Рэп в россии доклад

Обновлено: 02.07.2024

Рэп в СССР

Рэп сегодня

В отличие от западного рэпа, множество направлений которого уже изучены и описаны [7] , русский рэп с трудом поддается классификации (из-за стремительных темпов его развития в России в 2010-х годах). Тем не менее, направления, близкие западным, можно найти и у нас — андеграунд рэп, танцевальный рэп, комерческий рэп, клауд рэп и трилл рэп.

Старая школа

Андеграунд Рэп

Что это: музыка подъездов, уличной романтики, нелегальных увлечений . У неподготовленного слушателя андеграунд рэп может вызвать отвращение.

Представители: Оу-74, Триагрутрика, ChemodanClan , Ак-47, Centr , Словецкий, 5Плюх и другие.

Танцевальный рэп

Коммерческий рэп(поп-рэп)

Аудитория: люди, которые плохо разбираются в рэпе (и, возможно, небольшое количество знатоков-любителей).

Клауд Рэп, Трилл рэп

Трилл рэп часто путают с клаудом, однако, в отличие от последнего, трилл рэп очень мрачен. В России он встречается редко [13]. Отличается от клауда агрессивным звучанием и перегруженным 808ым басом. Этот жанр близок року (артисты часто используют скрим-вокал для большего эффекта).

Представители: клауд рэп: Mnogoznal, Boulevard depo, I61. Трилл рэп: дуэт Velial squad, Jeembo, KillahTveth. Самый яркий исполнитель клауд и трилл рэпа в России - Глеб Голубин (Pharaoh).

Новые жанры рэпа

Что это: это музыка исполнителей, которых трудно классифицировать по категориям. Музыканты, работающие в новых жанрах, существенно расширили географию русского рэпа, невольно реализовав изначальную идею возникновения хип-хоп культуры как культуры национального меньшинства. Новый русский рэп делают люди из Казахстана (Скриптонит), Бурятии (Хаски), Украины (T-Fest), Белоруссии (Oxxxymiron).

Скриптонит

Хаски

Oxxxymiron

Летом 2017 года образ рэпера обрел новую грань: этот Голиаф, несокрушимый в рэп-батлах, неожиданно оказался побежден Гнойным, он же Слава КПСС.

Словарь

Антихайп — движение против всего популярного и модного в рэпе (см. хайп ). Самые известные представители направления антихайпа — Замай, СД, Слава КПСС, Букер.

Байт — это полностью скопированный текст или же стиль.

Битмейке р (от beat — ритм и maker — создатель) - тот, кто пишет бит.

Лейбл звукозаписи ( англ. recordlabel) — бренд, занимающимися производящий и продвигающий аудио- и видеозаписи

Минус — то же самое, что и бит

Снейр (snare) — малый барабан, звук чёткий и короткий.

Сэмпл – относительно небольшой фрагмент мелодии (музыки), взятый за основу создания минуса.

Трэп — музыкальный жанр, соединяющий в себе хип-хоп и электронную музыку.

Хай-хэт ( hi-hat ) — тип тарелок со стойкой, используемый в ударной установке в большинстве стилей популярной музыки.

Примечания

5 Здесь и далее курсивом выделены термины, объясняемые в словаре в конце статьи.

13 Есть еще один жанр, который, как и клауд и трилл рэп, вышел из трэпа, фонк . Эстетика у фонка общая с трилл рэпом, но в текстах и звучании трилл рэпа акцентируется агрессия, а в фонке — страх. Звук в инструментальных партиях делается умышленно низкого кассетного качества для более мрачного, нагнетающего эффекта. Характерен рычащий 808ой бас. В России фонк-исполнителей нет.

17 Как и Оксимирон (Оксфорд, факультет английского языка и литературы, специализация - Средневековье) и Фараон (факультет журналистики МГУ)

Рэп - молодое поколение в музыке. Пройдя короткий путь в составе хип-хоп культуры , которая появилась в самом сердце Нью-Йорка, он завоевал миллионы умов и прочно закрепил свой статус главного музыкального жанра наших дней. Сейчас рэперов приглашают на телевидении, пишут о хип-хоп исполнителях в газетах, а интернет просто кишит мастерами слова.

Молодые слушатели рэпа не знают, каким трудом было все это сделано. Еще каких-то 15-20 лет назад на улице к рэпу относились очень негативно. В этой статье мы расскажем о том, как развивался хип-хоп в России и первых русских рэперах.

Впервые рэп на русском языке зазвучал в 1984 году в Самаре. Именно этот город подарил нам лучшего МС 2002 года по версии международного фестиваля Rap Music Капу. В Самаре была записана первая совместная 25-минутная программа диджея студенческой дискотеки Александра Астрова и местной группы “Час Пик”. Вскоре эта запись разошлась по всей России в виде магнитоальбома под названием “Рэп”. Лонгплей был записан под влиянием групп Grandmaster Flash & The Furious Five и Captain Sensible.

В США в тот период рэп существовал уже на протяжении десяти лет. Развитие русского рэпа от западного отставало примерно на такой же интервал. Разрыв начал постепенно сокращаться после появления интернета.

В 1985 году на студии Ленинградского рок-клуба был записан дебютный студийный лонгплей группы “Алиса” под названием “Энергия”. В треклисте альбома была песня “Меломан”, в которой Константин Кинчев читал рэп.

Не отставая от рэпа и диджеинга в СССР ворвались и остальные ветки хип-хопа: брейк-данс и граффити. Ранее вся хип-хоп культура была одной тусовкой. Ее представители могли читать рэп, рисовать граффити и танцевать брейк-данс. Одной из таких тусовок была команда DMJ, состоящая из брейкдансеров, диджеев, граффитчиков, которые познакомились в Москве в 1985 году.

Изначально группа была дуэтом под названием “Меркурий” и занималась брейк-дансом. Ребята из группы приняли участие в съемках фильма Карена Шахназарова “Курьер”, который вышел в 1986 году. Кинолента произвела фурор среди молодежи того времени. Тогда же вышел еще один фильм со сценами брейк-данса “Танцы на крыше”

Один из первых рэперов в России Влад Валов, он же Мастер Шеф, на пару со своим другом Сергеем Менякиным серьезно увлекался брейк-дансом. Он подхватил своих школьных друзей и в Донецке сколотил группу “Экипаж-Синхрон”. После этого Мастер Шеф вместе с Менякиным замутил команду “Белые перчатки”.

С 1986 по 1989 года музыкальный коллектив выиграл практически все награды на фестивалях в СССР по брейк-дансу. Мастер Шеф даже основал свою школу уличного танца в донецком дворце молодежи “Юность” в 1988 году. Тогда же Влад Валов провел двухдневный всесоюзный фестиваль по брейк-дансу. В Донецк тогда приехали известные брейкдансеры со всего СССР.

В 1988 года появилась группа “Черное и белое”. Музыкальный коллектив обрел большую популярность на советском ТВ, где крутились их клипы. Его участники были одними из самых первых рэперов в СССР. Они в разное время выступали под разными именами. “Игорь и Родион”, “Йогурт и Джамбо”, “Черное и Белое”.

Рэп появился благодаря диджеям. Его основателем считают DJ Kool Herc. Это были простенькие зарифмованные выкрики с целью завестит толпу, танцующую под твой микс. Также это могли быть зарифмованные объявления следующего трека. Грубо говоря, DJ Kool Herc был заводилой или ведущим мероприятия, который раскачивает танцпол своими рифмами под музыку.

В наше время практически в любом ночном клубе есть МС. Такую же роль выполняли первые рэперы. Слово МС переводится как мастер церемоний. Этим же занимался диджей Андрей Астров совместно с группой “Час Пик” на дискотеке “Канон”. Еще одним из таких диджеев был Андрей Статуев по прозвищу DJ Василич. В рэп-сообществе о нем мало информации. Статуев базировался в истринском районе Московской области и в 1987 году со своим коллективом Диско7 сделал хайповую программу, которая перевернула игру. Два года их программа тиражировалась и була примером для других дискотек страны.

Если в 1980-ых были первые пробы нового жанра, то в 90-ых уже пошло серьезное развитие хип-хопа. Многие вливались в рэп из брейк-данса или граффити. В 1990 году Мастер Шеф поступил в Ленинградский университет гуманитарных наук. Выпустил свой мерч в виде партии футболок. Создал группу Bad Balance. Слетал в США по приглашению главного хореографа Вашингтонского театра оперы и балета Кеннета Ладена, с которым они познакомились в Донецке во время очередного трейда.

Первый студийный альбом под названием “Выше закона” Bad Balance выпустили в 1990 году. Тогда же стало понятно, что рэп берет вверх над брейк-дансом. Bad Balance продолжали двигать хип-хоп вперед с помощью своего оригинального рэпа. В 1994 году Мастер Шеф создал фестиваль B-Boys в московском клубе “Пилот”. Участники Bad Balance были одними из первых рэперов в России, находясь у самых истоков хип-хопа.

К сожалению, история современного российского рэпа хоть и насчитывает уже более 20 лет, но она небольшая и почти не чем гордится. Однако исторические предпосылки, как раз сформировали ту современную российскую рэп-культуру.

В этом смысле лидеры хип-хопа в России оказались в странной ситуации, так как для появления хип-хопа в нашей стране не было объективных социальных причин. Однако был найден выход из ситуации, и сейчас тексты в духе русского рока приспосабливаются к новым музыкальным формам, то есть к рэпу. Противопоставление строилось не по расовому признаку, а по социальному (бедные — богатые), культурному, по образу жизни и другим признакам. Этот подход оправдал себя в 90-е года.

Так сложилось в России, что новаторами является "золотая молодёжь", которая довольно часто путешествует по странам мира и знает последние новинки. Одной из таких новинок после 2000 года стал музыкальный стиль R&B (Ритм и Блюз). В России он получил название r`n`b. Появление лияние RNB довольно сильно повлияло на hip-hop и наоборот.

Современные российские клубы для современной молодежи являются не сколько местом отдохнуть и послушать музыку, но и показать себя. Для таких мест не подойдет тот рэп, который говорит о бытовых проблемах, социальных и политических действиях.

В 2006 году Россию посетило большое количество американских рэпперов высшего эшелона. Московские клубы приняли DMX, Busta Rhymes, Ja Rule. На Красной площади выступили Black Eyed Peas, участники которой первый свой контракт подписали еще в начале 90-х с Eazy-E. Это также наложило на русский рэп свой определённый след.

В настоящее время, никто не будет отрицать, зажёг Guf с Центром. Треки звучали в каждой машине, в каждом мобильном телефоне, у каждого в плеере. Это действительно была бомба. Сейчас немного всё угасло.

В сегодняшнем русском рэпе, наблюдается следующая тенденция: сравнивая с прошлыми годами, когда групп было малои сейчас же: каждый второй мнит себя MC, весь интернет завален треками, модными в наше время микстэйпами, какими-то промо-синглами, диссами, но качество всего этого не лучшее.

Целых три десятка лет потребовалось русскому рэпу (или, шире говоря, хип-хопу), чтобы на него наконец обратили внимание и признали в нем серьезный музыкальный жанр.

По одежке

Певец и композитор Богдан Титомир

Долгие годы хип-хоп оставался чуждым большинству населения страны. Он считался уделом позеров, поскольку публика судила об этом жанре исходя из того, что показывали по ТВ.

Провалившаяся монополия


Андрей Лысиков (Дельфин) на международном музыкальном фестивале Kubana, 2015 год

За Децлом стояло объединение, претендовавшее ни много ни мало на монополию в русском хип-хопе, – Bad B. Альянс, созданный энергичным рэпером Шеффом из Bad Balance и продюсером Александром Толмацким, отцом Децла. Просуществовал альянс всего пару лет. А тем временем на арену вышли новые герои, которым наконец удалось показать России хип-хоп с его лучшей стороны.

Кастовый принцип

Группа учредила собственную звукозаписывающую компанию Respect Production, которая помогла пробиться многим другим популярным ныне артистам, среди которых Смоки Мо, Нойз МС, Макс Корж.

Время бурного роста

За несколько лет в середине нулевых лицо русского рэпа сильно изменилось. Начался бум – в разных городах появлялись десятки новых исполнителей.

В Москве начинал делать первые записи Гуф, для которого творчество стало в прямом смысле слова психотерапией. Лирика его была искренней и крутилась вокруг главной проблемы в жизни автора – наркотиков. То ли благодаря, то ли вопреки этому к концу десятилетия Гуф стал едва ли не самым известным русским рэпером.

Грязь и глянец

Золотая эра

К концу 2000-х игнорировать существование хип-хопа в России стало уже невозможно. Стены между ним и остальным миром уже не было, но еще оставалась тонкая пленка, за которой, как отчетливо было видно, бурлила жизнь: выпускались альбомы, проводились концертные туры, зарабатывались серьезные деньги. Интернет существенно помог делу: благодаря Сети любой рэпер, даже из самого глубокого андеграунда, мог быть услышан, особенно когда артистов еще не стало так много, как сегодня.

В 2011 году телеканал A-One, прежде специализировавшийся на альтернативном роке, переключается на хип-хоп, как более перспективное направление.

Обидные рифмы

На несколько лет в моду внезапно вошли рэп-баттлы. Даже очень пожилым и далеким от поп-музыки людям пришлось выучить этот термин, означающий обмен зарифмованными колкостями (а зачастую и оскорблениями) между двумя артистами. На Западе баттлы издревле были частью традиции хип-хопа, в нашей стране бум этого направления начался в 2012–2013 годах, когда появились площадки Slovo и Versus.

рэппер Оксимирон

Жанр этот на любителя, напоминает спортивное состязание и интересен далеко не всем рэперам, тем более маститым. Но кому-то из начинающих он помог обратить на себя внимание, например, Оксимирону или его оппоненту Гнойному (он же Слава КПСС).

С другой стороны, многие артисты, блиставшие на баттлах, оказываются не столь выразительными вне поля боя. Записать полноценный альбом с разнообразными треками бывает труднее, чем сочинить язвительную филиппику.

Внезапный спрос на баттлы был частью болезни роста русского рэпа, его адаптации в местном климате. Его можно сравнить с модой на пранки и другие сомнительные развлечения вроде перепалок в ток-шоу. Мода прошла так же внезапно, как появилась, и сегодня о баттлах уже мало кто помнит.

Аншлаги на стадионах

Рэпер Моргенштерн

Моргенштерн на фестивале фестиваль рэп-музыки в СК "Юбилейный"

Кто полюбил Мирона?

Читайте также: