Ресурсы современного урока обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов доклад

Обновлено: 17.05.2024

Тема: «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых

Форма проведения: педсовет

Обеспечение: раздаточный материал, презентация

1. Осознание основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС второго

2. Обозначение ресурсов развития современного урока.

3. Осознание необходимости повышения уровня самообразования.

1. Повышать мотивацию учителей на применение современных технологий в учебном

2. Способствовать повышению эффективности взаимодействия учителя и обучающихся в

3.Создавать условия для активного взаимодействия всех участников педагогического

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры

учителя, мерило его интеллектуального богатства,

Сухомлинский В.А.

Создание ситуации успеха:

Наберись смелости и сделай попытку!

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто

из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и

мудрых мужей обступила его.

- О вы, подданные мои, у меня есть трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить

Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще

никто никогда не видывал.

- Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве.

Кто из вас сможет открыть его? - спросил царь.

мудрыми, стали разглядывать замок, однако, вскоре признались, что не смогут открыть

его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось,

как тоже признаться, что эта задача им не под силу, она слишком трудна. Лишь один

молодой боярин подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать,

затем попытался различными способами сдвинуть с места, и наконец, одним рывком

О чудо - замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут.

Тогда царь объявил:

- Ты получишь место при дворе, потому, что полагаешься не только на то, что видишь и

слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку.

Как вы думаете, имеет ли эта притча отношение к нашей профессии? И почему эту

притчу я взяла заставкой к нашему педсовету?

За последние годы существенно изменились приоритеты образования.

Нам, учителям, которым предстоит работать по ФГОС второго поколения тоже

Для того чтобы приблизиться к решению задач, обозначенных новым стандартом,

можно решать многие методические проблемы при обучении, и всё-таки урок остается

уроком! Он имеет огромный потенциал, но чтобы стать интересным как для ученика, так и

для учителя, урок должен быть современным в самом широком понимании этого слова.

Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним

словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный,

существенный для настоящего времени. Помимо этого, если урок – современный, то он

обязательно закладывает основу для будущего.

Таким образом, современный урок – это учебное занятие, отвечающее требованиям

своего времени и помогающее учителю и ученику самостоятельно делать поучительные

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.

Подготовка учащихся к взрослой жизни закладывается в школе , поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!

Хочу напомнить, что Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.

А образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.

Модернизация образовательного процесса, урока в современной школе - это объективная тенденция, которая все более активно проявляет себя в школьной практике.

Урок – основная форма организации учебно – воспитательного процесса, и качество обучения – это, прежде всего, качество урока. Можно ли назвать современным урок, если не привлечены такие ресурсы урока, как: наглядные и технические средства обучения? Конечно, нет. С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.

Без хорошо продуманных методов и форм обучения трудно организовывать программное усвоение материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысли и развивают интерес к предмету.

Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию учащихся на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универсальных способностей и компетенций человека, усвоение предметного содержания, освоение нравственного поведения в пространстве.

Учебно-методические и информационные ресурсы – существенный и неотъемлемый компонент инфраструктуры школьного образования, инструментального сопровождения образования, в целом обеспечивающий результативность современного процесса обучения и воспитания, эффективность деятельности учителя и ученика средствами информационно-коммуникационного сопровождения.

Содержательная модель информационно-методических ресурсов обеспечения включает подробный перечень компонентов данного ресурса с выделением книгопечатной продукции, печатных, демонстрационных, экранно-звуковых пособий и цифровых образовательных ресурсов.

Информационный вызов предполагает развитие знаний и умений школьников об использовании компьютерных технологий, культуры работы с информацией. Современные ученики предпочитают восприятие информации в динамике, особенно с помощью интенсивного визуального ряда, а не текста. Ориентация сегодня делается на мультимедийное образование. В широком смысле слова термин “мультимедиа” означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя. Грамотное использование этих средств развивает образовательные ресурсы современного урока и оптимизирует учебный процесс.

В области использования ИКТ в процессе обучения выделяют три основных подхода:

1) комплексное их использование на различных этапах урока;

2) частичное использование готовых электронных образовательных комплексов в учебном процессе;

3) использование инструментальных и прикладных программных средств для разработки авторских приложений.

Хочу остановиться на третьем подходе. Сегодня наиболее распространенными из прикладных программных средств являются презентации. Использование презентаций, включающих одновременно графическую, звуковую, фото и видео информацию обладают большим эмоционально-мотивационным зарядом, усиливают обучающий эффект за счет увеличения плотности урока и объёма предъявляемой информации. Мультимедийные технологии открывают новые возможности управления учебным процессом, улучшают эстетику урока, дают возможность тиражирования учебного материала.

Средства ИКТ, применяемые в образовании

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания.

Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

Классификация средств ИКТ по области методического назначения:

ЦОР - это учебные (образовательные) материалы, представленные в цифровой форме.

Цифровой образовательный ресурс позволяет расширить круг учащихся, исключая личностный фактор. Такой вид обучения позволяет улучшить качество обучения, способствует развитию познавательного интереса в неограниченном количестве, позволяет реализовать учебный процесс с элементами эвристики.

Электронные учебники и учебные пособия

- практические и лабораторные задания

- предметные учебно-методические комплексы;

- тесты; и тестовые задания;

- методические рекомендации по тестированию и контролю знаний;

Использование ЦОР в сфере образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Совершенствуются инструменты педагогической деятельности, повышаются качество и эффективность обучения. ЦОР имеют массу достоинств по сравнению с традиционными средствами обучения:

И еще одним видом образовательных ресурсов является ЭОРы.

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

Что нового дают ЭОР учащемуся?

Прежде всего – возможность действительно научиться.

Пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать.

  • активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • вводить текст с помощью клавиатуры;
  • фиксировать в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины;
  • готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  • уметь использовать различные способы поиска в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Согласно ФГОС важным условием реализации основной образовательной программы является требование наличия информационной образовательной среды (ИС).

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным.

С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.

Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы учащихся..

  • конспекты не писать;
  • сумки с тетрадками на проверку не носить, при этом ежедневно имеет фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок – с компьютером не поспоришь;
  • решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны**, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен;
  • вырос авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии – это “круто” и престижно.

Готовясь к нынешнему педсовету, администрация школы и члены педколлектива собрали фактический материал, который поможет нам проанализировать достоинства и недостатки уроков в нашей школе, обозначить ресурсы развития урока, определить направления и пути дальнейшего успешного освоение новых образовательных стандартов

Карта анализа посещенных уроков

  • Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.
  • Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.
  • Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.
  • Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.
  • Когда учащиеся несут “околесицу”, я стараюсь поставить их на место.
  • Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.

1. Как вы думаете, что должно отличать современный урок? Назовите несколько основных черт.

А) учиться дома по компьютеру

Б) чаще использовать интерактивную доску

В) использовать компьютер чаще

Г) спрашивать д/з на уроке, а не на перемене

Д) понятней объяснять новую тему

Е) задавать меньше домашней работы

Ж) чтобы не кричали учителя, если мы не понимаем тему

З) на современном уроке учителя не должны проверять д/з, т.к. на это уходит много времени. На уроке должно быть много практики. Учителя не должны кричать на учеников, когда те затрудняются с ответом, т.к. они этим занижают самооценку.

И) использовать электронные книги. Свободный диалог между преподавателем и учениками. Высокая квалификация преподавателей.

К) применять современные знания из интернета.

2. Все ли черты из перечисленных вами присутствуют на ваших занятиях? Пожалуйста, напишите два столбца:

первый — те черты современного урока, которые вы видите на занятиях, второй — те, которых нет, но вы считаете, что они должны быть.
Использование интерактивной доски Понимание учителем учеников
Проведение различных контрольных Электронные книги

3. Что, по вашему мнению, должны или могут сделать ученики, чтобы качество занятий стало более высоким?

Ученики Преподаватели
Делать д/з

Не баловаться на уроке

Быть внимательными на уроке

Записывать все, что говорит учитель

Объяснять своими словами

Искать подход к каждому ученику индивидуально

Давать возможность ученику высказать свое мнение

  • пишете под диктовку преподавателя; русский, литература
  • конспектируете литературу; литература, история.
  • занимаетесь самостоятельно под руководством преподавателя; русский язык, немецкий язык; обществознание, география, экология,
  • рассуждаете на заданную тему; математика, русский язык, обществознание, история, география, экология
  • спорите, решаете проблемы. История, литература, обществознание, математика, русский язык, экология.
  • Каждый день; - 0
  • раз в неделю; - 10%
  • 1–2 раза в месяц; - 60%
  • 1–2 раза в полугодие; - 10%
  • только при подготовке к экзаменам; - 0
  • почти никогда – 20%
  • Раз в неделю - 0
  • 1–2 раза в месяц – 20%
  • 1–2 раза в полугодие – 10%
  • только при подготовке к экзаменам - 0
  • почти никогда -70%

7. Согласны ли вы с утверждениями:

  • Согласен -20%
  • скорее да, чем нет – 40%
  • сомневаюсь – 0
  • скорее нет, чем да – 30%
  • не согласен- 0
  • Согласен -20%
  • скорее да, чем нет – 20%
  • сомневаюсь – 10%
  • скорее нет, чем да – 20%

8. Назовите предметы, занятия на которых, по вашему мнению, отличаются самым высоким качеством.

Русский язык, информатика, математика, литература, физкультура, география, обществознание.

Сегодня стало ясно, что только творческий учитель, обладающий индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен повысить качество школьного образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения, внося тем самым вклад в развитие и совершенствование общества в целом.

Педагогам школы в практике своей деятельности необходимо использовать системные требования к современному уроку, озвученные на педагогическом совете:

1. Реализовывать системно-деятельностный и компетентностный подходы к обучению как основные при введении новых образовательных стандартов;

2. С целью повышения качества образования использовать здоровьесберегающие и развивающие технологии;

3. Рекомендовать использование наряду с традиционными нетрадиционных форм и методов обучения, учитывающих склонности учащихся и обеспечивающих активное участие каждого ребенка в процессе образования;

4. Продолжить совершенствование материально-технической базы школы

5. С целью организации эффективного учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ технологий активизировать работу МО педагогов школы по повышению ИКТ-компетентности;

Классным руководителям и учителям-предметникам создавать в школе эмоционально-психологический комфорт, поддерживая учебную дисциплину на основе оптимального сочетания требовательности и уважения к личности школьника.

«Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов.

А что такое ресурс? Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.

Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.

Образовательные ресурсы не только обеспечивают настрой учащихся на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции : выращивание и развитие универсальных способностей и компетенций человека, усвоение предметного содержания, освоение нравственного поведения в пространстве.

Главным ресурсом, обеспечивающим качество образования, является урок.

Ученые считают, что уроку приблизительно 350 лет. И все эти годы лучшие, думающие учителя стремились максимально обеспечить через урок решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, актуальных для своего времени.

Что же представляет из себя современный урок? Это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Требования к структуре урока говорят о необходимости:

• Правильно определить цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достижения);

• Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом);

• Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками;

• Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала;

• Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;

• Продумать систему повторения и закрепления изученного материала;

• Найти оптимальное место домашнему заданию.

В настоящее время большинство учителей по-прежнему предпочитают традиционный урок. Это объясняется разными причинами: привычкой и боязнью нового, непониманием огромного количества инноваций, внедряющихся в современную школу и часто не дающих никаких положительных результатов, кроме дополнительной нагрузки.

Многочисленные исследования традиционной системы обучения выявили недостатки, сложившиеся в практике проведения уроков в школе. Среди них:

• увлечение планированием урока без достаточной связи с другими;

• слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие;

• слабое знание личности школьника и классных коллективов; уроки-близнецы в разных классах;

• недооценка специального продумывания целей и задач урока;

• шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей, стремление к большей накопляемости оценок и, как следствие, преувеличение роли опроса;

• перегруженность содержания учебного материала;

• недостаточное внимание к применению знаний на практике, оторванность теоретических знаний от их использования;

• бедность арсенала выбора методов обучения;

• слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения;

• увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны;

• односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественно дифференциация объема и степени сложности);

• пассивная позиция части школьников в учебном процессе;

• бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда и др.

Все эти факторы обусловливают необходимость владения выпускниками школ новыми (их называют универсальными) компетенциями или способностями: оргдеятельностными, интеллектуальными, коммуникативными и информационными, которые обеспечивают социализацию человека в современном мире.

Я назвала лишь несколько важных учительских и школьных проблем. Их преодолению, как показывает инновационная практика, помогает умелое ресурсообеспечение. В современный период ведется активный поиск ресурсов развития современного урока. Но главным ресурсом остаётся сам учитель.

Сегодня учитель не освобождается от своей обязанности учить, он начинает учить по-новому. А урок остается, являясь по-прежнему основной формой организации учебного процесса. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Рассматривая самый распространенный тип урока –комбинированный с позиции основных дидактических требований и урок современного типа, становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.

Каковы же ресурсы развития современного урока :

1 место – здоровьесберегающие и развивающие технологии

2 место – проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения

3 место – проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)

4 место – материально-техническое, финансовое обеспечение

Главный ресурс урока – как говорилось ранее, сам учитель

Первая группа ресурсов -здоровьесберегающие и развивающие технологии

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.

Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Здоровье детей катастрофически падает, и мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее –их физическое состояние или обучение? Результаты медицинских осмотров показывают-только 39% первоклассников приходят в первый класс здоровыми.

Достоверно вписываются слова философа А. Шопенгауэра

Успешность в обучении определяется уровнем состояния здоровья.

Поэтому возникает проблема, как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью школьников?

Здоровье сберегающее технологии неразрывно связаны с другими технологиями. Такими как:

• Технологии развивающего обучения (ТРО)

• Технология уровневой дифференциации обучения.

Здоровье сберегающие технологии это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

Перейдем к следующей группе ресурсов.

Проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения

Использование современных педагогических технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса.

Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

Отсюда следует, что при проектировании урока необходимо учитывать условия, предлагаемые ФГОС. Одним из таких условий является системно-деятельностный подход.

.При моделировании урока с позиции системно-деятельностного подхода вписывается технология сотрудничества.

Переход на ФГОС требует от учителя не только знания и понимания основных принципов системно-деятельностного подхода в образовании, но и активных действий по его внедрению в учебный процесс.

Так появилась идея разработать конструктор современного урока, который позволил бы любому учителю выстроить структуру учебного занятия в контексте системно- деятельностного подхода

Следующая группа ресурсов-проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)

Главное, что должен обеспечить урок – это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

Существует три структурные составляющие данного понятия.

Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.

Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями школьной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.

Как добиться интеллектуальной комфортности на уроке?

Только профессионализм учителя может создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, способствующие формированию позитивного мышления, раскрытию его креативности.

Материально-технический, финансовый ресурс

Можно ли назвать современным урок, если не привлечены такие ресурсы урока, как:

• Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) :

1. Информационные модули

6. Электронные учебники и т. д.

Конечно, нет. С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.

«Однажды собрались вместе люди, чтобы решить, кто из них достоин права называться лучшим. Вышел первый. И спел он песню о любви, счастье и мире. Его голос поразил всех, и все решили, что он самый лучший. Вышел второй. Он подарил людям свой танец. Не произнеся не слова, он в танце рассказал о том, как рождается и умирает любовь, и все решили, он самый лучший. Потом выходили другие. Они пели, танцевали, слагали стихи. И каждый был достоин права называться лучшим. Но был среди этих людей ещё один человек. Все знали, что умеет он и петь, и танцевать, и слагать стихи.

Недаром я несколько раз говорила, что главный ресурс урока – сам учитель

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

Песочная терапия. Метод SAND-ART. Психотерапевтические ресурсы рисования песком

Песочная терапия. Метод SAND-ART. Психотерапевтические ресурсы рисования песком спользование песочной терапии как одного из видов арт-терапии в работе с детьми Разобраться со своими внутренними проблемами, увидеть.

Электронные образовательные ресурсы на занятиях изобразительного искусства в ДОУ Практика работы в ДОУ показала, что информационные технологии, как правило, предназначены для эффективной организации методического взаимодействия.


Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.

Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.

Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию учащихся на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универсальных способностей и компетенций человека, усвоение предметного содержания, освоение нравственного поведения в пространстве.

Главным ресурсом, обеспечивающим качество образования, является урок.

Ученые считают, что уроку приблизительно 350 лет.

Урок – основная форма организации учебно – воспитательного процесса, и качество обучения – это, прежде всего, качество урока.

Ресурсы развития современного урока:

1 место – здоровьесберегающие и развивающие технологии

2 место – проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения

3 место – проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)

4 место – материально-технический, финансовый.

Главный ресурс урока – сам учитель.

Педсовет на тему Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов

I. Здоровьесберегающие и развивающие технологии.

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.

Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Здоровье детей катастрофически падает, и мы вправе поставить вопрос: « Что для нас важнее –их физическое состояние или обучение? Результаты медицинских осмотров показал-25% первоклассников пришли в первый класс здоровыми.

Достоверно вписываются слова философа А. Шопенгауэра

Успешность в обучении определяется уровнем состояния здоровья.

Поэтому возникает проблема, как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью школьников?

Здоровьесберегающее технологии неразрывно связаны с другими технологиями. Такими как:

Технологии развивающего обучения (ТРО).

Технология уровневой дифференциации обучения.

Здоровьесберегающей технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся (слайд) Выступление учителя.

Перейдём к следующим ресурсам.

II. Проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения

Использование современных педагогических технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса.

Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

Отсюда следует, что при проектировании урока необходимо учитывать условия, предлагаемые ФГОС. Одним из таких условий является системно-деятельностный подход.

При моделировании урока с позиции системно-деятельностного подхода вписывается технология сотрудничества.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.

Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.

Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию учащихся на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универсальных способностей и компетенций человека, усвоение предметного содержания, освоение нравственного поведения в пространстве.

Главным ресурсом, обеспечивающим качество образования, является урок.

Ученые считают, что уроку приблизительно 350 лет.

Урок – основная форма организации учебно – воспитательного процесса, и качество обучения – это, прежде всего, качество урока.

Ресурсы развития современного урока:

1 место – здоровьесберегающие и развивающие технологии

2 место – проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения

3 место – проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)

4 место – материально-технический, финансовый

Главный ресурс урока – сам учитель

Здоровьесберегающие и развивающие технологии

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.

Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Здоровье детей катастрофически падает, и мы вправе поставить вопрос: « Что для нас важнее –их физическое состояние или обучение? Результаты медицинских осмотров показал-25% первоклассников пришли в первый класс здоровыми.

Достоверно вписываются слова философа А.Шопенгауэра

Успешность в обучении определяется уровнем состояния здоровья.

Поэтому возникает проблема, как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью школьников?

Здоровьесберегающее технологии неразрывно связаны с другими технологиями. Такими как:

Технологии развивающего обучения (ТРО)

Технология уровневой дифференциации обучения.

Здоровье сберегающей технологии -это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся (слайд) Выступление учителя.

Перейдём к следующим ресурсам.

Проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения

Использование современных педагогических технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса.

Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

Отсюда следует, что при проектировании урока необходимо учитывать условия, предлагаемые ФГОС. Одним из таких условий является системно-деятельностный подход.

При моделировании урока с позиции системно-деятельностного подхода вписывается технология сотрудничества.

_________________________________________________________________

Переход на ФГОС требует от учителя не только знания и понимания основных принципов системно-деятельностного подхода в образовании, но и активных действий по его внедрению в учебный процесс.

Так появилась идея разработать конструктор современного урока, который позволил бы любому учителю выстроить структуру учебного занятия в контексте системно- деятельностного подхода. Выступление учителя.(слайд)

Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.

Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.

Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.

Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.

Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.

Проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)

Главное, что должен обеспечить урок – это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

Существует три структурные составляющие данного понятия.

Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.

Комфортность:

● Психологическая

● Интеллектуальная

Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями школьной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.

Как добиться интеллектуальной комфортности на уроке?

Только профессионализм учителя может создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, способствующие формированию позитивного мышления, раскрытию его креативности.

(слайд) Выступление учителя

Материально-технический, финансовый ресурс

Можно ли назвать современным урок, если не привлечены такие ресурсы урока, как:

Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):

Электронные учебники и т.д.

Конечно, нет. С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.

Выступление учителя.( слайд)

«Однажды собрались вместе люди, чтобы решить, кто из них достоин права называться лучшим. Вышел первый. И спел он песню о любви, счастье и мире. Его голос поразил всех, и все решили, что он самый лучший. Вышел второй. Он подарил людям свой танец. Не произнеся не слова, он в танце рассказал о том, как рождается и умирает любовь, и все решили, он самый лучший. Потом выходили другие. Они пели, танцевали, слагали стихи. И каждый был достоин права называться лучшим. Но был среди этих людей ещё один человек. Все знали, что умеет он и петь, и танцевать, и слагать стихи.

Главный ресурс урока – сам учитель

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

Выступление учителя из опыта работы


Рефлексия

Ресурсы современного урока.

Педагогам школы в практике своей деятельности необходимо использовать системные требования к современному уроку, озвученные на педагогическом совете:

С целью повышения качества образования использовать здоровьесберегающие и развивающие технологии;

Реализовывать системно-деятельностный и компетентностный подходы к обучению как основные при введении новых образовательных стандартов;

С целью организации эффективного учебно – воспитательного процесса с использованием ИКТ технологий активизировать работу МО педагогов школы по повышению ИКТ – компетентности;

Классным руководителям и учителям-предметникам создавать в школе эмоционально-психологический комфорт, поддерживая учебную дисциплину на основе оптимального сочетания требовательности и уважения к личности школьника;

Читайте также: