Этикет приветствия доклад 3 класс

Обновлено: 07.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Черемшанская СОШ им. Сергея Павлова-филиал МБОУ Тюменцевской
СОШ Тюменцевского района Алтайского края

Приветствие – один из самых важных знаков речевого этикета. С его помощью определяются отношения между людьми. При изучении и описании какого-либо языка люди нередко начинают с этикета приветствия для того, чтобы не возникало трудностей в общении.

Когда мы здороваемся, то мы показываем собеседнику, что мы хотим дальше продолжать общение.

У многих народов выбор приветствия зависит не только от возраста, пола и степени близости общающихся, но и от времени суток, чем занят этот человек и кто он.

Формы приветствий
Универсальные
Деловые
Дружеские

Всемирный день приветствий
21 ноября по всему миру отмечается день приветствий.

Спасибо за внимание!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 607 232 материала в базе

Материал подходит для УМК

§ 15. Речевой этикет: нормы и традиции

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.03.2021 12077
  • PPTX 2.6 мбайт
  • 166 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Адышева Елена Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ЭТИКЕТ ПРИВЕТСТВИЯ


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Язык всегда предоставляет говорящему возможность выбора: как выразить мысль, как сказать метко и доходчиво, чтобы быть услышанным и понятым. Человек должен иметь эту свободу выбора, иначе развитие языка зайдёт в тупик. Но у него должны быть критерии выбора. А главными критериями являются уместность данной формы речи в ситуации общения и эффективность речи: большего положительного результата достигнет слово, взвешенное и корректное. Ведь словом можно воздействовать, как жестом или поступком: можно обидеть, оскорбить, а можно поддержать или восславить.

Многообразие форм приветствий в мире

«О племени масаи рассказывают, что перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки. Житель Тибета, снимая шляпу, высовывает язык, а левую руку держит за ухом, как бы прислушиваясь. Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами. А в Англии женщина на улице, как правило, первой приветствует мужчину, так как ей предоставляется право решать, желает ли она публично подтвердить своё знакомство с данным мужчиной или нет. Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются. У японцев для приветствия существуют три вида поклонов: низкий, средний и лёгкий (с углом 15 градусов).

Современный демократический этикет всё больше ориентируется на гуманизм, равенство и справедливость в отношениях между людьми. В демократическом этикете всё чаще принимается и даже становится нормой правило: первым здоровается более вежливый. Если учитель первым здоровается с учениками, он поступает по законам демократического этикета. Если ученик первым приветствует учителя, он поступает по зову сердца, приветствуя старшего в знак уважения.

Новое в речевом этикете

Мы живем в эпоху больших и, главное, быстрых изменений в языке и речи. Наиболее заметны изменения в лексике: многочисленные заимствования, проникновение жаргонизмов в нашу речь и т. д. Именно это, прежде всего, описывают лингвисты, именно это замечают сами носители языка. Как ни странно, менее заметными оказываются изменения в речевом этикете. Новых слов в этой области практически не появилось. По - видимому, старшее поколение рассматривает изменения речевого этикета как простое и случайное его нарушение, а младшее - как норму. Собственно же процесс изменений остается незамеченным. Однако изменения в речевом этикете происходят.

Хорошо известно, что язык развивается, и в процессе развития языка постепенно изменяются языковые нормы. Однако не менее хорошо известно, что нормы литературного языка по природе консервативны. Если бы нормативным безотлагательно и безоглядно признавалось все новое, что возникает в речи, мы не имели бы литературного языка вообще, так как литературный язык есть результат тщательного и длительного отбора языковых средств. Языковой идеал, по меткому выражению А.М.Пешковского, - единственный из всех идеалов, который лежит позади, т.е., овладевая литературным языком, мы стремимся говорить так, как говорили лучшие писатели, наши учителя, родители - словом, представители

С этих позиций рассмотрим тот фрагмент русского речевого этикета, который связан с речевым актом приветствия. Известны и употребительны различные приветствия, отличающиеся стилистической окраской, степенью распространенности и сферами функционирования, но являющиеся при этом именно приветствиями:

Здравствуй! Здравствуйте! Добрый день! Доброе утро! Добрый вечер! (стилистически нейтральные, уместные в любой обстановке и при различном характере отношений между общающимися);

Приветствую вас! (несколько архаическое, с оттенком торжественности, уместное в официальной обстановке);

Привет! Салют! (разговорные, фамильярные, уместные в неофициальной обстановке, при наличии неофициальных отношений между говорящими);

Приветик! (разговорно-просторечное, сниженное, иронически-шутливое, возможное только в неофициальной обстановке, между находящимися в дружеских отношениях говорящими);

Следуя западным фильмам, стало модным и в России при встрече, в качестве приветствия, обниматься и прижиматься друг к другу щеками, вытягивая губы и имитируя поцелуй.

форм приветствия и прощания: Здравствуйте, здравствуйте!, Привет, привет!, До свидания, до свидания!, Пока, пока! Но особая интонация и специфически быстрый темп речи показывают, что здесь мы скорее имеем дело с единой формулой, используемой, по-видимому, вполне сознательно как английского bye-bye. Впрочем, эта новация не оказала никакого влияния на реальный "внетелевизионный" этикет и реализована только в очень узком журналистском кругу.

Большое распространение получило еще одно телевизионное приветствие: Доброй ночи! Его возникновение связано с появлением новой реалии - ночного телевидения. Это приветствие стали употреблять телеведущие под влиянием разложения этикетных формул Доброе утро!, Добрый день!, Добрый вечер!, позднее оно было подхвачено телезрителями, задающими вопросы в прямом ночном эфире.

Интересно отметить, что употребление данной формулы в качестве приветствия противоречит некоторым языковым законам или тенденциям.

Во-первых, в европейских языках аналогичная формула используется именно при прощании, а не при приветствии: англ. gооdmorning, gооdevening,- gооdnight, нем.GutenMorgen, Guten Тag - GuteNacht, фр.bonmatin, bonjour - bonnenuit - то есть соответствует стандартному русскомуСпокойной ночи!

Во-вторых, в русском языке Доброй ночи! как формула прощания также существует, хотя и используется значительно реже формулы Спокойной ночи!

В-третьих, формула Доброй ночи! возникла не только под влиянием формул приветствия Доброе утро!, Добрый день!, Добрый вечер! ,но и под влиянием упомянутой уже формулы Спокойной ночи! Но родительный падеж фактически означает, что мы имеем дело с пожеланием: (желаю вам) спокойной ночи, а пожелания стандартно используются именно в качестве формул прощания, употребление многих из них закреплено в языке:

Счастливого пути! Удачи! и т.д.

Нарушения правил речевого этикета

С точки зрения синтаксиса все эти приветствия не являются предложениями в грамматическом смысле, т.к. они лишены грамматического значения предикативности (соотнесенности с модально-временным планом); но коммуникативными единицами (коммуникатами) они, безусловно, являются. Такие единицы служат не для передачи собеседнику какой-либо информации, не для побуждения кого-либо к действию и не для запроса информации, как обычные повествовательные, побудительные и вопросительные предложения, а являются реакцией на ситуацию или слова собеседника. Русский речевой этикет требует, чтобы на приветствие отвечали тоже приветствием. Не ответить собеседнику на приветствие, проигнорировать его означает проявить к собеседнику неуважение, что является не только нарушением речевого этикета, но и этических норм, принятых в культурном обществе.

То, что все приведенные выше примеры являются именно приветствиями, доказывается, в частности, их взаимозаменяемостью (разумеется, при условии их стилистической однородности или стилистической нейтральности); например:

Стихия разговорной речи сейчас как никогда неоднородна и разнородна. Она размывает границы и нормы литературного языка. Сейчас в обществе необычайно разнообразны формы приветствия.

Многообразие форм приветствий в мире

В школьном обществе формы приветствия, как правило, являются отражением иерархических зависимостей. Современный демократический этикет всё больше ориентируется на гуманизм, равенство и справедливость в отношениях между людьми. В демократическом этикете всё чаще принимается и даже становится нормой правило: первым здоровается более вежливый. Если учитель первым здоровается с учениками, он поступает по законам демократического этикета. Если ученик первым приветствует учителя, он поступает по зову сердца, приветствуя старшего в знак уважения.

Новое в речевом этикете

Мы живем в эпоху больших и, главное, быстрых изменений в языке и речи. Наиболее заметны изменения в лексике: многочисленные заимствования, проникновение жаргонизмов в нашу речь и т. д. Именно это прежде всего описывают лингвисты, именно это замечают сами носители языка. Как ни странно, менее заметными оказываются изменения в речевом этикете. Новых слов в этой области практически не появилось. По - видимому, старшее поколение рассматривает изменения речевого этикета как простое и случайное его нарушение, а младшее - как норму. Собственно же процесс изменений остается незамеченным. Однако изменения в речевом этикете происходят.

С этих позиций рассмотрим тот фрагмент русского речевого этикета, который связан с речевым актом приветствия. Известны и употребительны различные приветствия, отличающиеся стилистической окраской, степенью распространенности и сферами функционирования, но являющиеся при этом именно приветствиями:

Здравствуй! Здравствуйте! Добрый день! Доброе утро! Добрый вечер! (стилистически нейтральные, уместные в любой обстановке и при различном характере отношений между общающимися);

Приветствую вас! (несколько архаическое, с оттенком торжественности, уместное в официальной обстановке);

Привет! Салют! (разговорные, фамильярные, уместные в неофициальной обстановке, при наличии неофициальных отношений между говорящими);

Приветик! (разговорно-просторечное, сниженное, иронически-шутливое, возможное только в неофициальной обстановке, между находящимися в дружеских отношениях говорящими);

Следуя западным фильмам, стало модным и в России при встрече, в качестве приветствия, обниматься и прижиматься друг к другу щеками, вытягивая губы и имитируя поцелуй.

Большое распространение получило еще одно телевизионное приветствие: Доброй ночи! Его возникновение связано с появлением новой реалии - ночного телевидения. Это приветствие стали употреблять телеведущие под влиянием разложения этикетных формул Доброе утро!, Добрый день!, Добрый вечер!, позднее оно было подхвачено телезрителями, задающими вопросы в прямом ночном эфире.

Интересно отметить, что употребление данной формулы в качестве приветствия противоречит некоторым языковым законам или тенденциям.

Во-первых, в европейских языках аналогичная формула используется именно при прощании, а не при приветствии: англ. gооd morning, gооd evening,- gооd night, нем. Guten Morgen, Guten Тag - Gute Nacht, фр. bon matin, bonjour - bonne nuit - то есть соответствует стандартному русскому Спокойной ночи!

Во-вторых, в русском языке Доброй ночи! как формула прощания также существует, хотя и используется значительно реже формулы Спокойной ночи!

В-третьих, формула Доброй ночи! возникла не только под влиянием формул приветствия Доброе утро!, Добрый день!, Добрый вечер! , но и под влиянием упомянутой уже формулы Спокойной ночи! Но родительный падеж фактически означает, что мы имеем дело с пожеланием: ( желаю вам) спокойной ночи, а пожелания стандартно используются именно в качестве формул прощания, употребление многих из них закреплено в языке: Счастливого пути! Удачи! и т.д. [4, 1].

Нарушения правил речевого этикета

С точки зрения синтаксиса все эти приветствия не являются предложениями в грамматическом смысле, т.к. они лишены грамматического значения предикативности (соотнесенности с модально-временным планом); но коммуникативными единицами (коммуникатами) они, безусловно, являются. Такие единицы служат не для передачи собеседнику какой-либо информации, не для побуждения кого-либо к действию и не для запроса информации, как обычные повествовательные, побудительные и вопросительные предложения, а являются реакцией на ситуацию или слова собеседника. Русский речевой этикет требует, чтобы на приветствие отвечали тоже приветствием. Не ответить собеседнику на приветствие, проигнорировать его означает проявить к собеседнику неуважение, что является не только нарушением речевого этикета, но и этических норм, принятых в культурном обществе.

То, что все приведенные выше примеры являются именно приветствиями, доказывается, в частности, их взаимозаменяемостью (разумеется, при условии их стилистической однородности или стилистической нейтральности); например:

  1. -Приветствую вас! -Здравствуйте
  2. -Здравствуй/те!

В последнее время достаточно частой стала речевая ситуация, подобная следующей: вы звоните знакомому, трубку снимает его сын (или дочь0, и вы, прежде чем обратиться с просьбой позвать к телефону вашего знакомого, естественно, здороваетесь с тем, кто снял трубку. И вот тут вас ожидает сюрприз:

- Здравствуйте! – говорите вы и слышите в ответ:

- Добрый вечер ! – говорите вы, а в ответ раздаётся:

Приветствие говорившего фактически было проигнорировано: в ответ он не услышал приветствия, а значит, был нарушен речевой этикет, поэтому говорящий испытал эмоциональный дискомфорт, подобный тому, какой может испытать человек, протянувший руку для пожатия, когда эту руку вольно или невольно не заметили.

Кроме того, сочетания Добрый день! (Доброе утро! и Добрый вечер!) являются устойчивыми и неразложимыми и в качестве приветствия выступают только в полном составе.

Таким образом, употребление Да и Добрый ! В качестве приветствия приводит к нарушению языковых (синтаксических и стилистических) норм, к коммуникативному сбою и нарушению правил речевого этикета. Следствием этих нарушений и является ощущение того, что приветствие было проигнорировано, а это у воспитанного человека с хорошим языковым чутьём не может не вызвать состояния эмоционального дискомфорта.

Разумеется, нормы могут изменяться, о чём было сказано выше. Но это изменение должно быть коммуникативно оправданным. Без необходимости, только из любви ко всему новому или из слепого подражания моде нарушать нормы не следует.

Требование разумного консерватизма в соблюдении норм означает, что носители литературного языка не должны бездумно следовать языковой моде. Речь идёт вовсе не о полном и категорическом отвержении всего нового в языке, а о необходимости критического отношения к различным речевым новациям, о необходимости их всестороннего анализа с тем, чтобы не спешить объявлять их речевой нормой. Так считает О. А. Крылова, доктор филологических наук [5, 4].

Таким образом, именно бережное отношение к языку (а значит и к сложившимся нормам литературного языка) – показатель высокой речевой культуры как отдельных носителей языка, так и всего общества в целом.

Ведь «человек, сколько себя помнит, всегда задумывался над словом, собственной речью, родным языком. И в древности уже пытались понять, отчего изменяется слово и что оно значит.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: знакомство с правилами приветствия в разных странах, формирование основ нравственного поведения, улучшение социально-психологического климата в коллективе.

Задачи: 1). Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми.

2). Способствовать формированию у детей навыков культурного поведения.

1)Просветительская: расширяет круг знаний учеников.

2)Ориентирующая: формирование у учащихся определённых отношений к объектам окружающей действительности.

3)Направляющая: помогает переводить разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность.

4)Формирующая: формирование у школьников привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя.

Тип: нравственный классный час.

Форма проведения: беседа.

Оборудование: презентация, раздаточный материал (бланки для теста, памятки).

Ход классного часа

1.Вступительная часть.

1.Знакомство с участниками беседы.

Поведение для человека – главная наука. Лучше уже с детства знать, как правильно разговаривать по телефону, как вести себя за столом, в гостях.

Оказывается, знакомство – целая наука.

– Для чего мы знакомимся?

– Представьте себе, что вы впервые видите друг друга и вам обязательно надо познакомиться.

1.1.Учитель представляется сам и просит представиться каждого члена класса. Каждый участник называет свое имя, хобби, девиз жизни.

Запомним простые п р а в и л а:

 Первым должен называть свое имя тот, кого представляют.

 Если представленный человек вам неприятен, нельзя подавать виду, держаться необходимо вежливо.

 Вы привели друга домой. Представляете его родителям, т. е. младших по возрасту представляют старшим.

 Если вы пришли на день рождения, хозяин представляет каждого.

2. Основная часть.

1.2. Упражнение: Приветствие.

Цель упражнения: разминка, приветствие участников друг друга, зарядить класс энергией и положительными эмоциями.

Участникам предлагается образовать круг и разделиться на 3 части:

1.3.Вступительное слово учителя:

Поклонившись, мы друг другу сказали.

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто "здравствуйте", больше ведь мы ничего не сказали,

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Не секрет, что есть немало молодых людей, которые иронически относятся не только к самим правилам поведения, но и к тем, кто их соблюдает. Они думают, что образованному человеку, разбирающемуся в литературе, музыке, искусстве, хорошему специалисту, совсем необязательно считаться с тем, входит человек в помещение в шляпе или без нее, протягивает он руку первым, или ждет, когда ее ему подадут.

Для всех существует простое правило: будьте по-настоящему доброжелательны к людям и умейте выразить свое дружеское расположение к ним в понятной им форме.

Сегодня мы поговорим об этикете приветствия.

Приветствие- это акт проявления дружелюбия и уважения. Приветствием начинается наш каждый день.

Игра: Как здороваются в разных странах.

2.1. Участники вытягивают по одной полоске бумаги, становятся в центре круга и приветствуют друг друга, изображая описанный жест, затем объясняют, в какой стране так приветствуют люди друг друга.

Поздоровайтесь, обняв человека и целуя его три раза в щеки. (Нидерланды, Бельгия)

Поздоровайтесь, обняв человека и целуя его два раза в щеки. (Португалия, Испания)

Поздоровайтесь, обняв человека и целуя его четыре раза в щеки. (Париж)

Поздоровайтесь, сложив руки как для молитвы и склонившись. Чем ниже поклон и длительнее он выполняется, тем важнее персона, которой они адресованы. Сайкэйрэй – самый низкий поклон. (Япония)

Поздоровайтесь, потершись друг с другом носами. (Эскимосы)

Поздоровайтесь, горячо и сильно сжав человека в своих объятиях. (Россия, Палестина)

Поздоровайтесь, с помощью крепкого и сильного рукопожатия. (Германия)

Поздоровайтесь с человеком, сохраняя расстояние в 50 см и легко пожимая ему руку. (Англия)

Пожмите протянутую Вам руку двумя руками в знак уважения. (Таджикистан)

Пожмите протянутую вам руку. Положите свою левую руку на правое плечо гостя и поцелуйте его в обе щеки. (Саудовская Аравия)

Пожмите друг другу руки, а затем прижмите правые руки к сердцу. (Иран)

Протяните навстречу друг другу обе руки, подуйте на них, затем пожмите. (Конго)

Поднесите правую руку сначала ко лбу, потом к губам и после этого – к груди. В переводе с языка жестов это значит: я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя. (Североафриканские государства)

Похлопайте в ладоши и присядьте. (Замбези)

Снимите правой рукой шапку с головы, левую руку заложите за ухо и при этом высуньте язык. (Тибет)

Обнюхайте друг друга, потритесь носами, погладьте друг друга по спине. (Полинезия)

Приложите ладонь ко лбу, поверните ее в сторону того, с кем здороваетесь. (Египет, Йемен)

Кулаки выставьте перед собой на уровне груди, поднимите их над головой, разожмите их и резко опустите вниз. ( остров Пасхи )

Поприветствуйте друг друга танцем. (Австралийские аборигены)

2.2. Анализ разминки.

Классный руководитель задает вопросы:

- При каких знаках приветствия вы чувствуете себя нормально?

- Испытывали ли вы уже неловкость, когда в какой-нибудь стране с вами горячо здоровались, пытаясь вас поцеловать, а вы в этот момент отступили неловко назад, так как вы не знали правил данного общества?

3.Знакомство с правилами приветствия.

Беседа с учащимися об этикете приветствия.

3.1. Учитель предлагает проанализировать, что учащиеся знают о правилах приветствия.

Учащиеся высказывают свои суждения

3.2. Вопросы для обсуждения:

1. Как мы должны правильно приветствовать друг друга?

4. Поздоровайтесь, пожалуйста, со мной.

5. Почему при приветствии мы смотрим друг другу в глаза?

6. Что делать при приветствии с головным убором женщине и мужчине?

7. Каким должно быть рукопожатие?

8. Надо ли снимать перчатки при рукопожатии мужчине и женщине?

9. Что делать с очками при рукопожатии? ( солнцезащитными и для зрения)

10. Кто здоровается первым?

11. В каких случаях женщина здоровается первой?

12. Должна ли вставать женщина, приветствуя мужчину?

13. Должен ли вставать мужчина, приветствуя женщину?

14.В каких случаях должны вставать студенты?

15.Что нужно знать о рукопожатии?

16. Сколько вопросов целесообразно задать при приветствии? Насколько подробно нужно на них отвечать?

17. Если на лацкане Вашего пиджака прикреплен бедж с Вашим именем, надо ли представляться при знакомстве?

18. Что должен сделать мужчина с сигаретой при приветствии?

19. На каком расстоянии друг от друга нужно здороваться?

20. Как поступить в затруднительных ситуациях, когда статус Вашего знакомого примерно равен Вашему?

21. Что нужно делать, если Ваш спутник или спутница поздоровались с людьми, которых Вы не знаете?

23. Как следует обмениваться приветствием двум супружеским парам?

24. Как правильно поступить, если с Вами поздоровался незнакомый человек?

25. Какую роль при приветствии играют мимика, жесты и интонация?

4. Практический этап.

4.1 Учащиеся отвечают на вопросы о более сложных этикетных ситуациях.

* Поздоровайтесь со знакомым на другой стороне улицы.

Если вы заметили знакомого вдалеке (на другой стороне улицы, в автобусе и т. п.), и если заметили и вас, то нужно поприветствовать знакомого кивком головы, взмахом руки, поклоном, улыбкой. Кричать во весь голос не следует!

Поздоровайтесь со знакомым, который подходит к Вам.

Если вы увидели знакомого, который приближается к вам, не нужно кричать "здравствуйте!" издалека. Дождитесь, когда расстояние между вами сократится до нескольких шагов.

Ваш спутник поздоровался с незнакомым Вам человеком. Как поступить вам?

Если вы идете с кем-нибудь, и ваш спутник поздоровался с незнакомым вам человеком, следует поздороваться и вам.

Вы встречаете знакомого в компании незнакомца. Поздоровайтесь правильно.

Если вы встречаете знакомого в компании незнакомца, нужно поприветствовать их обоих. Также нужно поприветствовать всех в группе, к которой вы подходите.

Вы идете с группой людей и встречаете своего знакомого. Знакомить своего знакомого с членами своей компании?

Если вы идете в группе и встречаете своего знакомого, не обязательно знакомить с ним остальных. Можно, извинившись, на несколько секунд отойти в сторону и поговорить со знакомым.

Обязательно ли приветствовать тех людей, с которыми вы не знакомы, но часто встречаетесь? (соседями по подъезду, почтальоном, продавцом из ближайшего магазина)

Обязательно нужно приветствовать тех людей, с которыми часто встречаетесь, даже если вы с ними и не знакомы.

Вы входите в помещение, где находится много людей. Поздоровайтесь правильно.

4.2.ТЕСТ: Знаешь ли ты правила этикета?

1. Как здороваются юноша и девушка?

а) первой подает руку девушка;

б) первым подает руку юноша;

в) лучше ограничиться кивком головы;

г) лучше ограничиться словесным приветствием.

2. Кто первым протягивает руку при знакомстве?

а) младший - старшему;

б) старший - младшему;

в) начальник - подчиненному;

г) подчиненный - начальнику.

3. Всегда ли во время знакомства юноша встает?

б) только при знакомстве с девушкой;

в) по своему усмотрению.

4. Может ли юноша, знакомясь с девушкой, свободную руку держать в кармане?

б) может только в том случае, если у него в кармане кошелек с крупной суммой

в) не может - он должен вынуть руку из кармана.

5. Может ли юноша здороваться с сигаретой во рту?

а) может, особенно если сигарета импортная и дорогая;

б) сигарету лучше держать в руке, а не во рту;

в) приветствие и беседа с сигаретой не допустимы.

6. Нужно ли, здороваясь, смотреть человеку в глаза?

а) обязательно, все ваше внимание должно быть сосредоточено на собеседнике;

б) совсем не обязательно - смотря в глаза, можно смутить собеседника;

в) подавая для приветствия правую руку, лучше глядеть чуть левее головы того,

с кем здороваешься - это поможет вам обоим избежать смущения.

7. Нужно ли улыбаться, приветствуя человека?

а) конечно, нет - это несерьезно;

б) смотря по настроению;

в) приветливая улыбка желательна всегда.

8. Может ли юноша подать руку в перчатке для рукопожатия?

а) может, если он обменивается рукопожатием с ровесником;

в) может - в сильный мороз.

9. Должна ли девушка снимать перчатку, здороваясь?

б) должна, если хочет проявить уважение к тому, с кем здоровается, особенно

если этот человек старше ее по возрасту;

в) может не снимать, если температура воздуха ниже -50.

10. Можно ли не принять руки, протянутой для рукопожатия?

в) это может позволить себе в отдельных случаях женщина.

11. Каким должно быть рукопожатие при знакомстве?

а) крепким и продолжительным;

б) слабым и непродолжительным;

в) крепко сожмите руку нового знакомого и несколько секунд потрясите ее, как бы скрепляя союз;

г) рукопожатие должно быть дружелюбным, но недолгим.

12. Сколько раз в день можно здороваться с одним и тем же человеком?

а) только раз - при первой встрече;

б) каждый раз при встрече;

в) несколько раз, если встречи разделяют более или менее значительные промежутки времени.

13. Нужно ли здороваться с людьми, с которыми вы незнакомы, но часто встречаетесь?

а) конечно, ведь это так естественно;

б) зачем здороваться, если человек незнаком?

в) это возможно, если этот человек проявляет к вам повышенный интерес;

г) ни в коем случае.

14. Нужно ли здороваться со знакомым, увидев его в автомашине?

а) не обязательно;

в) только в том случае, если знакомый не сидит за рулем.

15. Незнакомый человек на улице поздоровался с вами, обознавшись. Как быть?

а) сделать вид, что вы не заметили приветствия;

б) ответить приветствием;

в) объяснить человеку его ошибку.

16. Вы обгоняете идущую по улице впереди вас знакомую. Кто из вас двоих

должен поздороваться первым?

а) тот, кого обгоняют;

б) тот, кто обгоняет.

17. Как поступить, если вы увидели знакомого слишком поздно и не успели поздороваться или ответить на приветствие?

а) догнать, извиниться и поздороваться;

б) сделать вид, что все в порядке;

в) при следующей встрече все объяснить и извиниться.

18. Можно ли познакомить двух людей, просто подведя их друг к другу и не называя имен, предложить им самим себя представить?

а) это вполне возможно;

б) человек, их знакомящий между собой, обязан представить каждого;

в) человек, знакомящий их, может поступить по своему усмотрению.

19. Кто здоровается первым: входящий или присутствующий?

а) конечно, входящий;

б) первым здоровается тот, кто вежливее;

в) первым здоровается тот из присутствующих, кто первым заметил входящего.

20. Кто здоровается первым: ожидающий или опаздывающий?

а) конечно, ожидающий - он больше к этому готов;

б) конечно, опаздывающий, чтобы смягчить свое опоздание;

в) если опаздывает девушка, то первой она все равно не здоровается.

21. Как познакомить своих друзей с родителями?

а) представить родителей друзьям;

б) представить друзей родителям;

в) как бы невзначай свести своих родителей и друзей и оставить их наедине -пускай познакомятся сами.

22. Как представляется ребенок?

а) называет свое полное имя;

б) называет имя и фамилию;

в) называет имя, фамилию и отчество.

23. Как поступить, если у вас на улице случилось "ЧП"? (развязался шнурок

ботинка, оторвалась лямка сарафана, ручка сумки и т.д.)?

а) обратиться за помощью к прохожим;

б) не обращая внимания, осторожно продолжать движение;

24. Как вести себя, если на многолюдной улице вы встретили хорошего знакомого?

б) отойти в сторону и поговорить;

в) найти сквер и расположиться для беседы на скамейке.

25. Можно ли дотрагиваться до собеседника во время разговора, хлопать его по плечу, колену?

а) это неприлично, особенно если собеседник - малознакомый человек;

б) можно, так как этим вы выражаете особое отношение к собеседнику;

в) можно лишь в ответ на подобные жесты вашего собеседника.

26. Вы чихнули, а находящиеся рядом пожелали: "Будьте здоровы!" Как быть?

а) сделать вид, что не расслышали;

27. На каком расстоянии должны находиться собеседники?

а) чем дальше, тем лучше - но не дальше того расстояния, которое требует крича;

б) чем ближе, тем лучше; если вы будете слушать дыхание собеседника, вы сможете лучше его понять;

в) оптимальное расстояние - около полуметра, именно такое расстояние позволяет говорить спокойно и непринужденно.

28. Какой стороны следует держаться, идя по улице или коридору?

29. Можно ли есть на улице?

б) можно, если очень хочется;

в) можно, если это что-то штучное (конфета, мороженое, булочка и т.д.).

30. В дверях аудитории - давка. Ребята одной группы входят, другой - выходят.

Кто должен уступить?

а) те, кто входит;

б) те, кто выходит;

в) входящие и выходящие двигаются осторожно навстречу друг другу.

31. Как поступить, если необходимо сказать что-то с большого расстояния - через коридор, через улицу?

а) крикнуть громче;

б) не кричать, а показать жестами;

в) подойти поближе и сказать.

3. Заключительная часть.

5.1. Учитель читает стихотворение.

Я пришел пожелать тебе доброго утра.

Я пришел расспросить тебя: "Как ты спала?

Были ль добрыми сны? Пробуждение - мудрым?

Или, может, в бессоннице ночь провела?

Пусть багрянцем рассветы тебя привечают,

Пусть, как песня веселая, сложится день.

Пусть забвением станут былые печали,

А душа не боится судьбы перемен.

Я не знаю прекрасней творенья Природы!"

Ты в ответ улыбнулась. И, солнцу под стать,

Я под вечер в окно загляну мимоходом,

Чтобы ночи спокойной тебе пожелать.

5.2. Подведение итогов классного часа.

Классный руководитель предлагает ученикам сделать анализ классного часа: отметить положительные и отрицательные стороны, внести предложения и замечания.

Учитель подводит итоги работы класса, предлагает ответить на вопросы теста до конца.

Правила приветствия

Правила приветствия - очень важный шаг в изучении правил этикета. Ведь первое, что мы делаем при встрече со знакомым человеком - это приветствуем его. Этикету общения нужно учить с малолетства, чтобы потом у взрослого человека не возникало трудностей в общении.

Ситуации обмена приветствиями бывают разные. Следует помнить некоторые особенности, если вы хотите быть вежливым человеком и не оскорблять чувства других.

Если вы идете в группе и встречаете своего знакомого, необязательно знакомить с ним остальных. Можно, извинившись, на несколько секунд отойти в сторону и поговорить со знакомым. Но не затягивайте разговор, ведь вас ждут другие люди.

Часто здороваясь, люди обмениваются рукопожатиями. Тут этикет тоже обращает внимание на некоторые тонкости.

  • Первыми подают руку старшие младшим, а не наоборот.
  • Среди ровесников первыми подают руку женщины мужчинам.
  • Если встречаются две супружеские пары, то сначала здороваются друг с другом женщины, затем мужчины приветствуют женщин, после этого мужчины здороваются между собой.
  • Перед рукопожатием мужчина должен обязательно снять перчатку. Женщине это делать необязательно. Однако, приветствуя заметно старших по возрасту, перчатку должны снимать все.

То, как мы начинаем общение с человеком, во многом определяет дальнейшую судьбу этого общения, поэтому стоит соблюдать нехитрые правила этикет, это точно не повредит!

  • Первыми приветствуют младшие старших, мужчины - женщин.
  • Женщина первой приветствует мужчину, если он намного старше ее. Исключения из этого правила: вошедший в комнату, будь то мужчина или женщина, первым здоровается с присутствующими, уходящий - первым прощается с остающимися.
  • Когда в комнате несколько человек, здороваются сначала с хозяйкой дома, потом с другими женщинами, затем - с хозяином дома и мужчинами.
  • Здороваясь с мужчиной, женщина должна первая подать руку. Если она ограничивается поклоном, мужчине не следует протягивать ей руку. То же между старшими и младшими мужчинами.
  • Мужчина всегда встает (за исключением очень пожилых и больных, которым трудно подниматься), здороваясь и с женщинами, и с мужчинами. Женщина, здороваясь с мужчиной, не встает. Исключения; хозяйка дома, принимая гостей, всегда встает, здороваясь с ними.
  • Женщины также встают, когда здороваются с пожилыми мужчинами.
  • Поздоровавшись со своим сверстником, мужчина может сесть. Если же он здоровается с более пожилым мужчиной или с женщиной, то он может сесть лишь после того, как сядут они, или по их позволению. Если хозяйка дома предлагает сесть, а сама продолжает стоять - садиться не следует. Учтите это, когда у вас будут гости.
  • Не принято здороваться через порог, через стол, через какую-либо перегородку.

Можно, конечно, общаться привычным образом, не обращая внимания на все тонкости этикета, если это устраивает ваше окружение. Но, оказавшись в другом обществе, в другой, незнакомой компании, переходя на новую работу или вышестоящую должность, правила общения стоит соблюдать. Иногда от них зависит слишком многое: решение проблемы, установление нужных контактов, дела в бизнесе или начало долгосрочных важных отношений.

Читайте также: