Роль папства в западной европе ix xiv вв доклад

Обновлено: 28.04.2024

После разделения Церквей папская власть под­нимается на такую высоту, что для православно­го Востока представляются только две возможно­сти: или преклониться перед самодержавием Римского престола, или уклониться от всякого церковного общения с ним. Середины не могло быть, ибо папская власть никаких компромиссов не признавала. Уже папа Григорий VII Гильдебранд (1073) обнаружил такое стремление к возве­личению своей власти, что даже римские истори­ки признают, что власть его выходила за должные пределы и почти уничтожала все права епископов и Церквей, от которых он настоятельно домогался беспрекословной покорности. Григорий VII прово­дил ту мысль, что воля папы составляет закон для всего человечества, а власть папская служит ис­точником всякой другой власти. Она не может быть ограничена ни Вселенским Собором, ни обы­чаем, ни законом. Поэтому все, не повинующиеся его велениям или не имеющие общения с Римс­кой кафедрой, почитались им схизматиками и ере­тиками. Следуя этому завету, папа Лев IX кинул в лицо всей Восточной Церкви анафему, отвергав­шую эти чудовищные и неслыханные от первых веков христианства папские притязания. Провоз­глашенный Григорием VII принцип, что автори­тет папы стоит выше всякой другой власти, какая только существует на земле, папа Иннокентий (XII—XIII вв.) постепенно проводит в жизнь и че­рез это становится универсальным духовным мо­нархом, соединив в одно великое теократическое государство отдельные народы и государства За­пада. Его власти подчиняются императоры, коро­ли и владетельные князья, считая за честь слу­жить ему.

Чтобы еще более ослабить епископскую власть и подчинить своей власти епископов всех областей, папы посылают туда своих легатов, дав им полномо­чие следить на месте за всеми отраслями церковно­го управления и надзирать за епископами. Власть легатов была неограниченная, и там, где появлялся легат, епископская власть переставала действовать.

Утвердив за собой церковно-судебную и правитель­ственную власть, папы стали единственным источ­ником церковного законодательства. Григорий VII установил в Римской Церкви тот принцип, что толь­ко папа властен издавать новые законы, вызываемые нуждами времени. Основываясь на этом принципе, Бонифаций VIII утверждал, что всякое право, все за­коны должны исходить от воли папы, ибо папа стоит выше всех законов и установлений Церкви — он яв­ляется их первоисточником. Поэтому, если папа что-нибудь повелевает или запрещает, даже если это противоречит существующим законам, веление его должно выполняться свято. Это, так сказать, развя­зывало папам руки и давало им возможность своей волей изменять древние вселенские каноны, не гово­ря уже о декретах самих пап.

Григорий VII строгими узаконениями навсегда упрочил в Западной Церкви безбрачие духовенства и запретил богослужение на ином языке, кроме латинского и, таким образом, нарушил данное сла­вянам двести лет назад папой Иоанном VIII разре­шение молиться на их родном языке, чем еще бо­лее умножил причины церковного разрыва между Западом и Востоком.

Все это можно было бы признать за сказку, если бы все это не было запечатлено на страницах прав­дивой истории, прочитывая которую истинное хри­стианство должно испытывать горечь и стыд за безумную гордость римских духовных владык.

Вот при каком необузданном своеволии пап ста­вился вопрос о единении христианских Церквей. Но мог ли он разрешиться в том братском духе, к которому так любвеобильно стремилась Восточная Церковь, на этот вопрос пусть ответит дальнейшая история.

откуда происходят римские папы

Папы, являвшиеся духовными наставниками для миллионов людей, живших в разных странах Средиземноморья, тяготились господством Византийской империи, подданство которой вынуждены были принять, чтобы хоть как-то обезопасить Рим от лангобардской экспансии. Светское подданство римлян было в основном формальным: Константинополь был сильно удален от их города, и Рим во внутренних делах сохранял самостоятельность, но пап совсем не радовала зависимость от императорских поставок материальных средств и воинов для охраны их безопасности. И очень кстати для них оказалось принятие христианской религии населением Королевства франков, обширные земли которого лежали к северу от Альп. В середине VIII в. король франков Пипин Короткий нанес поражение лангобардам, передал папе Стефану II (III) часть завоеванных в Италии земель и признал папу правителем нового государства, получившее название Наследия Святого Петра (христиане-католики считают апостола Петра первым христинаским епископом Рима, соответственно, возводят к нему начало римского папства) и в историографии известное просто как Папская область. Так папы стали не только духовными главами христианского мира, но и светскими владетелями подобно европейским королям. Впрочем, четыре столетия реальные властные полномочия пап оставались очень ограниченными властью сначала франкских королей, затем — римской родовой аристократией. Именно аристократическое чиновничество вершило основную политику в Риме и принадлежавших ему землях, тогда как Папа по сути лишь санкционировал принимаемые знатью решения. У церкви не было собственной военной силы, чтобы защищать свое влияние и наводить порядок в подвластных землях. В 800 г. папа Лев III короновал сына Пипина Короткого Карла (позже получившего прозвище Великий) императорской короной. О правлении Карла I Великого мы на history-thema подробно говорили в посвященной ему статье . Было заявлено о восстановлении Западной Римской империи.

почему церковь слушалась королей светскую власть

Священная Римская империя при все широте своей территории была внутренне очень нестабильным государством: ее постоянно сотрясали феодальные усобицы и вольнолюбивые устремления немецких князей, время от времени выходивших из повиновения императору. В 1197 г. императоры утратили контроль над Италией, а в следующем году на папский престол взошел Иннокентий III, который вынудил принести себе вассальную присягу римского городского префекта (начальника). Папская область обрела полную независимость, а светские дела в ней стали вестись под строгим контролем церковного аппарата. Независимость Папы в своих владениях способствовала и возвышению церквоного влияния по всей католической Европе.

Практически все Средневековье отношения католической церкви, возглавляемой Римским Папой, и светских правителей представляли собой своего рода симбиоз. Церковь призывала христианский народ к повиновению светской власти, взамен получая от правителей защиту и содержание. Однако симбиоз этот был нестоек: церковь не могла жить лишь духовной пищей, нуждалась и в материальных благах, но духовное играло в сознании людей того времени исключительно важную роль, нередко было выше мирского. И церковь, и правители на протяжение долгих столетий спорили, какая власть: духовная или светская, стоит выше. Иногда этот спор принимал очень острые формы. Но затем церковь и короли все равно были вынуждены мириться, потому что не могли существовать друг без друга.

Официальная история папства охватывает период в 1700 лет. Само папство не является чисто религиозным институтом. Правильнее его назвать политико-религиозным. Он объединяет 1 миллиард 300 миллионов католиков, живущих практически во всех странах мира. Опирается на епископов, которых насчитывается 4 тысячи. В католицизме имеются три степени священства: диакон, священник и епископ.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

Istoria_papstva.docx

РЕФЕРАТ

Официальная история папства охватывает период в 1700 лет. Само папство не является чисто религиозным институтом. Правильнее его назвать политико- религиозным. Он объединяет 1 миллиард 300 миллионов католиков, живущих практически во всех странах мира. Опирается на епископов, которых насчитывается 4 тысячи. В католицизме имеются три степени священства: диакон, священник и епископ.

Имеются также кардиналы. Это духовные лица из диаконов, священников и епископов. В зависимости от священства кардиналы подразделяются на ранги и объединяются в коллегию кардиналов. Она исполняет совещательные функции при папе и избирает очередного папу на конклаве. Система эта отлаженная, отработанная и высокоэффективная. Недаром католицизм так популярен в мире и объединяет в единую конфессию огромное число верующих.

История папства - это история интриг, власти и убийств. Во имя Христа формировалась более 2000 лет самое крупное религиозное сообщество в мире. Я считаю, что многие папы оказались не достойными представителями Господа на Земле. Они столетиями использовали свои полномочия в корыстных целях.

Институт папства один из самых таинственных институтов в мире что происходит за его стенами никому не известно. Согласно католическому преданию, папская власть была учреждена Иисусом Христом и вручена апостолу Петру. В Евангелии говорится, что Иисус произнес следующие слова: ". ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах"

Папа является епископом Римским, архиепископом и митрополитом Римской провинции, примасом Италии и патриархом Запада. Папу избирают римские кардиналы, которые затем помогают папе осуществлять его служение; когда кардиналы умирают или достигают 80-летнего возраста, папа назначает на их место новых. Папа управляет церковью через Курию, состоящую из различных конгрегаций, секретариатов и трибуналов. Важнейшая из них – Священная конгрегация по вопросам вероучения (прежде именовавшаяся Священной Палатой), ответственная за чистоту католического вероучения и христианской морали. Важнейший из трибуналов – Священная Римская Рота, рассматривающая дела, связанные с заключением и расторжением браков. Когда-то папа был светским правителем большей части центральной Италии. С 1929 он является главой Ватикана – крошечного суверенного государства, расположенного на территории Рима.

Чтобы отвести от себя подозрения, Нерон обвинил в поджоге христиан. Членов общины схватили и бросили в темницы. Арестовали и Петра. Его распяли вниз головой, так как апостол посчитал, что не имеет права быть распятым как его учитель Христос. На месте трагедии впоследствии была возведена базилика св. Петра. Такова официальная версия католиков.

Однако данные исторические факты вызывают большое сомнение. Дело же заключается в том, что Пётр не знал латынь. А, следовательно, и не мог встать во главе римской общины. В Риме люди говорили именно на этом языке, а ученик Христа появился на свет в Вифсаиде Галилейской. Это израильский город, в котором жила семья простого рыбака Ионы.

В ней и родился будущий первый римский папа. Он получил имя Симон, но не получил никакого образования. Этот человек не умел ни читать, ни писать. Зато он умел слушать, и проповеди Христа произвели на него неизгладимое впечатление. Именно Сын Божий и нарёк его Петром, но не обучил латинскому языку, а также и грамоте.

Может быть, случилось чудо, и апостол получил необходимые знания в мгновение ока? Такое маловероятно, так как все мы понимаем, что если будем руководствоваться чудесами, то не сможем объективно воспринимать историю. Поэтому разумнее предположить, что праведная деятельность Петра в Риме – выдумка

1.2 Папство со времён Константина и до наших дней

Император Константин и христианство

Гонения на христиан никак не повлияли на новую религию. Она пустила в душах людей глубокие корни. Долгожданные же всходы появились только во времена правления императора Константина (306-337). Это был выдающийся политический деятель. Он перенёс столицу Римской империи в греческий город Византий. Значительно расширил его и сделал центром не только империи, но и христианской религии. Впоследствии город стал называться Константинополем. Именно при Константине христиане начали набирать силу, а в Риме в 324 году была построена первая базилика.

До Константина духовными наставниками паствы считались епископы. Все они пребывали в Риме. Становление же папства началось при епископе Сильвестре. Вся его жизнь отличалась святостью, а умер этот почтенный человек в 335 году. Через 2 года ушёл в иной мир и император Константин. Но взошедшие при нём благодатные всходы укрепили церковь и сделали её авторитетным институтом, который вскоре начал ощутимо влиять на политическую жизнь государства.

1.3 Папство и власть

Борьба за власть внутри христианской церкви остро разгорелась в 366 году при Дамасии. Он стал епископом Рима, изгнав своего соперника из города. При этом погибло около 200 христиан, так как любая власть требует жертв. Именно Дамасий стал первым называть себя папой и находился на церковном престоле с 366 по 384 годы.

Его авторитет и влияние достигли такой величины, что римский император Феодосий I (379-395) вынужден был в 381 году созвать Вселенский Собор. Собор признал константинопольского епископа вторым после римского и запретил епископам вмешиваться в дела друг друга. Умер Дамасий на 84 году жизни и был причислен к лику святых.

Собственно, со времён Дамасия история папства и начала свой неотвратимый ход. А до этого была прелюдия, так как христианская религия была очень слабой и не имела соответствующего авторитета и веса.

Повышая свой авторитет, римские папы стали постепенно грезить о мирском владычестве. Им захотелось, чтобы короли склоняли головы перед церковью и безоговорочно признавали над собой верховную власть понтифика.

В 753 году почтенный во всех отношениях римский папа Стефан II (III) показал церковным и мирским людям документ, подписанный якобы самим императором Константином. В нём чёрным по белому было написано, что владыка передаёт всю власть над западной частью империи римскому папе, сам же оставляет в своём подчинении восточную часть. То есть получалось, что сан папы соответствовал сану императора. Только в XV веке выяснилось, что данный документ подделка.

В июле 1054 года произошёл раскол христианской церкви. Она разделилась на римско-католическую и православную. Причину этой трагедии надо искать в обрядовых и этических различиях между латинянами и греками. Противоречия зрели многие сотни лет, и в XI веке наступила развязка. Патриарх Константинополя предал анафеме папских легатов, а те в отместку взяли и отлучили от церкви патриарха константинопольского.

Церковнослужители оказались очень злопамятными. Нанесённые обиды они помнили 1000 лет. Лишь в 1965 году взаимные анафемы были сняты. Но католики и христиане, естественно, не стали единой паствой, хотя отношения между ними установились более тёплые.

1.4 Конфликт папы Григория VII и короля Генриха IV

В 1073 году папский престол занял папа Григорий VII. Этот почтеннейший во всех отношениях человек руководил католической церковью до 1085 года. Время его правления примечательно конфликтом с будущим императором Священной Римской империи Генрихом IV (1050-1106).

Григорий VII заявил, что власть папы выше императорской. Он присвоил себе право низлагать европейских владык. Этому воспротивился германский король Генрих IV. Он собрал немецких епископов в 1076 году, и те объявили папу низложенным.

Тогда понтифик отлучил короля от церкви. Немецкие князья, дававшие Генриху IV присягу на верность, оказались освобождёнными от неё и восстали. Они стали готовиться к выборам другого императора Священной Римской империи.

Развенчанный монарх отправился через Альпы в замок Каноссу, в котором в это время находился глава католической церкви. В январе 1077 года он оказался под стенами крепости. Босиком, одетый во власяницу, король стоял на морозе и ждал папского решения. Григорий VII наблюдал за ним из окна крепостной башни. Только в конце третьего дня он простил дерзкого самодержца и снял с него епитимью.

История папства неразрывно связана с папами и антипапами. Вторые – это те, кто носил священный титул незаконно. Они получали его за взятки или другими разными ухищрёнными методами. Ярким примером антипапства может служить порнократия. Это целый исторический период, продолжавшийся несколько десятков лет. Начался он при восшествии на папский престол Сергия III (904-911).

Он считается убийцей двух своих предшественников. Превратил папский двор в место разврата и воровства. Завёл себе 15-летнюю любовницу по имени Марозия. Она рожала новых пап, а затем и умертвляла их. По её распоряжению было убито 4 папы. При этом в святая святых католической церкви процветали бесстыдство и коррупция. В конце концов, Марозия была арестована одним из своих сыновей, посажена в тюрьму, где и умерла в 954 году.

В 955 году папскую власть получил внук Марозии папа Иоанн XII. У власти он находился 8 лет. Но ситуация не изменилась в лучшую сторону. Опять процветали убийства, инцест и другие аморальные действия. Закончил папа плохо. Его убил обманутый муж, который застал свою жену в объятиях главы католической церкви. На этом порнократия закончилась.

1.6 Папство и деньги.

Менялись папы и антипапы, а стремление к абсолютной власти продолжалось. Серьёзную попытку поставить церковную власть над светской совершил папа Бонифаций VIII (1294-1303). По этому щепетильному вопросу он издал буллу. В ней говорилось, что в одно руке папа держит духовную власть, а в другой – светскую.

Но глава католицизма просчитался. Период феодальной раздробленности заканчивался. Крепла королевская власть. И булла была встречена европейскими монархами в штыки. Особенно папские притязания возмутили короля Франции Филиппа IV. Он стал инициатором созыва Генеральных штатов. Члены этого высокого собрания потребовали, чтобы папа предстал перед церковным судом. Но суд не состоялся. Этому помешала смерть понтифика.

После этого случая амбиции римских пап поубавились. Больше они уже никогда явно не претендовали на светскую власть. Высокопоставленные святые отцы занялись другим делом. Начиная с XIV века, они начали отпускать грехи за деньги. Дело оказалось жутко прибыльным. Конечно, официально подобные вещи запрещались категорически. Но это официально. Злоупотреблений же было множество. Естественно, они осуществлялись с молчаливого согласия пап.

Церковь, простив грешнику его прегрешения, выдавала ему официальную бумагу – индульгенцию. То есть всё было обставлено по высшему уровню. Грехи отпускались и умершим. Но тут всё зависело от родственников. Если они изъявляли желание платить, то душа усопшего, надо понимать, отправлялась в рай. Правда, некоторые дальновидные люди обговаривали подобную процедуру в завещании. Практиковала католическая церковь и выдачу лицензий публичным домам. При этом жрицы любви уже не беспокоились о божьем наказании. Им загодя прощались все греховные деяния.

Вся эта вакханалия продолжалась вплоть до 1567 года, то есть более 250 лет. В 1566 году папский престол занял папа Пий V. И церковь сразу почувствовала жёсткую хозяйскую руку. Всем безобразиям, позорящим дело Божие, был положен конец. Новый папа оказался суровым, жёстким человеком, сторонником аскетического образа жизни. Он повыгонял всех проходимцев, карьеристов и приспособленцев. Навёл порядок в финансовых и божьих делах. При этом авторитет католической церкви значительно возрос.

1.7 Раскол католической церкви

Но это не спасло её от раскола. Слишком уж много грехов накопила католическая церковь за прошедшие столетия. Тут уже никакой папа не мог противостоять возникновению протестантизма. Возглавил религиозные преобразования Мартин Лютер (1483-1546). У него нашлось много последователей. В результате, всё это вылилось в религиозные войны, которые потрясали Европу в XVI и XVII веках.



Каким образом католическая церковь влияла на политическую ситуацию в странах Западной Европы и систему ценностей европейцев Средневековья?

Сайт: Профильное обучение
Курс: Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс
Книга: § 10. Европа христианская
Напечатано:: Гость
Дата: Среда, 2 Март 2022, 11:56

Оглавление

1. Христианизация Европы

В конце IV в. в Римской империи христианство официально стало государственной религией. Однако язычество все еще господствовало среди большинства варварских народов Европы. Поэтому перед церковью встала задача обратить язычников в христианскую веру. За дело взялись проповед­ники-­миссионеры, активная деятельность которых началась во времена римского папы Григория I Великого (590–604). Наиболее значимую роль в деле христианизации сыграли такие миссионеры, как святой Патрик в Ирландии, святой Бонифаций у германских племен, святые Кирилл и Мефодий у славян.


Максимальный результат достигался в тех случаях, когда в христианство обращались монархи и вожди племен. Ведь после принятия новой религии они были заинтересованы в том, чтобы и их подданные перенимали новую веру. Часто это происходило ­насильственным ­путем. Германское племя франков приняло христианство по римскому, ортодоксальному образцу, в то время как многие их соседи исповедовали христианство в еретическом варианте. Данное обстоятельство использовалось франками при нападении на своих соседей, поскольку такие войны велись под предлогом обращения еретиков в истинную веру. Так Карл Великий обращал население завоеванных им территорий в христианство под покровительством папы римского.


В итоге в IX в. христианство было принято в Болгарии и Чехии, в Х–XI вв. — ​в Польше, Древней Руси, Венгрии и Скандинавии.

1-1. Церковная организация

На Первом Константинопольском соборе 381 г. была установлена пентархия, т. е. признано главенство в церкви пяти патриархов епископов (руководителей) церквей: римского, константинопольского, александрийского, антиохийского и иерусалимского. Однако со временем один из них – епископ Рима, почетно именуемый папой, – стал претендовать на главенствующую роль, что обосновывалось так: если главный ученик Христа Петр был епископом Рима, то и его преемники имеют право на главенство в церкви. Восточные патриархи не были согласны с этим.

После того как в западном христианстве было установлено главенство римских пап, начался процесс унификации обрядности и богослужения западных церквей по единому образцу. Причем в качестве образца была взята традиция римской церкви. В итоге была создана стройная централизованная система, которой римский папа руководил как полновластный правитель. Папа Иннокентий III (1198–1216), один из самых влиятельных пап Средневековья, был убежден, что римский епископ вправе судить любого человека, даже монархов, а судить папу может исключительно Бог. Сформировалось представление, что папа римский является непогрешимым наместником Бога на земле.

Структура церкви, возглавляемой папой римским, выглядела следующим образом. При римском епископе действовала курия – бюрократический аппарат для управления церковью. На втором месте после папы римского по значимости были руководители курии – кардиналы, которых назначал сам папа. Затем после смерти очередного римского епископа именно кардиналы выбирали нового папу. В иерархической лестнице духовенства ниже кардиналов стояли архиепископы, затем шли епископы, пресвитеры и дьяконы. Архиепископы и епископы возглавляли большие территориальные округа (диоцезы), состоявшие из более мелких структурных единиц – приходов, возглавляемых пресвитерами.

Особым звеном в церковной структуре являлись монашеские ордена, напрямую подчинявшиеся папе римскому, который утверждал устав каждого из них.

2. Церковный раскол 1054 г.


На западе признавалось главенство одного епископа Рима, почетно именовавшегося папой римским. На востоке было несколько самых влиятельных христианских центров — ​Константинополь, Александрия, Антиохия и Иерусалим. Епископы этих церквей носили титулы патриархов и решали важнейшие вопросы сообща. Все они признавались практически равными друг другу.

Со временем папа римский начал претендовать на единоличное главенство над всей церковью. Эти претензии основывались на предании о том, что святой апостол Петр, главный ученик Иисуса Христа, был первым епископом Рима. Следовательно, его преемники, римские епископы, должны получить первенство во Вселенской церкви. Восточные патриархи были не согласны с таким положением дел.

Различными были взаимоотношения церкви со светской властью, а следовательно, и их политические устремления. Если константинопольский патриарх подчинялся воле византийского императора, то папа римский имел огромное влияние на западноевропейских монархов.

Римские папы на протяжении многих лет стремились распространить свою власть и на восточную церковь. Однако эти попытки были неудачными, а отношения оставались напряженными. В итоге в 1054 г. главы римской и константинопольской церквей предали друг друга анафеме (проклятью) и прервали на время общение. Христианство раскололась на католичество и православие.

3. Роль церкви в политической, экономической и культурной жизни Европы

Политические позиции папства значительно упрочились после вступления в союз с франками. В 756 г. король Пипин Короткий подарил папе римскому обширные территории. Так возникла Папская область с центром в Риме — ​государство, в котором папы обладали не только духовной, но и светской властью. В 800 г. папа римский короновал Карла Великого, признав его императором, а с 962 г. была установлена постоянная практика коронации германских императоров римскими папами. Все это свидетельствовало о значимом политическом авторитете церкви Рима.


Римские папы активно вмешивались в политическую жизнь, стремясь подчинить своей власти западноевропейских государей. Крупный конфликт из-за права назначать епископов произошел в конце XI в. между папой римским Григорием VII и германским королем Генрихом IV. Король объявил о лишении папы власти, папа же освободил подданных Генриха IV от присяги монарху. А феодалы, воспользовавшись этим, начали борьбу с королем. В итоге Генриху IV пришлось каяться и вымаливать у римского папы прощение. Борьба пап и германских монархов, в которую были втянуты многие феодалы, зéмли и города Италии и Германии, продолжалась более 200 лет.

Наибольшего могущества римская церковь достигла при Иннокентии III (1198–1216). Этот влиятельный папа активно вмешивался в отношения между монархами и во внутренние дела ряда европейских государств. Вассалами папы признали себя правители Англии, Швеции, Дании, Польши. Именно он инициировал походы крестоносцев в Прибалтику, а также борьбу с еретиками на юге Франции. Всего за период с XI по XV в. было организовано более 20 крестовых походов на Восток и на европейские территории.


Однако уже в XIV в. влияние церкви на внутреннюю политику отдельных государств значительно уменьшилось. С 1378 по 1417 г. церковь переживала Великий раскол, когда во главе ее стояло сначала двое, а затем сразу трое пап одновременно.

Весьма велика была роль церкви в экономической жизни Западной Европы, поскольку церковь являлась крупнейшим феодалом. Ей принадлежало около трети сельскохозяйственных угодий, где трудилось большое количество зависимых крестьян. Многочисленные монастыри занимались торговлей вином, солью. А некоторым епископам и аббатам (настоятелям монастырей) принадлежали даже целые города. В пользу церкви население отдавало десятину — ​десятую часть доходов. Для того чтобы богатства церкви сохранялись, а не передавались священниками своим потомкам, римский папа Григорий VI ввел практику обязательного безбрачия (целибата).

На протяжении всего Средневековья население Западной Европы было очень религиозным. Церковь влияла на систему идеалов и поведение людей. Само мировоззрение человека определялось религией. Первоначально, в Раннем средневековье, наиболее грамотными являлись монахи и церковные деятели. Благодаря стараниям переписчиков-­монахов пополнялся и рос библиотечный фонд, сохранялись произведения античных авторов. Церковь оказала огромное влияние на развитие монументального зодчества и изобразительного искусства. Церкви и монастыри были самыми красивыми и величественными строениями в средневековой Европе. Лучшие из художников и скульпторов стремились принять участие в украшении соборов.


Вопросы


1. Составьте облако слов из новых понятий параграфа.

2. Перечислите пути осуществления христианизации Европы и приведите примеры.

3. Охарактеризуйте систему управления римской христианской церковью.

4. Какие факторы стали основанием для столкновения между западной и восточной христианскими церквями?

4-1. Составьте схему, показывающую структуру римской католической церкви, и охарактеризуйте систему управления церковью.

4-2. Почему главенство в католической церкви получил именно римский епископ?

5. Представьте различия католицизма и православия в виде таблицы.

6. Приведите факты, доказывающие значительное влияние римских пап в Западной Европе в IX–XIII вв. С чем это было связано?

7. Охарактеризуйте представления средневекового человека об устройстве мира и его систему жизненных ценностей. С чем, с вашей точки зрения, было связано такое представление о мире?

Читайте также: