Молодежь как группа социального риска доклад
Обновлено: 08.07.2024
Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:
Введение
Молодежь — это особая социальная и возрастная группа, которая отличается возрастными ограничениями и статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторые исследователи понимают молодежь как группу молодых людей, которым общество предоставляет возможности для социального развития, давая им преимущества, но ограничивая возможности для активного участия в определенных сферах жизни общества. В большинстве случаев молодые люди обладают тем уровнем мобильности, умственной активности и здоровья, который отличает их от других групп населения.
В первые годы жизни молодые люди уже считались людьми в возрасте 10-12 лет; из-за демографической нестабильности мальчики и девочки в этом возрасте были приравнены к взрослым.
Характеристики современной молодежи
В условиях проводимых обществом преобразований ставятся качественно новые, более сложные задачи теоретической рефлексии, дальнейшего практического развития и конкретизации важнейших аспектов деятельности по формированию высокой гражданской позиции, патриотизма, чувства ответственности за судьбу Отечества, готовности защищать его. Понимание и решение этой проблемы не может рассматриваться без тесной связи с процессами и явлениями, происходящими в нашем обществе, без учета совокупности факторов — социально-экономических, политических, духовных, моральных и других, — которые влияют на современную молодежь.
В условиях общего достаточно неблагоприятного макроэкологического воздействия снизилась репутация нравственности, усилились неровные ориентации, интересы чисто личностного, прагматичного планирования в молодежной среде. Такие традиционные морально-психологические черты, как романтизм, самоотверженность, мотивация, честность, порядочность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала, позитивная реализация не только личных, но и социально значимых интересов и целей и другие, были уничтожены и утрачены значительной частью молодежи.
Интеллектуальные и образовательные ценности молодых людей следует рассматривать с точки зрения их интеллектуального и творческого потенциала, который, к сожалению, значительно сократился в последние годы. Это связано с ухудшением физического и психического состояния молодого поколения. Новые условия привели также к появлению новых проблем, которые стали неотъемлемой частью социокультурных ценностей современной молодежи.
Ценность культурного пространства российской молодежи характеризуется следующими особенностями:
Социализация молодежи в современном обществе
Социализация молодых людей является объективным процессом их вступления в социальную сферу. Существует институциональное, целенаправленное воздействие на молодежь в виде воспитания подрастающего поколения. Этот процесс осуществляется через систему различных социальных институтов, таких как государство, семья, школа, армия и ряд других.
На институциональном уровне социализацию личности в первую очередь осуществляет государство, к которому учреждения и организации призывают обеспечить поколениям молодежи базовое гражданское образование, поскольку цель заключается в формировании соответствующего типа гражданина, требуемого государством.
В современной России одним из основных элементов системы социализации является семья. Его роль особенно важна сегодня, поскольку другие институты социализации не всегда выполняют свои функции. В то же время семья сталкивается с трудностями при выполнении этой задачи. Одним из них является увеличение занятости родителей в сфере экономической и материальной поддержки потребностей членов семьи. Старшее поколение (бабушки и дедушки) не всегда в состоянии в полной мере выполнять функции социализации и передавать накопленный жизненный опыт, культурные традиции и поведенческие модели молодежи, поскольку сильно изменившаяся социальная среда уже не гарантирует жизнестойкости молодого поколения на основе социокультурного опыта прошедшей эпохи. Молодым людям приходится накапливать собственный жизненный опыт в новой среде, и зачастую они более адаптивны, чем старшие поколения.
Семья закладывает основу знаний о национальной культуре: национальном языке, фольклоре и других проявлениях народного искусства. Поэтому при воспитании семьи больше внимания следует уделять участию молодежи в народных гуляниях и национальных обрядах. Как правило, народные традиции в семье передаются из поколения в поколение, при этом младшие члены семьи принимают участие в проведении различных праздников и обрядов, в которых младшие члены осваивают ритуальные и символические действия, а старшие члены учат их содержанию и смыслу этих действий. Таким образом, укрепляются семейные связи.
В целом процесс социализации личности в семье направлен на формирование национального самосознания молодого человека как гражданина России, а также системы ценностей, нравственно-правовых норм, идеологических ориентаций, соответствующих гражданских характеристик и социально-психологических установок, учитывающих специфику этнической общности.
Система образования занимает особое место в социализации личности, так как функционирует как социальное учреждение, обеспечивающее развитие целостной личности. Практически весь период созревания молодого человека до вступления в самостоятельную профессиональную жизнь проходит в учебных заведениях различного профиля.
Социально-культурное развитие молодых студентов в системе образования включает в себя как федеральный, так и региональный компоненты.
Региональный компонент развития социокультурной личности базируется на ценностях региональной культуры, которые являются содержанием социализации молодежи в регионе. Типологические исследования содержания образования в разных странах позволили исследователям выявить в обобщенном виде неизменные элементы содержания национально-ориентированного регионального компонента образования. К ним относятся: народные спортивные игры, танцы, песни, игра на народных инструментах, изучение традиций народного творчества, национального строя семьи и национальных традиций воспитания, систематическое изучение родной и народной этики народа, истории народа. Поэтому можно предположить, что важнейшим социальным институтом социализации молодежи в системном развитии региональной составляющей культуры является общее образование.
Глядя на образовательный процесс молодых людей в сферах их социальной активности, одной из важнейших сфер социализации молодежи является развитие гражданского духа и патриотизма в молодом поколении.
Важно, чтобы созданные обществом условия для образования молодежи обеспечивали ее социализацию во всех сферах общественной жизни, развитие творческого потенциала, формирование навыков и соответствующее физическое развитие. В процессе личной социализации, на этапе подготовки к трудовой деятельности, которая происходит в основном в процессе воспитания и обучения, формируются профессионально значимые качества и социально-моральные установки и ценности молодого человека, социально-психологические характеристики его личности.
Основные ценности современной российской молодежи
Ценности — это культурные нормы, из которых люди определяют добродетель, добродетель и красоту, и которые в самом широком смысле являются уровнем жизни в обществе. Ценности — это то, к чему стоит стремиться.
Ценностные ориентации молодежи основаны на двух направлениях. Первое направление — это направление духовности, характеризующееся преобладанием нравственных установок, гуманизма, человеческой любви. Второе направление — это направление, распространившееся в последнее десятилетие и направленное на индивидуализм, примат материала над духовным.
Я считаю, что самыми важными жизненными ценностями молодых людей являются семья, друзья и здоровье, за которыми следуют интересная работа, деньги и справедливость (ценность последней в настоящее время растет). Семь самых важных жизненных ценностей — это религиозная вера. Следует отметить, что за последние 30-40 лет ценностные ориентиры молодых людей значительно изменились; это особенно верно в отношении важности работы. В советское время, в 1960-е и первую половину 1970-х годов, ценность интересной работы среди молодежи была на первом месте, сейчас она четвертая. Это, в частности, связано с тем, что в ходе реформ была упразднена идеология особой социальной значимости труда, трудового воспитания. В средствах массовой информации исчез образ честного работника, прогрессивного работника производства.
Следует также отметить, что молодых людей все больше беспокоит качество и уровень образования, кризис в семье, снижение рождаемости.
Неблагоприятным фактором в современной структуре ценностей молодежи является отсутствие четкой связи между работой и деньгами. Если в советское время это звено было ослаблено, то сегодня оно полностью отсутствует. Это связано с тем, что одни люди зарабатывают много денег за счет приключений и манипуляций, в то время как другие, которые буквально тяжело работают (иногда на нескольких работах), получают недостаточную зарплату. Подростки и молодежь держат это очень хорошо.
Практические задачи
Объяснить, почему молодые люди быстрее приспосабливаются к изменениям в социальной жизни.
Без каких-либо стереотипов жизненный опыт легче приспосабливается к изменениям в социальной жизни молодых людей, они быстрее осваивают знания и инновации.
Для пожилых людей это сложнее, потому что у них уже сформирована собственная рейтинговая шкала и система рейтингов, и ломать ее очень неудобно.
Должны ли существовать привилегии для молодежи как социальной группы? Если да, то какие?
Конечно, молодежь — это будущее страны. Любая нормальная страна дает молодым людям возможность получить достойное образование, найти работу и повысить свою квалификацию. Предоставьте студентам возможность бесплатного проезда как на городском и междугородном транспорте, так и в других местах. Ведь у каждой возрастной группы есть свои особенности — сильные и слабые стороны.
Как, по-вашему, должна выглядеть социальная политика государства в отношении молодежи?
На протяжении последних двух десятилетий в нашей стране постоянно происходят социальные катастрофы. В этих условиях выросло целое поколение, не зная, что такое стабильность, уверенность в завтрашнем дне и социальное обеспечение.
Я считаю, что молодежная политика должна разрабатываться молодыми людьми. Они знают проблемы молодежи не из первых рук, а изнутри.
Молодежная политика также должна быть позитивной и направленной на достижение успеха в будущем.
Она должна быть уместной, понятной для целевой аудитории, доступной и широко поддерживаемой наиболее популярными каналами (например, Интернет-пространством).
Молодежная политика должна иметь наглядность, визуальный диапазон — фильмы, все средства современной рекламы, средства массовой информации.
Важно всегда помнить, что государство, которое не заботится о проблемах молодежи, рискует остаться без будущего.
Заключение
События последних двадцати лет в России заставили большинство молодых людей открыть для себя более или менее ясную картину мира, систему ценностей, норм и установок, очевидные противоречия в сознании. Поэтому необходимо создать систему образования и социализации молодежи.
Список литературы
- Волосков И.В. Особенности социализации студенческой молодежи // Социологические исследования. — 2004. -№ 6.
- Словарь Гулины М.А. и справочник по социальной работе. — Санкт-Петербург. Санкт-Петербург: Питер, 2002 .
- Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве, проблемы и перспективы. М., 2003.
- Е.Н. Заборова, В.Ф. Кузнецова. Социология. Учебное пособие для студентов факультета дистанционного образования Екатеринбург 2003.
Образовательный сайт для студентов и школьников
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Социокультурная ситуация развития молодежи в условиях современного общества. Повседневная жизнь людей нередко подвергается риску. Особенно это касается молодежи. Она является одной из основных категорий населения, в наибольшей мере подверженных воздействию рискогенных факторов. Ведь ей присуще стремление к новому, неизведанному, а риск дает шанс добиться успеха. Молодые люди меньше рефлексируют по поводу возможных последствий риска, но и часто проигрывают. Полагаясь на случай, молодые рискуют оказаться без желаемого образования, не найти работы, не создать семьи, не выдержать конкуренции в бизнесе и остаться не у дел. Какие же социокультурные факторы и условия социальной жизнедеятельности современной молодежи позволяют нам утверждать, что данная социальная группа находится в зоне повышенного риска.
Молодежь – это не просто возрастная группа, это специфическое социально-демографическое образование, которое характеризуется присущими психолого-физиологическими особенностями, осуществлением преимущественно деятельности, которая связана с подготовкой и включением в общественную жизнь.
Группообразующим критерием выступают возрастные границы. К молодым людям можно отнести людей в возрасте от 16 до 29 лет. Но среди исследователей нет единства (некоторые включают в данную группу старших подростков, расширяя нижний возрастной предел до 13–14 лет).
Основная масса молодежи не имеет своего социального статуса, занимая в социальной структуре место в соответствии с социальным положением родителей или будущим собственным статусом, связанным с получением профессии. В то же время, если статус взрослого человека всецело определяется его профессиональной востребованностью, объемом накопленного социального капитала, молодой человек включен в структуру неформальных отношений (молодежные движения, субъкультурные и иные организации – политические, религиозные, идеологические объединения и пр.), и этот неформальный статус имеет для него существенное значение. Кроме того, молодежь, в силу того, что она во всех смыслах (социальном, психологическом, мировоззренческом) находится в процессе становления, она в большей степени, чем другие возрастные группы, подвержена различным социальным, политическим, культурным, идейным влияниям. Это способствует высокой подвижности ее ценностных ориентаций, а также делает более непредсказуемым и плохо прогнозируемым ее социальное поведение. Все эти специфические особенности молодежи в значительной степени определяют сложную возрастную социокультурную ситуацию развития и высокую степень вероятности попадания молодых людей в группу риска. Рассмотрим конкретно, с какими факторами риска приходится сталкиваться молодым людям.
Рассуждая о вопросах, связанных с современными молодыми людьми, необходимо исходить из противоречий, которые обусловливают проблемы дальнейшего развития подрастающего поколения:
1) между установкой на личное благополучие и неосознанностью ценности собственной жизни, что приводит к неоправданному риску;
2) между достаточно четко осознанными желаниями и стремлениями и недостаточно развитой волей и силой характера, необходимыми для их достижения;
3) между осознанием собственных идеалов и жизненных планов и их социальной абстрактностью;
4) между развитым эгоцентризмом, с одной стороны, и повышенным конформизмом к группе сверстников – с другой;
5) между стремлением самим сделать свой выбор и отсутствием желания нести ответственность за его последствия.
Противоречия, выделенные выше, говорят о специфическом характере социокультурной самореализации молодежи.
Социальные риски в жизни современной молодежи. Проблемы, с которыми сталкивается молодежь России, чаще всего связаны с объективными процессами, протекающими в мире: урбанизация, повышение удельного веса в обществе пенсионеров, лиц преклонного возраста, сокращение рождаемости и т. д.
Некоторые специалисты по проблемам молодежи считают, что каждый молодой человек потенциально находится под риском. Эта позиция определяется представлением о том, что взросление означает и неизбежную борьбу за то, чтобы быть собой, отличаться от других, а, следовательно, уже в самом процессе возрастного развития заложены противоречия, неизбежно сопровождающиеся различными рисками. Ряд исследователей утверждают, что ситуация риска определяется отсутствием морального воспитания, что типично в последние десятилетия для российского общества, и результатом становится то, что многие молодые люди рискуют угодить в ловушки современного общества. Молодежный возраст представляет период становления личности. Незавершенность этого процесса определяет подверженность молодежи разнообразным влияниям, а отсутствие жизненного опыта мешает выработать правильное отношение к тем или иным людям или событиям. Поэтому молодая личность нуждается в целенаправленном, ценностноориентированном воспитании. Если же общество устраняется от реализации воспитательных функций, процесс приобретает стихийный характер, а, следовательно, степень риска возрастает.
Довольно много есть сторонников того, что молодежь в группе риска – это попросту те молодые люди, которые пробуют наркотики и алкоголь (слишком узкий подход – чуть позже). Но есть и другие, которые убеждены, что застойная безработица и бедность, которая переходит из поколения в поколение – вот то, что реально угрожает молодежи.
Социетальная трансформация. Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в будущее. В условиях социетальной трансформации, молодежь оказалась одной из наиболее социально незащищенных групп и испытывает на себе как позитивные, так и негативные эффекты перемен. В нынешней сложной социально-экономической ситуации молодежь оказывается без надежных социальных ориентиров. Жизненные ориентиры стали определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами. Прорыв к желаемым статусным позициям в условиях стремительно изменяющейся социальной реальности неизбежно становится для молодежи делом рискованным. Таким образом, риск может рассматриваться в качестве одного из сущностных свойств молодежи.
Социальная нестабильность и неопределенность. Жизнедеятельность молодежи осуществляется в социальных условиях, которые также таят в себе различные угрозы и риск. Снижается возможность прогнозирования не только отдаленного, но и ближайшего будущего, что привносит неопределенность и нестабильность в жизнедеятельность вступающих в общественные отношения молодых людей. В социокультурно стабильном обществе между поколениями не наблюдается резкой разницы. Эта плавность межгенерационного перехода говорит об эффективности механизмов социализации. Облик общества, хотя и неизбежно меняется, но при этом сохраняет достаточный уровень преемственности. В ситуации социальной нестабильности и повышенной рискогенности нормы и ценности, которыми руководствовались отцы, подвергаются резкому отрицанию, естественное межгенерационное взаимодействие нарушается, возникает конфликт ценностей, молодежь оказывается дезориентированной.
Влияние групп сверстников. В социальных науках развитие молодежи предстает как направленное изменение ее социальных качеств в процессе воспроизводства социальной структуры, т. е. как определенная направленность ее мобильности. В обыденном сознании молодого человека это выражается в стремлении достигнуть статуса представителей референтных для него групп. В этот возрастной период мнение сверстников, место в формирующейся групповой иерархии превращается в сверхценность. Собственная роль в группе абсолютизируется и воспринимается как универсальная жизненная роль. Поэтому часто люди, оказавшиеся в юности аутсайдерами, сохраняют эту установку и впоследствии. Достижение желаемого статуса в группе приносит удовлетворение и является стимулом для дальнейшего статусного продвижения, а нереализованность планов приводит к разочарованию и поиску других путей жизненного самоопределения. Недостижимость желаемой идентичности вызывает у индивида глубинный разрыв с обществом и с самим собой. Это так называемый кризисный тип социализации, для которого характерно несовпадение выполняемых индивидом функций и ролей, рост девиаций и т. д.
Ограничение вертикальной мобильности. Но даже в условиях нормальной социализации социальное и личностное самоопределение сопряжены с риском. Прежде всего, это определяется ограниченными возможностями, предоставляемыми обществом для вертикальной мобильности молодых людей. Осознание ограничений стимулирует молодых людей к решительным и рисковым действиям, исход которых в условиях нестабильности слабо прогнозируем. Успех способствует социальному самоопределению молодого человека. Однако, не сумев реализовать себя в обществе, молодежь становится перед альтернативой: оказаться на обочине жизни или пойти по пути нарушения правовых и нравственных норм. Усиливается состояние неопределенности. Тогда риск появляется вновь, но уже при попытке преодолеть неопределенность, и выражается в неблагоприятных последствиях в случае неуспеха, вероятность которых весьма велика. Возрастание степени риска для многих молодых людей оборачивается угрозами для карьеры, семьи, стабильной жизни.
Социально-экономический кризис в России ухудшил социальное положение молодежи и поставил в конфликтные противоречия с обществом. Это предопределило для многих молодых людей появление риска нереализованных возможностей и социального исключения (эксклюзии). Он непосредственно связан с фундаментальным свойством общества риска каковым, несомненно, можно считать современное российское общество, – неопределенностью и непредсказуемостью жизненного пути, самоопределения и самореализации в большей или меньшей степени всех молодых людей, что не может не влиять на характер социального развития молодежи как группы.
Ориентация на удовольствия и развлечения. Как отмечают многие исследователи, у современной молодежи преобладает потребительский тип социального функционирования. Под влиянием СМИ оценки и предпочтения у них все больше ориентируется на досуг. Стремление к достижению успехов в учебной и производственной деятельности у современных молодых людей чаще замещаются другими потребностями и интересами – модная одежда, музыка, видео, спиртные напитки, информация и т. д.
Данная ситуация выражена в стремлении к получению максимального удовольствия от жизни. Несмотря на то, что за последнее время уверенность в завтрашнем дне, амбиции и предприимчивость молодежи в целом выросли, она воспринимает нынешнее российское общество как социальную пирамиду, которая занимает в основном три нижние ступени из десяти. По данным института социологии молодежи, 60,1 % молодых россиян испытывает социальную незащищенность.
Данный факт может привести к возникновению аддиктивного поведения, что связано с желанием человека уйти из реальной жизни через изменение состояния своего сознания, чаще всего посредством различного рода психоактивных веществ.
Отдельную социальную группу, относящуюся к рассматриваемой нами категории групп риска, составляют подростки и молодые люди. Отчасти, на предыдущих занятиях мы уже затрагивали вопросы, связанные с детьми группы риска. Сегодня поговорим подробнее.
Категория детей, подростков и молодежи "группы риска" является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления. Если исходить из понимания риска как большой вероятности чего-либо трудно прогнозируемого, но, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти, можно сделать вывод, что дети "группы риска" - это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов.
В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций детей "группы риска". В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.
Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ специально выделяет особую категорию детей, нуждающихся в усиленной защите со стороны государственных органов, - детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. К ним относятся:
1) дети, оставшиеся без попечения родителей;
3) дети, имеющие недостатки в психическом или физическом развитии;
4) дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и технологических катастроф, стихийных бедствий;
5) дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
6) дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
7) дети-жертвы насилия;
8) дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
9) дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
10) дети, проживающие в малоимущих семьях;
11) дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут их преодолеть сами или с помощью семьи;
12) дети с отклонениями в поведении. Таким образом, к группам риска относятся не только несовершеннолетние правонарушители и беспризорники, наркоманы и алкоголики, как традиционно принято считать.
При работе с детьми вообще, а, особенно, с теми, которые вызывают повышенную озабоченность специалистов, необходимо в первую очередь знать и понимать, какие факторы социальной среды относятся к рискогенным. Существуют различные подходы к их классификации, хотя различия между ними принципиального значения не имеют. Рассмотрим.
Среди факторов социального риска, выделяются следующие, имеющие наибольшее значение в плане воспитания детей и подростков и молодежи:
1) Социально-экономические факторы;
2) Медико-социальные факторы;
4) Социально-психологические факторы.
Социально-экономические факторы имеют как общесоциальный, так и микросоциальный характер. В первом случае речь идет о таких явлениях нашего общества, как: низкий уровень материального благосостояния людей, безработица, политическая нестабильность, социальная напряженность, неопределенность ценностной системы. Эти факторы, негативно сказываясь на социальном самочувствии населения в целом, естественно затрагивают и рассматриваемые нами группы. Микросоциальные факторы социально-экономического характера связаны, главным образом с уровнем дохода, экономической стабильностью семьи, в которой живет ребенок. Специфическими рискогенными факторами являются семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, к которым относятся неполные, малообеспеченные, многодетные семьи, семьи мигрантов, семьи с престарелыми родителями, с безработными родителями. Специалисты единодушно утверждают, материальная нехватка, низкий уровень дохода повышает вероятность попадания ребенка в группу риска. В условиях бедного, а порой нищенского существования подростки и молодые люди оправдывают любой способ получения средств, в том числе и криминальный
Риску также подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические и психические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т.п. Дети инвалиды, а также дети с физическими и психическими недостатками относятся к группе социально незащищенных, а потому автоматически включаются в группу риска.
Педагогически запущенные дети, в основном психологически и физически здоровы, но стали трудными из-за неправильного воспитания или отсутствия его на протяжении длительного времени. Об этих группах детей мы поговорим отдельно.
Социально-демографические факторы обусловлены, в первую очередь неблагополучием в семьях. Пожалуй, именно "неблагополучная семейная демография" является мощнейшим рискогенным фактором, определяющим попадание ребенка в зону риска. Эта проблема настолько глубока и многообразна, что требует самостоятельного анализа. Этим мы также займемся на отдельном занятии. Сейчас лишь укажу в общих чертах на основные рискогенные факторы в неблагополучных семьях.
1. воспитание детей в условиях неполной семьи;
2. наличие в семье судимых родственников;
3. злоупотребление спиртными напитками взрослыми членами семьи;
4. неблагополучная эмоционально-психологическая обстановка (скандалы, драки, сексуальная распущенность, свидетелями и участниками которых становятся подростки);
5. тяжелое материальное положение;
социальный риск аномия общество
6. плохие жилищно-бытовые условия (отсутствие отдельной комнаты у ребенка, недостаток одежды, продуктов питания);
7. низкая правовая культура и правовой нигилизм родителей;
8. воспитание детей в условиях эмоциональной депривации.
Именно крайне неблагополучная атмосфера во многих семьях, девиантное поведение одного или обоих родителей способствует включению подростка в группу риска.
К социально-демографическим факторам следует также отнести и вооруженные конфликты, жертвами которых с неизбежностью становятся дети; отказ родителей, потеря их в силу каких-то объективных причин или насильственное лишение родительских прав, превращающая ребенка в сироту; вынужденное переселение, эмиграция семьи, связанная с понижением социального статуса и экономического положения; наконец, различные катастрофы (экологические либо технологические), стихийные бедствия, т.е. объективные обстоятельства, негативно повлиявшие на жизнь семьи или конкретного ребенка. Все эти факторы вызывают нарушения социализационного процесса, могут повлечь физические и (или) психические нарушения, вызвать отклонения в поведении ребенка, сделать его социально уязвимым и, тем самым привести в группу риска.
Наконец, последняя из выделенных нами групп рискогенных факторов - социально-психологические. К ним, в первую очередь, относятся любые формы и виды насилия, которым подвергается ребенок. Это и насилие со стороны взрослых (родителей, родственников, просто знакомых (и незнакомых). Неблагополучные отношения в школе (с учителями, одноклассниками). Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками (например, ребенок систематически подвергается издевательствам, избиению или психологическому насилию). Вспомним фильм "Чучело". Последствия таких ситуаций могут быть самыми разнообразными и непредсказуемыми, но то, что можно утверждать с уверенностью, они вызовут различные отклонения и нарушения в эмоционально-волевой, нравственной, психической сферах личности, повлекут необратимые негативные изменения в личности в целом. Вероятность попадания таких детей в группу риска весьма высока.
Итак, рассмотрев основные факторы рисков, приходим к выводу. В современных социальных условиях вряд ли можно обнаружить подростков и молодых людей, которые совсем не были бы подвержены влиянию факторов риска в той или иной степени выраженности. Но все перечисленные факторы могут являться причиной нарушения в развитии ребенка и вовсе не определяют, чем он рискует в действительности. Не сама причина является риском, а то, что следует из этой причины. Понятно, что наибольшему риску могут подвергаться дети из неблагополучных семей. Но чтобы понять, относится ли ребенок к категории группы риска, необходимо учитывать комплекс факторов, их взаимодействие.
Анализ условий жизни таких молодых людей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание в условиях, где создается прямая угроза здоровью и жизни молодого человека.
С 1985 г. под эгидой ЮНЕСКО начинает функционировать Всемирный конгресс по вопросам молодежи. К исследованию и разрешению молодежных проблем в 90-е гг. подключаются Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). На протяжении последних трех десятилетий наблюдается нарастающая активизация государства в сфере молодежной политики. Инвестирование в социокультурный потенциал молодежи рассматривается не только как наращивание культурного и социально-экономического ресурса общества, но и как формирование достойного участника политического диалога, от которого в значительной степени зависят производство социальных отношений и изменение общества. Такое внимание государства к молодежи эксперты ООН, учитывая социальные исследования последних десятилетий, объясняют вступлением развитых стран в период социальных рисков.
В России наблюдается скорее обратная тенденция: при значительном омоложении субъектов социально-политических отношений молодежь как социальная группа остается на периферии социальной жизни.
Повседневная жизнь людей нередко подвергается риску. Особенно это касается молодежи. Ей присуще стремление к новому, неизведанному, а риск предоставляет шанс добиться успеха. Она меньше рефлексирует по поводу возможных последствий риска, но и часто проигрывает. Полагаясь на случай, молодые рискуют оказаться без желаемого образования, не найти работы, не создать семьи, не выдержать конкуренции в бизнесе и остаться не у дел. В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.
Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.
К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на "поточное" воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса - будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.
Молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой - обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами.
Изложенная позиция объясняет актуальность проблемы исследования социальной активности современной российской молодежи в условиях общества риска. Факт разработки в 1999 г. законопроекта о молодежи Комитетом по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы РФ свидетельствует о восприятии ее как социально незащищенного слоя, а не как субъекта, способного влиять на производство социальных отношений. Разработка долгосрочной и гибкой государственной молодежной политики предполагает осмысление имеющихся ресурсов молодежи, обоснование стратегии наращивания ее социокультурного потенциала и выбора механизма включения широких слоев молодежи в активное производство социальных отношений.
Сегодня происходит трансформация качеств молодежи в условиях современного изменяющегося общества, которое в последнее десятилетие характеризуется как общество риска. Исходя из этого необходимо осмысление стратегии молодежной политики, позволяющей реализовать инновационный потенциал молодежи. Этим кругом теоретических и практических проблем объясняется актуальность темы настоящей работы.
Целью исследования выступает выявление специфики социализации российской молодежи в условиях социальных рисков.
Достижение поставленной цели предполагает реализацию задач:
)выявить тенденцию развития процессов, определяющую условия становления современной российской молодежи;
) определить перспективы формирования ее субъектных качеств в условиях общества риска;
) обозначить деятельность властей по изменению ситуации
Объектом исследования являются современная молодежь как социально-демографическая группа.
Предметом исследования является положение молодежи в современной кризисной ситуации и социально-экономическая политика властей по развитию человеческого капитала, который является основным элементом общественного воспроизводства и решающим фактором экономического роста и обеспечения благосостояния населения.
В качестве методологической основы выступает подход к исследованию молодежи В. Чупрова и Ю. Зубок. Теоретическое основание исследования составили ключевые положения ряда социологических теорий. В частности интерпретация У.Беком современного общества как общества риска. Его идеи о росте отчуждения в современном обществе, об индивидуализации как процессе, сопряженном с утратой индивидом опоры и поддержки в социальных институтах; о нарастании рисков.
Эмпирической базой исследования послужили статистические материалы, фиксирующие объективное положение российской молодежи
.1 Молодежь как особая группа
Читайте также: