Классовая теория происхождения государства доклад

Обновлено: 05.07.2024

1. Классовая теория (материалистическая) (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) Основой происхождения государства и права признается экономический фактор. Другие факторы носят несущественный характер. Государство возникает на определенной ступени развития производительных сил, характеризуемой расколом первобытного общества на классы с противоположными экономическими интересами. Эти интересы носят антагонистический, то есть непримиримый характер. Функции государства — специальными средствами управления, прежде всего насилия, сдерживать противоборство классов, защищая интересы экономически господствующего класса. Класс — это социальная группа людей (часть сообщества), объединенная общностью экономических интересов, что обусловлено одинаковым отношением к средствам производства. Отношения классов к средствам производства, их роль в общественном производстве, способы и доля получения общественного богатства закрепляются законом. Поскольку между классами существуют непримиримые противоречия, какое-либо социальное партнерство между ними невозможно.

Социальное и имущественное расслоение обусловливают такие явления, как непрерывная классовая борьба, постоянные социальные конфликты. Родоплеменная организация, рассчитанная на монолитное единство людей, уже не в силах предохранить общество от распада. Потребность в создании новой властной организации и системы социальных норм, отвечавших изменившимся условиям, приводит к возникновению государства и права.

Государство — всегда машина, аппарат для подавления одним классом другого. В свою очередь, право есть возведенная в закон воля господствующего класса. Она приобретает государственный характер, поскольку правотворчество есть исключительная прерогатива государства. Право — это всего лишь инструмент, средство для навязывания воли господствующего класса.

Классовая теория определяет государство и право как исторически преходящие, временные явления, связанные с существованием классовых различий. В будущем они отомрут, уступив место бесклассовому обществу.

2. Теологическая (религиозная) теория (Аврелий Августин, Фома Аквинский, Ж. Маритен, Д. Мерсье, многочисленные церковные деятели прошлого и настоящего)

3. Патриархальная теория (Аристотель, Платон, Фильмер, Н.К.Михайловский и др.) Государство возникает из разрастающейся кровнородственной семьи. Глава семьи превращается в главу государства, становится вождем, царем, монархом. Его власть органично продолжает власть отца над членами семьи. Последний вправе руководить семейной собственностью, наказывать своих ближних. Точно так же и глава государства (отец нации) вправе управлять судьбами своих подданных. Как биосоциальное существо человек стремится к созданию патриархальной семьи; в свою очередь, рост и объединение семей приводит к возникновению государства.

4. Органическая теория (Платон, Бюнчли, Г. Спенсер, Р. Вормс, Прейс и др.)

Государство сравнивается с живым организмом, его развитие — с общей эволюцией органического (живого) мира. При этом биологические закономерности распространяются на общественное развитие. Утверждается, что законы природы (естественный отбор, межвидовая конкуренция, эволюция, борьба за существование) приводят к объединению людей в единый организм — государство.

Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди – не только социальные, но и биологические организмы. Вместе с тем нельзя механически распространять все закономерности, присущие только биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это, хотя и взаимосвязанные между собой, но разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

5. Теория насилия (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг, Р. Иеринг, Ф. Оппенгеймер)

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств. С другой стороны, важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим.

С точки зрения сторонников этой теории, государство, как аппарат управления побежденными создает собственность, начинает заниматься социальными вопросами и теряет свою насильственную суть: смягчаются формы и методы властвования, появляются такие институты, как парламентаризм, законность, равноправие граждан. В конце концов побеждает либеральное государство.

6. Теория общественного договора (Гуго Гроций, Б. Спиноза, , Т. Гоббс, Дж. Локк, П. Гольбах, Ж.-Ж. Руссо, Дени Дидро, А. Радищев)

7. Психологическая теория(Г.Тард, З. Фрейд, Л.И.Петраржицкий и др.). Возникла в XIX веке. Она объясняла появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и пр.

Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая реальность, - это важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты, и их ни в коем случае игнорировать нельзя.

Однако, роль психологических свойств личности (Иррациональных начал) в процессе происхождения государства не следует преувеличивать. Они не всегда выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно лишь как моменты государствообразования, ибо сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.

Действительно, государство может считаться собственностью определенного правителя, ведь он в какой-то мере владеет, пользуется и распоряжается (особенно в эпоху абсолютизма) практически всем, что находится на территории данной конкретной страны, в том числе и государственным аппаратом, обладающим силовыми свойствами. К тому же в эпоху становления того или иного государства его территория во многом определялась пространством, в границах которого господствовал вождь, военачальник и другой руководитель рода, племени. Государственное же хозяйство, финансы и т.п. постепенно преобразуются из частного хозяйства государя, князя.

Однако в период своего возникновения государственные институты далеко не всегда реально находились в полном распоряжении правителя. Кроме того, в ту эпоху основную роль играло не столько право частной собственности, сколько насильственное обладание землей. Представителями данной теории преувеличена роль частной собственности на землю и одновременно недооценено влияние военно-политических, национальных, религиозных и иных факторов.

9. Ирригационная теория. Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории является Виттгофель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается ростом чиновничества, государевых людей, обеспечивавших эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан, негосподствующие слои.

Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременного эксплуататора. Оно управляет, распределяя, учитывая, подчиняя и т.д.

Однако в рамках данной теории излишне категорично выделены отдельные фрагменты процесса становления государства как главные, основные, базовые. Между тем ирригационные причины были характерны преимущественно только для некоторых регионов Востока. Следовательно, представители этой доктрины недооценивают социально-экономические, военно-политические, психологические и иные факторы, тоже весьма ощутимо влияющие на ход возникновения государственности.

Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные им функции — основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы. Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ТГП.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Юридический факультет

Кафедра теории государства и права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ВАРИАНТ № 8

Выполнил: студент группы

ЮВ-14-3

Намсараева Л.П.

Проверил: преподаватель

Мамкина И.Н.

Чита 2014

Вопрос №1 Материалистическая (классовая) теория

Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные им функции — основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы. Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она лишь новая, важная веха в истории. Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождает тем самым новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего. Соответственно, чтобы понять современное государство и право нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.

Следует заметить, что вопрос о происхождении государства будоражил воображение не одного поколения людей. Были созданы десятки самых различных теорий и доктрин, высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе государства продолжаются и по сей день. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия:

  • теологическая (божественная)
  • патриархальная
  • договорная
  • теория насилия
  • психологическая
  • расовая
  • органическая
  • материалистическая (классовая)
  • психоаналитическая
  • юридическая
  • государство Гегеля теории.

В данной работе предлагается рассмотреть материалистическую (классовую) теорию происхождения государства.

Материалистическая (классовая) теория происхождения государства исходит из того, что государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.

Определяя свое собственное отношение к сущности и предназначению государства, Ленин неоднократно подчеркивал, что государство есть машина для поддержания господства одного класса над другим.

Суть материалистической теории состоит в том, что государство возникает в результате раскола общества на классы. Отсюда делается непреложный вывод: государство есть исторически преходящее, временное явление — оно возникло вместе с возникновением классов и также неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

Ма/жг К.. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.

теорию безоговорочно поддерживал и пытался, развить ее дальше В.И. Ленин.

Суть теории. Одним из основных положений марксизма являет­ся учение о социально-экономической формации, т.е. историческом типе общества, основывающемся на определенном способе произ­водства. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни людей. Если экономические отношения — это базисные отношения, то го­сударство и право относятся к надстроечным явлениям, а следова­тельно, зависят от экономической структуры общества, полностью ею определяются и ей соответствуют, хотя и обладают определен­ной самостоятельностью. Указанное соответствие носит форму своеобразного повторения в надстройке некоторой суммы призна­ков, присущих базису. Они как бы транслируются наверх.

Марксистский взгляд на развитие общества является определяю­щим при разрешении многих вопросов и, в частности, вопроса о происхождении государства.

Согласно марксисткой концепции государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономи­ческими интересами. Именно этими экономическими изменениями был взорван родовой строки заменен государством.

Оценкатеории. Без всякого сомнения, классовая теория имеет множество положительных черт.

Во-первых, совершенно справедливо подчеркивается, что мате­риальные условия жизни общества играют в жизни людей очень важную роль и что изменение форм трудовой деятельности, веде­ния хозяйства, собственности, общественное разделение труда и др. повлияли на появление государства.

Во-вторых, Энгельс детально проанализировал жизнь людей в первобытном обществе, используя знания о родовых связях северо­американских индейцев, полученные американским исследователем Л.Т. Морганом, и попытался объяснить разницу в процессах возник­новения государства в греческой, римской и германской истории.

В-третьих, было верно замечено, что с развитием общества и переходом его от присвоения продуктов природы к их производ­ству происходит дифференциациялюдей по имущественному при­знаку.

В-четвертых, Энгельс в своем исследовании не останавливается только на характеристике публичной власти, одного из главных признаков государства. Он излагает и другие немаловажные его признаки, признавая, что от родового общества государство отли­чается не только наличием особого слоя людей, занимающихся уп­равлением общества, по и наличием территории, права, взиманием налогов.

Одним словом, работа Энгельса, в которой концентрированно излагается марксистское учение о происхождении и сущности госу­дарства, и сегодня остается в ряду книг, представляющих большой интерес и несущих большую познавательную нагрузку.

Укажем лишь на некоторые недостатки в учении Маркса и Эн­гельса о происхождении государства.

Во-первых, не отвергая важности экономического фактора в процессе возникновения государства, хочется обратить внимание на то, что пс только экономические изменения, происшедшие в не­драх первобытногообщества, повлияли на образование государст­ва. Эту ошибку Маркс и Энгельс повторяют вслед за Сен-Симоном. На образование государственности оказали воздействие и факторы политические, идеологические (религиозные), психологические (подробнее см. об этом § 5 гл. I и § 11 гл. II). Правда, в последние годы жизни Маркс и Энгельс, как видно из их работ, постепенно отходят от максимализма в оценке влияния экономики на развитие-общества и предостерегают об ошибке абсолютизации экономичес­кого детерминизма. Однако эта мысль не получила развернутого обоснования в их трудах. Нельзя в этом процессе игнорировать и военные факторы. Надо помнить и то, что человек — биологичес­кое существо и ему так же, как и всем живым, свойственно чувство самосохранения: объединение с. себе подобными иод началом еди­ного координирующего центра многократно повышает способ­ность противостоять как силам природы, так и другим, конкурирую­щим, человеческим общностям.

В-третьих, принимая тезис Маркса и Энгельса о том, что борь­ба — это неизбежный спутник общества, овладевшего производст­вом, мы, пристально вглядываясь в древнюю историю, видим, что в то далекое время борьба чаще все же идет между племенами, союза­ми племен, народностями. Восстания, бунты внутри какого-либо первобытного человеческого сообщества (племени, союза пле­мен) — явление невозможное. Да и на первых этапах развития госу­дарственности восстания встречались не часто. Конечно, сразу на ум приходит восстание рабов под предводительством Спартака. Причиной столь малой внутренней конфликтности было господ­ствующее коллективистское сознание. Человек еще не выделял себя из общества и не осознавал своих специфических интересов. Не осознавались еще и групповые интересы, поскольку уровень аб­страктного мышления у древних наших предков был еще не высок. Коллективистское сознание играло большую позитивную роль. Оно как бы предохраняло общество от диффузии его внутренней энер­гии: слишком грозными для человека тогда были силы природы, дай-то бог устоять совместно против них. Кроме того, существовала и внешняя угроза: конкурирующие за источники питания окружаю­щие племена. Она также сплачивала первобытное общество, а не разъединяла. Вот и получается, что причина образования государст­ва отнюдь не та, которую Маркс и Энгельс объявляют определяю­щей в этом процессе.

Свой вывод о классовой борьбе как причине образования госу­дарства Энгельс, таким образом, делал, ориентируясь в основном на Грецию и Италию. Но можно ли тогда нарисовать полную картину указанного исторического процесса? И может ли теория в таком случае претендовать на универсальность?

Подводя итоги критическому рассмотрению классовой теории, до недавнего времени безраздельно господствовавшей в советской юридической и исторической науке, следует отметить, что многие ее положения (в основном те, которые позаимствованы у автора экономической теории — Сен-Симона) справедливы. Однако в ос­тальном авторы классовой теории рисуют картину возникновения государства не адекватную той, которую можно себе представить на основании комплексного изучения и учета в процессе исследования исторических данных.

1. Академический I список (Краткая Правда) // Правда Русская. Под редакцией акад. Б.Д. Грекова. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1940.

2. Троицкий I список (Пространная Правда) // Правда Русская; под ред. акад. Б.Д. Грекова. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1940.

3. Петров И.В. Древнерусские летописи как источник по истории торговли и торговых правоотношений в Древней Руси (IX–X вв.) // Мир экономики и права. – 2010. – № 9. – С. 36–40.

4. Петров И.В. Скандинавские письменные источники о торговых правоотношениях Древней Руси // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 5. – С. 81–82.

5. Петров И.В. Восточное монетное серебро: Ока (до 825 г.) // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 5. – С. 82.

6. Петров И.В. Восточное монетное серебро: Средняя Волга, Вятка, Кама (до 825 г.) // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 5. – С. 125–126.

8. Петров И.В. Государство и право Древней Руси в 882–980 гг.: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Специальность – 12.00.01 Теория права и государства; история права и государства; история политических и правовых учений (по правовым наукам) / Северо-Западная академия Государственной службы. – Санкт-Петербург, 1999.

Суть классовой теории заключается в том, что государство может возникнуть только в том случае, если общество уже разделилось на классы.

Классам господствующим необходимо удерживать в повиновении классы подчиненные – это есть причина формирования государства и права, которые рассматриваются как орудия классового принуждения.

К представителям классовой теории правомерно отнести К. Маркса (1818–1883 гг.), Ф. Энгельса (1820–1895 гг.), В.И. Ленина (1870–1924 гг.). Их идеи потрясли не только наше отечество, но и весь мир.

Согласно учению В.И. Ленина, государство представляет собой машину для угнетения одного класса другим, созданную с целью держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы.

Согласно концепции К. Маркса и Ф. Энгельса, право есть возведенная в закон воля господствующего класса, обусловленная материальными условиями жизни этого класса.

Основные выводы данной теории актуальны как по сей день, так и для далекого прошлого.

Древнерусский юридический памятник – Русская Правда – наполнен классовым содержанием.

Тем не менее, следует учитывать, что К. Маркс и Ф. Энгельс не могли учитывать позднейшие археологические и антропологические открытия, которые указывают на выдающиеся значение и других элементов культуры, помимо классовых аспектов.

Негативное отношение к религии оказалось абсолютно несостоятельным, что показывает возрождение религиозной жизни в современной России, казалось бы, полностью подавленной в советское время.

Поэтому совершенно невозможно абсолютизировать классовую теорию, объявлять ее единственно верной, объясняющей все явления государственной и правовой жизни. Она характеризует происхождение государства и права, верно, но далеко не полно – Древняя Русь возникла не только из столкновения классовых интересов различных групп восточноевропейского населения. Религиозные, культурные, торговые, военные, политические и иные факторы также способствовали эволюции древнерусского государства и права.

Читайте также: