Роль традиционных ценностей в современном обществе доклад

Обновлено: 02.07.2024

В данной работе предлагается рассмотреть традиционную культуру с философской, социологической и социальногуманитарной точки зрения, а также сравнить традиционную культуру и современное общество, выявив их особенности на современном этапе и обозначив перспективы на ближайшее будущее.

Эта культура непосредственно связана с традицией, характеризующей такие самоорганизующиеся и саморегулирующиеся системы человеческой деятельности и связанный с ними социокультурный опыт, функционирование и развитие которых не связано с институциональными формами обеспечения через специальный аппарат власти. Правомерность этих образцов жизнедеятельности определяется самим фактом их существования в прошлом, а их эффективность оценивается через точность следования прецедентному образцу. Основными формами трансляции этой культуры при этом выступают фольклорно-мифологические формы и ритуалы. Постоянное воспроизведение однажды заданных образцов поведения выступает в качестве обычаев, постепенно утрачивающих свою сакрально-ритуальную составляющую. Отсюда консерватизм, статичность, экстенсивность развития.

Исторически сложились два типа, две ветви цивилизации: традиционное общество и современное общество. В рамках каждого типа существует значительное количество смешанных форм, форм переходных.

Главные отличия между двумя типами цивилизаций, касаются следующих аспектов:

2. Система ценностей: коллективизм – индивидуализм, альтруизм – эгоизм, индивидуальная свобода и свобода социальной общности (социума), духовное – материальное, нравственное – рациональное.

4. Государство и общество: патернализм, идеократия – гражданское общество.

5. Экономика: экономика – цель, экономика – средство. Рыночная экономика и экономика регулируемая обществом государством. Роль денег, капитала.

6. Личность, семья, общество.

Глобализация – это признание одной ветви цивилизации универсальной, это попытка ассимиляции через подавление, разрушение, разложение другой ветви. Результат может быть катастрофический для обеих ветвей цивилизации. Проблемы, возникшие перед человечеством, носят глобальный характер. Для их решения требуется не унификация и ассимиляция, а взвешенное обогащение и взаимодополнение. Антропологическое изучение культур обязательно включает в себя явное или неявное противопоставление, сравнение традиционного и современного типов обществ. Традиционная культура (или тип общества) - это (в самом первом приближении) общество, в котором регуляция осуществляется на основании обычаев, традиции, установлений. Функционирование современного общества обеспечивается кодифицированным правом, сводом законов, изменяемых посредством законодательных органов власти, избираемых народом.

Традиционная культура распространена в обществах, в которых изменения незаметны для жизни одного поколения – прошлое взрослых оказывается будущим их детей. Здесь царят всепобеждающий обычай, сохраняемая и передаваемая из поколения в поколение традиция. Единицы общественной организации состоят из знакомых людей. Традиционная культура органично сочетает в себе составляющие ее элементы, человек не чувствует разлада с обществом. Данная культура органично взаимодействует с природой, едина с ней. Этот тип общества ориентирован на сохранение самобытности, культурного своеобразия. Авторитет старшего поколения непререкаем, что дает возможность бескровно решать любые конфликты. Источник знаний и умений – старшее поколение.

Традиционные общества до сих пор существуют в Южной Америке, Африке, Австралии. Их характерные черты во многом соответствуют типу культуры, описанному ранее. Реальное воплощение индустриальной культуры – США, урбанизированная (городская) часть стран Европы. Однако, надо иметь в виду, что в сельской местности развитых индустриальных стран существует тенденция к сохранению традиционного образа жизни. Таким образом, в одной стране могут объединяться два типа культуры – унифицировано-индустриальная и этнически самобытная, традиционно-ориентированная. Россия, например, представляет собой сложное сочетание традиционной и современной культур. Традиционная и современная культуры – два полюса в широком спектре межкультурных исследований. Можно выделить также и смешанный тип обществ-культур, вовлеченных в индустриальную модернизацию, но, тем не менее, сохранивших свои культурные традиции. В смешанном традиционно-индустриальном типе культуры относительно гармонично сочетаются элементы модернизации и этнически обусловленные стереотипы поведения, уклада жизни, обычаев, национальных особенностей мироощущения. Примером таких обществ являются Япония, некоторые страны Юго-Восточной Азии и Китай.

В будущем на фоне повышение политико-экономического веса Азиатско-тихоокеанского региона в мире вполне возможно на первый план выйдут традиционные восточные культурные ценности и другие страны начнут им подражать. Автор данной работу считает, что в современном мире и ближайшее будущее в культуре будет преобладать тенденция к общности национальных культур с определенным акцентом на специфику традиционной культуры тех государств, которые станут лидерами на мировой арене. И, в конечном итоге, этот процесс передачи культурного лидерства от Запада к Востоку и, возможно, обратно приведет к сближению этих традиционно далеких друг от друга культур и мировоззрений и, скорее всего, культура станет единой и общей для всех, а традиционные культуры, в том смысле, в котором мы их сегодня понимаем, останутся на обочине прогресса, будут восприниматься людьми как нечто, отсталое от современной жизни.

В принципе, мы уже сегодня это наблюдаем, например, туристы с удовольствием знакомятся с особенностями той или иной национальной традиционной культурой, но в качестве развлечения, а не как ценители чьей бы то ни было самобытности, без особого уважения и почитания культурных традиций отдельных народов. И, наоборот, выезжая в развитые страны, граждане менее развитых государств стесняются рассказывать о своих национальных традициях, опасаясь непонимания и восприятия себя иностранцами как несовременного человека. Это явление характерно не для всех людей, но для большинства, что создает реальную угрозу для национальных традиционных культур.

В данной работе традиционная культура была рассмотрена с философской, социологической и социогуманитарной точки зрения. Автор сравнил традиционную культуру и современное общество, выявил их особенности, проанализировал современные тенденции развития традиционной культуры и общей культуры современного общества в условиях глобализации, представил свое видение перспективы развития традиционных культур в современном мире.

Подводя итог проведенной работе, важно отметить, что изучение особенностей традиционной культуры во все времена привлекало ученых-культурологов, поскольку только посредством таких знаний можно сформировать полноценное представление о жизни людей зарубежных государств.

Однако в современном мире в изучении традиционной культуры сменились акценты, ученые стали исследовать ее как некий исчезающий вид культуры, которого, возможно, скоро почти не останется. По мнению автора данной работы, это тесно связано с таким явлением, как глобализация, которая унифицирует традиционные культуры, аккумулируя их в единое целое, но под управлением стран-лидеров на мировой арене.

Но проблема не в этом. Традиционной культуре, которой свойственна самобытность, противопоказана глобализация, которая имеет сегодня необратимый характер, поскольку она стирает культурные границы между государствами, заставляя всех подражать выдуманным идеалам сильных мира сего.

В результате, в погоне за этими идеалами, государства и народы теряют и свою самобытность, и национально-культурную преемственность поколений.

1. Захаров А. В. Традиционная культура в современном обществе // Социологические исследования. 2004. № 7. – 185 с.

2. Михайлова Н. Г. Народная культура // Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2 т. Т. 2. СПб., 2002. – 224 с.

3. Народная культура в современных условиях. М., 2005. – 318 с.

4. Омельченко В. М. Традиционная культура в современном мире. – М.: Просвещение, 2006. – 276 с.

5. Современный городской фольклор. М., Книга, 2003. – 245 с.

6. Соколов К. Б. Субкультурная стратификация и городской фольклор // Традиционная культура: Научный альманах. 2000. № 1. – 210 с.

7. Традиция // Новейший философский словарь. Минск, 2002. – 756 с.

8. Традиция // Философский энциклопедический словарь. М., 2003. 562 с.

9. Художественная жизнь современного общества. В 4 т. Т. 1. Субкультуры и этносы в художественной жизни. Л., 1996.

Ценности существуют и функционируют в практике реальных социальных отношений, осознаются как ценностные категории, нормы, цели и идеалы.Ценности имеются у каждого человека, у каждого народа.При этом ценности у всех обсалютно разные и значительно отличаются друг от друга.У кого то это семья,у кого то любовь а у кого то деньги и богатство.Каждый человек сам создает свои ценности и определяет важность той или иной ценности. Ценности обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Все ценности передаются из поколения в поколение, благодаря семейному воспитанию, а так же литературе и культуре. Традиционные ценности воспроизводятся на протяжении нескольких поколений или в течение длительного периода историко-культурного развития в рамках одного общества. Данный вид ценностей ориентирован на сохранение и воспроизводство сложившихся норм и целей жизни человека. К традиционным ценностям казахского общества относятся следующие ценности : семейные ценности , религиозные ценности , труд, патриотизм, справедливость, коллективизм и общинность, благотворительность и меценатство и д.р. Важнейшее место среди ценностей занимают семейные ценности, такие как : любовь,забота, ласка, рождение ребенка, взаимопонимание между детьми и родителями, духовная близость, интерес к истории семьи, семейным корням, установление доверительных отношений. Патриотизм как традиционная ценность представлен: чувством привязанности к своей земле, к локальному сообществу, любовью к Родине как историко-культурной данности, гражданским патриотизмом,любовью и служением Отчизне, готовностью к защите Отечества, вплоть до самопожертвования, ответственность перед будущими поколениями. Для современного человека, наиболее ценными являются семья, любовь. друзья, материальное благополучие, работа.Современная молодежь стремиться совместить ценности, обеспечивающие успешность деятельности, и сохранению традиционно ценных отношений к человеку, семье, коллективу. Современная семья переживает в своем развитии целый ряд проблем, обусловленных социально-экономическими, демографическими и другими факторами, способствующих кризису данного социального института. Последствием этого кризиса современной семьи является: изменения в традиционной брачной мотивации и критериев брачного выбора; переоценка ряда брачных запретов и ограничений. Ведущую роль в формировании современной системы ценностей общества на основе традиционных ценностей играет система образования. Важное место в современном образовательном процессе в целом, обучении и воспитании молодого поколения в частности занимает историческое образование. На этом можно привести пример: если человек не будет изучать историю своей семьи, народа и страны то ни о каких ценностях у этой личности не может идти речь, так как он не имеет никакого понятия о ценностях и истории своего народа в том числе. Историческое образование предполагает многоуровневое рассмотрение истории государства и населяющих его народов, истории региона, города, села, семьи, личности. Многоуровневое рассмотрение исторического процесса способствует развитию познавательного интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности. Широкое использование краеведческого материала в учебном процессе помогает усвоить идею, тесной взаимосвязи истории большой и малой Родины. Важным средством в формировании семейных ценностей и ценностей патриотизма является обращение к событиям Великой Отечественной войны. Таким образом можно сделать вывод о том что,ценности это важная часть жизни человека и то что их можно составлять благодаря семейному воспитанию, благодаря литературе а так же в этом помогают институты образования.

Презентация на тему: " Роль традиционных ценностей в современном обществе Выполнил ст. гр. Алексеева Галина БАУ-21 Проверил д.ф.н Кебина Н.А." — Транскрипт:

1 Роль традиционных ценностей в современном обществе Выполнил ст. гр. Алексеева Галина БАУ-21 Проверил д.ф.н Кебина Н.А

2 Аксиология Аксиология (от греч. axia ценность и logos слово, учение). Впервые данное понятие было применено французским мыслителем П. Лапи в 1902 г., а потом немецким философом Э. Гартманом в 1908 г. Учение о природе ценностей, закономерностях их возникновения, становления и функционирования, их месте и роли в жизни человека и общества, о связи ценностей с другими феноменами жизни людей, о классификации ценностей и их развитии. Карл Роберт Эдуард фон Гартман (нем. Karl Robert Eduard von Hartmann; 23 февраля 1842, Берлин, Германия 5 июня 1906, Грослихтерфельде) немецкий философ.

3 Сущность ценностей и их классификация После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований появилось несколько типов концепций ценностей: натуралистический психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм. Натуралистический психологизм сформировался в результате исследований А. Мейнонга, Р. Б. Перри, Дж. Дьюи, К. И. Льюиса и др. По их утверждениям, источник ценностей находится в биопсихологические интерпретированных потребностях человека. Сами же ценности могут быть эмпирически фиксированы как специфические факты наблюдаемой реальности. В рамках данного подхода используется феномен "стандартизации ценностей", т.е. к ценностям можно относить любые предметы, которые удовлетворяют потребности человека. Концепция аксиологического трансцендентализма, созданная баденской школой неокантианства, трактует ценность как идеальное бытие нормы, соотносящееся не с эмпирическим, а с "чистым", трансцендентальным, или нормативным, сознанием. Будучи идеальными предметами, ценности не зависят от человеческих потребностей и желаний. В результате сторонники данной концепции ценностей становятся на позиции спиритуализма, постулирующего сверхчеловеческий "логос". Как вариант, Н. Гартман для освобождения аксиологии от религиозных предпосылок обосновывает феномен независимого существования сферы ценностей.

4 Сущность ценностей и их классификация Концепция персоналистического онтологизма сформировалась в недрах аксиологического трансцендентализма как способ обоснования существования ценностей вне реальности. Наиболее видный представитель данных воззрений Макс Шелер ( ) утверждал, что реальность ценностного мира гарантирована "вневременной аксиологической серией в Боге", несовершенным отображением которой служит структура человеческой личности. Более того, сам тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая и образует онтологическую основу личности. Согласно утверждениям М. Шелера ценность существует в личности и имеет определенную иерархию, нижнюю ступеньку в которой занимают ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний. Более высокие ценности это образ прекрасного и познание. Высшей ценностью является святое и идея Бога. Для культурно-исторического релятивизма, у истоков которого стоял В. Дильтей, характерна идея аксиологического плюрализма, под которым понималась множественность равноправных ценностных систем, опознающихся при помощи исторического метода. По существу данный подход означал критику попыток создания абсолютной, единственно правильной концепции ценностей, которая была бы абстрагирована от реального культурно-исторического контекста. Интересным является тот факт, что многие последователи В. Дильтея, например О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби, II. Сорокин и др., раскрывали содержание ценностного смысла культур посредством интуитивистского подхода.

5 Сущность ценностей и их классификация Что касается социологической концепции ценностей, родоначальником которой был Макс Вебер ( ), то в ней ценность трактуется как норма, способ бытия которой является значимостью для субъекта. Данный подход М. Вебер применил для интерпретации социального действия и социального знания. В последующем позиция М. Вебера была развита. Так, у Ф. Знанецкого ( ) и особенно в школе структурно-функционального анализа понятие "ценность" приобрело обобщенно-методологический смысл как средство выявления социальных связей и функционирования социальных институтов. По представлениям ученых, ценностью является любой предмет, который обладает поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы. Установки же являются субъективной ориентацией членов группы по отношению к ценности.

7 Формы ценностей Все наши отношения отражены в формах общественного сознания, формы проявления ценностей можно классифицировать по формам общественного сознания. Такой подход позволяет выделить следующие формы ценностей: конфессиональные (религиозные); моральные (нравственные); правовые; политические; эстетические; экономические; экологические и т.д. Виды ценностей непосредственно связаны с основными субъектами бытия социального: человеком и общностями людей. Они могут быть обусловлены такими показателями, как уровень воздействия ценностей на личность и на общество в целом; характер воздействия ценностей на социум.

8 Классификация ценностей, разработанная В. П. Тугариновым содержит три ступени. На первой ступени автор делит ценности на положительные и отрицательные в зависимости от характера их оценок. К первым он относит ценности, которые вызывают положительные эмоции и получают положительные оценки в рамках форм общественного сознания, ко вторым те, которые вызывают отрицательные эмоции и получают отрицательные оценки. На второй ступени, в зависимости от принадлежности ценностей к конкретным субъектам бытия, автор делит их на индивидуальные, групповые и общечеловеческие. Здесь все очевидно. К индивидуальным относятся те ценности, которые имеют значимость для одного человека (индивида), к групповым те, которые имеют значимость для группы людей. Наконец, к общечеловеческим относятся те ценности, которые имеют значимость для всего человечества. На третьей ступени автор располагает ценности по их содержанию и по этому признаку делит их следующим образом: o ценности жизни, ибо они предопределены биологическим существованием человека, его физиологическим бытием; o ценности культуры, ибо они обусловлены результатами духовно- преобразовательной деятельности человека, созданием им "второй природы" своего бытия.

9 Ценности жизни В свою очередь, ценности жизни включают в себя следующие феномены: а) саму жизнь человека, ибо только ее наличие позволяет выявить другие ценности и пользоваться ими; б) здоровье человека; в) труд как способ существования общества и основа формирования самого человека; г) смысл жизни как цель, которая придает этой жизни высшую ценность; д) счастье и ответственность быть личностью; е) общественная жизнь как форма и способ бытия человека; ж) мир как уровень отношений между людьми и форма ценностного бытия людей; з) любовь как высший уровень проявления человеческих чувств человека к человеку и к обществу, являющийся основой патриотизма и героизма; и) дружба как высшая форма коллективных взаимоотношений людей; к) материнство и отцовство как высшие формы проявления ответственности людей перед своим будущим.

10 Ценности культуры Что касается ценностей культуры, то В. П. Тугаринов делит их на три подгруппы: 1) материальные ценности; 2) духовные ценности; 3) социально-политические ценности. К материальным ценностям, или материальным благам, относятся предметы, удовлетворяющие материальные потребности людей и обладающие двумя важными свойствами: а) они дают основу реальной активности людей, жизнь; б) являются значимыми сами по себе, ибо без них не может быть жизни ни у человека, ни у общества. К духовным ценностям относят те феномены реальной жизни, которые удовлетворяют потребности духовной жизни людей. Эго достаточно поли- аспектный феномен, который востребуется мышлением человека и одновременно развивает духовную жизнь общества: а) результаты духовного творчества людей; б) различные виды и формы этого творчества (литература, театр, мораль, религия и т.д.). К социально-политическим ценностям ученый относит все то, что обслуживает потребности социальной и политической жизнедеятельности людей.

Основная задача состоит в том, чтобы показать, как путем приложения традиции найти ответы на вопросы, которые возникают сегодня; каким образом можно объяснить актуальное положение современного человечества, а также как следует оценивать сущность современной цивилизации в соответствии с духовной истиной.

Содержание работы

Введение 3
1. Традиции и традиционализм 4
1.1 Понятие традиции 4
1.2 Современная культура и традиционализм 5
1.3 Отношение философии к традиции 9
2. Кризис современного мира 11
2.1. Темный век 11
2.2. Антитрадиционность современного Запада (противостояние Востока и
Запада) 15
Заключение 23
Библиография 24

Содержимое работы - 1 файл

реферат по философии.doc

1. Традиции и традиционализм 4

1.1 Понятие традиции 4

1.2 Современная культура и традиционализм 5

1.3 Отношение философии к традиции 9

2. Кризис современного мира 11

2.1. Темный век 11

2.2. Антитрадиционность современного Запада (противостояние Востока и
Запада) 15

Вопрос о месте и роли традиционной культуры в современном обществе представляется необычайно интересным и важным.

В наше время всё больше людей стали отклоняться от ценностей традиционного общества, тем самым образуя современную культуру.

Данную тему я выбрала так как передо мной стала проблема отклонения современного общества от традиций: нынешнее поколение всё больше и больше стало уделять внимание технике, компьютерам, сотовым телефонам, ИНТЕРНЕТу и т.д., тем самым уделять меньше внимания истории, искусству и традициям.

Основная задача состоит в том, чтобы показать, как путем приложения традиции найти ответы на вопросы, которые возникают сегодня; каким образом можно объяснить актуальное положение современного человечества, а также как следует оценивать сущность современной цивилизации в соответствии с духовной истиной.

1. Традиции и традиционализм. 1.1 Понятие традиции.

В бытовой разговорной речи слово "традиция" употребляется в одном ряду с "обычаем", "ритуалом", "обрядом" и т.п. Здесь традиция— то, что принято людьми с незапамятных времен и устойчиво повторяется, воспроизводится в потоке времени. Подразумевается, что традиция заключает в себе нечто важное, положительное, представляющее безусловную ценность и, следовательно, заслуживающее уважения и сохранения. Обыденное сознание не проявляет интереса к тому, в каких исторических условиях возникла та или иная традиция, как она связана с другими сторонами культурной жизни, и склонно рассматривать ее как явление самодостаточное, не требующее объяснений.

У некоторых людей понятие традиционной культуры вызывает односторонне положительную оценку. Иначе и быть не может. Ведь традиционная (или народная) культура— основа национального духовного богатства. На ней во все века строилось патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание подрастающих поколений. Однако становится опасно, если любовь к традиционной культуре перерастает в некритическое любование ей. На самом деле, в традиционной культуре, наряду с положительными сторонами, могут проявляться и некоторые отрицательные: консерватизм, этническая ограниченность, неразборчивость в выборе эстетических средств.

1.2 Современная культура и традиционализм.

В традиционализме Традицией называют не обычаи и обряды, вообще не то, что относится к сфере человеческой. Традиция - откровение Божественной Мудрости, абсолютная и единственная сокровищница Истины.

Отдельные религиозные и традиционные формы вторичны, производны от единой Традиции, но по сути они не противоречат друг другу и ведут к той же цели - в случае, если заложенный в них путь пройден до конца.

А теперь перейдем к рассмотрению данной проблемы.

Фальсификация всех вещей - это одна из характерных черт нашей эпохи, это еще не разрушение, но она участвует в его подготовке; и может быть, лучше всего об этом свидетельствует то, что можно назвать фальсификацией языка, то есть неправильное использование некоторых слов, искажающее их истинный смысл, использование, которое в некотором роде навязывается постоянным внушением со стороны всех тех, кто под тем или иным предлогом осуществляют определенное влияние на общественный образ мысли. Речь идет об "искажении", когда слова применяются к вещам, к которым они не имеют ни малейшего отношения. В этом заключается очевидный симптом того интеллектуального беспорядка, который царит повсюду в современном мире. 1

Этим можно мерить все расстояние, отделяющее "традиционалистский" дух от истинного традиционного духа, который, напротив, по существу, предполагает такое познание и который, некоторым образом, имеет дело только с этим самым познанием.

"Традиционалист" является и может быть лишь простым "исследователем", и поэтому ему всегда угрожает опасность сбиться с пути, поскольку он не владеет принципами, единственно способными дать безошибочное направление; и естественно, что эта опасность будет тем большей, что он встретит на своем пути все эти ложные идеи, как бы большое число ловушек, производимых властью иллюзии, главный интерес которой состоит в том, чтобы помешать достичь истинного завершения его исследования. Любое восстановление традиционной идеи невозможно, и больше, чем когда-либо, в тот момент, когда она готовится продвинуться дальше в направлении разрушения, что и образует, вторую фазу действия. Для нее, также важно заставить сойти с пути исследования, стремящиеся к традиционному знанию, чтобы, с другой стороны, рассматривая происхождение и реальные причины современного отклонения. Для традиционной идеи в определенном роде имеются необходимости, которые можно было бы, по существу, рассматривать как позитивный и негативный аспекты одного и того же фундаментального требования ее господства.

Любое злоупотребление словом "традиция" может в той или иной степени служить этой цели, начиная с наиболее вульгарного, а именно с того, что является синонимом "обычая" или "привычки", производя тем самым смешение традиции с вещами самого низкого человеческого уровня полностью лишенными всякого глубокого смысла. Но существуют другие, более тонкие искажения, и именно поэтому более опасные; все они, впрочем, имеют общее свойство низводить идею традиции на чисто человеческий уровень, но как раз наоборот, бывает и может быть чисто традиционным только то, что предполагает наличие элемента сверхчеловеческого порядка. В

этом и состоит, в действительности, существенный пункт, который в определенном смысле конституирует само определение традиции и всего того, что с ней связано; и, разумеется, именно признанию этого любой ценой надо помешать, чтобы удержать современную ментальность в границах иллюзий и даже наделить ее и новыми иллюзиями, что, отнюдь не согласуясь с восстановлением сверхчеловеческого, должно, напротив, более действенно направлять эту ментальность к самым худшим разновидностям инфра-человеческого. Чтобы убедиться в важности, придаваемой отрицанию сверхчеловеческого сознательными и бессознательными агентами современного отклонения, надо только посмотреть, сколькие из тех, кто претендует называться "историками"' религий и других форм традиции.

Если бы все то, что проистекает от чисто человеческого порядка, не квалифицировалось явным образом как традиционное, то в таком случае не было бы, например, "философской традиции" или "научной традиции" в современном и профанном смысле этого слова; и, разумеется, тем более не было бы "политической традиции", по крайней мере, там, где отсутствует всякая традиционная социальная организация, как это и происходит в современном западном мире. Тем не менее, таковы некоторые выражения, которые используются сегодня повсеместно и образуют столько искажений идеи традиции; само собою, разумеется, что если "традиционалистские" умы позволяют обратить свою деятельность в одну из этих областей и ею ограничить свои усилия, то их устремления оказываются таким образом "нейтральными" и становятся совершенно безобидными, даже если они и используются без их ведома в направлении, противоположном их намерениям. На деле доходит до того, что имя "традиции" применяется к вещам, которые по самой своей природе настолько явно антитрадиционны. 3

Всякое "традиционалистское" направление, естественно, должно себя объявлять "антисовременным", но, несомненно, оно не в меньшей степени может быть заражено современными идеями в более или менее ослабленной форме, но тем самым и труднее различимой, фактически же соответствующей, тем не менее, тому или иному этапу, проходимому этими идеями по ходу их развития; здесь невозможны никакие уступки, даже невольные и бессознательные, так как от начального момента до современного их завершения и даже еще по ту сторону от него все происходит и следует друг за другом неумолимым образом. В этой связи можно добавить еще следующее: работа, цель которой состоит в том, чтобы помешать любой "реакции", целящейся дальше, нежели только на возврат некоего меньшего беспорядка, прикрывающей, к тому же, этот его характер и позволяющей его провести как "порядок", в точности соединяется с той, которая исполняется с другой стороны для проникновения современного духа внутрь того, что еще осталось существовать на Западе от традиционных организаций любого порядка; одинаковый эффект "нейтрализации" сил, которые могли бы укрепить противостояние, достигается параллельным образом в обоих случаях.

На самом деле нельзя останавливаться на точке, представляющей, собственно, апогей "царства количества", так как то, что за ней следует, слишком тесно связано с тем, что ей предшествует, чтобы можно было бы ее выделить как-нибудь иначе, чем чисто искусственным образом; в конечном счете, есть лишь форма "упрощения", столь дорогого для современного умонастроения. 4

Читайте также: