Роль независимой экспертизы в противодействии коррупции доклад

Обновлено: 05.07.2024

  • обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
  • оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
  • обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;
  • компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов;
  • сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных госорганов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Кто вправе проводить антикоррупционную экспертизу

Проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов Законом № 172-ФЗ обязаны прокуратура РФ, Минюст России, а также органы (федеральной исполнительной власти, субъектов РФ, местного самоуправления, а также иные госорганы), организации, их должностные лица. Они должны руководствоваться методикой, которая определена Правительством РФ. Прокуроры проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по следующим вопросам:

  • права, свободы и обязанности человека и гражданина;
  • государственная и муниципальная собственность, государственная и муниципальная служба, бюджетное, налоговое, таможенное лесное, водное, земельное, градостроительное, природоохранное законодательство, законодательство о лицензировании, а также законодательство, регулирующее деятельность госкорпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Россией на основании федерального закона;
  • социальные гарантии лицам, которые замещают (замещали) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы. Минюст России проводит антикоррупционную экспертизу в следующих направлениях: проекты федеральных законов, указов президента РФ и постановлений правительства РФ, которые разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями – при проведении их правовой экспертизы; ·
  • проекты поправок правительства РФ к проектам федеральных законов, которые подготовлены федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями - при проведении их правовой экспертизы; ·
  • нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливают правовой статус организаций или имеют межведомственный характер, а также уставы муниципальных образований и муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы муниципальных образований – при их государственной регистрации; ·
  • нормативные правовые акты субъектов РФ – при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Если в нормативных актах (проектах) обнаружатся коррупциогенные факторы, но устранить их не в компетенции проверяющих, они информируют об этом органы прокуратуры. Антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, которые были приняты реорганизованными или упраздненными органами и организациями, должны проводить органы и организации, которым переданы соответствующие полномочия, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов. Если соответствующие полномочия никому не передавались, экспертизу проводит орган, к компетенции которого относятся функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов. Если проверяющий орган или организация выявит там коррупциогенные факторы, то принимается решение о разработке проекта нормативного правового акта, который исключит эти факторы (ст. 3 Закона № 172-ФЗ).

Методика проведения антикоррупционной экспертизы

Прокуратура, Минюст, органы, организации и их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (далее – Методика). Так, в Методике выделено два вида коррупциогенных факторов:

  • правоприменитель получает необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованно применять исключения из общих правил;
  • содержит неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.

К первому виду коррупциогенных факторов относятся:

Ко второму виду коррупциогенных факторов можно отнести:

  • завышенные требования к лицу, которые предъявляются для реализации принадлежащего ему права, то есть устанавливаются неопределенные, трудновыполнимые и обременительные требования к гражданам и организациям;
  • злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или местного самоуправления (их должностными лицами), то есть отсутствует четкая регламентация прав граждан и организаций;
  • юридико-лингвистическая неопределенность, когда употребляются неустоявшиеся, двусмысленные термины и категории оценочного характера.

Если в нормативных правовых актах (проектах) выявили коррупциогенные факторы, последующие действия будут такими:

  • прокурор требует изменить нормативный правовой акт или обращается в суд в порядке, который предусмотрен процессуальным законодательством РФ;
  • заключение, которое составляется по итогам антикоррупционной экспертизы, – при проведении экспертизы Минюстом России, а также органами, организациями, их должностными лицами.

В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения. Заключение носит рекомендательный характер и должно быть в обязательном порядке рассмотрено соответствующим органом, организацией или должностным лицом.

Независимая антикоррупционная экспертиза

  • федеральных законов (ФЗ);
  • указов президента РФ;
  • постановлений правительства РФ;
  • концепций и технических заданий на разработку проектов ФЗ;
  • официальных отзывов и заключений на проекты ФЗ.

Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении. В нем должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения. Такое заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в 30-дневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

Результаты экспертизы отражаются в заключении по форме, утверждаемой Минюстом РФ. Юридические и физические лица, аккредитованные в качестве экспертов, направляют в бумажном или электронном виде:

  • Заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы передаются в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, иные госорганы, органы местного самоуправления и организации, которые разработали соответствующий документ;
  • Копии заключений передаются в Минюст РФ или его территориальный орган.

Органы государственной власти, чьи нормативные правовые акты подлежат государственной регистрации, должны разместить на своих официальных сайтах адрес электронной почты, который предназначен для получения заключений независимой антикоррупционной экспертизы, и в течение уведомить о нем Минюст РФ.

Если заключение независимой антикоррупционной экспертизы не соответствует утвержденной форме, ведомство возвращает его не позднее 30 дней после регистрации с указанием причин (постановление Правительства РФ от 27 марта 2013 года № 274).

Антикоррупционная экспертиза

Антикоррупционную экспертизу можно охарактеризовать как деятельность определенных субъектов, которая проводится с целью выявления в нормативно правовых актах, а также в их проектах норм и пунктов, которые содержат коррупционные факторы.

Проблема противодействия коррупции является общегосударственной задачей. Каждое государство принимает определенные меры, которые направлены на снижение влияния коррупции на все сферы жизнедеятельности общества.

Антикоррупционную экспертизу можно охарактеризовать как деятельность определенных субъектов, которая проводится с целью выявления в нормативно правовых актах, а также в их проектах норм и пунктов, которые содержат коррупционные факторы. Данная деятельность включает также предложение рекомендаций, направленных на устранение вышеуказанных факторов. При этом данная экспертиза проводится: как по отношению законодательных актов; так и по отношению правовых актов органов исполнительной власти, в том числе и различные распоряжения.

Вопросы антикоррупционной экспертизы получили свое регулирование как на международном, так и на государственном уровне.

На уровне международных отношений данный вопрос получил свое регулирование в Конвенции ООН против коррупции.

Антикоррупционная экспертиза, которая проводится в отношении правовых актов, основывается на определенных принципах, содержание и перспективы использования которых предусмотрены действующим законодательством.

В частности, в качестве принципов можно отметить:

  • обязательность проведения экспертизы;
  • проведения оценки нормативно-правовых актов во взаимосвязи с другими нормативно-правовыми актами;
  • обоснованность экспертизы, а также проверяемость и объективность ее результатов;
  • требование компетентности лиц, которые проводят экспертизу;
  • обязательное сотрудничество государственных органов в данной сфере.

1. Согласно принципу обязательности проведения экспертизы все нормативно-правовые акты, а также их проекты должны быть объектом данной экспертизы в обязательном порядке.

При этом говоря об обязательности экспертизы необходимо обратить внимание на тот факт, что обязательным является не только проведение данной экспертизы, но и выполнение соответствующих рекомендаций и предложений, которые были выдвинуты в результате в результате проведения данной экспертизы.

2. Согласно второму принципу эксперт, который осуществляет экспертизу конкретного нормативно-правового акта, должен изучить его во взаимосвязи с другими нормативно-правовыми актами, которые регулируют данную сферу правоотношений.

При выявлении коррупционных факторов эксперт должен выдвинуть предложение, направленное на их устранение.

3. Согласно третьему принципу экспертиза должна быть обоснованной, а ее результаты – проверяемыми и объективными.

Данное требование присуще научному познанию, а антикоррупционная экспертиза является видом научного познания.

4. Принцип компетентности лиц, которые осуществляют экспертизу, требует высшего образования, а также не менее 5-летнего стажа работы в соответствующей сфере.

Ведь уровень знаний эксперта играет важную роль в получении правильных результатов.

5. Принцип обязательности сотрудничества государственные органов заключается в том, что государственные органы обязаны предоставить экспертам соответствующие материалы и информацию, необходимую для проведения экспертизы.

Антикоррупционная экспертиза она имеет определенные цели и задачи, которые установлены в законодательстве.

В качестве основной цели данной деятельности можно указать недопущение в содержание нормативно-правовых актов таких норм, которые являются коррупциогенными, т.е. которые могут создать условия проявления коррупции.

Что же касается задач данной деятельности, то в качестве таковых можно указать:

  • выявление в содержании правовых актов коррупционных факторов;
  • проведение оценки принятия подобного проекта;
  • выработка необходимых для устранения пробелом рекомендаций.

Согласно действующему законодательству антикоррупционная экспертиза проводится:

  • как государственными;
  • так и независимыми экспертами.

Соответственно существуют следующие виды экспертизы:

Экспертиза может проводиться:

  • прокуратурой;
  • министерством юстиций;
  • другими органами и их служащими;
  • независимыми экспертами.

В соответствии с действующим законодательством государственные органы, организации и учреждения должны провести антикоррупционную экспертизу тех правовых актов, которые были приняты данными органами.

Например, Минобрнауки РФ и БГТУ им. В.Г. Шухова проводят экспертизу тех правовых актов, которые были ими приняты.

Процесс проведения антикоррупционной экспертизы регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

Данные документы тщательно регламентируют порядок проведения экспертизы, сроки ее проведения и полномочия соответствующих органов. Также стоит отметить, что начать проведение исследования можно на основании постановления прокуратуры.

Вместе с проектом правового акта также публикуются сроки осуществления независимой экспертизы. При этом законодательство гласит, что данный срок не может быть менее 7 дней. Но экспертам может также быть предоставлен более долгий промежуток времени.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации



Вконтакте
Youtube
Instagram
Facebook


В данной статье проводится анализ основных правовых положений, характеризующих проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов. Также определяется основное значение такой экспертизы для системы права в целом и правотворчества в частности. Кроме того, автор проводит анализ основных итогов деятельности региональных органов по регулированию проведения антикоррупционной экспертизы документов.

Ключевые слова: антикоррупционная экспертиза, документ, деятельность органов, коррупционные факторы.

Искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, заявлено Президентом Российской Федерации как основная цель реализации Национальной стратегии противодействия коррупции.

Представляется справедливым высказывание Фофановой М. В. о том, что «преодоление коррупциогенности нормативных правовых актов непосредственно связано с формированием в государстве эффективно действующей правовой системы, системы государственного управления, построенной строго на основе права. Качество правового регулирования напрямую влияет на развитие российской экономики, а значит и на качество жизни населения в целом.

В связи с этим одним из наиболее значимых направлений борьбы с коррупцией является совместная деятельность государственных органов и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции, направленная на профилактику данного явления.

Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 правила и методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, призванные обеспечить единообразный порядок применения данной профилактической меры в противодействии коррупционным проявлениям.

Рассматривая способы решения функциональных задач по вопросам антикоррупционной экспертизы, включая независимую антикоррупционную экспертизу, в различных субъектах Российской Федерации, необходимо отметить, что во многих субъектах Российской Федерации (включая Хабаровский край) перечень актов, подлежащих антикоррупционной экспертизе, и процедура ее проведения государственными органами, разрабатывающими и принимающими соответствующие акты, предусмотрены в базовых законах о противодействии коррупции (Калининградская, Свердловская, Владимирская, Ярославская, Томская, Новгородская, Челябинская, Воронежская области, Приморский, Краснодарский края) [6].

При этом в развитие указанных положений базовых законов органами государственной власти субъектов осуществляется собственное подзаконное регулирование по данному вопросу. В частности, в соответствии со специальными актами законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации утверждены специальные акты (положения, порядки, регламенты) проведения антикоррупционной экспертизы постановлений законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации и их проектов, а также нормативных правовых актов и их проектов, принимаемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и их должностными лицами (Хабаровский, Алтайский края, Республика Коми, Архангельская, Пензенская, Тюменская, Калужская, Ульяновская, Амурская области).

В отдельных субъектах Российской Федерации приняты специальные законы об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов (Рязанская, Мурманская области), которыми устанавливаются общие правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, обязательные для всех органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. В указанных актах устанавливаются полномочия органов, которые проводят антикоррупционную экспертизу; сроки проведения экспертизы, сведения, которые должны содержаться в экспертном заключении по результатам проведенной антикоррупционной экспертизы; порядок рассмотрения заключений по результатам антикоррупционной экспертизы органом — разработчиком нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта).

Вместе с тем необходимо отметить, что, несмотря на различие в вышеуказанных способах правового регулирования, содержащихся в антикоррупционном законодательстве субъектов Российской Федерации, за основу принимаются общие требования к методике и правилам проведения антикоррупционной экспертизы, утвержденные вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации № 96.

Проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов на стадии их разработки является достаточно эффективным способом противодействия коррупции в сфере законотворчества, поскольку уже на данном этапе разработки нормативных правовых актов позволяет выявить и устранить коррупциогенные положения при непосредственном участии органов прокуратуры Хабаровского края, Управления Минюста России по Хабаровскому краю, а также общественности [6].

По результатам реализации прокуратурой Хабаровского края своих полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов по итогам 2017 года в качестве основных выявляемых коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах отмечаются отсутствие или неполнота административных процедур, принятие нормативных правовых актов за пределами компетенции, широта дискреционных полномочий, выборочное изменение объема прав.

Наибольшее количество коррупциогенных факторов выявлено прокурорами в нормативных правовых актах, регулирующих права и свободы граждан, бюджетные правоотношения.

На сегодняшний день уменьшается количество выявляемых прокурорами коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах органов власти субъекта Российской Федерации. Основная масса коррупциогенных факторов, выявляемых органами прокуратуры, приходится на акты органов местного самоуправления.

Анализ работы Управления Минюста России Хабаровскому краю в рамках предоставленных федеральным законодательством полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Хабаровского края, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований свидетельствует о значительном снижении количества выявленных в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов.

При этом в качестве основного коррупциогенного фактора в последние годы Управление Минюста России по Хабаровскому краю отмечает наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права.

Также необходимо отметить, что практически во всех муниципальных образованиях Хабаровского края ведется активная работа по проведению антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов и их проектов, при этом работа осуществляется при тесном сотрудничестве с иными субъектами антикоррупционной деятельности.

Обращает на себя внимание тот факт, что в настоящее время в Хабаровском крае недостаточно активно проводится независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. В связи с этим на территории региона ведется работа по активизации деятельности независимых экспертов.

Так, департаментом правопорядка и противодействия коррупции Хабаровского края реализуются меры, направленные на обеспечение дополнительных гарантий проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Органами власти Хабаровского крная на официальных сайтах в сети Интернет размещаются проекты нормативных правовых актов, определен порядок рассмотрения заключений независимых экспертов. В Управление Минюста России по Хабаровскому краю регулярно направляются сведения о поступивших заключениях независимых экспертов.

Результатом принятия дополнительных гарантий независимой экспертизы стало увеличение количества экспертных заключений независимых экспертов по сравнению с прошедшим периодом.

В целях усиления механизмов, направленных на противодействие коррупции, а также на совершенствование регламентирующих правовых норм антикоррупционного законодательства (в части осуществления деятельности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов) представляется целесообразным создание единого регионального интернет-портала для размещения проектов актов в целях их общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы, а также в целях повышения качества независимых экспертов рассмотрение вопроса о расширении перечня оснований для принятия решения об аннулировании аккредитации независимого эксперта в случае непроведения экспертом в течение двух лет независимой антикоррупционной экспертизы.

Что касается предложений по совершенствованию действующего законодательства, представляется целесообразным уточнить содержание такого принципа антикоррупционной экспертизы, как оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами, установленного подпунктом 2 статьи 2 Закона № 172-ФЗ [2].

Этот принцип является единственным из определенных в статье пяти принципов, не содержащим указание на проекты нормативных правовых актов, что может способствовать неверному толкованию данного подпункта. Так, можно сделать вывод, что оценке во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами подлежит только нормативный правовой акт, но не его проект. В то же время из анализа принципов организации антикоррупционной экспертизы в целом следует, что данные принципы в их совокупности применимы, в первую очередь, к проектам нормативных правовых актов, о чем свидетельствует и наименование статьи 2.

Учитывая вышеизложенное, считаю необходимым указать, что оценке во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами подлежит и проект нормативного правового акта.

Решение вопроса о дальнейшем совершенствовании нормативного и методического обеспечения антикоррупционной экспертизы, являющееся одним из приоритетных направлений деятельности соответствующих органов государственной власти, как справедливо отмечает Попов И. А. [4], должно осуществляться с привлечением к этой работе компетентных специалистов в данной сфере и научного потенциала.

1. О противодействии коррупции: федер. закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 2008. — № 52 (ч. 1). — Ст. 6228

2. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: федер. закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 2009. — № 29. — Ст. 3609.

3. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 // Собр. законодательства РФ. — 2010. — № 10. — Ст. 1084.

4. Попов, И. А. О некоторых проблемах нормативно-правового и организационно-методического обеспечения антикоррупционной экспертизы И. А. Попов // Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов. — 2017. — № 7. — С. 4–8.

5. Ревина, С. Н. Теоретические проблемы правового регулирования рыночных отношений в современной России: автореферат докторской диссертации по юридическим наукам / С. Н. Ревина. — Нижний Новгород. — 2018. — 56 с.

6. Фофанова, М. В. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов как эффективный инструмент противодействия коррупции / М. В. Фофанова // Гражданское общество и правовое государство. — Барнаул. — 2015. — № 5. — С. 90–93.

7. Шуманов, И. В. Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов как эффективный инструмент влияния гражданского общества на органы публичной власти / И. В. Шуманов // Юристъ-Правоведъ. — Ростов-на-Дону. — 2016. — № 4. — С. 16–20.

Основные термины (генерируются автоматически): антикоррупционная экспертиза, Российская Федерация, акт, Хабаровский край, нормативный правовой акт, проект, Россия, независимая антикоррупционная экспертиза, орган, противодействие коррупции.

Гост

ГОСТ

Антикоррупционная экспертиза – это правовое исследование нормативно-правовых актов и проектов таких актов, производство которой осуществляется уполномоченными субъектами для реализации противодействия коррупции посредством выявления при таком исследовании коррупциогенных факторов в актах и их проектах для последующего их устранения.

Нормативно-правовое регулирование антикоррупционной экспертизы как средства противодействия коррупции

Вопросы организации и правового обеспечения антикоррупционной экспертизы актов законодательства и подзаконного нормотворчества подлежат регламентации в специальном федеральном законодательстве об антикоррупционной экспертизе.

Вопросы проведения экспертных исследований на предмет коррупциогенных факторов в законодательстве и подзаконных нормативно-правовых актах регионального уровня разрешаются в законодательстве регионов.

Конкретизация полномочий специальных органов публичного управления и органов общей компетенции федерального и регионального уровней по вопросам антикоррупционного исследования нормативно-правовых актов и их проектов осуществляется в положениях, регламентирующих реализацию полномочий таких органов.

Понятие и значение антикоррупционной экспертизы как средства противодействия коррупции

Вопросы противодействия коррупции сегодня широко исследуются в теории и практике публичного управления для выработки эффективных инструментов противодействия. Значение организации и реализации системы мероприятий противодействия коррупционным явлениям обусловлено следующими причинами:

  • коррупция приводит к нецелевому использованию бюджетных ресурсов и, как следствие, оставляет нерешенными задачи публичного управления на всех уровнях власти;
  • коррупция наносит материальный ущерб конкретным гражданам, организациям и публично-правовым образованиям;
  • коррупция приводит к снижению доверия населения к системе публичного управления и пр.

Готовые работы на аналогичную тему

Именно поэтому сегодня на всех уровнях публичного управления разрабатываются и реализуются антикоррупционные мероприятия как средство противодействия коррупции. К числу таких мероприятий относятся:

  • антикоррупционное экспертное исследование нормативно-правовых актов и их проектов;
  • процедура урегулирования конфликта интересов в системе государственной и муниципальной службы и пр.

Антикоррупционное исследование нормативно-правовых актов и их проектов на предмет коррупциогенных факторов направлено на установление следующих потенциально опасных с точки зрения возможных злоупотреблений положений нормативно-правовых актов:

  • положений, которые устанавливают неоправданно широкие границы для усмотрения при правоприменении;
  • положений, которые допускают возможность неоправданного применения исключений из общих установленных положений;
  • положений, которые содержат труднореализуемые, недостаточно конкретизированные и обременительные требования в отношении физических и юридических лиц.

Субъекты антикоррупционной экспертизы как средства противодействия коррупции

Федеральным законодательством в систему субъектов, правомочных реализовать антикоррупционное исследование содержания проектов нормативно-правовых актов и непосредственно нормативно-правовых актов, включены:

  • Прокуратура страны как специальный надзорный орган;
  • Министерство юстиции;
  • федеральные, региональные и муниципальные органы публичного управления, организации и должностные лица, которые разрабатывают и утверждают в процессе реализации возложенных на них полномочий нормативно-правовые акты.

Если же коррупциогенные факторы выявлены органами, организациями или должностными лицами, на которых не возложены полномочия по проведению экспертизы, органы могут проинформировать о выявленных недостатках прокуратуру.

Принципы проведения антикоррупционной экспертизы

Специальным федеральным законодательством, регулирующим вопросы реализации антикоррупционного экспертного исследования нормативных правовых актов и их проектов, предусматриваются принципы проведения такой экспертизы:

  1. Наличие профессиональных компетенций у субъекта, реализующего экспертное исследование. Так, для исследования текста правовых актов на предмет коррупциогенных факторов необходимо обладать специальными познаниями в сфере юриспруденции, в конкретной сфере публичного управления и, кроме того, иметь практический опыт и навыки эксперта для правового экспертного исследования актов;
  2. Обязательность исследования нормативно-правовых актов и их проектов на предмет коррупциогенных факторов. Иными словами, антикоррупционная экспертиза актов правотворчества сегодня входит в число полномочий всех органов публичного управления как эффективное средство противодействия коррупции. Так, должностное лицо или орган публичного управления, которому предоставлены полномочия по изданию правовых актов, наделяются дополнительными правомочиями по их антикоррупционной проверке;
  3. Системность оценки актов правотворчества. Названный принцип предполагает, что экспертное исследование и оценка содержания правовых актов должна осуществляться при сопоставлении с иными нормативно-правовыми актами. Названный принцип обусловлен тем обстоятельством, что современная система правового регулирования предполагает широкое взаимопроникновение отдельных отраслей и институтов правового регулирования, в том числе это выражается в наличии отсылочных, бланкетных норм, что требует для установления подлинного содержания конкретного нормативно-правового акта обращения к системе взаимосвязанных с ним актов;

Обоснованность, объективность, проверяемость результатов антикоррупционного исследования. Антикоррупционная экспертиза представляет собой научное исследование содержания актов правотворчества, и потому результаты экспертного исследования должны быть:

Читайте также: