Роль московского университета в развитии российской медицины доклад

Обновлено: 30.06.2024

В первой половине XIX в. вызревание капиталистических отношений в России шло на фоне дальнейшего разложения феодально-крепостнической системы. Сформировавшиеся в этих условиях революционная идеология и движение декабристов оказали существенное влияние на развитие российской культуры, науки, образования. К началу XIX в. в России было два высших медицинских учебных заведения: медицинский факультет Московского университета и Петербургская медико-хирургическая академия – два центра медицинской науки и формирования научных медицинских школ. В Московском университете разрабатывались, главным образом, вопросы общей патологии, терапии и физиологии: Медико-хирургическая академия занимала ведущее место в развитии отечественной анатомии, топографической анатомии и хирургии.

Развитие капиталистических отношений в стране в первой половине XIX в. обусловило значительное увеличение сети высших учебных заведений. К 60-м годам XIX в. в России было уже восемь университетов, в составе которых открывались и медицинские факультеты: в Дерпте (Юрьеве ныне — Тарту, 1802), Вильно (1803); Казани (1804), Харькове (1805), Киеве (1841). Согласно Университетскому уставу 1804 г., университеты пользовались правом автономии (выборность ректора, деканов, профессоров и т. п.). Некоторые университеты являлись проводниками передовых демократических идей, – и правительство вело активную борьбу против свободолюбивых настроений в высших учебных заведениях страны.

В 1820 г. была назначена правительственная ревизия университетов.

В Казанском учебном округе ее осуществлял попечитель округа М. Л. Магницкий, который устроил подлинный разгром Казанского университета. В результате было запрещено вскрытие трупов, закрыты анатомический театр и музей, все препараты которого были отпеты и похоронены по церковному обряду.

Вышедший при Николае I новый Университетский устав 1835 г. запретил автономию университетов и подчинил их власти попечителей, назначаемых царским правительством. После отмены крепостного права в России автономия университетов была восстановлена (1863). Однако в 1884 г. в условиях усиления политической реакции царское правительство вновь ее отменило. Несмотря на это, университеты России и впредь оставались центрами свободомыслия и передовой науки.

Большой вклад в развитие материалистического естествознания внес профессор, патологии и терапии Московского университета, философ-материалист Иустин Евдокимович Дядьковский (1784-1841). В то время, когда в некоторых странах Западной Европы процветали идеалистические натурфилософские концепции (F. W. J. Schelling), И. Е. Дьяковский исходил из реальности и познаваемости окружающего мира. Он был убежденным сторонником диалектических взглядов на природу. Развивая учение о болезни, он исходил из представлений о единстве и целостности организма и окружающей природы, признавал ведущую роль центральной нервной системы и таким образом явился представителем раннего нервизма в российской науке. Его ученик и последователь физиолог И. Т. Глебов был учителем И. М. Сеченова.

Вторая половина XIX в. стала временем расцвета российских медицинских школ. В области терапии особое место занимали две научные клинические школы: школа С. П. Боткина, положившая начало экспериментальному направлению в отечественной клинической медицине (в Военно-медицинской академии), и школа Г. А. Захарьина, олицетворявшая искусство клинической практики (в Московском университете).

В 1887-1891 гг. усилиями профессоров факультета, медицинской общественности, благотворительных обществ и меценатов на Девичьем поле (ныне Большая Пироговская ул.) был создан Клинический городок, по тем временам один из лучших в Европе (как отметили участники XII Всемирного съезда врачей, проходившего в Москве в 1897 г.). В этот период в составе факультета были основаны новые институты (фармакологии, гигиены, бактериологии и др.) и новые кафедры (химии и физики, гистологии и эмбриологии, оперативной хирургии и топографической анатомии, общей патологии, гигиены, истории и энциклопедии медицинских знаний и др.), создавались научные общества, учреждались научные журналы, организовывались многочисленные научные съезды и конгрессы.

В стенах медицинского факультета Московского университета учились Н. И. Пирогов, А. П. Чехов, С. П. Боткин.

Сергей Петрович Боткин (1832-1889) создал крупнейшую в России научную терапевтическую школу и положил начало функциональному клинико-экспериментальному направлению в I отечественной медицине (рис. 135).

Формирование его мировоззрения проходило под влиянием передовых деятелей российской культуры того времени. В доме Боткиных в Москве бывали В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. В. Кольцов, Т. Н. Грановский, И. М. Сеченов – друг студенческих лет.

В 1855 г., закончив медицинский факультет Московского университета, С. П. Боткин уехал на театр военных действий Крымской войны 1853-1856 гг., и в течение нескольких месяцев работал в военном госпитале под руководством Н. И. Пирогова.

Многообразная научная и практическая деятельность С. П. Боткина обогатила российскую клиническую медицину. Он впервые описал клиническую картину ряда заболеваний; выделил инфекционный гепатит (болезнь Боткина); показал возможность изучения в эксперименте ренальной гипертонии; внес много нового в изучение ревматизма, болезней сердца, сосудов, почек.

Впервые в России С. П. Боткин организовал при руководимой им клинике несколько лабораторий: общеклиническую, химическую, бактериологическую и физиологическую, которой в течение 10 лет (с 1878 г.) заведовал И. П. Павлов. Соединив экспериментальную физиологию с клинической медициной, С. П. Боткин создал принципиально новое направление в российской клинической медицине – экспериментальную терапию и заложил основы клинической фармакологии. Развивая это направление, С. П. Боткин внес существенный вклад в разработку теории нервизма, сформулированную впоследствии И. П. Павловым.

Велика роль С. П. Боткина в развитии общественной медицины: в организации борьбы с инфекционными заболеваниями и высокой смертностью населения, в строительстве больниц, становлении школьной гигиены и т. п.

Из 106 его учеников 40 стали докторами медицины, 45 возглавили ведущие клинические кафедры в различных городах страны.

Учеником С. П. Боткина был Василий Парменович Образцов (1851-1920)-профессор Киевского университета, основатель киевской терапевтической школы. В. П. Образцов внес значительный вклад в развитие методов клинических исследований и изучение болезней сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.

В 1886 г. он разработал глубокую методическую скользящую пальпацию органов брюшной полости (рис. 136). По своему значению для прижизненной диагностики заболеваний органов брюшной полости она сравнима с методом перкуссии грудной клетки, предложенным Л. Ауэнбруггером. Ее высокая точность была подтверждена после введения метода рентгенодиагностики с применением контрастных веществ (1905).

В. П. Образцов предложил также оригинальный метод непосредственной перкуссии органов грудной и брюшной полостей одним пальцем (1910), что позволило более точно определять границы органов. В 1909 г. В. П. Образцов (вместе со своим учеником Н. Д. Стражеско) дал классическое описание клинической картины тромбоза коронарных артерий, положив начало прижизненной диагностике инфаркта миокарда.

Деятельность В. П. Образцова неразрывно связана с развитием общественной медицины в России: в 1875-1877 гг. он работал земским врачом в Вологодской губернии.

Земская медицина в Российской империи начала развиваться после земской реформы 1864 г., т. е. введения земско-хозяйственного самоуправления в 34 (из 89) губерниях страны. До 1864 г. медицинская помощь сельскому населению России практически не оказывалась. Больницы были только в губернских и уездных городах. Уровень медицинской помощи в них был чрезвычайно низким, а смертность весьма высокой.

Передовые земские врачи вели неустанную борьбу за бесплатное (за счет земства) медико-санитарное обслуживание. Однако полностью это удалось осуществить лишь в некоторой части губерний. В основном земская медицина была платной в той или иной форме. Большой вклад в развитие земской медицины внесли И. И. Моллесон, Е. А. Осипов, П: И. Кудрин, Н. И. Тезяков, П. Ф. Кудрявцев, Ф. Ф. Эрисман, A. П. Воскресенский и многие другие.

Наряду с земской медициной развивалось и медико-санитарное обслуживание городских центров царской России. Однако в подавляющем большинстве городов оно находилось на весьма низком уровне (см. с. 316).

Большое внимание вопросам общественной медицины уделяло Общество русских врачей в память Н. И. Пирогова.

Важной вехой в истории российской медицины явилось становление и развитие женского медицинского образования. Под влиянием революционной ситуации 1859-1861 гг. и отмены крепостного права в России (1861) борьба за высшее женское медицинское образование стала составной частью борьбы за социальное равноправие женщин. Горячие сторонники женского образования профессора B. А. Грубер, И. М. Сеченов, С. П. Боткин и другие не только допускали женщин к слушанию своих лекций на правах вольнослушательниц, но и привлекали их к практическим занятиям и научной работе, хотя в дальнейшем это не давало им юридического права лечить больных.

В начале XX столетия подготовка медицинских кадров в России велась на медицинских факультетах Московского, Киевского, Харьковского, Юрьевского (Дерптского), Вильнюсского, Казанского, Саратовского, Новороссийского (в Одессе) и Варшавского университетов, в Военно-медицинской академии, Психоневрологическом институте в Петербурге, на Высших женских курсах в Москве, Киеве, и Одессе и в женских медицинских институтах в Петербурге и Харькове. Общее число студентов составляло около 8600, ежегодно выпускалось около 1000 врачей (рис, 137). Однако для страны со 160-миллионным населением этого было недостаточно.

На рубеже XIX и XX столетий началось бурное развитие естественных наук (см, табл. 10). Открытие электрона (1897) и создание квантовой теории вытеснили прежние представления об атоме как простейшей неделимой частице вещества. Новые данные о строении материи и ее свойствах оказали революционизирующее влияние на философию и естествознание, в том числе – медицину, которая обогащалась новыми методами исследования и лечения. Открытие рентгеновского излучения (x-rays, 1895) расширило возможности обследования здорового и больного организмов и положило начало новой медицинской дисциплине – рентгенологии. Открытие (А. Беккерель, 1896) и изучение явления радиоактивности (М. Склодовская-Кюри и П. Кюри, 1898, 1903) способствовали развитию медицинской радиологии и радиобиологии. Все это вело к дальнейшей дифференциации медицинских дисциплин. В качестве отдельных отраслей медицины и самостоятельных предметов преподавания выделились новые: невропатология, психиатрия, дерматология с венерологией,.инфекционные болезни и эпидемиология, педиатрия и другие.

1. Презентация на тему: Московский государственный университет. Его роль в развитии медицины.

План:
1) Предыстория.
2) Образование Московского
государственного университета.
3) История медицинского факультета МГУ.
4) Госпитальные школы.

Предыстория
В 1741 году на российский престол вступила дочь Петра I, Елизавета
Петровна. Она поставила перед собой цель – создать в Российской империи
особую форму правления: просвещенную монархию. Приблизив к себе
образованнейших людей своего времени, она всячески поощряла развитие
сферы науки и распространение культуры.
Потребность Российской империи в собственных специалистах
постоянно росла. В рядах передовых людей того времени появилась идея –
создать высшее учебное заведение, в котором бы обучались, помимо дворян,
лица других сословий. С этой идеи и началась история Московского университета.

М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы
высшего образования в России. Еще в 1724 году при Петербургской академии
наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для
подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с
этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил
вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения,
сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта
Московского университета.
После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым проектом
нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому
стилю) января 1755 года указ об основании Московского университета.
Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день
празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755
года.

Управление.
МГУ имени Ломоносова подчинялось Правительственному сенату.
Профессора вуза подчинялись только университетскому суду, который возглавляли
директор и куратор. В обязанности куратора входило полное управление
заведением, назначение преподавателей, утверждение учебной программы и т. д.
Директор избирался из посторонних лиц и осуществлял контрольную деятельность.
В его обязанности также входило обеспечение материальной стороны вопроса и
налаживание переписки с известными деятелям науки и другими учебными
заведениями. Чтобы решение директора получило полную силу, оно должно было
быть утверждено куратором. При директоре работала Конференция профессоров,
которая состояла из 3 профессоров и 3 асессоров.

XIX век.
С 1804 года управление университетом перешло в руки Совета и ректора,
который утверждался лично императором. Совет состоял из лучших профессоров.
Переизбрания ректора происходили каждый год посредством тайного голосования.
Точно так же избирались деканы. Первым ректором, которого выбрали по такой
системе, стал Х. Чеботарёв.
В это время факультеты в МГУ имени М. В. Ломоносова претерпели
некоторые изменения: они были поделены на 4 ветки наук (политические,
словесные, физико-математические и медицинские.

XIX век.
К началу XIX века на факультете преподавали пять профессоров: Ф. Ф.
Керестури читал анатомию, хирургию и судебную медицину; Ф. Г. Политковский —
практическую медицину; В. М. Рихтер — хирургию и повивальное искусство; Ф. И.
Барсук-Моисеев — физиологию, патологию и терапию. Преподавание носило чисто
демонстративный характер; только с 1798 года студентов стали направлять на
несколько месяцев в лефортовский госпиталь на практику, для чего была выделена
специальная палата на шесть коек.
Университетский устав 1804 года предусматривал увеличение числа профессоров до
двенадцати и, соответственно, увеличение количества дисциплин. На отделении
(факультете) врачебных или медицинских наук назначались профессора:
анатомии, физиологии и судебной врачебной науки;
патологии, терапии и клиники;
врачебного веществословия, фармации и врачебной словесности;
хирургии;
повивального искусства;
скотолечения.

В Московском университете после согласований между Советом
университета и Министерством народного просвещения число кафедр было
увеличено до 12 и были сформированы следующие кафедры:
1. анатомия здорового и больного человеческого тела
2. физиология и общая патология
3. фармация, рецептура, токсикология и изложение минеральных вод (в смысле
химическом)
4. общая терапия, гигиена, врачебное веществословие и изложение минеральных
вод (в смысле врачебном)
5. частная патология и терапия
6. клиника внутренних болезней (терапевтическая), учение о душевных болезнях и
патологическая семиотика
7. хирургия умозрительная (общая и частная хирургия с наукой о переломах и
вывихах)
8. хирургия оперативная, с клиникой и анатомией хирургической
9. наука о глазных болезнях и десмургия
10. повивальное искусство (акушерство, женские и детские болезни и акушерская
клиника)
11. судебная медицина и медицинская полиция
12. скотолечение

ГОСПИТАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
Госпитальные школы- высшие медицинские учебные заведения России
в 18 веке, готовившие врачей главным образом для армии и флота.
Первая попытка подготовки отечественных врачей относится к 17 веку, была
организована лекарская школа, просуществовавшая недолго и подготовившая
лишь несколько десятков лекарей.
Экономическое и политическое развитие России в 18 веке, создание регулярной
армии и военно-морского флота потребовали создания организованной
медицинской службы и увеличения числа врачей. Эта проблема была решена
путем создания медицинских школ при крупных, так называемых генеральных
военных госпиталях.

Учебные пособия
Большое значение в подготовке врачей в госпитальных школах имели
анатомический музеи, театры, лаборатории, библиотеки, ботанические сады и
учебные аптеки. В Московской госпитальной школе были учебники Блазиуса,
Бланкарда, Бидлоо на латинском языке. В 1737 г. были закуплены и введены
анатомические таблицы Кульма и учебник хирургии Гейстера. Особенно много для
оснащения библиотек было сделано З.П. Кондоиди, по его указу в СПб была открыта
публичная медицинская библиотека.

Госпитальные школы.
1) Московская школа
Первая госпитальная школа была основана по инициативе Петра I в 1707 г. при
Московском сухопутном госпитале.
2) Школа при Санкт-Петербургском сухопутном госпитале
В связи с продолжающимся ростом потребности армии в медицинском
обслуживании вскоре после открытия Московской госпитальной школы была создана
сеть новых госпиталей. В 1716 г. был открыт Санкт-Петербургрский сухопутный
госпиталь.
3) Школа при Санкт-Петербургском Адмиралтейском госпитале
4) Школа при Кронштадтском адмиралтейском госпитале.
5) Медико-хирургическая школа при Колывано-Воскресенском горнозаводском
госпитале.
6) Елизаветградская медико-хирургическая школа (Территория современной
Украины).

Слайды и текст этой презентации


Презентация на тему: Московский государственный университет. Его роль в развитии медицины.

Работу выполнили студентки 1 курса лечебного факультета: Семакова Ольга и Дронова Алла, 15 группа.


1) Предыстория.
2) Образование Московского государственного университета.
3) История медицинского факультета МГУ.
4) Госпитальные школы.


В 1741 году на российский престол вступила дочь Петра I, Елизавета Петровна. Она поставила перед собой цель – создать в Российской империи особую форму правления: просвещенную монархию. Приблизив к себе образованнейших людей своего времени, она всячески поощряла развитие сферы науки и распространение культуры.

Потребность Российской империи в собственных специалистах постоянно росла. В рядах передовых людей того времени появилась идея – создать высшее учебное заведение, в котором бы обучались, помимо дворян, лица других сословий. С этой идеи и началась история Московского университета.


М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Еще в 1724 году при Петербургской академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета.

После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю) января 1755 года указ об основании Московского университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 года.


МГУ имени Ломоносова подчинялось Правительственному сенату. Профессора вуза подчинялись только университетскому суду, который возглавляли директор и куратор. В обязанности куратора входило полное управление заведением, назначение преподавателей, утверждение учебной программы и т. д. Директор избирался из посторонних лиц и осуществлял контрольную деятельность. В его обязанности также входило обеспечение материальной стороны вопроса и налаживание переписки с известными деятелям науки и другими учебными заведениями. Чтобы решение директора получило полную силу, оно должно было быть утверждено куратором. При директоре работала Конференция профессоров, которая состояла из 3 профессоров и 3 асессоров.




С 1804 года управление университетом перешло в руки Совета и ректора, который утверждался лично императором. Совет состоял из лучших профессоров. Переизбрания ректора происходили каждый год посредством тайного голосования. Точно так же избирались деканы. Первым ректором, которого выбрали по такой системе, стал Х. Чеботарёв.
В это время факультеты в МГУ имени М. В. Ломоносова претерпели некоторые изменения: они были поделены на 4 ветки наук (политические, словесные, физико-математические и медицинские.






Преподавание на медицинском факультете поначалу ограничивалось чтением лекций. При изучении анатомии упражнения на трупах не производились, операции на живых людях делались очень редко; больные, находившиеся в больницах, служили только для показа студентам главных симптомов болезней и для указания применяемой при различных заболеваниях терапии. Окончание курса медицинского факультета ещё не давало право на занятие врачебным делом. Для этого необходимо было пройти практику в госпитале (не менее года) под руководством опытного врача и сдать лекарский экзамен.



XIX век.
К началу XIX века на факультете преподавали пять профессоров: Ф. Ф. Керестури читал анатомию, хирургию и судебную медицину; Ф. Г. Политковский — практическую медицину; В. М. Рихтер — хирургию и повивальное искусство; Ф. И. Барсук-Моисеев — физиологию, патологию и терапию. Преподавание носило чисто демонстративный характер; только с 1798 года студентов стали направлять на несколько месяцев в лефортовский госпиталь на практику, для чего была выделена специальная палата на шесть коек.
Университетский устав 1804 года предусматривал увеличение числа профессоров до двенадцати и, соответственно, увеличение количества дисциплин. На отделении (факультете) врачебных или медицинских наук назначались профессора:

• анатомии, физиологии и судебной врачебной науки;
• патологии, терапии и клиники;
• врачебного веществословия, фармации и врачебной словесности;
• хирургии;
• повивального искусства;
• скотолечения.


В Московском университете после согласований между Советом университета и Министерством народного просвещения число кафедр было увеличено до 12 и были сформированы следующие кафедры:
1. анатомия здорового и больного человеческого тела
2. физиология и общая патология
3. фармация, рецептура, токсикология и изложение минеральных вод (в смысле химическом)
4. общая терапия, гигиена, врачебное веществословие и изложение минеральных вод (в смысле врачебном)
5. частная патология и терапия
6. клиника внутренних болезней (терапевтическая), учение о душевных болезнях и патологическая семиотика
7. хирургия умозрительная (общая и частная хирургия с наукой о переломах и вывихах)
8. хирургия оперативная, с клиникой и анатомией хирургической
9. наука о глазных болезнях и десмургия
повивальное искусство (акушерство, женские и детские болезни и акушерская клиника)
судебная медицина и медицинская полиция
12. скотолечение


Госпитальные школы- высшие медицинские учебные заведения России в 18 веке, готовившие врачей главным образом для армии и флота.
Первая попытка подготовки отечественных врачей относится к 17 веку, была организована лекарская школа, просуществовавшая недолго и подготовившая лишь несколько десятков лекарей.
Экономическое и политическое развитие России в 18 веке, создание регулярной армии и военно-морского флота потребовали создания организованной медицинской службы и увеличения числа врачей. Эта проблема была решена путем создания медицинских школ при крупных, так называемых генеральных военных госпиталях.






Учебные пособия
Большое значение в подготовке врачей в госпитальных школах имели анатомический музеи, театры, лаборатории, библиотеки, ботанические сады и учебные аптеки. В Московской госпитальной школе были учебники Блазиуса, Бланкарда, Бидлоо на латинском языке. В 1737 г. были закуплены и введены анатомические таблицы Кульма и учебник хирургии Гейстера. Особенно много для оснащения библиотек было сделано З.П. Кондоиди, по его указу в СПб была открыта публичная медицинская библиотека.


1) Московская школа
Первая госпитальная школа была основана по инициативе Петра I в 1707 г. при Московском сухопутном госпитале.
2) Школа при Санкт-Петербургском сухопутном госпитале
В связи с продолжающимся ростом потребности армии в медицинском обслуживании вскоре после открытия Московской госпитальной школы была создана сеть новых госпиталей. В 1716 г. был открыт Санкт-Петербургрский сухопутный госпиталь.
3) Школа при Санкт-Петербургском Адмиралтейском госпитале
4) Школа при Кронштадтском адмиралтейском госпитале.
5) Медико-хирургическая школа при Колывано-Воскресенском горнозаводском госпитале.
6) Елизаветградская медико-хирургическая школа (Территория современной Украины).

Содержание работы

Введение
1.История образования Московского университета
2.История развития университета
3.Преподавательский состав университета
4.Отличия от западноевропейских стран
5.Медицинский факультет Московского университета
6.Первый студент Медицинского факультета Московского университета
Заключение
Список литературы

Содержимое работы - 1 файл

Содержание.docx

1.История образования Московского университета

2.История развития университета

3.Преподавательский состав университета

4.Отличия от западноевропейских стран

5.Медицинский факультет Московского университета

6.Первый студент Медицинского факультета Московского университета

1.История образования Московского университета

Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого- энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765).

2. История развития университета.

В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете.

Московский университет был открыт в доме у Воскресенских ворот на Красной площади, построенном еще в XVII столетии. В 1793 г. Московский университет был переведен в здание на Моховой улице, выстроенное знаменитым русским архитектором М.Ф.Казаковым.

Государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, тем более что первоначально со студентов не взималась плата за обучение, а в дальнейшем от нее стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью. Огромную материальную помощь оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Не забывали о своей alma mater и выпускники. Не раз в трудное для университета время они собирали средства по подписке. По установившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них — богатейшие коллекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и др.

Через год после создания университета первых читателей приняла университетская библиотека. Свыше 100 лет она выполняла функции единственной в Москве общедоступной библиотеки.

Просветительская деятельность Московского университета способствовала созданию на его базе или при участии его профессуры таких крупных центров отечественной культуры, как Казанская гимназия (с 1804 года — Казанский университет), Академия художеств в Петербурге (до 1764 года — в ведении Московского университета), Малый театр и др.

В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности.

В 1930 факультет преобразован в 1-й М. и. В 1955 1-му М. и. присвоено имя И. М. Сеченова. Становление и развитие научных школ в институте связано с именами таких учёных, как М. Я. Мудров, Г. А. Захарьин, Е. О. Мухин, А. А. Остроумов, Ф. И. Иноземцев, В. А. Басов, Н. В. Склифосовский, И. М. Сеченов, А. А. Бобров, П. И. Дьяконов, А. Я. Кожевников, С. С. Корсаков, Н. Ф. Филатов, В. Ф. Снегирёв, Г. И. Россолимо, Н. А. Семашко, А. И. Абрикосов, М. Н. Шатерников, А. В. Мартынов, М. П. Кончаловский, Н. Н. Бурденко, А. Л. Мясников, В. Н. Виноградов, Н. Н. Еланский, Д. А. Жданов и др.

3.Преподавательский состав университета.

В XVIII веке в стенах Московского университета учились и работали замечательные деятели русской науки и культуры: философы Н.Н. Поповский, Д.С. Аничков; математики и механики В.К. Аршеневский, М.И. Панкевич; медик С.Г. Зыбелин; ботаник П.Д. Вениаминов; физик П.И. Страхов; почвоведы М.И. Афонин, Н.Е. Черепанов; историк и географ Х.А. Чеботарев; историк Н.Н. Бантыш-Каменский; филологи и переводчики А.А. Барсов, С. Хальфин, Е.И. Костров; правоведы С.Е. Десницкий, И.А. Третьяков; издатели и писатели Д.И. Фонвизин, М.М. Херасков, Н.И. Новиков; архитекторы В.И. Баженов и И.Е. Старов.

4. Отличия от западноевропейских стран.

В отличие от университетов Европы, в Московском университете не было богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной системы образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки — латыни, но и на русском языке.

5.Медицинский факультет Московского университета

История медицинского факультета Московского университета, преобразованного в 1930 году в 1-й Московский медицинский институт, а в 1990 г. – в Московскую медицинскую академию, началась 13 августа 1758 года. В этот день состоялось официальное вступление в должность дуайена факультета профессора химии, фармакологии и минералогии И.Х. Керштенса и начались занятия со студентами. На протяжении последующих 40 лет факультет оставался единственным в стране высшим медицинским учебным заведением и в полной мере испытал на себе все трудности первопроходца. Из-за отсутствия в стране системы среднего образования факультет испытывал острый дефицит в учащихся. Недостаточно финансировался. Программа обучения, изложенная в главном уставном документе, не предусматривала преподавания большинства медицинских дисциплин.

Переориентация медицинского факультета Московского университета на подготовку врачей с правом на самостоятельную практику, осуществлялась по пяти основным направлениям: организация клинической базы и внедрение в учебный процесс клинического преподавания; введение наглядных форм обучения и практических занятий по большинству преподававшихся дисциплин; отказ от принципа самоценности отдельно взятой науки и подчинение объема и содержания учебных курсов новым целевым установкам университетского медицинского образования; увеличение продолжительности обучения до пяти лет и внедрение новых принципов организации учебного процесса; делегирование университетам прав аттестации соискателей практических врачебных званий. Столь значительные преобразования потребовали самоотверженной работы всего профессорско- преподавательского состава факультета, но особую в успешном проведении реформ сыграла деятельность профессоров М.Я. Мудрова, Е.О. Мухина и почетного члена Московского университета Ю.Х. Лодера, ставшего автором раздела о медицинском факультете первого общероссийского университетского устава, высочайше утвержденного в 1835 году.

К началу 40-х годов 19 в. Московской университет готовил и ежегодно выпускал от 80 до 100 врачей. Однако уровень и качество их подготовки уступали аналогичным показателям западных медицинских школ. Для исправления такого положения дел в течение 1840-1863 гг. была проведена крупномасштабная реформа высшего медицинского образования, в ходе которой был разработан и внедрен первый единый отечественный стандарт врачебного образования.

Медицинский факультет Московского университета сыграл ключевую роль в этой судьбоносной для отечественного высшего медицинского образования реформе. С одной стороны, он послужил одним из полигонов реформы, с другой – именно профессора и выпускники факультета Ф.И. Иноземцев, Н.И. Пирогов, А.И. Овер и А.И. Поль стали авторами тех идей, реализация которых составила основное содержание реформы и впоследствии обеспечила высокий уровень подготовки врачей в российской высшей медицинской школе.

Главным достижением реформы стали разработка и внедрение качественно нового учебного плана, основанного на идее этапности клинического преподавания. Единые курсы терапевтической и хирургической клиник были разделены на три последовательных взаимосвязанных этапа клинической подготовки и были организованы три типа клиник: пропедевтические, факультетские и госпитальные. Первый этап предназначался для студентов 3-го года обучения и состоял в освоении курсов пропедевтики и семиотики внутренних и хирургических болезней, в рамках которых студенты изучали клинические признаки большинства заболеваний, приемы обследования пациентов. Второй этап заключался в обучении в факультетских клиниках, главной целью которого было формирование у студентов 4-го курса клинического мышления и освоение основ искусства работы с больными. Третий этап предназначался для студентов последнего 5-го года обучения и состоял в ежедневных занятиях в госпитальных клиниках, где учащиеся в ходе самостоятельной работы должны были сформировать окончательное представление о большинстве заболеваний, изучить возможные варианты их течения, приобрести собственный опыт диагностики и лечения.

Использовав идею этапности клинического преподавания в качестве системообразующего элемента при построении нового учебного плана подготовки практикующего врача, профессорам медицинского факультета Московского университета удалось добиться значительного повышения качества специальной подготовки при сохранении прежнего объема преподавания гуманитарных, естественнонаучных и теоретических медицинских дисциплин, что послужило основанием для распространения опыта преобразований, осуществленных на медицинском факультете Московского университета, на все российские университеты при введении в действие нового общероссийского университетского устава 1863 года.

В результате к началу 80-х гг. 19-го века медицинский факультет Московского университета накопил значительный интеллектуальный и кадровый потенциал, реализовать который в полной мере мешало отсутствие необходимой материально-технической базы. Коечная мощность клиник не соответствовала масштабу возглавлявших их клиницистов, практически полностью отсутствовали условия для систематической научно-исследовательской работы.

Решить эти проблемы позволило создание Клинического городка. Усилиями И.Н. Новацкого, М.П. Черинова, Н.В. Склифосовского, И.Ф. Клейна, Ф.Ф. Эрисмана удалось добиться выделения Университету участка земли на Девичьем поле и государственного финансирования строительства. Значительный вклад в успешную реализацию проекта внесли и ведущие клиницисты факультета, которые смогли уговорить московских купцов и промышленников – Морозовых, Базанову, Алексееву, Хлудова и др. – профинансировать постройку и оборудование части клиник, а также в тесном контакте с главным архитектором Университета К.М. Быковским приняли активное участие в проектировании и оснащении новых клиник, институтов и вспомогательных подразделений Клинического городка.

Созданный в конце 80-х – начале 90-х гг. 19 в. Клинический городок, до сих пор являющийся гордостью Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, вызвал искреннее восхищение участников XII Всемирного съезда врачей в Москве (1897) и поставил медицинский факультет Московского университета в один ряд с лучшими медицинскими факультетами Европы. Прекрасно оборудованные клиники с обширным и разнообразным клиническим материалом; экспериментальная база, оснащенная самым современным оборудованием и инструментарием; новые штатные должности и финансовые возможности незамедлительно были реализованы в приоритетные научные достижения; сформировались всемирно известные научные и клинические школы: экспериментальных патологов А.Б. Фохта, патологоанатомов И.Ф. Клейна и М.Н. Никифорова, бактериологов Г.Н. Габричевского, гигиениста Ф.Ф. Эрисмана, клиницистов А.Я. Кожевникова, В.Ф. Снегирева, Н.Ф. Филатова, А.А. Остроумова, С.С. Корсакова, А.А. Боброва, П.И. Дьяконова и др. Имена создателей этих школ навечно вошли в историю отечественной и мировой медицинской науки. К тому же времени относится и возвращение в Университет его питомца, одного из основоположников отечественной физиологии, блестящего экспериментатора, автора приоритетных исследований, посвященных физиологии центральной нервной системы, дыхания, крови, нервно-мышечной физиологии – И.М. Сеченова.

Медицинский факультет Московского университета находился в высшей точке своего поступательного развития, когда грянула череда общественно-политических и социальных потрясений. Предвестники этих потрясения в виде массовых студенческих волнений появились еще 90-х гг. 19 века и обернулись для медицинского факультета увольнением вступившегося за студентов Ф.Ф. Эрисмана, отставкой глубоко оскобленного Г.А. Захарьина и уходом из университета не пожелавших работать в таких условиях А.А. Остроумова и Л.Е. Голубинина. В 1911 году факультет потерял больше половины своего профессорско- преподавательского состава, покинувшего университет в знак протеста против политики и отдельных распоряжений органов государственной власти.

Читайте также: