущий консультант по вопросам стратегии бизнеса. Создана в 1963 году, имеет глобальную сеть из более чем 90 офисов в 50 странах.
Анастасия Степанова, Виктор Дятликович
Еще-бы кто объяснил куда девать миллиарды идиотов..
А если серьёзно:
Исследователи выделили восемь главных шагов развития человеческого капитала в России. Среди них:
Для экономики знаний России придется переучиваться
Стране рекомендовано реформировать образование и управление госкомпаниями
27.10.2017 (обновлено в 00:00)
Олег Сапожков
Россию ждет дефицит специалистов, способных выполнять аналитическую, творческую работу, импровизировать, самостоятельно принимать решения. К 2025 году нехватка таких кадров может достигнуть 10 миллионов человек. При этом столько же, 10 миллионов работников, могут стать невостребованными на новом рынке труда.
Этот разрыв на рынке труда может возникнуть по нескольким причинам. В том числе из-за того, что система образования готовит преимущественно работников, способных выполнять типовые задачи, а не подходить к делу творчески и самостоятельно принимать решения, говорится в исследовании. Кроме того, в стране не создана среда для развития и самореализации человека.
Кроме того, подорван престиж профессий, требующих длительного сложного обучения и высокой квалификации, — таких как врач, педагог, научный работник. Сыграла в этом роль и существующая система оплаты труда, когда практически любая работа оплачивается примерно одинаково. Например, в России разница в оплате труда водителя и врача — всего 20 процентов, в то время как в Германии — 174 процента, в США — 261 процент, в Бразилии — 172 процента.
Для того, чтобы не допустить таких сценариев развития, государство должно сделать несколько шагов. В частности — в стране должен появиться системный подход к развитию человеческого капитала, системы переквалификации и переобучения. Должен состояться переход в логику управления талантами, а не кадрами, считает Бутенко.
РФ к 2025 году понадобится около 10 млн кадров творческих профессий
27 октября 2017, 09:08
К 2025 году России может понадобиться большое количество высококвалифицированных аналитиков и людей творческих профессий.
Согласно данным авторов исследования, большую роль играет низкая мотивация, поскольку оплата труда не зависит от квалификации в должной мере. Так, разрыв между заработком водителя второй категории и квалифицированного медицинского работника составляет только 17%
Исследование: РФ нужно изменить рынок труда, чтобы избежать ухудшений в экономике
Как отмечает партнер-эксперт, руководитель практики по работе с государственным сектором в России The Boston Consulting Group Константин Полунин, в условиях, когда 98% населения страны отдают приоритет безопасности и стабильности, но не возможностям роста и развития на работе, трудно ожидать, что люди активно будут развивать свои компетенции. Престиж профессий, требующих длительного сложного обучения и высокой квалификации, — врач, педагог, научный работник — подорван в немалой степени и существующей системой оплаты труда: любая работа оплачивается примерно одинаково. Разница в оплате труда водителя и врача в России составляет всего лишь 20% (для сравнения: в Германии — 174%, в США — 261%, в Бразилии — 172%).
BCG — международная компания, специализирующаяся на управленческом консалтинге, ведущий консультант по вопросам стратегии бизнеса. Созданная в 1963 году компания BCG имеет глобальную сеть из более 90 офисов в 50 странах.
Задача и методы исследования
Задача исследования — оценить проблемы рынка труда, препятствующие росту конкурентоспособности российской экономики.
Методы исследования
- онлайн-опрос среди российских работодателей. Опрошено 280 работающих в России компаний.
- экспертные интервью с представителями высшего руководства крупнейших российских компаний с численностью более 3,5 млн человек. Участвовало более чем 90 компаний из 22 отраслей.
Период проведения опроса — февраль—май 2017 года.
Методика исследования
Комментарий. В интернете подробного описания методики Йенса Расмуссена найти не удалось.
Исходные данные
Исходные данные в краткой информации, представленной в материале ТАСС крайне мало. В исследовании, вероятно, каждый из тезисов, подкрепляется полученными данными, но в статьях они представлены отрывочными сведениями.
Соотношение работников различных категорий на рынке труда в странах с разными типами экономики (% от общего числа занятых)
Комментарий: Но ведь даже в самых развитых экономиках есть значительное число профессий, которые не требуют творчества и импровизации. Если следовать этой логике, даже в Германии к работе на современных рынках не готовы 70% работников.
Основные причины
- Принципы оплаты труда
- оплата труда в России не стимулирует к профессиям с высокой квалификацией, как следствие, нет достаточно высокого спроса на знания, а престиж профессий, требующих сложного обучения низкий;
в России разница в оплате труда водителя и врача — всего 20 процентов, в то время как в Германии — 174 процента, в США — 261 процент, в Бразилии — 172 процента.
Комментарий: Во времена СССР даже рабочие были заинтересованы в росте квалификации. Разница в зарплате между 3 и 6 разрядом, составляла 100 — 150% (в два — три раза). Естественно, связано это было с более высокой оплатой за выполнение более сложных работ. При этом зарплаты высококвалифицированных рабочих были вполне сопоставимы с зарплатами кандидатов наук.
Проблемы предприятий
В статьях приводится только один вопрос, позволяющий оценить проблемы для предприятий, связанные с образованием.
Барьеры для развития компаний
В результате 91% работодателей отмечает нехватку практических знаний у выпускников.
Комментарий: Главное не в этом. Сейчас на предприятиях реального сектора остро стоит вопрос отсутствия высококвалифицированных инженеров-конструкторов, технологов, других специалистов, связанных с разработкой новой продукции и производственных технологий.
Сценарии развития рынка труда в России
В исследовании предлагается два сценария:
Результат. Ежегодный рост ВВП России на уровне среднемировых (3–3,5% в год).
Риски. Частный бизнес будет серьезно опережать по развитию госструктуры и коммерсанты переманят к себе самых талантливых кандидатов.
Дисбаланс на рынке труда при сценарии опережающей модернизации
Результат. Дополнительный рост ВВП 1,5% в год по сравнению с базовым.
Риски: рост безработицы, так как сценарий предполагает массового высвобождения персонала, работающего по устаревшим правилам. Это касается и государственных организаций и частных компаний.
Выводы
Единственная возможность для страны сохранить конкуренцию в глобальной экономике — осуществить сценарий опережающей модернизации —качественное изменение рынка труда и увеличение доли высококвалифицированных профессионалов.
Восемь главных шагов развития человеческого капитала в России
Использованы материалы с сайтов:
К 2025 году в России может возникнуть огромный — более 10 млн человек — дефицит высококвалифицированных кадров, которые не просто получили в вузе диплом о высшем образовании, а обладают реальными знаниями и компетенциями, умением их правильно применять, заниматься аналитической, творческой работой, способных к автономному принятию решений. Речь об управленцах, врачах, инженерах, аналитиках и т.п.
Согласно результатам исследования российского рынка труда и человеческого капитала "Россия 2025: от кадров к талантам", единственная возможность для страны сохранить конкуренцию в глобальной экономике — осуществить сценарий опережающей модернизации — качественное изменение рынка труда и увеличение доли высококвалифицированных профессионалов. Как это сделать — в материале ТАСС на основе данных исследования.
От правил — к самостоятельным решениям
В основу исследования была положена система датского ученого Йенса Расмуссена — распределение всех работников по трем категориям: "Правило", "Умение" и "Знание".
К категории "Правило" в данной системе относятся люди, занятые физическим трудом и большую часть рабочего времени повторяющие типовые задачи.
К категории "Умение" — люди, занятые технической рутинной работой, принимающие решения в рамках правил (от прораба до администратора гостиницы, а также большинство экономистов и юристов, которых так любят готовить российские вузы).
И наконец, категория "Знание" — это люди, большая часть работы которых состоит из аналитических, творческих задач, импровизации и предполагает автономность принятия решений.
Сегодня в России только 17% работающего населения относится к категории "Знание". По этому показателю наша страна находится на переходном этапе между экономикой ресурсов и экономикой знаний, к которой принадлежат страны-лидеры, такие как Япония, США, Германия, Сингапур. Для них характерны высокий уровень дохода, развитая цифровая экономика, высокий индекс человеческого развития, а доля человеческих ресурсов категории "Знание" (это один из ключевых показателей конкурентоспособности страны) превышает 25%.
Доклад Boston Consulting Group (BCG) про развитие человеческого капитала, как одного из ключевых элементов конкурентоспособности страны.
Recommended
Recommended
More Related Content
You Might Also Like
Related Books
Free with a 30 day trial from Scribd
Hunt, Gather, Parent: What Ancient Cultures Can Teach Us About the Lost Art of Raising Happy, Helpful Little Humans Michaeleen Doucleff
An Anatomy of Pain: How the Body and the Mind Experience and Endure Physical Suffering Abdul-Ghaaliq Lalkhen
To Raise a Boy: Classrooms, Locker Rooms, Bedrooms, and the Hidden Struggles of American Boyhood Emma Brown
The 4 Season Solution: A Groundbreaking Plan to Fight Burnout and Tap into Optimal Health Dallas Hartwig
The Rabbit Effect: Live Longer, Happier, and Healthier with the Groundbreaking Science of Kindness Kelli Harding
Related Audiobooks
Free with a 30 day trial from Scribd
Sacred Codes in Times of Crisis: A Channeled Text for Living the Gift of Conscious Co-Creation Naomi Fay
Self-Help for the Helpless: A Beginner's Guide to Personal Development, Understanding Self-care, and Becoming Your Authentic Self Shelley Wilson
A Body to Love: Cultivate Community, Body Positivity, and Self-Love in the Age of Social Media Angelina Caruso
КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В МОДЕЛИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛА 2025
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В педагогическом образовательном пространстве приобретает особую актуальность обновление содержания и технологий при освоении студентами универсальных компетенций в новых образовательных программах ФГОС ВО 3++ [3].
Особый научный интерес представляют экспертные доклады в области оценки будущих профессионалов.
В Целевой модели компетенций 2025 выделяют три группы навыков: когнитивные, цифровые и социально-поведенческие: когнитивные, цифровые и социально-поведенческие.
Когнитивные навыки отвечают за восприятие информации (способность к саморазвитию: самосознание, обучаемость и любознательность), а также навыки, отвечающие за организацию коллективной работы (умение мотивировать, способность формировать команды, делегировать задачи в группе и определять ведущие задачи). Помимо вышеперечисленных очень важными являются следующие когнитивные навыки: умение работать в условиях неопределенности, способность решать задачи с помощью креативного подхода, критически мыслить и брать на себя ответственность.
Вторая группа навыков - цифровые. К данной группе относятся навыки, отвечающие за умение использовать цифровые средства и технологии для решения задач: умение программировать, разрабатывать приложения, обрабатывать и анализировать данные.
Третья группа навыков - социально-поведенческие. Совокупность навыков данной группы обеспечивает коммуникативную компетентность. На наш взгляд, компетентность можно характеризировать, как способность использовать свои знания и умения на практике, эффективно и результативно работать.
К первой подгруппе социально-поведенческих навыков относятся навыки, отвечающие за коммуникацию в целом: презентационные, письменные, переговорные.
Ко второй подгруппе относятся навыки, отвечающие за межличностную коммуникацию: умение работать в команде, этичность, эмпатия, умение управлять стрессом и адекватно воспринимать критику.
К третьей подгруппе относятся навыки, отвечающие за межкультурное взаимодействие: осознанность, социальная ответственность, владение иностранными языками, знание иностранных культур.
По результатам опроса работодателей о значимости тех или иных компетенций востребованными являются следующие универсальные компетенции [1]: коммуникация, адаптивность, организованность.
Читайте также: