Философия модернизма и постмодернизма доклад

Обновлено: 05.07.2024

Модернизм против постмодернизма

Модернизм и постмодернизм - это два типа движений, которые показывают определенные различия между ними. Это два вида движений, основанных на изменениях в культурном и социальном поведении во всем мире. Интересно отметить, что оба они относятся к разным периодам, начиная с 19 и 20 веков. Эти движения возникли в результате образа мышления людей того времени. Различные причины заставляли их думать иначе, чем они думали. Соответственно, аспекты жизни начали меняться по мере того, как стали меняться способы мышления. Давайте посмотрим больше информации о модернизме и постмодернизме.

Что такое модернизм?

Модернизм связан с рядом культурных движений, имевших место в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. Эти движения включают реформаторские движения в архитектуре, искусстве, музыке, литературе и прикладном искусстве. Модернизм процветал между 1860-ми и 1940-ми годами; желательно до 1945 года, когда закончилась Вторая мировая война. В этот период большое значение придавалось литературным произведениям. Также модернизм уделял большое внимание оригинальным произведениям. Эти работы включают живопись, скульптуру, архитектуру и поэзию. Фактически, в период модернизма оригинальное искусство считалось первичным творением.

Модернизм верил в возможность извлекать уроки из опыта прошлого. Что касается мышления во времена модернизма, современные мыслители преуспели в логическом мышлении. В мышлении периода модернизма был большой вклад логики. Мыслители и художники модернистского периода искали абстрактную правду жизни. Они искали настоящий смысл жизни.

Что такое постмодернизм?

Постмодернизм относится к запутанному состоянию культурных событий, возникших после модернизма. На самом деле период после 1960-х годов обычно считается постмодернистским по своей природе. Если быть точным, постмодернизм считается начавшимся после 1968 года. Существует твердое убеждение, что модернизм проложил путь постмодернизму. Другими словами, можно сказать, что постмодернизм возник в результате развития модернизма и его сторонников. Однако постмодернизм по сравнению с модернизмом сложнее понять и оценить. Интересно отметить, что период после Второй мировой войны обычно считается ориентированным на постмодернизм в том смысле, что во всем мире произошли сложные изменения в экономических, культурных и социальных условиях.

Мышление в эпоху постмодерна считалось иррациональным и ненаучным по своему подходу. С другой стороны, постмодернизм не верил ни в какую абстрактную правду о жизни. Более того, постмодернизм твердо не верил в извлечение выгоды из опыта прошлого. Фактически, они подвергли сомнению авторитетность чтения текстов. В отличие от модернизма постмодернизм вообще не обращал внимания на оригинальные произведения. Они будут называть их произведениями, которые приобрели популярность благодаря распространению. Более того, из-за достижений в области науки и техники и в других смежных областях период постмодернизма не видел абсолютной истины в оригинальных произведениях. Он больше верил в создание прикладного искусства и междисциплинарных исследований. Цифровые носители широко использовались для копирования оригинальных работ модернистского периода в период постмодернизма.

В чем разница между модернизмом и постмодернизмом?

• Период:

• Модернизм процветал в период с 1860 по 1940 годы; желательно до 1945 года, когда закончилась Вторая мировая война.

• Постмодернизм начался после модернизма. Постмодернизм считается начавшимся после 1968 года, если быть точным.

• Мышление:

Мышление тоже отличалось в модерн и постмодерн.

• В период модернизма мышление подкреплялось логикой.

• Мышление периода постмодернизма обычно считается иррациональным и ненаучным по своему подходу.

• Оригинальность работы:

• Модернизм уделял большое внимание оригинальным работам. Когда мы говорим об оригинальном произведении, это произведение из всех областей, таких как живопись, скульптура, архитектура и поэзия.

• Постмодернизм не уделял такого внимания оригинальным работам. Они считали такие произведения произведениями, получившими популярность благодаря пропаганде.

• Искусство:

• Во времена модернизма художники создавали свои произведения, следуя традиционным методам создания искусства.

• В период постмодернизма художник не следовал традиционным методам создания искусства. Они скорее использовали средства массовой информации, чтобы увеличить скорость создания своих произведений.

• Получение знаний:

• Книги считались самым важным способом получения знаний во времена модернизма.

• Постмодернизм во многом зависел от технологий, и они считали Интернет, расширяющий ограниченные границы печатных СМИ, более важным способом получения знаний.

• Уроки прошлого:

• Модернизм верил в извлечение уроков из прошлого опыта.

• Постмодернизм твердо не верил в извлечение выгоды из прошлого опыта. Фактически, они поставили под сомнение авторитет учебников.

• Правда о жизни:

• Модернисты хотели познать истинный смысл жизни и искали абстрактную правду жизни.

• Постмодернист не верил в абстрактную правду жизни.

Это основные различия между двумя видами движений, называемыми модернизмом и постмодернизмом.

Постмодернизм (фр. postmodernisme — после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя пред-постнеклассическую философскую парадигму, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.

Материя как философская категория.

В философии под реальностью понимается все существующее в действительности. Различают объективную и субъективную реальность. Объективная реальность - это то, что существует вне сознания человека: пространство, время, движение; субъективную реальность можно определить как явление сознания, ощущения, восприятия человеком чего-либо и все то, что с этим связано.

Для определения объективной реальности, которую человек может ощущать, копировать, фотографировать, отображать (но которая существует вне его сознания и ощущений) в философии существует понятие материи. Условно материю можно разделить на две группы: то, что познано человеком и то, что стоит за гранью его познания, однако это деление очень условно, между тем, очевидна его необходимость: говоря о материи, мы можем анализировать только то, что познано человеком.

Для описания материи выделяют три объективные формы ее существования: движение, пространство, время.

Здесь под движением понимается не только механическое перемещение тел, но и любое взаимодействие, любое изменение состояний объектов - формы движения многообразны и могут переходить из одной в другую. Очень часто мы говорим о движении, противопоставл ему покой, считая их равноправными. Между тем, это глубокое заблуждение: покой носит относительный характер, в то время как движение абсолютно.

Пространство и время - это формы бытия материи. Термином пространство в философии обозначают структуру объектов, их свойство быть протяженными, занимать место среди других. При характеристике пространства употребляют термин бесконечность. Термином врем обозначают длительность существования объектов, направленность их изменения. Две последние категории: пространство и время являются одновременно и относительными, и абсолютными. Они относительны, так как их свойства постоянно меняются, и они абсолютны, так как ни один объект не может существовать вне пространства и времени.




Реальность является ключевым понятием в философии, с ним связан основной вопрос философии: что первично материя или сознание (объективная или субъективная реальность); способен ли человек познавать реальность, окружающую его.

Бытие - в самом широком смысле есть всеохватывающая реальность, оно охватывает и материальное, и духовное. Оно есть нечто реально сущее. Категория бытия это одна из самых древних философских категорий, все учения античности содержали ее в качестве центральной. Антитезой быти является ничто.

Материя - фундаментальная исходная категория философии, обозначает объективную реальность, единственную субстанцию со всеми ее свойствами, законами строения и функционирования, движения и развития. Материя самодостаточна и не нуждается в том, чтобы ее непременно кто-нибудь осознавал.

Пространство - означает структуру объекта и материи в целом, протяженность, структурность, сосуществование, взаимодействие и объемность объектов. Оно является формой бытия материи. При характеристике употребляют понятие бесконечность. Пространство является многомерным.

Время - форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развити систем, как длительность, последовательность смены состояний. Время делят на три категории: прошлое, настоящее, будущее. При характеристике времени употребляют понятие вечность.

Отношение человека и природы.

В условиях глобального кризиса XX-го столетия, свидетельствующего о глубоком цивилизационном сдвиге в развитии человечества, особую значимость принимает такая, одна из вечных, фундаментальных проблем, как проблема природы человека.

Известно, что понимание природы человека, осознание его места во Вселенной всегда выступают стержнем развития многообразных культур мира.

Понятно, что невозможно дать исчерпывающее определение природы человека, хотя и существуют различные дефиниции типа "человек отчасти - бог, отчасти - животное, отчасти - бесконечен -, отчасти - конечен".

Некоторые ученые и мыслители указывают, что приблизительный и вместе с тем довольно точный подход к пониманию природы человека дают такие "существенные свойства" человека, как разум, способность к производству орудий труда, создание социальной организации, творчество символов.

Человек по своей природе историчен, он постигает свою подлинную сущность благодаря развитию только ему присущего способа бытия, связанного с социальностью и культурой, которые лежат в основе эволюции любви и разума. Именно способности человека к любви и размышлению дают ему возможность поиска счастья в сложном и запутанном лабиринте жизни. Круг вопросов, очерчивающий пределы любви, разума и счастья, весьма значим для постижения сущностной природы человека, развивающегося в пространстве и во времени, для постижения его места во Вселенной.

Диалектика и метафизика.

Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышлени они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности.

В современной диалектике к базовым категориям относят: Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.

Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.

Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.

Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.

Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.

Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами

Законы диалектики - основные закономерности мира, выражающие отношение между всеобщими, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи. Они не имеют конкретной функциональной формы и не выражаются математически, т.к. не ограничены какими-либо константами, параметрами, определёнными условиями или специфическими группами объектов, а выступают как универсальные принципы всякого бытия, как-то общее, что проявляется во множестве законов.

Основные законы диалектики представляют собой связь и взаимодействие категорий. Более того, они суть развёрнутые категории. Даже само понятие закона есть категория. Это с одной стороны. С другой стороны, некоторые категории сами по себе тоже являются законами.

Например, категория причинности-универсальный закон мира. В этом случае закон-категория, по существу, выражает собой фундаментальный философский принцип. Отражая объективную диалектику действительности, категории и законы диалектики, будучи познанными, выступают в качестве всеобщего метода познания и преобразования действительности.

История познания начинается с выделения в природе чего-то общего, подчиняясь абстрагирующей деятельности мышления. Поначалу это общее отливается в форму общих понятий и категорий, на основе которых формируются определённые принципы как бытия, так и самого мышления. В дальнейшем познающая мысль стремится, опираясь на разработанные инструменты познани в виде принципов и категорий и всё более обогащающуюся эмпирическую базу, сформулировать фундаментальные положения, упорядочивающие наши знания о мире,- законы. Наиболее общие из этих законов и являются законами диалектики.

В частности, такими концепциями с точки зрения мир-системного анализа (с его изучением разных "конгломераций" ("наций") разной степени общности (этнической, религиозной, культурной) разных "форм коммуникаций" ("цивилизаций")) являются Модерн, модернизм, Постмодерн, постмодернизм и подобные им.

Отождествлять Модерн с модернизмом и Постмодерн с постмодернизмом нельзя! (обратите внимание на то, что пишется с большой буквы, а что с окончанием "-изм").


2. Модерн (Новое время)

Модерн – это то, что у нас принято называть "Новое время" (с его рационализмом, прагматизмом и сциентизмом). Он возник в Европе с конца XV в. и стал доминирующим в Мир-системе капитала с XVII в.

Ключевые слова для понимания и восприятия Модерна – централизация, технократия и бюрократия.

Характерные явления Модерна - индивидуализм и разрушение семейно-родственных связей, урбанизация и индустриализация, либерализм, энциклопедизм, классицизм, Просвещение, критический реализм.

Модерну предшествует Премодерн - общество традиции, доминирования родового (кланово-семейного) и иррационального (мифа, религии, чувств, инициаций, "табу" и "тотемов", коллективного бессознательного, конфликтов духовного и телесного).

Мир Модерна в целом или отдельные его элементы отрицают именно с позиций Премодерна. Такие отрицающие практики определяются как консерватизм или неофеодализм.

Многие общества до сих пор находятся на уровне Премодерна, усваивая лишь некоторые части (элементы) Модерна (как правило, техническую сторону, или, часто просто декларативно, - идеологическую).

"Модернизация" - это как раз процесс перевода премодерных цивилизаций на принципы Модерна. Например, "модернизация" Китая, Индии, Японии, стран Центральной и Латинской Америки, а также "скачок из феодализма в социализм" Монголии.

". Фундаментализм - это одна из идеологий модернизации. В Афганистане талибы несут общенациональную идеологию суннитского фундаментализма. Им не важно пуштун ты, узбек или таджик, главное, что суннит. А разрушение родовых связей - это суть Модерна, просто сегодня она проходит не через идеологию, а через все что угодно, что и составляет суть Постмодерна" (А. Волынский, из переписки с автором).


4. Постмодерн (Новейшее время)

А. Дж. Тойнби современную эпоху с 1917 г. назвал Постмодерном потому, что в реальность Мир-системы откровенно прорвались иррациональные составляющие человеческой культуры (их анализировали и реабилитировали А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, О. Шпенглер, З. Фрейд, Л. Клагес и др.), ранее буйствовавшие в эпоху Премодерна, но успешно загнанные Модерном в подполье (но иногда прорывающиеся вовне как аффекты - в психике, культуре, политике и т.п.).


5. Модернизм и постмодернизм как практики Постмодерна

Модернизм (в политике, искусстве, науке) – это волюнтаристское, экстремистское отрицание Постмодерном миров Премодерна и Модерна. Доминирование "позитивного идеализма" (люди следуют за некими объективными иллюзиями или фантазиями общего пользования, как вот программа движения в искусстве, партии или права человека). Апофеозами модернизма являются практики неолиберализма, фашизма и коммунизма.


6. Вид стиля "модерн" в искусстве

Текже понятия "модерн" и "Модерн" неверно часто используют в литературоведении на определение явления, известного как "модернизм" (например, Моренець В. Національні шляхи поетичного модерну першої половини ХХ ст. : Україна і Польща. - К. ; Вид-во Соломії Павличко "Основи", 2001. - 327 с.).


7. Постмодерность как качество личности эпохи Постмодерна

От Постмодерна и постмодернизма следует отличать постмодерность (postmodernity) как определение (характеристику) критико-колажно-иронического "способа мышления" ("менталитета"), мироотношения и характер личности эпохи Постмодерна (это как следует различать интеллигенцию и интеллигентность).


8. Модернизм в религиозной сфере

Следует учесть, что в религиозной сфере часто используются понятия "модернизм" и "модернисты" в смысле "введения новшеств" в устоявшиеся традиционные сферы религиозной жизни (ритуальную практику, деятельность, вероучение). Но это, естественно, не модернизм как выше рассматриваемая философско-мировозренческая позиция.


9. Гносеологические отличия Модерна и Постмодерна

Модерн (Новое время) – это абсолютизация РАЦИО с доведением его до абсурда в модернизационных практиках.

Постмодерн - это именно указание на важности, а то и превалировании ИР-РАЦИО (вера, воля, чувства, интуиция, эстетизация).

Ранее Постмодерн самоопределялся, так сказать, "апофатически" (т.е. через отрицание предыдущего - Модерна и Премодерна).

Орудиями (практиками) Постмодерна были:

- модернизм (как волюнтаристские экстремистские практики: энтузиазм, революция, террор, тотальная война, антиколониализм, эмансипация, борьба за права человека)

- постмодернизм (как перверсивные не-экстремистские практики: нигилизм, сарказм, ирония, цинизм, провокация, деконструкция, гибридные война и мир).


10. Кризис Постмодерна (Новейшего времени) и поиски выхода из него

Характерной чертой кризиса Постмодерна и его практик является утрата понимания иронии и сарказма (если на них буквально не указано). Поскольку неспособность индивида понимать юмор, иронию, сарказм (социально приемлемые формы отреагировать на агрессию и депрессию), а также потеря умения смеяться над собой (лишь иногда оказываются способны оценить шутку, причем только самую грубую и простую), являются симптомами того, что у человека начала развиваться болезнь Альцгеймера, или другое нейродегенеративное заболевание, этот феномен называют "деменциализацией поколения / эпохи". Например, когда в позднем Средневековье в европейском обществе произошла такая утрата понимания иронии, то как следствие этого вспыхнули костры из тех, кто пытался относиться к существующей реальности с иронией и сарказмом.

Поэтому теперь есть запрос именно на "катафатическое" ("утверждающее") самоопределение Постмодерна, поиск новых практик.

Некоторые предлагают в качестве таких:

Возможно также разделение метамодернизма на позитивный и негативный варианты (см. примичание *).


11. Аксиологические отличия Модерна и Постмодерна

Можно определить так базовые Ценности эпох:

* Премодерн - "Истина - Не истина" ("Правда - Ложь").

* Модерн - "Полезно - Не полезно" ("Прибыль - Трата").

* Постмодерн - "Интересно - Не интересно" ("Забавно - Скучно").


12. Гипермодерн и Ультрамодерн

Также советуем прочитать:

* Согласно Валерию Колеснику, существует Негативная версия Метамодернизма:

Модернизм vs Постмодернизм: можно ли их сравнивать?

Что лично вам нравится больше: картины Эдуарда Мане или инсталляции Отто Пине? Импрессионизм Альфреда Сислея или концептуализм Марселя Дюшана? Футуризм Умберто Боччони или деконструктивизм Даниеля Либескинда? Или, быть может, вам нравится все сразу?

Что это за тренд такой – сравнивать модернизм и постмодернизм? И можно ли их сравнивать в принципе? На самом деле, сравнить эти две равновеликие эпохи в искусстве пытались многие искусствоведческие умы. Пожалуй, наилучшим образом это удалось российскому культурологу, поэту и композитору Валерию Брайнину, он же Брайнин-Пассек по матери.

О модернизме

Модернизм принесет в искусство еще множество сенсаций и множество новых стилей. Это будет импрессионизм Альфреда Сислея, Клода Моне (не путать с Эдуардом Мане), Камиля Писсаро, постимпрессионизм Ван Гога и Поля Гогена, символизм Гюстава Моро и Михаила Врубеля, кубизм Пабло Пикассо.

А еще в эпоху модернизма зародился джаз и блюз, появился трагедийный театр и театр социальной маски, фотогения и монументальный стиль в только-только нарождавшемся кинематографе. При всем величии модернизма он все равно конечен и исчерпаем, как и потенциал любой другой эпохи. Поэтому на смену модернизму пришел постмодернизм.

О постмодернизме

Модернизм, выросший из отрицания прошлых устоев и создавший действительно, много нового со временем утратил потенциал к дальнейшему развитию, потому что развитие без связи с прошлым попросту невозможно. В противоположность модернизму постмодернизм построен на совмещении и смешении различных стилей.

В эпоху постмодернизма продолжили свое шествие традиции минимализма в архитектуре жилого строительства, зародившиеся в рамках модернизма, и в то же время появляются уникальные сочетания цветов и материалов, эксперименты с формой и очертаниями, зарождаются новые архитектурные стили, такие как хай-тек и деконструктивизм.

Продолжаются начавшиеся во времена модернизма эксперименты с кинетическими скульптурами и появляется принципиально новое направление инсталляция, которое выходит за рамки привычного понимания скульптуры, но все равно относится к пространственному искусству.

В концептуальной живописи мы увидим прямые отсылки к творчеству модернистов, а в постмодернистской литературе – отсылки к художественным произведениям прошлых лет. К слову, такая интертекстуальность – отсылки к произведениям прошлых лет – стала отличительной чертой постмодернизма и прямым следствием его ориентированности на симбиоз и плюрализм стилей в искусстве.

Эпохе постмодернизма мы обязаны новыми стилями в музыке, такими как рок, рок-н-ролл, рэп, хип-хоп, рэгги, R’n’B, электронная музыка. И именно под влиянием постмодернизма сформировалась эстрадная популярная музыка в том виде и понимании, которое сохранилось до настоящего времени.

Разумеется, сама эстрадная музыка претерпела массу изменений, начиная от смыслового наполнения и заканчивая темпом мелодий, однако форматы подачи – телевидение, радио, концерты, гастрольные туры – сформировались именного тогда, и сохранились по сей день, обогатившись возможностями цифровых технологий.

Как же сравнивать эти две великие и по-своему значимые эпохи в искусстве? Думается, некоторые отличия вам интуитивно понятны уже из самого описания эпох. Давайте же конкретизируем ваши догадки и предположения.

Модернизм vs Постмодернизм

А теперь давайте рассмотрим более конкретно, что же имел в виду (мог иметь в виду?) автор статьи.

Отрицание прошлого в модернизме и адаптация прошлого в постмодернизме

Антимещанский пафос модернизма и деканонизация искусства в постмодернизме

Первичность как позиция модернизма и интертекстуальность как позиция в постмодернизме

Декларируемая элитарность модернизма и недекларируемая демократичность постмодернизма

Это постулат, скажем так, в продолжение темы. Если модернизм стремится к антимещанскому пафосу и в этом видит свою элитарность, постмодернизм формально никуда не стремится и вообще не имеет границ дозволенного и запретного. Поэтому в постмодернизме нет необходимости декларировать что-либо, и нам остается лишь констатировать факт демократичности постмодернистского искусства.

И если в модернизме взрывом сознания было обращение к обычным бытовым сюжетам наподобие завтрака на природе или работы в мастерской, в постмодернизме бытовая тематика зашла намного дальше, и к произведению искусства относится, например, изображение банок супа, которое сделал Энди Уорхол:

Преобладание идеального над материальным в модернизме и ориентация на коммерческий успех в постмодернизме

Искусство модернизма изначально ориентировано на личность человека как на самодостаточную ценность. Более того, представители модернизма решительно вступали в конфликт с функционерами от искусства, если те пытались фильтровать их работы на предмет допуска или не допуска к публичному показу.

Скандальность модернизма и конформизм постмодернизма

Этот пункт в значительной степени производный от всех предыдущих. Модернизм как таковой начался со скандала, начиная от скандальности сюжетов картин первых модернистов Гюстава Курбе и Эдуарда Мане и заканчивая чередой скандалов в связи с не допуском их и многих других работ, выходящих за привычные рамки восприятия, на публичные художественные выставки. Постмодернизм изначально не ставит ограничений, что можно, а чего нельзя делать в искусстве, поэтому поводов для скандалов заведомо меньше.

Это основные пары признаков различий между модернизмом и постмодернизмом, выведенных Брайнином. На самом деле, пар признаков модернизма и постмодернизма для сравнения у Брайнина больше. Более того, в разных перепечатках и переводах статьи на другие языки мы увидим разное количество предлагаемых пар признаков для сравнения. Мы рассмотрели основные, потому что все остальные, так или иначе, перекликаются с уже рассмотренными признаками эпох.

Здесь мы видим явно более эмоциональную, нежели научную оценку различий. В принципе, такой подход имеет право на жизнь. Равно как и любое искусство имеет право на существование, как в рамках модернизма, так и в рамках постмодернизма, так и в рамках любого другого направления. И даже вне каких-либо рамок, что сегодня тоже актуально.

Предполагается, что модернизм этими свойствами не обладает, и именно в этом отличие модернизма и постмодернизма. Выше мы уже договорились, что любая точка зрения на любое течение в искусстве имеет право на жизнь, поэтому при всей эмоциональности и некоторой путаности данных Хассаном определений мы считаем нужным познакомить вас и с его взглядами.

И еще один момент, на котором стоит остановиться, коль скоро речь идет о сравнении модернизма и постмодернизма. Любое сравнение направлений в искусстве будет более информативным, если будет наглядным. Детальный анализ произведений искусства модернизма и постмодернизма выходит за рамки статьи, посвященной общим трендам этих эпох. Однако если вас почему-либо заинтересовала эта тема или у вас есть желание поспорить с предложенными концепциями, оптимальным для вас вариантом будет изучение образцов творчества этих эпох в самых разных видах искусства: живопись, скульптура, архитектура, литература, музыка, кино, театр.

Мы надеемся, что статья сподвигнет вас к знакомству с новыми шедеврами искусства разных эпох. А может, станет стимулом к своему собственному творческому развитию, когда вы поймете, что пора, наконец, эскизы превратить в картины, черновики – в рассказы, а стремление подбирать рифму и аккорды ко всему – в полноценный сборник стихов и песен.

Читайте также: